Новый Китай (с 1911 года)
В 1911 году в Китае началась Синьхайская революция, положившая конец маньчжурской династии. На месте Империи Цин была провозглашена Китайская республика. В 1915 году принцы Китая проголосовали за установление монархии с Юанем Шикаем в качестве императора, что вызвало ряд восстаний в китайских провинциях. 22 марта 1916 года республика была восстановлена. Юань Шикай отказался от титула. В марте 1926 г. Чан Кайши осуществил военный переворот в Кантоне, изгнал коммунистов, а спустя три месяца его избрали председателем Гоминьдана, и он стал главнокомандующим вооружёнными войсками. На протяжении следующих двадцати лет Китай находился в состоянии гражданской войны, осложненной японской оккупацией. К 1949 году вооружённым силам КПК удалось одержать победу в гражданской войне. В сентябре 1949 года началась работа Народного политического консультативного совета Китая, который провозгласил Китайскую Народную Республику
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
- Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
- Европейцы узнали о шахматах;
- Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
- В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.
- Первые короли Иерусалима (+видео)
- Спаситель Византийской империи — Алексей I Комнин (видео)
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Как строили Великую Китайскую стену?
Император также уделил большое внимание начатому ещё раньше строительству Великой Китайской стены. Стена эта возводилась для защиты от кочевников с севера
Для её сооружения, согласно преданию, потребовалось более 400 тысяч человек. На земледельческое население были наложены тяжёлые повинности, при строительстве широко применялся также труд рабов.
Строительство Китайской стены
Почему император приказал уничтожить книги? Предание говорит, что для усиления своей верховной власти Цинь-ши-хуанди приказал сжечь все книги со старыми законами. Оставлены были только книги по земледелию, наставления по медицине и астрономии.
В этот период крупные землевладельцы стали ещё сильнее; число рабов и крестьян, лишённых земли, всё увеличивалось. Земельные угодья сосредоточивались в руках крупных рабовладельцев, которые могли земли продавать, сдавать в аренду или дарить в собственность своим приближённым.
{"questions":,"answer":}}}]}
Ещё при жизни Цинь Шихуан началось широкое движение крестьян и рабов против новых порядков. По мере того как росло крупное землевладение, оно захватывало участки крестьян, и последние всё больше разорялись.
В 209—206 гг. до н. э. происходило восстание. Недовольные крестьяне и рабы объединились тогда под руководством своего вождя Лю Бана. Он сверг царя циньской династии и захватил власть в свои руки. Так пало Циньское царство.
Правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным. Получив власть, сын Цинь Шихуана сразу казнил своих братьев и многих полководцев. Народ не мог терпеть жестокое обращение последующих правителей и свергнул династию Цинь.После этого начинается новый, так называемый Ханьский, период древнекитайской истории (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.).
Религия древнего Китая
Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней Индии.
Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.
Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.
Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.
Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.
Имперский Китай
Самойпервой империей в истории Китая стала империя династии Цинь, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э.
Время правления династии Чу (с 209 по 202 год до н. э.) занимает период от смерти сына Цинь Шихуана до установления правления династии Хань. Этот период является смутным временем многостороннего военного внутрикитайского конфликта.
В Империи Хань (206 до н. э.—220 н. э.) правила династия Лю. Ханьская династия существовала дольше любой другой китайской империи. Её правление служило образцом для всех последующих. Более того, основную этническую группу китайцев по имени государства стали называть хань.
Династию основал Лю Бан. Начальный период (206 до н. э. — 9 н. э.) носит название западной Хань или ранней Хань. Его история изложена в письменном сочинении Ханьшу. Второй период (25—220) называется восточной Хань или поздней Хань. Его история изложена в сочинении Хоу Ханьшу.
Эпоха Троецарствия (с 220 по 280 годы н.э.) — период истории Китая, в котором шла борьба между тремя государствами Китая — У, Вэй и Шу. Началом считается распад ханьской империи в 220 году. Некоторыми историками начало периода относится к восстанию желтых повязок 184 года. Конец периода связан с ликвидацией династии Цао в царстве Вэй. В результате образовалась объединившая раздробленные китайские государства империя Цзинь.
Империя Цзинь (265—420 годах) существовала между периодом Троецарствия и периодом Южных и Северных династий. Государство было основано военачальником Сыма Янем.
Южные и Северные Династии (420—589 гг. н.э.) — период истории Китая после эпохи Шестнадцати государств и до династии Суй.
Империя Суй (581—618 годы н.э.) объединившее Китай после продолжительного периода междоусобных войн и смуты. Правители династии осуществили ряд грандиозных строительных проектов и реформ социально-экономической направленности.
Империя Тан (18 июня 618 — 4 июня 907) — основанная Ли Юанем китайская империя. После окончательного подавления волнений крестьян и сепаратистских феодальных движений император Ли Шиминь начал проводить прогрессивную политику. Эпоху Тан традиционно считают периодом наивысшего могущества Китая, когда он опережал в своём развитии остальные современные ему страны мира.
Пять династий и десять царств (907—960) — период политических переворотов в Китае, начавшийся свержением династии Тан и закончившийся установлением правления династии Сун. На севере страны за это время быстро сменились пять династий, а на юге было основано не менее 12 независимых царств.
В Империи Сун (960 по 1279 годы н.э.) правила династия Чжао.
С основанием империи закончилась раздробленность Китая, продолжавшаяся с падения династии Тан в 907 году. Переломным моментом является 1127 год, когда войска государства Цзинь захватили имперскую столицу. Императорский дом был пленен, но один из сыновей отрёкшегося монарха бежал на юг, в Цзяннань. Его военачальнику Юэ Фэю удалось остановить продвижение чжурчжэнских войск на юг. Таким образом, историю Сун делят на Северный и Южный периоды, до и после переноса столицы.
Империя Юань (1271—1368 годы н.э.) — монгольское государство на территории Китая, основанное ханом Хубилаем завершившим завоевание Китая в 1279 году. Империя пала в результате крестьянского восстания Красных повязок 1351—1368.
Великая Минская империя (с 1368 года по 1644 год) — китайское государство под управлением династии Мин, правившей после освобождения Китая от зависимости от монгольской династии Юань.
Империя Великая Цин (с 1644 по 1912 год), также известная как Маньчжурская династия, была последней империей на территории Китая.. Династии Цин последовала Китайская республика. Мультикультурная Цинская империя существовала в течение трёх веков и сформировала территориальную базу для современного китайского государства.
Восточная Чжоу
С 770 года до нашей эры в науке начинается отсчет этого исторического периода. Его завершение датируется 256 годом до нашей эры. В это время происходил процесс постепенного ослабления политического влияния династии. Территория, которую она контролировала, со временем уменьшалась. Возрастала тенденция к сепаратизму отдельных провинций. Выделявшиеся новые государственные формирования в этот период вели междоусобные столкновения.
Начало периода обычно связывается с переносом столицы, что было вызвано, как нередко считается в науке, борьбой с соседними кочевыми племенами. Династия, по оценкам исследователей, не организовала в достаточно высокой степени эффективного противостояния вторжениям кочевников. Это вело к падению политического авторитета династии и выходу из-под подчинения ей целых провинций.
Обычно в литературе принято выделять в эпохе восточной Чжоу два периода: чуньцю (весна и осень) и чжаньго (сражающиеся царства).
Весна и осень (Чуньцю)
Этот период в науке датируется с 770 до 480 года до нашей эры. В это время происходил процесс ослабления политического влияния и контроля династии над провинциями. В целом еще многие из них признавали центральную власть.
Однако уже выделились отдельные государственные формирования (например, Ци, Цинь, Цзинь, Чу). Они были уже достаточно сильными для оказания своего влияния на политику и решения представителей династии Чжоу. Их правители получили титул ванов, более высокий по сравнению с руководителями подчинявшихся Чжоу провинций. Все эти факты означали постепенную утрату контроля династии над большей частью Китая и, как одно из следствий, в дальнейшем возник вопрос о новом объединении страны.
Сражающиеся царства (Чжаньго)
Это период в науке датируется с 480 до 256, либо 221 года до нашей эры. В это время династия уже имела мало влияния на политическую ситуацию в Китае. Некогда признававшие ее власть провинции вышли из подчинения и сформировали свои государства.
На месте прежде единого государства Чжоу в Китае сформировалось несколько политических центров. Они боролись за расширение своей территории и распространения политической власти на другие регионы. В результате в этот период происходили военные столкновения между разными государствами на территории Китая, их границы периодически менялись. В итоге победу одержало государство Цинь, в Китае сформировалось новое единое государство.
Цинь Шихуан
Первым могущественным царём Циньского государства был Цинь Шихуан.
Он был провозглашён императором (221—210 гг. до н. э.) и носил титул «Первый властелин Цинь». Ему приписывается проведение больших реформ.
Император Древнего Китая
Во-первых, он уничтожил самостоятельность отдельных правителей и сановников, подчинив их своей власти. Все земли, объединенные под властью царя, он разделил на 36 административных округов. В каждом округе Цинь Шихуан поставил наместников. За наместниками следили особые доверенные лица, которые доносили обо всём царю.
Во-вторых, Цинь Шихуан провёл и военную реформу. Китайское государство постоянно беспокоили своими набегами гунны с севера, а также народы, вторгавшиеся в Китай из Средней Азии. К сожалению, старое войско на тяжёлых колесницах не могло справиться с кочевниками. Поэтому Цинь Шихуан создал лёгкую и подвижную кавалерию.
Древнекитайская кавалерия
Безусловно, сильная и многочисленная армия требовала огромных расходов на функционирование и содержание. Из-за этого на жителей Древнего Китая возлагали большие налоги. Чтобы среди жителей Китая не возникало напряжения и недовольства, по отношению к провинившимся применялись жестокие наказания за любые виды нарушений. Эта система внушала в людей страх наказания и безропотную покорность.
{"questions":,"answer":}}}]}
Архитектура древнего Китая
Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение
Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность
Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.
Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи
Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.
Китайская пагода.
Буддийский храм.
Китайская Республика
В 1911 г. в Китае началось Учанское восстание, вылившееся в Синьхайскую революцию. Маньчжурская династия была свергнута, было провозглашено создание Китайской республики. 12 февраля 1912 г. император Пу И отрекся от престола. К власти пришел генерал Юань Шикай — премьер-министр и главнокомандующий, объявленный президентом Китая.
От Китая отделились Монголия и Тибет.
Вскоре после революции в Китае была основана партия Гоминьдан (Китайская Народная Партия), которая стала вести вооруженную борьбы с одной стороны с милитаристскими группировками на местах, а с другой — с коммунистическими движениями. Чан Кайши, избранный председателем Гоминьдана, предпринял так называемый Северный поход, в результате которого получил контроль почти над всей территорией Китая.
Осенью 1931 г. на территорию Китая напала Япония. В Манчжурии было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-Го, которое возглавил император маньчжурской империи Цин. 7 июля 1937 г. Япония объявила Китаю войну, китайские историки отсчитывают именно от этой даты начало Второй мировой войны. Японцы имели целью полный захват территории Китая. Китайцам мешали внутренние противоречия между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая (КПК).
Демографические и этнические процессы в I—II вв.
Как свидетельствует наиболее ранняя из дошедших до нас переписей населения империи Хань, во 2 г. н. э. общая его численность составляла около 60 млн. человек. Особенно густозаселенной была Среднекитайская равнина (плотность населения приближалась здесь к современной). В то же время на территории провинции Фуцзянь и на большей части Гуй-чжоу древнекитайского населения не было вовсе: здесь обитали местные племена, сохранявшие свою традиционную культуру. Население империи было распределено на ее», территории весьма неравномерно не только по численности, но и по своему составу. «Внутренние округа», т. е. земли бывших царств эпохи Чжаньго, соответствовавшие территории империи Хань до начала завоевательных походов У-ди, были населены собственно древними китайцами. В результате создания «пограничных округов» на вновь присоединенные земли были переселены значительные по численности группы древнекитайского населения. Они тем не менее не составляли здесь сплошного массива, а размещались главным образом вокруг административных центров. Наконец, в состав империи Хань номинально входили территории, признавшие зависимость от нее; на них либо вовсе не было древнекитайского населения, либо оно было представлено лишь солдатами расквартированных там воинских частей.
После резкого сокращения численности населения страны в начале I в. она достигла уровня конца эпохи Западной Хань лишь во II в. Данные переписи населения, относящиеся к 140 г., свидетельствуют о значительных сдвигах в демографической структуре империи. Во-первых, население северо-западных районов страны сократилось примерно на 6,5 млн. человек, северо-восточных — почти на 11 млн. В то же время общая численность населения в бассейне Янцзы возросла примерно на 9 млн. человек. За истекшие полтора века произошло значительное перемещение населения в Сычуань и северную часть Юньани, где в это время проживало уже около 2 млн. древних китайцев. Резко увеличилась плотность древнекитайского населения вдоль трактов, связывавших современную провинцию Хунань с Гуандуном. Однако в прибрежных районах на юге империи увеличения древнекитайского населения не зарегистрировано. По-прежнему оставалась «белым пятном» на карте Восточноханьской империи территория Фуцзяни.
Увеличение численности древних китайцев на юге империи сопровождалось усилением их культурного влияния на местное население. В то же время, осваивая южные районы, древние китайцы неизбежно воспринимали многие черты культуры местных племен. Не случайно, например, в жилищах ханьского населения на юге Гуандуна мы можем проследить черты, совершенно не свойственные первоначальному древнекитайскому типу (например, свайные постройки).
Иначе складывалась ситуация в северных районах империи. Для политики Восточной Хань по отношению к ее северным соседям были характерны переселения отдельных групп кочевников, признавших власть ханьского императора, в пограничные районы.
После того как южные сюнну признали власть Хань, большие группы их были переселены в пограничные округа с целью защиты границ империи от нападения извне. Во II в. сюнну уже составляли большинство населения некоторых этих округов.
Увеличение численности сюнну и цянов, проживавших чересполосно с древними китайцами, имело своим следствием начало процесса «варваризации» населения северной части империи. В конце III в. даже на территории бывшей столичной области близ Чанъани из общего числа населения, составлявшего к тому времени около 1 млн. человек, цянов и сюнну насчитывалось более половины. Постепенная ассимиляция древних китайцев, живших в бассейне Хуанхэ, бывшими кочевниками находила отражение в изменении образа жизни и обычаев этой части населения Ханьской империи. Так еще во II—III вв. была подготовлена почва для захвата севера страны «варварами», что привело впоследствии к разделению Китая на Север и Юг, продолжавшемуся почти три столетия.
Жизненный путь Конфуция
Конфуций был сыном знатного военного Шулян Хэ и происходил из родовитой, но обедневшей семьи Кун. Матерью Конфуция была Янь Чжэнцзай, 17-летняя наложница 63-летнего Шулян Хэ.
Рано лишившись отца и матери, Конфуций в полной мере познал нужду, был вынужден много работать, что, безусловно, сыграло исключительно положительную роль в его дальнейшей судьбе.
Уже в ранней молодости у него открылся талант преподавания, вследствие чего очень скоро вокруг Конфуция собралась целая школа, насчитывавшая более трёх тысяч учеников – ровесников Учителя или немногим младше, или же чуть старше его.
Огромная популярность его школы объяснялась тем, что педагогическая доктрина Конфуция была построена на справедливом принципе равноправия для всех без исключения его учеников – обучение вне какой-либо зависимости от происхождения учащегося за очень символическую плату, «связку сушёного мяса».
Сам Учитель подчёркнуто идентифицировал своё учение с мудростью древних «святых-совершенномудрых» (шэн) – в частности, императоров Яо и Шунь, выраженной в «Шу цзине» («Книга истории») и «Ши цзине» («Книга песен»).
А в 50 лет он попытался сделать карьеру “государева человека” в китайском царстве Лу. Однако, будучи, несомненно, добродетельным и умным, но бесхитростным, из-за дворцовых интриг Конфуций был вынужден бежать и 13 лет скитаться по соседним китайским царствам.
Вернувшись в итоге на родину, Конфуций благополучно закончил свои дни в кругу близких родственников.
Внешняя политика империи
Первый период правления восточно-ханьской династии отмечен восстановлением существовавших до этого, но затем прерванных отношений с соседними странами. Торговля с «Западным краем», имевшая большое значение для экономики страны, практически прекратилась в начале I в., когда многие государства, расположенные на территории современного Синьцзяня, вновь попали под политическое влияние сюнну.
В середине I в. сюнну переживают серьезный внутренний кризис, в результате которого они оказываются разделенными на две части. Южные сюнну признают власть Ханьской империи; северные продолжают противостоять ей как значительная враждебная сила.
В 73 г. было нанесено поражение северным сюнну и тем самым ослаблено их влияние на государства «Западного края». Именно к этому периоду относится Начало военной и дипломатической деятельности в «Западном крае» одного из выдающихся политиков ханьской эпохи — Бань Чао. Будучи назначен наместником императора в областях, признавших зависимость от Хань, Бань Чао устанавливает связи со многими крупными государствами Центральной Азии. В 98 г. Бань Чао отправляет своего подчиненного с посольством в Рим. Эта экспедиция кончилась неудачей: парфянские купцы, не заинтересованные в налаживании непосредственных торговых отношений между Ханьской и Римской империями, обманули послов, запугав их трудностями плавания по Персидскому заливу.
В I—II вв. Ханьская империя имела постоянные дипломатические и торговые связи с Парфией. Занимая важные торговые пути, Парфия выступала посредницей в торговле Китая со странами Запада. Через Парфию в Рим попадали китайские товары, прежде всего шелк. Из страны Аршак, как называли Парфию древние китайцы, в столицу Ханьской империи Лоян постоянно приезжало немало купцов.
Разгром северных сюнну, после которого они, по словам летописца, «исчезли неизвестно куда» (в действительности в конце I в. сюнну перемещаются в западном направлении и через некоторое время, смешавшись по пути с финно-угорскими племенами, достигают Европы, где они были известны как гунны), не принес желанного спокойствия Ханьской империи. Земли сюнну оказались захваченными племенами сяньби. Эти протомонгольские племена совершают опустошительные набеги на пограничные районы империи. К середине II в. территория ряда северных округов вошла в состав владений сяньбийского правителя. Сяньби нападали и на западные границы Ханьской империи. »
Во II в. на северо-западных рубежах страны появляется новый опасный враг — племена цян, первоначально обитавшие между Хуанхэ и озером Кокунор, а затем передвинувшиеся на восток. Цяны нападают на ряд ханьских округов, а в 140 г. сжигают пригороды Чанъани. Войны с ця-нами, продолжавшиеся с переменным успехом в течение многих десятилетий, были очень тяжелыми. Перелом в ходе военных действий наступил лишь в 60-х годах II в., когда большие контингенты подчинившихся цянов были переселены во внутренние районы империи.
Дворянство
Король Ву отменил титул «императора» династии Шан (ди), сделав царем высшая должность династии Чжоу.
Ниже короля было пять рядов вассалов, которые сверху вниз были:
- герцог — gōng 公 (爵)
- маркиз или маркиз — hóu 侯 (爵)
- граф или граф – bó伯 (爵)
- виконт – zǐ子 (爵)
- барон — nán 男 (爵)
Звания были присвоены королем Ву при основании династии и обычно не пересматривались, чтобы отразить меняющийся уровень военной мощи. В период Весны и Осени это привело к противоречивым ситуациям, таким как относительно незначительное состояние Сун как герцогства, в то время как такая великая держава, как Чу, была всего лишь виконтией.