Обучение в древнем риме

источник

Греко-эллинистическая культура

Греко-римская культура обязана частью своего рождения древней Греции. Рождение этой цивилизации относится к тринадцатому веку до нашей эры. С.

Его первый этап (Античность) закончился около 600 года. C., породившие Средневековье, Микенскую Грецию и городские полисы (города-государства). Затем последовал период классической Греции (с пятого века до четвертого века до нашей эры).

Благодаря завоеваниям Македонии Александра Македонского, эллинистическая цивилизация процветала от Центральной Азии до западной оконечности Средиземного моря. Эллинистический период подошел к концу с приходом Римской империи.

Смесь греческой и римской культуры

На римской стороне, согласно традиции, эта культура началась в 753 году до нашей эры. C. с основанием города Рима Ромулом, его первым королем. Позже, несколько правлений последовало до 509 года. C., когда родилась республика.

Под республикой Рим начал фазу экспансии, которая привела к завоеванию обширных территорий. В середине II века а. C. Рим правил по всему Средиземноморью.

После поражения в Коринфской битве (146 г. до н.э.) Греция стала протекторатом Рима. Город Византия (позднее крещенный как Константинополь) стал римской столицей..

Затем греческие интеллектуалы и римляне начали смешиваться. Эпос Гомера вдохновил Вирджила, и Сенека начал писать в греческом стиле. Это было пробуждение греко-римской культуры.

Древнеримская цивилизация

Древний Рим прошёл через три периода – царство (всего с момента основания Рима было семеро царей), республика и империя. Каждый из них пополнил римскую культуру разнообразными изобретениями и достижениями в самых разных областях. Современное общество многими изобретениями и технологиями обязано именно римлянам. При этом Древний Рим находился под сильным влиянием цивилизации Древней Греции, хотя после упадка последней он захватил Грецию и превратил её в одну из своих провинций.

Достижения древнеримской цивилизации в культуре и искусстве были очень велики

При этом древнеримская цивилизация обладала значительным количеством передовых для своего времени технологий. Некоторые построенные римлянами дороги и здания пережили несметное количество веков! При этом после падения Западной Римской империи (ранее империя разделилась на Западную и Восточную, последняя также известна, как Византия) многие знания и технологии римлян были утеряны, и европейцы заново изобретали и открывали их для себя на протяжении столетий. Тем не менее, многие знания оказались утерянными на более чем тысячу лет.

Столетняя война. Причины, суть, ход событий, итоги.
30 исторических фактов о России

Образование

Образование издавна было доступно всем римским гражданам. По словам историка Полибия, легионеры, несущие стражу, получали от офицеров пароль в письменном виде.

Система образования в Риме состояла из трех ступеней. Начальная давала навыки чтения, письма и счета. В 12–13 лет ученики приступали к грамматике, что предполагало изучение греческой и латинской литературы. После этого переходили к риторике, необходимой для того, чтобы составлять и произносить речи. Школы учреждались и содержались на городской счет, в годы империи часть средств на оплату учителей отпускала императорская казна.

Императоры же обеспечивали возможность посещать школы детям из бедных семей. Обеспеченные юноши для завершения образования отправлялись в платоновскую Академию в Афинах, служившую своего рода университетом древности. В Афинах изучали философию и совершенствовали греческий язык. Своя философская школа была и в Александрии. Как центры образования славились Массилия (современный город Марсель), Бурдигала (современный город Бордо), Трир.

Кто мог учиться в школе?

Первые учреждения для обучения детей под латинским названием scholae сформировались в III веке до нашей эры. Они не были доступны для всего населения. За занятия в них нужно было вносить плату, что требовало от родителей денежных затрат. Следует подчеркнуть, что представители многих категорий населения и не нуждались в посещении этих учреждений. Они получали необходимые для своих занятий знания и навыки с детства, работая вместе со своими родителями и помогая им. Например, дети ремесленников трудились в качестве подмастерьев, в сельском хозяйстве дети крестьян выполняли по хозяйству определенные заботы.

Состоятельные семьи отдавали ребенка в частные школы для получения знаний. Первое время в них мальчики и девочки учились вместе, потом занятия для них стали проводиться отдельно. Для девочек обычно нанимались еще и домашние учителя для преподавания дополнительных предметов.

Достижения древнеримской цивилизации

Римское право – ещё одно бесценное изобретение Древнего Рима

  • Юриспруденция. Римское право было очень сложным, и оно постепенно развивалось и эволюционировало. Законодательная база большинства европейских государств корнями уходит именно в римское право, которое до сих пор входит в обязательную программу обучения юристов по всему миру.
  • Строительство. Достижения Древнего Рима в архитектуре невозможно переоценить, эта цивилизация оставила после себя города с продуманной планировкой, величественные сооружения и руины. Римляне изобрели множество новых архитектурных решений – купола, крестовый свод, пилястры, коробовый свод и т. д.
  • Курьерская служба. Причём одна из первых в мире! Основана она была императором Августом, за основу он взял аналогичную систему, существовавшую в Древней Персии, но изменил её в сторону большей безопасности. Называлась эта служба «Cursus Publicus», она использовалась для передачи сообщений и налоговой информации.
  • Водопровод. Да, в Риме существовал водопровод, хоть и не во всех домах, конечно. Ошибкой римлян было то, что они изготавливали водопроводные трубы из свинца, не подозревая о токсичности этого металла. Они не знали, что вода из таких труб медленно отравляет всех, кто её пьёт, но само по себе изобретение водопровода было настоящей инновацией.
  • Программы государственной поддержки. Римский император Нерва, правивший в I веке, создал алиментационный фонд для поддержки детей из бедных семей, первый в мире. Следующий император, Траян, продолжил эту программу, расширив её также для поддержки детей-сирот.
  • Прошитые книги. До римлян использовались в основном свитки, но они создали первые кодексы, прообраз книги в современном её виде. Впрочем, первые «настоящие» книг появились позднее, в V веке, уже после падения Западной Римской империи.
  • Канализация. Соответствующие сооружения строились во всех крупных городах Древнего Рима, и они использовались не только для слива в них нечистот, но и для отвода дождевой воды.

Достижения Древнего Рима в архитектуре кратко

  • Бетон. Причём если современные бетонные здания и покрытия даже без механического износа порой начинают разрушаться уже через полвека, то римский бетон пережил несколько тысяч лет. Именно применение бетонного раствора позволило римлянам так далеко продвинуться в архитектуре.
  • Армия. Дисциплинированные и хорошо обученные легионы были одним из важнейших достижений цивилизации Древнего Рима. Они значительно превосходили войска всех других стран того времени по боеспособности.
  • Мифология. Правда, свой обширный пантеон римляне основали на пантеоне древних греков. Сходств очень много – римский бог войны Марс – это греческий Арес, Меркурий – это Гермес, Вулкан – это Гефест, и так далее.
  • Латинский алфавит. Именно на нём основана письменная форма десятков языков мира, и не только европейских. Изобретение алфавита – ещё одна заслуга римлян.
  • Культура и искусство. Живопись, мозаика, статуи, поэзия, литература – все они имели в Древнем Риме широкое распространение. Популярен был также театр, но изобрели его в Древней Греции, а римляне его просто позаимствовали.
  • Дороги. Одна из причин могущества Рима заключалась в том, что почти все уголки огромного государства были связаны долговечными дорогами, изготовленными из бетона и камня. Некоторые их участки сохранились даже до наших дней.
  • Газеты. Их прообраз появился именно в Древнем Риме, когда «Ежедневные акты», высеченные на металле или камне, размещали в публичных местах, чтобы граждане могли ознакомиться с военными победами, новыми указами и т. п.
  • Страхование. Ещё одно достижение Древнего Рима, опередившее своё время. У римлян существовали коллегии, корпорации людей, объединённых общей профессией. Эти люди платили страховые взносы и получали компенсацию при наступлении страхового случая. В частности, широкое распространение получило морское страхование – купцы страховали свои суда на случай их гибели или захвата пиратами. Это в значительной степени поспособствовало процветанию римской торговли и экономики.
  • Меценатство. Именно в Риме впервые в истории покровительство деятелям науки и искусства стало популярным.
  • Республика. Древние греки изобрели демократию, а римляне изобрели республику. В наши дни эта форма государственного устройства используется в большинстве стран мира.

I. Общее и особенное в греческой и римской культуре

I. Общее и особенное в греческой и римской культуре.

Греческая и римская культуры составляют в совокупности античную культуру, обладающую своей спецификой. Практически во всех ее областях проявляется главная особенность – ориентированность на человека.

Греки и римляне принимают все то, что существует на земле, им не нужны другие миры. Их боги понятны, не внушают мистического ужаса: герои мифов не раз проникали даже в подземное царство и возвращались оттуда невредимыми. Поэтому античной религии свойственно в основном положительное отношение к действительности. Греки более непосредственны, их боги ближе людям. Римляне же более формальны, они стремятся упорядочить отношения с богами: в ответ на поклонение божество должно выполнить просьбу человека. Неудивительно, что в греческой религии преобладает мифотворчество, а в римской – культовая практика.

В Греции и Риме религия не играла самостоятельной политической роли, жречество не сложилось, как это было на Древнем Востоке, в особую замкнутую секту, преследующую свои интересы. В античных государствах жрецы рассматривались как должностные лица, пекущиеся о благе своих сограждан, которое понималось очень широко. Для античной религии характерны отсутствие жесткого догматизма, терпимость: если человек не выступал против государственных культов, он мог верить во что угодно.

Положительное восприятие существующего мира, характерное для греков и римлян, проявилось в их полностью земной культуре, лишенной мистицизма. Несколько упрощенное, отчасти по-детски эгоистическое восприятие жизни сказалось в отношении к рабству: в основном оно считалось само собой разумеющимся, одним из проявлений действительности. Поэтому именно в античных государствах, где существовало классическое рабство, установилась особенно четкая граница между свободным человеком и рабом. Свободный человек считался гражданином полиса, имел права и обязанности. Были права и у рабов, но – другие.

К занятиям, достойным свободного гражданина, причислялись умственная деятельность в сфере литературы, философии, науки, искусства; в практической деятельности – земледелие, война, политика. Но в отличие от римлян греки относили к почетным занятиям и творческую деятельность, недаром сохранилось множество имен греческих архитекторов, скульпторов, художников, а римские нам практически неизвестны.

Такая разница в подходе к создателям прекрасного во многом объяснялась исходным различием в мировосприятии. У римлян с их трезвым взглядом на жизнь даже красота целесообразна

Искусство, как и все остальное, должно выполнять свое назначение – прославлять мощь и величие римского народа или отдельных людей, украшать жизнь; при этом неважно, кто создает необходимые произведения искусства. Задача выполнена – а это главное

Греки, тоже воспринимая мир таким, какой он есть, искренне любовались им, пытались его понять, стремились к гармонии, красоте, совершенству, а людей, способных создавать прекрасное, считали едва ли не равными богам. У них были представления о совершенном идеале. Не случайно в Греции любое изображение стремились приблизиться к нему, а в Риме создавались портреты, абсолютно чуждые идеализации. Любимыми постройками греков были великолепные храмы, а у римлян – здания, выполняющие практические нужды, прославляющие императоров.

Общее и особенное в идейной сфере

В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека. Если хронологически предшествующие им культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия) вписывали человека в окружающий мир, причем не как самый главный его элемент, мыслители античной цивилизации предпочитали наделять богов чисто человеческими качествами. Они способны испытывать чувства, не всегда благородные (гнев, ревность, зависть), совершать мотивированные поступки (в «Илиаде» Гомера боги наравне со смертными участвуют в сражениях) и даже образ их жизни ничем не отличается от того, что вели состоятельные люди. Пожалуй, главным доказательством близости менталитета греков и римлян является тот факт, что по завоевании Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.

При этом есть и серьезное отличие. Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне же сразу зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды. Продолжая тему религии, необходимо отметить, что римляне все из тех же практических побуждений населили сверхъестественными силами каждый уголок. От домашних божеств, ларов и пенатов, охраняющих благосостояние и здоровье членов семьи, римляне дошли до обожествления навозной кучи: бог Стеркул благоприятствовал своевременному и качественному удобрению полей.

Римский практицизм привел к тому, что между человеком и богами установились партнерские отношения: человек приносил жертву, а бог за это должен был выполнить просьбу. Постепенно это вело к обеднению духовной сферы. Вера становилась все более зыбкой, а боги не так уж и часто отзывались на молитвы. Заимствование соседних культов по мнению римлянина с одной стороны увеличивало могущество Рима, а с другой давало надежду, что чужеземный бог скорее откликнется на просьбу. В связи с этим пантеон становился все шире и в итоге рухнул, под натиском централизованной и детализированной христианской религии.

Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.

Октавиан Август

В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.

Колизей или амфитеатр Флавиев

Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.

Развалины Форума

К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.

Раннехристианская живопись

Восточная римская империя под видом Византии просуществовала до 1453 г. В 410 г. Рим был разграблен варварами. В 476 г. Западная империя, а вместе с ней античный мир, окончила свое существование после отречения последнего императора.

Тем не менее наследие Древнего Рима сложно переоценить. Оно оказало огромное влияние на развитие культуры всего мира.

Наука

Как и в философии, в римской науке главные достижения принадлежат Лукрецию, стремившемуся создать теорию развития природы и общества. Остальные римские ученые были не столько исследователями, сколько собирателями чужих знаний. Благодаря их трудам появились многочисленные наставления в разных сферах деятельности и энциклопедии, например «Естественная история» Плиния Старшего.

Медицина, юриспруденция и лингвистика – науки, в которых римляне смогли добиться наибольших успехов.

Инструменты римских хирургов мало чем отличались от современных, а переломы и вывихи и сегодня лечат, используя правила, выработанные римлянами. Самыми знаменитыми медиками Рима были хирург Цельс и автор труда «Врачебное искусство» Гален. Гален был первым, кто доказал, что мозг, а не сердце, как думали до него, является «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности», что по сосудам течет кровь и что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».

Бюст Цицирона

Римские юристы сформулировали принципы, на которых строится современное право. Римские лингвисты так отточили латынь, что на протяжении столетий она оставалась языком образования и науки.

Из всех наук римляне особенно выделяли историю – «свидетельницу времен, свет истины, жизнь памяти, учительницу жизни, вестницу старины», как писал о ней Цицерон. Первую историю Рима на латыни написал Катон Старший. Его последователи составляли исторические хроники – анналы, ставшие основой трудов крупнейших римских историков Саллюстия, Тита Ливия и Корнелия Тацита. Все они заботились не только о правдивости своих сочинений, но и об увлекательности изложения.

Ливий Тит

Особенно в этом преуспели Ливий и Тацит. Стремление к живости повествования привело к появлению своеобразного историко-литературного жанра портрета, образцом которого является «Жизнь двенадцати цезарей» Светония. По мере распространения христианства интерес к истории утрачивается, а распространение получают местные хроники событий. Последним крупным римским историком был живший в IV в. Аммиан Марцеллин.

Поделиться ссылкой

Заключение

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.

Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, стала основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был принят в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.

Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно в Испании, Франции и Италии. Архитектура христианских церквей была основана на римской базилике.

Концепция «бессмертных культурных ценностей» нуждается в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо принимает достижения своих предшественников, либо игнорирует их, иногда и то и другое происходит одновременно. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основе связей, существующих между предшественниками и потомками.

Античность, этот забытый мир, предстал перед последующими эпохами как древняя сказочная птица феникс. Колонны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического принципа, в живописи появляется трехмерное пространство и светотень. Все это придает изображениям больше цвета и жизненности. Приобретение этих качеств наполняло людей гордостью во все века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: