Мирские заботы церковного владыки
Папа Римский Урбан II взошел на папский престол в 1088 году. В миру он носил имяОдо де Шатильон де Лажери, и был представителем знатного, но не очень богатого французского рода из Шампани.
В этот период католическая церковь вела ожесточенную борьбу за влияние на светскую власть. Побочным явлением этого стало появление у Папы Римского конкурента — антипапы Климента III, который досаждал не только Урбану II, но и двум его предшественникам, а также одному преемнику.
Социально-экономическое положение в Европе в этот период было крайне тяжелым — процесс закрепощения крестьян сильно ухудшил их условия жизни, а к этому добавилась целая череда бедствий в виде масштабных наводнений, эпидемий и целых семи неурожайных лет подряд.
Низшие слои общества видели в происходящем признаки конца света, что способствовало резкому обострению религиозных чувств.
Кроме того, утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, обученных военному делу, но не имевших на родине ни дела, ни средств к достойному существованию. В первую речь идет о младших сыновьях знатных родов, которые в новых условиях единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.
Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем — восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.
Восстание мусульман-сельджуков
Одной из причин первого крестового похода стало восстание мусульман-сельджуков. Это племя проживало в турецких степях. Сельджуки стали одерживать ряд побед на территории Малой Азии над византийскими войсками. Особенно большая победа была в битве при Манзикерте, который находился на территории древней Армении в 1071 году. В результате этого, они получили контроль над Эдессой и Антиохией. Сельджуками в 1078 году был создан султанат Ром, столицей которого стала Никея. А в 1087 году ими был занят Иерусалим.
Император Византии Алексиос I решил использовать это продвижение сельджуков в Святую Землю для обращения за военной помощью к Западу. Письмо было направлено папе Римскому в 1095 году. Папа отозвался на эту просьбу. Он и раньше посылал войска на помощь Византии против печенегов в 1091 году. В этот раз Урбан II снова был склонен помочь христианам. Его желанием было возвращение Святой земли под контроль Христианской церкви. Он хотел защитить христианские святыни, гробницу Иисуса Христа и Святой Гроб Господень, находящиеся в Иерусалиме. Также в защите нуждались проживающие там христиане и паломники. Кроме этого было ещё несколько небольших причин, дающих преимущества.
Поводы для войны и объявления крестового похода
Поводом для объявления войны стало ограничение в 1071 году доступа христианских паломников в Иерусалим и обращение к Папе Римскому византийского императора Алексея I Комнина в 1095 году. Первый фактор вызвал появление в Европе множества легенд об «антихристианских зверствах» мусульман (хотя на самом деле в то время сторонники ислама отличались веротерпимостью, и запрета на исповедание христианства в их землях не было). Второй фактор был уже прямым поводом к войне, ибо император (а Византии и ранее приходилось пользоваться помощью западноевропейских наемников) просил поддержки в войне с турками-сельджуками, которые действительно захватили ряд византийских территорий в Анатолии.
Изначально папа Урбан II собирался именно что выполнить просьбу Византии о помощи, отправив приличный отряд против турок. Идея «освобождения от нехристей священного града Иерусалима» служила лишь хорошей аргументацией для добровольцев. Провозглашенное папой в ноябре 1095 года на церковном соборе в Клермоне обращение с призывом отправиться воевать на восток на деле адресовалось только французскому рыцарству. Однако папа выступил действительно талантливо, а в его речи прозвучали уверения, что участие в походе принесет христианским воинам не только спасение души, но и богатство.
В результате призыв папы подхватило множество фанатичных проповедников (самый известный из них – Петр Пустынник). Так о предстоящей кампании узнали почти все европейцы. А в сложившейся конкретно-исторической ситуации их было нетрудно подвигнуть на предприятие, столь же богоугодное, сколь и экономически выгодное. И претендентов на участие в поход сразу стало много больше ожидаемого.
Популярные сегодня темы
-
Операционная система Linux
Linux является семейством операционных систем, которое в 1994 году разработал Линус Торвальдс (однако, начало разработки начиналось еще в 1991 году).
-
Чай
За многие годы чай стал довольно популярным напитком, как в России, так и в других странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Под термином «чай» понимается напиток, который получают при
-
Взрывы
Взрывы – очень серьёзная и опасная чрезвычайная ситуация. Взрывы за собой влекут огромные последствия: загрязнение прилегающей к месту взрыва окружающей среды, гибель неизвестного количества
-
Вавилов Николай Иванович
Николай Вавилов – известный русский, советский биолог и генетик, внёсший огромный вклад в развитие селекции и теории происхождения растительного мира.
-
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание необходимо в условиях настоящего времени. Сейчас очень много проблем возникло из-за безалаберности и халатности человечества. Для того, чтобы избежать ещё большего ус
-
Передвижение кошек (Как передвигается кошка)
Кошка относится к млекопитающим, семейству кошачьих, отряд хищных. Наши домашние красавицы относятся к подвиду лесной кошки.
Падение Константинополя
В марте 1204 года венецианцы и крестоносцы заключили договор о разделе Византийской империи. Рыцари пошли на штурм Константинополя, после чего город пал.
Горожане попытались договориться с захватчиками и вышли навстречу им с крестами и изображениями Христа. Тем не менее крестоносцы приступили к грабежам и насилию. В первые дни после штурма погибли около 2 тыс. горожан. Мародёры массово грабили храмы. Многие святыни, хранившиеся в Константинополе, впоследствии оказались в Западной Европе. В ходе грабежей и пожаров сильно пострадала Императорская библиотека — одна из крупнейших в мире.
«Византийско-венецианский договор 1187 года, по условиям которого византийские василевсы, полагаясь на флот итальянских союзников, сократили свои военно-морские силы до минимума, также стал одной из причин падения Константинополя в 1204 году», — отметил Ульянов.
На развалинах города крестоносцы заявили о создании Романии (Латинской империи). На неподконтрольных им землях Византии жители-ромеи основали несколько независимых государств. Правители одного из них — Никейской империи — в 1261 году выбили крестоносцев из Константинополя и восстановили Византию.
Также по теме
Древнерусское наследие: в Великом Новгороде археологи нашли княжеские печати и византийские торговые пломбы
Учёные Института археологии РАН обнаружили большую коллекцию древнерусских печатей и византийских торговых пломб в ходе раскопок в…
Как писал Харитонович, Романия просуществовала недолго и не стала основой для поддержки Иерусалимского королевства.
«Но и православная Византия уже не восстановилась в прежней силе и в размерах. Она попала в зависимость от турок, что в конечном итоге привело к её падению в 1453 году. В результате Четвёртого крестового похода неприязнь православных к католикам, существовавшая и ранее, превратилась в ненависть. Плоды её ощутимы и поныне», — написал он в своей книге.
В свою очередь, академик Академии политических наук РФ Андрей Кошкин, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова, отметил в беседе с RT, что «это были уже не те рыцари, которые отправлялись в первые крестовые походы».
«Их ничуть не смутило, что четвёртый поход задумывался для борьбы с мусульманами в Египте, а закончился разорением христианского Константинополя», — заявил эксперт.
По мнению Кошкина, из-за действий крестоносцев было окончательно потеряно доверие между восточными и западными христианами, началось оформление цивилизационного раскола.
«Обыкновение прикрываться красивыми лозунгами при совершении неблаговидных деяний сохранилось у западных политических элит на столетия. Думаю, даже сегодня при желании мы можем найти немало примеров подобного поведения», — заключил эксперт.
Ход событий
Дата 1096 – выступление западноевропейских рыцарей на Восток. Направление первый крестовый поход взял на Святую землю. Боевой дух участников Папа Римский Урбан II пытался поддержать тем, что обещал отпустить все грехи – и те, что были совершены в прошлом, и те, что будут совершены в будущем.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Весной 1096 года тысячи крестьян, к которым иногда примыкали группы мелких рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на Восток. Не дойдя до Никеи в Малой Азии, были разгромлены сельджуками. Рыцарское войско несколькими колоннами двинулось в путь позже, в августе 1096 года, под руководством Готфрида IV герцога Бульонского.
За годы похода крестоносцы (их так прозвали за кресты, нашитые на плащи) не раз наталкивались на засады, отбивались от разбойников, страдали от жары. В июле 1099 года крестоносцы подошли к Иерусалиму. Рыцари-христиане с криками «Так хочет Бог!» ворвались в город и устроили там кровавое побоище.
Рис. 2. Захват Иерусалима крестоносцами.
Вариант №2
Чтобы объяснить, что такое крестовые походы и зачем они совершались, необходимо познакомиться с их предисторией.
В 1071 году турки-сельджуки напали на Византию и покорили её. Затем они завоевали огромные территории, находящиеся в Малой Азии. Сельджуки, которые были мусульманами, оскверняли христианские святыни и убивали священников и монахов. Мусульмане принуждали христиан сменить веру, а если те отказывались, то сельджуки убивали их.
Кроме того, сельджуки захватили Иерусалим и все святыни христиан, хранившиеся в этом городе. Мусульмане препятствовали паломникам в поклонении христианским святыням и надругались над Гробом Господним.
В Риме прекрасно знали о том, что творят сельджуки. Папа Римский Урбан II стал призывать христиан к освобождению Иерусалима от иноверцев.
Затем византийский император обратился с просьбой к папе римскому, прося его поддержки в защите от сельджуков. Вместе они собрали людей, желающих освободить святую землю от мусульман.
Все желающие приносили клятву и нашивали на свои одежды красный крест. Воины получили название «крестоносцы», а освободительная миссия — «крестовый поход».
Первый крестовый поход начался в 1096 году. В нем приняли участие тысячи богатых и бедных христиан. Благодаря воодушевлению, с которым отправились люди на освобождение святой земли, они смогли отвоевать Иерусалим. Некоторое время христианам удавалось сдерживать нападения мусульман на отвоёванные территории.
Но недолго крестоносцы могли давать отпор сильным войскам мусульман. Некоторые города пришлось уступить. После ряда поражений, христиане организовали второй крестовый поход. В нем приняли участие Франция и Германия. Католическая церковь объединяла всех крестоносцев и направляла их действия. Впоследствии не только благими мотивами руководствовались освободители святой земли, но и жаждой наживы. Всех привлекали сказочные богатства Востока.
Было осуществлено 9 крестовых походов. Но, мусульмане смогли победить крестоносцев и вытеснить их с завоеванных территорий.
6, 10 класс для детей
Доклад 2
Крестовые походы представляют собой завоевательную экспансию представителей различных рыцарских орденов на территорию Ближнего Востока и Восточное Средиземноморье. На самом деле, конечно, не следует считать эти походы только завоеванием с целью банальной выгоды, тут действовало много факторов. Изначально вообще причины не существовали, так как мусульманские страны, которые занимали священные христианские города, не только спокойно относились к паломничеству, но даже и способствовали притоку христиан на свою территорию, ведь они были чем-то наподобие современных туристов, то есть приносили выгоду странам.
В 11 веке многие территории заселяются турками-сельджуками, которые ведут себя не так благодушно и начинают завоевания, притеснения и ведут себя, скажем так, как подлинные победители. Со временем, в частности после битвы с Византией в 1071 году, они понимают свою оплошность, но Византия обращается к Западу и Урбан Второй объединяет своим призывом различные рыцарские ордена в поход на Иерусалим. Город они захватили, хотя там были на тот период египетские войска, а не турецкие, так или иначе, этот поход воодушевил многих рыцарей.
Всего совершался ряд крестовых походов и наиболее известным являлся третий, так как в нем участвовало множество знатных людей, причем с каждой стороны. В частности там участвовал Салладин, который был правителем Египта и сумел захватить Дамаск и Иерусалим, а со стороны Запада выступил Ричард Львиное Сердце и ряд других монархов. Завершается эпоха крестовых походов в 14 веке, когда совершался довольно длительный четвертый крестовый поход, который привел даже к отлучению Византии и ряда орденов от римской церкви и этот факт подтверждает разницу между религиозными мотивами и целями, которые ставили крестовые походы перед собой.
Как известно, история пишется победителями, а победители в действительности не всегда являются лучшими представителями человечества. Нередко они являются, как бы грубо такое не звучало, трусами и подлецами, ну или, говоря более мягко, весьма прагматичными людьми.
Так или иначе, минувшие события в связи с этим нередко романтизируются, ради того чтобы создать положительный образ. Именно таким образом дело обстоит с крестовыми походами. Они довольно мощно романтизировались в мировой культуре, но, если разобраться более детально, имели зачастую вполне утилитарные цели, которые прикрывались за религиозными или другими «благородными» мотивами.
6 класс
Тюркские завоевания: 1071–1096 гг.
бейликов
В результате гражданской войны претенденты на византийский престол искали помощи у тюрков, уступая византийские территории. Потеря таких городов, как Никея, и еще одно поражение в Анатолии приводят к продолжению войны. Гражданский конфликт окончательно закончился, когда Алексий I Комнин, который руководил имперскими армиями для разгона восстаний в Малой Азии, сам стал мятежником и захватил византийский трон в 1081 году. Несмотря на чрезвычайные реформы, осуществленные Алексием, Антиохия и Смирна были потеряны к 1084 году. Между 1078 и 1084 годами город находился в руках Филарета Брахамиоса, армянского отступника. К 1091 году несколько оставшихся византийских городов в Малой Азии, унаследованные Алексием, также были потеряны. Однако не все закончилось поражением Византии; в 1091 году совместное вторжение сельджуков / печенегов и осада Константинополя было полностью разбито, в то время как были сдержаны, что требует Империи сосредоточить свои силы против турок. Таким образом, византийцы смогли отвоевать Эгейские острова у Цаха, уничтожить его флот и даже вернуть себе южное побережье Мраморного моря в 1094 году
В 1094 году Алексий Комнин отправил Папе Урбану II послание с просьбой предоставить оружие, припасы и квалифицированные войска. На Клермонском соборе в 1095 году Папа проповедовал крестовый поход, который должен быть предпринят, чтобы захватить Иерусалим и в процессе, помочь Византийской империи, которая больше не могла охранять христианский мир в Восток от исламской агрессии. Хотя крестовые походы помогли Византийской империи отвоевать многие жизненно важные анатолийские города, они также привели к распаду империи в 1204 году, когда византийцы изо всех сил пытались удержать свои территории.
Предпосылки и цели похода
Папа Урбан II благословляет крестовый поход
Конечно, для такого глобального события было много объективных причин. В то время арабские правители на Ближнем Востоке были атакованы и побеждены турками-сельджуками, которые также были мусульманами. Поэтому регион, где впоследствии проходили крестовые походы, был полем постоянной внутренней войны между различными мелкими и крупными правителями. Одним из предварительных условий провозглашения Первого крестового похода была просьба византийского императора Алексия I Комнина к Папе Римскому о помощи. Византийцы уже некоторое время использовали западноевропейских рыцарей в качестве наемников против арабов и сельджуков, поэтому император, вероятно, ожидал, что мощная армия придет ему на помощь, изгонит его врагов и в одиночку захватит территорию. Но он просчитался. Для самих крестоносцев, от феодальной и церковной верхушки до последнего крестьянина, крестовый поход был просто подарком. Поскольку к тому времени все более или менее пригодные для использования земли в Европе были поделены, многочисленные рыцари, не имевшие практически никакой земли, грабили купцов или нападали на других рыцарей с целью вымогательства выкупа. Незадолго до Клермонского собора папа Урбан был вынужден освободить епископа Ламберта Аррасского, который направлялся на собор и был захвачен одним из таких спекулянтов
Поэтому для церковных и светских властей было важно не только увеличить свою власть, но и направить грабительские интересы большого количества таких воинственных рыцарей в чужие земли. Разумеется, все высокопоставленные феодалы, принимавшие участие в этом крестовом походе, также рассчитывали на завоевание земель и сокровищ
Алексиос направил народные войска в Малую Азию
Он не прислушался к совету Византии. Там эти плохо подготовленные воины попали в засаду. Их уничтожили около Никеи армией сельджуков, которой командовал Килий (Килич) Арслан. Этот разгром случился 21 октября 1096 года. Алексиос и Урбан не ожидали такого результата. Другая группа крестоносцев, состоящая из богатых и хорошо экипированных рыцарей, появилась в Константинополе поздней осенью 1096 года. Одним из руководителей этой группы был давний враг византийского императора нормандец Богемунд.
Он со своим отцом ранее нападали на византийскую Грецию тринадцатью годами раньше. Сначала рыцари поклялись в верности императору Византии. Среди рыцарей возникли языковые барьеры, так как они были из разных стран. Эта западная армия была самой благочестивой. Рыцари стремились победить сельджуков и создать ещё несколько христианских государств. Этому смешанному войску удалось вернуть Никею. Затем они прошлись по Анатолийской равнине. Крестоносцы победили 1 июля 1097 года в Дорилайоне.
Но после этих побед армия крестоносцев разделилась. Часть их направилась в Эдессу. Другие двинулись в Киликию. А третья часть отправилась в Антиохию, находящуюся на границе Евфрата. Это был священный город для христиан. В нём когда-то жили Святые Апостолы Пётр и Павел. В Антиохии родился Святой Лука
Это стало важной причиной, чтобы вернуть его в христианский мир. Антиохия была хорошо укреплена и имела большую площадь
Её трудно было окружить. На протяжении 8 месяцев длилась осада города. Мусульмане и христиане страдали от голода и умирали от чумы. В армиях противников были и дезертиры. Крестоносцы заняли её в 1098 году. Этот город остался под властью нормандцев.
Следующим на пути армии крестоносцев был Иерусалим. По дороге к нему воины захватили несколько сирийских городов. Эта армия подошла к Иерусалиму 7 июня 1099 года. Этот город был конечной целью крестоносцев. Крепость была взята 15 июля 1099 года. Когда рыцари ворвались на улицы города, началась массовая резня мусульман и евреев. Всего было убито около 75000 человек. Но эта цифра приблизительна. Иерусалим снова стал принадлежать христианам. Крестоносцы вернулись домой богатыми и со священными реликвиями.
Повод к началу первого похода
В конце XI в. на Ближнем Востоке усилилось исламское влияние. В 1071 г. христиане потерпели серьёзное поражение от мусульман на Востоке Анатолии. Гнев Папы Римского вызвала и весть из Святой земли, что благочестивые паломники-христиане якобы подвергаются издевательствам со стороны «нехристей». Это стало поводом к «вооружённому паломничеству» в Иерусалим и освобождению Гроба Господнего.
Рис. 1. Клермонский собор.
Папа Римский Урбан II на Клермонском церковном соборе в ноябре 1095 года не скупился на слова, ярко описывая все ужасы несчастных христиан в Палестине. Очевидно, что он всё несколько преувеличил. Фактом является то, что мусульманские правители Иерусалима взимали плату «за вход» в город. Христианским паломникам это казалось унизительным. Тем более, что в Иерусалиме действительно разрушались святые места и уничтожались памятники христианства. Положить этому конец – цель первого крестового похода.
У мусульман-сельджуков помимо крестоносцев было ещё много проблем
Они воевали со своими соседями шиитами фатимидами. Эти их противники базировались в Египте и отбили у них Иерусалим. В это же время умер сельджукский султан Малик-шах в 1092 году. Сразу после его смерти началась междоусобная борьба за власть. Основное войско сельджуков находилось в Багдаде. Это было довольно далеко от предположительных мест сражений. Так и случилось: во время первого крестового похода не было централизованной поддержки и управления ходом сражения. Мусульмане-шииты вернули свою власть над Иерусалимом. Это случилось всего за несколько месяцев до начала крестового похода. Эти мусульманские общины, возможно, не знали о надвигающихся крестоносцах. Они думали, что это один из набегов византийцев.
Но крестоносцам было важно преследовать врага. Они не хотели завладеть богатствами, которые сельджуки перевозили вместе с собой
Рыцари хотели остаться в Леванте до конца. Но в армии папы были не только закалённые в боях рыцари, было и много случайных людей, которые заслушавшись речами об общей благодати, вступили в армию крестоносцев. В этом войске было немало бедных и мелких рыцарей. Их возглавил Пётр Отшельник и Вальтер. Это были плохо экипированные рыцари. Они пошли в поход, чтобы обогатиться. Во время крестового похода местное население недружелюбно относилось к ним. Пётр, побывавший когда-то в мусульманском плену и испытал всяческие пытки на себе, жаждал мести. Другая группа воинов Креста двигалась вдоль Рейна. Они тоже были плохо вооружены. Ими командовал граф Эмишо. За время пути эти воины нападали на евреев и разоряли их. Эти две группы крестоносцев ещё называют «Народным крестовым походом». Летом 1096 года оба эти народные войска прибыли в Константинополь. Объединившись, они двинулись дальше на Иерусалим. Они хотели победить сельджуков.
Юридический характер католического учения о спасении
Разность
православия и инославия заключается не в каких-нибудь частных недомолвках и
неточностях, а прямо в самом корне, в принципе, что православие и инославие
противоположны между собой: правовое и
нравственное, христианское.
Бог у них
понимается главным образом первопричиной и Владыкой мира, замкнутым в своей
абсолютности, – отношения Его к человеку подобны отношениям царя к подчиненному
и совсем не похожи на нравственный союз. Точно также и человек представляется в
его отдельности, он живет для себя и только одной внешней стороной
своего бытия соприкасается с жизнью общего, – только пользуется этим общим;
даже и Бог с точки зрения человека
является только средством к достижению благополучия. Началом жизни,
следовательно, признается себялюбие.
Между тем, по мысли св. отцев, бытие и жизнь в собственном смысле принадлежат
только Богу, все остальное, все тварное существует и живет исключительно своим
причастием этой истинной жизни Божией. Бог – средоточие жизни: никто не может и
не должен жить для себя, смысл жизни
каждого бытия – в Боге, что практически значит, в исполнении Его воли. Учение Христа Спасителя есть
учение об отвержении себя, и
уничтожение греховной самости, себялюбия, саможаления есть главная задача
всякого христианина.
Христианство с самых первых
своих исторических шагов столкнулось с Римом, древний же Рим считается
носителем и выразителем права, закона. Религия не составляла исключения, – она
была тоже одним из применений права.
Так
получила себе начало юридическая теория,
которая состоит в том, что аналогия
труда и награды признается выражением существа спасения.
Правовой
строй имеет своей задачей сопоставить несколько себялюбий, так чтобы они не
мешали друг другу
Для государства или сограждан не важно, каково мое
внутреннее настроение, для них существенно лишь мое внешнее поведение, потому что только это касается их благополучия. Нравственный союз проникает со своими
требованиями в самое святилище человеческой совести
В правовом
союзе человек стоит пред лицом Божиим совсем не в положении безответного
грешника: он склонен представлять себя более или менее независимым, обещанную
награду он ожидает получить не по
милости Божией, а как должное за свои труды.
Заслуги
приписываются не добродетелям или расположениям души, а внешним поступкам.
Жизнь человека превратилась в бездушное исполнение частных предписаний.
Разнородность участников первого крестового похода
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474)
Не меньшим папы вдохновителем Первого крестового похода стал священник из Амьена Петр Пустынник. Неутомимыми проповедями во Франции, Фландрии, Лотарингии и Северной Германии он собрал 40-тысячное ополчение, преимущественно из числа крестьян, включая женщин и детей, нищих, бродяг и бедных рыцарей, которое 20 апреля 1096 двинулось из Кельна в поход на Иерусалим. Практически безоружное, пешее, без достаточных запасов продовольствия, оно разбоем добывало себе провиант, устраивало жестокие погромы, под страхом смерти обращая евреев в христианство. Грабежи продолжились и в Венгрии, Сербии и Мизии, где воины Христовы разоряли и жгли города, пока под Нишем местный византийский гарнизон не дал им бой, уничтожив до 10 тысяч народных крестоносцев.
12 июля уцелевшее воинство Петра Пустынника добралось до Сердикки (ныне София, Болгария), откуда под византийским военным сопровождением 1 августа прибыло в Константинополь.
Вопреки предостережениям Алексея Комнина часть крестоносцев настояла на немедленном продолжении похода, переправилась через Босфор и уже 6 августа расположилась под стенами Никеи, столицы Конийского султаната, грабя окрестности. Достаточно быстро был захвачен расположенный рядом город Ксеригордон, однако удержать его не удалось, и 29 сентября шеститысячный крестьянский отряд во главе с двумя сотнями немецких рыцарей был уничтожен практически полностью. Пустив слух, что Никея капитулировала, сельджуки выманили из Константинополя еще 20 тысяч попавших в засаду крестоносцев и 21 октября были все они были истреблены.
Осада крестоносцами Антиохии. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474)
Уцелевшие останки, не более тысячи человек, народного ополчения вместе с Петром Пустынником дождались подхода основного войска крестоносцев, размером где-то до 35 тысяч, которое окончательно собралось в столице Византии в апреле 1097 года. Рыцарство со всей Европы, около 4 тысяч, возглавляли граф Раймунд Тулузский, папский легат Адемар Монтейльский, князь Боэмунд Тарентский, лотарингский граф Готтфрид Бульонский с братьями, Роберт Фландрский, Роберт Нормандский Блуасский (отец будущего короля Англии, своего полного тезки) и Гуго Вермандуа (сын Анны Ярославны и младший брат отлученного от церкви Клермонским собором короля Франции Филиппа I).
Вместе с двухтысячным византийским отрядом, но без общего командования, в мае крестоносцы переправились через Босфор. 19 июня после более чем месячной осады они захватили Никею, 1 июля нанесли сокрушительное поражение войскам сельджуков под Дорилеем (ныне Эскишехир, Турция), что открыло им путь вглубь Малой Азии. По мере удаления от Константинополя обещанная Алексеем Комнином помощь ослабевала, что усугубляло недоверие между ситуативными союзниками в условиях изнурительного перехода по выжженному солнцем Анатолийскому плато.
15 августа 1097 года крестоносцы дошли до Иконии (ныне Конья), откуда двинулись дальше на юг. Возле так называемых Киликийский Ворот, одним из немногих проходов через горы Тавра, румский султан Килич-Арслан предпринял последнюю, и неудачную, попытку остановить крестоносцев. Победа при Гераклее и взятие города Тарс рассорила Балдуина Бульонского и Боэмунда Тарентского, каждый из которых стремился любой ценой завоевать собственный феод. Их противостояние переросло в боевую схватку, после которой Балдуин с братьями оставил войско крестоносцев, направлявшееся на юг, и в начале 1098 года захватил богатый армянский город Эдеса на правобережье Ефрата, ставшим центром Эдесского графства, первого государства крестоносцев.
Крестьянское выступление
Еще до назначения даты выступления, в направлении Иерусалима начало свое движение армия крестьян. Если рыцари могли сформировать войска из нескольких тысяч человек, то количество бедняков насчитывалось в 8−10 раз больше. Урбан II даже не мог предположить, какой масштаб примет народное движение за освобождение святых мест.
Возглавлял этот поход Петр Пустынник. Многотысячную толпу, состоящую из 50−60 тысяч человек, трудно было назвать армией. Правда, потом она сократилась до 30−35 тысяч. В ней отсутствовала военная дисциплина. Мужей сопровождали их жены и дети. Создавалось впечатление, что люди идут не на войну, а просто прогуляться.
Достигнув Восточной Европы, люди столкнулись с первыми трудностями. Отправляясь в путь, они взяли с собой мало припасов. Надежды на бесплатную раздачу еды местным населением не оправдались. В результате пропитание пришлось добывать силой, что сопровождалось конфликтами. Во время прохождения венгерских земель они были атакованы армией, состоящей из болгар, венгров и византийцев. По ходу сражение четверть войска ополченцев оказалось перебито.
Уже находясь в Малой Азии, начались бои с сельджуками. Крестьяне не умели воевать, и настоящего оружия у них не было. В каждой стычке с их стороны шли огромные потери. Фактически это было уничтожение людей. Причем не щадили никого. Убивали как мужчин, так и женщин. Не составляли исключение и дети.
Наследие Первого Крестового похода
В марте 2000 года Папа Римский Иоанн Павел II принес извинения за грехи, совершенные во имя Церкви, в том числе и за Крестовые походы. Первый Крестовый поход привел приблизительно к 150 годам крестовопоходной активности, как официальной, так и неофициальной. Крестьянский Крестовый поход, во главе с Петром Пустынником, закончился полномасштабной резней за пределами Константинополя, в то время как дурно родившийся Крестовый Поход детей закончился тем, что капитаны судов переправили молодежь в Северную Африку вместо Ближнего Востока, чтобы продать их там в рабство.
Крестовый поход не стал окончанием церковного раскола, также он не прекратил «частные войны» в Европе. Тем не менее, он стал стимулом для нового века коммерции и торговли, той существенной выгодой, которая смогла проложить путь к процветанию городов-государств, появившихся в Италии.
Рекомендуем также:
Грюнвальдская битва, 1410
Детский крестовый поход. 1212 год
Великая осада Мальты
Тамплиеры и деньги. Кто создал мировую финансовую систему?
Готфрид Бульонский – биография, крестовый поход
Священная война Саладина
Крымская война: непосредственные причины
Элеонора Аквитанская. Мать Ричарда Львиное сердце
Dieu le veut!
Тайны секретного архива Ватикана
Кто такой Степан Бандера?
Поход женщин на Версаль
Начало войны и результаты
Первые кровопролития начались за несколько месяцев до того, как на войну двинулись полки рыцарей. Монах Петр Амьенский (или Петр Пустынник), был сильно вдохновлён словами папы и якобы полученным во сне пророческим видением. Он тут же начал собирать вокруг себя простых людей из народа для похода на восток. Вооружением этого ополчения стали сельскохозяйственные орудия труда. Но даже такие недорогостоящие предметы были не у каждого из тех, кто примкнул к Петру. Средств, чтобы нанять корабли у них конечно не было, поэтому им предстоял долгий путь в «святую землю» пешком или на старых телегах, запряженных быками. Бедняки отправились в дорогу со своими женами, детьми и со всем что у них было из вещей.
Первыми от их рук пали евреи в городах Европы, якобы виновные финансировании мятежных эпископов. Эти почти неуправляемые толпы грабили и крушили всё на своем пути. Опустошив селения на Балканах, ополчение пришло в Константинополь, и вскоре от «освободителей» пришлось срочно спасать и саму столицу Византии. В первом же сражении с турками-сельджуками, эта армия бедняков, или «неимущих Христа», как их ещё называли, потерпела сокрушительное поражение.
Такие беспорядочные действия вовсе не радовали папу Урбана II, и наконец, летом 1096 года, на войну выступили обученные и хорошо вооруженные войска. С этого момента количество женщин, стариков, детей и бедных для участия в боях стали задействовать крайне редко.
Это интересно: 438,Разгром Хазарского каганата: разъясняем подробно
Итоги правления
Реформы, проведенные Алексеем Комнином почти за 40 лет его правления, в частности в финансовой и военной сфере, позволили вывести Византию из глубокого кризиса, в значительной мере восстановить и укрепить ее владения на Балканах и Малой Азии, а начатой им династии — в течение следующего столетия возродить культурное и военное доминирование Византии в Средиземноморье. Т.н. Комнинское возрождение завершилось со смертью в 1180 году Мануила I, внука Алексея I, — страну снова поглотили междоусобные войны за престол и в 1204 году, после захвата Константинополя участниками Четвертого крестового похода Византийская империя распалась на несколько государств, а власть над Константинополем после падения Латинской империи Комнины вернуть не смогли и правили Трапезундской империей до ее уничтожения турками в 1461 году.
Поделиться
Итоговые результаты
К негативным результатам первого Крестового похода относятся многочисленные людские жертвы. В процессе боев было разрушено множество ценных исторических памятников. Однако существовали и положительные моменты похода:
- Мусульмане и христиане стали заимствовать между собой знания.
- Между Европой и Востоком произошло налаживание торговых отношений.
- У европейцев появилась информация о незнакомых сельскохозяйственных культурах Востока.
После первого Крестового похода на территории Малой Азии появились города, принадлежащие крестоносцам. Однако их существование было недолгим. Мусульмане не собирались отдавать свои земли и постоянно вели борьбу за их возврат. В результате развернулась длительная война в виде очередных Крестовых походов христиан.
https://youtube.com/watch?v=EznNcak-NQg