Волжский торговый путь: из скандинавии

Термин «Великий шелковый путь»

Образцы шёлка династии Хань

Термин «шелковый путь» быль предложен в 1877 г. немецким географом Ф. Рихтгофеном для обозначения связей между Востоком и Западной частью Евразии. В силу значимости в истории Евразии и самой большой протяженности пути за всю докапиталистическую эпоху, составлявшей более 7 тысяч километров, было введено прилагательное «Великий». Однако, хотя название столь великого пути подразумевает единственное число, на деле все обстояло иначе. Великий шелковый путь не являлся единой магистралью, а был разбит на несколько участков: Лазуритовый путь, соединявший Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией, Нефритовый путь от Восточного Туркестана до Китая и Степной путь, протянувшийся от Черноморья к берегам Дона, а оттуда к сарматам в Южном Приуралье и затем – в Прииртышье и к озеру Зайсан. Однако во II веке эти пути стали сливаться и, в конце концов, остались две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:

  • Южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;
  • Северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.

Между этими двумя трассами пролегали небольшие пути, соединявшие их друг с другом. Основные маршруты караванов смещались то на северную дорогу, то на южную.

Историки полагают, что возникновение Великого шелкового пути стало возможным в условиях существования крупных государственных образований, каковыми оказались Китай, Средняя Азия, Индия, Ближний Восток и Средиземноморье. Это связано с тем, что наличие централизованной власти, распространяющейся на прилегающие области, способно было обеспечить безопасность на караванных путях.

Для функционирования Великого шелкового пути требовалось создание развитой системы международного разделения труда в производстве и в обеспечении инфраструктуры транспортных коммуникаций. А поскольку торговля подразумевала преодоление огромных расстояний, то необходимая рыночная инфраструктура предполагала наличие перевалочных пунктов, специализированных базаров, режима стабильных денежных расчетов и т. д.

Великий шелковый путь проходил через множество городов, которые были образованы благодаря ему. Добраться от одного до другого можно было за один день, однако сейчас дороги засыпаны песками пустынь. Когда-то сюда стекалось огромное количество людей, так как в них находились различные торговые точки; здесь купцы и их сопровождающие находили себе ночлег, еду и питье. Великий шелковый путь создал Среднеазиатскую цивилизацию.

Таможенный пункт на Великом шёлковом пути в окрестности Дуньхуана

Многие города на пути Великого шелкового пути были развиты неравномерно: какие-то из них были огромными, а некоторые служили небольшими перевалочными пунктами (ночлегами). На разных территориях Великого шелкового пути существовали разные религии и идеологии.

Развитие шелкового пути во многом зависело от экономических факторов. Процесс товарообмена подразумевал, как правило, движение товаров с Востока на Запад, однако протяженность пути во многом обусловливалась покупательской способностью европейцев, которая не отличалась стабильностью. В связи с упадком античного общества и натурализацией хозяйства Западной Европы, товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Покупательская способность в Западной Европе восстановилась лишь с XI века, в период зрелого феодализма. Помимо Европы, потребителями восточных товаров являлись также страны Ближнего Востока и Индии. Благодаря этому путь не замирал даже в раннее средневековье, когда Европа временно перестала испытывать в нем потребность. После арабских завоеваний товары стали потребляться на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании.

Сеть торговых путей Древнего мира

Центральноамериканские пути

Древние народы Центральной Америки активно торговали «стратегическим сырьем» древности — обсидианом. К дорогим товарам относился магнетит (вид железной руды) для изготовления зеркал и ритуальных предметов вроде жертвенных ножей. Высоко ценились нефрит и бирюза: в поисках последней туземцы добирались до юго-запада нынешних США.

Андийские пути

Туземцы Анд, включая инков, строили на побережье и в горах дороги, по которым везли продовольствие, шерсть (с гор) и хлопок (с побережья). Ценные товары проходили большие расстояния: раковины спондилуса добывались только в эквадорских водах, а лазурит — в южной пустыне Атакама (Чили).

Оловянные пути

В I тысячелетии до н.э. оловом из Испании и Корнуолла (Британия) торговали в Западной Европе кельта. Финикийцы получали этот товар через Гибралтар, а греки — по сухопутным дорогам, ведущим к южному побережью Галлии. Добавляя олово к меди, получали бронзу.

Янтарные пути

Уже 4000 лет назад греки и другие жители Южной Европы получали янтарь с Балтики. Этот путь существовал до позднеримских времен.

Североафриканский путь

Греция и Рим получали зерно из Северной Африки через Египет, Карфаген и связанные с ними прибрежные города.

Транссахарские пути

Путь через Сахару проложил местный народ — гараманты, освоили греки-ахейцы (до 1000 до н.э.), позже римляне. Предполагают, что Карфаген завозил через Западную Африку золото из Гвинеи и Сенегала. К I в. н.э. в этом регионе давно сложились регулярные маршруты верблюжьих караванов.

Нильские пути

С III тысячелетия до н.э. Египет торговал с Нубией. Позднее торговлю в верховьях Нила контролировало Мероитское царство (ок. 900 до н.э. — ок. 400 н.э.).

Пути благовоний

С начала I тысячелетия до н.э. ладан и мирру доставляли с юга Аравии по суше вплоть до Сирии. Однако в I в. н.э. возобладал маршрут по Красному морю, а новым источником благовонии стал Африканский Рог.

Индоокеанские пути

Уже в I в. до н.э. греки и римляне возили морем пряности из Индии и Юго-Восточной Азии.

Финикийские пути

В I тысячелетии до н.э. финикийцы в поисках серебра и других металлов добрались до Испании. Они плавали через Геркулесовы Столпы (Гибралтарский пролив) до Гвинейского залива, а также вокруг Африки.

Шелковый путь

Шелк, производившийся в Китае, стал известен в Европе ок. VІ в. до н.э. Со II в. до н.э. он довольно регулярно поступал на запад через Туркестан.

Пути пряностей

Уже в первые века до н.э. индийские купцы вывозили из Юго-Восточной Азии металлы и пряности. Китай торговал с возникшими там под влиянием индийцев государствами, начиная с Ханьской эпохи.

Трансиндийские пути

Завоевания Ирана на северо-западе Индии в VI в. до н.э. связали торговые пути по Инду и Гангу с маршрутами, ведущими в Европу и Китай. К III в. до н.э. были проложены сухопутные дороги между севером и югом Индии.

Шумерские пути

Лазурит, полудрагоценный самоцвет, высоко ценившийся в Египте и Шумере, в ІУ-ІІІ тысячелетиях до н.э. завозили из его единственного известного древним источника — Бадахшана (северо-восток Афганистана). К 2300 до н.э. купцы из Индского региона (известного шумерам как Мелухха) торговали по морю с Шумером, Дильмуном (Бахрейном) и Маганом (Оманом). Шумер экспортировал шерстяные ткани, керамику и зерно, Маган славился своей медью, а Мелухха торговала деревом, слоновой костью, сердоликом (карнеолом) и лазуритом.

Sun, 26 Jul 2020 15:27:18 +0300

История Шелкового пути

Хотя единая система караванных коммуникаций сложилась в Евразии
только в конце II в. до н.э., отдельные ее участки возникли гораздо раньше.
Согласно данным археологии, с III тыс. до н. э. функционировал так называемый Лазуритовый путь, по которому полудрагоценный камень лазурит
перевозился из предгорий Памира на очень дальние расстояния на запад
и на юг, до стран Ближнего Междуречья.

С конца II тыс. до н.э. появился
Нефритовый путь – торговля самоцветами из Центральной Азии по восточному пути в обмен на шелк из Китая.

В середине I тыс. до н.э. два пути начали сливаться: бадахшанский лазурит попал в Китай, а в Персии и в долине Инда начали шить одежду из китайского шелка. Однако пока торговля шла через длинную цепочку посредников.

В формировании Великого шелкового пути решающую роль сыграл
китайский чиновник Чжан Цянь.
В 138 г. до н.э. он отправился с дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать
союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками, нападавшими
на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (Узбекистан, Таджикистан и
Афганистан). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские
товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления.
Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору
доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.

В 123–119 гг. до н.э. китайские войска
нанесли поражение кочевникам-сюнну, обезопасив путь из Китая
на запад. Именно с конца II в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута,
соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай,
Индию, Ближний Восток и Европу.

В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в
основном с востока на запад.
В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались
огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация
хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с
Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь
с XI века жители Западной Европы снова стали активно покупать
восточные товары. После арабских завоеваний восточные товары
распространились на всем южном Средиземноморье, вплоть до
Испании.

Путешествие по Великому шелковому пути было очень длительным,
трудным и опасным. Только чистое
время в пути для каравана, шедшего
от северных берегов Каспийского
моря в Пекин, составляло 260 дней
,
а с учетом остановок путешествие
занимало более года.

Основными товарами, которые купцы везли из Китая
и Средней Азии, были драгоценные
камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая
посуда, перец, пряности, ладан, мирра,
женьшень, желчь питона, ковры, полотна, красители, минеральное сырье,
слоновая кость, серебро, золото,
меха, монеты и многое другое. Также
везли породистых скакунов, верблюдов и слонов и других животных.

По
Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики
и другие. Но главным предметом торговли оставался шелк, который наряду
с золотом превратился в международную валюту.

В Средние века в географию Великого шелкового пути была включена Древняя Русь. Арабские
купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где
«отсутствует ночь летом и день зимой».

В истории этой магистрали были
три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался
одним государством: Тюркским каганатом – в последней трети VI века,
империей Чингисхана – во второй четверти XIII века и империей Тамерлана
– в последней трети XIV века. Однако из-за высокой протяженности путей
контролировать их одной стране было чрезвычайно трудно. Чаще путь
контролировался несколькими крупными странами.

В Средние века развитие мореплавания способствовало развитию
дальней морской торговли. С открытием новых морских путей дорога из
Персидского залива в Китай занимала всего 120 дней.
Быстрота передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество
товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому,
что с конца XV века значение сухопутного Шелкового пути начало падать.

Система Великого Шелкового пути просуществовала вплоть до пятнадцатого века. Однако уже с четырнадцатого века в связи с качественными
изменениями в кораблестроении и навигации приоритет в сфере перевозок
был отдан морским трассам. С этих же времен инициатива в торгово-экономических отношениях перешла к странам Запада – Португалии,
Голландии, Британии.

Основные правила торговли

Купцам приходилось преодолевать огромные расстояния. При этом нередко путь пролегал через леса, в которых торговцев поджидали не только дикие звери, но и опасные разбойники. В основном дороги были узкими, немощеными. В непогоду приходилось пробираться по грязи. Встречным повозкам еле удавалось разминуться, чтобы не зацепить друг друга.

Упавший с воза товар считался собственностью владельца земли, на которой это случилось. То же самое было и с грузом, смытым с корабля. Торговцы платили огромное количество пошлин за проезд через помещичьи владения, мосты, переправы. С целью обогащения феодалы ставили мосты даже на сухих местах. Требовали компенсации за ущерб от поднимаемой повозками пыли.

Чтобы обезопасить себя от грабителей, купцы объединялись в гильдии – торговые союзы. На общих собраниях члены объединения выбирали руководителей, нанимали себе охрану. В гильдиях существовало понятие взаимовыручки. Торговцы делали вклады в общую казну, из которой могли получить помощь попавшие в беду купцы или их семьи. Нередко члены гильдии объединялись для совершения одной или нескольких торговых операций.

Дорога благовоний

Широкое применение благовоний на древнем Востоке создавало большой спрос на них и, следовательно, вызвало обширную торговлю этими товарами, что и вызвало появление этого торгового пути. Торговля благовониями началась, по-видимому, во II тысячелетии до н. э.

Когда римляне в начале нашей эры взяли в свои руки морской путь в Индию и тем самым поставили под угрозу торговлю благовониями в прибрежных районах, которая велась через Аден, значение важного торгового центра приобрела столица государства Хадрамаут Шабва. Поэтому ароматические смолы отныне приходилось доставлять в порт Кана (в 15 км западнее сегодняшнего посёлка рыбаков Бир Али в Йемене), а оттуда — в Шабву

В Кану шли также благовония из Сомали и Эфиопии. Если начальники верблюжьих караванов отклонялись от установленного маршрута, им грозила смертная казнь

Поэтому ароматические смолы отныне приходилось доставлять в порт Кана (в 15 км западнее сегодняшнего посёлка рыбаков Бир Али в Йемене), а оттуда — в Шабву. В Кану шли также благовония из Сомали и Эфиопии. Если начальники верблюжьих караванов отклонялись от установленного маршрута, им грозила смертная казнь.

В пустыне разрешено было перемещаться только организованными караванами по строго отмеченным путям. Любое отклонение от этих правил считались самым тяжким преступлением и наказывались смертью. Караваны были жизненным источником для Шабвы. Поэтому только одни ворота были отведены для прохода каравана.

Богатство и важность Шабвы заключались в позиции города, который был важным местом сбора и организации торговых караванов для пересечения великой пустыни Руб аль-Хали. Участники караванa должны были заплатить одну десятую часть стоимости товара, которую давали жрецам городских храмов во имя главной богини Сиин

В Шабве было 60 религиозных храмов, и город был административным и религиозным центром древнего государства Хадрамаут.

Весь годовой сбор ароматических смол население было обязано приносить в храмы Шабвы, и никому не разрешалось вывозить за пределы страны ни одного кусочка смолы. Однако попыток нарушить этот запрет, вероятно, было немало.

Со временем торговля благовониями пришла в упадок, блеск южноаравийских городов померк. И лишь редкие караваны продолжали ходить по старым дорогам, проложенным задолго до открытия благовоний, перевозя необходимую для жизни соль.

3.

Эриду, Ирак
Древние шумеры считали Эриду (в переводе «Дом Богов») первым городом, среди когда-либо построенных людьми. Действительно, этот город очень стар. Он был основан около 5400 года до н.э., у берегов реки Евфрат в юго-восточной части Ирака. В древности это место было настоящим раем, однако в наше время от него остались лишь пустующие руины, погребенные под песками. Этот предполагаемый «рай» упоминался в книге «Происхождение Эриду», написанной примерно в 2300 году до нашей эры. Большой зиккурат Амар-Син, расположенный в центре города, по мнению многих ученых, может быть настоящей Вавилонской башней, упоминавшейся в Книге Бытия. Многие считают, что описания Вавилона древним историком Беросом, очень напоминают Эриду. По неизвестным нам причинам, Дом Богов оказался покинут уже к 600 году до нашей эры.

Старая Ладога: первая остановка в пути на Восток

Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси.

Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога — по мнению некоторых историков, первая столица Руси. Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной. Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению.


Каменная Ладожская крепость была построена значительно позднее — в XII веке. (karpovka.com)

Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит в пользу суждения о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.

От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.


Между крупными реками корабли перемещали по земле с помощью волоков. (www.vr-gazeta.ru)

Недалеко от современного Ярославля находится Тимирёвский археологический комплекс: на его территории археологи обнаружили большое количество кладов с арабскими монетами. Утверждается, что Тимирёво было крупным торговым аванпостом на Волжском торговом пути, однако с годами пришло в запустение — в основном из-за конкуренции с основанным неподалёку Ярославлем.

Путь «из варяг в греки»

Русская земля лежала на перекрестках водных и сухопутных путей. Для развития страны была важна торговля с соседями. А соседями Руси были скандинавы — северяне и южане — греки.

Нападение викингов

В I тыс. хорошие дороги в Европе сохранились только на западе, там, где некогда существовала мощная Римская империя. Главными путями тогда были реки. И воины, и купцы двигались на своих ладьях по рекам с севера, из Скандинавии, на юг. Путь, ведший из Скандинавии в Византию, так и назывался — «из варяг в греки», потому что варяги в большинстве своем пришли из Скандинавии, а основу Византийской империи составляли греческие земли. И начинался этот путь там, где сегодня расположился город Санкт-Петербург, в устье Невы. В те времена всю реку называли Невским устьем, или устьем озера Нево. Это озеро сегодня называется Ладожским. Из Ладоги путешественники попадали в реку Волхов, а из Волхова — в озеро Ильмень. Не удивительно, что именно неподалеку от этого озера вырос богатеющий на торговле Новгород, где сходились купцы из разных племен и вели оживленный торг. Но до Черного моря было еще очень далеко. В Ильмень впадала река Ловать, и по ней ладьи двигались на юг. Это был нелегкий путь — все время на веслах против течения. Но главные трудности ожидали людей впереди. Их целью были верховья Днепра, впадающего в Черное море, но путь к Днепру шел через Западную Двину. И тогда корабельщики волоком по суше перетаскивали свои ладьи в эту реку. Подойдя по ней и ее притокам как можно ближе к Днепру, они снова выбирались на сушу и достигали цели, перетягивая свои корабли волоком. На Днепре купцы и воины устраивали привал, чинили и смолили свои ладьи. Местные жители издавна добывали и гнали смолу для этих целей. Со временем там вырос город, который теперь носит имя Смоленск. Трогаясь в дальнейший путь, путешественники знали, что впереди, за Киевом, их ждет серьезная опасность — Днепровские пороги. Из-за этих каменных выступов, преграждавших путь ладьям, суда приходилось снова перетягивать волоком. Сегодня Днепровских порогов пет — они были затоплены в 1920-х гг. при строительстве Днепрогэса. Но в те времена, только миновав пороги, ладьи могли вниз по течению Днепра спуститься к Черному морю.

Таким был торговый путь «из варяг в греки». Так поддерживали связь между собой растущие государства Северной Европы и старые центры цивилизации, где некогда существовала блестящая античная Эллада, повлиявшая на весь ход мировой истории и уступившая свое место новой христианской культуре Византии. Постепенно росли города и на Руси, ставшей перекрестком дорог между севером и югом, востоком и западом.

Что такое волок?

Участок суши между двумя реками, через который в старину перетаскивали суда для продолжения пути по воде, назывался волоком.

Перетягивание корабля волоком было тяжелым трудом, требующим неусыпного внимания и немалой силы. На пути, по которому тащили ладью, выкладывали бревна, наподобие шпал. С помощью крепких веревок корабль вытаскивали на сушу и катили по этим бревнам.

Волоки охранялись. Люди, жившие в тех местах, нанимались к корабельщикам в помощь. Таким образом там вырастали поселения, становившиеся городами и селами. Некоторые из них сохранились до наших дней (города Вышний Волочёк в Тверской области, Волоколамск в Московской области, деревни Волоковая и Переволочье в Смоленской области).

Поделиться ссылкой

ПРИЛОЖЕНИЕ — ИЗ ПИСЬМА ОБ ОГРАБЛЕНИИ КУПЦОВ И УСТАНОВЛЕНИИ ПОШЛИН

Я, Ландрик Толстый, неких купцов из Лангра, когда они шли через мою землю, захватил (в плен) и отобрал товары у них, но по увещанию епископа Лангрского удержал лишь часть товаров, остальные же возвратил означенным купцам и заключил с ними уговор, чтобы они впредь платили мне ежегодную дань и по земле моей свободно ходили. А этот грех породил и другой грех, а именно: со всех людей, проходящих по земле моей по торговым делам или просто на богомолье, стал взыскиваться побор, в простонародье называемый пошлиной.

  • < Жизнь в феодальных городах — Организация ремесленников
  • -> Грианская Церковь в XI-XIII веках >

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

6.

Большой Зимбабве, Зимбабве
Несмотря на то, что Африка официально считается родиной человека, мы на удивление мало знаем о ее истории. Тем не менее, она является домом для более чем миллиарда человек и обладает настоящим кладезем разнообразных культур, обычаев и традиций. Во время раскопок на этом континенте, археологи обнаружили огромный каменный комплекс, расположенный в 550 километрах от побережья Восточной Африки, в самом сердце современного Зимбабве. Они предположили (ошибочно), что постройки вероятно принадлежали мусульманам, персам, индийцам или китайцам, но никак не самим африканцам. Тем не менее, последние исследования доказали, что на самом деле конструкции были делом рук местного народа Шона, который построил Большой Зимбабве примерно в 1100 году нашей эры. Это поселение 400 лет служило столицей страны. Даже само слово «Зимбабве» в переводе с местного диалекта означает «каменные дома», как бы намекая, что и само государство началось именно с этого поселения, и никак иначе. Найденная при раскопках мусульманская монета доказала, что местные жители были не чужды торговли на Индийском океане. Даже несмотря на те скудные сведения, что ученым удалось добыть, можно предположить, что на момент своего расцвета, Большой Зимбабве был довольно процветающим городом, богатым сырьем и такими товарами, как дерево, слоновая кость, золото и носорожьи рога. По реке Лимпопо местные торговцы добирались до побережья, откуда переправляли свои грузы в Аравию, а также Индию и Китай. К сожалению, причины гибели этого города до сих пор не ясны. Кто-то винит голод, кто-то — политические беспорядки, а кто-то считает, что виноваты иссякшие золотые жилы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: