Языческие верования
Сегодня господствующей религией Эстонии является христианство. Среди жителей этой страны немало католиков, лютеран, православных и даже атеистов. Несмотря на это, многие языческие традиции эстонцев по-прежнему живы. Например, Янов день является не менее ярким и любимым народом праздником, чем Рождество. В этот день после захода солнца люди отправляются на поиски цветка папоротника, а молодёжь устраивает массовые народные гуляния.
Ещё одним отголоском языческих времён стало отношение эстонцев к природе. В древности их предки верили, что у каждого растения или животного есть свои духи-покровители. Из поколения в поколение жители Эстонии учились уважительно относиться к силам природы, ведь именно она являлась главной кормилицей и защитницей человека.
Эстонки на народном фестивале
Внешние ссылки [ править ]
- Валлийский костюм и влияние леди Ллановер Кристин Стивенс
- Статья о валлийском костюме на веб-сайте Национального музея Уэльса
- Страница из каталога Прайс Джонс из Ньютауна, Поуис, демонстрирующая валлийские плащи.
vтеНародные костюмы | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
одежда, отождествляемая с культурой и носимая до сих пор | |||||||||||
Африка |
|
||||||||||
Азия |
|
||||||||||
Европа |
|
||||||||||
Южная Америка |
|
||||||||||
Северная Америка |
|
||||||||||
Океания |
|
vтеНациональный костюм Европы | |
---|---|
Суверенные государства |
|
Государства с ограниченным признанием |
|
Зависимости и другие сущности |
|
Страны Прибалтики: список
У некоторых наших сограждан возникает резонный вопрос: «Прибалтика – это какие страны?» Кому-то этот вопрос может показаться глупым, но на самом деле не все так однозначно.
Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине. То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются. Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации.
Куда ушел поморский быт
Среди определений, кто такие поморы, есть очень точная формулировка из Малой советской энциклопедии (1931 год): «Поморы, поморцы (от “поморье” — страна на берегу моря). Особый бытовой тип великороссов, живущих на берегах Северного, Полярного и Белого морей (большей частью потомки новгородских колонизаторов). Смелые мореходы, рыбаки, охотники».
Обратим внимание на слова «особый бытовой тип». Что это значит и что с этим бытовым типом случилось в прошлом веке?
1917 год стал бедой для зажиточного крестьянства и городского среднего класса во всей России. Новый формат государственного устройства оказался несовместим с привычным укладом жизни поморов. Первой драмой стал итог Гражданской войны на Русском Севере, когда многие жители Архангельска и губернии, не желавшие жить под властью большевиков, эвакуировались вслед за интервентами.
На первый взгляд с победой большевиков социальные отношения стали справедливыми: вместо «покрута» — работы на хозяина, добыча рыбы и зверя велась по принципу артели. Но уже скоро выяснилось, что монополия на торговлю в руках государства, а рыболовецкий колхоз сдает добычу по госцене. Альтернативы не существовало.
Одновременно граница оказалась на замке. В начале XX века поморы, как при императорах и царях, ходили по морю куда хотели, в том числе, и за рубежи Российского государства, посещали Норвегию, общались на руссенорске (торговый язык) или изучали норвежский.
Как поморы дружили с Норвегией: рыба в обмен на хлеб,уникальный язык руссенорск и другие интересные факты
Теперь не просто частная торговля с заграницей, но и визиты с любой целью по вековым маршрутам оказались преступлением. По наблюдениям современников, последний раз суда поморов пришли в Северную Норвегию в 1929 году, и это было символично. Началась коллективизация и уничтожение частного предпринимательства в городах. Совместить поморский быт с новой тоталитарной экономикой оказалось невозможным. Жители прибрежных деревень по-прежнему ходили в море, ловили рыбу, добывали морского зверя — будучи уже государственными работниками, а не вольными мореходами.
* * *
Сейчас земля поморов изменилась, но некоторые традиции остались. Архангельская область добывает около 20% рыбы Северного бассейна. Вместо кочей и шняк в новом городе — Северодвинске строят подводные атомные крейсера. Речной жемчуг ушел в историю, но в области находится единственная разработка алмазов в Европейской части России. Символично то, что первые мелкие алмазы были найдены у поселка Поморье. Регион перестал быть основными воротами в Европу, но стал воротами в космос после открытия космодрома Плесецк.
Столица Поморья изменилась до неузнаваемости. Вместо бесконечных пристаней, амбаров, открытого рыбного торга на берегу Северной Двины протянулась бетонная набережная с пляжем, современными сидениями и арт-объектами, напоминающими о старине. Гуляющая по ней молодежь гордится поморскими корнями, но скорее будет защищать тюленей и особенно бельков, чем выйдет в море охотиться на них.
Эмиграция
В течение Вторая Мировая Война, когда Эстония была вторгся Советской Армии в 1944 году большое количество эстонцев покинуло свою родину на кораблях или небольших лодках через Балтийское море. Многие беженцы, пережившие рискованное морское путешествие в Швеция или же Германия позже переехал оттуда в Канада, то объединенное Королевство, то Соединенные Штаты или же Австралия. Некоторые из этих беженцев и их потомки вернулись в Эстонию после восстановления независимости страны в 1991 году.
За годы независимости все большее число эстонцев выбрали работу за границей, в первую очередь в Финляндии, но также и в других европейских странах (в основном в Великобритании, странах Бенилюкса, Швеции и Германии), что сделало Эстонию страной с самым высоким уровнем эмиграции в мире. Европа. По крайней мере частично, это связано с легким доступом к периодической миграции в Финляндию.
Признавая проблемы, возникающие как из-за низкой рождаемости, так и из-за высокой эмиграции, страна предприняла различные меры как для повышения рождаемости, так и для привлечения эстонских мигрантов обратно в Эстонию. Предыдущий президент Тоомас Хендрик Ильвес оказал поддержку кампании Талендид кодзю! («Принося таланты домой!») цель которой — координировать и способствовать возвращению эстонцев, которые обладают определенными навыками, необходимыми в Эстонии.
Эстонцы в Канаде
Одна из крупнейших постоянных эстонских общин за пределами Эстонии находится в Канаде с населением около 24000 человек. (по некоторым данным до 50 000 человек). В конце 1940-х — начале 1950-х годов в Канаду прибыло около 17000 человек, первоначально для Монреаль.Торонто В настоящее время это город с самым большим населением эстонцев за пределами Эстонии. Первый Всемирный фестиваль Эстонии прошел в Торонто в 1972 году. Некоторые известные эстонские канадцы включают Эндел Тульвинг, Эльмар Тампылд, Элисон Пилл, Уно Прии, Калле Ласн, и Андреас Вайкла.
Завоевание эстонских земель
Когда немецкие рыцари разворачивают крестовые походы, земли эстов оказываются под ударом одними из первых. В XIII веке они атакуют финно-угорские племена, занимая территории со стороны Рижского залива.
Местным жителям пришлось столкнуться с истинным истреблением. Рыцари массово убивали людей, сжигали деревни, разрушали крупные поселения. Несмотря на это, эстонцы выстояли. Они смогли развить земледелие, выращивая бобовые, пшеницу, лён, капусту и брюкву.
Более того, возделывание земли в их жизни играло настолько важную роль, что в XIII веке появляется название “маарахвас”, что в переводе с эстонского значило “люди земли”, как они себя именовали.
Вплоть до XIX века в исследованиях и фольклорных источниках значится, что у ряда племён Эстонии сохранялись языческие верования. Эсты считали священными местами дубравы, где приносили жертвы своим духам.
Сам ритуал представлял собой сложную систему, а вот профессиональные жрецы были лишь у отдельных общин. Одним из древнейших обычаев, сохранившихся до наших времён, стало разжигание костров во время солнцестояния, что, как верили, увеличивает силу солнца.
Ранняя история
Ливонцы говорят на языке, тесно связанном с финским и эстонским и более отдаленно — с венгерским. Он является членом финно-угорской семьи языков, которая наряду с самоедскими языками образует уральскую языковую семью. Последняя, в свою очередь, простирается от Скандинавии на восток через Северную Сибирь и на юг до Центральной Европы, где говорят на венгерском языке.
Первоначально название «Ливония» конкретно относилось к земле, населенной ливонским народом. Впервые оно появляется в рунической надписи 11-го века в Швеции. В 12-м веке ливонские люди упоминаются в летописи Нестора как lib ‘ или lyub’ и представлены как народность, отдающая дань России.
На рубеже 13-го века прибытие немецких торговцев и миссионеров на ливонские земли также ознаменовало начало ранней зарегистрированной истории ливонского народа. Самой известной записью станет «Ливонская хроника Генриха». Охватывая период времени с восьмого десятилетия 11-го века до 1227 года, он фиксирует завоевание балтийских и ливонских земель немцами и тевтонскими рыцарями.
Формирование эстов как народа
Эстонский археолог и историк Харри Моора в своих работах, посвящённых вопросам происхождения эстов, отмечает:
Финно-угорские культурные особенности сегодня старается выявить ряд учёных, поддерживающих возрождение национальных традиций в Эстонии.
Эстонцы в национальных костюмах
В начале I тысячелетия в Эстонии появляются отдельные этнические группы, что различались по своим диалектам. Значительное влияние на племена западных регионов оказывают скандинавские народы.
Первоначальные самобытные черты эстов дольше сохранялись в южных землях, однако и там постепенно подверглись чужому влиянию. Древнерусские этносы и вовсе стали основой для появления в Эстонии племён сету и выру. Особенно заметны славянские черты в традиционном жилье и одежде эстов юго-восточных регионов страны.
Экономика стран прибалтики
Во всех трех странах Балтии валютная инфляция в 1992 году достигла 1000%. В результате экономический спад был тяжелым, особенно в Литве, где ВВП снизился на 35%. Экономика Прибалтики снижалась до 1995 года. Хотя началось умеренное восстановление, очередной финансовый крах в России в 1998 году снова привел к рецессии.
Способность Прибалтики перейти от государственного предприятия к рыночному подходу просто замечательна. Согласно Мировому индексу экономической свободы, экономики этих стран имеют самый высокий уровень экономической свободы во всей Восточной Европе.
Последующее увеличение иностранных инвестиций, а именно из ЕС, способствовало быстрому росту экономики стран Балтии, в среднем более чем на 9%. Высокие темпы экономического роста позволили укрепить отношения с Европейским союзом, что привело к повышению уровня жизни и более изолированной экономике.
Эстония процветает со времени обретения независимости. Страна занимает 3-е место в европейском регионе по экономической свободе
Внимание Эстонии к ИТ-сектору и миру стартапам способствовало развитию экономики с высокими доходами, которая является одной из самых быстрорастущих в Западной Европе
Почти каждая отрасль Латвии и Эстонии процветала за последние несколько лет. Торговый баланс стран Балтии по-прежнему положительный, но он снизился по сравнению с уровнем 2017 года. Внутренний спрос высокий. Прибалтийские страны отличаются многообещающей экономикой.
История Прибалтики
С древнейших времен Прибалтику населяли различные балтийские и финно-угорские племена: аукштайты, жейматы, латгалы, курши, ливы, эсты. В борьбе с соседними странами собственную государственность удалось оформить только Литве, которая позже на условиях унии вошла в состав Речи Посполитой. Предки же современных латышей и эстонцев попали сразу под власть немецкого Ливонского ордена рыцарей-крестоносцев, а затем, территории, на которой они проживали, вследствие Ливонской и Северной войны были поделены между Российской империей, королевством Дания, Швецией и Речью Посполитой. Кроме того, из части бывших орденских земель было образовано вассальное герцогство – Курляндия, просуществовавшая до 1795 года. Правящим классом здесь была немецкая знать. К тому времени Прибалтика практически полностью находилась в составе Российской империи.
Все земли были разделены на Лифляндскую, Курляндскую и Эстлядскую губернии. Особняком стояла Виленская губерния, населенная главным образом славянами и не имеющая выхода к Балтийскому морю.
После гибели Российской империи, вследствие Февральского и Октябрьского восстаний 1917 года, независимость получили и страны Прибалтики. Список событий, которые предшествовали этому итогу, перечислять долго, да и он будет лишним для нашего обзора. Главное уяснить, что на протяжении 1918-1920 годов были организованы независимые государства – Литовская, Латвийская и Эстонская республики. Своё существование они прекратили в 1939-1940 годах, когда в качестве советских республик были присоединены к СССР вследствие пакта Молотова-Риббентропа. Так были образованы Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР. Вплоть до начала 90-х годов эти государственные образования входили в состав СССР, но в среде определенных кругов интеллигенции постоянно жила надежда на независимость.
Население Прибалтики
Теперь давайте узнаем, из каких категорий по различным демографическим признакам состоит население стран Прибалтики.
Прежде всего, выясним численность жителей, которые населяют государства, список которых представлен ниже:
- Литва – 2,9 млн чел.;
- Латвия – 2,0 млн чел;
- Эстония – 1,3 млн чел.
Таким образом, мы видим, что самое большая численность населения у Литвы, а наименьшая – у Эстонии.
С помощью нехитрых математических подсчетов, сравнив площадь территории и численность жителей этих стран, можно прийти к заключению, что наибольшая плотность населения у Литвы, а Латвия и Эстония примерно равны по этому показателю, с небольшим преимуществом Латвии.
Титульными и крупнейшими по численности национальностями в Литве, Латвии и Эстонии являются, соответственно, литовцы, латыши и эстонцы. Первые два этноса принадлежат к балтийской группе индоевропейской языковой семьи, а эстонцы относятся к прибалтийско-финской группе финно-угорского языкового древа. Наиболее многочисленным национальным меньшинством в Латвии и Эстонии являются русские. В Литве они занимают второе по численности место после поляков.
Поморы не у моря
В дореволюционной России поморцами называли не только жителей беломорских берегов, но и одно из основных направлений у староверов. «Раскольники поморцы, толку беспоповщины, или выговцы и выгорецкие, даниловцы. Поморщина ж. собират. раскольничий толк поморцев», — пишет Даль в «Толковом словаре».
Поморцы-староверы, в отличие от других отрицателей реформ Патриарха Никона, не принимали беглых священников. Церковные обряды — крещение, венчание, отпевание проводили грамотные миряне. Старообрядцы поморского толка могли жить и в Москве, и Санкт-Петербурге, и в Риге или Вильно, но безопасней всего чувствовали себя на Русском Севере.
Из этого не следует, что жители Поморья поголовно были староверами. На Русском Севере существовали священнические династии, на берегах Пинеги родился будущий святой Иоанн Кронштадтский. Писатель Борис Шергин вспоминает, как долго выбирал между древней верой и современным Православием и в итоге предпочел Русскую Православную Церковь.
Сейчас в России и остальном мире церковное общество христиан-поморцев насчитывает около 500 приходов и 400 тысяч прихожан.
6
Поселения и постройки
В формах поселений и построек эстонцев отражаются те же перекрещивающиеся историко-культурное связи. Эстонцы в старину селились деревнями. Наиболее характерна для них рядовая форма деревни, вытянутой в один ряд домов вдоль берега реки, подножия холма и т. п. На юго-востоке преобладала, под русским влиянием, уличная форма деревни; на островах была кучевая форма. Немецкие рыцари-бароны стремились, как и в латышских землях, разбить деревни, расселив крестьян отдельными хуторами, но им здесь это не удалось. Лишь с середины XIX в., с ростом капитализма и расслоением крестьянства, начало распространяться хуторское расселение, особенно в Южной Эстонии, где, впрочем, однодворный и малодворный тип поселений известен был и раньше. В годы буржуазной республики, после кулацкой аграрной реформы 1919 г., хутора получили полное преобладание. Деревни остались только на островах и в Сетумаа.
Но колхозный строй создал новые условия и для расселения: разбросанность хуторов затрудняет хозяйственное и культурное обслуживание колхозов, поэтому многие колхозы уже составляют планы строительства новых поселков, где намечаются, помимо жилых домов, различные здания общественного и культурного назначения.
Сейчас в Эстонии быстро увеличивается и число городских поселений: новые города Кохтла-Ярве, Ахтме и др.
Планировка крестьянской усадьбы и двора обычно лишена правильности; только на востоке известны замхжутые четырехугольные дворы. У сету постройки на усадьбе располагаются обычно в 3 ряда: клети — жилой дом — хлева. Дом обычно ориентирован на юг, против него расположены клеть и хлев. Из других надворных построек надо отметить сарай, баню и летнюю кухню — «koda», один из самых архаичных элементов усадьбы: в с.-з. части страны кода до недавнего времени была конической формы.
Все постройки прежде делались только из дерева, срубной техникой. Только на островах употреблялся и камень, главным образом для летней кухни. Крыша прежде была главным образом четырехскатная, позже появляется и двускатная. Крыли раньше тесом, с XIX в. и соломой. Средоточием старинного эстонского дома была рига с печью, служившая в зимнее время жильем. Такой дом называется (по названию риги) «rehe-tuba», По одну сторону от риги — помещение для молотьбы, зимой служащее и стойлом, по другую — кладовая (kamber), которая прежде была обычно холодной и служила летним жильем. Такая оригинальная планировка дома с отапливаемой ригой посередине известна, как мы видели, и соседям эстонцев — северным латышам. Однако полагают, что исторически она связана именно с эстонским (вообще финноязычным) населением; жилая рига известна, кстати, и в Финляндии.
Эстонский старый жилой дом
Печь в риге — центр всей семейной жизни. В старину она была черная, а перед ней располагался открытый очаг с подвесным котлом — опять сочетание восточных и западных традиций. С середины XIX в. начали устраиваться печи с дымоходом. Зажиточные крестьяне стали приспосабливать для жилья «камбер», который нагревался дымоходом из риги, или делать в камбере отдельную печь, даже голландку. Рига у богатых стала превращаться в чисто хозяйственное помещение. Начали появляться отдельные комнатки для батраков, которые раньше жили вместе с хозяевами.
Пол прежде был из утрамбованной глины с песком, позже появился дощатый пол. Из внутренней обстановки особенно важен стол в заднем углу, кровать, иногда двух-ярусная; старики спали на печи, молодые — на колосниках. Детская колыбель очень характерна: на юге она висячая (как у восточных славян), на севере — стоячая качалка (как в Западной Европе).
У безземельных крестьян, бобылей и припущенников господствовал совсем иной тип жилища: так называемый «саун» (буквально «баня»), курная лачуга с сенями. Риги у них не было, так как им почти нечего было сушить и молотить.
Социалистическое преобразование многое изменило в жилищных условиях. Меньше всего изменились жилища бывших середняков. Прежние бедняки-арендаторы, батраки либо поселились в домах кулаков, эмигрировавших фашистов, либо построили себе с помощью ссуды от государства новые дома, частью городского типа. Жилище благоустраивается, наполняется вещами культурного обихода.
Религиозные пережитки
Под покровом официальной лютеранской религии, хотя и глубоко проникшей в быт и сознание эстонского народа, отмечались и следы языческой старины.
Академик Видеман, глубоко изучивший эстонские народные верования и фольклор, собрал до 100 имен древних божеств и мифологических существ, сохранившихся главным образом в песнях в сказках. Среди них встречаются: Таг — творец, высшее божество, Abti — водяное божество, Ime — бог любви; Judas, который был, по-видимому, богом войны, теперь это одно из имен чорта; Nakk — водяной дух, который любит топить людей; Меtsik — лесное божество, ежегодно меняющее свой пол; общефинский бог Ukko упоминается только в отрывках песен; очень интересно наличие имен, хорошо известных в карело-финском эпосе: Wanemuine — бог песни, Ilmarine — искусный кузнец, сковавший небо; Kalewi-poeg — герой, сражающийся против чорта.
У сету сохранились следы почитания бога Пеко, имя которого близко к финскому «пеко» — полевой дух.
Некоторые образы древних божеств слились с христианскими святыми, в дни памяти которых еще недавно устраивались характерные обряды и праздники. Из таких праздников интересен, например, Мартынов день (Mardi-paew), 10 ноября: в этот день группа парней, ряженых обходила дома с песнями и музыкой, выпрашивая подарки — съестное, ленты, пряжу; ряженые били хозяев прутьями, а получив просимое, благодарили и плясали. В день святой Катерины (Kadri-paew), 25 ноября, подобное же шествие устраивалось женщинами. Их предводительница играла роль самой Кадри, которая считалась покровительницей скота и женских работ. Обходя дома с песнями и шутками, участницы шествия выпрашивали подарки. В этот день и накануне нельзя было прясть шерсть, так как это, по поверью, могло повредить овцам, нельзя было также стрелять дичь; зато овец в этот день стригли.
Тем же Видеманом собрано очень большое количество сохранившихся поверий, примет, заговоров, в том числе чрезвычайно архаические приемы магии лечебной, любовной, вредоносной и др.
В годы после первой мировой войны обширные материалы по эстонской народной мифологии собрал профессор Тартуского университета Эйзен.
Одежда
Женская рубаха: сету (справа), прочих эстонцев (слева)
Национальная одежда сохранилась плохо: она начала выходить из употребления еще с первой половины XIX в. Но уже с конца XIX в. наметилось возрождение национального костюма. Ныне он употребляется во время народных и колхозных праздников, при исполнении народных танцев и пр.
Основу женского костюма составляла туникообразная рубашка, застегиваемая на груди большой круглой серебряной пряжкой (selg). Поверх рубашки надевалась полосатая юбка и короткая жакетка с глубоким вырезом на груди. Зимой, помимо шубы или кафтана «кууб», носили большую шерстяную накидку вроде пледа. Мужской костюм состоял из рубахи, носившейся в Южной Эстонии навыпуск (восточнославянский способ), а в других местах в заправку, и штанов, некогда коротких до колен, впоследствии длинных, а также непременно черного суконного кафтана («кууб»), зимой — овчинной шубы.
Обувь составляли лыковые лапти или кожаные постолы. Головной убор мужчины — широкополая шляпа, у женщины — очень разнообразные головные платки, чепцы, кокошники.
Женская одежда эстонцев
Север Таиланда: окольцованные
Женщины народа карен на севере Таиланда носят на себе массу браслетов, особенно на шее, которые являются главной особенностью их национального костюма. Кольца надеваются, когда девочке исполняется 5 лет, и их количество с годами только растет. Традиция носить браслеты на шее имеет долгую историю. Согласно одной легенде, таким образом женщины пытались защититься от тигров, пока их мужчины были на охоте. Но есть другая версия. Карены считают длинные окольцованные шеи эталоном красоты и сексуальности. Да и просто прибыльным делом: туристы без ропота платят деньги только за возможность посмотреть на длинношеих дам.
Женский костюм
Традиционной формой нательной одежды была длинная туникообразная рубаха с широкими рукавами. На севере Эстонии (в Амбле, Вяйке-Маарья, на острове Хийу) носили коротенькую пышную блузу кяйсед (букв. «рукава»). Кяйсед в отличие от схожего по конструкции водского ихада имел боковые швы. Сложная вышивка с цветочными узорами покрывала нагрудную часть кяйседа. У сету, живших на юго-востоке страны, была распространена русская долгорукавка — рубаха с длинными, сужающимися к запястью рукавами.
Пара с острова Сааремаа: женщина в красочном костюме местечка Мустьяла; мужчина из Карьи
Юбки и фартуки. Юбку старинного вида, представляющую собой кусок материи, обернутый вокруг бедер, носили на юге Эстонии, в Халисте. К ней сбоку прикрепляли «боковой платок» кюль- ерятт. Сету поверх глухого косоклинного сукмана рююд (схожего с русским сарафаном и водской амы) надевали боковые полотенца набедренники. Фартуки были принадлежностью только замужних женщин. У эстонок северных областей были популярны юбки из тканей в разнообразную, часто вертикальную полоску, которые носили с приталенными безрукавками кампсун. На острове Муху недлинные, на две трети длины покрытые вышивкой юбки носили с красочными шерстяными фартуками. Жительницы самого крупного в Эстонии острова Сааремаа на западе вместе с колоколообразными юбками, расцвеченными широкими горизонтальными полосами, носили белые кружевные фартуки и жилетики лийстик. В северных районах Ярвамаа и Вирумаа эстонки любили сочетать однотонные юбки с фартуками контрастных цветов. Узорчатый тканый пояс являлся обязательным элементом костюма эстонок в любой части страны.
Головными уборами женщин юга Эстонии и у сету были полотенчатые линики; на севере и западе — тану, горшковидные поттмютс и другие чепцы, покрытые красочной, многоцветной вышивкой стилизованными цветами. По древней традиции девушки некоторых южных областей (например, Халисте) коротко стригли волосы, придерживая их на лбу плетеными лентами. На севере страны ходили с распущенными волосами или носили венки пярг с лентами. Украшениями эстонок были большие, выступающие конусом на грудные серебряные пряжки сыльг, броши, скрепляющие ворот, цепочки и янтарные бусы.
Пара из Северной Эстонии: девушка в кяйседе из Вяйке-Маарьи; мужчина в парчовом жилете из городка Амбла
История
Доисторические корни
Впервые Эстония была заселена около 10 000 лет назад, сразу после Балтийское ледяное озеро отступил из Эстонии. Проживание в одном районе более 5000 лет сделало бы предков эстонцев одними из старейших постоянных жителей Европы. С другой стороны, некоторые недавние лингвистические оценки предполагают, что финно-угорский язык пришел в Балтийское море значительно позже, возможно, во время Ранний бронзовый век (ок. 1800 г. до н. э.).
Самый старый из известных эндоним эстонцев маарахвас, буквально означает «земляне» или «деревенский народ». Он использовался до середины 19 века, когда его постепенно заменили на Eesti rahvas «Эстонский народ» во время Эстонское национальное пробуждение.Eestiсовременный эндоним Эстонии считается производным от слова Aestii, имя, данное древними Германские люди к Прибалтики живущий к северо-востоку от Река Висла. Римский историк Тацит в 98 г. был первым, кто упомянул «Aestii«люди, и рано Скандинавы назвал землю к югу от Финского залива «Eistland» (Eistland также текущее слово в исландский для Эстонии), и народ «Eistr«. Протоэстонцев (а также других носителей финской языковой группы) также называли Чудс (чудь) в Древневосточнославянский хроники.
Эстонский язык принадлежит к Финский филиал Уральский семейство языков, как и Финский язык. Ветке чуть больше 1000 лет. Первая известная книга в эстонский был напечатан в 1525 году, а самые старые известные образцы письменности на эстонском языке восходят к хроникам 13 века.
Национальное сознание
эстонский национальные костюмы:1. Кадрина 2. Михкли 3. Сето 4. Пайсту
эстонский национальные костюмы:5. Муху 6. Карья 7. Тыстамаа 8. Пярну-Яагупи
Хотя эстонское национальное самосознание распространилось в XIX веке в Эстонское национальное пробуждение, Этому развитию предшествовала некоторая степень этнического сознания. К 18 веку самопровозглашение Eestlane распространился среди эстонцев вместе со старшими маарахвас.Антон Тор Хелле с перевод Библии на эстонский язык появился в 1739 году, а количество книг и брошюр на эстонском языке увеличилось с 18 в 1750-х годах до 54 в 1790-х годах. К концу века читать умели более половины взрослых крестьян. Первые интеллектуалы с университетским образованием, идентифицирующие себя как эстонцы, в том числе Фридрих Роберт Фельманн (1798–1850), Кристьян Яак Петерсон (1801–1822) и Фридрих Райнхольд Крейцвальд (1803–1882), появились в 1820-е гг. Правящие элиты остались преимущественно Немецкий в языке и культуре с момента завоевания в начале 13 века. Гарлиб Меркель (1769–1850), балтийский немец Эстофил стал первым автором, который относился к эстонцам как к равной с другими национальности; он стал источником вдохновения для эстонского национального движения, созданного по образцу культурного мира балтийских немцев до середины XIX века. Однако в середине века эстонцы стали более амбициозными и стали склоняться к Финны как успешная модель национального движения и, в некоторой степени, в сторону соседних Латвийское национальное движение. К концу 1860 года эстонцы перестали мириться с немецкой культурной и политической гегемонией. До попыток русификация в 1880-х годах их взгляд на Императорская Россия остался положительным.
Эстонцы имеют прочные связи с Скандинавские страны возникшие в результате важных культурных и религиозных влияний, накопленных веками во время Скандинавский и Немецкий правило и поселение. Действительно, эстонцы считают себя скандинавами, а не Балтийский, в частности из-за близкого этнического и языкового родства с финнами.
После Тартуский мирный договор (1920) признал независимость Эстонии от России в 1918 году, этнические эстонцы, проживающие в России, получили возможность выбрать эстонское гражданство (тех, кто выбрал, называли optandid — ‘optants’) и возвращение на родину. В 1920 году в России проживало около 40 000 эстонцев. В целом, 37 578 человек переехали из Советская Россия в Эстонию (1920–1923).[неудачная проверка ]
Ливония — страна Terra Mariana
Как жители побережья, ливонцы были одними из первых, кто столкнулся с иностранцами, прибывшими морем. К концу 12-го века немецкие миссионеры и торговцы начали вливаться в ливонские земли. Около 1164 года монах Мейнхард прибыл с группой торговцев. Он работал и духовником, и бухгалтером этой группы. Вскоре после прибытия он выучил ливонский и стал искать новообращенных среди ливонцев, с которыми он столкнулся. У Майнхарда была построена первая церковь в Ливонии, в городе Укскюла (латышский Икшиле, что означает «один город»), и в 1186 году он стал первым епископом Ливонии. Ниже представлена Ливония на карте 13-го века.
К середине 13-го века было создано новое государство — Ливония. Это станет вторым географическим объектом, который будет известен под этим именем. Ливония, однако, стала включать землю, не заселенную самими ливонцами. К концу 13-го столетия это стало конфедерацией того, что фактически было пятью феодальными государствами (четыре епископства и земля, управляемая тевтонскими рыцарями). Папа Иннокентий III объявил, что Ливония — это земля Святой Марии (Terra Mariana, Terra Matris или Terra beate Virgini).
Национальная кухня в Эстонии
Национальная кухня Эстонии была сформирована под влиянием немецкой и шведской традиции приготовления блюд. Можно сказать, что основой национальной кухни являются простые и сытные блюда, на основе мяса, овощей, круп, рыбы.
В эстонской кухни имеется немало «пикантных» особенностей. К примеру, в многие блюда добавляют мясные субпродукты, к которым относятся ливер, кровь. Туристы могту отведать такие блюда, как свиные ноги с горохом, домашние колбаски с кровью, блины с кровью.
Большой популярностью пользуются молочные блюда. В поваренной книге эстонцев насчитывается более 20 вариантов молочных супов. Супам, в целом, отводится главенствующая роль. В Эстонии можно отведать пивной суп, или хлебный, с клецками, черникой и проч.
К слову о приправах. Приправы в эстонской кухне не используются, некоторые приправы добавляют строго к определенным продуктам. К супам добавляют зелень, а к творогу тмин.
В качестве закуски, или легкого перекуса эстонцы предпочитают своеобразные бутерброды. Ломтики черного хлеба смазывают соусом или сырной смесью, а поверх кладут ломтики рыбы со свежим огурцом.
Эстония славится своими шоколадными фабриками. В качестве десерта можно продегустировать шоколад с орехом, ликером, мятными начинками. Всевозможные пирожные тоже в большом фаворе, как у туристов, так и у местных жителей.
Кофе и чай в Эстонии имеется, но эстонцы предпочитают традиционный безалкогольный напиток, под названием «кали». Напиток слегка газированный, настаивается на дрожжах, и по вкусу напоминает не забродившее пиво.
Из алкогольных напитков в стране крайне популярно пиво местного производства, медовое пиво и напиток «хёегвейн», который представляет собой эстонский глинтвейн.