История гладиаторских боев в древнем риме

Гладиатор как профессия

С ростом популярности кровавых видов спорта в Древнем Риме возникли и школы гладиаторов. Избранных рабов начинали готовить, превращая их в профессиональных бойцов. Подготовка гладиаторов проводилась по армейскому образцу, с дополнительным обучением обращению с оружием экзотических типов, например, с боевой сетью. После указа императора Нерона в 63 году н.э. женщинам было разрешено участвовать в играх. При этом еще до этого гладиаторские школы начали принимать не только рабов, но и жителей империи. Согласно римским хроникам, уровень смертности в этих школах был относительно низким, учитывая род занятий. Таким образом, можно сделать вывод, что гладиаторские бои в какой-то момент стали чем-то вроде спорта. Интересно также, что битву судили не только император и толпа, но и специально назначенный судья, который часто мог влиять на решение императора, помогая выжить самым эффективным, но побежденным гладиаторам.

Если гладиатор не мог сражаться, он поднимал указательный палец, тем самым останавливая битву, признавая свое поражение и прося императора решить свою судьбу. По желанию императора, победитель должен был прикончить побежденного или оставить его в живых. В играх, организованных в самом Риме, императоры высказывали свои решения с помощью жестов. Если гладиатор мог произвести впечатление на публику своей военной доблестью, его могли помиловать. Императоры, устраивающие сражения, могли пожалеть гладиатора, но нельзя было спасать жизнь каждому гладиатору, дабы поддерживать репутацию бесстрашного и сильного государя, которому чужды слабость и чрезмерное сострадание.

Хотя широко распространено мнение, что поднятый палец означал «жизнь», а опущенный палец означал «смерть», на самом деле в древнейших играх в протянутый в любом направлении палец означал «смерть», символизируя обнаженный меч, а «жизнь» означал большой палец, спрятанный в кулаке, символизируя меч в ножнах. Крики толпы также играли важную роль.

Таким образом, гладиаторов можно считать профессиональными спортсменами своего времени, а не просто толпой людей, которых заставляли сражаться на арене. Римляне относились к гладиаторам с обожанием. В те мрачные времена их популярность была колоссальной. В связи с этим гладиаторы часто становились политическим инструментом, целью применения которого было завоевать любовь народа к будущему императору, потому что Римом всегда правил тот, кого любила толпа. Гладиаторские бои были запрещены с 404 года н.э. из-за распространения христианства по всей империи.

Хлеба и зрелищ!

В 105 году до н.э. произошло событие, раз и навсегда изменившее идеологический смысл гладиаторских боев. В том далеком году римские легионы в войне с германскими племенами кимвров и тевтонов терпели сокрушительные поражения. До Рима дошли слухи, что варвары перешли Альпы и двинулись на столицу, город охватила паника. Чтобы поднять моральный дух войска и успокоить обывателей, правящие консулы Публий Рутилий Руф и Гней Маллий Максим решили устроить показательные бои. Бесстрашные войны из гладиаторской школы Гая Аврелия Сква-ра должны были наглядно продемонстрировать испуганным горожанам, как подобает вести себя истинным сынам Рима перед лицом страшной опасности. Удалось ли подобным образом вернуть мужество паникующим горожанам не известно, так как племена варваров разбрелись по Европе, так и не дойдя до стен Вечного города.

праздников

К концу республиканского периода в Римском государстве, благодаря успешным военным походам, количество пленных рабов значительно выросло. Бесплатная рабочая сила постепенно вытеснила свободных плебеев с привычных рабочих мест. Толпы праздных людей бесцельно бродили по улицам городов в поисках «хлеба и зрелищ». Верховные власти вынуждены были устраивать бесплатную раздачу продуктов малоимущим членам общества и организовывать различного рода развлечения для толпы, чтобы избежать ненужных всплесков народного гнева.

Они — не римляне, и это многое объясняет

Подготовка гладиаторов в корне отличалась от подготовки легионеров. Хотя бы потому, что последние действовали в тесном строю и самое главное было удержать строй, тут не до фехтовальных изысков и индивидуального героизма. Гладиаторы, напротив, были индивидуальными бойцами с довольно экзотическим оружием. Им мало было нанести противнику смертельную рану, нужно было сделать это максимально красиво и эффектно — публика жаждала зрелищ, наевших дармового хлеба.

«Договорные матчи» не практиковались, публика сразу бы раскусила подвох, но смертью заканчивался, по данным историков, примерно каждый десятый поединок. У опытных гладиаторов — и того реже. В том числе и потому, что гладиатор был ценным активом и расходовать его попусту ланиста (держатель гладиаторской школы) вряд ли был заинтересован.

Гладиаторы делились на виды по вооружению и манере боя. Один из видов назывался «фракиец», но выступать в этом амплуа мог уроженец любой страны,главное, чтобы он был обучен именно такой манере боя. Поэтому, когда выводят родину Спартака на востоке Балкан, исходя из того, что его именовали «фракийцем» — это неверно. Этнически он мог быть кем угодно,

Впрочем, вернемся к гладиаторам как таковым. В систему обучения входило не только владение оружием, отрабатываемое на специальных манекенах и в спаррингах, но и особая гимнастика, позволяющая нарабатывать гибкость и развивать мышечную массу. Гладиатор должен был хорошо смотреться на арене, это было частью шоу — для этого они занимались не только упражнениями с собственным весом, но и с утяжелителями, шлифуя мышцы и совершенствуя физическую форму.

«Курс молодого бойца» длился пару-тройку месяцев, во время которых гладиатор получал первичные навыки обращения с оружием, после чего его распределяли в тот или иной вид бойца. Фехтованию обучали бывшие гладиаторы, каждый мастер в своём деле. Потому что, с непривычки, например, ретиарий, вооружённый рыболовной сетью и трезубцем, мог и не справиться с задачей. Кроме того, тренеры преподавали гладиаторам наиболее эффектные приёмы, снискавшие популярность у публики. Не исключено, что были и уроки, скажем так, актёрского мастерства, для придания большей выразительности поведению гладиатора на арене. Обучение длилось один год.

Социальное положение гладиатора было сложным. С одной стороны — он был презренным человеком, будучи рабом (а если в гладиаторы шёл свободный — это усиливало позор), занимающимся кровавым ремеслом. С другой — толпа обожала отдельных гладиаторов, чья популярность может сравниться с современными звёздами Голливуда. Под влиянием настроения римлян император мог даровать гладиатору свободу, что подтверждалось вручением деревянного меча и специального головного убора, ставшего известным во времена Французской революции как «фригийский колпак». Впрочем, известны случаи, когда получивший свободу гладиатор возвращался на арену. А один из императоров, надеясь устроить грандиозные гладиаторские бои, обещал 100 000 сестерциев вышедшим «на пенсию» прославленным ветеранам арены, если они примут его предложение об участии.

Кроме тренеров за гладиаторами следили врачи, применявшие все тогдашние познания в медицины для исцеления ран и скорейшего возвращения бойца в строй. Высококлассного гладиатора окружала целая команда ассистентов и помощников, следящая за здоровьем, настроением, досугом и питанием бойца.

Кто точно увлечется этой игрой

Поиграть в Кровь и Песок будет интересно фанатам одноименного сериала. Теперь они смогут лично поучаствовать в заговорах Древнего Рима и битве за власть.

Игра понравится тем, кто не может пройти мимо интересного сюжета и нестандартной механики. Здесь игроки должны быть хитрыми, чтобы обойти своих оппонентов.

Набор рассчитан на одновременное участие компании от трех до четырех человек, поэтому он подойдет для досуга с семьей и друзьями. Если у вас планируется вечеринка, которая должна остаться в памяти на долго, Спартак будет удачным решением.

На карточках гладиаторов вы уведите имя выбранного бойца и его характеристики

Набор понравится людям, которые интересуются историей Древнего Рима. Здесь можно окунуться в специфику жизни античного общество, желающего «хлеба и зрелищ».

Жизнь гладиаторов Древнего Рима

Гладиаторские игры проводились императорами Рима и местной аристократией для демонстрации их власти и богатства. Событие ознаменовывало высокую победу государства или визит чиновника или дипломата другого государства. Бойцы боролись на аренах в день рождения состоятельных людей или для отвлечения людей от повседневных проблем, решения политических и экономических вопросов.

Самой большой площадкой в истории Древнего Рима был Колизей в центре Рима – Амфитеатр Флавиев. Древний стадион вмещал от 30 до 50 тысяч зрителей. Представители римского общества заранее приобретали билеты на кровавый аттракцион смерти. Дикие и экзотические животные погибали от рук гладиатора. В случае их победы мужчин бросали на съедение львам.

