Борьба с печенегами
Основной проблемой на юго-востоке Руси оставались печенеги, которые, по свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, кочевали всего на расстоянии одного дня пути от границы. Степняки с 988 года совершали регулярные набеги на приграничные территории, разоряя города, уводя людей в плен.
Битва на реке Трубеже
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
992 | Печенеги | Очередной набег печенегов на южные русские земли | Победа дружины киевского князя. |
Битва с печенегами под Василевом
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
996 | Печенеги | Очередной набег печенегов, попытка прорваться к Киеву | Поражение войска князя и его чудесное спасение, в честь которого была возведена церковь Преображения в Василеве. |
Осада печенегами Белгорода
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
997 | Печенеги | Очередной набег печенегов, попытка воспользоваться отъездом князя Владимира в Новгород (князь хотел нанять варягов для борьбы с печенегами) | Длительная осада Белгорода. |
Дальнейшие столкновения с кочевниками
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
1000 год | Печенеги | Попытка захвата Киева в отсутствии князя Владимира. | Печенеги были разбиты киевским воеводой Александром Поповичем. |
1013 год | Печенеги, поляки | После поражения Болеслава I печенеги уходят с территории Руси. | |
1015 (не подтвержденные данные) | Печенеги | Смерть Бориса Владимировича на реке Альте (возможно, что весть о вторжении – провокация со стороны Святополка, попытка удалить княжескую дружину из Киева). |
Торговый договор с Волжской Булгарией
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
1000 год (совместно с Византией) | Армения | Выполнение союзнических обязательств (киевский князь предоставил шеститысячное войско) | Военная добыча. |
1000 год | Дунайская Болгария | Разведка, попытка возвращения территорий, завоеванных Святославом. | Захват Переяславца, военная добыча и заключение мирного договора. |
В 1006 году Владимир перезаключил договор с Волжской Булгарией. По этому договору:
- обеими странами гарантировалась безопасность волжского торгового пути;
- русские купцы могли беспрепятственно торговать на территории Волжской Булгарии;
- купцы из Булгары могли посещать любые русские города, но торговать – только с купцами, а не напрямую с местным населением.
Конфликт с Болеславом I Храбрым и заключение мира
Дата военного похода (официальная хронология) | Противники | Причина | Итог |
1013 год | Сын Мешко I Болеслав I Храбрый в союзе с печенегами | Попытка поляков вывести города Червенской Руси из-под контроля Киева. | Поражение поляков и печенегов. Заключение мирного договора и династического брака: сын Владимира, Святополк, женился на дочери Болеслава. |
Назначение сыновей на княжения
Еще при жизни князь Владимир назначил своих многочисленных сыновей на княжения в различные города Руси. Эту традицию он перенял от отца Святослава. Его дети занимали престолы следующих городов:
- Вышеслав – Новгород (до 1010 года);
- Святослав – Туров;
- Изяслав – Полоцк (до 1001 года, потом Полоцком самостоятельно от Киева правили его наследники);
- Ярослав – Ростов (до 1010 года), Новгород;
- Всеволод – Владимир-Волынский;
- Мстислав – Тмутаракань, Чернигов;
- Станислав – Смоленск;
- Судислав – Псков;
- Святослав – Искоростень;
- Борис – Ростов;
- Глеб – Муром.
Поступая таким образом (отправляя на княжение сыновей, а не ставя наместников), Владимир хотел обеспечить себе полный контроль над территорией государства.
Конец языческой тирании
Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись.
Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.
Крым. Руины Херсонеса. Место, где князь Владимир принял крещение. / Фото: ruskline.ru
Вячеслав Назарук. Крещение киевлян. Начало Божественной литургии на берегах Днепра.
«Крещение русов». Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассия (Московский перепис от 1345 г. находится в Государственном историческом музее).
Елена Доведова. Свержение Перуна.
Десятинная церковь. Фрагмент макета центра древнего Киева из Музея института археологии НАН Украины.
Фундамент Десятинной церкви сегодня.
Памятник Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве.
Внешняя и внутренняя политика князя Владимира
Деятельность князя Владимира разумеется не ограничивалась решением внутренних вопросов. Около 981 года в войне с польским князем Мешко I Владимир занял Червонную Русь. Относительно независимые вятичи были включены в состав Древнерусского государства в 982 году. В 983 году Владимир открыл путь к Балтийскому морю, подчинив некоторые балтские племена, включая ятвягов. В 984 году были покорены радимичи. В следующем году князь Владимир успешно провел войну с Волжской Булгарией, заключив выгодный для себя мир. Также в 985 году хазары были обложены данью, а сам князь получил титул кагана.
Замечание 3
Известно, что в 988 году Владимир пошел на принадлежавшую Византийской империи Корсунь. Город держал осаду, но, согласно Повести временных лет, войско князя перерыло трубы, подававшие в город воду из колодцев, тем самым принудив город сдаться. После занятия Корсуни Владимир добился от Византии выдачи сестры императоров замуж за него. Женившись на Анне, Владимир вернул в качестве выкупа, принятого у славян, Корсунь под покровительство Византии.
В 991 году в состав Древней Руси вошли белые хорваты. В 1000 году славянское войско участвовало в походе Византии в Армению.
В целом, как показано выше, внешняя политика князя Владимира была весьма активной. За время правления князя было заключено много договоров с разными с правителями различных стран, включая Болеслава I Храброго, Сильвестра II, Василия II, Стефана I и других. Достаточно серьезной проблемой оставались печенеги, регулярно совершавшие свои набег. Например, в 997 году они напали на Киев, а позднее, в 1013 году, объединившись с поляками, печенеги предприняли крупное вторжение на территории Древнерусского государства. В качестве защиты от набегов печенегов строились крепости на южных границах Руси.
Что касается административной деятельности, Владимир и здесь проводил достаточно активную политику. Им был принят «Церковный устав», начата чеканка золотых и серебряных монет – первых выпущенных вообще на Руси. Известный по монетам знак князя Владимира Украина в настоящее время использует в качестве герба. С распространением христианства началось и просвещение Руси, стоит отметить, что в основном в качестве учителей были болгары, а не византийцы. С правлением Владимира связано также обширное каменное строительство, закладка городов, таких как Белгород, Переяславль, Владимир-на-Клязьме и других.
Владимир имел многочисленное потомство, что было связано с практиковавшимся у славян-язычников многоженством. После крещения женой Владимира была царевна Анна до своей смерти в 1011 году, неизвестно, кто занял ее место. Многочисленные сыновья князя были отправлены по разным землям. Владимир собирался, вероятно, изменить принцип престолонаследия, он хотел завещать земли любимому сыну – Борису. Против Бориса устраивал заговор Святополк, правда его замысел был раскрыт, и он даже некоторое время находился в заточении. Ярослав, сидевший в Новгороде, перестал платить дань в Киев, и Владимир собирался идти походом на сына. Однако в 1015 году князь Владимир умер.
Новгород
Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.
Святослав Игоревич, отец Владимира
В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.
Новгород в X столетии
Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.
Борьба между Владимиром и Ярополком
Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка
В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Войдя с варягами в Новгород и изгнав посадников Ярополка, Владимир Святославич направил брату послание:
Затем, пытаясь усилиться перед столкновением с братом, Владимир направил сватов к владеющему Полоцком князю Рогволду, с просьбой выдать за него свою дочь Рогнеду. Она же была на тот момент уже сосватана за Ярополка и на просьбу отца самой определиться с выбором жениха ответила:
Князь Полоцка Рогволд и его дочь Рогнеда
Эти оскорбительные слова обидели не только Владимира, но и его наставника-воеводу Добрыню, которой приходился дядей юному князю и братом той самой рабыни Малуши. Можно предположить, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом.
Оскорблённый отказом, Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. По совету Добрыни в отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и “был с ней перед её отцом и матерью”Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты.
Поход на Киев и предательство Блуда
Опасаясь столкновения с братом в чистом поле, Владимир привлёк на свою сторону воеводу Ярополка по имени Блуд:
После этого Блуд обманом сначала уговорил Ярополка не сражаться с Владимиром в открытом бою:
Прибыв к Киеву с большим варяжским войском и новгородской дружиной Владимир осадил город.
Затем Блуд посоветовал Ярополку, который мог бы долго сидеть в осаде, бежать из Киева, представляя ему, что киевляне тайно ведут переговоры с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк ушёл в крепость Родню. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который направился к Родню и осадил брата в крепости.
Убийство Ярополка по приказу Владимира
Находясь в осаждённом Родне Блуд уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, между тем как в этой последней свирепствовал голод. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира, и отправился в Киев, несмотря на предостережения преданного ему слуги Варяжко:
Однако Ярополк понадеялся на мирные переговоры и отправился к Владимиру. Введя великого князя в теремной дворец, Блуд запер дверь, дабы туда не могла проникнуть Ярополкова дружина. Здесь Ярополк и был убит двумя варягами:
Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XIвека это случилось 11 июня 978 года.
Итоги и последствия
- По совету Свенельда Ярополк напал на Олега и в битве за г. Овруч Олег был убит.
- Владимир сжег Полоцк и обесчестил невесту Ярополка.
- Найдя среди людей Ярополка предателя Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости и приказал убить.
- В 978 или 980 году Владимир утвердился в Киеве и стал единовластным правителем.
- После смерти Владимира признанный им сыном Святополк начал новую междоусобицу и убил любимого сына Владимира – Бориса.
Список литературы
- В. Н. Татищев “История Российская” кн. 2, гл. 5
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- В. Н. Татищев “История Российская” кн. 2, гл. 5
- Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
- В. Н. Татищев “История Российская” кн. 2, гл. 5
- «Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века
Память
За величайшие заслуги Владимир Святославич (годы правления: 978-1015) в создании русского государства был причислен православной церковью к лику святых. Кроме того, он почитается и католиками, так как жил до Вселенского раскола.
Ежегодно 15 июля в России и во многих других странах отмечается день его памяти. В Москве, Киеве, Севастополе, в Белгороде и др. св. Владимиру воздвигнуты памятники, а на территории Херсонеса построен храм в его честь.
Теперь вам известна биография Владимира Святославича. Современному человеку трудно понять многие его поступки. Однако нельзя отрицать, что именно он заложил основы русской государственности и объединил нацию.
Административные реформы и правило престолонаследования
Сыновья Владимира назначенные княжить в разные городаСхема – вторая усобица на Руси
Летописи сообщают, что после захвата Киева Владимир избавился от наиболее агрессивных варягов, предварительно обманув их и не дав обещанной дани с киевлян. Перед отправкой варягов в Константинополь, князь отобрал часть из них и раздал им в управления города.
По мере взросления своих многочисленных сыновей Владимир назначал их вместо посадников-варягов управлять наиболее важными городами государства, укрепляя таким образом собственную власть, но предопределяя последующую вскоре междоусобицу. В конце жизни Владимир задумал изменить правило престолонаследования по страшинству и поручил руководство великокняжеской дружиной своему любимому сыну – Борису. Вскоре, назначенный им на правление в Новгороде сын Ярослав Мудрый отказался выплачивать отцу ежегодную дань в 2000 гривен, а старший сын Святополк Окаянный был обвинён отцом в попытке заговора и посажен в темницу.
Популярное за 7 дней
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
23.12.22 09:38
Зима в работах Шишкина
20.12.22 11:07
19 декабря – день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
19.12.22 11:07
Открытое обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Зеленскому
20.12.22 15:35
Как нам стать достойными учениками святителя Николая и спастись?
19.12.22 10:59
18 декабря — день памяти преподобного Саввы Освященного
18.12.22 07:45
Гнев святого Николая
18.12.22 08:00
Можно ли водить детей на ёлку до Рождества?
21.12.22 10:37
Миссия, когда тебя гонят
20.12.22 11:49
Так отчего же пропал гоголевский Хома – будущий церковный служитель? Ч. 1
21.12.22 12:57
Историческое значение правления Владимира Святого
За 37 лет правления Владимир Святославич добился очень многого, и по праву вошёл в историю не только как Креститель, но и как великий государственный деятель. Унаследовав примитивное, плохо скреплённое государство, с первобытными верованиями, без письменной культуры, Владимир смог сделать Русь частью цивилизованного мира той эпохи. Обновлённая православная Русь прочными связями соединилась с Византией. Через несколько веков, когда казавшаяся вечной и несокрушимой Византийская империя рухнет и исчезнет навсегда, именно Русь станет оплотом всего православного мира.
Выбери ответ
Борьба за княжение после смерти Святослава
Закона о престолонаследии в Древней Руси не было. Это значило, что все сыновья Святослава имели право стать Великими князьями (главными над всеми) и царствовать в Киеве. Изначально княжение в Киеве досталось Ярополку, но в 977 году Олег и Ярополк поссорились и пошли войной друг на друга. Между братьями началась борьба за великое княжение в Киеве.
Официальной причиной ссоры и начавшейся междоусобной войны стало убийство сына воеводы Свенельда людьми князя Олега. Свенельд попросил Ярополка о защите. Князь киевский собрал дружину и направился в земли брата. В ходе битвы с киевлянами Олег был сброшен в ров, где и погиб. В «Повести временных лет» сохранилось упоминание о том, что Ярополк очень переживал из-за смерти брата.
Узнав о кончине Олега Древлянского, Владимир бежал к варягам. Вместо него в Новгород был направлен ставленник Ярополка. У варягов Владимир скрывался 3 года. Этого времени ему хватило для созыва большого войска, с которым он в 980 году появился под стенами Новгорода и вновь утвердил там свою княжескую власть. Но одного Новгорода Владимиру уже было мало. Он задумал занять киевский престол, а для этого ему нужны были союзники. Желающих стать таковыми не было, потому князь решил жениться и таким образом укрепить свое положение. Владимир посватался к дочери варяжского князя Рогволода, княжившего в Полоцке. Но девушка ему отказала, решив выйти замуж за Ярополка. Чтобы не допустить такого союза, Владимир напал на Полоцк, убил всех родных несостоявшейся невесты и женился на ней против ее воли.
Владимир I Святославович
Иван ЭГГИНК (1787-1867). Великий князь Владимир
выбирает веру.
Владимир I Святославович (Красное Солнышко, Святой, Василий) (942?—1015)
— великий князь киевский (980). Младший сын Святослава и Малуши —
рабыни-ключницы княгини Ольги. Вначале правил в Новгороде, где был вместе с
Добрыней, дядей со стороны матери; «убоявшись» сводного брата Ярополка,
«бежал за море». Вернулся в Новгород с варяжским отрядом. Захватил Полоцк,
убил княжившего там князя Рогволда и силой взял в жены его дочь Рогнеду.
Заняв Киев (980), стал великим князем. Расправился с Ярополком. Покорил
земли вятичей, радимичей, ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Болгарией,
Византией, Польшей. При нем сооружены оборонительные валы, закрывшие Русь на
юге от нападения печенегов. В начале правления был ярым язычником, но,
руководствуясь интересами страны, в 988 г. принял христианство. При
Владимире I Русь вступила в полосу своего расцвета и международного
признания. После принятия христианства как государственной религии женился
на сестре византийского императора Анне. Имел 12 сыновей. В России его
принято считать равноапостольным.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 85.
Другие биографические материалы:
Филатов К.А. Венчался с византийской царевной
(Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.:
Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1).
Будовниц И.У. В былинах представлен сильно
идеализированным (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.:
Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН — ВЯЧКО. 1963).
Митрополит Иоанн (Снычев). Святой,
равноапостольный, великий князь (Энциклопедический словарь Русской
цивилизации).
Шикман А.П. Сын князя Святослава Игоревича и
ключницы Малуши (Шикман А.П. Деятели отечественной истории.
Биографический справочник. Москва, 1997).
Рыжов К. Был незаконным сыном Святослава,
прижитым им от рабыни (Все монархи мира. Россия. 600 кратких
жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999).
Покорил вятичей, радимичей и ятвягов (От
Руси Древней до Империи Российской).
Далее читайте:
Анна Романовна
(963-1011), вел. русская княгиня («Царица»), жена Владимира.
Карамзин Н.М. История государства Российского
Глава IX. Великий князь Владимир,
названный в крещении Василием. Г. 980-1014.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей Глава 1. Князь Владимир Святой.
Соловьев С.М. История России с древнейших
времен Том 1 глава 6.
Ломоносов М.В. Древняя российская история:
Литература:
Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953;
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т.
1.
А.Ладинский. Когда пал Херсонес…
Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950;
Сб. в память
900-летия крещения Руси, К., 1888;
Завитневич В. З., Владимир Святой, как
политич. деятель, К., 1888;
Срезневский В. И., Память и похвала князю Владимиру
и его житие по сп. 1494 г., СПБ, 1897;
Шахматов А. A., Корсунская легенда о
крещении Владимира, СПБ, 1906;
Юшков С. В., Исследования по истории рус. права,
в. 1, Новоузенск, (19251;
Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953;
Будовниц И.
У., К вопросу о крещении Руси, в сб.: ВИРА, (т.) 3, М., 1955.
Молитва первая святому равноапостольному князю Владимиру
О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Принятия православия князем Владимиром
Тогда князь решил обратиться в веру, но какую именно
принять, еще не знал.
Он созвал всех
представителей вероисповедания:
- ислама;
- иудаизма;
- католичества.
Но ни одно вероисповедание ему не подходило. И только после беседы с греческим философом он остановился на православии. Князь послал своих подданных в разные храмы различных вероисповеданий. Их впечатления были поразительными после посещения греческого храма. Они ощущали себя как на небе во время службы. Тогда князь твердо решил креститься в православную веру. Этому способствовало также та мысль, что его бабушка-княгиня Ольга избрала из всех религий именно православие.
По другой версии решение принять православие возникло у князя после намерения жениться на греческой царевне Анне. Та отказалась выходить за некрещеного. Есть предание, что незадолго до крещения Владимир ослеп. Анна, услышав об этом, повелела ему быстрее принять крещение. После совершения Таинства, в котором князь принял имя Василий, зрение вернулось к нему. Поэтому в тропаре Владимир называется «вторым Павлом», если сравнивать с апостолом, который тоже ослеп перед принятием веры.
После принятия православия жизнь князя изменилась полностью. Он отпустил всех своих бывших жен и наложниц. Рогнеде было предложено выбрать мужа, но она приняла монашество.
Владимир повенчался с Анной и имел одну жену до конца своей
жизни. Он раскаялся в своих прежних грехах.
Семья и личная жизнь
Подсчитать точное количество жен и тем более других связей Владимира I Святославича не представляется возможным – великий князь был слишком любвеобилен, согласно изложению летописца:
Согласно летописи всего у Святослава было трое сыновей: двое от венгерской княжны, и один от ключницы Малуши.
Жены и дети
От «чехини» – Вышеслав
От Предиславы, вдовы Ярополка Святославича – Святополк Окаянный
От Рогнеды, княжны Полоцка – Изяслав, Мстислав, Ярослав Мудрый, Всеволод, Предслава, Премислава, Мстислава.
От Адельи – Мстислав Тмутараканский, Станислав, Судислав.
От второй чехини, Мальфриды – Святослав.
От «болгарыни» Милолики или византийской царевны Анны: Борис, Глеб.
Матери неизвестны – Позвизд, Добронега-Мария (возм. племянница).
Предслава
Предслава
Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый
Мстислав Храбрый
Мстислав Храбрый
Глеб Муромский
Глеб Муромский
Мария Добронега
Мария Добронега
Святополк Окаянный
Святополк Окаянный
Борис Ростовский
Борис Ростовский
Характеристика личности от историков
Karamzin
Сей Князь, названный церковию Равноапостольным , заслужил и в истории имя Великого … выслав мятежных Варягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, победил сильного Мечислава и славный храбростию народ Ятвяжский; расширил пределы Государства на Западе;
Н. М. Карамзин
Soloviev
… главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе с степными варварами. Святослав заслужил упрек, что для чужой земли покинул свою, которою едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию из ряда городков или укреплений по близким к степи рекам.
С. М. Соловьёв
Kostomarov
Летописец наш изображает вообще Владимира жестоким, кровожадным и женолюбивым; но мы не можем доверить такому изображению, так как по всему видно, что летописец с намерением хочет наложить на Владимира-язычника как можно более черных красок, чтобы тем ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представить того же князя в самом светлом виде после принятия христианства.
Н. И. Костомаров
Образ в культуре и памяти поколений
Личность князя Владимира Святославича оставила значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы картины и фильмы посвященные князю.
Богослужебные тексты
Владимир Святославич в богослужебных текстах упоминается уже в каноне князьям-страстотерпцам Борису и Глебу в Минее служебной 1-й пол. XII в. . Древнейший список служебной Минеи, содержащей стихиры и канон Владимиру Святославичу, датируется кон. XIII – нач. XIV в. . Встречается в каноне и эпизод ниспровержения идолов Перуна и проч. языческих богов на месте строительства церкви: «Божественною волею твоею безбожнаго Перуна и кущю бесовьскую скрушивъ, и къ опаши коньстии привязавъ, повеле бити воиномъ идолы» . В стихире «О преславное чюдо» из того же списка говорится о связи имен свт. Василия Великого и Владимиру Святославичу, сравниваемых, как в «Слове» Илариона, с ап. Павлом: «От лица днесь Василия веселяхутьс, въ честнеи его церкви, и царствует Христос Бог, обретевъ его яко Паула преже, и поставивъ князя вернаго на земли своеи» .
На материале рукописей XIII–XVI вв. М. Славнитский выявил 3 редакции службы Владимиру Святославичу (XIII, XV и XVI вв.) и сделал вывод, что в печатные минеи XVII–XIX вв. не вошли многие из древнейших текстов. В ряде нотированных рукописей XVI–XVII вв. содержится служба, неск. песнопений которой повествуют об отношениях Владимира Святославича с Хазарией.
Самый ранний нотированный источник, содержащий стихиры Владимиру Святославичу, был выявлен прот. Василием Металловым и датируется кон. XIV в. . Со временем служба Владимиру Святославичу была обогащена новыми вариантами и редакциями распевов: так, в полном Стихираре сер. XVII в. 11 стихир Владимиру Святославичу имеют надписание «ино знамя». Существует также путевая редакция песнопений Владимир Святославич .
Тексты песнопений Владимиру Святославичу опубликованы в трудах митр. Макария (Булгакова) , И. К. Куприянова , Е. Е. Голубинского , Славнитского. Муз. текст 2 стихир Владимиру Святославичу издавался прот. Металловым, Р. Паликаровой-Вердей, Н. С. Серёгиной.
Смерть
В последние годы жизни у Владимира был конфликт с двумя старшими сыновьями:
- Святополком (рожден от наложницы Ярополка, греческой монахини, но усыновлен Владимиром);
- Ярославом (младший сын Рогнеды Полоцкой, княжил после смерти старшего брата Вышеслава в Новгороде).
Святополк, будучи соправителем отца в Киеве, хотел при поддержке своего тестя, польского короля Болеслава, захватить великокняжеский престол. Заговор был раскрыт Владимиром, и Святополк отправился в темницу. Ярослав же прекратил отправлять в Киев собранные в Новгороде княжеские и церковные деньги. В начале 1015 года Владимир стал планировать поход в новгородские земли, но 15 июля 1015 года он внезапно умирает в своей резиденции, расположенной под Киевом – Берестове.