Другие крестовые походы
Пятый, шестой, седьмой и восьмой крестовый походы представляли собой неудачные попытки европейских государей отвоевать хоть что-то у «бусурман», но все они заканчивались неудачей. Исключением является лишь шестой крестовый поход (1228–1229), во главе которого стоял умный дипломат, германский император Фридрих II Гогенштауфен. Ему удалось (воспользовавшись раздорами в самом мусульманском лагере между шиитами и суннитами) договорится с египетским султаном аль-Камилем о мирном возвращении христианам Иерусалима и части земель некогда отнятых Салладином.
Но уже через 15 лет после окончания шестого крестового похода вследствие нарушения христианскими пилигримами мирного договора, Иерусалим был снова осажден и снова потерян, на этот раз уже навсегда.
Последний восьмой крестовый поход, предпринятый французским королем Людовик IX Святым в 1270 году закончился полным провалом, смертью самого короля и многих его подданных, участвующих в этом походе. После этого поражения европейское рыцарство окончательно разочаровалось в крестовых походах.
Помимо канонических крестовых походов, были и многие другие религиозные войны, которые также порой называли крестовыми походами. Среди них можно выделить борьбу с еретиками в самой Европе, так был альбигойский крестовый поход против еретиков-катаров во Франции, гуситский крестовый поход против гуситов в Чехии, неудачные крестовые походы против набирающей силу Османской империи и многие другие.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Второй крестовый поход
Положение молодого Иерусалимского королевства было с самого начала весьма шатко, что не удивительно для государства окруженного совсем недружественными соседями, причем не только мусульманами, ведь вскоре и византийский император вступил в союз с турками-сельджуками. А последние не сидели сложа руки, и в 1144 году захватили Эдессу – один из ключевых городов крестоносцев в регионе.
Для ее отвоевания был организован второй крестовый поход, участниками которого стали в основном французские рыцари, что неудивительно ведь основной костяк крестоносцев Иерусалимского королевства также составляли французы. Поход был возглавлен французским королем Людовиком VII и немецким императорам Конрадом III Гогенштауфеном. Однако крестоносцы основательно поредели еще по пути к Иерусалимскому королевству, вследствие брака продовольствия, и болезней в войсках. Дойдя, наконец, до цели, они потерпели ряд военных поражений от арабов, после чего оба предводителя отказались от своих намерений отвоевать Эдессу и вернулись в свои владения. Второй крестовый поход закончился полным провалом.
Ислам становится политической силой
Считается, что одной из основных причин, вынудившей знать Мекки пойти на уступки Мухаммеду и его последователям, была следующая. Ислам к тому моменту уже стал не только религиозным течением, но и серьёзной политической силой, которая была в состоянии объединить Аравию.
Представители знати Мекки решили воспользоваться этим в своих интересах и старались возглавить объединение Аравии под знаменем ислама, стремясь к обращению всех арабов в новую веру. Масштабное объединение аравийских земель и принятие ислама большинством арабов (зачастую показное) осуществлялось после смерти Мухаммеда. Происходило это во время правления его самых близких преемников, называемых халифами.
Какие факторы способствовали единству Арабского халифата
Первые халифы (в переводе с арабского — преемник, заместитель) были вынуждены с помощью оружия подавлять мятежи, возникавшие в различных районах Аравии, которые возглавлялись так называемыми лжепророками. Восстания были следствием противоречия между обычными представителями племён и феодальной знатью.
Выступления были подавлены, а на внутренних социальных и экономических противоречиях старались не акцентировать внимание. Для борьбы с противоречиями и с целью воссоединения арабов правящей верхушкой была предложена концепция широких завоеваний, которая в перспективе обещала обретение новых земель и обогащение за счёт приобретённых территорий
Не желая решать нарастающие проблемы между зажиточными и бедными арабами, знать сконцентрировала внимание именно на завоевании новых земель. Внутри обывательской жизни мусульман главенствующим стал шариат (свод правил и установок, написанных Аллахом, а значит, не поддающихся изменению)
В шариате присутствуют включения из различных сфер жизни человека, таких, как:
- Религиозная.
- Нравственная.
- Юридическая.
- Бытовая.
Причины
Европа в Х-ХI веке пребывала в глубоком кризисе, «века были так себе, средние». Действительно в разгар средневековья жизнь была далеко не сахар, причем не только у простолюдинов, но и у выходцев из знатных семей. Ведь в каждой семье, что бедной, что богатой и знатной всегда рождалось по много детей (о планировании семьи и контрацепции тогда не знали и в помине). А согласно тогдашним законам во избегание семейных разборок между братьями все имущество своих родителей унаследовал старший сын. У младших сыновей оставалось лишь два пути, или пойти в монастырь и далее продвигаться по религиозно-церковной линии, или взять отцовского коня, доспехи и оружие, и стать странствующим рыцарем.
Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.
Но к концу ХI века в Европе разразился еще и экономический кризис: несколько подряд идущих неурожайных годов, как результат феодалам стало нечем платить благородным рыцарям за их службу. Да и странствующих рыцарей-бандитов становилось все больше и больше. Умным людям стало ясно, что их воинственную энергию надо куда-то направить, и желательно, чтобы это «куда-то» было подальше от их собственного дома. И куда, вскоре нашлось…
…Святой город Иерусалим является священным и для евреев, и для мусульман, и конечно же для христиан. Завоеванный арабами в 687 году, он, тем не менее, оставался открытым для христианских паломников (к слову первые мусульмане уважали христиан и евреев, считая их также людьми Книги, которые верят в одного с ними единого Бога). Все изменилось, когда к власти пришли турки-сельджуки, не отличающиеся веротерпимостью. В 1071 году они прервали паломнические пути, и закрыли «неверным» христианским пилигримам доступ в святой город Иерусалим. Только сама эта новость вызвала большое возмущение и негодование в Европе.
А еще чуть позже, в 1095 году византийский император отправил письмо Папе Римскому с просьбой помочь с турками-сельджуками, которые теснят границы Византии и вообще «христианских людей обижают».
И вот в том же 1095 году Папа Урбан II произносит свою знаменитую пламенную речь о том как «проклятые сарацины» топчут Святую Землю и притесняют христиан, и что пора бы всему благородному христианскому рыцарству собраться и освободить Святую Землю от «ненавистных бусурман» и заодно помочь византийцам, пусть они и православные (то бишь еретики) но все одно христиане.
Что и говорить, речь Папы сорвала бурные овации, а все присутствующие на ней рыцари тут же поклялись отвоевать Святую Землю и в знак этой клятвы нашили на свои одежды красные кресты. Так зародилось движение крестоносцев.
Давайте подведем итог того, что стало причиной, точнее причинами появления такого необычного исторического явления как «крестовые походы». Как видите тут причин несколько:
- Подлинное желание освободить святой город Иерусалим, сделать его доступным для христиан и заодно распространить влияние католической церкви на восток.
- Бедственное положение в самой Европе, необходимость направить энергию воинственных, но бедных рыцарей на какое-то благородное дело. «Освобождение Святой Земли от сарацин», что может быть благороднее?
Последствия
Государства крестоносцев в 1102 г. (красным цветом)
Государства, основанные крестоносцами после Первого Крестового похода:
См. также: Государства крестоносцев
Государства крестоносцев на Востоке в 1140 году
По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианских государства.
Эдесское графство — первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.
Княжество Антиохия — было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.
Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:
- Княжество Галилея
- Графство Яффа и Аскалон
- Лордство (княжество) Трансиордания — сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама
- Сеньория Сидона
Графство Триполи — последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года.
Крестьянский поход на Восток
Урбан II назначил датой выступления 15 августа 1096 года, на этот день приходится Вознесение Богородицы. Но до августа на Иерусалим самостоятельно выступили войско из небогатых рыцарей и крестьян. Во главе их движения встал Пётр Пустынник. Будучи аскетом и талантливым оратором, он проповедями увлёк за собой нищих и бедных крестьян. Бедняки шли без оружия, многие взяли в поход жён и детей. Общая численность армии достигала 50000-60000 человек. В Константинополе для переправы через Босфор собралось 35000, в Малую Азию смогло переправиться 30000.
Поход начался до уборки урожая, поэтому у крестьян не было с собой провизии. Они считали, что им как паломникам продукты дадут местные христиане. Но жители стран, через которые продвигалось войско нищеты (Болгария, Венгрия и другие страны Восточной Европы), не хотели делиться богатым урожаем после многих лет голода и недоедания. Крестоносцы приступили к грабежам.
Сплавляясь по реке Дунай, ополченцы грабили все рядом находившиеся поселения венгров. В ответ венгры объединились с болгарами и византийцами и атаковали крестоносцев у Ниши. Примерно четверть крестоносцев погибли, остальные дошли до Константинополя. В городе войско Петра Пустынника пополнилась отрядами итальянцев и французов. Император поторопился переправить её через Босфор.
В Малой Азии крестьяне поссорились и разошлись в два отряда. Напавшие на них сельджуки не ожидали лёгкой победы: безоружные крестьяне не оказали сопротивления. В битве при Дорелеуме было убито около 27000 крестоносцев. Примерно 4000 молодых юношей и девушек было взяты в плен и проданы в рабство. Из тел погибших христиан византийцы сложили холм высотой 30 метров и провели отпевание по церковному обычаю.
Третий крестовый поход
Главной целью третьего крестового похода было повторное отвоевание Святой Земли. А возглавил его главный «сорвиголова» средневековой Европы, бесстрашный и отважный король Англии – Ричард «Львиное сердце». Король Ричард был весьма своеобразной личностью в истории, правителем он был не таким уж и хорошим, своих подданных обкладывал огромными поборами, направо и налево продавал государственные должности, и по его собственным словам, «продал бы даже Лондон, только бы нашелся покупатель», все для того, чтобы собрать деньги для своих военных кампаний. А вот что Ричард по-настоящему любил и умел, так это воевать. Так еще в юношеские годы он вполне успешно воевал с собственным отцом (!) – королем Генрихом II, и королем Франции Филиппом II. Когда до него дошла весть о падение Иерусалима – желание отправиться в новый крестовый поход стало идеей фикс Ричарда.
Интересно, что в третий крестовый поход он выступил совместно со своим недавним противником, королем Франции Филиппом II, впоследствии между английскими и французскими крестоносцами и их королями не раз возникали конфликты на протяжении этого самого похода.
Третьим к крестовому походу присоединился немецкий император Фридрих Барбаросса, который со своими войсками двинулся по суше, в то время как англичане и французы отправились морем.
Третий крестовый поход с самого начала, что называется «не задался». Так переправляясь через небольшую реку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, будучи в тяжелых рыцарских доспехах упал с коня в воду и утонул в этой небольшой реке. Оставшись без своего предводителя, большая часть немецких крестоносцев, попросту повернула домой.
Не лучше обстояли дела и у их английских и французских «коллег», добравшись морем до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, вместо того, чтобы идти и освобождать Иерусалим, крестоносцы осадили крепость Акру, находящуюся у них в тылу. Акра неожиданно оказалась очень «трудным орешком», ее осада продлилась целых два года. Войска Салладина в свою очередь окружили войска крестоносцев, осаждавших Акру.
За время осады предводители крестоносцев, короли Ричард и Филллип окончательно рассорились друг с другом, после чего французский король со своими подданными махнул на все это дело рукой и уплыл обратно во Францию, оставив Ричарда наедине с Салладином. Вскоре правда военная удача улыбнулась английскому королю, крестоносцам таки удалось взять Акру, а затем победить войска Салладина в битве при Арсуфе. Вскоре Ричард Львиное Сердце, наконец, смог приблизиться к заветному Иерусалиму, но тут ему пришли новости из Европы – вернувшись во Францию, король Филипп решил воспользоваться отсутствием английского короля, и под шумок забрал практически все владения Англии на материке. Подобное вероломство возмутило Ричарда, и желание дальше воевать с мусульманами у него как то пошло на убыль. Более того, король Ричард Львиное Сердце, в конце концов, даже подружился с Салладином, вероятно в его лице мусульманский предводитель увидел достойного противника.
Одним словом, третий крестовый поход закончился мирными переговорами между Ричардом и Салладином, английскому королю удалось выторговать право свободного посещения христианскими паломниками Иерусалима (сам город при этом оставался в руках мусульман). Также за крестоносцами оставалась отвоеванная с такими трудами Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффы.
Предыстория первого похода
После призыва римского папа вступать в ряды сторонников веры и образовывать отряды крестоносцев начинается первый крестовый поход. Официальная цель похода заключалась в защите восточных христиан от нападения сельджуков. Папу Урбана II о помощи попросил император Византии Алексей II. Крестоносцы преследовали побочные цели: изгнать со Святой земли мусульман и освободить от них гроб Господний в Иерусалиме. Урбан II призывал к походу французское рыцарство, но население Западной Европы поддержало идею священной войны. Не только рыцари, но крестьяне и феодалы христианских стран отправились на Восток в едином порыве.
Замечание 1
Первые крестоносцы двинулись к Иерусалиму несколькими потоками. Вместо несколько тысяч вооружённых рыцарей, как рассчитывал Урбан II, в поход направилось около 100 тысяч людей разного положения в обществе и готовности к войне. Среди них преобладала крестьянская беднота, безоружная и неорганизованная.
Начало крестовых походов
Папа Римский пообещал всем участникам крестового похода освобождение от всех грехов, прошлых и будущих, «гарантированное место в Раю». Поэтому не удивительно, что вскоре широкие массы людей, причем как благородных рыцарей, так и просто бедных крестьян вступили в ряды крестоносцев. Ведь влияние религии в сознании людей в то время было очень сильным и все эти люди действительно верили, что после смерти непременно попадут в Рай.
Но индульгенция на освобождение от всех грехов имела и обратную сторону, так по пути в Святую Землю «воинство Христово» не гнушалось грабежами и разбоем, попутно грабя местные деревни (чего стеснятся, ведь итак все грехи простятся, значит можно и хорошенько погрешить). Особенно досталось евреям, которые как «нехристи» стали первыми жертвами воинственных крестоносцев. Так, еще не начав, по сути, воевать с мусульманами крестоносцы осуществили целый ряд еврейских погромов во многих европейских городах лежащих на пути их маршрутов.
По пути в Константинополь крестоносцы вступали в конфликт с местными жителями, кое-где, эти конфликты оборачивались маленькими локальными войнами. Например, в Чехии и Венгрии местные жители оказали крестоносцам решительный отпор, так что, наконец, дойдя до Константинополя «воинство Христово» оказалось уже весьма поредевшим в стычках с такими же христианами, просто не желавшими быть ограбленными этими «воинственными пилигримами».
Стоит отметить, что первая стихийная волна крестоносцев, откликнувшаяся на призыв Папы, была представлена в основном бедными крестьянами, ставшими крестоносцами от безысходности и такими же бедными рыцарями. Когда вся эта ватага прибыла к Константинополю, византийский император был не особо в восторге. После того, как предводители крестоносцев присягнули на верность императору, первых крестоносцев переправили через Босфор, и вскоре большинство из них погибло в стычках с турками-сельджуками. Так бесславно закончился «нулевой крестовый поход», первое стихийное выступление людей, назвавшихся крестоносцами.
Распространение ислама среди других народов
Арабы начали массово селиться на завоёванных землях и смешиваться с местным населением. Постепенно распространялись арабский язык и культура. Завоеватели на протяжении длительного времени не закрывали христианские и другие храмы и не препятствовали местным жителям исполнять религиозные ритуалы. При этом все те, кто не являлись мусульманами, были обязаны платить налог, но освобождались от его уплаты в том случае, если принимали ислам.
Часто именно из-за этого многие становились мусульманами. Спустя несколько столетий некогда христианские страны, например, такие, как Палестина, Сирия и Египет, стали исламскими, а подавляющее большинство населения начало разговаривать на арабском языке. Жители Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии также были обращены в ислам, но при этом местные народы сохранили свой родной язык. Со временем ислам продолжил своё распространение на другие соседние страны, которые были неподвластны арабскому халифату.
Шииты
Однако, несмотря на широкую экспансию арабского халифата, единство мусульман являлось непрочным. Многие из них не желали признавать халифов из Омеядовской династии. Так и появилось разделение мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов.
Недовольство в низших слоях арабского общества возрастало всё сильнее. К оппозиции присоединились многие феодальные семейства. Недовольные династией Омейядов объединялись вокруг Али Абу Талиба, который являлся двоюродным братом Мухаммеда и был женат на его дочери. Али и его сторонников начали называть шиитами (с арабского — приверженцы, последователи). Они считали себя единственно законными наследниками пророка Мухаммеда. Изначально шииты являлись лишь политической группой, и только в дальнейшем они стали отдельным исламским религиозным направлением.
Одними из главных требований шиитов была передача титула халифа Али Талибу и наследование титула его потомками — алидами. Своих сторонников Али Талиб нашёл и на завоёванных арабами территориях. В итоге в 656 году восставшие шииты убили халифа Османа и потребовали избрать новым правителем Али, что и было сделано.
Интересные факты
- Какое отношение крестовые походы имеют к нашим предкам? Самое прямое, так один из лидеров первого крестового похода, тот самый граф Гуго Вермандуа, младший брат французского короля, был сыном Анны Ярославовны, дочери киевского князя Ярослава Мудрого, отданной замуж за французского короля.
- Из всего многообразия крестовых походов самым необычным и бессмысленным был крестовый поход детей, организованный в 1212 году. Детский крестовый поход начался с того что некому французскому пастуху Стефану явилось видение, в котором сам Иисус Христос призвал его возглавить новый крестовый поход из одних лишь детей, которым суждено будет освободить Святую Землю без оружия, силой одной лишь молитвы. В итоге Стефан своими проповедями смог призвать около 30 тис. детей бедных крестьян во Франции и Германии присоединится к этому крестовому походу. Вот только о средствах транспортировки детей-крестоносцев морем на Святую Землю никто не позаботился. В итоге несколько торговцев согласились перевезти их на своих кораблях, но вместо этого продали детей в рабство.
- Большинство крестоносцев погибало отнюдь не от мусульманской стрелы или сабли, а банально от голода и болезней, особенно от дизентерии – христианские воины не отличались чистоплотностью, и подхватить кишечную инфекцию в походе было проще простого.
- И еще о чистоплотности и крестоносцах. Такой принятый сегодня обычай мыть руки перед едой крестоносцы переняли у арабов и затем принесли его в Европу.
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
- Стремлением освободить Святую землю;
- Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
- Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.
Утверждение ислама среди арабских племён
Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.
Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба — главным исламским святилищем.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
- Британцы выступили под предводительством бесстрашного воина — короля Англии Ричарда «Львиное сердце».
- Король Франции Филипп II Август возглавил французских крестоносцев.
- Немецкий император Фридрих Барбаросса повел в поход немецких рыцарей.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
- Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
- Европейцы узнали о шахматах;
- Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
- В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.
- Первые короли Иерусалима (+видео)
- Спаситель Византийской империи — Алексей I Комнин (видео)
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Основные даты
• 622 г. — переселение Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину. • 630 г. — образование Арабского государства. • 750 г. — возникновение Багдадского халифата.
IV. Подведение итогов.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? (ответы учеников)
Вывод учителя:
Несмотря на существенные различия между верующими религий ислама и христианства, их всех объединяет вера в Бога, принявшего страдания во имя искупления человеческого греха.
На Земле более 2-х миллиардов последователей христианства, около полутора миллиардов последователей ислама. На основе христианства выросли современные европейская и американская цивилизация, на основе ислама сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама.
Более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство в его православной разновидности утвердилось в России. Ислам – вторая религия мира и вторая религия в России.
Без знания основ религий невозможно понять корни современной цивилизации, особенности историй многих стран мира, культуру разных эпох и народов. Изучение религий дает человеку представление об огромном богатейшем мире, сокровищнице мудрости, красоты, источника глубоких чувств и переживаний.
V. Домашнее задание.
Подготовить выступление на тему: «В чем различие архитектурного решения и внутреннего оформления мусульманской мечети и христианского храма»
Список литературы:
- Коран. Изд. Феникс, 2010, 544 с.
- Детская Библия. Изд. Фонд православного милосердия, Троица, 2007, 512 с.
Интернет-ресурсы:
- www.info-islam.ru
- ru.wikipedia.org/wiki/Ислам
- www.imam.ru
- www.astromeridian.ru
Средневековая Индия.
Защищенная почти со всех сторон морем, джунглями и высочайшими горами мира, Индия лишь с северо-запада была относительно доступна. В этом направлении проходили основные сухопутные торговые пути, отсюда же издревле нападали враги.
После очередного нашествия кочевников и падения державы Гуптов Индия оставалась раздробленной в течение нескольких столетий. Возникавшие государства ожесточенно боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. Каждое из них, в свою очередь, делилось на более мелкие княжества во главе с князьями — раджами, которые тоже враждовали между собой. Города пустели, торговля приходила в упадок.
Когда в 8 веке арабские армии подошли к западным границам Индии, они не встретили серьезного сопротивления и со временем подчинили всю ее северную часть.
Однако настоящее завоевание Индии мусульманами началось в 11 веке, когда мусульманский правитель Хорасана Махмуд Газневи 15 раз ходил войной в Индию. Из каждого похода он привозил обозы, груженные золотом и другой ценной добычей. Мусульмане (преимущественно таджики и тюрки) потоком хлынули в Северную Индию и захватили ее вплоть до Бенгалии.
В начале 13 века на северных индийских землях возникло сильное мусульманское государство со столицей в городе Дели — Делийский султанат. Со временем султаны подчинили своей власти большую часть Индии. Иногда они назначали управлять завоеванными областями своих приближенных, а иногда местные раджи, добровольно подчинившись верховной власти султана и начав платить налоги в казну, сохраняли свои владения на труднодоступных лесистых и горных окраинах страны.
Страх перед монголами, которые как раз в это время завоевывали Китай и Среднюю Азию, заставил многих князей сплотиться вокруг султана. Монголы и в самом деле в 13 веке не раз нападали на северные земли Индии, доходили до Дели. Однако там они встретили упорное сопротивление, и закрепиться так и не смогли. В начале 14 века они были разбиты и прекратили нападения, что позволило султанам расширить границы своей державы на юг и на восток. Только в южной части Индостана правили независимые индийские раджи.
Для защиты огромного султаната и управления им требовались мощное войско и аппарат чиновников. Для их содержания приходилось резко увеличивать налоги. Выгодная торговля на севере Индии почти целиком перешла в руки мусульманских купцов и султанских чиновников. Лучших ремесленников «приписывали» (даже против их воли) к дворцовым мастерским. Все, что они теперь ни делали, забиралось за ничтожную плату в султанскую казну. Росло недовольство народа, особенно опасное в условиях непрекращающихся мятежей знати. Постепенно государственная власть ослабевала, а знать приобретала все большую независимость.
Сильнейший удар по Делийскому султанату нанесло в конце 14 века нашествие очередного жестокого завоевателя — Тимура (Тамерлана). В 1398 году Тимур легко разбил войско султана, разорил Дели, перебил и увел в плен сотни тысяч людей.
На обратном пути в Среднюю Азию Тимур превращал в выжженную пустыню все земли, по которым он проходил. Железный Хромец увел с собой из Индии множество мастеров. Это их руками будет отстроена столица Тимура Самарканд.
После ухода воинов Тимура страна окончательно раздробилась. Власти султана подчинялась лишь небольшая территория вокруг Дели. Междоусобицы и мятежи не прекращались вплоть до 16 века, когда Делийский султанат перестал существовать.
Зато на юге накапливало силы индусское царство со столицей в «городе победы» — Виджаянагаре.
Еще с древности существовало деление индийского общества на четыре варны, вне которых находились «неприкасаемые». В дальнейшем это деление потеряло первоначальную строгость: так, в варне брахманов могли быть не только жрецы, но и землевладельцы, чиновники, военачальники.
Постепенно появилось более дробное деление на касты, причем для самих индийцев принадлежность к касте (иногда очень малочисленной) была важнее, чем принадлежность к соответствующей варне. Кастой была любая группа людей, занимавшаяся определенным видом деятельности и четко отделявшая себя от всех других каст. Принадлежность к касте определялась происхождением, ее члены обычно заключали браки только друг с другом.
Большинство торгово-ремесленных каст образовалось в результате разделения труда и выделения новых профессий, другие касты возникли в результате присоединения к различным индийским государствам прежде независимых племен. Все вместе касты образовывали сложную иерархическую структуру. Число их не оставалось постоянным: одни касты исчезали, другие возникали (в современной Индии их не менее 3 тысяч).