Распространено заблуждение, что гладиаторы обязаны были приветствовать императора Рима в начале каждого шоу словами:

В действительности эти слова произносили заключенные, обреченные на смерть в сражениях на море.

Фото гладиаторов в Древнем Риме

Часто гладиаторами были и военнопленные, вынужденные работать на арене. Известны случаи, когда на арены выходили обанкротившиеся аристократы. Например, гладиатором стал знаменитый Семпроний – потомок могущественной династии Гракхов.

До выхода на арену Септмиуса Северуса в 200 г. н.э., женщинам было запрещено выступать как гладиатором.

Постоянно велся набор в бойцовские школы гладиаторов. Условия проживания в них были похожи на тюрьму: кандалы и небольшие зарешеченные помещения. Однако еда подавалась намного лучше для укрепления здоровья. Гладиаторы получали хорошее медицинское обеспечение.

Победите соревнований становились любимцами народа и пользовались особой популярностью у женщин.

Отказавшихся от выхода на арену били кожаными кнутами, а также раскаленными стержнями из металла. Возмущенная толпа в 30-40 тыс. зрителей требовала убийства противника. Самый известный случай отказа во время боя, организованного Квинтом Аврелием Симмаха 401 г. н.э. Германские заключенные, вместо того чтобы выйти на арену, задушили друг друга в клетках, лишив римских граждан зрелища.

Фото гладиаторов в Древнем Риме

Когда гладиатора не убивали сразу, его противник мог проявить милосердие и оставить в живых. Он поднимал оружие с щитом и палец. Хотя его противник в этот момент мог убить его. Если во время представления присутствовал император, судьбу гладиатора решала толпа, размахивая тканями и делая жесты руками. Слово «Mitte!» и  поднятый наверх большой палец означало «Пусть идут!» Палец вниз и выражение «Iugula!» — «Казнить его!»

О жизни гладиаторов рассказывают сцены на стенах древних Помпеи. На изображениях указывалось, сколько побед одержал боец: Петроний Октавиан – 35, Северус – 55, Насция – 60. Победителю вручали пальмовую ветвь победы, корону и часто серебряное блюдо.

Проведение конкурсов гладиаторов вступало в противоречие с новой христианской религией, пришедшей в Древний Рим в 404 г. н.э. Император Гонорий закрыл школы гладиаторов. Последним событием стал приход монаха из Малой Азии, Телемаха, который остановил кровопролитие встав между бойцами. Возмущенная толпа закидала монаха камнями до смерти.

В итоге император Гонорий в результате запретил гладиаторские бои, хотя охота на диких животных оставалась долгое время. Римляне сетовали на отмену популярного развлечения.

Картинки гладиаторов Древнего Рима

Рекламная кампания

Задолго до открытия очередной серии игр специальные рисовальщики выписывали на стенах домов объявления о том, где, когда и по какому поводу состоится очередное мероприятие. При раскопках Помпеи было обнаружено более 80 подобных надписей, одна из которых гласит: «31 мая в Помпеях выступят гладиаторы эдила Авла Светтия Церта. Под навесом амфитеатра состоится травля диких зверей. Удачи всем бойцам из школы императора Нерона!». Но большинство жителей римского государства не владело грамотой, поэтому специально ради них по улицам городов рассылали глашатаев.

Завершающим мероприятием рекламной кампании была предсмертная трапеза, устраиваемая организаторами игр специально для гладиаторов, отобранных для предстоящих состязаний, причем присутствовать там в качестве зрителей могли все желающие. Жутковатое это было зрелище. Людям, идущим на смерть, предлагались самые изысканные явства и напитки, их слух ублажали лучшие музыканты, а тело -самые дорогие жрицы любви, но над всем этим веселым разгулом уже витал дух смерти.

Участники пира хорошо знали, что на другой день большинство из них окажется во власти этрусского бога Харуна. Здесь необходимо дать небольшую историческую справку: во время гладиаторских боев смерть поверженного бойца должен был констатировать служитель, облаченный в одежды этого бога мертвых. В его обязанности входило либо подтвердить летальный исход, либо окончить агонию несчастного «ударом милосердия». Этот обычай строго соблюдался как отдаленное напоминание об этрусском происхождении кровавых игрищ.

5 лучших фильмов про гладиаторов

Особенно значительное отражение эти игры нашли в кинематографе. Режиссеры и актеры с максимальной достоверностью воспроизводили на экране бои, насыщая их трагизмом и эмоциями.

  1. «Гладиатор» — художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000). В центре сюжета знатный воин, генерал Максимус.
    Став жертвой предательства, он оказывается на арене Колизея, где его ждет бой с давним врагом.
  2. «Спартак: Кровь и Песок» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2010). Сериал рассказывает зрителю о малоизвестных ранних годах жизни Спартака. Показана личная трагедия главного героя, его удивительное мужество и известность.
  3. «Падение Римской империи» — фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964). Перед зрителем предстает эпоха упадка государства. Угрозы нападения, кризисы, теряющие популярность бои гладиаторов, интриги — все вместе составляет увлекательное повествование.
  4. «Деметрий и гладиаторы» — фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954). Невероятная история христианина, по стечению обстоятельств ставшего гладиатором. Выдержит ли его вера предстоящее испытание на арене?
  5. «Два гладиатора» — фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964). Неожиданное появление еще одного наследника трона ставит императора в затруднительное положение. Смертельный поединок решит, кто из них будет править.

Интерес к этой странице истории до сих пор не иссякает. Множество исследователей снова и снова изучают обнаруженные исторические источники, рассказывая о них миру.

Мысленно поднимитесь на арену Колизея, а лучше наяву купите билеты, закройте глаза. Прислушайтесь, почувствуйте себя участником событий, отзвучавших много веков назад. Слышите рев толпы, звуки шагов, музыку, заглушаемую звоном оружия? Таким был голос Вечного Города. Ave, Caesar, morituri te salutant!

Где бились гладиаторы?

Арена происходит от латинской лексемы «харена» – «песок». Имеется в виду ристалище для сражений рабов друг с другом, расположенное на дне цирка. Цирк – овальное сооружение с трибунами. Изначально придуман для проведения гонок на колесницах (италики и греки были индоевропейцами, а, значит, в отличие от народов-соседей, колесница для них являлась основным средством военного передвижения, боя, выполнения курьерских поручений и миграций). Вот почему первые цирки назывались у латинян «гипподромами» (от греческих понятий «гиппо» – лошадь и «дромос» – транспортная дорога). Так вот. Дно цирка внутри овальной транспортной дороги просыпали песком. Ведь тот лучше впитывал кровь (а битвы были кровавыми всегда…).

Однако самые первые арены были частными: никак не были связаны с цирками, возводимыми уже в Риме (консулами и цезарями). Да и в эпоху, когда битвы рабов стали государственным делом, в Рим приходили те, кого готовили именно частные арены. Расположенные в разных (порой очень далеких) провинциях империи. Руководящий состав многонациональной армии Спартака сплошь состоял из бойцов-профи – воспитанников провинциальных гладиаторских школ.

Трибуны включали и сектор для знати (консулов, а позже императоров и патрициев). Там были лежанки под собственными навесами (не в каждом цирке сначала были общие тенты) и столики.

Колизей и музей гладиаторов: развлечения поблизости.

Подземелье Навона — Стадион Домициана

Под площадью Пьяцца Навона скрывается невероятный стадион Домициана, захороненный остаток некогда могущественной империи, предлагающий уникальную капсулу времени древнего мира. Этот потрясающий объект всемирного наследия ЮНЕСКО был первым постоянным местом в Риме для гладиаторских игр и соревнований по легкой атлетике, он был построен около 80 г. н.э. императором Титом, а также функционировал в качестве резервной арены после завершения строительства Колизея. Теперь он похоронен под суетой современного Рима, и это идеальный способ дополнить посещение Колизея и / или Музея гладиаторов.

Пантеон

Когда архитектура впечатляет и вдохновляет кого-то вроде Микеланджело, можно с уверенностью предположить, что эта архитектура является одной из лучших в истории. Известный скульптор эпохи Возрождения и по совместительству художник-фресковый художник был большим поклонником Пантеона и, как сообщается, когда он впервые увидел его, сказал: «Это больше похоже на работу ангелов». Если у вас были какие-либо сомнения в его восхищении Пантеоном, беглый взгляд на купол, который он спроектировал на базилике Святого Петра, позволит довольно ясно понять, откуда пришло его вдохновение.

Пантеон является наиболее хорошо сохранившимся из всех древних зданий Рима. Это известный памятник, но многие его секреты малоизвестны. К счастью, в наши дни вы можете исследовать его величественный интерьер, используя мультимедийный аудиогид со встроенными видеоклипами. Что больше, чем у Микеланджело!

Когда Рим был Caput Mundi (столицей мира), Римский форум был сердцем великой Империи. Теперь это преследующий комплекс изношенных руин, он прямо здесь, всего в двух шагах от Колизея, где когда-то политики вели понтификаты, торговцы торговались и иногда проводились публичные казни под рев римской толпы. Основные моменты включают Храм Весты, Храм Цезаря и Дом Сената

Окно в прошлое, которое нельзя пропустить, это важное дополнение к вашему посещению Колизея

Компания Капитолийский музей

На вершине одного из семи холмов Рима с видом на Римский Форум находится Капитолийский музей. Этот комплекс музеев, состоящий из четырех величественных исторических палаццо, был спроектирован не кем иным, как Микеланджело и считается старейшим музеем в мире, он был открыт для римской публики Клементиной XII еще в 1734 году. посвящен в основном истории самой Римской империи и хранит бесчисленные сокровища древности.

Внутри вы увидите знаменитую скульптуру волчицы с изображением основателей Рима Ромула и Рема, а также кладезь невероятных артефактов, рассказывающих историю Древнего Рима.

Мостра ди Леонардо — выставка да Винчи

Эта увлекательная выставка, расположенная всего в 5 минутах ходьбы от Музея гладиаторов, посвящена вечному гению, которым был Леонардо да Винчи. Мостра ди Леонардо с репродукциями некоторых из его самых дальновидных изобретений и недавно созданным разделом голограмм перенесет вас в самое сердце эпохи Возрождения. Это место, где вы можете играть и учиться одновременно, взаимодействуя с точными копиями творений Леонардо да Винчи в натуральную величину. На выставке также представлены анимированные голограммы и подземный погребальный храм внутри одного из самых красивых зданий Рима — Палаццо делла Канчеллерия.

Имея более 200 машин, в том числе 65 реконструированных рабочих моделей и девять анимированных голограмм, вы почувствуете, что смотрите на внутреннюю работу разума гения.

Кастель Сант-Анджело

На другом берегу реки Тибр, в 10–12 минутах ходьбы от Музея гладиаторов, находится еще одно из знаковых зданий Рима — величественный замок Святого Ангела. Место захоронения, которое может соперничать с Тадж-Махалом или Великой пирамидой Гизы, Кастель Сант-Анджело изначально был заказан императором Адрианом для его собственного мавзолея. В то время это было самое высокое здание в городе, которое в дальнейшем будет использоваться в качестве неприступного укрепленного дворца римскими папами, более ориентированными на безопасность. В наши дни, имея билет, вы можете пройти прямо внутрь и исследовать множество пещерных коридоров и комнат внутри, где призрачные разговоры когда-то решали судьбу Римской империи.

Довольно круто!

Виды гладиаторов в Древнем Риме

Термин gladiatores означал «оружие» или «короткий меч». В соревнованиях же использовалось множество других видов оружия. Гладиаторы носили доспехи и шлемы с декоративными мотивами, украшенные перьями страуса или павлина.

Качество оружия и доспехов зависело от класса гладиатора. Выделяли четыре основных группы.

  1. Класс «самнит» был назван в честь воинов-самнитов, сражавшихся в первые годы на аренах республики. Первоначально римляне использовали слово «самнит» как синоним гладиатора этрусского происхождения. Они были хорошо вооружены, имели копье и меч, щит, защитную броню на руке и ноге.
  2. Фракийские гладиаторы были вооружены изогнутым коротким мечом (сика) и квадратным или круглым щитом (парма) для защиты от ударов.
  3. Иные гладиаторы были известны как «мурмиллоны». Они имели на шлеме гребень в формы рыбы. Как и самниты, они носили короткие мечи и имели броневые набивки на руках и ногах.
  4. Ретиарий не носил шлема или брони. Он нес металлическую сетку, в которую пытался заключить своего противника. Опутав его сетью, он наносил заключительный удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в парах в разных комбинациях. Это позволяло обеспечивать контраст между бронированными медленными классами, как франскийские, и защищенными, как ретиарии.

Названия и классы изменялись со временем. Например, «самнит» и «галлия» названия стали звучать некорректно, когда страны с подобными названиями стали союзными. Также на древние арены Рима выходили лучники, бестиарии и боксеры, которые охотились на диких животных.

Колизей древнего Рима

Конец гладиаторских игр

Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он принимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.

Тем не менее в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.

Телемах пытается остановить поединок. (Wikimedia.Commons)

Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.

Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.

Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: