Оникс
Оникс – одна из разновидностей агата. Его отличительная черта – полоски красного, белого, бурого, черного цвета. Считается, что чем тоньше полосы, тем большую ценность имеет камень. В зависимости от расцветки полос у этого самоцвета множество названий: халцедон-оникс (слои небесно-голубой расцветки чередуются с серыми и белыми полосами), арабский (полосы белого цвета гармонируют с черными оттенками), карнеол-оникс (сочетание серых и белых полосок), сердолик (чередование красных и белых слоев), сардоникс (полосы белого и бурого цветов).
Особенно ценен черный оникс. Он действительно потрясающе красив! Угольно-чёрный цвет выгодно оттеняет нежную кожу женщины, подчёркивает черты лица и цвет глаз. Убедитесь в красоте этого камня, взглянув на эти украшения из коллекций «Алтына»!
Роскошный чёрный камень притягивает к себе все лучи из окружающего пространства. Его бархатная чёрная глубина поглощает все оттенки цветовой палитры. А среди магических свойств отмечают способность повышать внутреннюю энергию и давать силу. Возможно, поэтому стильные изделия с черным ониксом ценят и часто выбирают мужчины.
Полудрагоценные камни: как определить?
Те, кто занимаются изготовлением или оценкой ювелирных украшений, с легкостью могут отличить подделку от натурального природного минерала. В этом помогает немало приспособлений и приборов. Тем же, кто относится просто к любителям изделий с каменьями, это сделать довольно сложно.
Вот основные перечисления информации, на которые нужно обращать внимание при выборе самоцвета:
- Прочность. Натуральные минералы намного тверже и прочнее пластиковых или стеклянных имитаций. Если провести по поверхности чем-либо острым, то на натуральном самоцвете никаких царапин не будет. На искусственном минерале останется видимый след.
- Размер. Органические минералы редко бывают крупными. Специально выращенные самоцветы могут иметь совершенно любой размер.
- Прикосновение. Искусственные заменители минералов (пластик, стекло) очень быстро нагреваются в руках. Природные минералы всегда холодные на ощупь и нагреваются от тепла ладоней очень медленно.
- Цвет. Природные самоцветы бывают разных оттенков, но цвет не настолько насыщенный, как у искусственно созданных минералов или материала, что имитирует камень.
- Цена. Еще одна важная характеристика: натуральные камни не могут стоить дешево. Особенно это касается драгоценных камней. Полученные в лабораториях аналоги существенно ниже в цене.
Сапфир
Также при покупке ювелирного изделия не лишним будет попросить у продавца документ, удостоверяющий качество изделия.
Обработка
Ювелирные каменья обрабатывают двумя способами: огранка и кабошон.
Чтобы получить кабошоны, породу загружают в галтовочный барабан. К ним добавляют специальную жидкость. При такой шлифовке у камня нет граней, имеет обтекаемые контуры. По своей форме кабошоны делят на плоские, выпукло-вогнутые и двояковыпуклые. Различаются также по высоте и могут быть низкими, высокими, средними.
Галтовкой обрабатывают многие непрозрачные минералы. Например, малахит, яшму, породу бирюзы, змеевика, кроме них, родонита, чароита. Делают кабошоны из оникса, агата, нефрита. Лунный камень и морион красиво смотрятся в виде кабошонов. Такой метод обработки характерен и для опалов, кошачьего и тигрового глаза. Изредка кабошоны делают из сапфиров или рубинов.
Огранкой принято называть такой метод обработки природных минералов, когда из них получается многогранник. Это обеспечивает очень красивую игру света, преломление лучей в камне.
Типы огранки бывают:
- Традиционные. Порой шлифуют естественные грани камня, тогда получается «алмазный наконечник». При создании «алмазной таблицы» минералу придают дополнительные грани. Недорогие камни или мелкие бриллианты подвергают огранке восьмеркой. Алмазы чаще всего обрабатывают по схеме полной бриллиантовой огранки, в результате камень получает 57 (58) граней. Бриллианты, подвергнутые идеальной огранке, ценятся больше всего. В этом случае камень сверкает по-максимуму. Правда, при этом образуется немало «отходов», и исходный минерал существенно уменьшается в размере, ведь изначально камень далек от идеальных пропорций.
- Фантазийные. Такие виды огранки подразделяют на две группы: популярные или массовые, а также эксклюзивные. Камни с эксклюзивной огранкой существуют в единичном экземпляре. Для массового производства камни гранят в виде овала, треугольника, сердца. Существуют классы огранки под названием принцесса, маркиз и т.д.
Некоторые ювелиры используют смешанные виды огранки, чтобы облагородить природный камень и подчеркнуть его красоту. Смешанной огранке чаще всего подвергают дорогие сапфиры и рубины, шпинель и турмалин.
Вес камней
Ценность камня зависит от многих факторов: огранки, чистоты, оттенка, массы. Для оценки веса минералов используют специальную единицу, что называется карат. Один карат – это 200 мг. Система универсальная, признанная во всем мире.
Массу жемчужин оценивают немного в других единицах – в гранах, которые привязаны к каратам. При этом в каждом карате помещается ровно 4 грана. Для взвешивания требуются очень точные весы, позволяющие определять даже тысячные доли карата.
Где и как формируются наиболее известные драгоценные камни?
Рубины и сапфиры.
Когда присутствие алюминия и хрома в магме совпадает с пузырьками, заполненными кислородом в земной коре, три элемента объединяются и приводят к появлению рубинов. Красный цвет, столь характерный для этого драгоценного камня, обусловлен наличием хрома, и когда этот редкий элемент отсутствует в композиции, производятся сапфиры, которые обычно имеют голубые тона.
Бриллианты
Бриллианты, изготовленные исключительно из углерода, являются одним из немногих драгоценных камней, которые не образуются в земной коре. Бриллианты часто происходят в подземном океане магмы, известном как мантия, В этом месте давление и температура настолько экстремальны, что камни становятся жидкими, и именно в этих условиях углерод сжимается и расплавляется с образованием алмазов, которые затем выводятся на поверхность магмой и извлекаются людей среди изверженных пород.
Существуют странные условия, при которых давление, вызывающее метаморфические породы в земной коре, также способно генерировать алмазы.
Turquoise.
Когда алюминий, фосфор и медь объединяются в водном растворе, получается бирюза, драгоценный камень, похожий по внешнему виду на изумруд. Этот водный раствор, который позволяет интегрировать элементы, не является производным магмы в мантии, на самом деле это инфильтраты поверхностных вод в земной коре. Когда вода фильтруется достаточно глубоко, чтобы температура испарялась, образуются бирюзы.
Хризолит.
Как алмазы, перидот образуется в мантии, а не в земной коре, как и большинство драгоценных камней. Перидот идентифицирован как вариант минерала оливина, который образуется при смешивании магния, железа и кремнезема (кислорода и кремния) в условиях давления и тепла мантии. Когда в комбинации этих элементов наблюдается более высокая концентрация магния, образуется перидот. Наконец, и с удачей, драгоценный камень выносится на поверхность между изверженными породами.
Кварц.
Испарение водного раствора, содержащего атомы кремния, позволяет образовывать кварц, что происходит как в поверхностных водных жилах земной коры, так и в гидротермальных жилах. При наличии определенных примесей (таких как железо) в процессе его образования кварц может приобретать различные оттенки, такие как фиолетовый, класс, который известен как аметист.
Джейд.
То, что известно как нефрит, в действительности состоит из двух разных минералов: нефрит и жадеит, Оба они генерируются в том же процессе, что приводит к возникновению метаморфических пород, когда давление и температура в глубине земной коры рекомбинируют элементы горных пород, не превращая их в магму.
Эсмеральда.
При объединении алюминия, кислорода, бериллия и кремния в водном растворе образуются изумруды, которые обычно появляются в жилах горячей воды (гидротермальной), полученной из магмы в глубинах земной коры. Когда этот водный раствор, содержащий вышеупомянутые элементы, охлаждается, изумруд становится твердым.
Алмаз
Алмаз, кубическая аллотропная форма углерода — самый популярный и самый дорогой драгоценный камень на Земле. Как только его научились гранить, он сразу же получил огромную популярность и стал очень высоко цениться — потому его начали подделывать.
Алмаз в материнской породеФото: ru.wikipedia.org
Увы, алмаз обладает уникальными свойствами: его твердость, показатель преломления и дисперсию практически невозможно подделать. Но люди стараются.
Вначале алмазы пытались подделать простыми гранеными стекляшками. Но они были непрочны и не давали той игры света, которые дает алмаз. В XIX веке из свинцового стекла научились делать стразы — значительно лучшую имитацию алмаза. По сравнению со стеклом, свинцовое стекло обладает значительно большими показателями преломления и дисперсии, к тому же, они более прочны, чем стекло. Но если положить рядом алмаз и страз — разницу видно сразу.
В наше время существует целый ряд синтетических заменителей алмаза.
Фианит (джевалит, кубическая окись циркония) — один из лучших заменителей алмаза. Он прочен, его показатели преломления и дисперсия близки к алмазу, и для того, чтобы узнать подделку по игре света, нужны специальные приборы. Но под рентгеном алмаз прозрачен, а фианит — нет.
ФианитФото: Gregory Phillips, ru.wikipedia.org
Корунд, шпинель, иттриево-гадолиниевый гранат — достаточно прочны, но игра света в этих кристаллах значительно ниже, чем в алмазах. Если положить рядом бриллиант и его заменитель — легко понять, где оригинал, а где имитация.
Факт, что алмаз — разновидность углерода, установил еще Лавуазье в 1772 году. Посему попытки искусственного синтеза алмаза начались еще в XIX веке — безуспешно.
Синтез технических алмазов удалось начать производить только по второй половине XX века. Количество производимых в наше время искусственных алмазов достигает сотен миллионов карат ежегодно, и 97% производимого — технические алмазы.
Синтез искусственных ювелирных алмазов — слишком дорого. Первые ювелирные алмазы были синтезированы в ФИАНЕ в 1970-е годы. На пробу. Потом эксперимент был прекращен, ибо очень нужны были технические алмазы — числом побольше.
Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН (ФИАН)Фото: Роман Балабин, ru.wikipedia.org
В наше время около 3% всех ювелирных алмазов — искусственные. Определить их искусственное происхождение можно либо при помощи очень сложной аппаратуры, либо по специальным меткам, оставленным на них фирмой производителем.
Самый большой искусственный бриллиант весом в 10.02 карата был получен из заготовки весом 32.2 карата. Искусственный кристалл «зрел» в установке более 300 часов.
Итак, в настоящее время налажено массовое производство синтезированных рубинов, сапфиров, александритов и шпинелей. Производится немного синтезированных изумрудов и алмазов. Возможно, совершенствование технологий позволит вскоре увеличить синтез алмазов и изумрудов. Подождем — и увидим, как будет.
Как можно определить, был ли облагорожен камень?
Отличить камень, который был облагорожен, от того, который эта участь миновала, довольно непросто. Такая процедура требует грамотного специалиста-геммолога и соответствующего комплекса диагностического оборудования.Главное, что сегодня можно утверждать 100-%, что если человек поставил перед собой задачу определить, был ли камень изменен после добычи или нет, сделать это можно, хотя и не дешево.
Однако стоит заметить, что выше сказанное относится к единичным случаям, подавляющее большинство (около 90 — 95%) представлена в торговых сетях продукции может быть определена экспертом с помощью лупы или микроскопа.Негласное правило в среде торговцев драгоценными камнями говорит: если продавец не позиционирует камни как природные без облагораживания, или как, прошедшие специфическое облагораживания (specific information CIBJO), значит камни облагораживались общепринятыми методами. Этика на рынке драгоценных камней является одной из важнейших черт его стабильности, поэтому такие правила работают среди постоянных операторов и сейчас.Отметим, идея определения, облагороженный камень или нет, только лишь по ценовому показателю (если вы конечно ничего не знаете о продавце) — бессмысленна.
Облагораживания может привносить в камне новые элементы и радиацию? Это безопасно для здоровья?Драгоценные камни, как исключительно положительный элемент нашей жизни, не могут создавать даже вероятной возможности нанести потребителю вред. Это железобетонное правило уже много лет является аксиомой для ответственных участников рынка.
Облучение является одной из потенциально рискованных операций, которая влечет за собой приобретение соответствующими камнями повышенной радиации. В первую очередь в зоне риска находятся голубые топазы. Для достижения естественного фона голубые топазы после облучения остаются на срок до 2 — 3 лет в центрах облучения, и только после получения естественного радиационного фона попадают на рынок.
Для обеспечения максимальной защиты человека и недопущения даже теоретической возможности нанесения вреда его здоровью компания Swarovski полностью перешла на диффузное окраски топазов по технологии TCF , которая признана безопасной во всех странах Евросоюза.
Красители, масла, смолы, используемые в облагораживании, не несут угрозы здоровью человека.
Химический состав самоцвета
Внешний вид большинства полудрагоценных и драгоценных камней во многом зависит от химического состава самоцветов. Поскольку все они обладают различными химическими составами и кристаллической структурой (самоцветы ювелирного качества почти всегда имеют упорядоченную решётку кристаллов), их делят на соответствующие группы.
Самым распространённым элементом в составе самоцветов, является кислород, а дальше в порядке убывания, следуют кремний, алюминий и кальций (наиболее многочисленной группой являются силикаты). По химическому составу список полудрагоценных и драгоценных камней выглядит следующим образом:
- Силикаты – хризолит, гранат, берилл циркон, нефрит;
- Оксиды – корунд, кварц, опалы, шпинель;
- Сульфиды – пирит, галенит, сфалерит;
- Галогениды – флюорит;
- Самородные элементы – алмаз;
- Карбонаты – малахит, мраморный оникс;
- Органические соединения – янтарь, кораллы, жемчуг, гагат.
Даже наименьшее колебание в свойствах способно изменить вид драгоценности, например, рубин и сапфир, будучи разновидностями минерала корунда и имеющие одинаковые характеристики, обладают разными цветами – сапфир синий, рубин красный.
Что касается самоцветов, имеющих органическое происхождение, то перед тем, как приобрести свой нынешний вид, они являлись элементом живой природы: жемчуг вырос в раковине устрицы, янтарь является смолой старых деревьев, коралл – скелетом морских беспозвоночных животных, гагат – окаменевшим деревом.
Магматическое происхождение
Магма (от греческого «месиво», «огненно-жидкий расплав») — имеет температуру около 1500 градусов Цельсия. В процессе остывания магмы образуются породы и минералы. Если остывание происходит на глубине, то говорят о плутонических (от Плутона – Бога земных недр), а если на поверхности земной коры – о вулканитах (от Вулкана – Бога огня и кузнечного искусства).
Лавы и магмы могут быть различными по химическому составу и вязкости, что также влияет на создание (кристаллизацию) минералов и их классификацию в дальнейшем – по времени образования, по глубине, по «кислоте» магмы и т.д.
Кристаллы различных минералов образуются не в самом процессе остывания (разные минералы «мешали» бы друг другу), а в ходе так называемых постмагматических процессов. В пустотах пород растут кристаллы и тогда образуются изумруды, сапфиры, топазы, кварцы, рубины, александриты – типичные представители постмагматического процесса минерализации.
Если у поверхности температуры низкие, то образуются не прозрачные, а «узорчатые» минералы, такие, как опал, агат, малахит, например.
Особняком от всех стоит «царь» алмаз. Он может быть ровесником Земли. У него особые условия образования – в мантии на глубине более 100 км при высочайших давлении и температуре. На поверхность земли он «доставляется» кимберлитовыми трубками.
Осадочное происхождение – это другой длительный процесс образования горных пород и минералов. В его основе – внешние воздействия атмосферы и вод. Осадками или реками породы переносятся с поверхности, при этом происходит их выветривание и вымывание. Непосредственно осадочное происхождение имеют янтарь, гагаты, коралл и жемчуг.
Поддерживайте строжайший порядок линий, организующих взгляд
Строго, буквально по линейке, выравнивайте горизонтали и вертикали. Четкий порядок в витрине при условии разделения на сегменты и наличия фокусных точек поможет облегчить восприятие большого количества изделий. Не пытайтесь расставить все подставки в витрине на одинаковом расстоянии друг от друга — выкладка будет слишком монотонной, нечитаемой. То же касается и бирок, которые не удается заправить в карманы демонстрационного оборудования. Уложите их строго по одной (горизонтальной) позиции. Если прячете бирки под подставки так, что «на улицу» выглядывает только ценник, пусть видимая полоска с ценой будет везде одного размера. Подкручивайте и прячьте торчащие нитки. Всячески устраняйте любые элементы хаоса.
В качестве заключения еще несколько тезисов для работы с плотной выкладкой:
• Разделение на сегменты — позволяет избежать монотонности.
• Локализованные цветовые пятна без сильных контрастов — создают зрительные якоря.
• Убирайте пестроту в виде декоративных окантовок оборудования, ярких стикеров и ниток. Это позволяет лучше видеть продукт.
• Формируйте нейтральный, но не безликий фон (задник витрины).
• Вносите жесткий порядок, но не забываете про акценты.
Не забудьте: меры, описанные в этой статье, для случаев с большой плотностью выкладки и низкой оборачиваемостью — лишь временные. Ими следует пользоваться на тот период, пока вы работаете с оптимизацией ассортимента — и по структуре, и по количеству, пока вы не закончили составление «ассортиментного» портрета своего покупателя и не отстроились от конкурентов.
Легенды о камнях-самоцветах
У драгоценных самоцветов, добываемых с давних времен, есть своя история появления на свет. Многие из минералов упомянуты в древних легендах и сказаниях, дошедших до наших дней.
Миф об аметисте
История появления аметиста тесно связана с богом виноделия и веселья Дионисом. Согласно сказаниям, когда Дионис напивался, то становился злым и агрессивным. В момент очередного пира бог настолько разгневался, что приказал убивать людей на своем пути и волей судьбы встретил нимфу Аметист. Взмолившись богам, Аметист попросила уберечь ее ото львов Диониса, и боги смилостивились, превратив нимфу в застывший камень.
Проснувшись на следующий день, Дионис не поверил, что по его вине нимфа обратилась в статую. Бог веселья пытался оживить Аметист вином, но попытки были бесполезны — камень лишь окрасился в фиолетовый пурпур. Так появился драгоценный кристалл аметист.
Сказание об ониксе
Оникс — поделочный полосатый самоцвет, легенда о котором связана с греческой богиней любви Афродитой. Согласно сказаниям, когда Афродита уснула, Эрос, играя с луком, случайно выпустил стрелу и задел руку матери. Ноготь Афродиты упал на землю и превратился в полосатый минерал. В подтверждение этому название самоцвета переводится с греческого как «ноготь».
Рубин — драконий камень
О рубине ходит много легенд и историй, однако самая интересная из них связана с драконами. Согласно древним сказаниям, рубины появлялись из яиц дракона Нага и созревали в недрах земли, наливаясь алым цветом. Некоторые из жрецов считали, что алые минералы — это слезы драконов, которые вытекали из глаз мифических созданий, когда драконы умирали. Интересно, что этой же версии придерживался философ Плутарх.
Ущелье алмазов
Алмаз — самый прочный самоцвет, издавна ценившийся выше остальных минералов. Согласно преданиям, давным-давно существовало ущелье, дно которого было усыпано драгоценными алмазами. Однако самоцветы охраняли ядовитые змеи, и добраться до камней было нельзя. Тогда люди придумали способ, как добыть сокровища — на дно ущелья сбрасывали куски сырого мяса, к которым прилипали алмазы, а затем горные орлы уносили камни вместе с добычей.
Натуральные самоцветы — творение, подаренное человечеству природой. Считалось, что у каждого минерала есть своя душа и свойства, благодаря которым камень творит чудеса. Даже если отбросить утверждения о том, что самоцветы обладают магической силой, красота, прочность и ослепительный блеск минералов бесспорны. С древних времен и по сей день драгоценные самоцветы завораживают и притягивают взор человека игрой света и сиянием.
Интернет-реклама
Сайт
В настоящее время активные действия в сети обеспечивают магазинам и предприятиям львиную долю доходов. Именно поэтому вам необходимо нанять команду специалистов, которые создадут привлекательный и информативный сайт, разработают хороший интерфейс, понятное меню. Несмотря на то, что создание сайта – это единоразовая акция, вам необходимо будет заняться его продвижением, что потребует дальнейших вложений. Рекламируйте сайт в наиболее популярных поисковых системах, Яндексе и Google, давайте контекстную рекламу, а на самом сайте (желательно, на самом видном месте) поместите купон на скидку, который можно будет распечатать и предъявить в вашем магазине.
Баннерная реклама
Рекламные баннеры на крупных сайтах и ресурсах можно давать не на постоянной основе, а в период праздников. Таким образом, вы сэкономите значительную часть бюджета, но в период высокого спроса на ювелирную продукцию будете значительно повышать уровень продаж.
Рассылка электронных писем
Постарайтесь заполучить как можно больше электронных адресов клиентов. В обмен на электронный адрес можете предлагать небольшие, но приятные бонусы, к примеру, красивую открытку или подарочную упаковку. При помощи таких нехитрых приемов вы сможете делать рассылку писем со специальными предложениями. Однако помните, не стоит быть слишком навязчивыми – не стоит присылать по несколько писем в день, это будет только раздражать клиентов.
Электронные справочники и карты
2Гис, 2Гео, Google- и Яндекс карты – используйте эти ресурсы для размещения информации о себе. Подобная услуга бесплатна, а значит, имеет еще одно несомненное преимущество. Однако помните, не стоит размещать платную рекламу в электронных справочниках – как правило, подобных ход не оправдывает ожиданий и не компенсирует материальных вложений.
Процесс добывания
Добывают природный камень повсюду и на всех материках
Обычно транспортировка обходится недешево (на стоимость оказывает влияние не только качество породы, но и метод добычи и затрат на перевозку: добывая камни Земли очень важно сохранить вид горной породы)
Поскольку натуральные камни обладают разной прочностью и твёрдостью, для их добычи используют разные методы и оборудование.
Для этого месторождение вскрывают, создавая вертикальную шахту, ведущую внутрь карьера. Многие страны используют буровзрывной способ и метод воздушной подушки: при помощи буров делают отверстие, закладывают заряд или закачивают воздух.
В результате порода распадается на куски (хоть эти способы дешёвые, ценные свойства породы теряются, потому как она сильно дробится, что ведёт к значительным потерям сырья). Более дорогим, хоть и эффективным методом является камнерезный: он позволяет добывать природный камень без особых потерь.
Размеры
Натуральные камни бывают разных размеров: самый большой камень – это скала (образуется после того, как разрушается гора, имеющая большое число трещин), за ним идут глыбы, блоки, монолиты и более мелкие камешки. Те, которые используют в строительстве, могут иметь как малые размеры, так и являться настоящими гигантами: большой камень нередко имеет размеры, превышающие 10 кубических метров (эти монолиты особенно ценны из-за сложности добычи и транспортировки). Большие камни, которые не имеют трещин, делят на:
- Блоки – большие камни прямоугольной формы, размер которых превышает десять кубометров, их используют при закладывании фундаментов, циклопической кладки, в монументальных памятниках;
- Монументальный – от 5 до 10 м3, из него изготавливают памятники, скульптуры, перекрытия;
- Уникальный – размер 2х1х1,5 м, из него создают памятники, скульптуры, колонны;
- Штучный – размер превышает 1 м3, изготавливают квадрыги, скульптуры, вазы, чаши, а также блоки, булыжники, бордюрный натуральный камень.
На этом классификация по размерам не заканчивается, например, высота валунов составляет от 20 см до 10 м, щебень имеет от 5 до 15 см, галька – от 1 до 10 см, а самыми маленькими считаются тонкие пластины (их используют для облицовки, в мозаиках и витражах) – от 1 до 10 мм.
Твёрдость породы
Ещё одной важной характеристикой каменных природных материалов являются такие свойства, как их прочность и долговечность, то есть способность сохранять свои качества вне зависимости от внешнего воздействия. По этому показателю натуральные камни делят на:
- Высокодолговечные – начинают разрушаться через шестьсот лет, к ним относят кварциты и мелкозернистые граниты;
- Долговечные – начинают крошиться через два столетия (крупнозернистые граниты);
- Относительно долговечные – разрушение начинается через сто лет (белый мрамор, плотный известняк, доломиты);
- Недолговечные – рассыпаться начинают уже через четверть века (цветной мрамор, пористый известняк, гипс).
Давая характеристику породе, учитывают также её структуру: размеры и форму минеральных зерен, степень кристаллизации, зернистость (насколько равномерно распределены минеральные зёрна и есть ли пустоты). Например, дабы узнать, какой камень долговечнее, достаточно посмотреть на его составные: мелкозернистая структура прочнее породы с крупными зёрнами или неравномерной структурой.
Большой камень, зернистая структура которого неравномерна, плохо устойчив к влияниям окружающей среды: различной величины зёрна минералов при смене температурного режима расширяются по-разному, из-за чего большие камни трескаются, а если в трещины попадает вода, натуральные камни продолжают разрушаться.