Владимир красное солнышко

Крещение Руси

Согласно легенде, выбирая веру для Киевской Руси, Владимир вёл беседы с представителями самых разных конфессий. И все же выбор князя пал на православие. С первых дней существования Русского государства его правители присматривались к Византии, крупнейшему торговому партнёру и военному союзнику. И все же одна деталь существенно тормозила отношения между соседями: православные греки не очень-то доверяли стране языческих варваров. Но в 987 году наступил момент, когда варвары очень понадобились Византии — империю сотряс мятеж Варды Фоки. Византийские дипломаты были готовы ко всему, лишь бы Русь пришла на помощь. Владимир не отказал, однако выдвинул условие — хочу в жёны императорскую сестру Анну. Брак с царевной князю пообещали, но только в том случае, если он примет крещение. Владимир с лёгкостью согласился.

По приказу князя зимой 988 года у города Хрисополь 6-тысячный отряд русских витязей нанёс сокрушительный удар по боевым порядкам мятежников. Бунт был подавлен. Фока Варда погиб.

«Крещение князя Владимира». Фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. (wikipedia.org)

Выполнив свои обязательства, Владимир заговорил о женитьбе. Однако византийцы тянули время. Тогда князь, снарядив войско, двинулся на Херсонес Таврический. Завладев городом, он отправил к императору гонцов, сообщая: «Один ваш город я уже взял. Если не отдадите за меня сестру, то же сделаю и с вашей столицей».

Силой усадив Анну на корабль, греки отправились в Херсонес. Получив обещанное (принцесса полностью находилась в его власти), Владимир с крещением не торопился, размышляя, что, возможно, выгоднее принять веру немцев (Священная Римская империя как раз набирала силу). Но в один прекрасный день, согласно легенде, все изменилось. Проснувшись утром, князь не смог ничего увидеть. Назвав случившееся Божьим промыслом, византийские священники посоветовали Владимиру принять крещение. Слепого князя погрузили в освящённую воду, епископ прочитал молитву, и — о чудо! — Владимир прозрел. За князем обряд крещения прошла и его дружина.

В Киеве Владимир приказал разрушить все статуи языческих богов. Народ, расставаясь с Перуном, Стрибогом и Мокошей, плакал. Не желая перечить князю, киевляне вошли в воды Почай-реки.

Конечно, православие на Руси утвердилось не сразу. Крестив Киевскую Русь, князь Владимир тем самым на многие годы вперед определил её духовные и политические ориентиры.

Крещение

К интересным фактам из жизни князя Владимира стоит отнести и его выбор религии. Так, согласно летописным записям, когда к Владимиру прибыли представители трех главных мировых религий – ислама, иудаизма и «латинского» христианства, Владимир отдал предпочтение христианству по византийскому обряду. Посоветовавшись с боярами, Владимир Ясно Солнышко в 987 году окончательно принял решение, и объявил о предстоящем крещении Руси.

В том же году киевский князь штурмом захватил византийский Херсонес, потребовав себе в жены сестру правителей Византийской империи, принцессу Анну. Он получил согласие, но только при условии, что перед бракосочетанием примет христианскую веру. Владимир согласился, и поспешил пройти обряд крещения.

Вернувшись домой с новой княгиней, Владимир принялся повсюду распространять христианство. Из Константинополя он привез с собой иконы, церковную утварь, книги, а также священнослужителей, которые активно принялись за работу. Владимир стремился полностью искоренить язычество, которому ранее так благоволил: он приказал истреблять идолов, безжалостно уничтожать всех, кто сопротивлялся новой вере.

В 988 году Русь прошла обряд крещение

Это было важное решение, которое значительно укрепило связь с могущественной Византией, дало толчок культурному развитию государства, укреплению позиций Руси на международной арене

На протяжении всей жизни князь Владимир боролся за единство русского народа. Он совершил множество успешных военных походов, существенно расширив границы своих владений. Умер Владимир Ясно Солнышко в возрасте 73 лет, оставив после себя двенадцать сыновей и большую историческую память.

Распри между братьями

Когда сыновья выросли, Святослав, который и ранее больше интересовался военными походами, чем делами в подвластных ему землях, раздал их сыновьям. В результате Ярополк получил Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир Святославич был отправлен наместником в Новгород.

После гибели отца в 972 году в бою с печенегами его наследники стали полноправными властителями в своих княжествах. Однако мирной жизни вскоре пришел конец.

По незначительной причине Олег убил соратника Ярополка. Тот пришел в ярость и по наущению варяжского воеводы Свенельда — отца заколотого воина — решил отобрать у брата древлянские земли. Состоялось сражение, в котором Олег был задавлен насмерть своими же отступающими дружинниками. Став правителем не только Киева, но и древлянских земель, Ярополк решил убрать с дороги и Владимира, тем более что всегда считал его сыном рабыни и ставил ниже себя.

«Кастинг богов»

«Повесть временных лет» рассказывает, что Владимир, выбирая религию для себя и народа, призвал представителей иудаизма, ислама, Ватикана и Константинопольского патриархата, дабы уяснить, во что, собственно, они верят и чья вера истинная.

«Великая схизма» 1054 года случилась через 66 лет, так что говорить о католиках и православных в эпоху Владимира не вполне корректно, но политические и богословские разногласия между Римом и Константинополем обозначились задолго до него, и имело колоссальное значение, кто назначит епископа в новообращенную землю.

Иудеев Владимир якобы отослал прочь, заявив, что Всевышний разгневался на них, рассеяв по миру и лишив отечества, следовательно, учиться у них нечему. Мусульманам сказал: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», западным христианам — что «наши деды того не принимали», и выбрал греческое православие на том основании, что в тамошних церквях красиво поют.

Историки единодушно считают все это легендой. Хотя бы потому, что Владимир не был неотесанным варваром и о мировых религиях знал не понаслышке. В Киеве имелся еврейский квартал, и одни из ворот города именовались Жидовскими, в Новгороде немецкий квартал, мусульманские купцы и дипломаты тоже были не в диковину. За два года до крещения Руси Владимир направлял посольство в Хорезм.

Византия являлась единственной сверхдержавой того времени, центром цивилизации и культуры, своего рода наследницей великого Рима. Ее упадок был впереди, принадлежать к Западной Европе сделалось интереснее и престижнее только лет через двести.

Основные этапы междоусобной войны

Осенью 1016 года произошло сражение между войсками Ярослава, пришедшими с Новгородчины, и Святополка. Противоборствующие силы сошлись под Любечем и около трёх месяцев не решались на схватку, разделённые водами Днепра. В итоге новгородцы с варягами форсировали реку и разбили киевлян. Ярослав занял великокняжеский престол, а Святополк с казной и горстью верных людей бежал из столицы.

В 1017 году он вернулся с нанятой ордой печенегов и взял Киев в осаду. В ходе штурма печенеги даже смогли пробиться внутрь крепости, но вскоре были выбиты, а потом и обращены в бегство.

В 1018 году Святополк привёл на Русь польские войска во главе с тестем – Болеславом Храбрым. Ярослав вывел свои дружины навстречу, и на реке Западный Буг состоялась битва. Болеслав одержал победу, а Ярослав бежал в Новгород.

На великокняжеском престоле вновь утвердился Святополк. Болеслав разместил польские гарнизоны в русских городах, что вызвало недовольство народа и самого Святополка, который желал княжить на Руси единолично.

Отдав тестю в награду за помощь земли на левобережье Западного Буга, Святополк с трудом выдворил польские войска из пределов Руси. Они ушли домой с богатой добычей и увели много рабов, захваченных в русских землях.

Укрывшийся в Новгороде Ярослав намеревался бежать дальше – в Швецию, но новгородцы не дали ему этого сделать: они опасались мести Святополка.

В 1019 году в городе и его владениях был произведён сбор средств и нанято большое варяжское войско. Ярослав снова, уже не по своей воле, а по принуждению новгородской элиты, повёл его на Киев.

Решающая битва состоялась на реке Альте. Известно, что она продолжалась весь день и была очень ожесточённой. Новгородцы и варяги одержали победу. Святополк вновь обратился в бегство. Однако по пути в Польшу он умер от болезни или раны. На этом междоусобная война 1015-1019 гг. закончилась.

Молитва первая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Крещение Руси

крещение князя Владимира

Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержал много славных побед, которые позволяли ему ощущать собственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство. Так начался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войска дважды атаковал крепость, но безрезультатно. Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте. Труба была найдена и разрушена. Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.

После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Владимир Святой» — КарповА.Ю. Москва, 2004
  • «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии» — Фроянов И.Я. Ленинград, 1990
  • «Власть в Древней Руси X-XIII вв» — Толочко П.П. Санкт-Петербург, 2011

Князь Игорь (примерно 878-945), годы правления 912-945 годы

Почти тридцать лет князь Игорь участвовал в походах вместе с Олегом и к моменту своего восшествия на княжеский престол уже имел опыт воина, но история не считает его мудрым и талантливым правителем. К числу успехов Игоря можно отнести военный поход через Волгу на южное и западное побережье Каспийского моря со сбором огромной дани; усмирение восставших древлян; подчинение Углича; подписание мирного договора с печенегами. Но два военных похода Игоря на Царьград были неудачными: в первом походе русские суда были сожжены «греческим огнём» (особым составом из смеси нефти, смолы, серы и других компонентов); второй закончился подписанием договора 944 года, менее выгодного, чем договор 911 года. Неразумная политика Игоря по отношению к древлянам, которых он обложил двойной данью, привела к его трагической гибели от рук возмутившихся древлян: по свидетельству византийского историка, князя привязали к двум деревьям и, отпустив их, разорвали его.

Борьба между Владимиром и Ярополком

Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Войдя с варягами в Новгород и изгнав посадников Ярополка, Владимир Святославич направил брату послание:

Затем, пытаясь усилиться перед столкновением с братом, Владимир направил сватов к владеющему Полоцком князю Рогволду, с просьбой выдать за него свою дочь Рогнеду. Она же была на тот момент уже сосватана за Ярополка и на просьбу отца самой определиться с выбором жениха ответила:

Князь Полоцка Рогволд и его дочь Рогнеда

Эти оскорбительные слова обидели не только Владимира, но и его наставника-воеводу Добрыню, которой приходился дядей юному князю и братом той самой рабыни Малуши. Можно предположить, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом.

Оскорблённый отказом, Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. По совету Добрыни в отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и “был с ней перед её отцом и матерью”Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты.

Поход на Киев и предательство Блуда

Опасаясь столкновения с братом в чистом поле, Владимир привлёк на свою сторону воеводу Ярополка по имени Блуд:

После этого Блуд обманом сначала уговорил Ярополка не сражаться с Владимиром в открытом бою:

Прибыв к Киеву с большим варяжским войском и новгородской дружиной Владимир осадил город.

Затем Блуд посоветовал Ярополку, который мог бы долго сидеть в осаде, бежать из Киева, представляя ему, что киевляне тайно ведут переговоры с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк ушёл в крепость Родню. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который направился к Родню и осадил брата в крепости.

Убийство Ярополка по приказу Владимира

Находясь в осаждённом Родне Блуд уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, между тем как в этой последней свирепствовал голод. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира, и отправился в Киев, несмотря на предостережения преданного ему слуги Варяжко:

Однако Ярополк понадеялся на мирные переговоры и отправился к Владимиру. Введя великого князя в теремной дворец, Блуд запер дверь, дабы туда не могла проникнуть Ярополкова дружина. Здесь Ярополк и был убит двумя варягами:

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XIвека это случилось 11 июня 978 года.

Итоги и последствия

  • По совету Свенельда Ярополк напал на Олега и в битве за г. Овруч Олег был убит.
  • Владимир сжег Полоцк и обесчестил невесту Ярополка.
  • Найдя среди людей Ярополка предателя Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости и приказал убить.
  • В 978 или 980 году Владимир утвердился в Киеве и стал единовластным правителем.
  • После смерти Владимира признанный им сыном Святополк начал новую междоусобицу и убил любимого сына Владимира – Бориса.

Список литературы

  1. В. Н. Татищев “История Российская” кн. 2, гл. 5
  2. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  3. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  4. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  5. Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку
  6. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  7. В. Н. Татищев “История Российская” кн. 2, гл. 5
  8. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  9. В. Н. Татищев “История Российская” кн. 2, гл. 5
  10. «Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века

Борьба с язычеством и язычниками

Резкий переход от язычества к христианской вере встретил серьезное сопротивление со стороны простых крестьян, воинов, ремесленников. Владимир своим примером показал, как следует расправляться с языческими богами (уничтожил деревянные идолы в Киеве). Он крестил всех приближенных к нему бояр, построил православные храмы, но заставить каждого жителя Древней Руси отказаться от языческих верований, получилось не сразу. Простые люди не понимали, почему Владимир отказался от язычества. Проведенная Владимиром реформа язычества была им чужда.

Правление Владимира считается наиболее успешным и удачным после Рюрика. Значение правления Владимира Святославовича для развития Русского государства велико. Ему удалось завершить объединение русских земель по политическому, территориальному и даже духовному признаку. Во время правления Владимира Святославовича власть князя решались оспаривать лишь немногие. На страже границ стояла сильная княжеская дружина, для защиты возводились новые крепости, а для налаживания торговых и иных связей – города. При княжении Владимира Красное Солнышко духовные потребности в молитве жители Руси справляли уже не в темных пещерах у криворуких идолов, а в светлых и просторных храмах. Начало правления Владимира Святославовича было кровавым (убийство братьев и их соратников), но завершает он свое княжение уже не в языческой, а в христианской стране, с суровыми, но справедливыми законами. Крещение Руси привело к укреплению государственности и повысило статус ее в глазах соседей.

Крещение Руси  

Борьба сыновей Святослава

В 972 году был убит печенегами Святослав. Исходя из разделения, которое перед уходом на войну устроил Святослав, править в Киеве стал Ярополк. Следует отметить, что подобный акт сам по себе обозначал распад государства на три части – Новгород, Киев и Древлянская земля. И действительно, через пять лет, к 977 году началась борьба Ярополка с братьями за власть.

Говоря о начале междоусобиц, следует отметить личность Свенельда. Это был воевода и фактический соправитель Святослава. Свенельд был, вероятно, варягом. Свою «карьеру» он начал еще при Игоре и активно помогал его вдове Ольге с расправой над древлянами. Судя по всему, Свенельд был очень влиятельной фигурой, по данным летописи Олег Древлянский убил сына Свенельда Люта, и именно это стало началом войны между братьями.

Ярополк выступил против Олега, и в ходе борьбы Олег был задавлен упавшими лошадьми. В этой ситуации Владимир, вероятно, испугался и бросил Новгород, в который Ярополк тут же назначил своих посадников. Однако через год, в 978 году, Владимир, нанявший с Добрыней к этому моменту варяжское войско, вернул Новгород, выгнав ярополковых посадников. Так началось прямое столкновение уже между Ярополком и Владимиром.

Заняв Новгород, Владимир двинул дальше к югу, овладел Полоцком, который открыто выступал как союзник Киева. Выше уже упоминалась Рогнеда и то, как с ней обошелся Владимир

Необходимо отметить, что, судя по всему, Рогнеда не только оскорбила Владимира нежеланием идти под венец из-за его «рабского» происхождения, более важно здесь то, что она уже была посватана Ярополку. Разумеется, достоверно неизвестно, но отмечается, что надругательство над Рогнедой Владимир совершил с подачи Добрыни, ведь ее нежелание «разувать раба» по славянскому обычаю оскорбляло не только мать Владимира и сестру Добрыни, но и Добрыню самого

Итак, Владимир занял Полоцкие земли. Далее он, с достаточно внушительным войском варягов подошел к Киеву. Ярополк заперся в городе, вероятно, приготовившись заранее к осаде. Согласно летописи, Ярополка убедил его воевода Блуд, подкупленный Владимиром, что нужно бежать из Киева в Родень, потому что горожане начали волнения. Дальнейшие события развивались стремительно и довольно жестоко. Ярополк прибыл в Родень, где Владимир уговорил его выйти на переговоры. В ходе переговоров варяжские воины убили Ярополка. У него осталась жена, как отмечает летопись, беременная, Владимир сделал ее одной из своих наложниц. Изучая подобный материал, следует всегда помнить о глубоких отличиях ментальности людей той эпохи от современных. Что касается жены Ярополка, согласно источникам, она была взята в ходе войны с Византией в 970 году и ранее была монахиней.

Владимир, как уже было сказано, воспользовался наемниками-варягами для захвата власти. Это требовало щедрого вознаграждения. Владимир пообещал им в качестве оплаты сбор дани с киевлян, однако скоро отказался от своих слов и отправил большую часть варягов в Византию. Не совсем понятно, что должен был делать с этим контингентом император Византии, но Владимир посоветовал ему разделить их и отправить в разные земли. Некоторая часть варягов осталась в помощниках Владимира для управления Киевом.

Замечание 1

Повесть временных лет определяет 980 год как начало правления Владимира в качестве киевского князя. Даты разнятся по источникам, наиболее достоверной на данный момент считается 978 год.

Военные походы

В 981 году князь «Красно Солнышко» отправляется в поход на Волынь, которая находилась под гнетом поляк. В результате этого военного похода к владениям Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль. Кроме того, для укрепления собственного влияния в этом регионе победитель закладывает город, который назвали Владимир-Волынский. Этим походом начались многочисленные войны для укрепления и расширения границ собственного государства. В 981 году случились новые походы, на этот раз на вятичей. Дважды в течении годы выдвигалась в наступление дружина Киевской Руси, пока не была одержана победа. Следующий год ознаменовал походами на ятвягов, которые покорились Руси и обязались платить дань Киеву. После этого настал черед другого постоянного противника — Волжскую Булгарию. По результатам этого похода было подписано мирное соглашение между булгарами и русичами. Немногим позже Волжская Булгария была завоёвана Золотой Ордой и вошла в ее состав. Покорителем булгар стал Хан Батый. Для сбора дани в этом регионе позже был построен город Казань. В 982 году князь Владимир отправился в Карпаты, где сумел покорить племена хорватов.

Князь Владимир и его деяния

Начало правления

В 980 году князь стал полноправным правителем всей Киевской Руси. Случилось это в результате первой в истории России междоусосбной войны между наследниками князя Святослава. Народ почитал и любил этого человека. Его заслуги перед Русью сложно переценить. В результате той политики, которая сопровождала правление этого человека, народ стал называть его, не иначе, как Великим. За заслуги же перед церковью он был удостоен звания «равно апостольского».

В начале своего правления Владимир красно солнышко в религиозном плане было направлен на язычество, ведь сам он был убежденным язычником. Придя к власти, этот правитель даже велел поставить в центре Киева новые истуканы славянского Бога Грома — Перуна. Он так же имел пять жен, которые родили ему двенадцать сыновой и несколько дочерей. Пытаясь разделить власть между своими сыновьями, Владимир делает каждого из них главой одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси. Этим решение он фактически начал раздел страны, а также предпосылки для новых междоусобных войн.

Правление князя Владимира – краткая характеристика

Князь Владимир был сыном князя киевского Святослава Игоревича и Малуши, которая занимала должность ключницы у его матери княгини Ольги. Исследователям не удалось установить год рождения Владимира точно, однако большинство из них считает, что это произошло в 962 году. В связи с тем, что его мать была служанкой, молодой Владимир имел обидное прозвище «робичич», которое преследовало князя не одно десятилетие (хотя в то время социальный статус ребёнка в Киевской Руси определялся по отцу).

Известно, что в Новгород малолетний князь был посажен на княжение в 970 году, а его наставником стал воевода Добрыня (его дядя). После смерти Святослава в 972 году великое киевское княжение переходит к Ярополку, однако мир его сыновьям надолго сохранить не удалось. В итоге начавшейся через три года усобицы погибает брат Святослава и Ярополка, древлянский князь Олег, а немного позже и сам князь Ярополк. Приход к власти Владимира Святославича был омрачён братоубийством.

Период правления Владимира полон важными государственными событиями. В результате военного конфликта с поляками великий князь сумел присоединить к владениям Руси несколько важных городов. В 981, а также в 982 году Владимир принял решение идти на вятичей «дабы усмирить их». Уже спустя год он открывает путь к Балтике, завоевав земли ятвагов. В 984 году были Радимичи, а через год была славная победа князя над волжскими болгарами. Кроме того, князь подчинил хорватов (992 год).

В самом начале своего княжения Владимир считался ярым язычником. Он поставил в Киеве капище для самых почитаемых шести божеств, перед которым не единожды приносились даже человеческие жертвы. Однако уже в 986 году началось «испытание вер» в ходе которого основной религией Киевской Руси стало христианство. В 988 году великий князь Владимир начал процесс крещения Руси с крещения приближённых бояр и дружинников.

В 992 году князь Владимир начал военные действия за право на Земли Черниговского княжества против Польши. И хотя, по утверждениям исследователей, тяга к битвам у князя ослабела после крещения, однако постоянные столкновения с печенегами сокрушали все надежды на мирную жизнь. Для укрепления защиты государственных земель Владимир основывает в 996 году несколько городов-крепостей. Самым важным из них стал Белгород.

Кроме того, князю Владимиру приписывается составление Церковного Устава, а также начало чеканки серебряных и золотых монет. Князь умер 15 июля 1015 года и похоронен в Киеве, в Десятинной церкви.

Борьба за власть между братьями Ярополком, Олегом и Владимиром

В 972 году на Дунае от рук печенегов погибает Святослав. Киевским князем становится его старший сын и любимец Ольги Ярополк (по некоторым данным он был христианином так же, как и его бабка).  Следующий по старшинству брат, Олег, остается править в Искоростени, а Владимир – в Новгороде.

В 975 году Олег убивает сына киевского воеводы Свенельда (соратника Святослава) Люта, устроившего незаконную охоту в древлянских землях. Свенельд просит Ярополка наказать брата. В результате воинского столкновения у стен Искоростеня Олег погибает. Получивший известие о смерти брата Владимир, опасаясь за свою жизнь, решает бежать «за море», к варягам. После его бегства Ярополк назначает в Новгород посадника.

Заручившись поддержкой варягов и норманнов, Владимир через три года возвращается на Русь, захватывает Новгород и решает идти в поход на Киев, дабы отомстить за гибель брата Олега, взяв справедливую виру. В 977 году на Руси начинается первая княжеская междоусобица.

Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка

Путь к Киеву закрывали Полоцк и земли Полоцкого княжества, независимого от власти Рюриковичей. Правил в Полоцке князь Рогволд, о котором известно только то, что он «пришел из-за моря». Возможно, он был варягом, или норвежцем, или шведом, точных данных летописи не сохранили.

Владимир попробовал договориться с полоцким князем и даже посватался к его дочери Рогнеде, которая ему отказала, сославшись на его якобы рабское происхождение («не хочу за робичича»). Зато предложение от Ярополка она приняла, чем очень оскорбила и разозлила Добрыню, который потребовал от Владимира захватить Полоцк.

В. Н. Татищев прямо пишет о том, что Рогволд был союзником Ярополка в междоусобной войне 977-978 годов, вел активные боевые действия против Владимира и даже захватывал новгородские волости. Таким образом, отказ Рогнеды стал лишь поводом для вторжения Владимира в полоцкие земли.

В ПВЛ, Ипатьевском и Лаврентьевском сводах упоминается о том, что Владимир собрал большое войско из варягов, словен, чуди, кривичей и захватил Полоцк. Князь Рогволд и его сыновья были убиты, Рогнеда же (после публичного насилия) стала женой Владимира.

Поход на Киев и предательство Блуда

После взятия Полоцка Владимир с варягами и новгородской дружиной пошел на Киев. Здесь уже готовился переворот в его пользу. Подкупленный им воевода Блуд убедил Ярополка бежать из Киева в город Ровень, ссылаясь на готовящийся против него боярский заговор. Ярополк покинул столицу и ее свободно занял Владимир.

Уже в Ровене Блуд склонил Ярополка к переговорам с братом, обещая, что они будут одни и без оружия. Близкий друг Ярополка Варяжко отговаривал князя, предлагая ему бежать к печенегам и уже вместе с ними вести войну против Владимира.

Убийство Ярополка по приказу Владимира

Ярополк принял решение ехать на переговоры. Он свободно вошел в комнату, где его якобы дождался Владимир. Блуд запер за ним двери. В комнате князя «приняли на мечи» варяги-наемники. Ярополк погиб на глазах у Варяжко, которому чудом удалось бежать.

Летописцы по-разному описывают данное событие, но почти никто из них не осуждает Владимира, ссылаясь на то, что убийство Ярополка – инициатива варягов и норманнов, которым было выгодно вокняжение Владимира. Известно только, что после убийства брата Владимир «забыл» расплатиться с наемниками, отправив их в Византию, предварительно написав императору в Константинополь, чтобы тот отправил их служить в разные места.

Интересно. О дальнейшей судьбе Блуда известно мало. По одним источникам, он был «пестуном», то есть воспитателем Ярослава и продолжал жить в Киеве, по другим – его убили по приказу Владимира на третий день после смерти Ярополка. Варяжко же после трехлетней борьбы с Владимиром перешел к нему на службу. Князь умел ценить преданность в любом ее проявлении.

Крещение Древней Руси

В своем стремлении укрепить личную власть князя и государственность, Владимир задумывается о необходимости принятия всеми единой веры. Изначально, он рассчитывал на то, что славяне откажутся от остальных языческих богов и будут поклоняться одному Перуну, идол которого он воздвиг в Киеве. Но на местах простые язычники не понимали того, почему им нельзя просить защиты и у других богов, рассматривая Перуна, не как верховного бога, а как одного из многих. Это духовно и политически разобщало языческие племена, создавало повод для конфликтов. У Владимира же была совершенно иная цель. Так появилась идея о необходимости крещения Киевской Руси, она же была причиной религиозной реформы, проведенной ранее.

Возвышение Москвы

Так уж вышло, что оба этих княжества (Тверское и Московское) имели удобные положения как в плане экономики, так и в плане обороны, защищенности, поэтому сюда стали съезжаться люди со всей Руси после монгольского нашествия. Оба этих княжества хотели объединить Русь под своим началом и дать отпор Золотой Орде, но методы они выбрали разные.

Тверь открыто пыталась выступать против монголов, собирала княжества для борьбы с ними, а Москва копила силы, деньги, не чуралась «грязных» методов и даже пользовалась помощью Орды, натравливая ее на других русских князей.

Победила Москва. Русские князья Московские берут свое начало с Даниила Александровича, сына Александра Невского, правнука Всеволода Большое Гнездо, затем был его сын Юрий, а после него другой сын — Иван. Все это время шло упорное соперничество московских и тверских князей за право на Владимирский престол, которое выдавал хан Золотой Орды, еще сильнее стравливавший между собой эти два княжества.

Выводы

В историю Киевской Руси князь Владимир вошел как энергичный реформатор, деятельность которого способствовала укреплению страны. Свидетельством признания его заслуг на Руси стало возвеличивание князя народом в былинах как «Владимира Красное Солнышко» и приобщение православной церковью к лику святых. На Западе Владимира с уважением называли «повелителем русов, мощным благодаря своему королевству и богатству».

Территория Киевской Руси на конец княжения Владимира достигла 800 км2 и в целом соответствовала пределам расселения восточнославянского сообщества.

Введение Владимиром христианства как государственной религии Киевской Руси имело значение эпохального переворота, определил ее дальнейшее развитие. Благодаря введению христианства Киевская Русьсмогла войти в число христианских государств мира и поддерживать равноправные отношения с Византией, Германией и другими государствами.

В конце X – начале XI в. Киевская Русь достигла невиданной мощи, укрепилось ее внутреннее положение, и вырос международный авторитет.

Видео

https://youtube.com/watch?v=PcHunLpUSGE

Источники

  • http://ru.warriors.wikia.com/wiki/Владимир_Святославичhttps://ria.ru/spravka/20130728/952329086.htmlhttps://www.calc.ru/Pokhody-I-Reformy-Vladimira-Svyatoslavovicha.htmlhttp://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/http://stuki-druki.com/authors/Wladimir-Velikiy.phphttps://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Святославич
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: