Ссылки[]
Шаблон:Навигация
Шаблон:Wikiatlas
Портал о китайских автомобилях
Форум русско-китайской дружбы
Жэньминь Жибао онлайн
Агентство Синьхуа
Международное радио Китая
Китайский информационный Интернет-центр
Посольство КНР в Российской Федерации
Генеральное консульство КНР в Хабаровске
Китай Ру
Китай-СНГ. Бизнес в Китае
Автостоп в Китае.
Посещение достопримечательностей Великого Шёлкового Пути в Китае
«Куда идёт Китай?»: Китай и Россия
Осторожное сближение в условиях глобализации
Китай снимает запрет на частные спутниковые тарелки compulenta.ru
карты и фотографии Китая
CIA World Fastbook_China
Русский портал про Китай
Шаблон:Азия
Шаблон:Центральная Азия
Зарождение конфуцианства
В 6 веке до н.э. в Китае жил великий Конфуций, о котором и сегодня мы вспоминаем с огромным уважением. Его учение нельзя считать религией в том смысле, как мы привыкли ее понимать, но тем не менее это философское этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе между людьми и между правителем и его подданными.
Конфуций считал, что мудрый правитель ведет себя словно снисходительный отец по отношению к своим подданным, а они в свою очередь подчиняются ему с уважением и любовью.
Главными этическими ценностями он считал снисходительность и уважение друг к другу, на основе этих понятий мы должны строить свои взаимоотношения и тогда в обществе воцарится гармония и порядок. Добродетель в понимании Конфуция – это человеколюбие, уважение к родителям и старшим, а также сановникам, чувства долга и исполнение ритуалов.
Спустя 300 лет после смерти великого ученого конфуцианство стало государственной религией и перешагнуло далеко за пределы границ Поднебесной империи.
Особенности древнекитайской философии
Формирование философских представлений в Древнем Китае относится к началу 1 тысячелетии до нашей эры. В середине 2 тысячелетия в Шань-Инь возник рабовладельческий уклад. Этот период считается началом зарождения древнекитайской экономики.
В эпоху Шань-Инь господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Верховным божеством был первопредок, покровитель Древнего Китая — Шан-ди. Его образ ассоциировали с Небом.
Особенности древнекитайской философии:
- культ предков, подразумевавший веру в способность духов умерших влиять на жизнь людей;
- представление мира как взаимодействие женского, мужского начал.
Яндекс.Картинки
Китайские мыслители считали, что рождение противоположных духов способствовало установлению порядка во Вселенной. Ян (мужскую энергию) называли покровителем Неба; инь (женскую) — владычицей Земли.
Культура
Доисторический Китай славится прежде всего своим культурным наследием. Культура Поднебесной настолько богата, интересна и многогранна, что вклад ее в развитие всей человеческой цивилизации сложно переоценить. В эпоху, когда предки современных европейцев вели практически первобытное существование и понятия не имели о письменности, в Китае уже существовали большие библиотеки, в которых хранились труды великих философов и ученых.
Яндекс.Картинки
Письменность
Письменность в древнем Китае появилась намного раньше, чем бумага. Вначале бумагой служили тоненькие срезы бамбука. На них черной тушью выводились иероглифы. Затем дощечки последовательно скреплялись кожаными шнурками, и получались длинные бамбуковые «книги», которые легко сворачивались в рулоны.
Изобретение бумаги значительно удешевило производство древнекитайских книг, они стали доступными не только для самых богатых слоев населения. Конечно, крестьяне древнего и средневекового Китая так и оставались неграмотными, но вот чиновники и тем более аристократия обязаны были владеть не только навыками письма, но даже искусством каллиграфии.
Система китайских иероглифов поистине уникальна. Каждый из десятков символов означает какое-нибудь слово, словосочетание, а иногда и целую фразу. Пожалуй, китайские иероглифы – самый древний после наскальных рисунков пример передачи информации с помощью изображений.
Яндекс.Картинки
Деньги
Древнекитайские деньги не сильно отличались от платежных средств других цивилизаций: это были те же монеты из металла. Правда, монеты разных областей Китая могли различаться по форме. Интересно, что первые бумажные деньги появились именно в Китае в средние века.
Яндекс.Картинки
Ремесло
О высоком уровне развития ремесел в древнем и средневековом Китае свидетельствуют дошедшие до нас документальные источники. В трудах китайских писателей упоминаются ремесленники самых разных профилей: плотники, ювелиры, литейщики, гончары, ткачи, оружейники, строители. Кстати, в каждой из древнекитайских провинций какое-либо ремесло получало особенное развитие, и местные умельцы славились на всю Поднебесную.
Яндекс.Картинки
Кораблестроение
В то время, когда европейцы плавали на примитивных лодках, жители доисторическрого Китая уже умели строить парусные суда. Пожалуй, посоперничать с ними могли лишь викинги, славившиеся своим искусством мореплавания. Археологами обнаружена неплохо сохранившаяся уменьшенная копия джонки – древнекитайского шестнадцативесельного парусника.
Мореплаватели древнего Китая предпринимали грандиозные морские походы. Так, команда корабля под командованием адмирала Чжэна Хэ первым в истории Китая достигла побережья Восточной Африки и высадилась на Аравийском полуострове. Уже в те древние времена китайские моряки определяли стороны света по компасу.
Яндекс.Картинки
Философские учения
В основу философии древнего Китая положено два направления: даосизм и конфуцианство. История сохранила сведения, что родоначальником первого считается Лао Цзы, а второе основал Конфуций. Эти учения не вступают в противоречие, напротив, гармонируют и удачно дополняют друг друга. Даосизм – это традиционное китайское религиозно-философское учение о «пути вещей». Даосизм дает понятие о совершенном человеке, постигшем мудрость гармоничного сосуществования с внешним и внутренним миром. Истинный путь (дао) – это путь смирения, сострадания и добродетели. Выпуская в мир злобу, наполняешь злобой самого себя. Благо несет лишь спокойствие и смирение.
Конфуцианство в свою очередь затрагивает этическую, нравственную сторону поведения человека в социуме (отношения с окружающими, почитание старших, воспитание детей, служение людям, добродетель, благородство и т. д.). По мнению Конфуция, человек получает от мира то, что сам сеет в него. Невозможность достижения счастья без обретения внутренней и внешней гармонии – вот ключевой постулат философии Лао Цзы и Конфуция.
Конфуцианство широко распространилось в Китае в эпоху правления династии Хань, развивалось в Средневековье и чрезвычайно популярно по сей день. Учение Лао-Цзы особо почиталось во времена Чжоу. Императора всемерно прославляли, но лишь до тех пор, пока не нарушал «высшие небесные законы». Если подобное происходило, правитель утрачивал свои полномочия.
Яндекс.Картинки
Классический период
Классический период также называется индуистским периодом и начинается в 1000 году нашей эры.
В это время в Индии умирали буддизм и джайнизм. Возникли реалистические системы Вишну и Шайва, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр — это Бог Вишну или Шива. В этих учениях преобладали тантризм и шактизм.
Тантра — это тайная наука о ритуалах, изложенная в тантрических текстах и на европейских языках, называемая тантризмом.
Тантризм в индуизме имеет следующие особенности:
- Преобладание в сектах представителей низших каст;
- Большая доля представителей неарийских племен в сектах;
- Крайняя эзотеричность проводимых в них сект и ритуалов;
- Широкое использование методов йоги;
- Несовместимость основных церемоний с брахманскими ритуалами и моральными нормами браминов;
- Отвод особой роли принципу сексуальной энергии, который представлен в образе богини Шакти.
Шактизм — одно из основных направлений индуизма; основанный на поклонении Шакти или Деви — Богине-Матери в индуизме — как абсолютной и изначальной форме Бога.
История Древнего Китая: династия Хань
Карта Империи Хань
Династия Хань (ІІІ в. до н. э. – ІІІ в. н. э.) пришла к власти в Поднебесной в результате народного восстания и пятилетней гражданской войны. Молодая, набирающая силу, могучая империя эпохи «Западная Хань» (206 г. до н. э. – 8 г. н. э.) осуществила ряд успешных завоевательных походов на юг к границам Индии и Бирмы, на запад в Тибет, в Маньчжурию, оттеснив на север кочевые племена, в Корею и в районы Центральной Азии. Залогом успехов и побед ханьцев, жизнеспособности, политической и экономической мощи империи явились современные по тем временам методы военной подготовки и высокий уровень военной науки.
До этого времени Китай часто страдал от регулярных опустошительных набегов кочевников сюнну (гуннов). Летописи «Ханьшу» отмечают, что сюнну – отличные наездники, прекрасно умели стрелять на скаку, были выносливы и жестоки в бою. Император «Золотого века» У-ди (140–87 гг. до н. э.) решает покончить с таким положением и создает мобильные конные подразделения, которые стали основной силой в борьбе против сюнну. Против кочевников применили их же собственную тактику внезапных ударов. Военные компании 127–119 гг. до н. э. принесли ханьским войскам значительные успехи.
Еще одним объектом экспансии в период правления У-ди становится Корейский полуостров. В 109 г. до н. э. Поднебесная наносит удар по первому древнекорейскому государству Чосон с двух сторон: одна армия наступает через Ляодун, другая – через Бохайский залив. На захваченных территориях создаются новые уезды и округа.
Этот период отмечен подъемом культуры и искусства. Восстанавливаются и переписываются старые классические книги и каноны, составляются новые компендиумы – исторические пособия по военной подготовке. В компендиуме «Исторические хроники эпохи Хань» (Хань-шу) в разделе «Хроники литературы и искусства» (Вэнь и чжи) несколько глав посвящалось обучению воинским наукам и ремеслам, владению оружием, способам защиты безоружного против вооруженного кинжалом, мечом, копьем; приводился набор приемов боя «голыми руками» из арсенала цзюэ-ди, сян-бо и шоу-бо.
В одной из глав Хань-шу повествуется также о том, как в 108 г. до н. э. проходили традиционные, организованные по повелению императора У-ди – почитателя «воинских утех», большие праздники-соревнования «Цзюэ-диси», на которые съезжался народ из многих провинций и уездов. Состязания проходили по обширной программе под музыку флейты и барабанов, включали в числе прочих борьбу-танец цзюэ-ди и поединки шоу-бо.
В эпоху Хань цзюэ-ди оставалось традиционно ритуальным единоборством, практически представлением с заранее прогнозируемым финалом, канонами боевого танца «у», элементами прикладного тренинга, популярного на элитарном уровне. Шуай-цзяо, все более отдаляясь, становилось борьбой, любимой в народе, с использование захватов, бросков и других несложных технический действий.
В эпоху Синь (9–25 гг. н. э.) и Восточная Хань (25–220 гг. н. э.) Древний Китай неоднократно сотрясали восстания народных масс. Из выступлений этого периода самыми крупными были выступления «Краснобровых» (18–25 гг. н. э.) – перед боем, чтобы отличить своих от неприятеля, восставшие красили брови в красный цвет.
В это же время на юге страны возникает другой очаг народного восстания. Повстанцы обосновались в горах Люй-линьшань, провинция Хубэй, поэтому их стали называть «армией Люй-линь» (Зеленого леса). Движущей силой были доведенные до отчаяния рабы, полусвободные и обезземеленные крестьяне.
Наиболее мощное восстание «Желтых повязок» (184–207 гг. н. э.) в течение 10 лет готовилось тайной сектой Тайпин-дао (Великое благодеяние), организацией религиозного братства, члены которого много времени уделяли обучению военному делу.
В стране было создано 36 объединений – будущих военных отрядов. Восстания вспыхнули в Гуандуне, Сычуани и в других провинциях. Отряды повстанцев назывались: «Черная гора», «Желтый дракон», «Великий разлив» и т. п. Вожди, как правило умелые и храбрые воины, были известны по прозвищам: Лю-камень, Чжан великан, Ли-непобедимый и пр. Несмотря на ряд крупных успехов, восстания были потоплены в крови.
Недостаток опыта, стихийность, раздробленность, плохое вооружение, отсутствие ясных целей – причины поражений.
Большая цепь гавани Константинополя
Wikipedia
Изобретение не совсем древнее, скорее старинное. На протяжении семи веков большая прочная цепь была одним из ключевых элементов тщательно продуманной системы обороны Царя городов, взятом венецианцами лишь однажды — в 1203 году.
У Константинополя имелась отличная естественная защита — он был построен на треугольном мысе из семи холмов и окружен высокой стеной. Южное направление перекрывалось быстрым течением, несущимся по Босфору. Оно делало практически невозможной высадку «десанта» на берег — корабль нереально было удержать на месте, пока сходят войска, тем более в окружении бесчисленных скал и отмелей. С другой стороны бухту заграждала массивная металлическая цепь, предотвращавшая проход любого нежелательного корабля. Она была впервые использована во время арабской осады в 717 году нашей эры.
Wikipedia
Это настоящее чудо средневековой инженерии. Колоссальная цепь длиной 750 м, протянутая между башнями Кентенарион и Кастеллион, состояла из нескольких частей, как зафиксированных, так и подвижных. Подвешенная меж двух мощных башен, она опиралась на 8 массивных пирамидальных плавучих понтонов, прикрепленных к морскому дну для стабилизации. Каждое из эллиптических железных звеньев было 1,20 м в длину и весило полтонны, а каждый понтон выдерживал нагрузку в 920 тонн.
Барьер приводился в действие механически — требовалось всего несколько минут, чтобы открыть или закрыть безопасный проход по глубоководному Золотому Рогу. После установки в нужное положение только ближайшие к башням секции цепи открывались или закрывались в зависимости от необходимости, с использованием огромного колеса, шкивов и гигантского полого противовеса массой 35 тонн, работающего за счет падающей сверху воды (транспортируемой с водонапорной башни и поднимаемой с помощью насоса). Для бесперебойной работы каждого из механизмов требовалось всего три человека. Горстки боевых кораблей, стоящих неподалеку на якоре, было достаточно, чтобы защитить цепь на случай, если противник попытается подобраться поближе и сломать ее.
Статья Георгиоса Анапниотиса 2019 года — это увлекательное чтение при условии абстрагирования от вопиющего националистического подтекста (https://www.academia.edu/39589520/THE_GREAT_CHAIN_OF_THE_GOLDEN_HORN). Автор обоснованно утверждает, что части железных цепей, выставленные в различных музеях Стамбула, не принадлежат оригинальной Великой византийской цепи. Они слишком малы и, скорее всего, происходят из элементов, используемых для закрепления понтонов.
Getty
После двух неудачных попыток преодолеть могучую цепь (хотя только 10 византийских и союзных кораблей защищали ее) Мехмет II совершил тот же подвиг, что и Игорь из Киевской Руси пятью веками ранее — его воины перетащили часть флота по суше.
Ottoman Imperial Archives
22 апреля защитники Константинополя с ужасом увидели, как 70 легких галер Амзы-бея вошли в гавань. Когда 29 мая 1453 г. Константинополь пал, некоторые из его защитников и местные богачи попытались бежать морем из Золотого Рога, но оказались в ловушке, поскольку управляющие цепью операторы в башнях либо сбежали, либо были убиты. — Silvia Serra
Национальные древние религии Китая
На заре цивилизации все религиозные учения тесно связаны с мифологией и стараются объяснить появление земли и человечества в целом. Первые религиозные учения – это шаманизм, тотемизм и анимизм. То есть люди наделяли душой все живые существа, а также силы природы. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.
Почитали души предков, которых считали защитниками и советчиками всех ныне живущих. Огромным уважением в обществе пользовались жрецы или шаманы, передающие волю богов и умеющие своими ритуальными действиями испросить у богов исполнения желаний.
Ранний этап древнекитайской государственности
Особенности земледелия на берегах Хуанхэ и Янцзы (у этих рек нестабильные русла) способствовали самоорганизации населения и формированию общественной структуры со строгими правилами. Соответственно, и государственность в Китае возникла достаточно рано. Формой правления сразу стала монархия, что типично для Древнего Востока.
Государство Ся
Китайские ученые датируют его существование 2070-1600 гг. до н.э. Сведений о существовании этой династии мало, все они почерпнуты из много более поздних источников. Однако археологические данные допускают существование этого государства на берегах реки Хуанхэ.
Главным достижением этого гипотетического государства можно считать введение производства бронзы в массовый обиход. В железный век Китай вступил только в V веке до н.э. Однако способы использования и обработки бронзы достигли значительных высот.
Государство Шан-Ин
Китайские специалисты датируют его существование 1600-1046 гг. до н.э., однако другие историки не склонны к такой точности и ограничиваются указанием на столетия. Существование этого государства в Центральном Китае (ставшего в результате успешных завоевательных войн весьма крупным) считается доказанным с помощью археологических, письменных и других источников.
В эпоху Шан-Ин обработка бронзы в Китае достигла таких высот, что из этого металла изготавливались даже колесницы. В этот период у китайцев появился первый календарь, а также письменность, легшая в основу современных китайских иероглифов. Доказано наличие у этого государства постоянной армии с типовым бронзовым вооружением. Предположительно в этот период в Китае возник культ предков.
Государство Чжоу
Эта государственность сменила Шан-Ин и существовала до 221 года до н.э. (это общепризнанная дата). Территория его захватывала практически весь бассейн Хуанхэ. Государство Чжоу заложило основы современной китайской народности, обеспечив активное смешение отдельных небольших племен.
В этот период в Китае освоили обработку железа, появились религиозно-философские учения (конфуцианство, даосизм, моизм), определяющие духовную жизнь китайцев до сих пор. Управление основывалось на сложной структуре, напоминающей европейское феодальное устройство. Образованные люди пользовались большим уважением, грамотных было довольно много, существовали школы (их создавали частные лица – под собственную методику и философскую доктрину).
История Чжоу делится на два периода: «Весны и осени» (до V века до н.э.) и «Сражающихся царств» или «Семи царств» (до 221 г. до н.э.). Для второго периода характерно ослабление центральной власти, приведшее к фактическому распаду страны на множество уделов, среди которых выделялись 7 сильнейших.
Древнекитайская философия
Философия Древнего Китая охватывает период VI-II веков до нашей эры. Распад древнего единого государства и усиление отдельных царств, острая борьба между большими царствами — все это нашло отражение в бурной идеологической борьбе различных философских, политических и этических школ. Философия возникла в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Китайские мифы возникают, в первую очередь, как исторические легенды о предках, о прошлых династиях, о золотом веке и т. д. Мифы содержат относительно немного материала, отражающего взгляды китайцев на формирование мира и его законы, взаимосвязь. с мужчиной. Период Чжанго — золотой век китайской философии, в это время рождаются концепции и категории. Основными категориями, с помощью которых древние китайские философы пытались постичь мир, были такие понятия, как у-син — пять первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивные). и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового опыта работы и наблюдений за природными явлениями.
Существовало шесть основных философских школ древнекитайской философии:
- даосизм (Дао Цзя);
- конфуцианство (чжуцзя);
- моизм (mojia);
- школа юристов (фа-цзя, по-европейски — законничество);
- школа имён (минцзя);
- школа инь-янь (инь янь цзя) (натурфилософы).
Китайская Народная Республика
После поражения Японии во Второй мировой войне в Китае продолжилась гражданская война, в результате которой вооруженные силы КПК под руководством Мао Цзэдуна при поддержке Советского Союза освободили от гоминьдановцев весь материковый Китай к концу 1949 г.
1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика.
Чан Кайши бежал на остров Тайвань, до сих пор официально именующий себя Китайской Республикой.
КНР проводила ряд реформ во всех областях с разным успехом, постепенно отходя от жесткой плановой социалистической экономики, приоткрывая границы, но сохраняя монополию КПК на управление.
К XXI в. Китай во многом из-за дешевизны рабочей силы превратился во всемирную фабрику, именно сюда были перенесены производства большинства товаров из Европы, США и Японии.
Благодаря положительному торговому балансу, Китай накопил значительные финансовые ресурсы, обладает огромным политическим, экономическим и военным потенциалом.
- Главная
- Восточная Азия
- Китай
Китай О стране
Туры и цены
Гонконг
о. Хайнань
Посольства
Кухня
История
Отели
Таможенные правила
Виза
Праздники
Новости
Объединение Китая
Конец эпохи Троецарствия
В 265 г. вэйский военачальник Сыма Янь сверг одного из потомков Вэнь-ди и провозгласил себя императором. Под его руководством Китай вновь был объединен. Война трех царств закончилась завоеванием северянами государства Шу в 263 г., а в 280 г. царства У. В стране утвердилась династия Восточная Цзинь (265–420 гг.).
В годы борьбы «сильных домов» внутренние неурядицы значительно ослабляли страну, наметился явный экономический, политический, хозяйственный и культурный упадок, что облегчало соседям-кочевникам вторжение в пределы Поднебесной.
Войска империи Восточная Цзинь оказались практически не в состоянии отразить вторжение мощной гуннской конницы, затем муюн, цян, жужане, сяньби, тоба и тибетских племен. На протяжении ІV–V вв. Северный Китай – древнейший очаг китайской цивилизации и культуры, с экономически наиболее развитыми и густонаселенными территориями – превратился в арену непрекращающихся войн. Многие жители бежали на юг. Переселенцы севера принесли с собой более совершенную земледельческую, ремесленные технологии и военное искусство, что ускорило освоение Южного Китая. Кочевники-завоеватели создавали многочисленные государственные образования, которые быстро распадались под ударами новых поработителей, а пришедшие племена ассимилировались с оставшимся коренным населением, перенимая ханьские нравы, обычаи и верования. Во времена внутренних войн и нашествий кочевников ІV–V вв. многие города Срединной империи были разграблены, разрушены и сожжены.
Цивилизация Хеттов (1600 — 1178 гг. до н.э.)
Хетты — индоевропейский народ, поселившийся в Малой Азии, где основал Хеттское царство. Первые поселения выросли на месте современной Турции, затем территория расширилась до земель Сирии и Ливана. Основные занятия хеттов — скотоводство и земледелие. Они изготавливали керамику, изделия из камня. Хетты владели письменностью на глиняных табличках. Они первыми придумали колесницы и использовали их в сражениях.
Расцвет цивилизации начался во II веке до н. э, когда хетты нашли залежи железной руды. Сначала они научились плавить ее, затем начали ковать оружие и доспехи. Это позволило им разбогатеть. Благодаря этому они создали мощную армию.
Причиной упадка великой цивилизации историки называют нападение причерноморских племен. Они отрезали хеттов от торговых путей, разорили землю.
Достопримечательности
Поднебесная — настоящий туристический рай. Кто едет отдыхать в эту волшебную страну, тот точно найдет себе места по душе.
Пожалуй, самая знаменитая достопримечательность Китая — это Великая стена. Сооружение строили 10 лет. Оно предназначалось для обороны от кочевников, обозначая границу государства, а также помогало объединить не имеющие внутреннего единства территории. Сегодня стена — самое посещаемое туристическое место.
В 1959 году после строительства электростанции в Чжэцзян появился уникальный подводный город. Вековые постройки погрузились на глубину около 40 метров и посетить их можно только в компании дайверов.
Первый император Китая Цинь Шихуан всегда мыслил масштабно. В тринадцать лет он стал обустраивать свою гробницу. Для ее охраны юный правитель приказал создать тысячную армию глиняных воинов. Причем все они сделаны с разными лицами и исключительно вручную. Эта достопримечательность внесена в список ЮНЕСКО и является объектом всемирного наследия. Приезжая с официальным визитом, все первые лица государств обязательно посещают гробницу с терракотовой армией.
Панда — символ Поднебесной. Все любят этих милых черно-белых мишек. Раньше в стране было разрешено охотиться на панд, поэтому вид стал стремительно сокращаться. Теперь правительство борется с браконьерством. Экологическая ситуация также является смертельной угрозой животным.
В провинции Сычуань можно посетить питомник этих вымирающих животных, где специалисты заботятся о них и пытаются сохранить этот вид. Это место находится в 10 км от города Чэнду. Туристам предлагается экскурсия в течение трех часов, где гид не только показывает животных, но и рассказывает все о пандах.