Дохараппские и предхараппские культуры Индии
В январе 2002 года, было объявлено, что обнаружена цивилизация, которая показалась бы людям, строившим пирамиды,
Ученые из Археологической службы и Института археологии Индии получила новые данные о том,
До наступления более засушливого климата, хараппы выращивали крупнозерновые злаки, Это, в конечном итоге, привело в XVIII—XVII вв. до н. э. к упадку, а затем падению Индской цивилизации. |
Индия: общие сведения и географическое положение
Индия – страна древних Вед, в которой красота, традиции и величие храмов поражают, а культура и удивительная атмосфера погружают в мир тайн.
В географическом плане страна примыкает к Южной Азии и занимает большую часть полуострова Индостан. У Индии много соседних государств. На северо-западе Индия граничит с Пакистаном и Афганистаном. На северо-востоке – с Китаем, Непалом и Бутаном. Граница между Индией и Китаем является одной из самых протяжённых и проходит по главному Гималайскому хребту. На востоке страна граничит с такими государствами, как Бангладеш и Мьянма. Морские границы на юго-западе Индия делит с Мальдивскими островами, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке.
Название страны менялось несколько раз, в разное время ее называли страной ариев, брахманов и даже страной мудрецов. Название Индия произошло от наименования реки Инд. У Индия существовало также второе название – Бхарат, это название связано с описанной в Махабхарате историей.
Замечание 1
Махабхарата – древний индийский эпос, крупнейшее литературное произведение в мире,
Еще одно название – Хиндистан, его испрользовали во времена правления Империи Великих Моголов.
Определение 1
Империя Великих Моголов – тимуридское государство, существовавшее на территории современной Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана в 1526-1858 гг.
Название «республика Индия» появилось только в XIX веке.
Чтобы более точно определить, месторасположение древней Индии на современной карте, стоит изначально определить, что именно и с какого периода считать таковой. Многие историки считают самой первой индийской цивилизацией Хараппскую культуру (ее древние следы датируют 3300 г. до н.э.), которая возникла в северо-западной части индийского континента в долине реки Инд.
Рисунок 1. Древняя Индия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во времена Хараппской цивилизации главными центрами были города Хараппа (современный Пакистан, который отделился от Индии в 1947 году в результате раздела территории Британской Индии) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»). Уровень развития в это время был очень высок, об этом говорят постройки городов с правильной планировкой и водосточными системами. Развивалась письменность, в художественной сфере получила развитие мелкая пластика: небольшие статуэтки, печатки с рельефами. Но постепенно харапская культура утратила свое значение, это связанно с переменами климата, разливом рек и различными эпидемиями.
Еще в древности Индия расположилась на юге Азии. Индия занимала большую территорию и граничила на севере с Гималаями – самыми высокими горами в мире. Индия была поделена на южную и северную часть, обе части отличались своим развитием, с этим были связаны природные условия этих районов.
Южная часть Индии занимала самые плодородные земли, и была богата реками и равнинами. В центральной части полуострова климат был более засушливый из-за гор, которые останавливали ветра.
Северная часть Индии располагается на материке, в нее вошли пустынные территории, но в западной части протекает река Инд, это способствовало развитию земледелия на засушливых территориях северной части.
С древних времен география Индии очень разная, это и снежные горы, и влажные джунгли и равнины с пустынями, именно такие климатические особенности страны повлияли на ее дальнейшее развитие в одних регионах и полное замедление прогресса в других областях.
Еще одна крупная река в Индии – Ганг, благодаря большой территории долины Ганга те земли с древности были густо заселены, Древнейшим городом Индии является Варанаси, который расположился на левом берегу Ганга, по некоторым данным возраст Варанаси составляет 3000 лет.
Что посмотреть кроме крематориев
Лик смерти — не единстенное, что можно увидеть в Ванараси. Тут нет ни единого храма, возведенного раньше XVIII в. Какие-то из них были разрушены, но восстановлены.
Так храм Вишванатха – очень древний, был построен на берегах священного Ганга. В XVII веке был разрушен императором Ауранджебом. Однако в 1780 году Махарани Ахильябаи Холькар из Индора восстановил его, и теперь каждый год сюда устремляются миллионы паломников. Храм считается самым священным местом в Варанаси. Это один из двенадцати храмов, где Шиву изображают в виде Шивалинга — его древнего символа.
Неиндусам в Вишванатх вход запрещен, а снаружи можноп посмотреть.
Гаты
В Ванараси много ступенчатых каменных набережных, которые спускаются вниз, к Гангу. Сюда приходят паломники. Они сият на гатах до рассвета, чтобы увидеть занимается день. Благочестивые мужчины и женщины, расположившись на ступенях, деловито скандируют: «Ганга Май ки джай!» — «Слава Матери Ганге!»
На берегу можно нанять лодку и доплыть до середины реки. Оттуда открывается впечатляющий вид на множество индуистских храмов.
Старый Варанаси стоит на западном берегу Ганга и продолжается дальше от прибрежных гхатов лабиринтами улиц, которые называют гали. Гали очень узкие для транспорта. Тут легко заблудиться, но обычно все популярные отели и рестораны хорошо заметны. Даже если вы ни заблудились, все равно выйдете к какому-нибудь гхату. Можно все время идти вдоль гхатов, но только не в сезон дождей и не сразу после него, поскольку в этот период вода в реке поднимается слишком высоко.
Большинство интересных мест в Варанаси, а также отели расположены в старом городе. Сразу за вокзалом находится очень спокойный район, где сосредоточена основная масса дорогих отелей.
Туристам всегда интересны местные базары. Поищите Чоук, он известен духами, шелками и медными изделиями.
Для паломников есть много храмов, ступ и других священных и культовых мест.
В Музее Сарнатха есть замечательная коллекция образцов древней индийской скульптуры, относящейся к периоду с III в. до н. э. до V в. н. э.
Где расположен город Ванараси
Если вас заинтересовало такое необычное место, ищите его в северной Индии. От Дели 800 км.
Покрыть это расстояние можно быстро, если воспользоваться самолетом. Аэропорт Бабатпур расположен в 22 км от города Ванараси. Прямые рейсы весть из Дели, Мумбайя, Катманду и Кхаджурахо.
По железной дороге есть сообщение с Аллахабадом, Горакхпуром и Лакхнау. Поезда идут ежедневно. Еще несколько каждый день отправляются в Нью-Дели и Колкату, и всего два поезда ежедневно ходят в Агру. Прямые поезда в Кхаджурахо ходят только по понедельникам, средам и субботам.
Можноь на поезде уехать в Непал или приехать из него.
Раздел Индии
15 августа 1947 года Великобритания объявила о создании доминиона Пакистан, а уже на следующий день стало известно о том, что Индийский Союз провозгласил независимость. Это решение привело к чрезвычайно кровопролитным событиям и столкновениям, жертвами которых стали порядка миллиона человек, а еще восемнадцать миллионов вынуждены были оставить свои дома и переселиться в другие регионы.
Решение о разделе британских владений до провозглашения Индией суверенитета было принято для того, чтобы создание Пакистана не выглядело как отделение его от суверенной Индии. Таким образом, обе страны имели равные права и не должны были иметь претензий друг к другу. Однако такое решение вопроса не помогло избежать территориальных споров в будущем.
В результате таких крупных миграционных потоков образовалось огромное количество проблем. Наибольшую нагрузку испытал на себе город Дели, в котором поселились от одного до двух миллионов человек. Большое количество людей не смогли найти себе постоянного жилища и вынуждены были поселиться в лагерях для беженцев.
Однако вскоре правительство новой страны начало активную программу по строительству постоянных домов на месте палаток.
Религия древней Индии
Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.
Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.
В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).
Суры и асуры.
И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:
- Брахма – бог-творец, согласно индуизму, именно Брахма является творцом всего сущего.
- Шива – бог-разрушитель. Если Брахма, это такой себе божественный карандаш, то Шива – ластик, ответственный за разрушение, в том числе и за разрушение всего плохого.
- Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Является охранителем мироздания и всего сущего. Также следит за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, за тем, чтобы один из них не переусердствовал в своем творении, а второй – в своем разрушении.
Государства древней Индии
Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные “пуры”. Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.
В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.
В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов, просуществовавшая почти два столетия.
Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты – каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной Кушанской империи, через которую проходил в древности Великий шелковый путь.
Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра Македонского. Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая – под командованием Пердикки и Гефистиона – переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.
Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора – правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.
В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.
Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.
Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.
Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.
Кхаджурахо
Династией Чандела был выстроен великолепный город. Он представлял собой комплекс, состоящий из 85 великолепных храмов. Это превратило Кхаджурахо в религиозную столицу.
К сожалению, на сегодняшний день можно наблюдать лишь 25, остальные шедевры архитектуры покоятся в руинах. Город забросили в 18 веке и случайно обнаружили в 1838 г. Более подробно про храмы Кхаджурахо вы можете почитать в этой статье.
Варны Древней Индии
Гробница Акбара Великого в Сикандре
Озерный дворец Taj Lake Palace на Джаг-Нивас
Махатма Ганди – краткая биография
Индира Ганди: краткая биография
Варны ремесленников и торговцев – вайшьи
Мы с мужем буквально на прошлой неделе вернулись из путешествия по Индии. Мы решили пойти не самым просто способом, не стали покупать пакетные туры, а купили лишь авиабилеты и отправились в самостоятельное путешествие по затерянным городом. И мы ни разу не пожалели о своем выборе, за десять дней путешествия мы с супругом посетили почти все города из списка из статьи! Эти города просто прекрасная возможность окунуться в настоящую историю, причем мировую историю! Практически во всех городах сохранилось огромное количество древней архитектуры, которую уже несколько веков не трогает человек!
Мне Лотхал очень понравился, довольно специфичный, но при этом наполненный особой энергетикой город
-
Как написать сообщение о книге
-
Сообщение о фиалке душистой
-
Гренландский кит сообщение для 4 класса
-
Сообщение не позволяет os убить мою задачу
- Порядковые и количественные натуральные числа счет сообщение
На пути к деколонизации
Несмотря на то что освобождение Индии от иноземного гнета и начало деколонизации было событием положительным, оказалось, что и оно может иметь крайне негативные последствия.
В 1946 году серия военных мятежей продемонстрировала британским властям их неспособность более контролировать огромные заморские территории в Индии, а последовавшие за ними парламентские выборы в очередной раз продемонстрировали необходимость начать движение в сторону независимости огромной страны.
Первыми активными участниками силового сопротивления британским военным оказались мусульмане, которые провозгласили день прямого действия в 1946 году. В результате этой акции по стране прокатилась череда кровопролитных столкновений между индуистами и мусульманами. Необходимость раздела Индии по религиозному и этническому принципу стала очевидной не только для местного населения, но и для правительства Ее Величества.
Географические положение Индии
Страбон так описывает Индию:
Далее он дает характеристику имеющимся на то время источникам информации, из которых он черпал свои сведения по географии. Эта характеристика, как я считаю, актуальна и сейчас, так как те источники являются всё ещё нашими источниками знаний о тех временах:
Он пишет, что основными маршрутами в то время были морские. Купцы попадали из Египта в Индию через Аравийский залив и редко доходили до Ганга.
Карта, нарисованная Страбоном:
Карта мира по представлениям Страбона, кликабельно
Вообще-то это было представлением не Страбона, а Эратосфена (греческого математика, астронома, географа, филолога и поэта 3 века до н.э.). Можно сказать, что Страбон его позаимствовал.
Эратосфен разделил известную в то время или, вернее, освоенную людьми того времени территорию на две части – северную и южную. Граница между этими двумя частями была обозначена горной цепью, названной Тавром (Taurus mons), проходящей практически через весь континент от Средиземного моря до Тихого океана (в современных названиях). Эти две половинки в свою очередь делились на части, называемые в то время «сфрагидами». В северной части было всего две сфрагиды: Европа и Скифия. А в южной – Либия (в настоящее время Ливия, видимо, название «Африка» появилось позже), Арабия, Сирия, Персия, Ариана и Индия. Китая тогда, видимо, тоже еще не знали, и территорию Seres, которая впоследствии была названа Китаем, они относили к Скифии. Кроме горизонтального разделения на карте присутствует и явное вертикальное разделение: всё, что обозначалось красным цветом, названо Азией. Следуя логике этой раскраски можно прийти к выводу, что все части Азии были чем-то объединены между собой, т.е. представляли из себя если не единое государство, то какую-то общность, в противовес Европе и Либии, которые не были объединены одним цветом по тому же принципу.
Иберия – по Страбону, самая западная страна, а Индия – самая восточная, т.е. за ней – только океан. Далее Страбон описывает размеры Индии, ссылаясь на вычисления Эратосфена. Современные ученые считают, что измерения Эратосфена были не очень точны. Хотя эта оценки и усложняется тем, что сейчас неизвестно какими именно стадиями он пользовался. Так как различные стадии разнятся от 157,5 до 209,4 м. Но возьмем среднеарифметическое — примерно 185 м — и переведем его размеры в современные:
Современный вид Индии:
Наибольший ее размер с севера на юг составляет примерно 3200 км, с запада на восток – 4500 км, если считать и восточную часть Индии, почти отрезанную от основной части республикой Бангладеш. Хотя границы Индии с тех пор могли не раз поменяться, но тем не менее измерения древних примерно совпадают с ныне существующими размерами Индии, хотя Страбон и обвиняет своих современников и предшественников в допускаемых ими неточностях.
Александр Македонский в Индии
Описывает Страбон и похождения Александра Македонского в этих местах. Испугавшись сильного разлива рек и в связи с этим трудной проходимости для его армии, он полез осваивать горы:
Дойдя до Гипаниса, он остановился, потому что его войско уже не выдерживало трудностей похода. Воины были измучены непрекращающимися ливнями. В древности три реки носили название Гипанис: река Южный Буг на юге Украины, река Кубань на юге России и река Беас в штате Пенджаб Индии, которую также называют Арджикуджа — в Ведах или Випаша в древнеиндийских текстах, и Гифасис у древних греков. Находится она на севере Индии.
О больших племенах маллов и сидраков Страбон больше нигде не упоминает, а племя сибов описывает так:
Презентация на тему: » «Древняя Индия» Местоположение и природа Древней Индии Древнейшие города Индии Группы людей.» — Транскрипт:
2
«Древняя Индия» Местоположение и природа Древней Индии Древнейшие города Индии Группы людей.
3
Индийский океан Аравийское море Реки: Инд Ганг Гималаи
4
Джунгли – тропические леса. В вечнозеленом лесу человека подстерегали опасности – ядовитые насекомые, змеи и хищные звери. Жизнь в индийских джунглях
5
Древнейшие города Индии Развалины Мохенджо-Даро Ок.5000 тыс.лет назад в Индии возникли таинственные города.Спустя тысячу лет они неожиданно опустели.
6
Бог Брахма разделил людей на касты определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением. Даже цвет одежды Каждой касте подобрал особый. Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога. Из рук своих Брахма создал воинов. Из бёдер были созданы земледельцы. Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг. Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.
7
Брахман Брахман считался самым мудрым и почтенным.Жизнь брахмана делилась на периоды: Учение Обзаведение семьей Отшельничество
8
Будда – основатель религии буддизма. Буддизм распространился по всему миру. И до сих пор во многих странах живут последователи Будды. Есть они и в России
9
Н а южном берегу реки Джамна неподалеку от города Агра стоит Тадж-Махал — наверное, самый замечательный памятник архитектуры в мире. Его силуэт хорошо знаком и для многих стал неофициальным символом Индии. Своей славой Тадж-Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в которой поразительным образом сочетаются величие и изящество, но и связанной с ним романтической легенде. Мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене, чья смерть повергла его в безутешное горе. Тадж-Махал -это непревзойденный по красоте символ преданной любви ТАДЖ-МАХАЛ: СИМВОЛ ЛЮБВИ Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. ТАДЖ-МАХАЛ: СИМВОЛ ЛЮБВИ Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. ТАДЖ-МАХАЛ: СИМВОЛ ЛЮБВИ Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. ТАДЖ-МАХАЛ: СИМВОЛ ЛЮБВИ Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. ТАДЖ-МАХАЛ: СИМВОЛ ЛЮБВИ Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. ТАДЖ-МАХАЛ: СИМВОЛ ЛЮБВИ Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле.
10
Джунгли Касты Брахман
11
1. Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. 2. Один из периодов в жизни брахмана. 3. Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. 4. Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. 5. Группы людей с определёнными правами и обязанностями в Древней Индии. БРАХМА УЧЕНИЕ ИНД ДЖУНГЛИ КАСТА 5
12
Самые широкие и многоводные реки Индии. Они берут начало в Гималаях. На берегах этих рек селились в древности индийцы. Они считали эти реки священными и верили, что на заснеженных вершинах Гималаев, у истоков Ганга, живут боги.
13
Самые высокие горы в мире. Они не дают проникнуть холодным ветрам с севера на полуостров Индостан. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году, июль и август в Индии льют дожди и реки выходят из берегов.
Социальная структура
Кастовая система общества все еще продолжает оказывать существенное влияние на все сферы общественных и экономических отношений. Внутри нее рождаются, воспитываются и умирают. Каждый из этих этапов отмечен ритуалами, свойственными той или иной касте. Даже имена ребенку даются в соответствии с его социальным положением.
До недавнего времени любой индиец, устраиваясь на работу, обязан был указать в соответствующей графе не только свое вероисповедание, но и касту, к которой он принадлежит. Браки между людьми, принадлежащими к разным стратам, не регистрировались, а если молодые люди все же осмеливались связать свои судьбы, то о признании таких браков обществом не могло быть и речи.
Кроме того, одним из наиболее жестоких обычаев, практиковавшихся до недавнего времени в стране, было ритуальное самосожжение вдов.
Однако некоторые экономисты, отличающиеся не самыми прогрессивными взглядами, считают, что такая система, сложившаяся много столетий назад, способствует лучшему функционированию традиционной экономики. Однако в таком случае остается открытым вопрос о том, зачем в XXI веке нужна традиционная экономика.
Знакомясь с главой, подумайте:
Цивилизации Древней Индии и Древнего Китая оказали огромное влияние на мировую культуру. Самым большим культурным вкладом этих народов в мировую культуру, на мой взгляд, можно считать философско-религиозные системы индуизма, буддизма и конфуцианства, которые сегодня занимают ведущие позиции в религиозном мировоззрении. Сегодня индуизм проповедуют около 1 млрд человек, буддизм 0,5 млрд, а конфуцианство — 6,5 млн человек.
Также сегодня каждый человек в мире знает, что такое Великая Китайская Стена — монументальное сооружение протяженностью более 8 тысяч километров, заложенное первым императором единого Китая Цинь Шихуаном. А неповторимые по своей красоте и изяществу древнеиндийские храмы и по сей день поражают воображение миллионов туристов.
Древнекитайские иероглифы стали основой для корейской, японской и вьетнамской письменности. Индийские цифры были заимствованы арабами, а сегодня их использует весь мир.
Также мировая копилка знаний и открытий была существенно пополнена китайскими изобретениями: бумага, порох, шёлк, компасс, бумажные деньги и сотни других вещей. А ряд древнекитайских традиций, как например чаепитие или традиционная китайская медицина, сегодня пользуются популярностью во всем мире.
Буддийский период (V—III вв. до н. э.)
Кризис древней ведийской религии назревает еще с начала 1 тысячелетия до нашей эры вследствие противоречий между брахманами (кастой жрецов) и кшатриями (кастой правителей и воинов). Кстати, и сам Будда, и Вардхамана Махавира (основавший джайнизм) были представителями кшатриев.
Начало буддийского периода ознаменовывается походами царя Персии Кира, впрочем далеко в Индию царь не углублялся. В 327 г. до н.э. Александр Македонский, пройдя огнем и мечом долину Инда, вторгается в долину Ганга, но на этом его победоносное шествие и заканчивается. Государство Магадха в качестве центра борьбы с захватчиком, объединяет несколько соседних государств и наносит поражение Александру.
Возможно, поэтому Александр заканчивает свой поход на восток, и уходит из Индии. Тем не менее, эллинистическая и индийская цивилизации обогащают друг друга, особенно в области медицины и философии.
Вскоре после этого к власти в Магадха приходит Чандрагупта, положивший начало династии Маурьев. Государство бурно развивается превращаясь в мощную империю Маурьев, достигшую расцвета в 3 в. до н. э. при внуке Чандрагупты – Ашоке, правившего с 268 по 231 г. до н.э.
В III в. до н.э. царь Ашок принимает буддизм и способствует распространению этого учения по всей Азии. Он известен также, как объединитель Индии.
Но уже к началу второго века до н.э. разница в экономике и общественном развитии отдельных частей приводит к развалу этой империи.
Объясните значение слов
Поднебесная — термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора. Со II века до н.э. император рассматривался в конфуцианской идеологии как представитель неба на Земле. Согласно конфуцианскому мировоззрению, подвластной ему территорией представлялся весь поднебесный мир. Главное святилище императорской столицы называлось храмом Неба. Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется как синоним цивилизации и порядка в китайском их понимании, и обозначает место китайского народа в мире.
Сын Неба — один из титулов правителей древних Китая и Японии. Появление титула «Сын Неба» в китайском мировоззрении тесно связано с почитанием Вечного Синего Неба как Верховного Божества и понятием о Небесном мандате, предоставляемом Вечным Синим Небом своему «сыну», т.е. правителю, который по воле и от имени Вечного Синего Неба руководит Поднебесной.
Дракон — в китайской культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. По китайским поверьям, дракон обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.
Бамбуковая книга — связанные между собой узкие дощечки из расщепленного бамбука, на которых сверху вниз писались тушью иероглифы.
Жизнь цивилизации долины Инда
Основные археологические источники, которые могут хоть что-то рассказать о древних народах долины Инда — два города, Хараппа и Мохенджо-Даро, обнаруженные в начале XX века. Эти города расположены на территории современного Пакистана, ниже и выше по течению реки Инд, соответственно.
Раскопки Хараппа и Мохенджо-Даро показали, что города Индской цивилизации были технологически развиты для своего времени, а их устройство тщательно продумано; во многих домах имелись канализации и ванные комнаты с туалетами, при помощи сложной дренажной системы вода подавалась прямо в краны. Города отличались четкой планировкой построек, благодаря которой любое сооружение можно было легко найти и добраться до него без затруднений. Исследователи говорят о высоком профессионализме древних архитекторов.
Фото: Flickr / Археологические раскопки Мохенджо-Даро на территории современного Пакистана, одного из самых известных городов цивилизации долины Инда
Точно неизвестно, как именно взаимодействовали индские города друг с другом. Были они независимыми городами-государствами, как в Шумере или частью одного большого царства? К сожалению, у ученых нет ответа на этот вопрос. За все время исследования Индской цивилизации не было найдено ни одной скульптуры правителя, ни одного изображения сражения, ни одного упоминания о каких-либо военных кампаниях. Эти данные, безусловно, помогли бы пролить свет на городские взаимоотношения.
Цивилизация долины Инда не была замкнутой, она успешно контактировала с народами Ближнего Востока. Например, установила торговые, религиозные и культурные связи с шумерами и аккадцами, что было зафиксировано в документах последних. Кстати, в этих документах жители долины Инда упоминаются как мелуххаиты, а сами земли называются Мелухха. Вот что говорится в одном из отчетов, датируемом примерно 2000 г. до н.э.:
«Мелуххаиты, люди из черной земли, доставляют царю Нарам-Сину из Аккад все виды экзотических товаров».
Народы долины Инд имели свою систему письма, ученые предполагают, что она возникла в период между 2700-2500 гг. до н.э. То, что у Индской цивилизации существовала письменность, историки выяснили благодаря все тем же раскопкам, археологи находили глиняную посуду, предметы керамики, амулеты, резные печати, медные таблички с нанесенными на них знаками. Все попытки расшифровать индский язык заканчивались неудачей. Единственное, что поняли исследователи — писали в то время справа налево, а в основе письменности могли лежать от 600-700 символов.
Нерасшифрованная письменность — одна из главных причин, почему ученые так мало знают об этой цивилизации.