Этническая латышская одежда (XVIII—XIX вв.)
Латышский традиционный костюм находился под сильным германским влиянием вплоть до начала XX в. Во время германского господства бронзовые элементы ушли из декора костюма. Элементы, изготовленные техникой вязания иглой, также постепенно исчезли. Развитие получила традиция вязания: варежки, перчатки и носки изготавливались с использованием характерных для каждой местности орнаментов и цветов.
Письменные источники XVIII в. (Иоганн Кристоф Бротце, 1742—1823) свидетельствуют о том, что наиболее часто встречающимися цветами в костюме латвийского крестьянина были натуральный белый и серый (цвета льняной пряжи и шерсти). Основная масса костюмов латышей была натурального серого цвета, а для декорирования применялись традиционные цвета — синий, красный, желтый и зеленый.
В конце XIX в. мужчины носили домотканые кафтаны чаще всего натурального серого цвета, декорированные красным, зеленым и синим шнуром. Летом носили полукафтаны изо льна, а зимой — длинные домотканые шерстяные пальто или меховые шубы. Во второй половине XIX в., когда для шитья праздничной одежды стали использовать ткани, изготовленные фабричным способом, появилась мужская одежда темно-синего, коричневого и натурального черного цветов. По особым случаям мужчины также надевали жилеты.
Женщины по-прежнему предпочитали льняные рубашки. Видимая верхняя часть шилась из тонкой льняной ткани, а скрытая под юбкой – из грубой. Поверх рубашки надевались длинные юбки, кофты различной длины, а также шерстяные шали. Самым популярным украшением латышек были серебряные броши, декорированные шариками, похожими на наперсток, и/или красными стеклянными бусинами или бисером. С помощью брошей женщины закалывали шаль на груди.
Интересный факт: Варежки часто преподносили в качестве подарка, в особенности на свадьбу, а также на похороны. Даже некоторые летние праздничные мужские костюмы были дополнены украшенными орнаментом варежками. Составляя неотъемлемую часть образа, их обычно носили за поясом.
Одежда в Земгале
Несмотря на то, что Земгале является приграничным регионом, в костюмах его жителей нельзя распознать мотивы, напоминающие одежду жителей соседней Литвы. В облачении жительниц Земгале заметны черты костюмов финно-угорских племен, в особенности ранних образцов. Тем не менее, жители Земгале выработали собственный уникальный стиль с использованием вертикальных полос по утку. В одежде очень часто повторяются мотивы роз, за которыми следуют зигзаги, треугольники и ромбы. Поверх юбки женщины надевали широкий вязаный кушак с ярким орнаментом с красными солнцами и крестами на белом фоне, а талию подпоясывали тонкой голубой или зеленой нитью.
Второе национальное пробуждение
С окончанием Первой мировой войны и созданием Латвийской Республики в 1918 году была подготовлена почва для значительного улучшения условий и использования ливского языка в его традиционном доме — на северном побережье Курземе. В начале двадцатого века все еще оставалось довольно сконцентрированное население говорящих на ливонском языке, населяющее 12 небольших городов в Северной Курземе.
В 1931 году студенты-ливонцы из Елгавского института при финансовой поддержке Финляндии начали издавать ежемесячную газету на ливском языке «Ливли». В том же году финский пастор Хелле Калерво Эрвио несколько раз отправлялся на ливонское побережье, чтобы проводить мессы в Ливонии. Иметь ливонский язык в качестве языка церкви на побережье долгое время было мечтой ливонцев, работающих над повышением статуса своего языка на родине.
Со временем Эрвио выучил ливский язык и довольно регулярно приезжал на побережье до 1938 года. Церковные службы на ливонском, как и обучение ливонскому языку в деревенских школах побережья должны были оставаться относительно редким явлением. Тем не менее их тоже можно рассматривать как большое достижение.
В конце 30-х годов статус ливского языка достиг беспрецедентных высот, получив заметную роль в динамике языков, используемых жителями побережья Ливона, которых не было в течение семи веков. В это же время ливонцы обратились к латвийскому правительству с ходатайством о создании собственного ливонского административного района, который охватил бы все их деревни. Это было в конечном итоге неудачно. После советской оккупации с милитаризацией родного региона Ливона дальнейшее движение по такому проекту было невозможным.
Латышский народный костюм
Народный костюм для латышей всегда играл важную символическую роль в сохранении национальных ценностей и культурного наследия, а также в формировании единого самосознания. В наши дни традиционный народный костюм используется в качестве праздничного наряда для торжеств личного и национального характера. Народный костюм не только демонстрирует социальный статус своего владельца, но и показывает его принадлежность к конкретному региону Латвии.
Национальные костюмы Латвии
В истории народного костюма можно выделить два периода, каждый из которых характеризует его по-своему. Первый период — с VII по XIII вв. — известен как период «древней одежды». Второй период относится к XVIII—XIX вв., и его часто называют периодом «этнической» или «этнографической одежды».
Одежда в Видземе
Разноцветная юбка в различных вариациях была самым ярким предметом одежды жительницы Видземе. Характерным отличием одежды первой половины XIX в. были полосы, тогда как клетка стала популярной во второй половине века. В то время, когда полоска была предпочтительна, ею украшали даже мужские брюки и жилеты. Белые шерстяные шали были богато украшены вышивкой и в длину доходили до икр женщин. Белые праздничные шали скреплялись серебряными брошами, а накидки и шарфы никогда не прикалывали. В Видземе все замужние женщины носили головные уборы вытянутой формы обычно из белого льна; иногда поверх повязывался шелковый шарф.
История региона
X—XIII века
В X веке часть населения, жившего на территории Ливонии, платила дань великому князю Руси Владимиру Святославичу. В 1030 великий князь Ярослав Владимирович Мудрый, покорив жившие там часть чудских племён, построил в их земле опорный пункт для дальнейшей экспансии — крепость Юрьев (по своему христианскому имени), которую немцы позже переименовали в Дерпт (современный Тарту). В период феодальной раздробленности на Руси и возникновения уделов ливонские земли по Западной Двине были в зависимости от Полоцкого княжества.
В 1157 году сюда прибыли бременские купцы, которые построили склады для своих товаров и укрепили их. Первое поселение называли Икскуль, или в немецких хрониках — Uexküll, и это точно отражало этимологию названия. На ливском и современном эстонском языках это дословно означало üx, üks — один, первый и küll, küla — деревня. Сейчас этот город сохранил название как Икшкиле (латыш. Ikšķile).
В 1184 году августинский монах Мейнард прибыл с купцами к берегам Двины для миссионерской деятельности, но обращение в христианство местных язычников продвигалось очень медленно. Получив чин епископа (1191 год), Мейнард попросил папу Климента III объявить против туземцев. Уже во время правления 2-го епископа, Бертгольда, в устье Двины прибыли крестоносцы. Обращение пошло быстрее, но в 1198 году Бертгольд был убит, и лишь его преемник епископ Альберт I Рижский (Альберт фон Буксгевден) привёл местных жителей к повиновению, заключив с ними мир, и основал (1201 год) город-крепость Ригу. В том же году по его ходатайству был учреждён Орден меченосцев. Распространив христианство в юго-восточной Ливонии, Альберт сначала платил дань полоцким князьям, но, захватив крепости Кокнесе и Герсику (1205), перестал платить дань. Альберт уступил ⅓ часть покорённой Ливонии рыцарям, и Полоцк с тех пор утратил своё влияние в Ливонии.
Начиная с первой половины XIII века Ливонией начинает называться конфедерация, состоящая из 5 своеобразных административно-территориальных единиц, находящихся в сфере влияния трёх основных политических сил, так или иначе действующих в данном регионе: Ливонский орден, Ватикан, действующий посредством архиепископов и во главе с Римским папой, а также немецкое дворянство. Территориально земли делились следующим образом: земли Ливонского ордена, Рижское архиепископство, а также Курляндское, Дерптское и Эзель-Викское епископства, которые номинально находились под влиянием Римского папы и германского императора. Официально Ливония носила название Terra Mariana (в буквальном переводе с латинского — «Земля девы Марии»).
Религиозные пережитки
Подавляющее большинство латышей принадлежит к протестантскому (лютеранскому) вероисповеданию, некогда силой вбитому в крестьян. Немецкие пасторы были усердными пособниками баронов в порабощении крестьян. Крестьяне их ненавидели. Однако христианская религия глубоко вошла в сознание народа. У латгальцев преобладает католицизм — след эпохи господства панско-католической Польши. В 1840-х годах среди латышских крестьян широко развернулось движение за переход в православие — этим они думали избавиться от немецко-феодального гнета. Царская администрация сначала не знала, как на это реагировать, но потом по указу самого царя приняла решительные меры к пресечению этих попыток, в которых проявился дух «неповиновения». Все же в православие перешло тогда до 75 тыс. крестьян. Сейчас количество православных невелико.
Дохристианские верования сохранились слабее чем у литовцев, но по типу они сходны. Из образов древней мифологии — ныне забытых — известен весенний бог Усинь (его сближают с русским Овсенем). Существовала вера в ведьм — «раганас» и пр.
Но некоторые старые обряды и обычаи, утратив прежний религиозно-магический смысл, превратились в народные развлечения, праздники. Особенно популярен сейчас Иванов день (Janu vakars, Ligo) — древний праздник летнего солнцестояния, 23—24 июня. До последнего времени этот праздник, хотя и общинный, проводился по отдельным хуторам, в семейной обстановке; теперь это чисто колхозный праздник, с общественной пирушкой, хороводами и плясками в национальных костюмах, кострами и пр., устраиваемый где-нибудь на поляне в березовой роще, на открытом холме.
Пословицы и поговорки
Сапог лаптю не пара Овца волку не указчик Слушай господина — загонит в могилу Кто не слушает господина, тот слушает кнут Хозяин спит — лес растёт Подальше от медведя — подальше от его когтей Собака колбасу не бережет Богатый снимает шкуру с бедняка, бедняк — с картофелины У бедных много детей, у богатых — коров Были бы бараны, а кому их стричь — всегда найдется Была бы щель, а клоп найдется Волк у пастуха не спрашивает, можно ли овец ловить У кого деньги, тот и прав Где деньги говорят, там правда молчит Золотым ключом все двери открываются Объедимся морковкой, раз уж яблок нету С голоду и жук — мясо За деньги и черт станцует Деньги не воняют Раз в кошельке пусто, значит и ума — не густо С пустым карманом в жизни ничего не добьешься Сколько денег — столько и счастья У кого деньги — у того и удовольствия С деньгами дальше пойдешь, чем с правдой От работы не стал богатый, а стал горбатый
Население
год | всего жителей | латыши | русские | белорусы | украинцы | поляки | литовцы | евреи | татары | немцы | цыгане | эстонцы | другие |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1881 | 306 058 | 241 205 | 3 923 | русские | русские | литовцы | 3 293 | 23 622 | 30 383 | 738 | 126 | 2 768 | |
1897 | 339 845 | 265 777 | 8 521 | 384 | 263 | 6 661 | 8 230 | 16 372 | 143 | 31 779 | 570 | 461 | 684 |
1920 | 282 453 | 234 558 | 2 146 | 700 | нет данных | 3 749 | 8 636 | 14 396 | нет данных | 16 676 | нет данных | 466 | 1 126 |
1925 | 286 650 | 242 193 | 3 638 | 393 | нет данных | 3 148 | 3 962 | 14 883 | нет данных | 15 112 | 887 | 429 | 2 005 |
1930 | 288 092 | 246 309 | 3 162 | 992 | нет данных | 3 378 | 4 348 | 12 900 | нет данных | 14 215 | нет данных | 372 | 2416 |
1935 | 292 659 | 253 096 | 3 306 | 1 318 | 214 | 3 705 | 3 702 | 12 012 | нет данных | 12 789 | 986 | 359 | 1 133 |
1989 | 366 381 | 235 271 | 84 143 | 11 608 | 15 783 | 3 112 | 9 593 | 576 | 593 | 470 | 1 898 | 298 | 3 036 |
2000 | 322 242 | 234 774 | 52 979 | 7 761 | 9 499 | 2 709 | 9 227 | 302 | 315 | 495 | 2 060 | 199 | 1 922 |
2011 | 279 383 | 213 372 | 40 042 | 5 602 | 6 770 | 1 882 | 7 060 | 177 | 189 | 406 | 1 638 | 152 | 2 093 |
Что можно почитать
- Верховцев Д. В. Такие разные латыши: изменчивость значения этнонима в русских документах XVI-XVII веков // Stud. Slav. Balc. Petrop. SSBP Петербургские славянские и балканские исследования. 2020. №1 (27). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/takie-raznye-latyshi-izmenchivost-znacheniya-etnonima-v-russkih-dokumentah-xvi-xvii-vekov
- Кошина Н. Латыши – простые и трудолюбивые // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/latyshi-prostye-i-trudolyubivye
- Лоткин И. В., Свитнев А. Б. Колонии латышей в Западной Сибири (XIX-XX века): механизмы формообразования и развития // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. №3-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kolonii-latyshey-v-zapadnoy-sibiri-xix-xx-veka-mehanizmy-formoobrazovaniya-i-razvitiya
- Лузин Л.Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. Челябинск: АвтоГраф, 2012. 408 с.
- Рыжакова С. И. Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и реферировании прошлого // Антропологический форум. 2009. №11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/latyshskaya-natsionalnaya-istoriya-o-kulturnyh-mehanizmah-v-konstruirovanii-i-referirovanii-proshlogo
- Художественные промыслы Латвии. Режим доступа: https://culture-art.ru/художественные-промыслы-латвии/
УХОД ЗА КЛАДБИЩЕМ И ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ УМЕРШИХ
Кладбища в Латвии – один из символов культурно-исторического наследия. Со временем кладбище видоизменялось, но в течении многих столетий оставалась неизменной традиция регулярного
посещения кладбища и ухода за ним.
Археологические исследования захоронений древних куршских племен и курганов сел и городищ свидетельствуют об уважительном отношении к умершим. В XVI и XVII веках
в герцогстве Курляндском и в шведской Лифляндии (Видземе) активно
строили храмы, так что местом захоронения вельмож, священников и других
видных персон стали церковные дворы и своды. Крестьян по-прежнему
хоронили в курганах. В XVIII веке, когда в Курземе бушевала чума
(1710), а жителей Видземе вырезали во время Северной войны (1700–1721),
вся земля по обоим берегам Даугавы напоминала огромный могильник. Лишь в
1773 году, когда Видземе уже находилась под властью России, был издан
губернаторский приказ о необходимости обносить места захоронений валом
или забором. Были запрещены захоронения в церквях и вблизи них. В
Видземе образовались крупные кладбища, в свою очередь, в Курземе –
после выкупа хуторов и земель – на откупленных землях обустраивались
небольшие семейные кладбища. Со временем они становились
волостными.
Оформлять цветами кладбища в окрестностях Валмиеры и Цесиса начали в конце XVIII века общины – члены Братства гернгутеров. В рыбацких поселках Курземе могильный крест было принято
украшать подзорами, лентами и тесемками. Надгробные камни с высеченными
именами, гербами и памятными знаками распространились по Риге уже в XV
веке. Когда законом было предписано устраивать места захоронения
только за чертой города, рижане получили Большое кладбище. В 1910 году
Рижская Дума выделила для устройства кладбища лесной участок площадью
почти 100 га. Было создано кладбище Межа (Лесное), с самого основания
поделенное между разными религиозными конфессиями и ставшее за
прошедший век очень большим «городом умерших». Неконфессиональным
осталось лишь кладбище Райниса. Две Мировые войны покрыли Латвию
могилами солдат.
Летом – с конца июня до начала сентября на кладбищах Латвии проходят Дни поминовения умерших. С разных концов к своим умершим съезжаются их родные, близкие и друзья. Традиция Дня
поминовения насчитывает не более ста лет, но она устойчиво укоренилась и
как бы удостоверяет принадлежность людей к местной общине.
В преддверии Дня поминовения умерших кладбища украшают – возле могил ставят вазы с цветами и свечи, подсыпают свежий белый песок,
пересаживают цветы, стригут декоративный кустарник. Латыши ухаживают за
кладбищем так же, как и за садом, и ландшафтные архитекторы считают,
что кладбища в Латвии можно рассматривать как своеобразные парки.
День поминовения умерших включает в себя богослужение или светскую церемонию, с музыкой, стихами, речами, и празднество – непосредственно у
кладбища (если члены семей уже не живут поблизости) или в ближайшем
родовом доме, или же на приуроченном к этому дню волостном или
городском празднике.
Национальная кухня латышей
Путешественники, побывавшие в Латвии и отведавшие местные блюда национальной кухни, отмечают, что она напоминает белорусский, эстонский и русский аналоги, однако сохраняет некоторые особенности, свойственные лишь латышским кулинарам.
Большинство блюд представляют собой сытные и питательные продукты, которые позволяют зарядиться энергией на целый день. Повседневным угощением стали котлеты, салат, запеченная рыба.
Особым продуктом в Латвии считается хлеб. Он не только дополняет блюда или служит самостоятельным лакомством, но и способен составить основу салата, котлет, супа. Заметьте – я неспроста назвала хлеб именно лакомством. В латышских магазинах и сегодня можно приобрести изделия с добавлением изюма, сухофруктов, арахиса.
Свиная рулька – одно из популярнейших национальных блюд латышей / russianglobal.com
Такое угощение станет очень вкусным и в качестве самостоятельного продукта. Однако самым популярным блюдом латышей остаётся свиная рулька. Кстати, в некоторых ресторанах Латвии можно заказать средневековые блюда из свинины.
Латыши сегодня мало напоминают своих «угрюмых» предков. Это жизнерадостные улыбчивые люди, что гордятся своей историей и верят в счастливое будущее. Они успешно вписываются в группы других европейских народов, но не теряют самобытности. Возможно, секрет кроется именно в латышском патриотизме, который так чувствуется при общении с ними.
Расширение границ Российского государства в XVII веке
В 1632 году Михаил Фёдорович объявил войну Польше. Целью было возвращение Смоленска. В 1634 с поляками был заключен мир, по которому Смоленск и северские земли остались у поляков.
Украинскими и белорусскими землями владели поляки. Магнаты плохо обращались с украинскими крестьянами. Официальным языком признавался польский. Запрещалось православие. Преследовались любые национальные обычаи.
Присоединение к России Малороссии в январе 1654 года стало поводом к очередной войне с Польшей. Согласно условиям перемирия 1667 года границей стал Днепр — Киев и левобережная Украина отходили России, а Белоруссия и правобережная Украина оставались у Польши.
Сибирь привлекала Россию. Правительство стремилось к захвату этих территорий и введению там царского правления и сбора налогов.
В Сибирь активно продвигались русские люди. Основаны Томск, Якутск, Красноярск. В Сибирь массово переселялись крестьяне. Правительство оказывало им помощь для обзаведения хозяйством.
Присоединение Сибири к России для местного населения имело положительное влияние, у них возникло земледелие, совершенствовались орудия труда. Начались разработки золота, руд, добыча соли.
Одежда в Земгале
Несмотря на то, что Земгале является приграничным регионом, в костюмах его жителей нельзя распознать мотивы, напоминающие одежду жителей соседней Литвы. В облачении жительниц Земгале заметны черты костюмов финно-угорских племен, в особенности ранних образцов. Тем не менее, жители Земгале выработали собственный уникальный стиль с использованием вертикальных полос по утку. В одежде очень часто повторяются мотивы роз, за которыми следуют зигзаги, треугольники и ромбы. Поверх юбки женщины надевали широкий вязаный кушак с ярким орнаментом с красными солнцами и крестами на белом фоне, а талию подпоясывали тонкой голубой или зеленой нитью.
Декоративно-прикладное искусство
В отличие от литовцев, у латышей были более развиты кустарно-ремесленные промыслы — главным образом сельские, так как в городах ремесленное производство составляло привилегию немцев. Женщины пряли и ткали, а мужчины изготовляли деревянную посуду, утварь и пр. Изготовлялись предметы для собственного обихода, некоторые из таких крестьянских изделий шли и на продажу на местных ярмарках.
Северо-западная часть Латвии — Курземе, исстари населенная древним народом — ливами, с XIII века часто переживала нашествия шведов и немцев. Но и на этих многострадальных землях развивалось художественное творчество народа.
Интерьеры жилищ были небогаты: простая деревянная мебель, скромно украшенная резьбой, шкафчики с росписью масляными красками, сундуки с металлическими накладками и цветочной росписью. Большое своеобразие жилищу придавали кованые изделия из черных металлов, прежде всего это были различного рода светильники. Металл искусно прорабатывался в изделии, его формы смотрятся строго и сдержанно, цвет темный, линии силуэта просты.
Такой же скромной была и керамика. Горшки, миски, кувшины, кружки, трубки были почти без декора. Но их формы красивы, пластичны. Особенно интересны сосуды-«двойнята» — два соединенных боками небольших горшочка с одной верхней ручкой. Их изготовляют и сегодня.
Латгальская художественная керамика далеко выходит за пределы промысла местного значения. Она представляет собой уникальное явление и вошла в общесоюзный фонд художественных ценностей. Для этой керами ки характерны большое разнообразие форм, сочетание в одном изделии работы на гончарном круге и свободной ручной лепки. Формы изделий мягки, округлы, пластичны, поэтому они производят впечатление таких уютнодомашних. Декор изделий включает в себя гравировку поверхности, поливу, иногда надписи, лепнину ручек, волнистого мягкопластичного края, скульптурные изображения веселых птах и зверюшек. Иногда забавы ради сосуды делались и со свистком. Часто посуду украшали налепами не только рельефного, но и высокого горельефного характера. Такие лепные украшения на сосудах выполнены исключительно декоративно. Цвет был звучный, красивых сочетаний зеленого, желтого и золотисто-коричневого.
Керамический промысел Латгале имеет ярко выраженный народный характер. В изделиях, которые и теперь изготовляют тут в большом изобилии, практическая функция органично и естественно сочетается с декоративным праздничным оформлением. Эта посуда привносила в дом человека радость, а иногда и забаву. Бесполезных вещей не было, каждой вещи народный мастер придавал красоту и занимательность. Иногда эта посуда была попроще, а иногда — довольно трудоемкого изготовления, отличалась сложностью композиционного решения.
Если в Курземе преимущественно развивалось кузнечное дело, а в Лат- гале — керамика, то в Земгале, южной части республики, традиционным художественным промыслом была обработка дерева. Формы национальной мебели, домашней утвари и посуды были массивными, тяжеловесными. Традиционны до сегодняшнего времени и стулья с высокими резными деревянными спинками и мягкими плетеными сиденьями. С резными деревянными деталями изготовляли шкафы и кровати с ножками-колонками.
На протяжении очень длительного времени формы мебели и посуды не менялись. Помимо мебели и посуды, красивой и обильной резьбой украшались сани. Большое распространение с XIX века получило искусство украшать деревянные изделия выжиганием. С таким декоративным оформлением изготовляли многие предметы украшения жилища и стола. Деревянная посуда имела красивые простые формы и скромный декор.
В Видземе — другой культурно-исторической области Латвии — сформировались особенно мощные центры кустарного ткачества. В Яунпиебалге, Вецпиебалге, Рауне из льна и шерсти ткали превосходные ткани, которые пользовались по всей Латвии большим спросом. А вот привозные ткани, даже довольно красивые, у жителей не имели успеха. В документах XIX века часто отмечается отсутствие спроса на фабричные привозные ткани, которые «не соответствуют вкусам местного населения». Консерватизм художественных пристрастий был своеобразной реакцией неприятия всего инородного, привнесенного, иноземного, и это имело свои положительные черты, так как позволило народному искусству сохранить традиции и национальное своеобразие. Любовное отношение к своему, понятному, близкому приводило к довольно медленной изменчивости традиционных форм декора произведений.
Административное деление
Административное деление Лифляндской губернии
Лифляндская губерния делилась на 9 уездов.
№ | Уезд | Уездный город | Площадь, вёрст² | Население (1897), чел. |
---|---|---|---|---|
1 | Валкский | Валк (10 922 чел.) | 5298,7 | 120 585 |
2 | Венденский | Венден (6356 чел.) | 4953,7 | 124 208 |
3 | Верроский | Верро (4152 чел.) | 3744,2 | 97 185 |
4 | Вольмарский | Вольмар (5050 чел.) | 4358,1 | 112 836 |
5 | Перновский | Пернов (12 898 чел.) | 4694,9 | 98 123 |
6 | Рижский | Рига (282 230 чел.) | 5468,4 | 396 100 |
7 | Феллинский | Феллин (736 чел.) | 4015,2 | 99 747 |
8 | Эзельский | Аренсбург (4603 чел.) | 2515,5 | 60 263 |
9 | Юрьевский (Дерптский) | Юрьев (Дерпт) (42 308 чел.) | 6276,7 | 190 317 |
Волости Лифляндской губернии
Прим.: После Февральской революции на основании положения Временного правительства России от 30 марта 1917 года «Об автономии Эстляндии» Лифляндская губерния была разделена: пять северных уездов с эстонским населением (Юрьевский (Дерптский), Перновский, Феллинский, Верроский и Эзельский), а также населённые эстонцами волости Валкского уезда вошли в состав соседней Эстляндской губернии. При этом точная новая граница между Эстляндской и Лифляндской губерниями так и не была установлена.
Уезды разделялись на участки (станы), состоявшие в ведении помощников начальника уезда. В каждом уезде было 2 округа верхнекрестьянских судов, кроме Эзельского уезда, в котором такой округ был один.
В уездах было 17 участковых комиссаров, подчинённых лифляндской комиссии крестьянских дел.
В судебно-мировом отношении Лифляндская губерния делилась на 5 округов: рижско-вольмарский, венден-валкский, юрьев-верроский, пернов-феллинский и эзельские. 42 мировых участка.
Представительные органы волостей — волостные сходы (gemeindeversammlung), состоявшие из всех налогоплательщиков волости, или сходы выборных, избиравшиеся налогоплательщиками волости, исполнительные органы волостей — волостные старшины.
ЛАТЫШСКИЙ ХУТОР И ЭЛЕМЕНТЫ
В условиях стремительного информационного метаболизма, глобализации и общедоступности научных достижений места становятся все более похожими друг на друга. Вопреки этим процессам,
для сельского ландшафта Латвии по-прежнему характерна модель
исторического латышского хутора. Это, чаще всего, группа построек в
окружении деревьев посреди поля – лаконичной формы, с характерной
двухскатной крышей. Большая часть зданий со временем изменила свои
формы, но принцип хутора сохранен до сих пор – как действенная память о
жизни латышей прошлых столетий.
Ценная коллекция с примерами деревянных строений со всех четырех регионов Латвии находится в Этнографическом музее в Риге. Здесь и усадьба из Земгале, и курземский
хутор с огромным двором, и живописные строения из Видземе, и постройки
латгальской деревни. Наши предки выбирали для жизни самые лучшие и
красивые места, обычно вблизи озера или реки. Несмотря на различия в
архитектуре, все постройки объединяет уникальная идея хутора. Чем
крупнее и богаче было хозяйство, тем больше число построек в хуторе.
Для каждой хозяйственной функции существовала своя постройка, для
каждого дела – свое место. В пространстве хутора проходила вся жизнь
человека – от рождения до самой смерти, здесь он трудился, отдыхал,
праздновал и отправлял ритуалы.
Хутор и его элементы – архетип простой и ясной архитектуры, зачастую цитируемый и интерпретируемый современными архитекторами. Будь то 30-е годы прошлого века, когда
зажиточность и усвоение городского опыта позволяли ввести больше
комфорта в сельскую жизнь, будь то годы советской власти, когда
архитекторы старались оживить наследие Латвии в колхозной застройке – во
все времена идея хутора являлась путеводной нитью национальной
архитектуры. По-прежнему уместны в ней исторические приемы
строительства – прямоугольная планировка с дымовой трубой по центру,
рубленая конструкция, двухскатная кровля с соломенным или тростниковым
покрытием.
И в ХХI веке, с его актуальными тенденциями, многие архитекторы черпают знания о дружественном окружающей среде строительстве в народных традициях. Современные горожане переселяются
на хутора, приспосабливая бывшую ригу или амбар под художественные
мастерские, гостевой дом или какую-нибудь иную задачу современности.
Одни новые здания построены на фундаментах старых хуторов, иные создают новый ландшафт, как парафраз исторического контекста. Архитекторы
интерпретируют историю, проецируя архитектурные детали на сегодняшние
постройки. Результат – благоприятное для исторического наследия
восприятие подходящей для региона и жизни человека архитектуры.
Латышский хутор и его элементы представляют собой код – как красоты
простой жизни, так и красоты природы. Это ценности, которые близки и
понятны нам, и о которых мы можем рассказать другим.
Первое национальное пробуждение
Прибытие иностранных захватчиков на ливонские земли шестью веками ранее не принесло ливонскому народу ничего, кроме разрушения и унижения. Там, где они все еще жили, они стали слугами на своей собственной земле, и их язык, когда-то один из основных языков балтийского региона, был исключен из всех сфер общественной жизни, что привело к тому, что это выглядело как ускоренный путь к исчезновению. Так что в некоторой степени историческая ирония заключается в том, что новая порода аутсайдеров посеет семена для возрождения самосознания нации.
Для ливонцев их первое великое национальное пробуждение началось в результате лингвистической работы над их языком в середине девятнадцатого века. Уже в конце восемнадцатого века сходство и вероятные отношения между эстонским, финским и ливонским языками были отмечены А. В. Гупелем в его Topografische Nachrichten. В 1846 году финский лингвист Андреас Йохан Шегрен посетил ливонские общины как в Видземе, так и в Курземе. Он вернется в Курземе в 1852 году, чтобы продолжить свои исследования. В то время он записал присутствие 724 говорящих на западном диалекте и 1600 говорящих на восточном диалекте, в общей сложности 2324 говорящих на ливском языке в Курземе. После смерти ученого его работу продолжил Фердинанд Иоганн Видеманн, эстонский исследователь из Таллина, столицы современной Эстонии.
Культура латышей
Общая национальная одежда почти везде подверглась видоизменению под влиянием городской культуры. По отзывам латыша Я. И. Вельма, редактора латышского ежемесячника «Austrums», национальный костюм почти исчез около Риги, Митавы и Вендена ещё в конце 19 века.
Господствующий цвет — серый, разных оттенков; только юбки и лифы у женщин окрашиваются в темно-синий или темно-коричневый цвет. Мужская одежда состоит из полотняных рубах и штанов, шерстяных штанов, камзола, жилета и кафтана. Рубашка под подбородком застегивается металлической, большей частью серебряной застежкой, у женщин более крупной, чем у мужчин. Верхняя часть женской рубашки из более тонкого, нижняя — из грубого холста.
Голову покрывают платком, который у девушек завязывается под подбородком, у женщин обматывается два раза вокруг головы и повязывается на лбу. В праздник женщины носили чепцы, обшитые металлическими украшениями и бусами, девушки — венец из цветов, шерстяной материи или металлический с бусами, походящий на корону. Обувь прежде состояла из лаптей и кожаных пастал.
Семейные обычаи и праздники одинаковы у восточных и западных литовцев. Множество бытовых черт языческого характера сохранилось в родинных, свадебных и похоронных обрядах и песнях (обычай угощения домочадцев при рождении, банный вечер, отыскание колыбельного очепа и т. п.). При свадьбах заметно также влияние общих немецко-мещанских обычаев, с надеванием чепчика.
История латышей
Когда точно латыши появились как народ, сказать сложно. Согласно самому распространённому мнению исследователей, первые представители этого этноса появились в Прибалтике около I тысячелетия до нашей эры. Жизненный уклад латышей формировался на основе их предков, племён латгалов.
Долгое время жители Прибалтики жили в относительном мире. Конечно, между общинами порой возникали конфликты, однако серьёзные военные потрясения начинают происходить лишь в Средние века. Ливонским орденом были захвачены территории современных Латвии и Эстонии. В конце XV века в Латвии было установлено крепостничество. Столь негативные процессы стали первым шагом к формированию освободительного движения и духа сопротивления.
Параллельно с народными возмущениями начинается борьба соседних стран за обладание этими землями. Ливония, Россия, Швеция, Дания, а позднее и Польша стали претендовать на обладание регионами, где проживала большая часть латышей.
Карта балтийских, финно-угорских и славянских археологических культур на конец VIII века / Коряков Ю. В., 2007 г.
Несмотря на длительные периоды конфликтов военного и политического характера, сложности во взаимоотношениях с соседними государствами, народ Латвии сумел сохранить самобытные черты. В самые разные эпохи латыши старались развивать свои ценности, в частности, родной язык.
На местное наречие были переведены «Отче наш» и ряд духовных текстов ещё в пору Средневековья. В 1631 году Георгом Манцелем был написан «Латышский катехизис», ставший одним из первых трудов, посвящённых истории Латвии. А вскоре и Иоганн Глюк перевёл на латышский язык Библию.
География
В широком понимании Курземе — вся часть Латвии к юго-западу от Даугавы, то есть на левом её берегу. Границы её почти совпадают с границами бывшей Курляндской губернии.
В более узком понимании Курземе (Курляндия) — запад вышеуказанной части Латвии, до немецкого завоевания населённый куршами и ливами, то есть примерно современные Кулдигский, Алсунгский, Вентспилсский, Талсинский, Дундагский, Павилостский, Гробинский, Руцавский, Приекульский, Ницский, Вайнёдский, Айзпутский, Мерсрагский, Ройский, Кандавский, Дурбский, Салдусский, Скрундский, Броценский края. Остальная, меньшая часть «большого Курземе» составляет Земгале (Семигалию) в широком понимании, или же Земгале в узком понимании и Селию (она же Аугшземе, Аугшкурземе).
Старейшие города Курземе — Айзпуте, Кулдига и Вентспилс.