История
Carta Marina
В эпоху викингов (конец Железный век ), с 750-х гг. Ладога служила плацдармом на варяжском торговом пути в Восточную Европу. Возникла варяжская аристократия, которая в конечном итоге будет править Новгородом и Киевской Русью. В 860-х годах враждующие финские и славянские племена восстали под началом Вадима Смелого, но позже попросили варягов под Рюриковичем вернуться и чтобы положить конец повторяющимся конфликтам между ними.
Шведы называли древнюю новгородскую землю Вод как «Ингерманландия», латинизируемая как «Ингрия». Народная этимология берет свое название от Ингегерд Олофсдоттер, дочери шведского короля Улофа Скётконунга (995–1022). Выйдя замуж за Ярослава I Мудрого, великого князя Новгородского и Киевского в 1019 году, она получила в брачный дар земли вокруг Ладоги. Им управляли шведские ярлы, такие как Рагнвальд Ульфссон, под властью Новгородской республики.
. В XII веке Западная Ингрия была поглощена республикой. За этим последовали столетия частых войн, главным образом между Новгородом и Швецией, иногда с участием Дании и тевтонских рыцарей также. Тевтонские рыцари основали цитадель в городе Нарва, а в 1492 году — русский замок Ивангород на противоположной стороне реки Нарвы.
Цитаты[править]
Забавно как одна чурка спелась с другой. Вальдхер, ты ещё не помер от цирроза печени? Тебя ещё в котлован «Охта-центра» не закопали — как «святые» мощи? Хотя нет, финансирование же приостановлено! Вот ты и бесишься с горя. Бесись. Это всё, что в твоих силах, быдло-неудачник. Я б сказал про автохтонное население, да только некому здесь это доносить до его сознания. Что один чурбан, подлежащий расстрелу или депортации, что другой — холоп газпромовский, недостойный проживать на территории Ингрии. Собирайте чемоданы. И помойтесь. |
hallkel |
Деревня-имерия — это в вашем стиле, дурачки. Вот однажды такая деревня и стала империей. Я про Москву. Символы национальные придумала, народ «русский» придумала. Придумала историю борьбы с Западом и татаро-монголами. А вы покорно согласились. Ну и не рабы разве вы после этого? Рабы, конечно. |
А чем деревня Москва хуже деревни Рим, ставшей великой Римской империей?
Петербург, говоришь, основал? А ничего, что город уже был основан за столетия до Петрушки? Ладндскрона, Невское Устье, Ниен. |
Слава Изотов |
Да-а-а-а-а! Даже оказалось, что Медный всадник установлен за несколько столетий до Петра некоему европейскому правителю, а «варвары-москрвиты» ему голову поменяли.
надлежит Ингрии стать рыцарским орденским государством, ограждая европейские ценности от ордынского хамства. |
Вечные испытания
Серьёзным ударом для народа стал голод 1215 года. В летописях описывается, что значительная часть племён вымерла, а оставшиеся в живых вынуждены были искать лучшей жизни в других регионах. Это стало началом расселения води, что, увы, имело негативные последствия для самого этноса, ведь итогом становилась ассимиляция вожан, растворявшихся среди других народностей.
Культура води претерпела значительные преобразования после принятия христианства. Историк Н.В.Шлыгина в своих работах отмечает, что именно принятие православия народом укрепило власть Новгорода над водскими землями.
Эти процессы привели к слиянию води со славянским и ижорским населением. В дальнейшем народу пришлось натерпеться от господства ливонских рыцарей, что значительную часть води вывезли в Бауск (сегодня это территория Латвии).
Карта водских, финских и ижорских деревень, 1848—2007 гг. / Koryakov Yuri / ru.wikipedia.org
В самые разные времена води приходилось сталкиваться с испытаниями и сложностями, отчаянно бороться за существование. Но неужели этот народ совсем скоро исчезнет? На этот счёт прогнозы самые разные, но властями региона осуществляется программа по спасению водской культуры, уникального языка
Водь всегда считали себя русскими, а потому очень важно сохранить эту частичку наследия России
Русская Ингрия
Санкт-Петербургской губернии
В начале 18 века территория была отвоевана Россией во время Северной войны после того, как около 100 лет находилась во владении Швеции. Рядом со шведским городком Ниен, недалеко от устья реки Невы в Финском заливе, в 1703 году была основана новая российская столица Санкт-Петербург.
Петр Великий. возвел Ингрию в статус герцогства с князем Меншиковым в качестве ее первого (и последнего) князя. В 1708 году Ингрия была объявлена губернаторством (Ингерманландская губерния в 1708–1710 гг., Санкт-Петербургская губерния в 1710–1914 гг., Петроградская губерния в 1914–1924 гг., Ленинградская губерния в 1924–1927 гг.).
В 1870 году началась печать первой в Ингрии газеты на финском языке — Pietarin Sanomat. До этого «Ингрия» получала газеты в основном из Выборга. Первая публичная библиотека была открыта в 1850 году в Тирё. Самая большая из библиотек, расположенная в Скуорице, во второй половине XIX века насчитывала более 2000 томов. В 1899 году в Пуутости (Скуорица) прошел первый в Ингрии праздник песни.
К 1897 году (год Переписи населения Российской империи ) число ингерманландских финнов уже было выросло до 130 413 человек, а к 1917 году превысило 140 000 (45 000 в Северной Ингрии, 52 000 в Центральной (Восточной) Ингрии и 30 000 в Западной Ингрии, остальные в Петрограде ).
С 1868 года эстонцы начали мигрировать и в Ингрию. В 1897 г. количество эстонцев, населявших Санкт-Петербургскую губернию, достигло 64 116 (из них 12 238 в Санкт-Петербурге ); к 1926 г. оно увеличилось до 66 333 (из них 15 847 в Ленинграде).
Что касается ижорцев, то в 1834 г. их было 17,8 тыс., В 1897 г. — 21 тыс., В 1926 г. — 26,137. Около 1000 ингерманландцев проживали на территории, отошедшей к Эстонии по Тартускому мирному договору (1920 г.).
Взлет и падение Северной Ингрии
Любопытный факт: поскольку сын Бурениной, Николай, был не просто большевиком (кличка «Герман»), но и близким другом Ильича и Красина, территория «Кириасало» внесла огромный вклад в дело падения самодержавия и февральских буржуев: именно тут проходил самый мощный транзитный канал контрабандного оружия.
Но после революции «Герман»-Николай, как шеф «технической боевой группы» отбыл до Петрограда, где работы по профилю было больше, бросив «родные пенаты» без четкого партийного руководства.
Северо-Ингерманландский полк в Кирьясало.
Сразу же в каждой деревне нашлись лидеры, потребовавшие для финнов и ингерманландцев национальных автономий (для начала в составе … того, во что превращалась Россия). Но затем пришел Петерс с «красногвардейцами» первых наборов (а поначалу в Красную гвардию набирали всех, кто бегал по Петрограду с оружием), начались эксцессы и…
- 1919, 10 июня: в Кириасало образуется местный комитет сопротивления;
- 1919, 11 июня: охотниками из этого комитета освобождены от красных пять-шесть ближайших деревень;
- 1919, июль: в «свежеобразованной» Финляндии ингреманландцами в Рауту (Сосново) проведен съезд, где и провозглашена независимая (как бы и от Финляндии тоже) Северо-Ингерманладская республика;
- 1920 – сформированы органы власти, во главе военного руководства стал человек удивительной для наших времен судьбы, Юрье Эльфенгрен, ранее – «дипломат» первой Белорусской республики(!), во главе гражданской власти – Юкка Тиранен.
Отдание воинских почестей ингерманландскому флагу, 1920 год
Новорожденная Республика была маленькой, но оказалась очень зубастой: Ю. Эльфенгрен во главе «ингерманландских стрелков» успел провести наступление, на пике которого были захвачены:
- Лемболово;
- побережье Ладоги;
- Путкелово.
Причем все сражались со всеми – среди красногвардейцев (красноармейцев) было много ингерманландцев. А отдельные части молодой республики возглавляли кадровые финские офицеры (Э. Рихтниеми). Поддерживали дипломатические и финансовые связи с Юденичем – но, что характерно, Финляндия официально поддерживать «Северную Ингрию» отказалась. После разгрома Юденича у новоявленной республики не осталось шансов.
Эстонская Ингрия
Под русско-эстонским Тартуский мирный договор 1920 г. небольшая часть Западной Ингрии вошла в состав Эстонская Республика. В отличие от других частей Ингрии, здесь процветала финская культура. Во многом это произошло благодаря работе Леандер Рейо (также Reijonen или Reiju) из Кулланкюля на новой границе между Эстонией и Советским Союзом, которого финская пресса называла «королем Ингрии». Были открыты финские школы и финская газета. Церковь была построена в Калливьери в 1920 году, и к 1928 году в приходе проживало 1300 человек.
В 1945 году после Вторая мировая война, Эстонская Ингрия, затем в Советский союз, стал частью Российская СФСР. С тех пор, как Эстония восстановила свою независимость в 1991 году, эта территория является предметом споров. Поскольку Россия не признает Тартуский мирный договор, территория в настоящее время остается под контролем России.[нужна цитата ]
Шведская идиллия
В «Медном всаднике» Пушкин рисует перед читателем яркий образ финского рыболова, который живёт на месте, где потом появится Петербург. Местный житель у Пушкина — это «печальный пасынок природы», который в одиночестве бросает свой ветхий невод в неведомые воды. На самом деле жизнь на берегу Невы и Охты протекала несколько по-другому: грустить финским, шведским, немецким и любым другим рыболовам, равно как ремесленникам или простым крестьянам, особенно не приходилось. Разве что во время кровопролитных войн, поскольку Ниен стоял на передовых рубежах шведского государства.
Напротив крепости начали селиться зажиточные люди, самыми богатыми в городе обычно считались немцы. Шведские монархи способствовали тому, чтобы переселенцы не чувствовали нужды. Так, с 1638 года Ниен получил право принимать у себя суда из-за границы и посылать свои корабли в другие страны. Шведская королева Кристина ввела для города большие налоговые послабления и запретила заниматься в округе ремесленничеством, чтобы не создавать конкуренцию местным жителям. У Ниена со временем даже появился свой герб — лев с мечом, стоящий между двух рек.
1615 год. Приезд Густава-Адольфа в Ниеншанц на Рождество. (piter.livejournal.com)
Город, возникший на месте русского селения Невское устье, жил по-европейски. В ратуше, окна которой выходили на главную площадь, еженедельно собирались бургомистры, составлявшие Магистрат, — главный орган городского самоуправления. Успешные торговцы, год за годом увеличивавшие своё состояние, возводили в Ниене шикарные усадьбы и покупали себе новые корабли. В город ежегодно заходило более сотни торговых судов: там, кроме русских и шведов, часто гостили немцы, голландцы и англичане. Летом в Ниеншанце даже проводилась специальная ярмарка, на которую съезжались купцы из соседних городов. В трактире путешественников могли угостить местными яствами, в центре самого города перед ними были всегда открыты двери кабаков, где водилось вкуснейшее пиво. Дело в том, что южнее города на полях выращивали хмель, который использовали потом в пивоварении. Более того, в Ниене был даже собственный госпиталь, где на деньги, полученные с пожертвований, ухаживали за бедными и больными людьми.
По приблизительным оценкам историков, население шведского города на правом берегу Охты могло достигать 2,5 тыс. человек. Кажется, что это не очень много, однако во всей Финляндии было лишь два города, Выборг и Або, которые превосходили Ниен по этому показателю. Долгое время шведы планировали расширить крепость Ниеншанц, чтобы переселить горожан на сам Охтинский мыс, укрыв дома за толстыми крепостными стенами. Впрочем, этим планам так и не суждено было сбыться из-за начавшейся Северной войны.
Шведская Ингрия
Хотя Швеция и Новгород воевали за ингерманландские земли более или менее с тех пор Великий раскол 1054 г., первая реальная попытка установить шведское владычество в Ингрии, по-видимому, относится к началу 14 века, когда Швеция впервые основала поселение Выборг в Карелия[нужна цитата ] а потом крепость Ландскрона (построен в 1299 или 1300 году) у слияния реки Охта и Нева реки. Однако Новгород повторно завоевал Ландскруну в 1301 году и разрушил ее. Со временем Ингрия стала Шведское владычество в 1580-х годах, но Тевзинский мирный договор (1595) вернул его Россия в 1595 году. Россия, в свою очередь, уступила Ингрию Швеции в Столбовский мирный договор (1617 г.) после Ингерманская война 1610-1617 гг. Интерес Швеции к территории был в основном стратегическим: территория служила буферная зона против российских атак на Карельский перешеек и в современной Финляндии, затем в восточной половине шведского королевства; а русская балтийская торговля должна была проходить через территорию Швеции. Городки Ивангород, Джама (сейчас Кингисепп ), Caporie (сейчас Копорье ) и Нетеборг (ныне Шлиссельбург ) стали центрами четырех ингерманландских уездов (slottslän ) и состоял из цитаделей, в окрестностях которых располагались небольшие городки, называемые Хакельверк — до войн 1650-х в основном населяли русские горожане. Степень, в которой Ингрия стала местом назначения шведских депортированных, часто преувеличивалась.
Ингрия оставалась малонаселенной. В 1664 году общая численность населения составляла 15 000 человек. Шведские попытки ввести Лютеранство, который усилился после начального периода относительной религиозной терпимости,встретили отвращение со стороны большинства Православный крестьянство, обязанное посещать лютеранские службы; новообращенным обещали субсидии и снижение налогов, но лютеранская прибыль в основном была связана с добровольным переселением Финны из Савония и Финская Карелия (в основном из Äyräpää ).Доля лютеранских финнов в Ингрии (Ингерманландские финны ) составляли 41,1% в 1656 г., 53,2% в 1661 г., 55,2% в 1666 г., 56,9% в 1671 г. и 73,8% в 1695 г., остальные составляли русские,Ижорцы и Голоса. Ингерманландия в значительной степени увлекалась благородный военные и государственные чиновники, которые привели с собой лютеранских слуг и рабочих. Однако небольшое количество русских православных церквей оставалось в использовании до самого конца шведского владычества, а насильственное обращение русских православных в христианство было запрещено. в соответствии с законом.
Ниен стал главным торговым центром Ингрии, особенно после того, как Ивангород пришел в упадок, а в 1642 году он стал административным центром провинции. В 1656 г. русское нападение сильно повредило город, и административный центр переехал в Нарва.
Первое русское вторжение
Распоряжение шведского короля о том, что напротив крепости Ниеншанц нужно заложить город, появилось в 1632 году. План заключался не только в том, чтобы расширить гарнизон и усилить оборонительные сооружения. Шведы задумали построить в устье Невы полноценный торговый пункт.
У перекинутого через Охту моста стали появляться дома первых поселенцев, однако шведы не торопились возводить вокруг них укрепления: если сама крепость готова была выдержать долгую осаду, то город возле неё был практически беззащитен. Генерал-губернатор Ингерманландии Густав Горн, отвечавший в том числе и за Ниеншанц, даже сообщал в то время в Стокгольм о том, что «многие люди в деревне имеют лучшие ворота перед своим двором».
Праздник в Ниене. Эдуард Якушин. (piter.livejournal.com)
Просчётом шведов воспользовался русский царь Алексей Михайлович: летом 1656 года войска под командованием Петра Потёмкина устремились к крепости. Узнав о приближении русских, шведское командование уплыло по Неве, а комендант крепости получил приказ сжечь все продовольственные склады. Потёмкин взял крепость практически без сопротивления. Дома в Ниене, как сообщают шведские источники, грабили и поджигали, а местных жителей, которые не успели скрыться, убивали на месте.
Забрав с собой вражеские пушки, русские войска вскоре покинули Ниеншанц, а крепость вновь заняли шведы. Ингерманландия в итоге войны всё равно осталась за ними, однако шведы обязались не притеснять на этой территории русское население.
Падение Ниена
Комендант крепости Йохан Аполлов прекрасно понимал, что силы сторон неравны, но воин он был настоящий. Уже в октябре 1702-го он со своим гарнизоном в 800 человек изготовился к обороне: подготовил все 49 пушек цитадели, а 20 октября приказал поджечь город и казенные склады на берегу Охты. Русские тогда не пришли, но помощи Аполлов все равно не дождался. 9 апреля 1703 года он писал королю: «Как только лед сойдет с Невы, противник, вероятно, придет сюда со своими лодками, которых у него имеется огромное количество, обойдет крепость Шанцы и встанет на острове Койвусаари (Березовый остров), откуда у него будет возможность препятствовать всему движению по Неве». А уже 26 апреля Аполлов доносил о действиях противника: «Около трех часов он штурмовал бастионы Пая и Сауна. После двухчасового сражения атаку русских отбили… В моем распоряжении 700 здоровых мужчин. Командира полка нет, я сам настолько устал, что меня должны сажать в седло, чтобы я мог проверять построения обороны. Я вижу сейчас, что они идут вдоль берега с развевающимися белыми флагами». После неудачного приступа войска Шереметева начали рыть апроши и ставить батареи.
В этот самый день Петр впервые увидел места, с которыми впоследствии навсегда связал свою жизнь. Когда он 26 апреля 1703 года подошел под стены Ниеншанца, то в письме А.Д. Меншикову заметил: «Город горазда больше, как сказывали, однакож не будет с Шлютельбурх…». Впрочем, шведы успели укрепить крепость так, что знающий толк в фортификации Петр отметил: «Выведен равно изрядною фортофикациею, только лишь дерном не обложен, а ободом больше Ругодива» (то есть Нарвы. Прим автора).
Через два дня Петр I во главе флотилии лодок с гвардейцами проследовал вниз по Неве мимо Ниеншанца, с бастионов которого тщетно пытались огнем пушек этому воспрепятствовать. Плавание это имело отчетливо разведывательный, рекогносцировочный характер русское командование опасалось, как бы флотилия адмирала Нуммерса, базировавшаяся в Выборге, не подошла на помощь осажденному гарнизону Ниеншанца. Поэтому Петру необходимо было знать о силах и расположении шведских кораблей. Лодки дошли до взморья, шведов видно не было, на Витсаари (Гутуевской остров) Петр оставил заставу из гвардейцев и на следующий день, 29 апреля, вернулся в лагерь под осажденным Ниеншанцем.
30 апреля русскими была предпринята попытка нового штурма, который гарнизон Аполлова вновь отбил. Нужно согласиться с теми историками, которые считают, что взятие Ниеншанца было достататочно кровопролитным с обеих сторон. Впрочем, держаться долго крепость не могла. Поэтому Аполлов, исполнив свой долг перед лицом столь подавляющего превосходства осадного корпуса противника (особенно после продолжительного 14-часового обстрела и взрыва порохового погреба), согласился на почетную сдачу. Это произошло 1 мая 1703 года.
Согласно условиям капитуляции Аполлов 2 мая вручил фельдмаршалу Шереметеву городские ключи на серебряном блюде и под барабанный бой вместе с гарнизоном, семьями солдат и офицеров, а также сидевшими с ними в осаде последними горожанами Ниена навсегда покинул крепость.
Русские полки под клики «Виват!» вступили в нее. В Шлотбурге (Замок-город) так тотчас переименовал русский царь шведский Ниеншанц был устроен праздничный молебен. Тогда же состоялся и знаменитый военный совет, решивший судьбу Петербурга.
Евгений Анисимов, доктор исторических наук, профессор
Троллинг[править]
Ингрия (Ижория) на древних картах.
Ингрия: ЛенОбласть без карельского перешейка и восточной половины.
Из-за унылости поциентов троллинг интереса не представляет. Тем не менее, их можно троллить Игнатом.
Широко известен следующий способ: спросить у поциентов о том, откуда в независимой Ингерманландии возьмётся высокий уровень жизни со всеми прилагающимися ништяками. Несложно догадаться, что адекватно обосновать это они не могут, ввиду чего, отписываются гневными причитаниями о том, что Раша- плохо, Ивропа- хорошо, нередко сопровождаемыми исконно-ивропейской нецензурной бранью, обвинениями в связях с кровавой гэбнёй, угрозами физической расправы сразу после обретения Ингрией государственного суверенитета и баном «за москализм».
Подобного эффекта также можно добиться, указав сепаратистам на один из многочисленных взаимоисключающих параграфов, коими пестрит их идеология.
Название само по себе располагает к лютому, бешеному его искажению, при виде которого истинные патриоты Ингерманландии впадают в баттхёрт. Примеры: Нигерманландия, Пингвингрия, Ынгрия, Ингростан, Инхервмандандия.
А можно прикинувшись ижором, попросить господ эуропейцев:
А. Спросить мнение ижор.
В. Согласно мнению ижор, катитmся к ебеням.
Также есть версия, что само это ебанутое движение — всего лишь новый стиль троллинга, а его участники — поциенты, страдающие отрицанием своего происхождения реальности.
Шведская Ингрия
Хотя Швеция и Новгород воевали за ингерманландские земли более или менее со времен Великого раскола 1054 года, первая реальная попытка установить шведское владычество в Ингрии, по-видимому, относится к началу 14 века, когда Швеция впервые основала поселение Выборг в Карелии, а затем крепость Ландскруна (построена в 1299 или 1300 годах) у слияния Охты и Нева реки. Однако Новгород повторно завоевал Ландскруну в 1301 году и разрушил ее. В конце концов Ингрия стала шведским владением в 1580-х годах, но Тевзинский мир (1595 г.) вернул его России в 1595 году. Россия, в свою очередь, уступила Ингрию Швеция в Столбовском договоре (1617 г.) после ингерманландской войны 1610-1617 гг. Интерес Швеции к территории был в основном стратегическим: этот район служил буферной зоной от русских атак на Карельский перешеек и на нынешнюю Финляндию, а затем на восточную половину шведского королевства. ; а русская балтийская торговля должна была проходить через территорию Швеции. Поселки Ивангород, Яма (ныне Кингисепп ), Капорие (ныне Копорье ) и Нётеборг (ныне Шлиссельбург ) стали центрами четыре ингерманландских уезда (slottslän ) и состояли из цитаделей, в окрестностях которых находились небольшие городки, называемые хакельверк, — до войн 1650-х годов в основном населявшиеся русскими горожанами. Степень, в которой Ингрия стала местом назначения шведских депортированных, часто преувеличивалась.
Ингрия оставалась малонаселенной. В 1664 году общая численность населения составляла 15 000 человек. Попытки Швеции ввести лютеранство, которое ускорилось после начального периода относительной религиозной терпимости, встретили отвращение со стороны большинства православного крестьянства, которое было вынуждено посещать лютеранские службы. ; новообращенным были обещаны субсидии и снижение налогов, но лютеранская прибыль в основном была связана с добровольным переселением финнов из Савонии и финской Карелии (в основном из Äyräpää ). Доля лютеранских финнов в Ингрии (ингерманландских финнов ) составляла 41,1% в 1656 г., 53,2% в 1661 г., 55,2% в 1666 г., 56,9% в 1671 г. и 73,8% в 1695 г., остальные — русские, Ижорцы и Голосовали. Ингерманландия была в значительной степени привязана к знатным военным и государственным чиновникам, которые привозили с собой лютеранских слуг и рабочих. Однако небольшое количество русских православных церквей оставалось в эксплуатации до самого конца шведского владычества, а насильственное обращение в христианство русских православных было запрещено законом.
Ниен стал главным торговым центром Ингрии, особенно после того, как Ивангород пришел в упадок, а в 1642 году он стал административным центром провинции. В 1656 году русское нападение сильно повредило город, и административный центр переместился в Нарву.
Женский костюм
В водском костюме существовало строгое разделение по возрастным группам. Амы — старинную одежду типа сарафана шили из белого полотна, и предназначалась она только для девушек. На свадьбу, как и на последующую замужнюю жизнь, для невесты изготовляли аналогичную одежду из синего сукна — рукку. И амы, и рукку носили непосредственно на голое тело, а уже сверху надевали короткую рубаху-рукавник ихад (букв. «рукава»). Ихад не сшивали по боковым швам, и рукава были соединены с основой только в верхней части. Девушки на выданье носили передник под названием чесярятид из двух узких полос белого полотна. Позже эти полосы стали сшивать в одну, оставляя снизу разрез. Женщины под этот передник надевали еще один — пыльвилина из синего сукна. Молодые женщины (в отличие от пожилых) его богато украшали. Кроме того, с двух сторон по бокам надевали красные шерстяные набедренники каатырыд, украшенные кораллами, бисером, монетками и ракушками каури. Старые женщины носили уммику — длинную холщовую рубаху без украшений с длинными рукавами. Позже вошли в употребление русские косоклинные сарафаны.
Пояса. К праздничным нарядам вожанки надевали два тканых пояса: нижний назывался широким, а верхний, узкий, — пестрым. Кожаный пояс пуута с оловянными бляшками девушке дарил жених. Общее количество поясов в костюме невесты, в давние времена доходило до девяти.
Молодая вожанка в головном уборе пайкас и нагрудниках мюэци и риссико; мужчина-вожанин в русской одежде
Головные уборы. Девушки обычно носили волосы распущенными, а по праздникам украшали их маленькой шапочкой пяясиэ, целиком расшитой бисером, ракушками каури, оловянными бляшками. На затылке у нее была петелька, в которую пропускали волосы. По форме пяясиэ была похожа на девичьи шапочки финно-угорских народов Поволжья: мариек, мордовок и удмурток, а также татарок. После замужества, женщине коротко стригли волосы (что было характерно и для некоторых эстонских областей) и надевали высокую шапку пайкас из холста (в первые годы замужества белоснежного) с двумя длинными лопастями пеапюхде (т. е. «головное полотенце»), спускающимися на спину. После рождения сына белый убор меняли на красный. Старые женщины на пайкас накидывали белое покрывало ылгалина.
Украшения. Вышитый бисером и каури большой нагрудник мюэци из красного сукна в форме полумесяца и аналогичный, но меньшего размера риссико украшали грудь замужних вожанок. В старости эти нагрудники снимали. Помимо них носили многочисленные бусы и височно-ушные украшения: на серьги подвешивали кольца пелдушкад, а на них подвески ойтанад (по-русски гайтан). Крест на двойной нитке бус носили, не снимая, с юности до конца жизни.
Обувь. Кожаные постолы вожанки носили с короткими чулками с обмотками или наголенниками, придававшими их ногам излишнюю толщину («модную» у всех народов Поволжья).