Политика древнего Китая
Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, — легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы, который жил, по преданию, в VI—V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине. Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния», согласно которой человек должен покорно следовать Дао — естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.
Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI—V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу — Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551—479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии, оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном», — говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.
Представители третьего направления — фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV—III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.
Хань после смерти У-Ди
После смерти У-Ди в стране начинаются волнения. Число мелких собственников резко сокращается, тогда как количество крупных землевладельцев, наоборот, растет. Крестьяне вынуждены закладывать или продавать свои земли, многие к этому времени просто арендаторы на некогда своих полях. Императоры, царствовавшие после смерти У-Ди, были слабыми и не способными к проведению какой-либо успешной внутренней и внешней политики. Казалось, династии пришел конец.
Правление Ван Мана
На 9 г. н.э. крупный чиновник Ван Ман, тесть покойного императора Пин-ди, решает положить конец творящимся в стране беззакониям. Он свергает очередного ханьского императора и провозглашает начало новой династии Синь (буквально — «новая»). Он пытается изменить административное устройство государства и провести ряд реформ, могущих укрепить власть новой династии и способствовать росту его популярности, прежде всего, среди простого населения.
Яндекс. Картинки
Но для времени, в котором приходилось существовать Ван Мину, реформы были радикальными и не реальными. Крупные землевладельцы никогда бы не согласились уступить даже клочок принадлежащей им земли, не говоря уже о том, чтобы отдать всю ее императору. Опасаясь за свою жизнь и власть, Ван Ман прекращает реформы, что становится причиной повсеместных крестьянских восстаний. На юге страны появляется армия «краснобровых», а на юге армия «зеленого леса». Южанам, возглавляемым опытным и талантливым полководцем Лю Сюанем, удается занять столицу империи и свергнуть императора. Но установить новую династию не удается, вскоре в столицу входят войска «краснобровых» и началась новая война. Лю Сюань, впрочем становится и тут победителем. В 25 г. н.э. его провозглашают новым императором Хань под именем Гуан У-Ди. Историки считают, что он являлся родственником первого императора Лю Бана, потому фактически династия восстановилась, а не прервалась или возобновилась с притоком новой крови.
Подрыв основ мировосприятия
Недолгое правление Ван Мана и последующий раскол страны, многочисленные восстания привели к обнищанию населения, подрыву их доверия к власти, в том числе и императорской. Столица была полностью разрушена, наблюдались случаи каннибализма, люди умирали от голода и болезней, связанных с наличием огромного числа трупов. Все это приводит к переносу столицы и концу существования т.н. ранней династии Хань – западной Хань.
Появление империи Хань
Империя Цинь не на долго пережила своего создателя императора Ци Ши-хуанди. В 210 г. до н.э. повелитель Поднебесной скончался в возрасте 48 лет, а страну охватили восстания против власти империи Цинь.
Восставшие сформировали две крупные армии. Во главе одной стоял чиновник с земель бывшего царства Чу, по имени Лю Бан. Он породнился с аристократическим родом Люй. А в 207 г. до н. э. смог занять столицу Сянъян. В следующем 206 г. до н.э. Лю Бан провозглашает себя правителем-ваном. После победы над своим бывшим союзником, предводителем второй повстанческой армии аристократом Сян Юем, в 207 г. до н.э. Лю Бан был объявлен императором новой империи, получившей название Хань.
Восточная Хань
Новым императором стал Лю Сю, представителей правящей в Западной Хань династии Лю. Он принял имя Гуанъу-ди (25-57 г. н.э.). Он подавил народное восстание «Красных бровей», и лишь к 37 г. н.э. смог объединить страну и уничтожить противников своей власти.
В 31 г. император провел административную и военную реформу. Была сокращена администрация, уменьшено число уездов, была воссоздана вновь система контроля над чиновниками (цензорат).
В годы правления преемников императора (Минди, 58-75 г.; Чжан-ди, 76-88 г.; Хэ-ди, 89-106 г.) образовалась новая социально-служивая группа — евнухи или хуань гуань. В обязанности евнухов входило снабжение императорского двора. Но евнухи в скором времени стали новой силой в политических интригах при дворе и заняли положение между императором и его родичами, и гражданскими чиновниками. Всё это приводило к нарастающей неустойчивости власти.
Чтобы улучшить сельское хозяйство были созданы военные поселения, их жители совмещали занятие земледелием и военной службой. Чтобы увеличить площадь запахиваемых земель крестьянам продавалась или сдавалась в аренду земельные участки.
Замечание 2
В 105 г. н.э. был изобретен дешевый способ получения бумаги. Если ранее ещё во II в. до н. э. её делали из шелка, то теперь научились изготовлять из древесной коры, конопли и т.д.
В I в. н. э. империя Восточная Хань стала крупнейшей мировой державой того времени.
Война с кочевниками сюнну, шедшая с 73 по 94 г. н.э., закончилась разгромом жителей степей. Часть из них откочевала на север и ушла на запад, став гуннами, и частью Великого переселения народов.
Развитие медицины в Китае
Значительную роль в развитии медицины в Китае сыграл медик Минского периода — Ван Кень-тань (Юй Тэ), который родился в 1552, а умер в 1639 г.— за 5 лет до захвата Китая маньчжурами. Крупный чиновник провинции Фунцзян и богатый человек, он посвятил свою жизнь и средства собиранию медицинской библиотеки и изучению огромного опыта, накопленного предшествующими поколениями медиков.
То, что Ван Кень-тань был всегда доступен для посетителей, а также его бескорыстие создали ему еще в молодые годы большую известность. К нему стали обращаться за помощью больные даже из далеких провинций. На протяжении всей жизни, интенсивно занимаясь медицинской практикой и изучением медицины, Ван оставался чиновником.
После его смерти осталось большое литературное наследие, включающее ценные труды по симптоматологии, диагностике, работы о лихорадочных заболеваниях, наиболее распространенных болезнях, о лечении абсцессов и ряд других произведений.
Большое значение автор придавал холоду, теплу, усиленному питанию. В этих работах дано глубокое обобщение опыта и медицинских знаний периода Минской династии — времени наибольшего расцвета китайской фармакологии.
Борьба с эпидемиями в Китае
Возникновение другого важного направления в развитии медицины в 14—17 вв. связано со значительным ростом городов, население которых часто страдало от различных эпидемий
Изучая их причины, китайские медики именно в это время выработали ряд довольно верных положений.
Они установили, что эпидемии в Китае чаще всего появляются после засухи, голода, наводнения, междоусобных войн, что их распространению способствуют большие перемещения людей, что заразное начало может передаваться не только при прямом контакте с больными, но и, например, через носильные вещи. Значительные успехи были достигнуты медициной Минской эпохи в борьбе с натуральной оспой.
Открытая в 10—11 веках вариоляция человеческой оспой получила к 16 столетию не только полное признание, но и широкое распространение. Что же касается лечения оспенных больных, то с этой целью была создана даже особая специальность, а в распоряжении врачей уже было свыше 50 книг на эту тему.
Все эти субстанции рассматривались им с материалистических позиций как внутренние и внешние факторы, влияющие на организм. Исходя из этого, Чжан Цзин-юэ, придавал чрезвычайно большое значение профилактике. В своей деятельности он руководствовался девизом:
Чжан Цзин-юэ один из первых глубоко обосновал положение о значении сопротивляемости организма и исходил из него в своей медицинской практике. Будучи сторонником лечения с помощью тепла и рационального питания, он в то же время считал ошибочным применение слабительных средств.
Данные литературы того времени свидетельствуют, что в 16 веке в Китае изолировали не только прокаженных, но и больных туберкулезом легких. Были разработаны гигиенические правила для войск (согласно летописи, медпункты в армии были созданы еще в 960 году), для строивших дворцы и городские стены Пекина рабочих, которых обслуживали 300 врачей.
Медицинский надзор был установлен и над прачечными. Наконец, в Пекине проложили громадную канализационную сеть, которая действует и поныне. Значительную пользу в деле развития китайской медицины принесло совершенствование метода ведения историй болезни. Образцом в этом отношении послужили 200 историй болезни, оставленные Чжан Цзы-хэ, выдающимся медиком 13 столетия.
Интерес к анатомии и хирургии
В 16 веке и особенно в начале 17 века в Китае отмечается повышенный интерес к анатомии и хирургии. Успехи в обработке металлов дали в руки врачей много новых, более совершенных инструментов. И, несмотря на сохранявшийся по традиции и по религиозным соображениям запрет, некоторые самоотверженные медики решались производить вскрытия.
Вообще нужно отметить, что научная, в частности, и медицинская литература Минской эпохи, весьма обширна и разнообразна по содержанию. Чтобы каким-то образом собрать воедино это огромное библиографическое наследие, в 1403 г. приступили к составлению сводного энциклопедического словаря. Над его 11 095 книгами десятки лет работало 2180 человек — это цифры, которыми можно только удивляться в наши дни.
Государство Цинь
Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна — сановника Циньского государства. Эти реформы заключались в следующем. Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины также ускорял закон о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране.
Сильное централизованное государство Цинь сумело подчинить себе остальные китайские государства, и в результате была образована огромная империя. Главой государства был император (хуанди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный аппарат, в состав которого входили десятки тысяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли левый и правый ченсяны (министры). Заместителями ченсянов были секретари. К высшим государственным чиновникам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.
После завоевания древнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые в свою очередь делились на уезды, уезды — на волости, а волости — на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя — представители военной и гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в своей деятельности руководствовались твердо установленными едиными законами. Государственный аппарат этого периода отличался громоздкостью, сложностью, на службе состояла огромная масса чиновников.
Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 209 г. до н.э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская.
Правление и реформы Лю Бана
Лю Бан правил с 256 по 195 г. до н.э. Первые годы его царствования ознаменованы многочисленными восстаниями и локальными войнами. Но вторая половина правления связана с многочисленными реформами, призванными улучшить положение отдельных слоев общества. Так, император распорядился:
- уменьшить налог, взымаемый с крестьян-земледельцев, что способствовало развитию земледелия в большинстве регионов;
- давать работу в соответствии со способностями кандидата, а не его происхождением, что позволило значительно уменьшить бюрократию и улучшить качество выполняемых работ.
Яндекс. Картинки
Многие суровые и несправедливые распоряжения, бывшие в ходу при предыдущих династиях, были отменены. Лю Бан сохранил деление на ранги, при этом восемь низших из них по его повелению присваивались исключительно низшим сословиям – простолюдинам.
Важной частью реформаторской деятельности нового императора становится создание крепкого центра. Несмотря на то, что существовала официальная столица, какого-либо центра, могущего в нужный момент поддержать императора, все еще не было
Чтобы это исправить, Лю Бан делит Китай на 143 удела, каждый по 1-2 тысячи дворов, иногда по 10-12 тысяч. Во главе уделов он поставил свих единомышленников. Сторонники поменьше получили титул «хоу», владельцы крупных уделов стали именоваться ванами. Быть во главе удела было почетно и прибыльно. Кроме того, титул передавался по наследству, что позволило создать крепкую сеть приверженцев нового режима. Недовольные просто могли лишиться наследства, сулившего немалые богатства. Постепенно у управляющей уделами знати появлялись тесные связи с семьей императора, что с одной стороны еще больше укрепило династию, а с другой, способствовало возникновению риска мятежа с целью занятия трона.
Яндекс. Картинк
Хозяйственно-экономический уклад
Хозяйственно-экономический уклад Китая при династии Хань определялся растущим уровнем урбанизации и увеличивающейся численностью населения. В правление Лю Бана было заключено просто колоссальное число торговых сделок, активно развивались сельское хозяйство и промышленность. Начинают чеканить и вводить в оборот все большее количество монеты, по Великому шелковому пути китайские торговцы отправляются в страны Азии и Европы.
Яндекс. Картинки
Правительство контролирует экономику и хозяйство в целом, потому вместе с предметами роскоши появляется множество вещей, используемых в быту, способствующих улучшению повседневной жизни граждан. Повсеместно возводят мосты и прокладывают дороги, весь Китай обрастает тропинками и почти современными шоссе и это также способствует росту и укреплению торговых связей уже внутри страны. В ранний период при правлении Лю Бана все перечисленное способствовало росту экономики и хозяйствования.
Сильные дома
Создание системы уделов и раздача их ванам было предприятием рискованным. И уже в 154 г. до н.э. династия Хань поплатилась за это. Семь ванов объединились и подняли мятеж против императора. Восстание было подавлено, но в истории и памяти людей оно осталось, показав наследникам Лю Бана хрупкость занимаемого ими положения. Имен ванов, поднявших восстание, не сохранилось, но известно, что оставшимся ванам запретили самостоятельно назначать своих чиновников. Отныне их назначали из центра.
Яндекс. Картинки
Династия Тан (618—907)
Правителем новой династии Тан провозгласил себя один из военачальников и родственников Ян-ди по женской линии Ли Юань. Он и его сын Ли Ши-минь (Тай-цзун, 626—649) заложили фундамент процветания китайской империи. Земельная реформа и реализация налоговой системы в рамках надельного землепользования обеспечили казну регулярным притоком дохода, а государство – необходимой рабочей силой (трудовые повинности). То и другое способствовало укреплению инфраструктуры империи – строились дороги, каналы, дамбы, дворцы, храмы, целые большие города. Расцветали ремесло и торговля, включая казенное ремесло, где обычно сосредоточивались лучшие мастера высокой квалификации, работавшие в порядке трудовой повинности либо сверх этого по найму. Ремесло и торговля находились под строгим контролем государства, специальных чиновников, которые через посредство глав туаней и ханов (цехов и цехо-гильдий) строго регулировали каждый шаг городских жителей.
В танское время империя была разделена на 10 провинций (дао), которые в свою очередь подразделялись на области (чжоу) и уезды (сянь). Все чиновники назначались из центра и им же контролировались. Эта особенность придавала административно-бюрократической системе Китая силу и устойчивость. Работу исполнительных органов и всей государственной системы, прежде всего аппарата власти, чиновников, строго контролировали цензоры-прокуроры специальной палаты Юйшитай, которые имели большие полномочия, включая право подачи докладов на высочайшее имя. Исполнительную власть представляли два канцлера (цзайсаны или чжичэны) – левый (он обычно считался старшим) и правый, каждый из которых ведал тремя из шести ведомств палаты Шаншушэн, своего рода Совета министров. К первой группе ведомств относились управления чинов (подбор кадров и назначения по всей империи), обрядов (контроль за соблюдением норм поведения, охрана общественного порядка) и налогов. Ко второй – управления военными делами, наказаний и общественных работ (реализация трудовых повинностей, строительство, включая ирригационное).
Власть уездного начальника была очень большой и потому обычно контролировалась наиболее строго
Она ограничивалась как сроком (не более 3 лет на одном месте с последующим перемещением на другое), так и местом службы (ни в коем случае не там, откуда чиновник родом). В империи уделялось особое внимание важной проблеме подготовки и принципов комплектования кадров чиновников. В танском Китае это делалось на специальных экзаменах на степень в уездных, провинциальных и столичных центрах, под строгим надзором специальных комиссий, присланных со стороны, причем в закрытом помещении и в письменной форме под девизом. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних, прежде всего классические конфуцианские каноны, а также уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлеченно рассуждать на темы философских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи. Все это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы
Лучше других справившиеся с заданием (3—5% из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и, главное, получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух – на третью.
Все это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы. Лучше других справившиеся с заданием (3—5% из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и, главное, получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух – на третью.
Доисторический Китай: повелители огня
Человек на территории современного Китая появился довольно рано – древнейшие находки датируются 1,2 млн. лет. В 1923 году на территории страны был найден особый, более развитый подвид питекантропа, названный синантропом (то есть «китайским человеком»). В настоящее время счет подобных находок идет на десятки, и археологи полагают, что синантропы населяли Китай 800 тыс. лет назад.
На территории Китая обнаружены также древнейшие в мире мощные угольные пласты на стоянках древнего человека. Это дает археологам основания полагать, что местное население стало регулярно использовать огонь. Согласно датировкам, это делали именно синантропы.
Для Китая характерно также очень раннее появление керамики – самые древние образцы датируются 20 тыс. лет до н.э. Переход в производящему хозяйству состоялся примерно в VII тыс. до н.э. Центрами развития земледелия стали долины рек Янцзы и Хуанхэ. Согласно китайской исторической традиции (признаваемой современными китайскими учеными), государственность в Китае возникла в конце III тыс. до н.э.
Технические и научные достижения Хань
При династии Хань активно развивалось изготовление шелка, бронзового литья. Изготовление белой тонкостенной керамики создало предпосылки для создания в дальнейшем знаменитого китайского фарфора.
Придворный евнух Цай Лунь (蔡倫) в 105 году н.э., изобрел бумагу, а ученый Чжан Хэн (張衡) в 132 году н.э., сейсмоскоп для определения землетрясений. В военном деле китайцы активно использовали арбалеты, которые давали им значительное преимущество перед любым противником.
Придворный евнух Цай Лунь (蔡倫) во время производства бумаги.
Были достигнуты значительные успехи в развитии лакирования. Лакированные изделия шли на экспорт наряду с шелком, лаком покрывались элементы воинского снаряжения для защиты от влаги. Качество китайского лака было очень высоким, он использовался для сохранения деревянных изделий и покрытия фресок.
Уже в 1 веке н.э. был создан медицинский каталог, содержащий 35 трактатов, каждый из которых посвящен отдельной болезни. Чжан Чжунцзин (張仲景) – чиновник и врач, чья семья погибла от эпидемии, создал научный труд Шанхань Цзэбин Лун (傷寒 雜 病 論), посвященный борьбе с инфекционными заболеваниями и простудами, влиянию холода на организм. Так же он разработал методы проведения диагностики по пульсу.
Кулинарная революция
При династии Хань кардинально менялись быт, культура и идеология китайцев. Причем многие из нововведений закрепились в стране на века вперед.
Чжан Цянь привез из своей поездки семена многих культурных растений и в Китае начали выращивать гранаты и виноград, грецкий орех, морковь и фасоль.
Также в Китае стали массово использовать растительное масло. До этого использовали сливочное масло или животный жир, что сильно ограничивало возможности кулинарии, тем более что в земледельческом Китае такие продукты были дорогими и дефицитными. Активное использование различных растительных масел позволило китайцам не только варить и тушить продукты, но и жарить их. На основе этого процесса были созданы многие новые блюда.
Империи Цинь (конец III в. до н.э.)
Завоевания Цинь
Как уже говорилось, после проведения реформ Шан Яна царство Цинь превратилось в мощную державу. С этого времени циньские правители становятся на путь агрессии. Используя внутренние противоречия древнекитайских царств и их междоусобицы, циньские ваны захватывали одну территорию за другой и после ожесточенной борьбы подчинили себе все государства Древнего Китая. В 221 г. до н.э. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство Ци на Шаньдунском полуострове. Циньский ван принял новый титул «хуанди» — император — и вошел в историю как Цинь Шихуанди — «Первый император Цинь». Столица царства Цинь Сяньян была объявлена столицей империи.
Циньская лаковая ладья. Из раскопок в Хубэе. III в. до н.э.
Цинь Шихуанди не ограничился завоеванием древнекитайских царств, он продолжил экспансию на север, где складывался племенной союз сюнну. 300-тысячная циньская армия нанесла поражение сюнну и оттеснила их за излучину Хуанхэ. Чтобы обезопасить северную границу империи, Цинь Шихуанди приказал возвести гигантское фортификационное сооружение — Великую Китайскую стену. Он предпринял завоевания в Южном Китае и Северном Вьетнаме. Ценой огромных потерь его армиям удалось добиться номинального подчинения древневьетнамских государств Намвьет и Аулак.
Внутреннее положение государства
Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав военно-бюрократическую империю во главе с единовластным деспотом. Циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности. Была унифицирована и упрощена иероглифическая письменность. Законом устанавливалось единое для всех полноправных свободных гражданское наименование «черноголовые». Мероприятия Цинь Шихуанди проводились крутыми мерами.
В стране царил террор. Всех, кто высказывал недовольство, казнили, по закону круговой поруки соучастников обращали в рабство. За счет порабощения масс военнопленных и осужденных судами число государственных рабов оказалось огромным.
«Цинь учредило рынки рабов и рабынь в загонах вместе со скотом; управляя подданными, всецело распоряжалось их жизнью», — сообщают древнекитайские авторы, усматривая в этом чуть ли не главную причину быстрого падения династии Цинь. Колоссальных затрат и человеческих жертв требовали далекие походы, сооружение Великой стены, ирригационных каналов, проведение дорог, широкое градостроительство, возведение дворцов и храмов, создание гробницы для Цинь Шихуанди — недавние раскопки вскрыли огромные масштабы этого подземного мавзолея. Тяжелейшие трудовые повинности легли на плечи основной массы рабочего населения.
Правление великих династий
В записях китайского историка Сыма Цянь мы находим упоминания о предках ханьцев. Он пишет, что прародителем народа стал легендарный Жёлтый император, что правил около 2600 года до нашей эры. Историк указывает, что основной территорией проживания хань были земли северной части Китая. На берегах Хуанхэ были найдены археологические памятники древних культур, которые вполне могут подтверждать высказывания Цянь.
Как и на остальных землях Китая, жизнь на территориях ханьцев складывалась по традиционному сценарию. Одна династия сменяла другую, что нередко приносило войны или значительные перемены в устоявшемся быте. Яркий период истории хань начинается с правления династии Цинь. В это время постоянно воюющие между собой царства наконец прекращают противостояние, после чего начинают процесс объединения.
Семейство народа хань
В немалой степени это было заслугой Цинь Шихуанди, первого императора. Именно этому правителю принадлежит заслуга по возведению Великой Китайской стены. Вот только усиление самодержавия и жесткие законы императора с каждым годом вызывали всё больше недовольства в народе. Это и послужило причиной падения всей династии.
Настоящий расцвет ханьского народа приходится на время правления династии Хань. Не сомневаюсь, что вы уже догадались, откуда произошло название этноса Китая. Именно имя династии люди стали использовать как своё определение, что в итоге превратилось в название народа. Представители Хань отличились как справедливые и разумные правители. Они вели политику умеренного воздействия на народ, способствовали укреплению армии, сделали важные шаги в объединении земель Китая.
Цинь Шихуанди