Рыцарские ордена средневековья

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес  — национальный герой Шотландии,  одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Воспитание настоящего рыцаря

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Миграции алтайских кочевых племён на юг (III век до н. э. — II век н. э.) и запад (II — VII вв. н. э.)

Степной регион, который простирается на 8000 километров от Венгрии до северо-восточного Китая называют Великой степью.
С возникновением скотоводства эта территория эпизодически становится моноэтнической.

В неолите ее заселяют индоевропейцы (возможно, какой-то единый народ был и до них).
Затем Великая степь становится ареалом Скифо-Сарматского мира (считается индоиранским).
Потом эстафета переходит к тюркским и
монгольским народам
(с эпизодическим участием угорских этносов).

Теперь на этой территории живут венгры, украинцы, русские, калмыки, казахи, алтайцы, монголы.

На рубеже эр по Степи с востока на запад прокатился гуннский вал.
Это произошло сразу после восточногерманских волн с севера на юг Европы.
А третей великой миграцией, которую инициировали предыдущие, было великое расселение славян.

Войны хунну (сюнну) с китайцами и сяньби (III век до н. э. — II век н. э.)

Хунну (сюнну) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая.
Языковая принадлежность спорная — есть версии об их
тюркоязычности,
ираноязычности,
родстве с енисейцами
.

В III-II вв. до н. э. племена хунну стали объединяться на территории Южного Прибайкалья и Монголии.
Эти племена вместе с соседними племенами сяньбэй, ди, цянов, цзе
постепенно продвигались с севера на Среднекитайскую равнину — колыбель древних китайцев.

Для защиты от их набегов император Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену (в III веке до нашей эры).

Потом хунну вели активные войны с китайской империей Хань (201 г. до н. э. — примерно 181 год н. э., с перерывами),
в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников.

Однако, они проиграли — в результате этих войн с Китаем и с монгольскими племенами сяньби,
а также междоусобиц и проникновения в их среду китайской культуры Хуннская держава распалась.

Спасаясь, хунны во II веке до нашей эры двинулись на Запад.

Нашествие гуннов на Европу (IV-V века н. э.)

Часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с
уграми,
дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны.

[Возможно, от хунну или их тюркской части мадьяры и получили большой пласт тюркской лексики,
а также свой европейский экзоэтноним хунгары и древнерусский — угры.]

Создав крупные военизированные объединения, эти племена начинают свое продвижение в приволжские и донецкие степи.

К IV веку нашей эры гунны подошли к границам Римской Империи.
Они ненадолго захватили значительную территорию в Центральной Европе, вытесняя местные племена и атакуя саму империю.

В своем продвижении эти племена, покоряя народы, часть из них включали в свое войско.
Так, в частности, в свое войско они привлекли воинственные аланские племена. Это еще больше усилило гуннов.
Им удается во второй половине IV в. нанести поражение готам и завоевать степной и предгорный Крым.
Вторжение этих центральноазиатских племен (в основном, тюркских) стало тяжелым испытанием для народов Таврики.

Судя по источникам, гуннские полчища производили страшное впечатление.
Даже внешне они отличались от уже знакомых европейцам тюркских народов.
Эти завоеватели наводили ужас и своей жестокостью.

Изменения в германском обществе

Активные войны, торговля, в особенности с германскими племенами привели к качественным изменениям внутри германского сообщества. Стало усиливаться социальное расслоение германских племен. Выделение знати и профессиональных дружин в обществе. Вождям и дружинникам для подкрепления их статуса нужны были удачные набеги на богатые римские провинции. Растет уровень их консолидации против Рима.

Рим вынужден использовать варварские племена как федератов, заключать с ними договор и расселять вдоль границ империи. Для варварских вождей открылся новый путь к славе и богатству. Особенно это проявилось после поражения римлян под Адрианополем в 378 году. Так варвары стали переходить на пустеющие земли империи, а их вожди стали достигать высоких постов в римской структуре. Эти процессы были неотъемлемо связаны с упадком Римской империи.

Вторжение новых племен на территорию империи

Нашествие Гейзериха на Рим. Эскиз К. Брюллова. Ок. 1834

К среднему течению Дуная от верховьев Одера двинулись лангобарды.

В 411 году Рейн пересекли бургунды, захватили Борбетомаг (ныне Вормс) и Аргенторатум (Страсбург) и осели в междуречье Майнца и Неккара, где их вождь Гундагар провозгласил первое на территории Римской империи «варварское» королевство.

Так и не сумев перебраться в Сицилию, откуда они намеревались отплыть к богатой хлебом Северной Африки, в Галлию из разоренной Италии двинулись и вестготы. Под руководством Атаульфа (брата Алариха) к 415 году они захватили Толосу (Тулузу) и Бурдигалу (Бордо) в Септимании, где в конце концов и осели де-факто на правах федератов императора Гонория, неспособного их одолеть силой оружия.

Через два года вестготы начали экспансию на уже давно утраченный Римом Пиренейский полуостров. Им понадобилось более десятилетия, чтобы в союзе со свевами вытеснить в Африку аланов и вандалов, под руководством Гейзериха в 431 году захвативших Гиппо-Регий (ныне Аннаба, Алжир), где провозгласили третье — после бургундского и вестготского — «варварское» королевство Римской империи.

В 439 году вандалам подчинился Карфанен, спустя еще год — западная часть Сицилии.

Обряд посвящения[]

Уже во временаТацитавручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека.Карл Великийв 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство д

«Посвящение в рыцари», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)

авалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то-есть до 21-го года. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII ст. к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространялся с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.

Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Франки при Меровингах

Франки известны с середины III в. н.э. Они обитали на северном берегу Рейна и совершали набеги на соседнюю римскую Галлию, претендуя на её территории. В 451 г. франки участвовали в знаменитой битве на Каталаунских полях на стороне римлян и вестготов против гуннского войска Аттилы, наступавшего на Галлию. В этом кровопролитном сражении Аттила был разбит и увёл свои войска из Галлии. В освободившейся Галлии вместе с другими германцами стали утверждаться и франки, занявшие её северо-восточную область — Австразию.

По преданию, франков в бой против гуннов вёл король Меровей, правивший примерно в 447-457 гг. От него пошла первая королевская династия франков — Меровинги.

Крещение франков

Германцы были язычниками и поклонялись своим древним богам, но уже в IV-V вв. остготы, вестготы, вандалы и бургунды приняли христианство арианского толка. Франки дольше других германцев придерживались веры отцов, но в 496 г. Хлодвиг крестился, причём стал не арианином, а ортодоксом, и получил поддержку ортодоксальной римской церкви и римско-галльской знати, что помогло расчётливому завоевателю утвердиться в Аквитании вместо ариан-вестготов. Совершив «крестовый поход» на еретиков-ариан, Хлодвиг прославился как «освободитель Галлии», и сам византийский император в 508 г. признал его власть над франками. Своей столицей Хлодвиг сделал галльский город Париж.

Крещение Хлодвига. Украшение оклада Евангелия. IX в.

«Салическая правда»

При Хлодвиге был принят первый у германцев свод законов — «Салическая правда». Салические законы опирались на древнегерманские традиции, но в то же время они закрепили переход франков от первобытно-общинного равенства к социальному расслоению новых феодальных отношений. Был установлен принцип престолонаследия, по которому трон в королевской династии переходил от отца к старшему сыну, женщины к престолу не допускались.

Ленивые короли

По германской традиции после смерти короля все его сыновья получали свою долю наследства, так как королевство считалось личным имуществом предыдущего правителя. После смерти Хлодвига его королевство было поделено между его сыновьями, которые продолжили завоевания, в 530-е гг. отняв у вестготов южные области Галлии — Гасконь и Септиманию, на севере присоединив часть владений германских племён тюрингов и захватив Бургундию и Прованс на востоке. Но междоусобицы наследников Хлодвига нарушили единство франкского государства, оно распалось на ряд полунезависимых королевств. Власть Меровингов ослабла, последние представители этой династии вошли в историю как «ленивые короли». За них правили управляющие их королевскими дворами — мажордомы, выбранные из влиятельных родов франкской аристократии.

Мажордомы

Изначально мажордомы заведовали придворной службой франкских королей, но постепенно они сосредоточили в своих руках всю полноту власти, роль короля стала ничтожной.

В 687 г. мажордом Австразии Пипин Геристальский подчинил Нейстрию и Бургундию и объединил франкские королевства (за исключением Аквитании) под своей властью. Он сам утверждал Меровингов на престоле и сделал должность мажордома наследственной. Ему наследовал сын Карл по прозвищу Мартелл — «молот», скрепивший объединение франкских королевств и ставший единственным мажордомом. После смерти короля Мартелл не стал выдвигать на престол нового Меровинга.

Надгробие Карла Мартелла в аббатстве Сен-Дени. Париж

Битва при Пуатье

В 710-х гг. мавры завоевали вестготское Толедское королевство. Утвердившись в Испании, они продолжили движение на север, в Галлию, и разорили Аквитанию, на которую не распространялась власть Карла Мартелла. По просьбе правителя Аквитании Мартелл собрал большое войско и подошёл к аквитанскому городу Пуатье, который осаждали арабы. В битве при Пуатье в 732 г. франки отбросили арабов, заставив их покинуть Аквитанию. Продвижение сарацинов было приостановлено, битву при Пуатье воспели как великую победу христианства над неверными (мусульманами).

Важные даты и события Великого переселения народов

Миграция началась в 354 году, когда в Европу вторглись гунны, “народ всадников”.

В Южной Галлии и Испании поселяются вестготы – они окончательно осели на этих землях в 412 году, образовав собственное королевство.

С 434 по 453 год гуннами правил вождь Аттила, который создал империю, чьи границы проходили от Рейна и до Волги. .Но после его смерти она распалась.

Рис. 2. Аттила.

Уже к 6 веку германцы полностью заселили Западную Римскую империю: вандалы осели в Северной Африке, вестготы (западные готы), как уже упоминалось, в Испании, остготы (восточные готы) – в Италии, франки – в Галлии, а англы и саксы стали жить в Британии.

Так в чем проблема?

Как мы видим, история знала выдающихся черных людей. Пусть и через невероятные лишения, но они действительно становились частью европейского мира. Так в чем же проблема с современным восприятием вопроса о наличии африканцев в компьютерной игре про Средневековье?

С одной стороны, проблема в конкретной эпохе и в конкретной локации. Ни один документ не подтверждает то, что в Чехии XV века были чернокожие, ни в роли рабов, ни в роли торговцев, ни тем более в роли рыцарей хотя бы в единичных экземплярах. Поэтому претензии к разработчикам в этом аспекте не ясны, ведь они сразу дали понять, что игра будут напирать именно на реализм.

Так можно ли вводить в игры чернокожих? Разумеется, но все должно быть уместно и адекватно, чтобы у публики не резало глаз от идиотских несоответствий. Мавры в сеттинге Южной Европы XII века, чернокожие горожане в Лондоне XVIII века и даже римский легионер родом из африканской провинций станут диковинкой, но не будут противоречить истории.

По-настоящему адекватный вопрос не в том, стоит ли пропихивать героев-африканцев в любую историческую игру, или надо ли во что бы то ни стало бороться за белую культуру. Адекватный вопрос состоит в том, почему при существовании действительно крутых и реальных историй о чернокожих в Европе, все продолжают мусолить образы африканцев несуществующих и гипотетических.

Только оставьте средневековую Чехию в покое, она здесь совершенно не при чем.

Варварские традиции

Но мы никоим образом не должны замыкаться только на древних германцах. Был ещё и другой пласт культуры: в рыцарском эпосе прослеживаются также и кельтские традиции.

Гай Юлий Цезарь в своём сочинении «Записки о Галльской войне» отмечал особую храбрость галлов, которая превосходила лучшие боевые качества германцев. Страбон также писал об отваге и боевом задоре кельтов. Но, к 52 году до н. э. пальму первенства перенимают германцы как самые неистовые и смелые враги Рима и армии Юлия Цезаря.

Античные авторы зафиксировали характерную черту воинственных варваров: да, им безусловно свойственна отвага, но также в их действиях было много чванства и безрассудства. И, конечно же, тяга к роскоши и украшениям.

Знаменитый полководец выделял у галлов две уважаемые прослойки населения: друидов и всадников. Последние занимались только войной и выступали в походы со своими клиентами и подданными. Главным критерием их статуса была воинская доблесть и отвага.

Образ германцев в римских исторических сочинениях был более брутальным. Их жизнь состоит только из охоты или войны. Истинным показателем доблести и храбрости германцев является то, насколько далеко их соседи живут от германских поселений. Чем больше страха — тем дальше соседи. Хотя они гостеприимны и целомудренны, живут в гордом одиночестве. Их основной доход — набеги и войны. Ведение домашнего хозяйства и обработка земли — удел рабов, женщин и детей. Конечно, и Тацит, и Цезарь идеализируют германцев. Война не могла длиться вечно: охота сменялась широкими застольями с яствами, хмельными напитками и весельем. Постоянные попойки и чревоугодие — удел скорее верхушки племенной организации. Свободные члены общины жили в умеренности и вместе с зависимыми категориями населения германских деревень, пока не получали право носить оружие или же пока их авторитет в общине не возрастёт.

Возвращение из похода. (renegadetribune.com)

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Битва при Лаупене 1339 года

Достаточно интересная битва, хотя и не столь известная, как громкие сражения вроде Креси или Куртрэ. Примечательна она тем, что швейцарская пехота здесь, будучи обычным ополченцами встретила атаку конницы на равнинной местности. Наш основной источник анонимная хроника Conflictus Laupensis описывает атаку фрейбургской конницы, и тут происходит то, что, собственно, и является основной целью атаки – около 2000 швейцарцев, видя летящую на них лаву рыцарей, разворачиваются и дают деру. Причем, как-то я ошибочно назвал их безоружными «inermes», как они буквально поименованы в хронике на латыни. Однако этот термин в средние века просто означал пехотинцев. Вот только остальные швейцарцы никуда не побежали и всадники… Нет, не влетели с треском в строй, а как и французы при Арке, начали грозно кружить вокруг пехотинцев, надеясь, что те сами пойдут в атаку. В конечном, счете, пехотинцев все же попытались атаковать (детали не сообщаются), но закончилось это плохо для всадников. Бернцы выбили с поля боя фрайбургскую пехоту и ударили в тыл рыцарям, которые кружили вокруг вальштедцев.


Схема битвы при Лаупене European MedievalTactics (2) New Infantry, New Weapons 1260–1500

Вообще невольно возникает вопрос, а были ли битвы, где рыцари все-таки влупились в строй пехоты с разгону и огоньком. На самом деле, да, были, но картина боя сильно отличалась от апокалиптических описаний с вытаптыванием, проломом и еще чёрт знает какими эпитетами, которые лепят к конной атаке.

Меч

Меч, воспетый в легендах о рыцарях, имел такую форму не столько из-за удобства ведения боя, сколько из-за того, что напоминал католический крест. Это имело огромное значение для рыцарей (вы уже знаете, что основные рыцарские ордена были созданы под влиянием Крестовых походов), которые также наносили изображение креста на свои доспехи и повседневную одежду.

Перевёрнутый меч в некоторых случаях использовался, как распятие, а рыцарь с обнажённым мечом должен был нести слово Божье в захваченных землях. Часть рыцарского кодекса заключалась в том, чтобы вести сражения за церковь и Бога, поэтому основная конструкция меча оставалась неизменной на протяжении веков.

Кстати, рекомендуем посмотреть на thebiggest.ru интересную статью про 10 видов смертоносного средневекового оружия.

9

Испанская рыцарская литература

Эль Сид

Гравировка Альфонс-Мари-Адольф де Невиль Сида, приказавшего казнить зачинщика восстания и Альморавида после его завоевания города в 1094 году.

Эль-Кантар-де-Мио-Жид ( Эль Поэма де Мио Хид или же Мио Сид, известная как Песнь Господа моего, известная на английском языке как Слово о Сиде и Поэма Сида) является старейшей сохранившейся испанской эпической поэмой. Основанный на реальных событиях, он рассказывает об испанском герое. Эль Сид, и происходит во время Реконкиста. «Главный герой поэмы — исторический Родриго Диас де Вивар (1045–1099), также известный как Сид (диалектная форма арабского слова Сайид, ‘господин’ или ‘господин’) и Campeador («Батлер» или «Виктор»). Поэма начинается с отъезда Родриго из его дома в Виваре, первого из двух изгнанников Родриго по указу Альфонсо VI, король Кастилии и Леона (1065–1109). В поэме это первое изгнание (1081 г.) и второе (1089 г.) объединены и ведут к военным кампаниям Сида в испанском Леванте, кульминацией которых стало завоевание Сидом мавританского королевства Валенсия (1094 г.). Здесь Родриго останется с женой и детьми как независимый принц до конца своей жизни ».

Дон Кихот

Дон Кихот, его лошадь Росинанте и его оруженосец Санчо Панса после неудачной атаки на ветряную мельницу. К Гюстав Доре

Дон Кихот роман написан испанским автором Мигель де Сервантес. «Дон Кихот», опубликованный в двух томах в 1605 и 1615 годах, является самым влиятельным литературным произведением из Золотой век Испании в испанском литературном каноне.

«Испанский рыцарь лет пятидесяти, живший в крайней нищете в деревне Ла-Манча, так целиком отдался чтению рыцарских романов, которых у него была большая коллекция, что в конце концов они перевернули его. мозг, и ничто не могло его удовлетворить, кроме того, что он должен ехать за границу на своем старом коне, вооруженном копьем и шлемом, странствующим рыцарем, чтобы встретить все приключения и исправить бесчисленные несправедливости этого мира. Он уговорил своего соседа, бедного и невежественного крестьянина по имени Санчо Панса, верхом на очень хорошем осле, сопровождать его в качестве оруженосца. Рыцарь видел мир только в зеркале своих любимых романов; Он принял гостиницы за заколдованные замки, ветряные мельницы за гигантов, а деревенских девок за изгнанных принцесс. Его высокий дух и храбрость никогда не подводили его, но его иллюзии приводили его к бесконечным неприятностям. Во имя справедливости и рыцарства он нападал на всех, с кем встречался, и нападал на всех, кого он считал деспотичным или невежливым. Он и его бедный оруженосец были избиты, избиты, обмануты и осмеяны со всех сторон, пока, в конце концов, из-за доброты его старых друзей в деревне и с помощью некоторых новых друзей, которых тронули любезные и щедрый характер своих иллюзий, рыцарь был излечен от своих прихотей и был отправлен обратно в свой дом в деревне, чтобы там умереть ».

Причины великого переселения

У такого грандиозного явления как массовое переселение народов всегда есть множественные причины и предпосылки. Частично эти причины одинаковы для всех массовых миграций, а частично обусловлены именно определенными историческими событиями. Итак, среди важных причин этого явления можно выделить:

  • Климатические изменение: глобальное похолодание или наоборот потепление, засуха или ливни приводят к массовому неурожаю на определенной территории, вследствие чего у местных жителей остается предельно простой выбор: или помирать с голоду или пожаловать «в гости» к соседям. Угадайте, что выбирали обычно… К слову переселения народов и сопутствующие войны по этой причине происходили постоянно, людям вообще свойственно в поисках лучшей жизни отправляться в «теплые края». Так уже в средние века те же воинственные викинги из Швеции и Норвегии гонимые голодом и неурожаем в своем родном крае наводнили всю Европу, особенно досталось Англии и Северной Франции. Что же касается великого переселения народов, то одной из его климатических причин стало сильное похолодание в местах обитания гуннов, одного из главных племен-участников этого переселения.
  • Гунны или хунну как их называли на Востоке, сперва попробовали завоевать Китай, но китайцы дали им достойный отпор. Поражение гуннов в Хунно-китайских войнах стало еще одной причиной великого переселения народов, так как гунны повернули на Запад и стали продвигать свои численные орды к Европе. Продвигаясь к Европе, гунны привели в движение племена восточных готов, чьи земли как раз лежали по пути. Спасаясь от воинственных пришельцев – гуннов-захватчиков готы в свою очередь стали теснить уже восточные границы Римской империи.
  • Римская империя на то время переживала упадок и глубокий кризис: на императорском троне один узурпатор сменял другого, на службу в римскую армию давно нанимались способные и талантливые варвары, часто те же готы. Плохие были дела и в экономике, сельское хозяйство находилось в упадке, а легионы, которым подолгу не платили жалованье, то и дело бунтовали (а порой и свергали очередного императора, чтобы на его место поставить своего ставленника). Общий упадок некогда великого Рима стал еще одной причиной великого переселения народов. Будучи неспособным сдержать набегающую «волну» варваров Рим сам в ней и «захлебнулся».
  • Усиление воинского мастерства того времени стало еще одной причиной, так как варварские племена к тому времени научились воевать ничуть не хуже римлян. Так, например, в битве при Андрианополе в 378 году римская армия была буквально сметена тяжелой бронированной готской конницей, созданной по образу персидских катафрактариев.

Почему «великое переселение народов» называют великим?

И действительно почему, ведь в истории были и переселения народов гораздо более масштабные. Так разные племена переселялись (а заодно и воевали друг с другом) постоянно.

Но были и случаи когда такие миграции принимали массовый характер, когда большое количество разных племен вдруг съезжали с насиженных земель и ехали в поисках других более плодородных земель, там они сталкивались с местными «аборигенами» (слово «абориген» значит «коренной житель»), те же в свою очередь теснимые пришельцами, также съезжали со своих земель и ехали в новые, там в свою очередь сталкиваясь с новыми аборигенами. Получался такой своего рода снежный ком: одни племена, теснили вторые, вторые теснили третьих, третьи четвертых и так далее – именно так происходили массовые переселения народов в истории. Таких больших переселений было несколько и наибольшее из них имело место еще в III тысячелетии до нашей эры. Еще одно большое переселение народов было зафиксировано историками и археологами в I тысячелетии до нашей эры. К слову именно в это переселение численные племена скифов поселились на юге Украины – в Северном Причерноморье.

Так почему же, «великое переселение народов» называют великим, ведь своими масштабами оно было меньше тех переселений, которые происходили в III и I тысячелетии до нашей эры. А «великое» оно, прежде всего, с точки зрения древнего Рима, так как привело к его падению и завоеванию. И именно это историческое событие стало одним из ключевых и поворотных моментов всей человеческой истории. Великое оно своими грандиозными последствиями, приведшими к историческому переходу от античности к средним векам. (Как знать, не пади бы Римская империя, может мы бы с вами и дальше пользовались акведуками и ездили бы на электрических колесницах).

Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: