Особенности варны шудров
Конечно, все без исключения касты делятся на несколько страт внутри нее, но шудры (самая многочисленная варна в Индии) делится на две крупные части: чистые шудры и грязные шудры.
К чистым шудрам относятся жители сельской местности, занимающиеся земледелием. Это почтенное занятие, вызывающее уважение. Шудры могут включать в свой рацион мясо, менее строго выполнять религиозные церемонии, а кроме того, вдовам и разведенным женщинам позволено вступать в брак второй раз, что строжайше запрещено женщинам из высших каст.
К грязным или низшим шудрам относятся ремесленники- гончары, ткачи, виноделы, цирюльники и т.д. Их занятие менее почтенное, чем растить хлеб, хотя, конечно, также востребовано в обществе. Люди одной профессии объединяются в союз, наподобие цехов в Европе и заключают браки внутри своей общины.
Индия: общие сведения и географическое положение
Индия – страна древних Вед, в которой красота, традиции и величие храмов поражают, а культура и удивительная атмосфера погружают в мир тайн.
В географическом плане страна примыкает к Южной Азии и занимает большую часть полуострова Индостан. У Индии много соседних государств. На северо-западе Индия граничит с Пакистаном и Афганистаном. На северо-востоке – с Китаем, Непалом и Бутаном. Граница между Индией и Китаем является одной из самых протяжённых и проходит по главному Гималайскому хребту. На востоке страна граничит с такими государствами, как Бангладеш и Мьянма. Морские границы на юго-западе Индия делит с Мальдивскими островами, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке.
Название страны менялось несколько раз, в разное время ее называли страной ариев, брахманов и даже страной мудрецов. Название Индия произошло от наименования реки Инд. У Индия существовало также второе название – Бхарат, это название связано с описанной в Махабхарате историей.
Замечание 1
Махабхарата – древний индийский эпос, крупнейшее литературное произведение в мире,
Еще одно название – Хиндистан, его испрользовали во времена правления Империи Великих Моголов.
Определение 1
Империя Великих Моголов – тимуридское государство, существовавшее на территории современной Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана в 1526-1858 гг.
Название «республика Индия» появилось только в XIX веке.
Чтобы более точно определить, месторасположение древней Индии на современной карте, стоит изначально определить, что именно и с какого периода считать таковой. Многие историки считают самой первой индийской цивилизацией Хараппскую культуру (ее древние следы датируют 3300 г. до н.э.), которая возникла в северо-западной части индийского континента в долине реки Инд.
Рисунок 1. Древняя Индия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во времена Хараппской цивилизации главными центрами были города Хараппа (современный Пакистан, который отделился от Индии в 1947 году в результате раздела территории Британской Индии) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»). Уровень развития в это время был очень высок, об этом говорят постройки городов с правильной планировкой и водосточными системами. Развивалась письменность, в художественной сфере получила развитие мелкая пластика: небольшие статуэтки, печатки с рельефами. Но постепенно харапская культура утратила свое значение, это связанно с переменами климата, разливом рек и различными эпидемиями.
Еще в древности Индия расположилась на юге Азии. Индия занимала большую территорию и граничила на севере с Гималаями – самыми высокими горами в мире. Индия была поделена на южную и северную часть, обе части отличались своим развитием, с этим были связаны природные условия этих районов.
Южная часть Индии занимала самые плодородные земли, и была богата реками и равнинами. В центральной части полуострова климат был более засушливый из-за гор, которые останавливали ветра.
Северная часть Индии располагается на материке, в нее вошли пустынные территории, но в западной части протекает река Инд, это способствовало развитию земледелия на засушливых территориях северной части.
С древних времен география Индии очень разная, это и снежные горы, и влажные джунгли и равнины с пустынями, именно такие климатические особенности страны повлияли на ее дальнейшее развитие в одних регионах и полное замедление прогресса в других областях.
Еще одна крупная река в Индии – Ганг, благодаря большой территории долины Ганга те земли с древности были густо заселены, Древнейшим городом Индии является Варанаси, который расположился на левом берегу Ганга, по некоторым данным возраст Варанаси составляет 3000 лет.
Раджа в Древней Индии это. Раджа
Ра́джа ( санскр. राज , rāja IAST — «правитель») — индийский титул влиятельной особы, государя, князя или царя (в современных индийских языках, прежде всего, хинди , произносится чаще без последней «а» — rāj). Происходит, видимо, от санскритского корня rāj со значением «быть во главе чего-либо», а также «блестеть, сверкать».
Слово заимствовано также рядом народов стран Азии , испытавшими влияние индийской культуры — Индонезии , Малайзии , Таиланда и др.
В колониальный период титул раджа или махараджа (то есть великий князь ) носили наследственные правители большинства княжеств, входивших в состав Британской Индии , наряду с землями, находившимися под прямым правлением Британской Короны . На момент получения Индией независимости на территории страны насчитывалось 601 княжество, среди которых были как огромные по территории и численности населения, такие как Хайдарабад , Гвалиор , Удайпур , так и совсем малые.
В женском роде титул звучит как ра́ни (или махарани ).
В государствах, образовавшихся на территории Британской Индии — Индии, Пакистане и Бангладеш , потомки раджей лишены всех привилегий, однако в большинстве случаев сохраняют свои традиционные титулы. Имущество раджей в значительной степени было национализировано в 1950—1970-е годы.
В Малайзии титул раджей в настоящее время носят некоторые из правителей девяти монархических государственных образований, являющиеся субъектами малайзийской федерации.
На территории современной Индонезии титул издревле широко использовался правителями различных государств, однако по мере распространения на этой территории в XIII — XVI веках ислама и проникновения арабской лексики стал в большинстве случаев заменяться титулом « султан ». Тем не менее раджами до сих пор именуются многие влиятельные племенные и общинные вожди (в особенности на Малых Зондских островах ). Кроме того, в современном индонезийском языке термин «раджа» полностью сохранил свой изначальный смысл.
М.: «Русский язык», 1978. — 896 с. — 4000 экз. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2001. — Вып. 4 .
Сайяджирао III, махараджа княжества Барода, 1919 г.
Бхагвант Сингх, махараджа княжества Гондал во время поездки в Англию на церемонию коронации Георга V , 1911 г.
Буддизм и индуизм в Индии
Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока (“Лишенный печали”). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока (“Жестокий Ашока”). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.
Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: “…И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам” (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.
Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: “И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно”. Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам.
Индия является также родиной индуизма – одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.
Отличительная особенность индуизма – многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра – повелитель дождя, победивший Вритру – демона засухи.
Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).
Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.
Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.
Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют “Синегорлым”. В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает “Горянка”, два сына. Первый – четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой – стрелы.
Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает “Хорошо пахнущая”. По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям – нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд – “Земля змей”.
В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре – месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.
Махабхарата содержит столько фантастических историй, изобилующих странными подробностями, что порой кажется – а что, если тут написана хотя бы толика правды?
Шудры
«Чистые» шудры
Члены вышеперечисленных «дважды рожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр. Хотя такие касты входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают низшую ступень в социальной иерархии: существует много районов, где крестьянская каста, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играет важнейшую роль в решении социальных и политических вопросов. В давнее время крестьянские касты шудр признавали политический примат кшатриев, правивших в данной местности, но сегодня эти отношения отошли в прошлое, и примат помещиков-кшатриев признается лишь в ритуальном плане, и то не всегда. Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов каст вайшьи (торговых каст). Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, кшатриев, вайшьи. Все крестьянские касты эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, как это наблюдается во многих районах, межкастовые браки не разрешаются. Правила, касающиеся приема пищи, у каст землепашцев менее строгие, чем у «дваждырожденных», они употребляют в пищу мясо. Их предписания оставляют также гораздо большее пространство для социальных актов, разрешая, например, замужество вдов и разведенных женщин, что строжайше запрещено в среде «дваждырожденных».
Низшие шудры
Ниже тех шудр, занятых сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом. Впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством. Члены многих ремесленных и других профессиональных каст исконно находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой. Эта оплата производится каждым двором в деревне, запросы которого удовлетворяются данным представителем профессиональной касты. Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему, в свою очередь, выдают определённое количество зерна.
Кшатрии в Древней Индии это. Возникновение кшатриев как касты
Название касты «кшатрии», как и название других каст в Индии, произошло от санскритского языка
Так, они являются представителями второй по значимости и важности касты древнеиндийского общества. в основном, сословие кшатриев состояло из доблестных воинов, и именно из них чаще всего выбирали царей, которые правили в Древней Индии
Санскритское слово «кшатрии» происходит от корня «кшат» и имеет два основных значения:
- Первое значение – грех;
- Второе значение – наказание за грех, совершенный представителем этой варны.
Кшатрии единственные из всех остальных варн имеют полномочия и особую власть, которую используют для того, чтобы назначать наказания другим людям. Также они могут защищать своих господ или представителей влиятельных каст от грехов. В полномочия кшатриев входит организация правильного образа в жизни общества, поскольку у них есть возможность изучать Веды и основные обычаи, ритуалы.
Замечание 1
Кшатриям также позволялось проявлять гнев или поддаваться страстям, поскольку эту заложено в их природе. Лишь со страстью к жизни и стремлением к справедливости человек может стать настоящим воином, победить зло и стать стражем всего доброго и праведного, что есть в индийском обществе. Только страсть поможет воину исполнить свой долг перед остальными, в особенности перед Божествами и своим правителем.
Также к обязанностям кшатриев следует отнести защиту брахманов (священнослужителей и жрецов, учителей, мудрецов), женщин и стариков, детей как наиболее слабых и беззащитных членов общества. также кшатрии могут оказать помощь любому, кто сам не в состоянии защитить себя и просит о помощи.
Замечание 2
Исключением является каста неприкасаемых, поскольку им в целом запрещены любые контакты с представителями высших варн и сословий индийского общества. правила эти существуют и по сей день, хотя многим людям они кажутся чуждыми и даже в некоторой степени дикими.
Индийские Веды и деление на касты
В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:
Пусть Небо и Земля оросят нас медом,
Те, что медом пропитаны,
мед источают,
медом воздействуют,
Те, что приносят жертву
и богатство богам,
Великую славу, дбычу и мужество нам.
А вот как звучит заклинание при постройке дома:
Вот здесь стой прочно, о хижина,
Богатая конями,
богатая коровами,
богатая радостями,
Богатая силой,
богатая жиром,
богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу!
Это слава Вед – древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает “знание”) являются “Ригведа” (Веда гимнов), “Яджурведа” (Веда жертвенных формул), “Сомаведа” (Веда песнопений), “Атхарваведа” (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией “двиджати” – “дважды рожденных”. Кто они?
Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их “джати“, а ученые – “варны“). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов “Ригведы” описывает так.
Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, а из ступней – шудры. Шудры считались “экаджати” – “единожды рожденными”. Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд “упанаяна“, сопровождавшийся торжественным надеванием “упавита“. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.
Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли “авадхья” – “неприкосновенные“. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.
Царь, военную знать представляли кшатрии – “наделенный могуществом”. Хорошо знакомое нам слово “раджа” (царь, вождь) относится именно к кшатриям.
Свободные общинники – земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы – относились к вайшьям.
Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения “дважды рожденным”.
Кшатрий – представитель индийской касты воинов
История возникновения
Теория происхождения варнового деления населения Индии основана на Законах Ману. Индийцы верят, что все люди происходят от Ману, именно ему помог Вишну спастись от потопа, при этом все население на Земле погибло. Индусы считают, что это случилось приблизительно 30 000 лет тому назад, но историки указывают другую дату — 2 век до н. э.
В Законах Ману с поразительной расчетливостью и точностью до каждой мелочи описаны правила жизни: начиная от того, как запеленать ребенка, заканчивая, как обрабатывать пшеничные поля. Тут же указано о разделении общества и об образовании четырех сословий.
В ведических старых писаниях, в частности «Ригвед», также описано, что все индийское население было разделено еще в XVI—XVII вв. еке до н. э. на 4 группы, появившихся из тела бога Брахмы:
- кшатрии — из рук;
- брахманы — из губ;
- шудры — из ступней;
- вайшья — из бедер.
Это деление могло сложиться по нескольким причинам. Основной из них считают то, что пришедшие на территорию Индии арии относили себя к наивысшей расе и хотели жить в среде людей, которые им подобны, абстрагировавшись от нищих, выполнявших «грязную», как они считали, работу.
Даже вступали в брак арии только с девушками браминского рода. Лишних и неугодных людей они разделили иерархично по сословию, виду деятельности, цвету кожи — так возникло определение «варна».
Жесткая социальная структура еще сильнее закрепилась в Индии. Этому не смогли помешать никакие исторические события: ни мусульманские набеги, когда начала строиться Монгольская империя, ни экспансия Англии.
Как жили древние Индийцы
Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.
Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.
Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.
Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.
Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.
Современная Индия
Многим европейским жителям может показаться, что кастовая иерархия в Индии уже давно в прошлом, но это не правильное мнение. Число каст все увеличивается, и это краеугольный камень среди простых людей и представителей государственной власти.
Многообразие подгрупп иногда удивляет, например, можно кратко выделить недавно появившиеся касты:
- бхатра — браманы, зарабатывающие подаянием;
- джинвар — доставщики воды;
- дарзи — изготавливают одежду;
- бханги — уличные дворники.
Большинство людей склонны к тому, что касты — это зло, так как они дискриминируют целые социальные группы населения, лишая их прав. В выборной кампании некоторые политики используют эту хитрость — утверждают, что борьба с классовым неравенством, это основное направление их деятельности.
Естественно, деление на касты со временем утрачивает значение для людей, но еще играет немаловажную роль в религиозных и личностных отношениях, к примеру, в вопросах партнерства в бизнесе или заключении брачного союза.
Индийское правительство много делает для равноправия всех жителей: на законодательном уровне они равны. Сегодня карьера индийского гражданина, тем более в больших городах, зависит не только от происхождения, но и от навыков, знаний, личных достижений.
Отличным примером этого является Президент Кочерил Раман, который был рожден в касте неприкасаемых, выбранный в 1997 г. Еще одно доказательство — далит Бхим Рао, получивший юридическое образование в Великобритании, а в дальнейшем написавший Конституцию в 1950 г.
Структура основных варн
Варновая система была, окончательно сложена на рубеже нашей эры, и описана в Ману Смрити (Законы Ману). В данном источнике была описана классическая схема, появления четырех варн, только вместе первочеловека, демиургом был описан уже верховный бог Брахма. Таким образом, в начале первого тысячелетия нашей эры, индуизм стал связывающим раствором укрепившим древнюю варновую систему. В этот период окончательно утверждается варновая эндогамия, браки допускались только в середине варн. Межварновые переходы почти полностью прекращаются.
Хоть еще в четвертом веке до нашей эры во времена индийского похода Александра Македонского, вайшьи и шудры, относительно легко могли переходить у варну кшатриев, для этого требовалось на войне убить врага. Также были случаи когда, представители царских династий становились брахманами.
По законам Ману, однако, допускалось для кшатриев мужчин брать себе в жены женщин из низшей касты. В то-же время женщинам строжайше запрещалось выходить замуж за представителей низших каст. Вдовам вообще запрещалось выходить повторно замуж. Такой запрет имел целью не допустить ассимиляции арийцев местным населением Индии. Для этой цели первые три варны потомки ариев, были объявлены дваждырожденными.
Мальчики из высших варн в 8-12 лет проходили особую ритуальную инициацию, и становись полноправными членами, своих варн. В это время появляются строгие пищевые табу на прием пищи, приготовленной вне своей варны, за исключением брахманов. Пищу приготовленную брахманами могли принимать все варны. Переход из одной варны в другую мог произойти по утверждениям брахманов, только после смерти человека в результате переселения душ.
Появление неприкасаемых и цыган
В настоящее время в Индии, от 18 до 20% населения являются неприкасаемыми. До двадцатого века парии были полностью бесправны, им запрещалось посещать храмы, голосовать на выборах. В двадцатом веке неприкасаемые получили политические и религиозные права. С руки Махатмы Ганди парии получили другое название хариджаны.
Изначально хариджаны выполняли самую нечистую работу, связанную с забоем скота, уборкой нечистот. Париями были и дхоби прачки, однако со временем дхоби поднялись у варну шудр. До сих пор в Индии, особенно среди сельской местности, к неприкасаемым относятся предвзято, считается, что не только прикосновение, но и взгляд на неприкасаемого может принести несчастье, по этой причине, неприкасаемых, почти не снимают в индийских фильмах.
Считается, что одной из каст неприкасаемых древней Индии, был народ ром (дом), известных ныне под именем цыгане. По причине гонений цыгане, в несколько волн, начинают с 6 веке нашей еры миграции из Северной Индии.
В 9 веке цыгане прикочевывают в Византии, где часть из них принимает христианство и после под натиском турков, в 15 веке цыгане из Византии, расходятся по всей Европе. Стоит отметить, что цыгане изначально выходцы из Центральной Индии, сильно смешались с арийцами. По всей видимости, среди арийцев существовала определенная оппозиция варновой системе.
Скорее всего, за серьезные и систематические нарушения варно-кастовых запретов, народ ромов и был изгнан брахманами из Индии.
Возникновение варн
Варна представляет собой сословие индийского общества, которое было сформировано под влиянием индуизма. Согласно древним представлениям о жизни, четыре варны были созданы из тела божественного начала – Брахмы. Представители каждой варны рождены для выполнения своей миссии и должны прожить жизнь в соответствии с их предназначением.
Рис. 1. Брахма.
Часто путают два понятия: варна и каста. Различие их заключается в том, что варны – это общественные сословия, а касты в Древней Индии – это социальные группы. Это значит, что индийское общество разделено на варны, которые, в свою очередь, состоят из разных каст.
Принадлежность той или иной варне передавалось при рождении по наследству, ее нельзя было каким-то образом изменить, подарить или купить. Под большим запретом находились браки между представителями разных варн, и любое нарушение в этом вопросе строжайше наказывалось. Так, если влюбленные все же решались на смешанный брак, то их объявляли грешниками, а их дети автоматически становились изгоями в обществе.
Негативное влияние кастовой системы
- Кастовая система является сдерживающим фактором экономического и интеллектуального развития и большим препятствием на пути социальных реформ, потому что она сохраняет экономические и интеллектуальные возможности только для определенной части населения.
- Касты подрывают эффективность труда и препятствуют мобильности труда, капитала и производительных мощностей.
- Касты увековечивает эксплуатацию экономически более слабых низших каст, особенно неприкасаемых.
- Кастовая система является причиной тяжелого положения женщин, поддерживая такие традиции, как ранние браки, запрет на повторный брак вдовы, одиночество женщин и т. д.
- Кастовая система противостоит реальной демократии, предоставляя политическую монополию кшатриям в прошлом. Есть политические партии, которые представляют исключительно людей определённой касты.
- Кастовая система встала на пути становления национального самосознания индийцев и оказалась скорее дезинтегрирующим, чем объединяющим фактором. Кастовые конфликты широко распространены в политике, на рабочих предприятиях, в образовании, межкастовых браках и т. д.
- Касты способствуют религиозной “эмиграции”: люди низших каст переходят в ислам и христианство из-за тирании высших каст.
- Кастовая система, заставляя человека действовать строго в соответствии с кастовыми нормами, стоит на пути модернизации, противостоя изменениям.
Варны и касты – это одно и то же?
Хоть некоторые ошибочно и считают тождественными эти понятия, отличия в них все-таки есть, и существенные.
В индуизме верят, что успех воплощения в следующей жизни напрямую зависит от выполнения добрых дел в предыдущей. Например, если человек в своей прежней жизни был грешным и сотворил беды, то он перевоплотится в «неприкасаемого».
Из этого получается, что все представления о четырех варнах, сформировавшиеся в Древней Индии, имеют глубокую религиозную подоплеку. Это ответ на вопрос по какому принципу на них делилось общество.
Варны ремесленников и торговцев – вайшьи
Индийский жрец высшей касты – брахман
Вся правда о кастах в Индии
Махатма Ганди – краткая биография
Индира Ганди: краткая биография
Традиционная мужская одежда в Индии
Варны и касты: в чём разница
Варна и каста – это два разных понятия, хотя некоторые люди ошибочно считают, что это одно и то же. Вот несколько критериев, которые различают варны и касты.
1. Буквально “варна” означает цвет и происходит от корня “ври”, что означает выбор своей профессии. Следовательно, Варна заботится о своем “цвете” или профессии.
Каста или “джати” происходит от коренного слова “джана”, которое подразумевает рождение. Таким образом, каста связана с рождением.
2. Варн всего четыре: брахманы, кшатрии, вайшья и шудры.
Каст очень много, их сотни и тысячи. Касты также имеют много подразделений, известных как подкасты.
3. Варны – это общеиндийское явление.
Наличие множества каст основано на региональных и языковых различиях.
4. По сравнению с кастами мобильность внутри варн относительно широка в зависимости от таланта и знаний индивида.
Касты основаны на жестких принципах. Это закрытый тип стратификации.
5. Варненская система свободна от социально-экономических и политических недостатков.
Каста налагает много ограничений на участников.
6. Соотношение варн друг с другом в основном положительное.
Корреляция между кастами не всегда положительна. Возможны различия в связи с экономическим, политическим и образовательным статусом различных групп.
Варна-дхарма
«Варна» буквально переводится как «цвет», «качество», «признак». В Ману-смрити (I.88-91) варны описываются так:
«Наставление, изучение Вед, жертвоприношение для себя и для других, даяние и принятие даров – так определено брахманам. Защита подданных и даяние, жертвоприношение, изучение Вед, непривязанность к объектам определены кшатриям. Ухаживание за скотом, даяние, жертвоприношение, изучение Вед, торговля, ростовщичество и сельское хозяйство относятся к вайшьям. А шудрам Владыка указал одно занятие – почтительное служение этим варнам».
Таким образом, брахманы – это жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – ремесленники и земледельцы, шудры – слуги. Представителей трех высших варн называли «дваждырожденными», поскольку в детстве они проходили особое посвящение, дающее им возможность изучать Веды и принимать участие в ритуалах.
Впервые о системе варн говорится в одном из поздних гимнов Ригведы. Согласно ему, боги принесли в жертву первочеловека Пурушу. Из уст Пуруши возникли брахманы, из его рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, а из стоп – шудры.
Каждой варне соответствует свой цвет: брахманам — белый (цвет чистоты), кшатриям — красный (страсть), вайшьям — желтый (смешение белого и красного), шудрам — черный (невежество).
На протяжении многих столетий оспаривалось первенство брахманов и кшатриев. В целом, в ортодоксальных учениях, основанных на авторитете Вед, признается первенство брахманов. Среди неортодоксальных учений (буддизм и джайнизм) — кшатриев.
Варновая система оформилась в Индии в начале I тыс. до н.э., уже после прихода туда индоариев. Возможно, индоарии уже принесли с собой трехчастное деление общества (ср. со средневековыми сословиями «те, кто молятся», «те, кто воюют», «те, кто кормят»), а варна шудр появилась позднее и состояла преимущественно из местного неарийского населения. Долгое время границы между варнами были весьма подвижны, несмотря на то, что священные тексты предписывали эндогамию внутри варн.
Варну не следует путать с кастой. Каста — слово португальское, в Индии же чаще использовалось слово «джати». Не вдаваясь в подробности, джати — более дробное деление внутри варн. Система каст начинает складываться позже.
Завсегдатаи гхатов Бенареса, фото В.Г.Лысенко
Высшее сословие брахманы
На санскрите Брахман (Бог-создатель, душа Мира, благоговение) бывает мужского и среднего рода. В последнем случае ударение находится на первой букве «а», в первом — на второй «а». В среднем роде Брахман/Браман означает наивысший принцип философии Бытия — Нирваны или Сознания. В мужском роде слово олицетворяет святое Писание и его носителей — брахманов.
Духовные наставники, учителя, философы, религиозные деятели, которые досконально знают священные «Веды» — все эти люди относятся к варне браманов, наивысшей и самой уважаемой среди всех классов. Они занимаются научной работой, судебной системой и управлением города. Брахманы высокодуховны и щедры, уравновешены и аскетичны.
Даже если браман занимается недостойной для его рода работой — ткачество или фермерство, это обусловлено тем, что он пытается постичь суть действа, ведет философские размышления и наблюдения. Считается, что белый — это только цвет брахманов.