Великий шёлковый путь: между азией и средиземноморьем

Товары Шелкового пути

По Шелковому пути проходило множество разных видов товаров, дороги простирались от Китая через Индию, Малую Азию, по всей Месопотамии, до Египта, Африканского континента, Греции, Рима и Британии.

Северный Месопотамский регион (нынешний Иран) стал ближайшим партнером Китая в торговле, как часть Парфянской империи, инициировав важные культурные обмены. Бумага, изобретенная китайцами во времена династии Хань, и порох, также китайское изобретение, оказали гораздо большее влияние на культуру, чем шелк.

Богатые специи Востока также способствовали развитию моды, которая выросла из шелковой промышленности.

Тем не менее, к моменту правления римского императора Августа (27 г. до н. Э. – 14 г. н. э.) торговля между Китаем и Западом была прочно установлена, и шелк был самым востребованным товаром в Египте, Греции и, особенно, в Риме.

Шелк в Римской империи

До того, как стать императором Августом, Октавиан Цезарь использовал противоречивую тему шелковой одежды чтобы осудить своих противников Марка Антония и Клеопатру VII как аморальных. Поскольку они оба предпочитали китайский шелк, который все больше ассоциировался с распущенностью, Октавиан выслал своих врагов из страны.

Хотя Октавиан одержал победу над Антонием и Клеопатрой, он не смог ничего сделать, чтобы ограничить популярность шелка.

Историк Дюрант пишет: Римляне считали шелк растительным продуктом, счесанным с деревьев, и ценили его на вес золота. Большая часть этого шелка продавалась на остров Кос, где он  вплетался в платья дам Рима и других городов.

К моменту правления Сенеки Младшего (4 года до н.э. – 65 г. н.э.) консервативные римляне видели женщин в платьях из китайского шелка и считали их аморальными, туники же для мужчин были слишком женственными. Однако эти критические замечания не помогли остановить торговлю шелка с Римом, и остров Кос стал богатым и роскошным благодаря производству шелковой одежды.

Как пишет Дюрант «Италия пользовалась «неблагоприятным» балансом торговли – покупая больше, чем продавала», но все же экспортировала в Китай дорогие товары, такие как «ковры, драгоценности, янтарь, металлы, красители, стекло».

Во времена императора Марка Аврелия (161-180 гг. н. э.) шелк был самым ценным товаром в Риме и никакая консервативная критика, казалось, не способствовала замедлению торговли или прекращению моды. Даже после Аврелия шелк оставался популярным, хотя и дорогим.

Во время падения Римской империи в 476 году н.э. Рим пережил свою восточную половину, которая стала известной как Византийская империя и которая продолжала романтическое увлечение шелком. Около 60 г. н.э. запад стал осознавать, что шелк не выращивается на деревьях в Китае, а на самом деле производится шелковыми червями.

Китайцы целенаправленно хранили происхождение шелка в тайне, и, как только он вышел, тщательно охраняли своих шелковых червей и их процесс сбора шелка. Византийский император Юстиниан (527-556 гг. н. э.), уставший от постоянных просрочек платежей от китайцев, послал двух эмиссаров, замаскированных под монахов в Китай, чтобы украсть шелковых червей и вывезти их на запад.

План был успешным и активизировал византийскую шелковую промышленность. Когда византийская империя пала в 1453 году н.э., Османская империя закрыла Шелковый путь и порвала все связи с Западом.

О чем стоит помнить

Хотя немало направлений в Центральной Азии могут казаться изолированными, в каждом городе есть достойная туристическая инфраструктура. Иран и бывшие советские государства безопасны для посещения. Однако в Синьцзяне время от времени происходят инциденты из-за китайско-уйгурского конфликта. Тем не менее иностранные путешественники не должны рассматривать текущую политическую ситуацию в качестве препятствия. Синьцзян — это регион, где много полиции, часто проводятся проверки. Туристы могут свободно передвигаться и их почти никогда не беспокоят.

В Узбекистане раньше были приняты строгие правила в отношении иностранных путешественников, но теперь законы, касающиеся туризма, упростились. Еще несколько лет назад нужно было регистрироваться в каждом отеле и пансионе и показывать квитанции при выезде на границу. Непредоставление подтверждения регистрации для каждой ночи, проведенной в стране, было равно аресту или депортации. Сейчас это не так. Регистрироваться в отелях нужно, однако чеки на границе никто не потребует. Так что можно смело включить солнечный Узбекистан в свой маршрут по древнему пути.

А вы бы отправились в такое путешествие?

Новинки с Запада

Следует помнить, что Китай почти всю свою историю был, повернут спиною к морю. Все его войны и торговля проходили по окружающим степям и пустыням. Китайским степным Колумбом стал чиновник Чжан Цянь (張騫). В 139 году до н. э., он отправился в путешествие полное приключений и обратно привез в Поднебесную множество новых сведений об окружающих странах и народах. Также ему приписывают доставку в Китай саженцев и семян винограда, граната, люцерны. Из Ферганской долины китайцы получили отличных лошадей, смогли благодаря этому создать боеспособную кавалерию и одержать немало побед над хунну.

Европейские миссионеры и торговцы

Несмотря на грабеж и непредумышленное убийство, которые предвещали приход монголов. Многие европейские державы не хотели терять надежду на возможный союз с монголами.

Куда бы миссионеры ни отправлялись, торговцы следовали за ними. И ни один европейский путешественник не известен своей связью с Шелковым путем лучше, чем Марко Поло.

Сын венецианского купца, он вместе со своим отцом и дядей отправился в Китай. Чтобы посетить двор Хубилай-хана. Эффект от его обширного и подробного путешествия о путешествии был огромен. Он впервые познакомил христианскую Европу с древней культурной Китая. Для многих исследователей и купцов он составлял основу их знаний об Азии.

Ветви Великого шелкового пути

Если вести Великий шелковый путь с Запада на Восток, то дорога начиналась в Риме. Через Средиземное море она выходила к сирийскому городу Гиерополю, а оттуда, минуя Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вела в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай.

Трасс пути было много. Шли они через горную систему Западный Гиссар, долину Сырдарьи, с севера и юга обходили пустыню Такла-Макан; степной путь проходил к северу от Средней Азии. Он начинался в городах Северного Причерноморья Оливия, Херсонес, Пантикапея, Фанагория. Этот путь был сложен, потому что проходил по безводным степям, лишенным городов и поселений; из Согда — области Средней Азии между реками Окс и Яксарт начинался Кавказский Шелковый путь, который шел в Хорезм, огибал Каспийское море, пересекал степи Северного Кавказа, спускался к городу Цхуми. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к Константинополю — столице Византийской империи.

Общая протяженность Великого шелкового пути — около десяти тысяч километров. Торговый караван проходил в день в среднем 23-26 километров

Как возник Великий Шелковый Путь

Точную дату возникновения назвать очень сложно, но современная историография говорит в пользу двух версий. Первая гласит, что история возникновения начинается с 3 тысячелетия до н.э., а вторая закрепляет другую дату – 8 век до н.э. или даже позже. В качестве компромисса учёные приняли решение, что точкой отсчёта будет являться 2 век до н.э.

Что же он из себя представляет? За этим названием скрывается логистическая система, которая позволяет образовать некое экономическое пространство, в котором гармонично и грамотно связываются потоки чего-либо (это могут быть как товары, так и услуги, и что угодно) из стран Европы и Азии. Изначально система подразумевала сухопутный путь, но затем страны Европы настолько развили мореплавание, что рациональнее было перейти именно на этот вид транспорта. Транспортировка по воде намного безопаснее, удобнее и дешевле.

Примечание 1 Своё название данный способ транспортировки и организации экономических связей получил лишь в конце 19 века, когда данным терминов воспользовался учёный, занимавшийся географией Китая и Азии — Ф. Рихтгофен.

Товарные потоки, в основном, направляются с Востока на Запад. Как только появилась возможность перевозить товары из одной части света в другую, эта идея была подхвачена и возведена в абсолют. Конечно, самыми популярными товарами были ткани – транспортировка шёлка имела наиболее большие объёмы. Но с чем это было связано?

Во-первых, это качественный и ценный материал сам по себе. Ничего подобного в Европе тогда не производили. Во-вторых, в связи с принятием христианства, жители Западной Европы вынуждены были воздерживаться от купания – бани были закрыты, да и сам процесс купания считался грехом. Поэтому шёлк очень спасал людей от напасти блох и вшей. Шёлк очень гладкий и паразиты не могут на нём задержаться, не смотря на то, что сами тела представляли собой благодатную почву для их появления и распространения. Но шёлк был недешёвым удовольствием, тем более при условии, что его приходилось транспортировать из Азии. Поэтому очевидно, что такое «спасение» всё же не было универсальным и не предназначалось для всех. Но те, кто мог себе это позволить, могли возрадоваться.

Влияние ВШП на развитие культуры

Страны, через которые пролегал ВШП, не только удовлетворяли свои потребности в товарах, но и вступали в культурные связи с другими народами.
В ходе раскопок в Таразе были найдены серебряные вазы и кувшины, изготовленные знаменитыми мастерами Византии.
В Талгаре, Испиджабе, Отраре была найдена красивая посуда из китайского фарфора.
На трассе ВШП основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб.
Установление и развитие культурных связей благотворно отразились на развитие музыкального искусства.
Были найдены терракотовые скульптуры с изображениями танцоров, актеров в масках, музыкантов.
Были найдены руины мечетей, медресе, храмов, связанных с различными верованиями.
По ВШП распространялись также религиозные идеи, но они не являлись помехой для развития общей культуры. Примером влияния ВШП на развитие культуры, являются находки религиозных сооружений различных верований (на месте городов Тараз, Баласугун, Испиджаб).

Западный контакт с Китаем

После того, как Александр Великий завоевал персов, он основал город Александрия Эшате в 339 г. до н. э.в Ферганской долине (современный Таджикстан). Оставив своих раненых ветеранов в городе, Александр двинулся дальше. Со временем эти македонские воины вступили в брак с коренным населением, создав греко-бактрианские культуры, которые процветали под Империей Селевкидов после смерти Александра.

Во время правления греко-бактрианского царя Евтидима I (260-195 г. до н. Э.) греко-бактрийцы расширяли свои владения. По словам греческого историка Страбона (63-24 года н.э.), греки «расширили свою империю до уровня Сереса». «Seres» было названием, с помощью которого греки и римляне знали Китай, что означало «земля, из которой шел шелк». Считается, что первые контакты между Китаем и Западом произошли примерно в 200 году до нашей эры.

Китайская династия Хань (202 г.до н. э. – 220 г. н. э.) регулярно подвергалась преследованиям кочевых племен Ксионгну на северных и западных границах. В 138 г. до н.э. император Ву отправил своего посланника Чжан Цяня на запад, чтобы договориться с людьми Юэджи о помощи в победе над Ксионгну. Экспедиция Чжан Цянь начала контактировать со многими различными культурами и цивилизациями в Центральной Азии, и среди них те, которых они называли «даюан» или «великие ионии», которые были греко-бактрийцами и были выходцами из армии Александра Великого.

У Дэйюана были могучие лошади и Чжан Цянь доложил Ву о том, что они могли быть эффективно использованы против мародерства Ксионгну. Последствиями путешествия Чжан Цяня были не только дальнейшие контакты между Китаем и Западом, но и организованная и эффективная программа разведения лошадей по всей земле для оснащения кавалерии.

Лошадь была давно известна в Китае и использовалась на войне уже при династии Хань (1600 – 1046 гг. До н. Э.), но китайцы восхищались западной лошадью из-за ее размеров и скорости. С западной лошадью Дэйюань династия Хань победила Ксионгну. Этот успех вдохновил императора Ву на размышления о том, что еще может быть достигнуто за счет торговли с Западом, и Шелковый путь был открыт в 130 году до нашей эры.

