Месопотамская цивилизация

Содержание

В реки мезопотамии более важными были реки Тигр и Евфрат.На самом деле греческое название Месопотамия означает земля между двумя реками. Эти два водоема стали источником пищи и богатства для региона благодаря тому, что почва извлекала выгоду из слоев ила, отложенных в ней двумя реками.

Реки Тигр и Евфрат берут начало в восточной Турции, текут параллельно друг другу и умирают при образовании реки Шатт-эль-Араб, которая берет свое начало в Персидском заливе.

Эти реки питались талыми водами, которые стекали с гор Таурус (северо-запад современной Турции) и гор Загрос (север в Иране и Турции). Его протяженность составляет 3600 километров в случае Евфрата; и 1900 километров в случае Тигра.

Весной они затапливали и оставляли после себя километры плодородной земли. Идеально подходит для выращивания пшеницы и других зерновых культур.

Оба они имели огромное значение для существования и развития Месопотамии, поскольку использовали ее в качестве источника воды, для орошения сельскохозяйственных культур, для транспорта и торговли.

С другой стороны, долина служила своего рода большим шоссе, по которому люди могли передвигаться со своими грузами.

Неизбирательное использование его вод, парниковый эффект, вызванный глобальным потеплением, накопление солей и отложений, а также некоторые источники загрязнения на некоторых его участках, угрожают существованию обеих рек.

Содержание

Месопотамия — это название области на Ближнем Востоке, расположенной между реками Евфрат и Тигр. Фактически, само слово означает «между двумя реками». Этот регион имеет большое историческое значение, так как именно здесь зародилось сельское хозяйство, были основаны первые города и появились первые цивилизации.

Историки отмечают, что цивилизация в Месопотамии возникла около 5000 г. до н.э., хотя некоторые авторы утверждают, что это было в 3500 г. до н.э. Его территорию можно разделить на два разных региона: Верхняя Месопотамия, населенная ассирийцами, и Нижняя Месопотамия, где жили шумеры и халдеи.

История Месопотамии была полна войн между различными цивилизациями, которые привели к взлету и падению созданных империй. Последнее вторжение персов используется историками для обозначения упадка народов в этом районе.

Помимо того, что в Месопотамии зародилась цивилизация, появились многочисленные инновации, как технические, так и политические. Среди наиболее известных — колесо, ирригационная система, первые сборники законов или письменности.

Что такое Междуречье?

Реки Тигр и Ефрат, образующие Междуречье

На огромной и урожайной территории между большими реками Тигр и Евфрат более 5 тыс.лет назад располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Вавилония, Шумер и др. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.

Благодаря близости двух широких рек, которые, разливаясь, удобряли почву питательным илом, земля Междуречья сделалась необычайно плодородной. Этим не могли не воспользоваться жившие в то время люди: они одними из первых на планете, еще в первобытное время, научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

Самая Древняя цивилизация на Земле из ныне существующих. Атланты

Если бы был составлен список, включавший в себя самые древние цивилизации мира, в нем обязательно была бы Атлантида. Эта странная цивилизация, существовала, по разным источникам, от 7 до 14 тысяч лет назад. Впервые Атлантида была упомянута Платоном в его «Диалогах». Этот древний исследователь узнал о существовании Атлантиды от старца Солона, который, в свою очередь, опирался на знания египетских мудрецов.

По сведениям Платона, атланты жили на острове, расположенном вЭта самая древняя цивилизация обладала огромными знаниями, владела великолепным оружием. Сами атланты отличались большим ростом и долголетием. Но в одну ночь государство Атлантов погрузилось в море, и от этой древней цивилизации не осталось и следа.

Чем ценна «Поэма о Гильгамеше»?

Лепка, изображающая сцену из поэмы о Гильгамеше, дворец Саргона II, около 710 года до н.э.

Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом и многим другим, изобретенным ими, оставили на память о себе и знаменитую «Поэму о Гильгамеше». Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет.

В этой поэме древними авторами рассказывается о знаменитом бесстрашном воине Гильгамеше, который подружился с Энкиду — человеком, защищающем зверей, и живущего по звериным законам. Гильгамеш научил Энкиду человеческому поведению и позвал его с собой сразиться с великаном кедрового леса. Друзья сражаются и с великаном, и со злобным быком, противостоят различным богам до тех пор, пока Энкиду не погибает. Оплакав своего верного друга, Гильгамеш решается отыскать бессмертие и даже находит цветок, дарующий вечную жизнь, однако коварная змея крадет волшебный цветок у героя.

Поделиться ссылкой

Кто такие шумеры?

Шумерская богиня

Около 5 тыс.лет назад на территории Месопотамии, в юго-восточной ее части, появился «черноголовый» (так переводится название «шумеры») народ, который образовал между реками Тигр и Евфрат первое в истории нашей планеты государство Шумер. Удивительно то, что ученые, изучающие древность, до сих пор не могут точно определить, как и откуда шумеры попали в Месопотамию: дело в том, что их язык не похож ни на один из существовавших в древности.

Итак, шумеры образовали свое государство и вошли в историю, как люди, первыми придумавшие письменность — клинопись. Они разработали похожие на клинышки значки, благодаря которым можно было передавать любую информацию, записывая ее острой палочкой на размягченной глине.

Кроме того, именно шумеры разработали отличную для своего времени систему полива, придумали, как именно сделать глиняные кирпичи более прочными — обожгли их в печи, а также изобрели колесо, плуг, гончарный круг, парусную лодку и составили знаменитый сборник легенд «Эпос о Гильгамеше».

Месопотамия против Египта

Месопотамия и Египет — две разные цивилизации, которые показывают некоторую разницу между собой, когда дело доходит до их истории и развития. Египет был построен по обе стороны реки Нил. С другой стороны, Месопотамия была построена в плодородной области между Тигром и рекой Евфрат. В этом главное отличие Месопотамии от Египта. Хотя расположение каждой цивилизации было разным, у них есть что-то общее. И Месопотамия, и Египет имели доступ к водным ресурсам. Итак, считается, что обе эти цивилизации развивались на основе воды. У обоих было сельское хозяйство в качестве основного занятия. Давайте посмотрим больше информации о каждой цивилизации и на основе этой информации поймем различия между каждой цивилизацией.

Культура и религия Древней Месопотамии

В Междуречье рек Тигр и Евфрат, которое также называют Двуречьем, в разное время существовали разные цивилизации. Вот основные из них:

  • Шумеры
  • Аккадцы
  • Вавилоняне
  • Древние ассирийцы

Известная нам культура Древней Месопотамии сформировалась в результате взаимного проникновения друг в друга культур этих народов, которые многое заимствовали друг у друга, от религии и традиций до архитектурных стилей, зарождающегося искусства и технических достижений.

Таблица периодизации культур Древней Месопотамии

Наиболее известной цивилизацией Междуречья были шумеры, которые, судя по всему, значительно отличались от прочего населения региона. Тем не менее, культура Древней Месопотамии впитала больше всего именно из шумерской культуры, которая сохранила свою идентичность и религию даже после того, как шумерский язык был вытеснен аккадским. Именно аккадцы позднее создали Аккадское царство, первое в Двуречье централизованное государство.

«Быстрая река»

Наименование реки сохранилось до наших дней в практически неизменном виде. Оно предположительно произошло от древнеперсидского tigra, которое, в свою очередь, было взято из шумерского idigna. Это слово в переводе означает «бегущая вода», что в дословном понимании можно изменить на «быструю реку». Есть и другой вариант перевода — медийское слово «тагр» означающее стрелу.

Тигр упоминается в мифологии шумеров. В одном из мифов его создал бог Энки. Дважды о реке написано в Библии. Она называется Тигрис и выступает в роли третьей из четырех рек Эдема.

Длина Тигра — 1850 км. Крупнейшие притоки — Малый и Большой Заб, Дияла, Керхе, Эль-Узайм, Эт-Тартар.

Когда-то Тигр являлся самой беспокойной рекой Ирака. Выходя из берегов, он уничтожал урожай и скот, нередко сносил дома. В 2017 году стало известно, что дамбе Табка в Сирии и мосульской дамбе в Ираке угрожает прорыв. Это грозит городам и жизням миллионов жителей.

С мечом в руке и Вавилоном в сердце

Наибольшей проблемой Ассирии на протяжении всей ее истории был Вавилон. При этом он не являлся проблемой только внешней, политической или военной — на определенном этапе наращивания ассирийской военной мощи Вавилон больше не представлял для армии Ашшура серьезной угрозы — его «брали» множество раз, но тем в большей степени он превращался в проблему внутреннюю, в глубокий, неискоренимый невроз, любовь—ненависть, которую нельзя утолить. С Вавилоном ассирийцев связывает такой узел чувств, что расплести его под силу разве что какому-нибудь историческому психотерапевту. Если бы цари Ассирийской державы просто превратили бы Вавилонию в одну из своих провинций, дело, возможно, разрешилось бы проще. Но нет! Они не хотели овладевать им грубой силой. Каждый раз после очередного «взятия» Вавилону оставлялся статус самостоятельного вассального царства, а если не царства, то по крайней мере вольного города.

Ассирийцы словно бы демонстрировали вавилонянам свое великодушие, прося: «О, искушенные дети Мардука, полюбите нас, богатырских сыновей Ашшура, живите в ладу с нами, и мы охраним ваш волшебный город от любых посягательств извне»… В требовании этой невозможной любви заключалось, помимо прочего, настояние признать родство (этнически ассирийцы и вавилоняне даже ближе друг к другу, чем русские и украинцы: они лишь говорили на разных диалектах одного языка) и если не равенство, то хотя бы соразмерность силы Ассирии пленительной красоте Вавилона. Но «любви» так и не получилось. И когда Вавилон в очередной раз восстал, призвав в союзники халдеев и эламитов, ассирийский царь Синаххериб в 689 году до н. э. стер Вавилон с лица земли, пустив по его улицам воды из открытых шлюзов Евфрата. Так отчаявшийся влюбленный убивает свою возлюбленную. Но Ассирия не простила своему царю утраты Вавилона. В свою очередь Синаххериб был убит в своем же дворце, а его преемник Асархаддон восстановил Вавилон, вернул ему прежние привилегии, ввел в пользу вавилонских храмов новые налоги по своей огромной державе — притом что в это же время он, не зная жалости, прорубался через дружественный когда-то Египет, пока не довел границы Ассирийской державы до первого порога Нила.

Будучи ближайшими родственниками по крови, сыны Ашшура разительно отличались от сынов Вавилона. Если вавилоняне, за исключением небольшой прослойки «богобоязненных», были, в общем-то, законченными гедонистами, то ассирийцы предпочитали жизненным усладам вавилонян суровые забавы совсем иного рода: бесчисленные барельефы запечатлели сцены царских львиных и прочих охот, где мышцы каждого воина напряжены до предела, струится кровь, мчатся колесницы, догоняют жертву охотники… Война тоже, кстати, была одним из их излюбленных сюжетов: битва, разрушение города, унижение пленных, пирамиды из отрубленных голов побежденных, враги, обращенные в рабов… Предельное напряжение сил, подвиг, битва –– вот жизненный идеал ассирийца. Это сказывалось и на отношениях полов в обществе. Если для вавилонянина семья как раз и была той «норкой», в которой реализовывался его жизненный гедонистический идеал, то для ассирийца все было иначе. Семья была лишь «стартовой площадкой» воина, и хотя в Ассирии было разрешено многоженство, гарем служил сыновьям Ашшура не для нег, а для укрепления сил и хозяйства воина.

Отношение к женщине в Ассирии было довольно суровым, а сексуальные связи гораздо более брутальными и лишенными той нежности, которой была окрашена любовь в Вавилоне.

Поэтому, хотя Ассирия и Вавилон питались соками одной культуры, они по-разному распорядились ими: одни обратили этот сок в приятное вино, другие изготовили из него огненный и ослепляющий напиток. Прекрасной иллюстрацией к этой ситуации может служить «Эпос о Гильгамеше». Произведение это пользовалось необыкновенной популярностью как в Ассирии, так и в Вавилоне. Но ассирийцы скорее видели свое подобие в молодом Гильгамеше, царе Урука, готовом совершать подвиги единственно во имя подвигов и без разбору пользоваться дочерьми и женами народа своего. Чтобы стать «вавилонянином», Гильгамешу пришлось преодолеть свой эгоцентризм в чувстве горячей дружбы, пережить горе и смертный страх после гибели друга, возжелать бессмертия, добыть его, чтобы тут же, по глупой случайности, утратить и в конце концов отказаться от попыток достичь недостижимое и –– жить, наслаждаясь жизнью, не покушаясь на то, что не дано человеку. Ассирийцы же веками рвались к недостижимому — не на словах, но на деле, не к бессмертию, но к мировому владычеству.

Южное Междуречье в III-II тысячелетиях до н. э.

Огромный, напряжённый труд людей превратил Южное Междуречье в цветущую страну.

В III-II тысячелетиях до н. э. на полях, тщательно обработанных крестьянами и орошаемых водой из каналов, зрели богатые урожаи пшеницы и ячменя: одно посеянное зерно приносило до ста зёрен. Вокруг селений зеленели финиковые пальмы.  Из фиников изготовляли муку, мёд, вино, а из волокон пальмовой коры плели верёвки и корзины

Пальма имела такое важное значение для жителей Междуречья, что ее называли «деревом ЖИЗНИ».

На пастбищах паслись овцы с длинной волнистой шерстью, буйволы и коровы.

На холмах стояли города. В них жили и работали ткачи, кузнецы, кожевники, гончары и другие ремесленники. Особенно славились изготовленные в Междуречье шерстяные ткани.

В Южном Междуречье нет залежей меди, золота и серебра. Здесь также очень мало дерева. Население получало всё это из других стран в обмен на хлеб, финики, скот и ткани. Деньгами в Междуречье служили слитки серебра.

Чем ценна «Поэма о Гильгамеше»?

Лепка, изображающая сцену из поэмы о Гильгамеше, дворец Саргона II, около 710 года до н.э.

Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом и многим другим, изобретенным ими, оставили на память о себе и знаменитую «Поэму о Гильгамеше». Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет.

В этой поэме древними авторами рассказывается о знаменитом бесстрашном воине Гильгамеше, который подружился с Энкиду — человеком, защищающем зверей, и живущего по звериным законам. Гильгамеш научил Энкиду человеческому поведению и позвал его с собой сразиться с великаном кедрового леса. Друзья сражаются и с великаном, и со злобным быком, противостоят различным богам до тех пор, пока Энкиду не погибает. Оплакав своего верного друга, Гильгамеш решается отыскать бессмертие и даже находит цветок, дарующий вечную жизнь, однако коварная змея крадет волшебный цветок у героя.

Историей древних цивилизаций увлекаются многие люди. Любому человеку интересно, как жили народы тысячи лет назад.

  • Географическое расположение
  • Особенности природы
  • Народы Месопотамии
  • История возникновения государств
  • Господство Аккада и Ура
  • Период Древневавилонского царства
  • Расцвет Ассирии
  • Падение Вавилона

Изучая старейшие государства, школьники узнают о причинах зарождения письменности, появления религий и других важных вещах. Одной из интересных стран выступает Месопотамия, или Древнее Двуречье.

Какая цивилизация самая Древняя на планете земля. Цивилизация из ниоткуда

Шумеры – это самая древняя цивилизация в мире, так считает большинство ученых. Время ее появления – примерно конец четвертого тысячелетия до нашей эры.

Самое загадочное то, что практически никто не может объяснить, откуда она появилась. Предполагают, что шумеры относятся к древнему семитскому племени, которое когда-то обитало на нашей планете.

Но это всего лишь предположения, никаких доказательств этого не существует до сих пор. В ходе исследований не было найдено связей между шумерами и семитскими племенами. Это были две совершенно разные цивилизации, хоть и обе древнейшие.

До настоящего времени так и не стало известно, к какой расе принадлежали шумеры. Все события, которые в какой-то степени связаны с этой цивилизацией, покрыты тайной. Они остаются загадкой для ученых.

Шумеры

Первой великой месопотамской цивилизацией была шумерская. Этот город основан с 3000 г. до н.э. ряд городов-государств, среди которых выделялись Урук, Ума или Ур, каждым из которых управлял абсолютный король, законность которого исходила от того, что он был наместником бога-покровителя местности.

Несмотря на важность этой цивилизации и тот факт, что списки ее королей были найдены, правда в том, что информации о них не так много. Известно, например, что их экономика была основана на сельском хозяйстве и что они первыми использовали клинопись

Кроме того, известно, что они возвели великие религиозные храмы

Известно, например, что их экономика была основана на сельском хозяйстве и что они первыми использовали клинопись. Кроме того, известно, что они возвели великие религиозные храмы.

Точно так же свидетельства показывают, что город Урук распространил свою культуру по всей южной Месопотамии. Благодаря его влиянию в других областях было построено больше городов. Частые войны привели к тому, что эти города были оборудованы оборонительными стенами.

Они могли выполнять сложные арифметические вычисления

Месопотамцы обладали обширными знаниями математики, включая сложение, вычитание, умножение, деление, квадратные и кубические уравнения и дроби. Они вывели формулы окружности и площади для различных геометрических фигур, в том числе прямоугольников, кругов и треугольников. Помимо деления часа на 60 минут и минуты на 60 секунд, они также разделили круг на 360 градусов. Наиболее эффектным математическим достижением было построение таблиц для помощи расчета. На выкопанных табличках можно обнаружить квадраты чисел до 59 и кубы чисел до 32. Если всего лишь использовать только формулы и таблицу квадратов, то этого достаточно для умножения чисел. Поскольку у месопотамцев не было алгоритма длинного деления, они вместо этого использовали таблицу взаимных ответвлений. У нас все еще есть их взаимные таблицы, доходящие до нескольких миллиардов. Помимо арифметических вычислений, месопотамские математики также разработали алгебраические методы решения уравнений. Первое в истории доказательство решения квадратных уравнений получено из Вавилона.

глиняная табличка с математическими расчетами (Месопотамия, 1800 г. до н.э.)

Коммерция

Сначала все, что производилось, предназначалось для внутреннего потребления. Со временем появились излишки, которые можно было использовать для торговли.

С другой стороны, ремесленники также изготавливали предметы, которые можно было использовать для торговли, такие как контейнеры для еды, инструменты, украшения или веса для ткацких станков.

Шумеры установили торговые пути, которые в то время доходили до далеких мест. Таким образом, известно, что они достигли Анатолии, Сирии и Индии. Обычно они обменивали продукты, произведенные в Месопотамии, на сырье, такое как дерево, камень или металлы.

Река Тигр

Тигр родился на озере Хазар, принадлежащем региону Таврских гор. Он проходит на восток, а затем идет на юг через иракские, турецкие и сирийские земли, где касается таких городов, как Мосул, Багдад и Самарра.

Некоторые из его притоков — реки Большой Заб, Малый Заб, Диала, Ботан, Гарзар и Джабур. Его возраст оценивается более чем в 13 миллионов лет.

Его площадь составляет около 1900 километров, он осушает бассейн площадью 375 000 км² и имеет сток чуть более 100 км3 / с.

У этого водоема скорость течения выше, чем у Евфрата, реки, с которой он впадает в Аль-Курну, давая начало реке Шатт-эль-Араб. По этой причине было построено множество водохранилищ, чтобы удерживать и использовать энергию их вод.

Помимо того, что эта река является источником пресной воды для потребления человеком, производства гидроэлектроэнергии и орошения, эта река является средой обитания около 55 видов рыб (46 местных и 7 эндемичных) и 6 видов земноводных.

Это река, по которой можно перемещаться на небольших лодках.

Бурный рост коммерческой деятельности прошлых лет начал снижаться в 20-м веке с развитием дорог в регионе.

Миф о шумерском потопе.

В шумерской письменности есть упоминание о большом потопе. Согласно шумерскому мифу о потопе, боги решили послать потоп, чтобы уничтожить человечество. Божество Энки, однако, предупреждает Зиусудру, правителя Шуруппака  о грядущем потопе и приказывает ему построить большую лодку, чтобы сохранить различные формы жизни. Страшный шторм раскачивает огромную лодку в течение 7 дней и 7 ночей, а затем появляется Уту (бог Солнца). После того, как потоп закончился, животные покидают корабль, и Боги дают Зиудудре вечную жизнь для «сохранения животных и семян человечества». Есть несколько других мифов о потопе, имеющих много общего с шумерским рассказом, например, история индусского короля Ману в Матсья Пурана и самое известное повествование о потопе в Библии. Существуют различные теории, объясняющие эти мифы о наводнениях, включая гипотезу о том, что метеор врезался в Индийский океан около 3000–2800 гг. до н.э., вызвав мега-цунами, которое затопило прибрежные земли.

Памятники культуры Древней Месопотамии

  • Цилиндрические печати. Использовались примерно так же, как и современные печати-штампы.
  • Клинописные таблички. Их изготавливали в основном из глины, так что их до наших дней сохранилось немного.
  • Зиккураты. Ступенчатые башни, представлявшие собой культовые сооружения.
  • Бронзовая маска из Ниневии. Датирована XXIV–XXIII веками до н. э., найдена при раскопках Ниневии, одной из столиц Ассирийского царства.
  • Стела с законами Хаммурапи. Через пару сотен лет ей исполнится уже четыре тысячи лет, и этот памятник культуры Древней Месопотамии является древнейшим в мире письменным сводом законов. Хранится он в Париже, в Лувре.

Написанные клинописью законы Хаммурапи

  • Камень Кудурру. Документ, закрепляющий и подтверждающий право собственности на землю.
  • Статуи. В частности, крылатые быки и львы с человеческими головами.
  • Дворцовые рельефы. В некоторых руинах в Междуречье на стенах сохранилась резьба по камню, изображающая сцены войны и мирной жизни.
  • Ворота Иштар. Некогда они являлись одними из врат Вавилона, а сейчас облицовка ворот в отреставрированном виде хранится в одном из музеев Берлина.

Описание

Древнейшей мировой цивилизацией является Месопотамия (Междуречье), земли которой расположены между Тигром и Евфратом. Много народов прошло через Месопо­тамию. На юге обитали шумеры, вавилоняне, халдеи, на севере и западе – ассирийцы, арамеи. В отдельных районах Месопотамии удалось обосноваться и племенам-завоева­телям. Это – кутии, семиты, касситы. Центр древнейшей цивилизации находится в древ­ней Вавилонии. Северная Вавило­ния носила название Аккад, южная – Шумер. В северной части Месопотамии расположена Ассирия. В 4 тыс. до н. э. на юге Месопотамии появляется первые шумерские поселения. thumb|300px|right|Месопотамия А на рубеже 4–3 тыс. до н. э. (одновременно с возникновением государства в Египте) в южной части Междуречья появляются первые государственные образования. В начале это были небольшие города-государства с населением в 40–50 тыс. человек (Эриду, Ур, Ларса, Урук, Ниппур). В первой половине 3 тыс. до н. э. в Шумере создаются несколько политических центров, во главе с правителями. Их именовали лугаль или энси – «большой человек», царь. В 3 тыс. до н. э. в северной части Месопотамии семитами был основан город Аккад, дав­ший начало зарождающего государства с тем же названием. Около 1894 г. до н. э. амореи создают самостоятельное государство со столицей в Вави­лоне. А в первой половине 3 тыс. до н. э. на правом берегу Тигра, в северной Месо­потамии был основан город Ашшур, так стало вскоре называться и окружающая его местность (с греч. Ашшур – Ассирия). Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от «варварства» к цивилизации, создавая свой тип культуры.

История возникновения государств

Первые государственные образования в Месопотамии появились в IV-III тыс. до н. э. Города начали строить на холмах в южной части Междуречья. Каждое образование включало в среднем 45 тыс. человек. На юго-западе были города Эрида, Ур, Ларса и Лагаш. Рядом с Евфратом располагались Ниппур и Урук. В Шумере создали несколько политических центров. Их правителей называли лугаль, или энси.

В этот период широко развивались земледелие, скотоводство и ремесло. Если судить по археологическим раскопкам, шумеры отличались высоким уровнем мастерства в металлургии. Они научились изготавливать бронзовые орудия труда. Торговцы продавали другим странам шерсть, зерно и финики, чтобы получить золото, камни и другие полезные ископаемые, которыми была бедна Месопотамия.

В середине XXV в. до н. э. Лагаш разгромил город Умму. Несмотря на победу, в городе творился беспорядок. Народ ущемляли в экономических и политических правах. Они восстали против правительства и выбрали себе нового энси. За 6 лет правления владыка провёл несколько важных реформ, которые сегодня считаются самыми древними правовыми актами в социально-экономической сфере.

Облегчению жизни населения способствовали такие реформы:

  • снижение платы за проведение религиозных обрядов;
  • отмена некоторых налогов с ремесленников;
  • уменьшение повинности на оросительных сооружениях;
  • восстановление судебной организации в сельских общинах.

Что такое Междуречье?

Реки Тигр и Ефрат, образующие Междуречье

На огромной и урожайной территории между большими реками Тигр и Евфрат более 5 тыс.лет назад располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Вавилония, Шумер и др. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.

Благодаря близости двух широких рек, которые, разливаясь, удобряли почву питательным илом, земля Междуречья сделалась необычайно плодородной. Этим не могли не воспользоваться жившие в то время люди: они одними из первых на планете, еще в первобытное время, научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: