Поморы: что нам известно о легендарных жителях северных берегов

Саамы и сейды

Я никогда не интересовалась историей севера, но, оказавшись на Кольском полуострове, да еще и на краю земли, обнаружила, что история этого региона, в том числе и его коренного народа, очень захватывающая. В тот день, когда мы ходили с походом в Арктику (Путешествие в Заполярье. День 3: поход в Арктику), то наткнулись на интересный камень, стоящий на маленьком камушке. Гид сказал — это сейд — священный камень саамов. Здесь их огромное множество, и ученые не могут объяснить (как в случае с дольменами и тем же самым известным Стоунхенджем) для чего они были нужны, и кто их так установил.

Покопавшись в исторических материалах готова поделиться с вами предположениями, что это такое.

Саамы — это малочисленный финно-угорский народ, коренные жители районов Крайнего севера. Интересно, что они были известны еще древним грекам, что означает, что у этой небольшой группы поистине огромное знание и история. Саамы никогда не были жителями какой-то одной страны, так как регион их обитания — Север (а это и Россия, и Финляндия, и Норвегия). В нашей стране большее их число проживает в центре Кольского полуострова рядом с Лавоозером. Христианство пришло в этот дальний регион нашей страны в XVI веке, но саамов (или лопарей) крестить так и не удалось, так как они всегда вели кочевой образ жизни. До сих пор их религия — промысловый оккультизм, где сейды являются главными объектами поклонения.

Сейд — священный камень саамов

Источник фото: Дарья Барташевич /cafesociete.ru

Сейд (в переводе с саамского “священный”) — это священный камень североевропейских народов. Может представлять собой или особое место в горах, тундре, или артефакт — сооружение из камней (большой валун стоит на одном или нескольких крохотных камешках). У ученых нет четкой версии, для чего они предназначались и как были созданы. Одна из версий — возникновение вследствие большого потопа, другая — древняя цивилизация, которая построила эти сооружения, обладая уникальными знаниями и оборудованием.

Для самих саамов сейды служили и камнями удачи, которым они поклонялись, так как их жизнь полностью зависела от природы, и местом захоронения родоначальников погостов. Во втором случае для лопарей сейд — это даже не камень, а больше дух.

Целые цепочки сейдов можно наблюдать около села Териберка и у Сейдозера, а лучшее время, чтобы их посмотреть — позднее лето и ранняя осень.

Загадка поморов

Так кто же такие поморы? С 90-х годов прошлого века возникли две противоположные точки зрения, постоянно рождающие жаркие споры. Согласно первой, поморы — древний народ, потомки свободных новгородцев, издавна живущий на берегах Белого моря. Свое государство этот народ создать не успел, потому что Москва сначала покорила Великий Новгород, а затем и Поморье. Несмотря на это, поморы все равно сохранили свой свободолюбивый характер и бытовые обычаи, делающие их непохожими на жителей других регионов России. Поморье, в отличие от остальной страны, не знало монголо-татарского ига и крепостного права, поэтому менталитет его жителей всегда отличался гордостью и независимостью.

По мнению сторонников теории «поморы — отдельный народ», обитатели беломорского побережья были грамотны поголовно. Язык, на котором они общались, называется «помóрьска говóря». Существуют поморско-русские словари и даже литература на «говóри», правда, не дошедшая из глубины веков, а появившаяся за последние двадцать лет. Кроме своего языка, поморы всегда отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал. Также поморы — уникальные мореходы, их ладьи-кочи, по мнению сторонников теории, предназначены для плавания среди полярных льдов лучше, чем современные ледоколы. Поморы ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты.

Что такое лоции и как поморы умудрялись плавать по морям без навигатора

Но, согласно этой теории, вольный поморский народ испытывал притеснения. Петр I запретил кочи и заставил поморов строить шняки по голландскому образцу. Несмотря на это, поморы и на кочах, и на шняках плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой. Благодаря этим контактам, по своему менталитету поморы ближе к жителям Скандинавии, чем к остальной России. И их следует считать отдельным этносом, а вовсе не частью русского народа.

Понятно, что эти представления сильно гиперболизированы, остро полемичны, их носители практикуют избирательный подход к огромному массиву исторических данных, то есть обращают внимание лишь на то, что говорит в пользу их концепции. К тому же не отделяют твердо установленные факты от гипотез и догадок, тем самым превращая поморское прошлое в подобие фэнтези

Впрочем, не стоит стричь всех под одну гребенку: сторонники «поморского возрождения» бывают разными, не все они мыслят столь прямолинейно и категорично.

Сколько всего поморов?

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек. По данным Всероссийской переписи 2010 года — 3113 человек. Перепись 2020 года перенесена на 2021 год.

Существует и противоположная точка зрения, тоже пристрастная и упрощенная. Согласно ей, поморами, а на самом деле — поморцами, назывались только жители берега Белого моря, от города Кеми до города Онеги. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав большой России. Архангельск был изначально государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества и не имел никаких вечевых прав.

Когда заходит речь об отсутствии крепостного права, сторонники критического взгляда просят уточнить терминологию. На Севере отсутствовали помещичьи вотчины, но местные жители являлись государевыми или монастырскими тяглецами, а не вольными гражданами, которые могли гулять, где хотят. Например, Ломоносову, чтобы отправиться в Москву, пришлось получить паспорт, а когда он истек, будущий великий ученый некоторое время числился «беглым», как обычный крестьянин, сбежавший от барина.

Также критике подвергаются и, к примеру, сведения о всеобщей грамотности: ведь жители Русского Севера старались запоминать наизусть былины и сказы, потому что не могли их записать. Преувеличены, по мнению сторонников критической теории, и уникальные свойства поморских кораблей. Кочи и шняки, согласно их доводам, были тяжелы, неуклюжи, под парусом могли ходить только при попутном ветре. Нельзя и утверждать, будто поморы были замечательными рыбаками: они не могли обеспечить выловленной рыбой свое побережье и выменивали треску у норвежцев за ржаную муку.

Понятно, что и к этим аргументам следует отнестись с осторожностью. Ведь каждый заостренный полемический взгляд — заведомо неполон и несправедлив

Действительно, никакого «поморского государства» или «покорения поморов» летописи не упоминают. Но и сказать, будто жители берегов Белого моря в своей повседневной жизни ничем не отличались от остальной России, невозможно.

2

Происхождение названия, история

Попытки объяснить происхождение гидронима предпринимались еще с XVI-го века. Исследователи исходили из местного говора, балтийских языков и даже санскрита, однако результат был один: «двина» означает «двойная», «двойня».

Установлено, что первые поселенцы появились здесь еще в эпоху мезолита. В Новом Каменном веке на реке жили уже предки карелов, вепсов и саамов.

Дальнейшая история Северной Двины богата историческими событиями:

Дата Событие
IX-XI-й век Начало великого движения новгородцев на Север
XII-й век В «Повести временных лет» впервые появляется упоминание о народе «чудь заволочская»
XII-й век Завершение колонизации края, новгородцы прочно укрепились в Заволочье
XVI-й век Указ Ивана Грозного о строительстве города-порта, возникновение города Архангельск
Конец XVII-го века Основание корабельной верфи Петра I, спуск на воду корабля «Святой Павел», первого судна российского торгового флота
XVI-XVII-й век Северная Двина – единственный путь, связывающий Российскую империю со странами Северной и Западной Европы
XIX-й век Снижение торгового значения реки, появление колесных пароходов
XX-й век, начало Интервенция, оккупация флотом США и Великобритании
ХХ-й век, 40-е годы Поступление через порт Архангельска помощи по ленд-лизу
С ХХ-го века до нынешнего времени Активное хозяйственное использование реки. Северная Двина – часть Северо-Двинского судоходного пути, соединенного с Беломорско-Балтийским каналом.

Коч

Это название, скорее, собирательное — кочами называли в разных местах разные типы судов, на которых поморы ходили по северным морям. Допустим, на «малом коче» грузоподъемностью до семи тонн можно было дойти до Мангазеи, легендарного сибирского торгового города в устье реки Таз. Малый коч, имея небольшую осадку, легко преодолевал отмели, но все равно его нередко приходилось переволакивать — и по льду, и по земле, для чего днище коча делали плоским и снабжали продольными брусьями.

Рисунок малого коча из книги Яна Гюйгена ван Линсхотена (изд. 1611) из раздела, посвящённого участию в первой экспедиции В. Баренца (1594)

Для дальних морских плаваний поморы строили «большие морские кочи». На них северные мореходы ходили вдоль кромки полярных льдов и к Новой Земле (поморы раньше называли ее Матка), и на Шпицберген (по-поморски — Грумант). Это суда длиной до 25 метров, способные перевозить грузы до 40 тонн. На большом коче устанавливали одну или две мачты, а чтобы откачивать воду из трюма, на палубе ставили поршневые насосы — «боты».

Еще одна, наиболее древняя разновидность коча — ладья (в северных говорах — лóдья) или гукор. Это большое торговое двух-трехмачтовое грузовое судно с объемными трюмами. Поморские гукоры ходили в Скандинавию, Англию и другие страны Северной Европы. Когда-то ладьи выдалбливали из толстых стволов, и они представляли собой скорее челны. Позже борта стали надстраивать досками, и ладьи стали «надставными»

Наконец, их конструкция усложнилась и у лодей появились киль, шпангоуты, обшивка из досок встык (у скандинавских драккаров венцы досок накрывали предыдущие, а у наших поверхность корпуса делалась гладкой, что было важно во время плавания во льдах)

Реплика малого поморского беспалубного коча XVII века с надстройкой. Фото: клуб «Полярный Одиссей», Петрозаводск.

Ладья была кораблем палубным, с высокой кормой, оснащенной навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека, в которые входили через люки на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика. Там же хранились мореходные инструменты, корабельная казна и запасные паруса. В носовом отсеке размещалась команда из 25-30 человек. Здесь же ставили кирпичную печь для приготовления пищи, сушки одежды и обогрева всех внутренних помещений корабля.

Были кочи «средние» — длиной 16-17 метров, шириной примерно четыре метра, осадкой 1–1,5 м. Такие суда могли входить в устья рек и летом, и зимой, брать на борт до 30 т груза и до 50 человек.

Кочи были прочные, маневренные и быстроходные, чтобы в сложнейших арктических условиях преодолеть за короткое лето большие расстояния. При попутном ветре коч мог проходить в сутки 130–150 км, а самые умелые мореплаватели преодолевали даже до 220 км. Для сравнения: английские торговые суда, заходившие в Архангельск, в сутки преодолевали не более 80–100 км, голландские фрегаты — 65–75 км.

Реплика большой поморской трехмачтовой лодьи XVIII века. Фото: клуб «Полярный Одиссей», Петрозаводск.

Деревянные лодки строились без металлического крепежа. Доски сшивали с помощью специально завитого длинного тонкого корня или побега деревьев — вицы.

Хождение по северным морям опасно попаданием в ледяной плен. Лед способен не только «облепить» корпус судна, но и сжать его так, что деревянные борта попросту лопнут. Чтобы этого избежать, кочи имели округлые обводы, защищавшие борта. Помогала избежать ледовых тисков и яйцевидная или ложковидная форма коча: когда льды начинали сжиматься вокруг судна, они «выдавливали» его вверх, коч «выскакивал» на лед, не повреждая борта. Такую форму оценил знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен (1861–1930). Свой корабль «Фрам» он построил по типу поморского коча. Сейчас легендарное судно, которое выдержало испытания ледовой стихией, сохраняется в музее города Осло.

2

«Жёнки, большухи», или Северорусский феминизм

Общество Русского Севера — это пример гендерно равной модели общежития среди прочих сообществ Руси. Здесь муж и жена грамотно распределяли обязанности — жили вупряг (наравне).

На период ожидания «мужиков» с промысла женщина оставалась полноправной домоправительницей и главой всей семьи, ее так и кликали — большухой. Поморские женщины ревностно относились к своему статусу и слово «баба» считали оскорбительным:

Жизнь на Русском Севере требует особого отношения к семейному укладу: поморы считают семью «высшей ценностью и олицетворением жизни согласной».

Поморские женки и поморская семья, 1887 год. Источник

Суперфуд Русского Севера

Северный крестьянин мог бы стать популярным healthy-lifestyle-блогером, ведь его рацион преимущественно состоял из рыбы, ягод, грибов и квашеного молока.

Крестьяне Севера совершенно не зависели от урожая на регулярной пашне:

Хлеб не был ключевой составляющей рациона и заменялся пихтовой и сосновой корой или болотными растениями. Основная причина, по которой крестьяне других регионов России не знали о полезных свойствах такого продукта, — практически полное отсутствие в Южной России болот.

Болото. Источник

Зачастую путешественники, бывавшие в северных губерниях, расценивали эту практику или как признак дикости, или как свидетельство крайней нужды. На самом же деле использование дикорастущих хлебозаменителей было широко распространено среди всего населения: от нищих безземельных крестьян до обеспеченных горожан.

Кроме ягод и грибов следует упомянуть сосновый сок, то есть молодой весенний сосновый луб:

Исландский мох также играл роль хлебозаменителя. Он горький на вкус и требует особого приготовления. Однако его употребление было сертифицировано и рекомендовано государством.

Рецепт приготовления исландского мха прост:

Вехка (белокрыльник болотный, прост. — «житница», «хлебник», «хлебница») являлась неотъемлемой частью рациона помора. От названия этого растения произошли имена 14 рек и озер Вологодской губернии, хотя гидронимы, основанные на названиях трав и растений, почти не встречаются. Способ приготовления вехки следующий: «Высушенное и вымоченное в воде корневище примешивается к ржаной муке и идет в хлеб, откуда и название хлебница». Достоинства вехки — большая биомасса на заболоченных площадях и быстрый цикл восстановления, она легко обнаруживается и просто собирается. Ежегодный нарост крахмалистого корневища составляет 40 сантиметров. До начала XIX века это растение занимало место картофеля в рационе поморов.

В рационе крестьян встречались также растущий по берегам манник, корневища ириса, кувшинка белая и кубышка желтая («одолень-корень», так как считалось, что она одолевает нечистую силу), рогоз, пшеничка, сырые стебли боба, печеные корневища чакана, корни таволги и сусака.

Обед помора состоял из редьки с квасом, соленых груздей и волнух, разведенных водой или вареных («грибницы»), брусники и толокна. Соленые рыжики вместо груздей и волнух считались изысканным блюдом и в ежедневном рационе присутствовали лишь у зажиточных людей. Они же употребляли в пищу соленую рыбу — уху из трески или сельди. Местные также включали в рацион овес и ячмень, много брюквы, грибов и ягод. Овес употреблялся в виде холодных щей (жидкой кашицы из овса) и киселя; капусту ели пареную, поэтому местное население не было знакомо с квашеной капустой и кислыми щами. Ячмень шел на хлеб и пироги. Каждая постная трапеза венчалась блюдом с брусникой. В непостные дни употребляется мясо и кислое молоко (творог, свернутый из молока посредством нагревания, сваливали ежедневно в одну кладь, где он закисал). Мясо ели редко, на столе его заменяла летятина (дичь). Перец и лук — единственные приправы на столе помора. Воскресный чай — для богатых. ⁠

Изба изнутри. Источник

Поморы — северяне и переселенцы

Первыми поселенцами Севера стали саамы, которые оставили после себя памятники древнейшей культуры — наскальные рисунки и лабиринты в каменных пещерах. Нельзя исключать, что именно они составили часть предков современных поморов, однако гораздо более значимую роль в формировании нового народа сыграли жители другого региона.

В начале IX века начинается освоение северных земель новгородцами. Происходило оно медленно, а народ перебирался на новые территории неохотно — слишком бедными были почвы, слишком суровым климат. В 988 году на Руси было принято христианство, что закрепилось как господствующая религия.

Именно это стало толчком к массовым переселениям на север. Многие люди не хотели отказываться от прежних верований, кто-то подвергался гонениям, а потому вынужден был покинуть родные места и отправиться туда, где сможет чувствовать себя свободным человеком.

Юрий Васендин «Старый помор»

Поскольку в Поморье собиралось немало язычников, долгое время хранивших исконную религию, даже в XIX веке многие жители этих земель являлись приверженцами обрядов и традиций, что в центральной части России уже давно ушли в прошлое. Поморы славились своим мастерством изготовления различных оберегов и ритуальных предметов.

В XVII веке в Поморье появляется новая волна переселенцев. Теперь это были противники реформ патриарха Никона. Старообрядцы и староверы бережно хранили свою культуру, а потому даже сегодня некоторые обычаи поморов кажутся загадочными и близкими к старинным временам.

Флора

Большинство водорослей Северной Двины относятся к следующим видам диатомовых:

  • Asterionella formosa;
  • Cyclotella comta;
  • Fragilaria crotonensis;
  • Melosira granulata.

Прибрежная территория является природоохранной зоной и отличается богатой растительностью.

Водные растения (семейства):

  • рдестовые;
  • пузырчатковые;
  • лютиковые;
  • водокрасовые;
  • аронниковые и другие.

Прибрежно-водные и луговые:

  • осока;
  • канареечник;
  • пырей;
  • красный клевер;
  • луговая чина;
  • лисохвост.

Таежная подзона:

  • ель;
  • сосна;
  • лиственница;
  • сибирская пихта;
  • белые грибы;
  • ягоды черника, брусника, голубика, клюква.

Петр и «Святой Петр»

В официальный ответ воронежскому губернатору цитата из проекта, приведенная выше, вошла не полностью. Но все авторы обоснования отмечали: Архангельск был первым. Авторы основывались на первых исследованиях Морского научного комитета, и при подготовке они разбирали бумаги в Санкт-­Петербурге. А основные документы 1693–1694 годов находились в Москве. Многие вещи им приходилось домысливать.

В связи с недавним юбилеем Петра I мне пришлось разбираться в тех событиях. В моей новой книге «Петр I в. Архангельске» есть глава, посвященная вопросам флота.

К приезду царя в Архангельск в 1693 году была построена 12‑пушечная адмиральская яхта «Святой Петр». А это наиболее популярный в Европе тип скоростного маневренного боевого корабля (тогда, кстати, военные корабли называли судами, а торговые — кораблями).

В литературе xix века говорится, что Петр спонтанно сорвался в Архангельск. Но это не так. Царь впервые пробует управление судном в Москве на ботике на реке Яузе. Потом перебирается в Переславль, где учится строить кораблики, спускает их на воду на озере, катается и понимает, что в озере тесно. Ему предлагают в качестве альтернативы Кубенское озеро под Вологдой. В 1692 году он едет туда и остается недоволен: какой смысл менять шило на мыло, тем более что вологодское озеро находится в пять раз дальше, чем переславское. И он решает ехать в Архангельск.

Петр дает привилегию купцу и своему учителю Францу Тиммерману на строительство торговых судов в Архангельске и Мезени. В марте в Архангельск посылают бригаду голландских кораблестроителей, которым поручено построить путевой дворец из четырех зданий на Мосеевом острове и яхту — первый военно-­морской корабль. Инженерный состав кораблестроителей был из голландцев, а рабочие руки — русские. В мае помощник царя Франц Лефорт пишет в Швейцарию матери и брату, что 4 июля они выезжают в Архангельск. Так и происходит. Петр настолько был впечатлен яхтой, что в первые дни никуда не выезжает с Мосеева острова, игнорируя церковные праздники и салют. Он знакомится с экипажем «Святого Петра». Команда была наемная, иностранная, но как владелец и первый командир судна царь решил, что половина команды должна набираться из русских, чтобы иностранцы учили русский язык и передавали опыт.

В 1693 году Петр сам учился морскому делу в Архангельске. И на первые русские военные суда, уходящие в походы, полагалось брать половину экипажа из холмогорских стрельцов. Царь отменяет поездку на Соловки и уходит сопровождать иностранный караван. Доходит до горла Белого моря, возвращается сюда и ставит «Святой Петр» на городской рейд под новым флагом — флагом царя Московского — российским триколором. Архангельск — не родина русского флага, его шили не здесь. Но здесь прошла первая демонстрация флага.

Кроме того, Петр поднимает вымпел, состоящий из русского триколора, интегрированного с Иерусалимским флагом (этот вымпел до 1917 года хранился в Архангельске, а потом пропал). Был поднят Иерусалимский флаг, тот самый, который потом Петр подарит архиепископу Афанасию. Архиепископы Холмогорские и Важские будут единственными церковными служителями, имеющими свой военно-­морской флаг. С 1693 по 1704 год, пока не будет принят Андреевский флаг, русский триколор с двуглавым орлом по центру полотнища будет первым российским военно-­морским флагом.

Именно в 1693 году был сделан первый шаг в строительстве флота. 6 сентября Петр собирается у архиепископа Афанасия с ближними боярами, которые приехали с ним в Архангельск, и со своими так называемыми потешными, офицерами новой армии. В летописи перечисляется, о чем Петр говорил во время трапезы, в частности «…о водном путешествии морском и речном кораблями». А в «Предисловии к доброхотному читателю» Морского устава (1720 год) Петр фактически пишет о принятии решения о создании флота.

Легенды Сейдозера

Сейдозеро располагается в 100 км от Хибин, озеро небольшое — около 8 км, ширина от 1,5 до 2,5 км. Это место считается тундрой, но имеет особый климат из-за окружающих его гор. С этим озером связано огромное количество легенд, рассказывающих о саамах и гиперборейской цивилизации. Одна из загадок — 75-метровое изображение великана Куйвы из саамских сказаний прямо на скале. По легенде он пытался убить предков саамов в долине озера, и когда он одерживал победу, то народ призвал богов защитить их, Боги разгневались на Куйву и превратили его в изображение на скале. В культуре саамов — это одно из важнейших мест, хотя местные до сих пор боятся и избегают его. Сейчас ученые предполагают, что изображение может иметь естественное происхождение, связанное с колонизацией мхов и лишайников, но опровергнуть мифическое происхождение изображение пока никто не в состоянии.

Есть несколько легенд, связанных с существованием подземных городов Гипербореи. В ходе экспедиций в течение всего XX века были найдены остатки стен и колодцев, но на данный момент представлено слишком мало доказательств, чтобы серьезно говорить о какой-то подобной цивилизации.

Также тут встречаются легенды о снежном человеке, лесном духе — Мёцьвуйнасе, который не причиняет зла просто так, а учит только тех, кто шумит и вредит священным местам.

Сейдозеро — место, где легенды и научные факты стоят на чаше весов 50 на 50, поэтому никакие логические объяснения в этом случае не работают, здесь важно видеть и чувствовать. В любой сезон это место стоит увидеть своими глазами, зимой добраться можно на снегоходах, летом — на джипах

Вид на озеро Большой Вудъявр

Источник фото: Дарья Барташевич /cafesociete.ru

Воронежу ответили еще в XIX веке

Когда в 1894 году воронежский губернатор обратился к императору Александру III с просьбой признать первенство Воронежа как родины российского флота, эта бумага пошла по инстанциям в Санкт-­Петербурге. Сохранилось все архивное дело, начиная от запроса, заканчивая ответом императора. И все инстанции и чиновники, через которых проходил запрос, включая Морское министерство, Морской научный комитет, полицмейстера российского, не признали Воронеж родиной флота.

Основывались они на конкретных фактах. Вот цитата из проекта ответа императора: «Ранее спуска 2 апреля 1696 года в Воронеже трех военных галер — „Принципиум“, „Святого Марка“ и „Святого Матвея“ — был заложен царем в 1693 году на Соломбальской верфи 24‑пушечный корабль. В начале 1694 года был спущен корабль, а пока корабль вооружался, на яхте „Святой Петр“ царь ходил в Соловецкий монастырь. Купленный в Голландии корабль „Святое пророчество“, „Апостол Павел“ и яхта „Святой Петр“ плавали с царем до Святого Носа в 1694 году, то есть ходили в океан, а потому событие это относится гораздо более к зарождению флота, чем постройка флотилии в Воронеже и действия ее на реке Дон».

Поморы — великие первооткрыватели

Поскольку поморы много столетий вынуждены были бороться со стихией и суровым климатом осваиваемых земель, они стали одними из самых лучшим русских исследователей, имевших всё для продолжительных выходов в Северный Ледовитый океан.

Благодаря представителям этого народа были открыты новые земли, такие как Шпицберген, Северная Сибирь, Новая Земля. Эти открытия становятся первыми шагами к проложению новых важных морских путей. Появление этих маршрутов не только положительно отразилось на торговых делах самих поморов, но и расширило границы России.

Благодаря поморам в середине XVIII века были освоены Алеутские острова, Аляска. Тогда же народ начинает путешествовать к западным берегам Северной Америки. Как видите, столь продолжительные выходы в открытое море не пугали поморов (а ведь стоит учитывать и неблагоприятные климатические условия севера).

Девушки-поморы. Начало XX века

В 1812 году помором Иваном Кусковым был основан Форт Росс, что стал первым европейским поселением Северной Калифорнии. Поморы помогали утверждать власть Российского государства на новых землях, становясь первооткрывателями и покорителями ранее неизведанных территорий.

До сих пор вопрос появления поморов вызывает немало вопросов и разногласий. Одни исследователи считают их этносом, другие — субэтносом, что сформировался из переселенцев. На мой взгляд, поморов можно считать русскими, что подтверждается и генетическим изучением их представителей.

Однако они действительно смогли стать самостоятельным уникальным народом, сложившимся из жителей различных городов, сёл и регионов, а также коренных этносов Поморья. Сегодня, как и прежде, своей родиной поморы считают земли Русского Севера, некогда покорённые их стойкими предками.

Редактор: Дарья Нессель

Поморы не у моря

В дореволюционной России поморцами называли не только жителей беломорских берегов, но и одно из основных направлений у староверов. «Раскольники поморцы, толку беспоповщины, или выговцы и выгорецкие, даниловцы. Поморщина ж. собират. раскольничий толк поморцев», — пишет Даль в «Толковом словаре».

Поморцы-староверы, в отличие от других отрицателей реформ Патриарха Никона, не принимали беглых священников. Церковные обряды — крещение, венчание, отпевание проводили грамотные миряне. Старообрядцы поморского толка могли жить и в Москве, и Санкт-Петербурге, и в Риге или Вильно, но безопасней всего чувствовали себя на Русском Севере.

Из этого не следует, что жители Поморья поголовно были староверами. На Русском Севере существовали священнические династии, на берегах Пинеги родился будущий святой Иоанн Кронштадтский. Писатель Борис Шергин вспоминает, как долго выбирал между древней верой и современным Православием и в итоге предпочел Русскую Православную Церковь.

Сейчас в России и остальном мире церковное общество христиан-поморцев насчитывает около 500 приходов и 400 тысяч прихожан.

6

Как поморы воевали

Найти в истории какие-то доказательства завоевания поморов, в отличие от покорения Московским княжеством Великого Новгорода или Вятки, невозможно. Зато архивы сохранили немало свидетельств, как крестьяне Русского Севера при нападении врагов не только защищали свои селения, но и проявляли дипломатическую смекалку.

В знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» шведы безуспешно домогались Кемской волости. В реальной истории они тоже не смогли ее завоевать, поэтому периодически грабили.

В 1590 году крупный шведский отряд разорил Кемскую волость: были сожжены посадские дома, промысловые суда, питейный и гостиный двор. Чтобы отстоять острог, староста Вешняк Кузьмин одолжил восемь пушек у датчан, чьи корабли стояли возле Колы. Как писал в своей «грамате» к жителям Колы царь Федор Иоаннович, «А для осаднаго времени взяли они у Дацких Немец у торговых в долг четыре пушки, две пушки полковыя, ядра у них по три фунта, да две пушки скоростельныя, да четыре пищали больших и с зельем». Битва была удачной, шведы бежали, а их воевода Кавпий был взят в плен и отослан в Москву.

Вместе со знатным пленником было послано не победное донесение, а челобитная с просьбой о льготах. Царь Федор Иоаннович освободил кольских крестьян на три года от всех оброков и податей, на будущее же велел брать с них торговых пошлин только по три деньги с рубля (то есть 1,5%).

7

Как поморы говорят?

Энтузиасты поморского возрождения считают, что поморы использовали особый язык — поморскую говóрю. Это утверждение трудно и подтвердить, и опровергнуть. Не существует ни летописей, ни литературных текстов, созданных на говóре.

Сейчас написаны несколько поморских словарей. Частично они содержат слова, встречающиеся и в других регионах России, но вышедшие из употребления в современном русском языке. В основном же это термины, связанные с морскими промыслами.

Вот несколько интересных поморских слов:

  • Абуконь — большой прибрежный камень, камень-указатель.
  • Агаць — пай, часть добычи, полагающаяся помору.
  • Баклыш — камень, полностью заливаемый морским приливом.
  • Веретье — вал морского прибоя, спираль из волн.
  • Голомя — открытое море.
  • Глубник — ветер со стороны материка.
  • Дрегель — грузчик.
  • Жагра — фитиль.
  • Загрева — зной.
  • Истопель — мера дров, необходимая, чтобы истопить печь.
  • Кармакулы — морские рифы.
  • Клевить — дразнить.
  • Луда — каменистая мель с островками, остров без растительности.
  • Мятуха — плавучий лед в межсезонье.
  • Нива — перекат в реке.
  • Одножирной — одноэтажный.
  • Пазори — отблеск северного сияния.
  • Ремь — вой ветра в бурю.
  • Ссыпщина — варка пива для общины.
  • Ужада — жажда.
  • Хвалена — комплиментарное обращение к девушке, аналогично «молодец» к юноше.
  • Цин — порядок.
  • Яснец — прозрачный осенний лед, через который видна вода.

5

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: