Династия тан

Патриоты-космополиты

Улыбчивый буддийский монах по имени Сянь, закутанный в голубые одежды, рано утром встречает нас с Чжоу Хэ Янлин в парке монастыря Да Циэнь, в четырех километрах от Старого города.

— Большая пагода диких гусей опять слегка наклонилась! — сообщает Сянь.

Семиярусная кирпичная башня высотой с 20-этажный дом еле заметно наклонена, но, как объясняет Сянь, она не упадет. Пагода стоит на неровной почве, и в середине 1980-х ее уклон к северо-западу равнялся 99,8 сантиметра. В 1996 году крен 1300-летнего здания увеличился до 1,01 метра. В то время в Сиане была засуха, люди без согласования бурили новые колодцы. Почва оседала и пошла трещинами.

Чайная культура империи Тан

Как и в случае с буддизмом, чай в стране знали и раньше, но именно при династии Тан этот напиток получил широкое признание и популярность. Во многом это произошло из-за любви к чаю в дзэн-буддизме, в котором считали чай хорошим помощником в медитации и достижении просветления.

Свою роль в популяризации чая сыграла и императорская поддержка. Ежегодно к императорскому двору посылали лучшие образцы ранних сортов чая, что было приурочено к отмечавшемуся в начале апреля дню поминовения усопших – Цинмин (清明節). Любовь танских императоров к чаю доходила до того, что удачное чайное подношение могло обеспечить чиновнику карьерный рост. Это вызвало волну иронических эпиграмм по поводу чайных взяток, но не смогло поколебать популярность напитка.

Культура потребления чая быстро распространилась среди разных слоев населения. Везде возникали плантации и чайные дома. Выращиванием чая занимались даже буддийские монастыри.


чайные соревнования «Доу Ча» (斗茶)

В это же время появились чайные соревнования «Доу Ча» (斗茶), во время которых участники старались перещеголять друг дружку в способах приготовления и подачи чая. Обычно в таких соревнованиях принимали участие 3–5 человек. Изначально этот вид досуга возник в народной среде в Гуанчжоу, но постепенно обрел популярность по всей стране. Такие соревнования устраивали даже императорские наложницы.

К этому времени в Китае уже была распространена система сдачи государственных экзаменов. Ее характеризовали строгие правила. Например, испытуемый мог пронести на экзамен только определенный запас твердой пищи. При династии Тан в это правило внесли небольшое изменение – абитуриентов щедро снабжали свежим чаем.

Активно применяли чай и буддисты. Поскольку в монастырях отсутствовала вечерняя трапеза, а молодым монахам было сложно переносить такую голодовку, им разрешили чаепитие. Постепенно чай во время вечерней молитвы стал нормой для буддийских монастырей Китая. Чаем в монастырях также угощали важных паломников. Особенно популярным чай стал в дзэн-буддизме.

Так же чай стал важным элементом международной торговли, а на юге Китая появился Великий чайный путь Чамагудао (茶馬古道). По нему чай из Китая переправляли в Тибет и дальше в Индию, Непал, получая взамен лекарственные коренья, шерсть, золото и главное лошадей. Неказистые, но выносливые тибетские лошадки пользовались большим спросом в Южном Китае, где не было развито коневодство.

В то же время, государство, вечно нуждавшееся в средствах на строительство и ведение войн, обложило торговлю чаем пошлинами, и ввело смертную казнь за его контрабанду.

При династии Тан периодически пытались бороться с распространившимся пьянством и существовали ограничения на производства алкоголя из зерна. Еще одной причиной такого сухого закона были переживания за продовольственную безопасность страны. В итоге это привело к более активному употреблению чая в качестве стимулятора. В частности, он полюбился поэтам эпохи Тан.

Знать и чиновничество

Эта часть населения была поделена на огромное количество групп и категорий посредством рангов, аристократических титулов, служебных и почётных должностей. Последние, правда, не требовали исполнения каких-либо реальных обязанностей и служили исключительно в качестве способа поощрения.

Придворные дамы

Иерархическому положению всех должностей и титулов соответствовали определённые ранги. От ранга, в свою очередь, зависели экономические и правовые привилегии. Общим для всех представителей высших сословий экономическим преимуществом было освобождение от налогов и трудовых повинностей. По сути дела, была восстановлена древняя 20-ранговая система.

Такая дробность ранговой системы соответствовала не виданной ранее обширности и разветвлённости административно-бюрократического аппарата.

Административно-территориальное устройство империи Тан представляло собой, как и прежде, трёхступенчатую иерархическую систему: округ, область и более мелкие единицы. Центральными руководящими органами были три высших государственных учреждения — Правительствующий департамент (Шаншушэн), Императорская канцелярия (Мэньсяшэн) и Императорский секретариат.

Первые реформы династии Тан

Гаоцзу создал государство на развалинах Суй. Экономика страны, сильно подорванная политикой императора Ян-ди, многочисленными восстаниями и междоусобицами, нуждалась в срочном восстановлении. Ли Юань ввел подушный налог и трудовую повинность для крестьян; начал чеканить единую для Тан монету и взял под жесткий контроль торговлю по всей стране. В армии император делал основную ставку на кавалерию. Для регулирования всех аспектов существования нового государства, правитель издал новый свод из 502 законов, основанных на конфуцианстве и легизме. Существовавшие при династии Тан северные укрепления Великой Китайской стены никак не помогали в борьбе с восточными тюркютами, с которыми будущий монарх начал сражаться еще в бытностью свою губернатором Тайюаня. Для обороны от них на восточной границе Тан поставили ряд крепостей.

Воины империи

В 1974 году Сиань проснулся знаменитым. В 36 километрах от города, около горы Лишань, крестьяне бурили колодец и нашли старинную глиняную статую воина ростом с человека. Позже археологи откопали свыше 8000 фигур воинов из терракоты. В основном это были солдаты — пехотинцы, лучники, конники. В отдельных ямах обнаружили военачальников, чиновников и колесничих, а также акробатов, музыкантов и слуг.

Фигуры лошадей, боевых и запряженных в деревянные колесницы, были размещены в трех ямах с воинами. Археологи установили, что поросшая лесом 50-метровая гора Лишань — рукотворная пирамида, скрывающая гробницу первого императора Китая Цинь Шихуанди.

Идеология

Существует точка зрения, что ведущее место в официальной идеологии первой половины эпохи Тан принадлежало буддизму. Факт оказания домом Ли покровительства буддизму безусловен. Широко известна легенда, согласно которой Ли Шиминя, попавшего в засаду ещё в свою бытность принцем-полководцем, спасли от неминуемой смерти буддийские монахи из знаменитого монастыря Шаолинь. В этом монастыре уже тогда развивались традиции боевого искусства (для защиты обители, находившейся в горах, и для самообороны странствующих монахов).

Но в целом официальная идеология и духовная жизнь империи на протяжении первого века её существования базировались на «трёх китах»: святости древних традиций как источника божественности Сына Неба; незыблемости конфуцианских морально-этических заповедей; равноценности Трёх учений как сил, обеспечивающих династии покровительство свыше.

Правление Тай-цзуна. (627-649 гг.) Расцвет империи Тан

Ли-Шиминь принял имя Тай-цзун и стал одним из величайших правителей в истории Китая.

Внутренняя политика. Сохранилась система Трех управлений. При этом большое значение придавалось обсуждению политических проблем на заседаниях Государственного секретариата и Имперской канцелярии. Император пытался сосредоточить в своих руках максимальную власть и создал большое количество неофициальных совещательных органов, состав и работа которых тщательно контролировалась. Состояли такие неофициальные органы из лично зависимых от властителя лиц. Но совещательная деятельность органов власти в какой-то степени ограничивала власть монарха и позволяла добиваться сановникам собственных интересов.

В области идеологии государство Тан оказывало поддержку конфуцианству, буддизму и даосизму, но конфуцианство продолжало быть основной государственной идеологией. В общественной жизни эти учения были переплетены между собою.

Чтобы увеличить численность податного населения было приказано вступать в брак всем мужчинам старше 20 и всем женщинам старше 15.

Внешняя политика. Основным принципом внешней политики в первые годы правления стала защита и возвращение на прежние земли китайского населения. В результате побед над восточными тюрками удалось вернуть более миллиона человек на родину.

В 630 г. был окончательно покорен и Восточнотюркский каганат. Его земли были присоединены к империи. Владения империи простирались на западе до гор Тянь-Шаня.

Рисунок 1. Империя Тан. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правление Гао-цзуна (650-683 гг.)

Сын Тай-цзуна не унаследовал отцовских талантов в управлении страной. Все годы своего правления он находился под влиянием сановников своего отца, а потом своей супруги императрицы У-хоу.

При нем китайские войска в 675-676 г. завоевали Корею, но уже через год были изгнаны.

После смерти императора начался период регентства его жены, У Цзэтян при сыновьях в 683-690 г. Императрица жаждала власти и в 690 г. объявила о создании новой династии Чжоу, а себя объявила «императором».

В 705 г. произошел заговор и пожилую императрицу заставили отречься в пользу представителя династии Тан, своему сыну Чжун-цзюну.

Но новый император Чжун-цзюн (705-710) оказался мягкотел для управления империи. Большую роль при дворе играли женщины. Созданные новые структуры государственного управления оказались громоздкими и неэффективными.

А в 710 г. император неожиданно умер, возможно отравленный своими родственниками. Власть перешла к его отцу Жуй-цзуну, а в 712 г. он отрекся в пользу сына Ли Луньзцы.

Правление Сюань-цзун (713-741 гг.)

На престол вступил Ли Луньзцы принявший имя Сюань-цзун (712-756 гг.).

Он покончил со всевластием женщин при императорском дворе. Был подавлен мятеж принцессы Тайпин, а сама принцесса покончила жизнь самоубийством. Во внутренней политике император стремился упорядочить финансы и экономику страны. Была ликвидирована крупная земельная собственность буддистских монастырей. Введены новые медные деньги, ставшие основой китайской денежной системы. Но императора, и новый расцвет империи Тан сгубила женщина – прекрасная наложница Ян Гуйфэй и слабость императора к ней. К власти пришел клан Ян, родственники наложницы.

Во внешней политике империя Тан испытывала трудности. Она была вынуждена уйти из Средней Азии после поражения от арабов в 751 г. Контроль над частью Великого шелкового пути был утерян. Тибетская империя совершала набеги на Китай.

Рост населения Китая привел к «земельному голоду», и как результат крестьянам всё труднее становилось выплачивать налоги государству.

Расходы же на армию резко увеличились, а система военных поселений «фубин» стала разлагаться. В армии распространилось дезертирство, части же, которые набирались из варваров, представляли реальную силу.

Строительная инженерия

В области технических Китайская архитектура были также государственные строительные нормы и правила, изложенные в ранней книге Тан Иншань Лин (Национальный строительный закон). Фрагменты этой книги сохранились в Тан Лю (Кодекс Тан), в то время как Песня архитектурное руководство Инцзао Фаши (Государственные строительные стандарты) 1103 года — это старейший из сохранившихся технических трактатов по китайской архитектуре. Во время правления Император Сюаньцзун Тан (712-756) было зарегистрировано 34 850 мастера служение государству, управляемое Агентством дворцовых построек (Jingzuo Jian).

Мягкая поступь буддизма

Во время династии Хань в Китае в качестве основной идеологии утвердилось конфуцианство, но танские императоры, правившие многонациональной империей с множеством чуждых китайцам народов, стремились найти учение, которое подошло бы всем.

Открытость империи при династии Тан и отказ от самоизоляции способствовали культурным связям Китая с соседними странами, и проникновению в Поднебесную буддизма. Эту религию знали в Китае и раньше, но она не имела столь значительного распространения и поддержки. Теперь же были сделаны переводы канонических индийских текстов и адаптация их к китайским условиям. Появились и сугубо китайские течения вроде Чань-буддизма.

В столице танского Китая – Чанъани, можно было встретить буддийских монахов из теперешнего Синьцзяна и даже Цейлона. Здесь же находились такие святыни, как четыре зуба Будды.


Статуя Будды в долине реки Янцзы.

При династии Тан, в долине Янцзы, возле Лэшаня, в скалах была вытесана впечатляющая статуя Будды, в окружении 90 бодхисатв. По всей стране появилась масса монастырей и монахов. И хотя буддизм не стал в Китае основой культурной жизни, как в Тибете, он оказал на нее заметное влияние. Ряд элементов буддизма был усвоен неоконфуцианством и даосизмом. В последнем из буддизма переняли такие понятия, как пантеон и канон.

Государство взяло некоторые монастыри на содержание, обязав монахов, молится за императорский дом. Монахам часто поручали администраторские функции, привлекая их к присмотру за оросительными каналами, в качестве глашатаев. Монахи проводили молебны за победу танских войск, на местах успешных сражений воздвигались буддийские храмы. Это может показаться странным для религии ненасилия, но то же самое позже мы увидим у ойратов и калмыков.

Впрочем, при нехватке средств, власти периодически забирали у отдельных монастырей их богатства. Щедрые раздачи земель и привилегий чередовались с конфискациями имущества. Однако становление новой религии в Китае все равно протекало менее конфликтно, чем в соседнем Тибете.

Цитаты

  1. , п. 19.
  2. , п. 159.
  3. , п. 94.
  4. , п. 147.
  5. С. 979–980.
  6. , п. 112.
  7. , п. 151.
  8. С. 124–125.
  9. , п. 14.
  10. , п. 227.
  11. , п. 13.
  12. С. 131–132.
  13. ^
  14. ^
  15. , п. 328 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFNeedham2004 (помощь) «Также сейчас довольно хорошо установлено, что домино и игральные карты были первоначально китайскими разработками из игральных костей».
  16. , п. 334 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFNeedham2004 (помощь) «Нумерованные кости, широко распространенные в древности, находились на родственной линии развития, которая привела к домино и игральным картам (+ Китай 9-го века)».
  17. Чжоу, Songfang (1997). «Об истории позднего танского поэта Ли Хэ». Журнал выпускников Университета Сунь Ятсена. 18 (3): 31–35.
  18. ^ Нидхэм, Джозеф и Цзянь Цуэн-сюинь. (1985). Наука и цивилизация в Китае: Том 5, Химия и химическая технология, Часть 1, Бумага и печать. Издательство Кембриджского университета, перепечатано Тайбэй: Caves Books, Ltd. (1986)
  19. ^ , п. 132 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFNeedham2004 (помощь)
  20. ^
  21. , п. 319.
  22. С. 473–475.
  23. С. 473–474.
  24. , п. 475.
  25. , п. 480.
  26. ^ , п. 144.
  27. , п. 160.
  28. ^ , п. 158.
  29. ^ , п. 163.
  30. , п. 163 сноска c.
  31. , п. 235.
  32. , п. 83.
  33. С. 132–133.
  34. С. 134–135.
  35. , п. 464.
  36. ^ , п. 1.
  37. ^ , п. 3.
  38. С. 538–540.
  39. ^ , п. 543.
  40. , п. Пластина LXXXI.
  41. , п. 90.
  42. , п. 452.
  43. , п. 80.
  44. , п. 49.
  45. С. 78–79.
  46. ^ С. 79–80.
  47. С. 99, 151, 233.
  48. С. 134, 151.
  49. , п. 151.

Династия Тан

В 618 г. C., новая династия Тан взошла на трон империи. Его этап правления длился почти 300 лет, что стало настоящим Золотым веком для страны.

Столица того времени, Чанган, стала крупнейшим городом в мире с населением более миллиона человек. Из Индии пришла новая религия, буддизм, которая быстро распространилась по стране. Тан также продвигал искусство, печать на дереве и поэзию.

Границы продолжали расширяться, а торговля на Шелковом пути увеличивалась. Китайцы отправляли в Европу шелк, фарфор и бумагу, а получали драгоценные металлы или шерсть.

В 868 году в стране вспыхнуло военное восстание. Тринадцать лет спустя повстанцы захватили столицу, и губернаторы различных провинций провозгласили независимость. Последний император династии Тан был свергнут в 907 году.

Внешняя политика династии Тан

Династия не строила стен. Правители Тан умели иметь дело с племенами Средней Азии, которые бросали им вызов, знали, когда использовать дипломатию, а когда идти войной. Другим крупным центром власти во времена династии Тан был Багдад, родина мусульманской династии Аббасидов. Оживленная торговля между двумя империями велась на Шелковом пути и Морском Шелковом пути. Важные порты включали современный Гуанчжоу в Китае и современную Басру в Ираке. В девятом веке в Гуанчжоу проживало около 10 000 иностранных торговцев и купцов, многие из которых были арабами и персами.


Карта империи

Популярная тема придворных художников династии Тан – иностранные послы, приносящие дань уважения императору. Дипломатические миссии и сопутствующие им роскошные подношения оставались важным средством международных отношений. Ещё в первые десятилетия правления династия расширила контроль:

  • на восток до Когурё и Пэкче;
  • на север до степей Монголии;
  • на запад до пустынь и оазисов Центральной Азии (на территории современного Синьцзяна);
  • на юг до современных провинций Гуанси, Юньнань и северного Вьетнама.

Государства, с которыми Китай имел «дипломатические» отношения, присылали многие редкие и экзотические продукты – львов из Персии, носорогов из Чампы, ястребов с Корейского полуострова, страусов с Западной Турции, сандаловое дерево с индонезийского архипелага, карадамон с побережья Малайского полуострова, индиго из Самарканда, шерсть из Тибета… В качестве подношений передавались музыканты, танцоры, артисты. Но самым ценным активом считались лошади, которые помогали танским правителям совершать триумфальные завоевания и поддерживать спокойствие в империи.


Портрет скакуна императора Сюаньцзуна, работа ведущего художника династии Тан  Хань Гана

Что касается внешней политики в империи Тан, японцы отправляли посольства до 894 года. При Тан китайские анналы фиксируют контакты с купцами «фу-линь», название, которое использовалось для обозначения Византийской империи.

Успешные военные компании и территориальная экспансия обеспечили стабильные торговые пути. Шелковый путь, существовавший со времен Хань, был возрожден и процветал. По нему проходили не только огромное количество разнообразных товаров, но и идеи между Китаем, Средней Азией, Индией и Персией.


Тай-цзун принимает посла из Тубо (Тибет)

Экономика империи выигрывала от наличия сильной морской сети, соединявшей китайские порты (как Гуанчжоу) с Индией, Персидским заливом, восточным побережьем Африки.

Торговые пути пересекали буддийские паломники. Самым известный из них – Сюаньцзан. Вопреки запрету императора Тайцзуна на выезд за пределы Китая он покинул Чанъань в 629 году и отправился пешком в Индию. Спустя семнадцать лет он с триумфом вернулся в Китай в сопровождении каравана, нагруженного сутрами, реликвиями, статуями, которые он преподнёс императору. Он описал свое путешествие в книге Да Тан Сиюй цзи (Путешествие в Западный край во времена Великой Тан).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: