Вариант 4

Бильярдное сукно

Сукно для бильярдных столов – это отдельная статья использования ткани. Игра с кием и шарами возникла первоначально как уличная. Когда английским лордам было скучно коротать холодные вечера, они придумали перенести бильярд в теплое помещение, придумали для этого специальные столы. Чтобы шары не отбивались о неровности и не скользили, стол стали оббивать сукном. Со временем рост популярности игры потребовал для отделки бильярдных столов материала, с повышенной прочностью, но мягкого. Так производство специализированного сукна для этой цели переросло в отдельную отрасль промышленности. Технология его изготовления предусматривает особую мягкость и направление ворсинок в одну сторону. Цвет бильярдного стола может быть красным, синим, фиолетовым, черным, но традиционным для такого покрытия остается зеленое сукно – ассоциация с газоном, на котором зародилась игра. Полотно для бильярда выпускают как универсальным, так и специализированным для особых видов игры: пула, снукера, пирамиды.

Женский костюм

Чеченские девушки, в отличие от мужчин, носили более разнообразную по цветовой гамме, материалу и покрою одежду. По наряду можно было узнать практически все о возрасте, социальном статусе и положении женщины в обществе. Женский национальный костюм чеченцев состоял из 4 элементов: верхнего платья, платья-туники (нижнее платье), штанов, пояса. Для замужних женщин обязательной составляющей одежды был и является по сей день платок. Туника или нижнее платье, как правило, очень длинное, до самых щиколоток. Ее шьют из легкой однотонной материи. У туники на груди имеется разрез, а также есть маленький стоячий воротник, который застегивается на пуговицу. Под нижнее платье женщины одевают штаны-шаровары собранные внизу – обязательный атрибут одежды мусульманок. Пара туника — штаны, дополненная платком, в качестве головного убора, была вполне уместным нарядом для повседневной носки. Кстати, в праздничном варианте штаны в нижней части обшивались шелком тон в тон с туникой. Рукава у нижнего платья были прямые и длинные, чтобы закрывать кисти рук. Праздничный женский народный костюм чеченцев имел тунику с очень длинными, доходящими до пола рукавами. Украшались эти платья-рубашки нагрудниками, которые изготавливались из драгоценных металлов и обрамлялись камнями. Верхнее или распашное платье походило на халат, которое застегивалось в талии маленькими крючками. Его шили из дорогих тканей, например, парчи, бархата, атласа или сукна. В качестве украшений использовались тесьма, вышивка, складки и оборки. Платья ярких оттенков носили только чеченские девушки и молодые женщины, зрелые же предпочитали темные тона и редко пользовались украшениями.

Средние века

После падения Римской империи и усиления Византии в одежде стали проявляться восточные элементы. Одежда перестает быть свободной, начинается история тяжелых тканей, сложного, скрывающего тело и сковывающего телодвижения кроя.

Византия

Византийцы переняли одежду у римлян, изменили ее форму, сделали более грубой, угловатой. Эффект угловатости усиливали тяжелые парчовые ткани и многочисленный декор на предметах гардероба.

Когда укрепилось христианство, об античной легкости и свободе окончательно забыли. Одежда стала глухой и длинной, скрывающей срам, то есть голое тело.

Одежда германцев

Германские мужчины носили туники длиной до колен, закрепляемые на плечах кожаными ремешками, также куртки из шерсти или шкур с длинными рукавами. Германцы носили шерстяные или льняные штаны, удобные для работы и езды верхом.

Германцы называли штаны «бругс», отсюда пошло русское слово «брюки». Женщины носили шерстяные жакеты цельного кроя с рукавами, плотные складчатые юбки из шерсти, закрепляемые длинным поясом, а поверх — плащи.

Галлы

Древние жители Франции надевали узкие штаны бракка, короткую, облегающую тело куртку с узкими рукавами, поверх набрасывали сагум — плащ из шерсти, закрепляемый на правом плече. В позднее время галлы стали надевать под плащ тунику с рукавами. Воины носили кожаные панцири и шлемы с металлическими вставками.

Галльские жрецы — друиды — носили длинную рубаху из неокрашенного полотна. Поверх набрасывали плащ, а во время обрядов надевали на голову колпак или листья дуба.

Норманны

Норманнская одежда была простой и удобной, соответствующей суровому образу жизни северных племен. Рубашки викинги делали из шерсти и льна. Из шкур и меха изготавливали верхнюю одежду: плащи, штаны и куртки. Женщины надевали длинное платье, закрепленное несколькими застежками, в холодные месяцы утеплялись мехами и овчиной. Будучи суровым народом, норманны почти не пользовались украшениями.

Рыцарей в Средневековье

Рыцарские доспехи — сложный комплект, состоящий из нескольких элементов. Делали их обычно на заказ, над одним изделием трудилось несколько мастеров. Доспехи подгоняли по фигуре, чтобы в бою воин не столкнулся с дискомфортом.

В IX-XII веках использовались кольчуги — изделия из металлических колец, надеваемые поверх полотняной рубашки. Руки защищали кольчужными рукавами и рукавицами, а ноги — кольчужными штанами шоссами.

Легко вооруженная кавалерия нередко обходилась без доспехов, единственной защитой были кожаные куртки и акетоны — плотные стеганые кафтаны.

Позже, как результат развития оружия, появились сначала кольчуги, усиленные нагрудными пластинами и наплечными щитами айлетами, затем шлемы из металлических пластин с кольчужным капюшоном и, наконец, латные доспехи. В XIII и XIV веках латы — сплошные доспехи из металлических пластин — были самым распространенным обмундированием. Но все равно не вытеснили кольчугу, так как были тяжелыми и неудобными, весили до 30 кг.

Ренессанса XI-XIII веков

Одежда раннего Средневековья отличалась простотой, практичностью, однообразием. Ее изготавливали из грубых тканей. В XIII веке усовершенствовалось мастерство окрашивания, применявшееся преимущественно для верхней одежды.

И женщины, и мужчины носили котту — тунику с узкими рукавами. Женская была длинной, закрывающей ноги, мужская доходила до колена. Под коттой находилась рубашка камиза. А поверх котты иногда надевали накидку сюрко. Рукава пришивались или пристегивались.

У женских платьев котта рукава были настолько узкие, что их разрывали при надевании, затем зашивали.

Мужчины носили облегающие штаны брэ, у которых штанины могли быть разного цвета. Плащи делали из кожи или из кусков плотного полотна, выкраивали в форме полукруга.

Готический период XII-XV

В XII веке одежда четко разделилась на мужскую и женскую. В XIV веке выделилась характерная европейская мода, усовершенствовался крой. Платья делали приталенными, подогнанными по фигуре со значительным расширением нижней части, что стало возможным, благодаря применению 3-х швов: боковых и среднего на спине.

В XV веке европейские костюмы соответствовали господствовавшему в то время готическому стилю. Одежда была удлиненной, строгой, с заостренными и вертикально направленными элементами. Например, женщины надевали высокие головные уборы в виде конуса, а мужчины носили обувь с длинными и острыми носами.

Мужской костюм состоял из рубахи, узкой куртки без рукавов, облегающих штанов шоссов. Для подгона одежды под фигуру использовали шнурки и тесемки. Женские платья отличались высокой талией, глубоким и острым декольте, узкими рукавами и юбкой с драпировками, которая продолжалась шлейфом.

Особенности народных славянских тканей

Русский народный костюм – это традиционный комплект одежды, обуви и аксессуаров, которые носили крестьяне и горожане. Костюм не был однородным и делился на несколько видов в зависимости от:

  • Пола: мужской и женский;
  • Возраста: детский, взрослый, замужний (для женщин);

Русские крестьяне использовали натуральные материалы

  • Назначения: повседневный, праздничный, свадебный, похоронный;
  • Места жительства: в каждом регионе были свои особенности в одежде и украшениях. Наряд горожанина отличился от крестьянского, платье северян отличалось от жителей южных регионов;
  • Времени: Петр I запретил носить народный костюм всем, кроме крестьян, священников и монахов. При этом у крестьян понятия «мода» не было, то есть одежда не менялась.

Традиционный костюм различался по месту, возрасту носящего, назначению и другим пунктам

Знать носила одежду византийского типа, с XVII века появились польские заимствования (кафтан, шуба). При Петре Великом были введены венгерское платье, французское, саксонское и немецкое, последнее должны были носить женщины.

Различалась одежда и по материалам. Славяне в основном шили из натуральных тканей – льняных и посконных (из конопли), из сукна, встречалась одежда из бархата и шелка. Подкладочной тканью служил киндяк – набивная бумажная ткань. Зимнюю одежду отепляли мехом. Все ткани красились натуральными красителями (цветками, листьями, корнями), цвета получались яркими, насыщенными. Впрочем, нередко встречалась и некрашеная ткань натурального цвета.

Украшали одежду узорами и вышивкой, зачастую это был не просто рисунок, а охранный оберег. Сегодня повторить его на вещах можно пошагово по трафарету или используя выкройки.

Сохранившиеся наряды дают представление о том, как наряжались крестьяне

История русского народного костюма

В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.

Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.

Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями.

После этого русский костюм оставался только в среде крестьянства, купечества и мещанства. Правда, через некоторое время Екатерина Вторая возродила моду «а-ля русс», но это не слишком помогло, так как знать к тому времени привыкла к самым разным костюмам европейского кроя. Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.

Азербайджан

До начала 30-х годов XX столетия часть азербайджанок носила одежду, которая скрывала не только фигуру и волосы, но иногда и лицо.

В городах женщины при выходе из дома надевали чадру – большое покрывало, закрывающее всю фигуру. Чадра у азербайджанок могла быть самых разных цветов. Лицо при этом прикрывали платком или кружевной сеткой. Такая одежда была характерна для Баку, Бакинского уезда, Нахчывани, Ордубада, Гянджи и Шамахи.

Фото: Александр Соломонович Роинов, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»

Деревенские жительницы чадру надевали редко, лишь при выезде из родного села. Обычно ограничивались перекрыванием рта и носа частью головного платка (яшмаг).

«Чадру шили из гладкой материи черного и темно-синего цвета, а женщины из богатых семей покупали нарядные шелковые покрывала ярких тонов. В Баку чадру изготовляли чаще всего из легких атласных, шелковых или муслиновых тканей. Легкие и мягкие ткани позволяли делать более изысканные и красивые драпировки. Женщины победнее довольствовались чадрой из сатина и ситца. На выход в гости, на свадьбу надевали чадру белого цвета из шелковой ткани в клеточку», – отмечает доктор философии Измира Кулиева в статье «Женские головные уборы как атрибут азербайджанского национального костюма».

«Выходя из дома, наряду с чадрой женщины закрывали лицо полотняным платком (рубенд), в котором перед глазами находятся два сетчатых отверстия, пропускающие лишь слабый свет», – продолжает Кулиева.

Портрет женщины в национальном костюме. Баку. Вторая половина XIX в. МАЭ РАН 2021

Одним из элементов женского головного убора была повязка – чутгу, сшитая в виде узкого чехла. Чутгу повязывали вокруг головы, прикрывая лоб, собирали в нее волосы и закладывали на спину. Поверх чутгу носили платки (шелковый кялагаи, крепдешиновый орпек), шали или чадру. Вместо чутгу как нижний головной убор могли использовать косынку – лячек.

Борьба с чадрой среди азербайджанцев началась в 1908 году с протестов либеральной буржуазии. Однако духовенству удалось подавить сопротивление. Была достигнута договоренность, что протесты прекратят взамен на то, что представительниц буржуазии, одетых в европейском стиле, не будут преследовать.

После прихода советской власти началась кампания за «освобождение женщин Востока» – худжум (наступление). Для азербайджанцев она запомнилась кампанией по снятию чадры, которую, как и центральноазиатскую паранджу, считали символом угнетения женщин.

Фото: Дмитрий Иванович Ермаков, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»

В течение 1929 года от чадры отказались около 270 тысяч азербайджанок. Одной из первых это публично сделала азербайджанская киноактриса, впоследствии известный химик Иззет Мирза Ага кызы Оруджева и четыре ее сестры. Они прилюдно сбросили чадру прямо на бакинской улице, которая тогда так и называлась – Чадровая (сейчас это улица Мирза Ага Алиева, имени отца девушек).

Однако кампания против чадры сталкивалась с сильным сопротивлением. Некоторых женщин, отказавшихся от чадры, родственники выгоняли из дома. В 1930 году отец убил свою дочь Сару Халилову, которая сбросила чадру и пошла работать на фабрику. Ее убийство спровоцировало демонстрации по всей республике.

В 1960 году в Баку поставили памятник освобожденной женщине, это фигура женщины, снимающей чадру. Автор памятника Фуад Абдурахман был вдохновлен персонажем Севиль из пьесы Джафара Джаббарлы «Севиль». Главная героиня проходит путь от затворницы, которую муж выгнал из дома, до сбросившей чадру образованной женщины. В 1929 году по мотивам пьесы был снят фильм. Роль Севиль в нем сыграла Иззет Мирза Ага кызы Оруджева.

Мода в XIX и X вв.

После французской революции 1789 года сгладилось сословное разделение одежды. В XIX веке стартовало производство одежды для всех слоев населения. Со второй половины века приличный гардероб стал доступен даже для крестьян

Большое внимание при производстве одежды стали уделять эргономичности, удобству. Был разработан мерочный и пропорционально расчетный крой

В XX веке произошло разделение одежды на множество видов по стилям, формам, назначению, материалам.

Мода в Новое время развивалась и изменялась стремительно. Отметим лишь значимые факты:

  • 1820-е — развитие французского стиля ампир, женская одежда начинает напоминать античную, у англичан появилась укороченная куртка спенсер;
  • 1830-е — мужчины носят редингот, рубаху с воротом фатермордер, узкие брюки, жилет, а на голове шляпу-цилиндр, женщины — платья с осиной талией, колоколообразной юбкой и большим декольте;
  • 1860-е — в моде кринолин;
  • 1880-е — время платьев с тугим корсетом и юбкой-турнюром;
  • 1900-е — мужчины ходят в цилиндрах, в моде пелис — длинное утепленное мехом пальто, женщины отказываются от турнюра, затем и от корсета, зато носят большущие шляпы;
  • 1920-е — юбки становятся все короче, мужчины выходят в свет в смокингах;
  • 1930-е — время скромности и женственности;
  • 1940-е — время стиляг, после войны настал период нарочитой роскоши в одежде, Кристиан Диор и Коко Шанель представляют свое видение моды;
  • 1950-е — женщины стали носить брюки;
  • 1960-е — популярны мини-юбки;
  • 1980-е — формирование дресс-кода, костюм становится отражением статуса человека, активное развитие альтернативных направлений в моде, например, деконструктивизма;
  • 1990-е — модными стилями становятся эко, минимализм, унисекс.

Гостеприимство

В Чечне испокон веков живут по принципу уважения к человеку. Достаточно обратиться к фольклору этого этноса, как сразу становится понятным, насколько здесь ценят гостей. Народная мудрость гласит: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать». Этим объясняется культурная традиция чеченского народа широко и с особым уважением принимать каждого, кто переступил порог дома. Гостеприимство – не просто вежливость людей этой национальности. Эта традиция складывалась веками: учитывая труднодоступные места проживания чеченцев, каждый путник, кто проходил от аула к аулу в горах Кавказа, без ночлега или небольшой передышки под крышей дома просто не смог бы выжить.

Гостей здесь чтут выше, чем самого хозяина дома. Их сажают на самые лучшие места за столом подальше от входной двери. Хозяин же жилища наоборот садится ближе к выходу, на самое неудобное место, показывая тем самым, насколько ему приятно принимать у себя гостей. Интересная традиция чеченцев – максимально угождать тому, кто приходит к тебе с открытым сердцем. Если визитеру понравится в доме какая-то вещь, хозяин должен тут же подарить ее ему. При этом случаи, когда люди злоупотребляют этим обычаем, крайне редки, так как взаимоуважение – национальная черта этого народа.

Объяснением такого отношения  к людям может быть принцип равноправия в обществе на протяжении многих веков. У чеченцев никогда не было социального деления: с одинаковым уважением здесь относились к бедным и богатым, к представителям знатного рода и выходцам из малых тейпов. Главным считалось то, как человек относится к окружающим и чтит культурные устои своего народа.

Рубахи для детей

Первый русский народный костюм для мальчика – отцовская косоворотка, в нее закутывали появившегося на свет младенца. Для новорожденных девочек такой пеленкой служила материнская рубаха. При создании детских нарядов часто применялись отрезы ношенных вещей матери или отца. Делалось это не из экономии, а в угоду поверью, гласившему, что малыша спасает от дурного глаза родительская сила.

Увидеть разницу во внешнем виде рубах, предназначенных для детей разных полов, нельзя – это абсолютно одинаковые косоворотки, доходящие до самого пола. Обязательный декоративный элемент – вышивка, нанесенная материнской рукой. Рисунки всегда брали на себя функции защитных оберегов.

Достижение трехлетнего возраста для малышей ознаменовывалось получением рубахи из новины. Двенадцатилетним мальчикам полагались в придачу штаны-порты, девочек наряжали в поневы. Вообще русский народный костюм для детей мало чем отличался от одежды взрослых.

Характерные черты мужского и женского костюмов

Национальный костюм чеченского мужчины состоял из 2 основных предметов:

  • бешмет – полукафтан длиной немного выше колен, расширяющийся книзу, точно облегающий фигуру и застёгивающийся до пояса на пуговицы-узелки;
  • штаны должны были легко заправляться в сапоги, поэтому кроились зауженными книзу и шились из лёгкой ткани, чтобы не сковывать движений.

Особенности мужского костюма

Следующие предметы могли дополнять основной костюм:

Черкеска – верхняя одежда длиной чуть колен; покроем она напоминала бешмет, застёгивалась только на поясе. Черкеска, как правило, шилась из лучшего сукна. Отличительной деталью платья были кармашки для хранения специальных трубочек с зарядами для ружья — газырницы. Постепенно газыри утратили своё практическое назначение, однако газырницы сохранились в национальном костюме как элемент декора.

Бурка – расширяющаяся книзу накидка без рукавов из войлока с зауженными твёрдыми плечами, служившая мужчинам как одеждой, так и одеялом.

Папаха – конусообразная шапка из овчины, длинношёрстная или каракулевая. Особо ценными считались папахи из шкуры бухарского барашка, но их могли позволить себе только богатые люди.

Кожаный пояс был обязательным элементом одежды, его праздничный вариант украшался металлическими вставками и подвесками. На пояс крепились необходимые в походе предметы: кремень, камень для заточки кинжала или ножа, коробочка с оружейной смазкой. Но главное назначение пояса – крепление для кинжала или шашки. На ногах носили сапоги из мягкой кожи длиной чуть ниже колен; у богатых людей были чувяки – кожаные туфли без каблуков — а на голени надевались сафьяновые ноговицы.

Женский костюм

Основу женского костюма составляли 4 предмета:

  • длинное платье-туника из лёгкой ткани с небольшим разрезом на груди, с рукавами, закрывающими кисти рук, и нагрудником, украшенным вышивкой и камнями; воротник-стойка обязательно застёгивался на маленькую пуговицу;
  • штаны широкого покроя, низ которых собирался в оборку (в костюме для особых случаев низ обшивался кружевом);
  • платок, простой или украшенный вышивкой; замужние женщины надевали платки поверх чухты (или чохты) – шапочки, плотно обхватывающей лоб и полностью скрывающей волосы;
  • девушки и молодые женщины добавляли к костюму матерчатый или кожаный пояс.

Такой наряд дополняло верхнее платье, которое изготавливалось из бархата, парчи или атласа. По крою оно было похоже на черкеску с удлинёнными рукавами, которая застёгивалась только у пояса. Большое значение придавалось украшению платья, особенно вышивке: важен был не только орнамент, но и цвет нити. Традиционно использовалась гамма из зелёного, красного, жёлтого и чёрного цветов.

Женская обувь была разнообразной:

  • кожаные тапочки, которые надевали и дома, и на выход;
  • туфли с каблуками на жёсткой подошве (без задников);
  • сапоги из сафьяна на каблуке;
  • ботинки, которые шились из нескольких кусков кожи строго по ноге.

Культура

Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:

  • сказки бытовые, волшебные, о животных;
  • мифология;
  • героический эпос;
  • песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
  • легенды;
  • загадки;
  • поговорки и пословицы;
  • детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
  • религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
  • творчество тюлликов и жухургов;

Достаточно фрагментарно сохранилась чеченская мифология, имена божеств, которые олицетворяли природные стихии. Музыкальный фольклор чеченцев яркий и самобытный, они потрясающе танцуют национальный чеченский танец нохчи и лезгинку (ловзар). Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:

  • дечиг-пондар
  • адхьокху-пондар
  • зурна
  • дудка шиедаг
  • волынка
  • барабан вота
  • бубен
  • гема

Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.

Классификация суконного материала

В нынешнее время плотная валяная ткань, созданная на современном оборудовании, продолжает пользоваться большим спросом у модных дизайнеров и в техническом производстве. По своим характеристикам современное сукно делится на три категории, которые имеют свою классификацию.

  1. Армейское сукно. Имеет несколько разновидностей в зависимости от звания военнослужащего и рода войск, но технология производства такого текстиля отличается строго выдержанными нормативами.
  2. Техническое сукно – самый прочный материал, который используется в различных целях на промышленных предприятиях. Долговечность, прочность и непромокаемость — качества, которые привлекают в этом материале изготовителей спецодежды.
  3. Гражданское сукно – это тот сорт шерстяного полотна, который делится на массу групп, позволяет применять его в самых разнообразных целях.

Аксессуары и обувь

Пояс – обязательная деталь одежды у мужчин и у женщин. Женские декорировались пряжками, серебром, драгоценными камнями. Самые красивые пояса передавались по наследству.

Платок – это часть женского наряда. У девушек они из легкой ткани. Замужние женщины носили чухту – особый мешочек, куда укладывали волосы, поверх него надевали платок с бахромой.

Представительницы прекрасного пола всегда носили ювелирные украшения. Это различные браслеты, бусы, кольца, перстни и подвески. Серьги могли быть в форме колец. Были распространены височные подвески. Также украшением можно считать пуговицы на верхних женских платьях.

Первоначально украшения изготовлялись из бронзы, позже стали применять серебро.

Традиционной повседневной обувью чеченского мужчины были мягкие кожаные сапоги. Их длина доходит почти до колен. Богатые люди часто носили чувяки (вид мягких туфель без каблуков), а на голени поверх штанов надевали ноговицы из сафьяна.

Подошва обуви, как правило, не была жесткой, что было очень удобно для наездников и пеших путников в горах.

Женская обувь была разнообразнее. Для ее изготовления применялись кожа, сафьян, войлок, шерсть.

Часто носили род кожаных тапочек как домашнюю и выходную обувь.

Молодые представительницы прекрасного пола также носили туфли без задников. У них была жесткая подошва и имелись каблуки. Некоторые женщины носили сафьяновые сапоги. Они тоже были с каблуком и могли иметь украшения.

Еще один вид обуви – ботинки. Они шились по ноге из нескольких кусков кожи и выглядели очень изящно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: