Содержание
В архитектура майя Он состоит из множества зданий и построек, которые были возведены в различных городах, принадлежащих этой цивилизации. Одними из великих произведений, ставших достоянием человечества, являются пирамиды и храмы.
Архитектура майя определяется крупными постройками с безупречными художественными деталями. Среди типов построек майя выделяются дворцы, сооружения необычайной красоты, предназначенные для использования людьми, принадлежавшими к высшим сословиям.
Одна из характеристик этой культуры заключается в том, что географическое положение ее городов находилось на разных территориях, включая такие страны, как Гондурас, Мексика и Гватемала. Следует отметить, что первые поселения майя относятся к 2000 году до нашей эры. С.
Майя были прекрасными строителями и передавали свое художественное величие через пирамиды, большие здания, которые во многих случаях служили религиозными храмами.
Города были построены на основе близости к элементам или материалам, которые использовались для строительства.
Одним из основных материалов, используемых при возведении зданий, был, среди прочего, известняк и песчаник. Скалы предоставили майя двойную полезность, поскольку использовались как сырье для строительства, а также как инструмент для резки камней.
Свидетельство большого прогресса в архитектуре этой цивилизации соответствует умению использовать использованные материалы. Например, создание обожженного известкового цемента, использование штукатурки и строительного раствора для украшения зданий.
Архитектура майя также включала астрономические обсерватории, церемониальные платформы, поля для игр с мячом и дома для домашнего использования.
Боги
И давайте вспомним о богах майя, которых на самом деле было очень много, среди них были и такие экзотические боги, как бог полярной звезды, бог луны, покровительница медицинских знаний и деторождения – богиня Ишчель и богиня самоубийств (!) Иштаб. К слову, в религии майя самоубийство не считалось чем-то плохим (как скажем в большинстве религиях, особенно в христианстве) и было даже почетным делом. Особенно почетным считалось самоубийство через повешение, ведь саму богиню самоубийства Иштаб изображали не иначе, как в петле. В конце концов, самоубийство в религии майя приравнивалось к добровольному жертвоприношению и этим можно объяснить такое большое уважение к нему.
Бог-создатель майя Хунаба, который создал людей из початков кукурузы, как не странно, но почитался значительно меньше своего сына – бога небес Итсамана. Последний же фактически был верховным богом майя, легенды и мифы делают его первым жрецом, покровителем дня и ночи и изобретателем иероглифов и вообще письменности как таковой. «Сначала было слово» так начинаете Евангелие от Иоанна, индейцам майя тоже была знакома эта формула, сначала было слово, которое дал им бог Итсамана.
Также большим почетом пользовался бог дождя Чак который в религиозных мифах майя упоминается даже чаще, чем сам владыка небес итсамана. Может потому, что от Чака самым непосредственным образом зависело хозяйство майя и урожай кукурузы. В позднюю эпоху богу Чаку тоже приносились и человеческие жертвы, особенно когда долгое время не было дождя, надо же было отправить посланника, чтобы умилостивить Чака. Из жертв богу дождя Чаку не вынимали сердца на вершине пирамиды, их сбрасывали на дно большого ритуального колодца.
Третьим по значимости был сам загадочный бог-покровитель кукурузы, но почему загадочный? Ибо история не донесла нам его имени, некоторые исследователи считают, что им был бог лесов Йум Ках. Во всех упоминаниях этот самый молодой бог изображается с сильно деформированной головой, она (голова) обремененная многочисленными заботами о хорошем урожае.
Верования майя о загробной жизни не слишком отличаются скажем от верований, которые есть в христианстве или в исламе. Души праведников, и принесенных в жертву богам людей попадают в аналог Рая, прекрасное красочное место полное цветов и бабочек. Души же нечестивых людей попадают в подземное царство Шибальду (аналог Ада) где несут искупление за свои греховные поступки.
Старая английская поговорка гласит: «Если зеркала перестало отражать человека, значит, он близок к смерти». В конце Х-го века зеркало вечности уже почти перестало отражать культуру майя, пришло начало ее конца. Именно в это время оказались полностью покинутыми многие города майя, а что стало причиной этого как мы писали выше, так и остается неизвестным.
Дворцы
Дворцы, построенные в эпоху майя, были крупными и часто использовались в качестве административных центров. Эти дворцы были «скруглены», то есть там, где плоский камень был сложен с небольшим перекрытием, чтобы образовать узкую щель, чтобы гарантировать, что они могут быть увенчаны одним замковым камнем. Для поддержки этих несбалансированных сводов использовались деревянные кресты.
Здание четырехугольника женского монастыря в Ушмале является одним из самых значительных памятников архитектуры такого рода. Четырехугольник монастыря был построен как храмовая пирамида по традиционному образцу. В северном здании 13 дверных проемов, в южном — девять, а в западном — семь. Эти дверные проемы представляют собой уровни неба, шибальбы и земли соответственно. Дворец в Паленке также относится к той же категории. Эта структура представляет собой трехэтажный памятник с уникальным дизайном и привлекательными чертами, такими как красивая резьба.
Дворцы были построены с порталами, которые представляли путь в новый мир через устья священных пещер. Они также включали туалеты, зоны для приготовления пищи, холлы и спальные помещения. В некоторых из них были даже туалеты и парилки, что намекало на роскошный образ жизни.
Гигантские пирамиды и туалеты со смывом — архитектура майя
На основе своих знаний майя строили великолепные дворцы, пирамидальные храмы и усыпальницы, некоторые из которых по-объему были даже больше египетских, как, например, самая высокая среди майянских пирамид — пирамида в Эль-Мирадоре высотой больше семидесяти метров. Но этим архитектурные умения майя не исчерпываются. Для развития экономики и военных походов были построены тысячи километров сакбе — великолепных дорог, имеющих сложную структуру, и возвышающихся над землей больше чем на четыре метра.
Согласно обычаям майя, человек, идущий по этой дороге, считался гостем и напавшего на него могли строго наказать — вплоть до казни. Майя сильно зависели от сельского хозяйства, но испытывали проблемы с эрозией почв, поэтому из того же Эль-Мирадора плодородную болотную землю развозили по всей тогдашней майянской ойкумене, а когда земля истощилась, город попросту покинули. Кроме этого, у майя были постоянные проблемы с водой.
Паленке
В большинстве случаев воду добывали из провальных озер, соединенных друг с другом подземными реками. Хотя случалась и обратная ситуация, когда ее было слишком много, как, например, в городе Паленке, где построили отводные каналы, которые работают до сих пор, а также акведуки, по которым вода поступала не только царю, но и в каждый дом. Так что у местных жителей были ванны, а по заявлениям некоторых ученых, еще и туалеты. Жизнь древних мезоамериканцев была довольно комфортной.
Селение Сантьяго Атитлан
Между двух вулканов расположился город Сантьяго Атитлан, в котором сегодня проживает около 50 тысяч человек. Туристы передвигаются по Сантьяго на специальном транспорте – тук-туке. Выбирайте подходящий для вас вариант перемещения и отправляйтесь в центр, но не забудьте полюбоваться и окресностями. Город стоит возле самого красивого в мире озера Атитлан. Поездку можно планировать в любое время года, но лучше всего – весной, летом или ранней осенью.
Оказавшись в городе, обязательно посмотрите следующие достопримечательности: гостиница Los Elementos расположена прямо на берегу озера, неподалеку от живописных и исторических мест, в том числе тех мест, которые некогда принадлежали индейцам майя; ранчо Finca Hetuc, где также можно узнать много чего о майя от местных старожилов. Также на территории города есть несколько древних храмов.
Паленке – каменный город
На общем фоне следующий город майя, столица Баакульского царства — Паленке (Palenque на испанском, Лакам-ха на языке майя и Оттиоттиун («каменный город») на языке более поздних племен чоль), смотрится не так выразительно, как Ушмаль. Тем не менее, это поселение также вызывает неподдельный интерес у туристов. Самыми значительными архитектурными памятниками Паленке являются Храм надписей, Дворец Паленке, Храм лиственного креста, Храм Солнца, Храм черепов и Храм графа.
Скрижаль Солнца из Паленке. Гарвардский музей натуральной истории
Нынешнее название развалин майя происходит от находящегося поблизости небольшого городка с таким же наименованием. Непосредственно же поселение майя возникло 2 августа 490 г. н. э. и просуществовало приблизительно 600 лет, подвергнувшись впоследствии полнейшему забвению и запустению. Более 1000 лет город стоял заброшенным, как будто сама земля подверглась жесточайшему проклятию богов майя, и до сих пор Паленке — один из наименее исследованных крупнейших городов майя (во время расцвета (VII в. н. э.) площадь его достигала 20 км2).
Дворец Паленке — реальное доказательство того, что майя были великолепными архитекторами: чтобы уменьшить вес крыши, древние строители проделали в сводчатом потолке незначительные ниши. Кроме того, соорудили превосходную дренажную систему для отвода излишков воды с крыши. Дворец Паленке настолько огромен, что его нельзя обойти за один день, хотя расчищенная часть едва ли больше до сих пор погребенной под завалами времени из камня, известняка и земли. Промышленные кислотные дожди с достойным зависти усердием уничтожают великолепную лепнину на стенах дворца, лишь во внутренних помещениях еще можно различить скульптурные изображения коронации правителей Лакам-ха.
Панорама Паленке
Пакаль — легендарный правитель Паленке. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Над Дворцом Паленке возвышается отреставрированная в середине прошлого века башня в 5 этажей, служившая майя то ли обсерваторией, то ли дозорным пунктом. Интересно, что лестница, ведущая на ее верх, начинается только со второго этажа. Если считать, что башня действительно была смотровой, то этим можно объяснить, почему индейцы пользовались приставной лестницей: в случае опасности ее можно было легко втянуть внутрь, тем самым на какое-то время обезопасив себя от врагов.
Восточная часть внутреннего двора дворца — место жестоких жертвоприношений, где казнили изменников и пленных в угоду кровожадным богам.
Поражающий воображение Дворец Паленке, в центре — таинственная башня
Храм надписей, или Балуун Иет Наах
Название Храма надписей происходит от найденных наверху здания трех больших каменных плит с более чем 600 иероглифами, описывающими историю города. Назначение этого храма (майя называли его Балуун Йет Наах — «Дом девяти спутников») предельно понятно — он служил усыпальницей для правителя города Ханааб Пакаля, чью гробницу нашли глубоко под храмом.
Путь к гробнице сквозь засыпанные коридоры археологи пробивали 2,5 года. Вместе с останками Ханааб Пакаля найдено достаточно много украшений; все они находятся в Национальном музее антропологии города Мехико. Для туристов открыт доступ к погребальной камере (но не внутрь: непосредственно к саркофагу путь закрыт).
Погребение Пакаля. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Копия саркофага Пакаля. На крышке изображен спуск правителя в подземный мир. Национальный музей антропологии, г. Мехико
Правителя Лакам-ха похоронили в августе 683 г. н. э., он скончался на 81-м году жизни, что невероятно много для индейцев тех времен. Историки натолкнулись еще на одну загадку Паленке: при обследовании найденного в недрах Храма надписей трупа установили, что, судя по возрасту зубов, правителю на момент смерти было 45 лет…
Еще одна достопримечательность Паленке — Храмы крестов, а именно Храм Солнца, Храм креста и Храм лиственного креста. Эта группа святилищ посвящена трем великим богам Паленке (характерная тенденция для майя: каждое поселение как бы избирало себе своих верховных божеств). В каждом из трех храмов находится каменная стела. В Храме Солнца она изображает маску бога Солнца на щите, в двух других храмах в центре скульптурной композиции располагаются крестообразные предметы, символизирующие мировое древо, поддерживающее небеса по углам. Во всех трех зданиях по обеим сторонам от визуального центра стелы запечатлен один из правителей города, Кан Балам II: слева — ребенком, справа — во взрослом возрасте во время совершения церемониальных обрядов.
Храм Солнца
Барельефная маска майя
Храмы
В цивилизации майя храмы были в изобилии. Они были сделаны из камня и имели платформы разных размеров и форм. На этих платформах были построены конструкции из дерева и соломы. В основном использовавшиеся в церемониальных целях, храмы имели высокую платформу, на которой можно было совершать ритуалы. Наружные поверхности камней были украшены резьбой и символами.
Храмы были построены с учетом астрономических концепций и традиций, и большинство из них были связаны с небесными телами, такими как Солнце, Луна или Венера. Равноденствия и солнцестояния играли важную роль в строительстве храмов, поскольку они были важны для ритуалов.
Храм IV в городе Тикаль — одно из самых высоких архитектурных сооружений периода майя. Он состоит из двух дорог с северо-востока и востока. Дорога Тоззера проходит с востока, а Дорога Модслей — с северо-востока на север. Храм IV был построен в память о Икине Чан Кавииле, 27-м правителе династии, в рамках его похорон.
В храме есть святыня, которая, как полагают, посвящена Икинь Чан Кавил. Это необычное сооружение — вертикальное сооружение, резко контрастирующее с остальной частью пирамиды.
Археологическая сенсация в Паленке
В 1952 году мексиканский археолог Альберто Руз Луилье совершил сенсационное открытие: вскрыв подземную камеру в Храме надписей, он оказался в склепе, украшенном рельефными изображениями на стенах и плитах пола. Посреди склепа стоял массивный саркофаг, богато декорированный каменной резьбой. Антропологи установили, что в гробнице покоится прах царя Пакаля, умершего в 683 году. Лицо владыки покрывала погребальная нефритовая маска; белки её глаз были выполнены из перламутра, а зрачки — из сверкающего обсидиана.
Храм Лиственного Креста
Сегодня в Паленке осталась лишь копия резной панели-крышки саркофага, а её оригинал хранится в Национальном археологическом музее в Мехико. В 1994 году в Паленке было найдено второе подобное захоронение — гробница Красной Царицы, супруги Пакаля.
История
История цивилизации майя, как впрочем, и вопрос об их происхождении имеет, к сожалению, очень много темных пятен. Да что там говорить, даже подлинное название этого народа нам не известно, так как вошедшему в обиход слову «майя» мы обязаны Христофору Колумбу. А дело было так: во время своего четвертого плавания к американскому континенту (сам Колумб был искренне уверен, что плавал к берегам Индии и Китая) великий мореплаватель пристал к небольшому островку, расположенному недалеко от современного Гондураса. Там он повстречал индейских купцов, которые плыли на большой лодке. Колумб спросил их, откуда они, на что последовал ответ «из провинции Майан», вот отсюда и пошло название этого народа – майя.
Это то что касается их название, а вот насчет истории этого народа, то на момент прибытия европейцев цивилизация майя уже клонилась к упадку. Удивленным взорам европейцев предстали отличные каменные города, построенные майя, но была одна загвоздка, города эти оказались покинутыми и заброшенными. Что подвигло индейцев майя покинуть свои города и по сей день является одной из загадок этого народа и предметом дискуссии ученых историков-американистов. Быть может какие-то внутренние конфликты в их обществе, или вспышка эпидемии некой болезни, племенные войны или апокалипсические ожидания конца света (индейца майя были очень суеверными) или еще что-то? Гипотез по этому поводу есть немало, но точного подтверждения увы нет.
Также в том, что мы так мало знаем об истории народа майя есть вина и испанский конкистадоров. Некто Диего де Ландо, испанский инквизитор, прибивший в Новый свет обращать индейцев-язычников в христианскую веру, приказал сжечь все письмена майя, где хранилось немало ценных исторических сведений об этом народе. Так по приказу одного религиозного фанатика была практически стерта история целого народа.
Тропы Майя в Тикале
В джунглях Гватемалы есть затерянный город Тикале. Вы можете попасть в него и найти следы цивилизации майя. Город достаточно большой и занимает территорию в 16 квадратных километров. Первые поселенцы появились в этих местах предположительно еще в VII столетии до нашей эры. Сначала Тикаль был маленьким поселением, в которых стояло всего несколько домов, сделанных из соломы. Однако, с течением времени поселение становилось больше и превращалось в город. Строились дворцы и пирамиды. Если вы окажетесь в Тикале, обязательно посмотрите оставшиеся постройки.
Спустя несколько веков город стал крупным экономическим и культурным центром, однако, сегодня от былого величия не осталось и следа. После того, как в Тикаль поселились майя, они стремились развивать город, но как и многие поселения майя, Тикаль все же пришел в упадок. Ученые считают, что в городе не происходили военные действия, и скорее всего, жители сами покинули его, найдя более пригодные для проживания места.
Археологи при раскопках обозначали обнаруженные сооружения цифрами, так, восточная пирамида получила название «Структура 1», а западная «Структура 2». При посещении городища обязательно загляните в Храм Ягуара, который расположен на самом верху пирамиды. По мнению ученых в этом храме хранятся останки одного из правителей города – Хасав-Чан-Кавиля.
Пирамида номер 2 была построена для погребения супруги правителя. На самом ее верху также построен храм. Примечательно, что если приглядеться к барельефу, то можно заметить две огромные маски. Именно за счет этого храм получил название «Храм масок».
Парк Майя
Парк Майя расположен в рыбацком поселке Махахуаль, для туристов здесь показывают представление, в котором загадочные мифологические существа вызывают духов. Незабываемым зрелищем будет полет мистического пернатого змея Кукулькана, одного из главных божеств мифологии Майя, покровителя ветра, воздуха, огня и воды.
На территории парка Майя находится аквапарк с водопадами и горками. Есть возможность совершить полет и увидеть поселок с высоты птиц. Для детей здесь работает Остров Обезьян с множеством аттракционов и развлечений. Доступны гамаки на пляже или у бассейна, а также ассортимент напитков и блюд.
Колодец племени Ица
Чичен Ица на карте расположен в Мексике, в 120 км на юго-восток от Мерида, столицы полуострова Юкатан, и в настоящее время является не только одним из наиболее известных городов периода Майя, но и не без оснований его считают новым чудом света.
Раньше это поселение называлось иначе – «Уукил-абнал» («Семь Кустов»). Своё теперешнее название Чичен Ица получил несколько позже, когда слава о колодце, в котором осуществляли жертвоприношения, распространилась по близлежащих областях, вследствие чего город был переименован в «Колодец племени Ица»: «чи» означало «устье», «чен» – «колодец» и «ица» – так называлось одно из племён майя, которые основали поселение.
Город Чичен Ица по тем временам был довольно большим: площадь его составляла около 10 кв. км. Несмотря на то что от большинства построек остались лишь руины, некоторые сооружения (в основном культового характера) сохранились неплохо и вызывают огромный интерес не только в учёных и исследователей, но и у многих жителей нашей планеты.
Жизнь этого удивительного чуда света в Мексике исследователи разделяют на два этапа.
Места проживания
Где жили майя? Древнее племя населяло значительную часть Центральной Америки. Располагалась цивилизация на том месте, где на современном этапе находится Мексика. Огромная часть территории, на которой проживали индейцы, отличалась обилием флоры, фауны. Были самые разные природные зоны (горы, пустыни, прибрежные участки). Это сыграло важную роль в развитии индейцев майя.
Где жили? У них были целые города. Например, Тикаль, Ушмаль, Камакнул и т. д. В каждом государстве проживало около 20 тысяч индейцев. Объединяться в один административный центр племена не хотели. Обладая общей культурой и похожей системой управления со временем небольшие государства образовали целую цивилизацию.
Замок Шереметева
Замок Шереметева.
284
История Шереметевского замка началась в 1812 году, когда село Юрино, что на берегу Волги, в 200 км от столицы республики, приобрел богатый помещик Василий Сергеевич Шереметев, один из представителей нетитулованной ветви знаменитого рода. С этого времени началось строительство нового поместья, которое после смерти самого Шереметева продолжили его наследники.
Создавался дворцово-парковый ансамбль в течение нескольких десятилетий, и, как это обычно бывает в таких случаях, в его архитектуре просматриваются элементы сразу нескольких стилей – помимо поздней готики здесь угадывается и барокко, и древнерусский стиль. В замке насчитывается около сотни комнат, среди которых есть, например, «Восточный кабинет», «Дубовая комната», «Картинная галерея», «Скобелевский зал».
Когда-то их украшала мебель, созданная мастерами Италии и Франции, китайская и западноевропейская посуда, полотна прославленных русских и западноевропейских живописцев, а также скульптуры и богатая коллекция оружия. Особой гордостью хозяев замка были камины, каждый из которых обладал своей уникальной особенностью, и зимний сад под стеклянным куполом.
После революции помещичья усадьба была национализирована, и в разные годы в ней располагались то санаторий, то дом отдыха, а во время войны даже госпиталь. В начале нынешнего века в уже сильно обветшавшем замке начата реставрация, которая продолжается до сих пор.
Сегодня часть помещений замка отдана под гостиничный комплекс, остальные периодически используются в качестве площадки для проведения различных творческих фестивалей. Разумеется, побывать здесь можно и в качестве члена экскурсионной группы.
Адрес: Замок Шереметева, пр-т Центральный, Юрино, Марий Эл, Россия.
Исторические сведения
Предположительно город Чичен-Ица был основан около 455 г., в период расцвета цивилизации майя, получившей известность благодаря своей культуре, архитектуре и довольно значительным, для того времени, знаниям в математике и астрономии.
Строения, возведенные в Чичен-Ице, можно разделить на две части. К одной из них можно отнести сооружения VI–VII в.в н. э. Это культура древних майя. Здания, характерные для культуры тольтеков относят к другой группе. Они захватили город в X–XI в.в н.э. и через некоторое время сделали его своей столицей. Но уже в 1178 г. Чичен-Ицу буквально разгромили войска трех объединившихся городов: Ицмаля, Майяпана, Ушмаля под командованием Хуанака Кееля.
Испанцы, вторгшиеся в Мексику, сожгли индейские рукописи. Но, несмотря на потерю исторических данных, археологам все же удалось установить, что в XIII веке город был разграблен, и уже не мог по-прежнему оказывать влияние на экономику близлежащих регионов. В связи с этим Чичен-Ицу покинули богатые и знатные горожане, а следом за ними город оставили и остальные жители. Испанские завоеватели обнаружили абсолютно пустой город, вокруг которого были небольшие индейские поселения, их жители относились к руинам древнего города как к священному месту. Прошли века, но до сих пор точная причина превращения некогда могущественного города в покинутый и забытый буквально всеми, так и не установлена.
Змеиное царство — особенности политического устройства майя
Народ жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы. Его история своими корнями уходит во второе тысячелетие до нашей эры и условно разделяется учеными на три периода: формативный — 1200 г. до н.э — 200 г. н.э., классический — 200-1000 г. н.э. и постклассический — 1000-1530 г. н.э.
Любопытно, что у майя, несмотря на огромные культурные, научные, экономические и военные достижения, так и не сложилось единой империи, они всегда жили в сравнительно небольших городах-государствах, вроде полисов Древней Греции. Время от времени какой-то город становился сильнее и подчинял себе некоторые соседние города, но все это быстро проходило.
На протяжении многих веков своей истории майя жили под властью царей, которые считались потомками богов, и у каждого царского рода был свой персональный дух-хранитель. Например, у знаменитых Змеиных царей из города Кануль, про которых известно довольно много из настенных надписей зависимых от них государств, тотемом был стоящий на задних ногах олень с головой змеи. На шее у него болталось нечто похожее на шарф, из-за чего с подачи российского исследователя Мезоамерики Д.Д. Беляева духа для простоты начали называть «оленезмеем в шарфике».
Время от времени к власти приходили женщины: иногда дожидаясь совершеннолетия сыновей, а иногда и правя железной рукой при рыхловатом муже. Правда, простой народ это не слишком одобрял, и таких женщин-правительниц не вносили в царские списки.