В период между 171-138 г. до н. э. Митридат I Парфии выступил за расширение и укрепление своего королевства в Месопотамии. Селевкидский король Антиох VII Сидец (138-129 г. до н. Э.) выступал против этого расширения, а также желая отомстить за смерть своего брата Димитрия, сражался против парфянских сил Phrates II, преемника Митридата. С поражением Антиоха Месопотамия попала под парфянское господство и вместе с ним подошла к Шелковому пути. Затем парфяне стали центральными посредниками между Китаем и Западом.

Планы воссоздания

СССР

В конце 30-х начале 40-х годов XX века СССР осуществлял масштабную поддержку определенных политических сил Китая в их конфликте с Японией и Великобританией. Для этого была построена автодорога из СССР в Китай длиной около 3 тыс.км.

Транссиб

В 1960-х годах СССР вышел на рынок трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией по Транссибирской железнодорожной магистрали. Однако политическая обстановка, проблемы логистики и разной ширины колеи не позволили в полной мере использовать трассу. Свой современный вид и значение коридор начал приобретать в 1990 году, когда была введена в строй первая смычка между Китаем и СССР (ныне Казахстаном). 11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург. В 2011 году транзит превысил 15 млн тонн. В 2013 году введена в строй вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом. Время транзита из Китая в Германию по этому пути 11..15 дней, что примерно на 20 дней меньше, чем морским путём.

Транс-Евразийский пояс «Razvitie»

В 2014 году в России началось публичное обсуждение новой концепции развития Дальневосточного региона под названием Транс-Евразийский пояс «Razvitie». В рамках этой концепции готовится проект Интегральной Евразийской транспортной системы на основе Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Строится железнодорожный переход Китай-Монголия-Россия.

Автомобильный маршрут

В начале 2016 года в Синьцзян прибыла первая колонна российских грузовиков по механизму упрощенного транзита через Казахстан. Теперь автомобильные транзитные грузы между Россией и Китаем идут без досмотра в Казахстане. Завершается реконструкция автотрассы Китай — Западная Европа через Казахстан, Россию и Белоруссию.

TRACECA

Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА» (англ. TRACECA), который порой называется «новым шёлковым путём». Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор. Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Секретариат программы находится в Баку. К 2014 году построены несколько участков автомобильных дорог по этому проекту, в основном на территории Китая.

Каспийский паромный путь

В 2014 году Азербайджан модернизировал паромную переправу через Каспийское море. Также была закончена модернизация и строительство железнодорожных путей из Азербайджана через Грузию в Турцию. Ведется строительство турецкого участка железной дороги к Босфору. Часть трафика этого маршрута может идти через паромные переправы Чёрного Моря из грузинских портов в порты Румынии (Констанца) и Украины (Одесса). Для поддержки транспорта из этих портов предполагается строительство автотрассы Via Carpatia, разработан проект железнодорожного маршрута VIKING Train. В 2015 году через существующую железнодорожную систему Казахстана и паромный транспорт Чёрного моря был проведен первый состав из Китая в Евросоюз.

«Один пояс и один путь»

В рамках китайской стратегической программы «Один пояс и один путь» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем под общим названием Новый Шелковый Путь. Сухопутные трассы объединены названием «Экономический пояс Шелкового пути», морские «Морской Шелковый путь 21 века».

В рамках южных сухопутных маршрутов строится железнодорожный маршрут через Пакистан. На северном маршруте строится железнодорожная ветка Китай-Монголия-Россия.

Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» предоставляет странам АСЕАН и территории Южного Китая доступ к портовым терминалам на территории Китая.

Маршруты

В силу географических и культурных факторов Шелковый путь можно разделить на северную и южную ветви. Северный шелковый путь является наиболее известным.

Из начальной точки Чанъань (современный Сиань, Китай) путешественники направлялись на запад через коридор Ганьсу в Дуньхуан. Там караваны могли идти на север, в Монгольское нагорье. К великому монгольскому городу Каракорум. Или они могли пересечь пустыню Такла-Макан, двигаясь из одного небольшого городка-оазиса к другому на запад. В Центральную Азию и далее к Средиземному морю.

Южный Шелковый путь (также известный как Дорога Чайной Лошади) простирался от города Чэнду в провинции Сычуань, Китай. На юг через Юньнань в Индию и полуостров Индокитай, и далее на запад в Тибет. Это был важный маршрут для торговли чаем в Южном Китае и Юго-Восточной Азии. Но он также способствовал распространению таких религий, как даосизм и буддизм, по всему региону.

Эти маршруты были чрезвычайно опасными. Путешественникам приходилось проходить через войны, грабителей, землетрясения и песчаные бури.

Шёлковый путь. Развитая торговая инфраструктура

Значение Шёлкового пути было столь важным (и прибыльным), что всё с ним связанное стремительно развивалось. Так, были построены транзитные пункты — караван-сараи, которые включали почтовые и торговые станции, гостиницы и склады. Встречались они едва ли не каждые 30 км в Китае, на путях, проходивших через Сибирь и Монголию. Например, в таких городах, как Самарканд, Тебриз, Ормуз, Бухара, Хорезм, Кашгар, Отрар, Турфан, Хотан, Дуньхуан т.п., караваны могли переждать непогоду, обогреться, отдохнуть.

Начиная с X в., на этих станциях можно было заменить загнанных животных. Также работал здесь постоянный персонал, который помогал перегружать и переупаковывать товар, распрягать лошадей и верблюдов. Работали здесь переводчики, менялы, охранники. Большие станции имели такие должности, как кузнец, ветеринар и т.д.

Ещё среди услуг были и такие: можно было оставить сообщение, нанять проводника или приобрести карту местности, в которой даже были указаны расстояния между населёнными пунктами. Местное население, в тех местах, где проходил Шёлковый путь, ремонтировало дороги, строило мосты, осуществляло патрулирование дорог. На границах не обходилось без таможен.

Об интенсивности перевозок свидетельствует и то, что на Шёлковом пути некоторые города устанавливали график движения. Например, из китайского города Лоян караваны выходили через неделю после того, как отправлялся предыдущий, причём двигаться приходилось довольно быстро, видимо для того, чтобы не создавать пробки.

Хотя сегодня международный торговый маршрут с поэтическим названием Шёлковый путь — частица прошлого, есть много свидетелей того периода расцвета межгосударственных отношений. Шёлк, алмазы, янтарь и кораллы, слоновые кости, слитки золота, меха и оружие, кардамон и мускатный орех, лошади Ферганы и арабские скакуны и даже такие привычные нам виноград, персики и дыни — сблизили и обогатили народы, включились в такую ​​мощную торговую артерию, как Шёлковый путь. Взаимообмен культурами, идеями и достижениями сблизили мир и создали страницы истории, предшествовавшей настоящему.

Роскошный юг или кочевой север — все зависит от выбора туриста

Далее поездка на автобусе по впечатляющим горным перевалам ведет к Кыргызстану — стране природных чудес, сочетающей в себе кочевые традиции и советскую историю с нетронутыми пейзажами. Из Оша, второго по величине города, вы можете добраться до Узбекистана в кратчайшие сроки. Однако многие туристы вместо этого, напротив, сворачивают на север, к озеру Иссык-Куль и горам Тянь-Шань. Стоит отправиться в обходной путь, чтобы полюбоваться на многочисленные джайлоо (летние пастбища), усеянные юртами кочевников.

Каракольская область и окрестности озера Сонг-Куль — лучшая область для тех, кто хочет размять ноги в походе. Но приготовьтесь к испытаниям: обозначения здесь отсутствуют, карты трудно найти, а тропы едва заметны. Однако именно благодаря всем этим факторам место и осталось нетронутым.

История Шелкового пути

Хотя единая система караванных коммуникаций сложилась в Евразии
только в конце II в. до н.э., отдельные ее участки возникли гораздо раньше.
Согласно данным археологии, с III тыс. до н. э. функционировал так называемый Лазуритовый путь, по которому полудрагоценный камень лазурит
перевозился из предгорий Памира на очень дальние расстояния на запад
и на юг, до стран Ближнего Междуречья.

С конца II тыс. до н.э. появился
Нефритовый путь – торговля самоцветами из Центральной Азии по восточному пути в обмен на шелк из Китая.

В середине I тыс. до н.э. два пути начали сливаться: бадахшанский лазурит попал в Китай, а в Персии и в долине Инда начали шить одежду из китайского шелка. Однако пока торговля шла через длинную цепочку посредников.

В формировании Великого шелкового пути решающую роль сыграл
китайский чиновник Чжан Цянь.
В 138 г. до н.э. он отправился с дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать
союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками, нападавшими
на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (Узбекистан, Таджикистан и
Афганистан). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские
товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления.
Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору
доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.

В 123–119 гг. до н.э. китайские войска
нанесли поражение кочевникам-сюнну, обезопасив путь из Китая
на запад. Именно с конца II в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута,
соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай,
Индию, Ближний Восток и Европу.

В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в
основном с востока на запад.
В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались
огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация
хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с
Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь
с XI века жители Западной Европы снова стали активно покупать
восточные товары. После арабских завоеваний восточные товары
распространились на всем южном Средиземноморье, вплоть до
Испании.

Путешествие по Великому шелковому пути было очень длительным,
трудным и опасным. Только чистое
время в пути для каравана, шедшего
от северных берегов Каспийского
моря в Пекин, составляло 260 дней
,
а с учетом остановок путешествие
занимало более года.

Основными товарами, которые купцы везли из Китая
и Средней Азии, были драгоценные
камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая
посуда, перец, пряности, ладан, мирра,
женьшень, желчь питона, ковры, полотна, красители, минеральное сырье,
слоновая кость, серебро, золото,
меха, монеты и многое другое. Также
везли породистых скакунов, верблюдов и слонов и других животных.

По
Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики
и другие. Но главным предметом торговли оставался шелк, который наряду
с золотом превратился в международную валюту.

В Средние века в географию Великого шелкового пути была включена Древняя Русь. Арабские
купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где
«отсутствует ночь летом и день зимой».

В истории этой магистрали были
три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался
одним государством: Тюркским каганатом – в последней трети VI века,
империей Чингисхана – во второй четверти XIII века и империей Тамерлана
– в последней трети XIV века. Однако из-за высокой протяженности путей
контролировать их одной стране было чрезвычайно трудно. Чаще путь
контролировался несколькими крупными странами.

В Средние века развитие мореплавания способствовало развитию
дальней морской торговли. С открытием новых морских путей дорога из
Персидского залива в Китай занимала всего 120 дней.
Быстрота передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество
товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому,
что с конца XV века значение сухопутного Шелкового пути начало падать.

Система Великого Шелкового пути просуществовала вплоть до пятнадцатого века. Однако уже с четырнадцатого века в связи с качественными
изменениями в кораблестроении и навигации приоритет в сфере перевозок
был отдан морским трассам. С этих же времен инициатива в торгово-экономических отношениях перешла к странам Запада – Португалии,
Голландии, Британии.

Торговцы и королевства Центральной Азии

Знамена, использовавшиеся парфянской армией в битве при Каррах (53 г. до н.э.), были первыми предметами из шелка. Которые когда-либо видели римляне. Но они быстро развили ненасытный спрос на экзотические ткани.

В Древнем Риме покупка и ношение шелка стало символом богатства и статуса из-за его редкости и стоимости. Римляне называли Китай государством Серика, название происходит от латинского слова “шелк”.

С падением династии Хань в 220 году нашей эры и упадком Римской империи, баланс сил на Шелковом пути изменился. О прибыльных торговых отношениях между эфталитами и персидскими Сасанидами договаривались ведущие торговцы Шелкового пути.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: