Средневековый город. прогулка по нему

↑ Горожане и крестьяне в средневековье

            Горожане также имели иерархию – горожане по праву рождения; горожане, имевшие в своем владении городскую недвижимость; переселенцы, приезжие.
Основная полнота власти управления средневековым городом была сосредоточена у тех, кто был горожанином по праву наследования – городская знать. Они составляли городские советы и занимали основные выборные должности, имели право на международную торговлю.
Бюргеры имели все те же права, кроме прав на международную торговлю, но все налоги должны были платить полностью.

       Приезжие имели право заниматься ремеслом и розничной торговлей, были наделены правом голоса. Городское купечество объединялось в гильдии, а ремесленники – в цеха.
Высший слой крестьянства составляли свободные крестьяне. Низший состоял из зависимых крестьян, которые облагались самыми большими повинностями.

«Царство небесное подобно царству земному»

По убеждению мудрецов древности, между устройством системы власти в земном мире и в духовном существуют прочные параллели. Поскольку речь у нас идет о так называемой «соломоновой традиции», начнем обзор с того, что говорили на этот счет мудрецы Израиля. В Талмуде (Брахот 58 а) приводится история о том, как рав Шешет пошел присутствовать при въезде царя в город. По законам иудаизма, когда видишь проезжающего царя, нужно произносить благословение. Но рав Шешет был слепым, и потому его спросили, как он узнает, в какой момент благословлять. Однако он точно знал, что сделать это нужно после того, как пройдет третий отряд из царской свиты. Свое решение он объяснил фразой, которая стала известным правилом: «Царство небесное подобно царству земному». При этом он сослался на откровение пророка Элияу, которому Бог открылся лишь после того, как перед этим прошли три стихии – ветер, шум и огонь.

Этот принцип также стал краеугольным камнем в построении каббалистической модели мироздания. Каббалист XVIII века рав Моше Хаим Луцатто (Рамхаль) опирается на него в свой книге «Путь Бога» (ч. 2, гл. 6), когда говорит об устройстве судов в духовном мире. Различные инстанции, через которые проходит определение заслуг и вины человека, располагаются в виде иерархии, занимая различные ступени и уровни.

Таблица “Сословия феодального общества”

Сословие За что отвечает

Феодалы

(герцоги, графы, бароны, рыцари)

Служат королю, защищают государство от внешней агрессии. Феодалы собирали налоги с тех, кто проживает на их наделах, имели право участвовать в рыцарских турнирах и должны были в случае военных действий явиться с военным отрядом в состав королевского войска.

Духовенство

(священники и монахи)

Наиболее грамотная и образованная часть общества. Были поэтами, учеными, летописцами. Главная обязанность – служение вере и Богу.

Трудящиеся

(крестьяне, торговцы, ремесленники)

Главная обязанность – кормить два других сословия.

Таким образом, представители класса трудящихся имели свои личные фермы, но при этом оставались в зависимости, подобно рабам. Это выражалось в том, что они вынуждены были платить феодалам ренту за землю в виде барщины (обязательных работ на землях феодала), оброка (продуктами) или же деньгами. Размер повинностей был строго установлен, что давало возможность трудящимся планировать ведение своего хозяйства и продажи своей продукции.

Рис. 3. Работа крестьян на полях.

Каждый феодал выделял своим крестьянам те формы повинностей, которые считал нужными. Некоторые феодалы отказывались от рабского отношения к крестьянам, взымая за пользование землей только символические налоги в виде продуктов.

Подобные взаимоотношения не могли не сказаться на развитии сельского хозяйства. Крестьяне были заинтересованы в повышении уровня обработки земли с целью получения большего урожая, что сказывалось на их доходах.

Что мы узнали?

Феодальный строй был необходимым элементом развития общества. Повысить уровень производства в тех исторических условиях можно было только с применением труда зависимых крестьян, предложив им личную заинтересованность в труде.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Ангельские иерархии

Подобный принцип лежит в основе не только еврейского религиозного взгляда на мир, но и всей древней оккультной традиции. В книгах Дионисия Ареопагита можно увидеть ту же идею в отношении христианской церкви, которая, согласно подходу этого автора, отражает устройство ангельской иерархии. Ангелы выстраиваются в виде трех больших уровней, каждый из которых в свою очередь также делится на три. К высшему принадлежат Серафимы, Херувимы и Престолы; к среднему – Господства, Силы и Власти; к нижнему – Начала, Архангелы и Ангелы. По такой же модели должна выстраиваться земная иерархия в церкви.

Деление на три триады многим сразу же напомнит каббалистическое древо сфирот. И действительно, иерархия ангелов, приводимая у Дионисия, легко соотносится с той, что известна среди еврейских авторов. Рав Моше бен Маймон (Рамбам) упоминает ее в своей книге «Мишне Тора» (Законы основ Торы, гл. 2, м. 8):

Несложно заметить, что серафимы, которые занимали высшее место у Дионисия, оказались на пятом месте у Рамбама, а Херувимы (Крувим), шедшие у христианского автора следом за первыми, у Рамбама спустились до девятой ступени. Безусловно, эти различия нуждаются в подробном анализе, который мы, возможно, предоставим в отдельной статье. Здесь же отметим лишь то, что обе иерархии отражают реальные соотношения, и один и тот же вид ангелов может превосходить остальные по одному критерию, но уступать им по другим.

Обе иерархии – еврейская и христианская – сводятся вместе в «Оккультной Философии» Г. К. Агриппы. Он отмечает, что и у некоторых философов-неоплатоников также можно найти параллели. Прокл насчитывал девять ангельских чинов, как и Дионисий. Ямвлих писал о некоторых из них в своей книге «О мистериях». В данном анализе не будет лишним привести небольшую выдержку из «Оккультной Философии» (кн. 3, гл. 17), где Агриппа дает краткое описание этой иерархии:

Следующая диаграмма поможет охватить единым взглядом все перечисленное.

На этой схеме неслучайно каждая триада изображена в виде пары противоположностей, под которой возникает средний элемент. Такой же диалектический порядок мы наблюдаем на древе сфирот у каббалистов. Там к верхнему ментальному плану относятся сфирот Хохма – Бина – Даат; к среднему плану, связанному с силами или энергиями, относятся сфирот Хесед – Гвура – Тиферет; к нижнему, связанному с практическими действиями, относятся Нецах – Ѓод – Есод. Последняя сфира, Малхут, стоит особняком, не объединяясь в триаду ни с какой другой, и знаменует собой результат или материальный план. Поэтому и в ангельских иерархиях не следует усматривать противоречие в том, что в одном случае (у Дионисия) мы видим девять ступеней, а в другом (у Рамбама) – десять.

Вслед за этим Агриппа в той же главе переходит к изложению еврейской иерархии ангелов, соответствующей той, что приводилась у Рамбама

Важно отметить, что в практике оккультных школ и орденов именно эта каббалистическая система ангелов была принята как основная и «рабочая», поскольку хорошо согласовывалась также с именами Бога на иврите и со всей системой соответствий, выработанной для древа сфирот, тогда как версия Дионисия в практическом отношении не удостоилась применения

Все сказанное до сих пор помогает понять, что принцип аналогии между устройством общества (государства, церкви и т. д.) на земле и организацией сил в духовном мире признавался мудрецами древности, имевшими доступ к оккультным знаниям. После них этот принцип не только не был вытеснен какими-то альтернативными идеями, но и получил дальнейшее развитие.

Торговые площади

Город Нюрнберг на средневековой миниатюре

Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше — дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы. Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров.

Обычай выставлять свои товары за дверьми лавок, на самой улице, был очень распространен среди торговцев средневекового города. С этой целью у очень многих лавок устроены навесы над частью улицы, прилегающей к лавке.

В большом городе могло быть несколько торговых площадей. Некоторые из них были «специализированными» местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая, Гончарная и пр.).

На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.

Горожане на миниатюре 13 века

Противоречия внутри городских общин.

В борьбе против сеньо­ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо­дах занимали крупные купцы, владельцы городской земли и до­мов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и креп­ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь­ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь­ший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра­ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

Организация[]

Деятельность цехов не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача его состояла в том, чтобы оградить членов цеха — мастеров — от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян; в целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией.

Площадь и население города

  • *Вместе с тем численность населения феодального города была невелика. В основной части городов Западной Европы жило несколько тысяч или даже сот человек. В 1377—1381 годах в Англии кроме Лондона, в котором насчитывалось около 35 тысяч жителей, только Йорк имел свыше 10 тысяч; Бристоль, Плимут, Ковентри, Норич и Линкольн насчитывали от 5 до 10 тысяч человек и еще 11 городов — от 3 до 5 тысяч; всего же в стране в это время существовало до 250-300 городов

*В Священной Римской империи конца XV — начала XVI в. насчитывалось около 3000 городских центров. Крупнейшими были Регенсбург (около 25 тысяч), Кельн (около 20 тысяч), Страсбург (около 15 тысяч), подавляющая же часть германских городов являлась мелкими местечками

*Самыми «урбанизированными» территориями средневековой Европы были итальянские и фландрские: крупнейшие города Фландрии — Ипр, Гент и Брюгге — в XIV веке насчитывали до 25-35 тысяч человек

*В Италии размеры городов были большими. Крупнейшими городами были Милан, Флоренция, Генуя и Венеция, насчитывавшие от 50 до 100 тысяч человек; Верона, Падуя, Болонья, Сиена, Палермо, Неаполь, Рим имели 35-40 тысяч жителей

*На континенте с этими городами мог сравниться один Париж; по некоторым данным, его население росло следующими темпами: в конце XII века — около 25 тысяч человек, в конце XIII века — около 50 тысяч, перед Черной смертью (1348-1349 годы) — около 80 тысяч, в конце XV столетия — около 150 тысяч человек (возможно, что эти цифры завышены). Основная масса французских городов ни в какое сравнение с Парижем не шла — здесь также преобладали небольшие рыночные местечки, насчитывавшие сотни, в лучшем случае тысячи жителей

*При этом Париж в XIII веке занимал около 380 га, Лондон в XIV веке — около 290 га, Флоренция перед Черной смертью — немного более 500 га, Нюрнберг в XV веке — около 140 га; площадь же подавляющего большинства средневековых городов не превышала нескольких десятков гектаров (Тулон, например, в XIII веке имел площадь всего 18 га)

*

  • ———

Налог

Реальный доход человека никого не интересовал и никак официально не учитывался. Налоги брали с имущества (реально существующего на данный момент) и налогами облагались конкретные действия.

Так, налог взымался за проезд по мосту, за ввоз в город товаров, за торговлю на рыночной площади, за право вывешивать над своей мастерской вывеску и т.д. и т.п.

При определении налога на имущество сборщик налогов проводил… ну не обыск, конечно, но близко к тому: подробный досмотр имущества и составление его описи.

За неуплату налога часть имущества горожанина могла быть конфискована и продана с торгов.

Выплата ренты. Прорисовка с миниатюры 15 века.А это портовый город Брюгге на изображении 15 в. Город Париж на изображении 15 века.

Нравы и обычаи

Фундаментальной характеристикой средневекового общества была определенная ментальность, характер мировоззрения, и связанный с ним уклад повседневной жизни. Существенными чертами культуры средневековья были резкие контрасты между происхождением и безродностью, богатством и бедностью.

Общество в обыденной жизни было наглядным, в нем удобно было ориентироваться: по одежде определялась принадлежность людей к сословию, профессиональному кругу или званию. Особенностью было множество ограничений и условностей, но тот, кто их знал, получал дополнительные сведения об окружающей реальности.

Каждый цвет в одежде имел значение: зеленый трактовался как цвет новой любви, голубой – как цвет верности, желтый – враждебности. Информативными западноевропейцу представлялись сочетания цветов, как и платья, фасоны шляпок или чепцов, передававшие внутренний настрой человека.

Символизм – важная черта западноевропейской средневековой культуры.

Эмоциональная жизнь тоже была контрастной, так как душа средневекового жителя была страстной и необузданной. Прихожане в церкви могли молиться часами, потом им это надоедало, и они здесь же, в храме, пускались в пляс.

Это общество часто было жестоким. Казни были обычным делом, и отношение к преступникам не имело середины – их либо прощали, либо казнили. Мысли о перевоспитании преступников не допускалось. Казни организовывались как нравоучительный спектакль, и для ужасных злодеяний изобретались мучительные наказания.

Для простых людей казни были развлечением, и средневековые авторы отмечают, что народ старался оттянуть финал, наслаждаясь истязаниями.

Средневековье было временем проповедников, которые, переходя с места на место, возбуждали людей красноречием, влияя на общественные настроения.

Важной характеристикой было состояние коллективных нравов: это выражалось в боязни жизни, усталости общества, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие твердой воли и желания изменить мир

Страх уступит место надежде только в XVII-XVIII вв.

Культура и быт

Большая часть городского населения жила бедно. Воду добывали из колодцев и источников, которые легко можно было отравить, что часто практиковалось при осаде. О дезинфицирующих средствах не знали. В условиях антисанитарии много рожениц умирало во время родов, а дети не доживали до года.

Для лечения использовали отвары из трав, талисманы, а в тяжелых случаях аптекарь или цирюльник делал кровопускание. Описать все тяготы жителя средневекового города сложно. Не зря Средневековье еще называют темными временами.

Суровые трудовые будни скрашивали народные праздники, возникшие еще в языческие времена, но интерпретированные согласно канонам христианской религии. И хотя церковь в основном осуждала необузданное веселье, майские хороводы, песни и пляски, но искоренить их так и не смогла.

Благородное сословие развлекалось на рыцарских турнирах и охоте. Жители города еще любили посмотреть на публичные казни. В конце средневековья возникли карнавалы, в которых принимали участие даже духовные лица.

Культурная жизнь обычно полностью контролировалась церковью, следившей за содержанием летописей, песен и театральных сценок, устройством власти и повседневной жизнью граждан. Существовали церковные театры, ставившие сценки по библейским мотивам (мистерии). Позже театр вышел за рамки церкви, а к религиозным темам добавил сценки из повседневной жизни (фарсы).

Город

Города в средневековой Европе были довольно малы.

Наши привычные масштабы «мегаполиса» совсем не применимы к ним.

Возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда — только взрослые мужчины.

Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.

Городские ворота на миниатюре 15в. Франция.

Средневековые ворота в английском городе Кентербери, в графстве Кент. Этот символ города привлекает многочисленных туристов в город.

60-ти футовые ворота являются самыми большими из сохранившихся до нашего времени городских ворот в Англии.

Западные ворота в Кентербери были построены из песчаника в 1379-ом году, и до сих пор находятся в превосходном состоянии, являясь важным туристическим символом города.

Дорога все еще проходит через арки этих ворот, так что они до сих пор сохраняют свою главную первоначальную функцию.

Изображение города на миниатюре 15в.

Совершая прогулку по средневековому городу, вы тщетно искали бы на домах того, что нам кажется столь необходимым, к чему мы так привыкли,— номеров.

«Одно напротив другого сделал Всесильный»

Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо глубже взглянуть на происхождение демонического мира. В Каббале демоны связаны с более общей категорией – клипот, что означает «скорлупы» или «кожуры» – наиболее внешние слои, образовавшиеся на периферии духовных миров. В них почти не проникает свет, и потому возникают другие условия существования.

Считается, что уже первое сокращение света в Бесконечном создало отдаленные предпосылки для дальнейшего появления клипот. Само образовавшееся в его результате пространство можно рассматривать как некую первоматерию, из которой затем формируются все последующие миры. Под воздействием света сама эта первоматерия сублимируется и «осветляется», становясь основой для божественных миров. Однако те ее части, что расположены дальше от источника света, и куда свет хуже проникает, еще долго остаются в своей первобытной темноте. Таков первый этап на пути к появлению клипот.

По мере духовного миростроительства разница между светлыми и темными частями становится все заметнее: божественные миры, оформляясь в четкую структуру, оставляют в стороне все то, что в нее не вошло, тем самым словно автоматически придавая ему некий особый статус. Это создает уже более непосредственные условия к тому, чтобы в этом темном пространстве возникла жизнь иного рода. Это можно считать вторым этапом.

На третьем этапе происходит явление, известное в Каббале как «разбиение сосудов». Те силы божественного мира, что располагались дальше от источника света, в виду того, что голос верховной воли Бога слишком слабо доносился до них, откололись от общей структуры. Они противопоставили свою индивидуальную волю общей божественной воле, скреплявшей собой все организованное мироздание. В результате они отпали и оказались в темном пространстве, уже приобретшем свои очертания на втором этапе.

Если прибегнуть к метафорическому сравнению, можно сказать, что на первом этапе существовала темная безжизненная пустыня. На втором в ней вырос лес, в котором уже могли укрыться забредшие туда путники. Правда, пока еще никто из путников особо не стремился там укрываться. На третьем этапе из-за того, что в городе произошел раскол, некоторые люди сбежали и поселились в том лесу, создав в нем первичную инфраструктуру для выживания. Их дальнейшая судьба должна будет решиться на четвертом этапе.

Демон Элигос согласно описанию “Гоэтии”

И вот в городском обществе жизнь после раскола стала налаживаться: порядок был восстановлен, учреждены новые органы власти. Они даже издали указ об амнистии, распространившийся на некоторых спрятавшихся в лесу беглецов. На некоторых, но далеко не на всех. Сам факт того, что большинство беглецов не попало под действие этого указа, окончательно сделал их нежеланными в городе и закрепил за ними криминальный статус. Теперь им ничего не оставалось, как дальше развивать свою жизнь в лесу, выстраивая нечто навроде альтернативного государства.

Каббала описывает этот четвертый этап как процесс реинтеграции (или тикун), при котором часть из разбитых сосудов была поднята и послужила материалом для становления миров Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Те же осколки, что не сгодились ни на один из этих миров, остались лежать во тьме, постепенно организуясь в систему клипот.

Таким образом, мир клипот можно противопоставить божественному миру примерно так же, как преступное государство противостоит государству закона. Однако это не означает, что в преступном государстве вообще нет законов – иначе оно не могло бы существовать. Жизнь неизбежно предполагает организацию: развитые формы жизни отличаются от примитивных более совершенной организацией клеток. Также и развитие общества предполагает усложнение организации институтов и отношений между различными группами. Поэтому клипот, продолжая развиваться как форма жизни, неизбежно утвердили у себя какие-то законы и создали собственную структуру и организацию. Главное, что отличает их от божественной иерархии, – это то, что они изначально не приняли для себя ее цели и не подчинились господствующим в ней принципам.

Каббалисты, говоря о соотношении божественной иерархии и клипот, цитируют стих из книги Коэлет (7:14): «Одно напротив другого сделал Всесильный». Эти слова указывают не столько на противостояние, разворачивающееся между двумя царствами, сколько на их аналогию и структурное подобие. Действительно, клипот в итоге выстроились схожим образом – в них также присутствует деление на уровни Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Чтобы различать эти понятия, каббалисты используют названия, к примеру, «Брия де-Кдуша» (Брия святости) и «Брия де-Клипа» (Брия кожуры).

История[]

Возникновение цехов было связано с отделением промышленности (ремесла) отземледелияи города от деревни. В Италии цеха стали появляться в IX—X вв., во Франции — в XI в., в Германии и Англии — в XII—XIII вв. Расцвет цехового строя в ряде стран Западной Европы пришёлся на XIII—XIV вв. Внутри отдельных мастерских цехом устанавливалась трёхчленнаяиерархия: мастер,подмастерья, ученики.Подмастерье — это высококвалифицированный платный работник.Учениксам должен платить мастеру за обучение. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был представить одобренный цехомшедевр — образец самостоятельной работы. Со временем переход подмастерья в мастера стал затруднительным, возник особый слой «вечных подмастерьев», а цеха замкнулись.

Для защиты своих интересов подмастерья создавали особые организации — компаньонажи и братства — союзы взаимопомощи и борьбы с мастерами. В XIII—XV вв. окрепшие цеха в ряде городов Европы вступили в борьбу с городским патрициатом, начались так называемые «цеховые» революции за власть в городе. В ряде городов, таких как Кёльн, Флоренция, Базель и др., цеха победили.

В XIV—XV веках. цехи постепенно стали превращаться в тормоз прогресса и роста производства; кроме того, наметилось расслоение цехов на более богатые и сильные (так называемые «старшие», или «большие») и более бедные (так называемые «младшие», «малые») цеха. Это характерно для таких крупных городов, как Флоренция, Перуджа, Париж, Лондон, Базель и др. Старшие цеха начали господствовать над младшими, и последние постепенно урачивали свою самостоятельность.

Село и город

И долго горожанин не расставался со своими сельскими привычками. Бывало, по всем улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот.

Сами улицы были далеко не чистыми. Мостовая сначала появилась только перед домами знатных и богатых граждан.

Въезд английского сеньора в город

Люди, выходя на улицу, одевали деревянные башмаки, надетые прямо на обувь. Эти „башмаки» играли роль современных галош. Собственно говоря, эта до­полнительная обувь вовсе не была башмаками, хотя и называлась так: она представляла собою просто деревянные подошвы, прикреплявшиеся ремнями к обычному башмаку.

Выглядело это вот так

Уличная грязь увеличивалась еще оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования городского совета, жители города никак не могли расстаться со своими привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывалось ими на улицу.

Вот как описывается город Гансом Саксом(1530г.) в его произведении «Похвальное слово городу Нюрнбергу»

«Ворот же ровным счетом шесть, Притом еще два малых входа; Десяток рынков для народа. Прилавки не бывают пусты: Хоть отбавляй зерна, капусты, Плодов и сала и вина; На всяк товар своя цена, Обилен торг – куда ни глянь! Еще тут есть тринадцать бань Общественных и храмов восемь, Где Богу мы хвалу возносим. Река по городу бежит, Семь дюжин жерновов вертит… Здесь трудятся под каждой кровлей; Иные заняты торговлей, И бойко их идут дела! А большинство от ремесла Приобретает свой доход И припеваючи живет. А сколько в городе ремесел – Я было стал считать, да бросил»

Цеховые организации.

Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо­тать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Уче­ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения; мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно­стью содержать. Но положение учеников было, как правило, не­легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

Постепенно ученик становился помощником мастера — подма­стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ­ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо­вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав­шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмасте­рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

Это интересно: 498,Средневековый город Марсель — рассмотрим в общих чертах

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОНАСТЫРСКОГО ПЛАНА НА СОБОРНЫЕ ПОСТРОЙКИ

Когда в конце XII в. преобладающее значение получает белое духовенство, когда городской собор приобретает тот вес, который раньше был присущ монастырской церкви, тогда и соборные пристройки начинают строиться по тому же плану, что и аббатства. Епископский дом по одну из сторон церкви занимает то же место, что и помещения аббата; на другой стороне собора крытая галерея каноников заменяет монастырский клуатр, а зал капитула, как и в аббатстве, устраивается под аркадами галереи. Расположение и общее устройство построек капитула можно еще различить в Реймсе и Амьене.

Что касается собственно дома епископа, то он заключает, кроме жилых помещений, еще две монументальные пристройки, как бы символизирующие двойную власть епископа, духовную и светскую: часовню и парадный зал, нижний этаж которого отведен для отправления правосудия.

Из епископских сооружений лучше всего сохранились здания в Лаоне, Сансе, Оксерре, Реймсе, Нарбонне. Епископский дом в Нарбонне имеет вид крепости, в Оксерре — изящного дворца. Парадный зал в Сансе представляет собою сводчатый неф весьма величественного характера.

Какую роль играли города в позднем средневековье?

Город поставлял феодалу пищу, деньги в виде налогов, слуг, производил материальные ценности и был буферной зоной для крепостных стен феодального замка. В случаи нападения врага, горожане учавствовали в фортификационных работах, обслуживали войнов в крепостных стенах и служили пушечным мясом.

Когда начинается Средневековье?

Раннее Средневековье — период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около шести веков, приблизительно с 476 по 1100 год.

Что произошло в позднем средневековье?

Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения. Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 годов, который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай.

Какую роль играла инквизиция в средневековье?

Начав свою деятельность в XIII веке, католическое карательное учреждение вершило судьбы людей вплоть до середины XIX века. Суть инквизиции состояла в борьбе с инакомыслием и ересью, в желании Римской Католической церкви принять господствующее положение на территории средневековой Европы.

Что такое инквизиция?

ИНКВИЗИ́ЦИЯ, -и, ж. 1. Особый церковный суд по делам еретиков, учрежденный католической церковью в 13 в., действовавший с крайней жестокостью. Многие знаменитые врачи — попадали в тюрьму священной инквизиции и умирали на кострах.

Почему наступило средневековье?

Согласно В. И. Уколовой, «Долгое время в нашей науке господствовало убеждение, что средневековье началось с того, что повергло в прах древнюю культуру. При этом как-то совершенно упускалось из виду, что прах этот не был развеян по ветру, а превратился в почвенный слой, питавший новую цивилизацию».

Какие государства появились в средние века?

е тысячу лет длилась эпоха Средних веков. Россия, Франция, Германия, Англия и еще некоторые европейские страны возникли в эту эпоху.

Как и когда возникло понятие Средние века?

Термин «средние века» (точнее «средний век» — от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов*. На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание.

Почему средние века называются тёмными веками?

до Возрождения. В современной историографии этот термин используется по отношению к более узкому периоду времени от середины VI до середины VIII в. «Тёмными» (или мрачными) эти века были названы из-за того, что воспринимались как период регресса, упадка культуры и искусства по сравнению с античностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: