Национальный костюм саамов кратко

Сумки

В быту им всегда находится применение. Используются в основном как:

  • хранилище для мяса;
  • переноска утвари;
  • емкость, куда собирают коренья;
  • вместилище для материалов и инструментов для рукоделия.

Чукотские сумки различаются по формам и размерам. Так, для хранения рыбы и мяса они большие, делаются из жесткой лахтачьей шкуры. Носятся через плечо. А вот небольшие экземпляры цепляют к поясу (в них с древности хранили порох).

Сумки у народа принято украшать. Маленькие покрывают орнаментами из кожи – светлой на темном фоне. Мастерицы любят вырезать различные геометрические фигуры (треугольники, круги, квадраты, полосы и др.), которые нашивают в специальном ритме, с определенным смыслом. Помимо этого, активно используют бисер и ленты.

Кстати, на различных ярмарках малочисленных народов Севера часто мастерицы предлагают не только купить одну из своих украшенных сумок, но и показывают, как можно декорировать изделие самостоятельно, объясняя смысл узора.

Саамы под властью других народов

Со временем славянские и финно-угорские племена начинают оттеснять саамов, что отступают на дальние северные земли. Несмотря на это, в IX-XI веках они попадают под власть русских.

Территории саамов были условно разделены между Россией и Данией. Некоторая неясность деления порой становилась причиной появления сборщиков податей, что служили разным государствам. Нередко саамы вынуждены были дважды платить подати.

Однако необходимость уплаты оброка внесла и положительные перемены в жизнь северных племён. Если прежде саамы лишь охотились на оленей, то постепенно в регионе стало развиваться оленеводство, что помогало собрать дань. Русские князья принимали плату пушниной, оленьими шкурами, рыбой.

Одной из самых серьёзных проблем саамов стало пьянство. Как и у многих других северных народов, их организм не мог противиться действию спиртных напитков, отчего люди быстро заболевали алкоголизмом.

Было известно, что даже купцы неоднократно умышленно спаивали саамов, чтобы за бесценок приобрести их товары. Смена образа жизни, семейного уклада усугубили проблему.

История костюма

Одежда древних славян является национальным нарядом населения Руси до правления Петра I. Фасон, украшения, образ костюма формировался под влиянием:

  • Основной деятельности населения (землепашество, скотоводство);
  • Природных условий;
  • Географического расположения;
  • Взаимоотношений с Византией и Западной Европой.

Одежда славян шилась из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна), имела простой крой и длину до пят. Наряды у знати были ярких цветов (зеленый, багряный, червленый, лазоревый), да и украшения были самые роскошные:

  • Шелковое шитье;
  • Русская вышивка золотой и серебряной нитью;
  • Отделка каменьями, бусами, жемчугом;
  • Оформление мехом.

Период 15-17 века. Русский национальный костюм сохраняет свою самобытность и приобретает более замысловатый покрой. Под влиянием польской культуры появляется распашная и приталенная одежда у восточных славян. Используются бархатные, шелковые ткани. У знатных княжеских и боярских сословий наряды были дороже, многослойнее.

Конец 17 века. Петр I издает указы, запрещающие носить национальные костюмы знати. Не касались эти указы только священников и крестьян. Указ запрещал шить и продавать русский костюм, на что были предусмотрены штрафы и даже изъятие имущества. Издал их русский монарх, чтобы перенять европейскую культуру и закрепить отношения с Европой. Эта мера прививания чужого вкуса отрицательно отразилась на национальном развитии.

Вторая половина 18 века. Екатерина II попыталась вернуть в костюмы дворянства европейского стиля русскую самобытность. Это проявилось в тканях и пышности оформления нарядов.

Отечественная война 19 века. Поднимается патриотический дух населения, что вернуло интерес к национальной одежде русского народа. Знатные барышни стали надевать сарафаны, кокошники. Наряды шили из парчи, кисеи.

20 век. Из-за натянутых отношений с поставщиками из Европы произошло возвращение к стилю в одежде Древней Руси. Проявилось это в модных тенденциях с элементами русского стиля.

Главные особенности русского костюма

Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 — начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:

  • Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
  • В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
  • Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
  • Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
  • Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.

Основы саамской культуры

Преемственность поколений – одна из основ сохранения саамской культуры. Сформировавшийся за долгие годы образ воспитания детей у саамов предполагает постоянную связь с традициями, благодаря чему молодые саамы очень хорошо знакомы с родной культурой, и почти все владеют саамским языком.

Культурным образованием молодежи занимается не только семья, но и Саамский парламент (саамский орган управления в Швеции (а также аналогичные органы в Финляндии и Норвегии)). Созданный им Саамский образовательный центр в Йоккмокке – настоящий светоч народных промыслов, где каждый желающий (в основном, это молодые люди) может обучиться народному ремеслу.

Народное ремесло

Традиционно, саамское народное ремесло подразделяется на жёсткое и мягкое. Первое – мужское. Мужчины у саамов занимались изготовлением украшенных резьбой посуды и оружия из твёрдых оленьих рогов, а женщины – ткацким делом, изготовлением украшений и корзин из природных материалом (нередко основным источником сырья для производства были те же олени).

Обучиться народному мастерству в совершенстве – непростое дело даже в наши дни, поэтому авторские работы саамских мастеров очень ценятся во всей Скандинавии

Приобрести их можно в специальных лавках в крупных городах (например, в Стокгольме) или в самой Лапландии. Не менее ценно и то, что продукты ремесла соединяют в себе природные материалы, функциональность и северную традиционность. Однако не чужды традиционному и современные стили, которые органично вливаются в саамское ремесло, постоянно обновляя и развивая его.

Национальный костюм

Не только ремесло, но и традиционный костюм саамов – колт — также испытывает влияние современности, хотя нынешние саамы уже не носят его в качестве повседневной одежды, а надевают на традиционные празднества и большие семейные события. Сейчас существует около 12 вариаций народного костюма: женских и мужских.

Национальный костюм саамов – это больше, чем просто одежда

Саамское пение

Неотъемлемый атрибут каждого народа,  музыка — тоже сохранилась в современной культуре саамов и ныне сочетается с другими направлениями.

Искусством народного пения овладеть непросто, оно передаётся из поколения в поколение, поэтому существует огромное количество его вариаций. В том числе и тех, которые появились под влиянием современной музыкальной культуры.

Неразрывная связь с традициями, их сохранение и совершенствование делает саамов поистине исключительным народом. Конечно, их относительная малочисленность и небольшая локальность проживания не оставляет им иного выбора, но именно суровость условий проживания и крепкая связь поколений сыграли решающую роль.

Сохранение языка, традиций, исконного хозяйства, самоуправления на том уровне, которому могут позавидовать иные малые народы – то, чем сегодня саамский народ может, действительно, гордиться.

Самая лучшая одежда из Финляндии

Детская одежда
. Качественная верхняя одежда – залог здоровья ребенка. Дышащие материалы, легкий вес и уникальный дизайн – именно о такой одежде для своих детей мечтают все родители. Известные на весь мир финские фирмы Reima, KIVAT, Nels, KERRY специализирующиеся на пошиве детской одежды, предлагают практичную, удобную, яркую одежду, в которой малыш никогда не замерзнет.

Одежда для спорта
. Славится финская одежда для спорта на весь мир: теплая, качественная, комфортная одежда для занятий спортом финских брендов: Rukka, ICEPEAK, LUHTA, Torstai.

Повседневная одежда

Хоть и не пользуется такой же мировой известностью как верхняя или лыжная одежда, но такая яркая и стильная, она не может не привлекать к себе внимание: Marimekko , NP+,Skila, STORY.

Стоит отметить, что помимо всех преимуществ, финская одежда еще и стильная, благодаря чему можно создавать идеальные образы.

Финляндия – страна, где зима длящаяся полгода особо сурова к людям в холодный период. Поэтому финнам как никому известно, что теплая одежда способна не только согреть, но и спасти жизнь в условиях суровой зимы. В одежде предпочитают финны выбирать верхнюю одежду из водоотталкивающих теплых материалов и под одежду одевая согревающее термобелье.
Финские дизайнеры при разработке моделей одежды опираются в первую очередь на согревающие и водоотталкивающие свойства материалов, создавая изделия, которые непременно будут востребованы среди соотечественников и иностранцев интересующихся верхней одеждой финских производителей.
В Финляндии при изготовлении зимних пуховиков особой популярностью пользуется гусиный пух. Покупая финский пуховик покупатель может быть уверен в подлинности пуха как наполнителя. Так как температура в зимнее время года в Финляндии нередко может опускаться ниже отметки в 25 градусов, финские изготовители зимней одежды с особой тщательностью следят за качеством пуха, который выполняет водоотталкивающие и согревающие функции.
Помимо гусиного пуха многие финские бренды используют пух арктических птиц, который способен сохранять тепло, и благодаря своей циркуляции воздуха внутри изделия этот уровень постоянен вне зависимости от активности человека.
Среди пухового ассортимента в качестве наполнителя зимней верхней одежды также встречается гагачий и утиный пух.
Гагачий пух внешне выглядит как пышный пуховый материал серого иногда коричневатого оттенка. Этот вид пуха особо ценен и изделия с ним стоят дороже чем с иным видом пуха. По его качественным характеристикам стоит отметить легкость пуха и сохранение тепла.
В сравнении утиного и гусиного пуха, второй более выгоден в качестве наполнителя: по размеру он крупнее и обладает в большей степени теплоизоляционными свойствами.
Одежда из финского трикотажа производится из экологически безопасных и натуральных материалов: хлопка, льна и шерсти. Главным достоинством данного вида трикотажных тканей является воздухопроницаемость материалов, способствующая насыщению кислородом кожей.
В суровых условиях Финляндии производство одежды не представлялось возможным и многие местные модельеры последовали примеру : перенесли производство в Китай и , где условия для пошива изделий более благоприятны и затраты на материалы значительно меньше. Однако качество одежды остается на высоком уровне. Цены на товары местного производства в Финляндии значительно выше, но финнов это не смущает: они считают, что лучше переплатить за высокое качество «родных» чем сэкономить на западном бренде.

Традиционный женский костюм, который вышел из повседневного употребления в 19 веке, состоял из юбки (как правило полосатой или клетчатой), кофты или лифа-безрукавки, передника. Замужние женщины носили льняной или кружевной чепец. В женской одежде преобладал красный цвет.
Мужской костюм включал короткие (до колен) штаны, рубаху, разнообразные жилеты и куртки, кафтаны.
Современный вариант женского традиционного костюма:

Русский сарафан

После нижней рубахи, самым распространённым элементом женской одежды в средней и северной полосе России был сарафан. До 18 века сарафаны носили все слои русского общества. После реформ Петра Первого сарафаны стали носить только в среде крестьян. Вплоть до середины 20 века сарафаны оставались единственной нарядной женской одеждой женщин в России.

Современная мода часто обращается к традиционному русскому стилю. Расшитые рубахи и сарафаны можно встретить на улице в повседневной жизни. Радует, что отечественные модельеры перестали слепо копировать западную одежду, и всё чаще черпают вдохновение в русских традициях.

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе

Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана

Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

Любопытные факты про русский костюм:

  1. Сарафан – это не исконно русское, а иранское слово. Означает «полностью одет».
  2. Существовала праздничная, повседневная одежда и одежда для работы, свадебные костюмы, «для кручины» и многие другие. Рубаха специально для жатвы в сезон считалась праздничной.
  3. Новую одежду (из неношеных тканей) ребенок получал, когда ему исполнялось 3 года.
  4. Головной убор обязательно надевали на улицу. Выйти без него аналогично тому, что сегодня появиться на улице мегаполиса голышом.
  5. Русский национальный костюм включал в себя даже убранство волос – например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя дама обязательно заплетала две косы и надевала головной убор.

Головной убор

Зависел от возраста девушки и ее семейного статуса. Он играл определяющую роль в наряде. Юные барышни, не обремененные узами брака, часть локонов оставляли непокрытыми. Элементы русского народного женского костюма в этом случае были простыми и неброскими. Девушки предпочитали использовать ленты, обручи, повязки или ажурные венцы.

После свадебной церемонии и проведения обряда «расплетения косы», барышня становилась женщиной и получала право носить головной убор под названием «кичка молодухи». После рождения ребёнка его сменяла рогатая или лопатообразная кика, которая являлась символом плодородия и способности к деторождению.

Замужние дамы полностью закрывали волосы головным убором. Согласно древним традициям поверх кички надевали убрус (платок).

Корона русских красавиц – кокошник, считался праздничным аксессуаром. Носить его могли только семейные дамы. Кичку надевали перед выходом на улицу, а вот в домашних условиях женщины предпочитали использовать головной убор попроще – повойник (чепчик).

Женские костюмы

К XIX веку национальный костюм народов карел претерпел сильные изменения в связи с качественным ростом уровня жизни и развитием ремесел и народного творчества. Так, предпочиталась тканая одежда, украшенная вышивкой, шитьем, вязанием, которая показывала умелость и трудолюбие мастериц.

Как выглядит национальный костюм карелов-женщин сейчас?

Постепенно у женщин туникообразная рубаха сменилась на двухчастную. Нижняя ее часть — холщевая — ткалась в домашних условиях, а рукава шились из более тонкой и дорогой покупной ткани.

Верхняя, нарубашечная, часть костюма могла быть или юбкой, или сарафаном (что наблюдалось несколько чаще). Юбка шилась многослойной, из пяти-шести полотнищ. К такой юбке полагалась приталенная кофта-рубаха. Но был и другой тип юбки — простой, нешитый, а собранный из кусков домотканого холста или полушерстяной суконной ткани. Такие юбки имели в виде украшения продольные или поперечные полосы разной ширины и цветовой гаммы.

Другой вариант нарубашечной одежды — сарафан — первоначально собирался из кусков ткани в виде косых клиньев и имел широкие полукруглые проймы. Он делался, как и просторная рубаха, из холстины. Но позже, с развитием торговли, появился более сложный фасон сарафана из полушерстяной или хлопчатобумажной ткани. Он имел прямой силуэт и часто не имел швов, отчего назывался «круглый».

На сарафан или юбку надевался хлопчатобумажный или холщевый передник до подола, прямого кроя. Его украшали снизу скрученными в спирали нитями разных ярких цветов.

Достопримечательности Лапландии

Но самой главной достопримечательностью Лапландии является, конечно, девственная красота ее земли, поражающая своим величием. И чтобы туристы смогли в полной мере оценить эту красоту и ощутить единение с матушкой-природой, лапландцы обустроили множество национальных парков, крупнейший и известнейший из которых – Национальный парк Урхо Кекконена. На его огромнейшей территории проложено более 200 километров пешеходных троп среди суровых и прекрасных арктических пейзажей, а также организованы палаточные стоянки и сеть гостевых домов.

Кроме всего, о чем мы уже рассказали, здесь есть и множество других, не менее интересных достопримечательностей. Так, в городке Инари, к примеру, работает саамский культурный центр, в котором на постоянной основе выставлено множество экспозиций, представляющих древние промысловые кустарные изделия саамского народа.

Вблизи города Рануа находится зоопарк, являющийся одним из самых северных зоопарков в мире. Причем, зоопарком его сложно назвать в обычном понимании этого слова, поскольку это, по сути, —  кусок дикой природы в окружении болот, озер и непроходимых хвойных лесов. Его без преувеличения можно назвать одной из визитных карточек Лапландии. Здесь в естественных условиях свободно живут более 200 арктических животных.

Есть тут также и несколько оленьих ферм, где туристы могут познакомиться с северными оленями в их естественных условиях обитания, а также узнать подробности жизни и быта лапландцев.

Ну, а самой известной достопримечательностью Лапландии считается находящаяся в нескольких километрах от столицы деревня Йоулупукки: резиденция финского Санта-Клауса, а также расположенный неподалеку Санта-Парк, ледяную пещеру которого ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

Женская красота в древней Руси

К сожалению, со времен древней Руси до нас не дошло никаких изобразительных памятников, которые бы показали – как выглядела женщина в старину. Картины, скульптуры, барельефы и фрески стали популярны относительно поздно, а до этого все почти покрыто мраком. Однако образцы фольклорного искусства: песни, былины и сказки, — все же показывают, как именно выглядела женщина древней Руси.

У всех древних народов женская красота была связана с материнством – и славяне не были исключением. Поэтому идеал красоты был крепким, дородным, статным, с гордой осанкой и высоким ростом. Есть даже свидетельства, что на Руси женщина могла считаться красавицей, только если ее вес достигал пяти пудов – а это ни много ни мало 80 килограммов! Кстати, идеальное телосложение было одинаковым практически во всех сословиях, от крестьянства до купечества – худоба везде считалась недостатком.

Еще одним поводом для гордости у женщин древней Руси была белая кожа и яркий румянец. В сказках мы можем встретить описание такой внешности в виде идиомы «кровь с молоком» — так описывают практически всех сказочных красавиц. Кстати, именно по этой причине на Руси широко применяли белила (кстати, довольно вредные для кожи и здоровья), и румяна. Бедные девушки за неимением денег на косметику часто румянили лицо обычной свеклой. Также в цене были «ясные очи» и «собольи», то есть очень густые брови.

Волосы обязательно должны были быть густыми и длинными – в дохристианские времена они были показателем магической силы, а позже говорили о здоровье их обладательницы. Обычно волосы убирали в косу – распущенными их только иногда носили молодые незамужние девушки. Кстати, именно от этой традиции пошло выражение «опростоволоситься» — показаться при посторонних с распущенными волосами.

Картина Б.М. Кустодиева. Русская Венера

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками. В последнее время все больше стали говорить о возрождении родных традиций и русской культуры. И у многих интерес вызывают народные костюмы России. Фото в сети все чаще запечатлевают современных людей в национальной одежде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: