Источники рабства
Теперь давайте ответим на вопрос, откуда вообще брались рабы в древнем Риме. Источников пополнения рабов было несколько. Как мы знаем Римская республика, а потом и Римская империя постоянно вели завоевательные войны со своими соседями. В этих войнах римские легионеры брали пленников, которые впоследствии становились римскими рабами.
Помимо военнопленных рабами в древнем Риме становились:
- Должники, которые не могли расплатиться со своими долгами. Причем рабами такие люди становились по решению суда. Но то были временные, так сказать «долговые рабы», они должны были в течение нескольких лет отработать свои долги, пребывая в рабстве.
- Беженцы из других стран, обращенные в рабство.
- Осужденные за тяжелые преступления.
- Наследственные рабы: дети, родившиеся в семье рабов, также становились рабами.
Иногда в тяжелых экономических условиях люди продавали себя в рабство добровольно за кров и еду.
Также в древнем Риме существовал закон, который точно не понравится современным феминисткам. Если свободная девушка вступала в интимную связь с рабом, то она тоже обращалась в рабство. А вот в обратную сторону этот закон не работал, свободный мужчина мог свою рабыню превратить в собственную наложницу без всяких проблем.
4.Гладиаторы.
Для своей забавы римляне заставляли рабов сражаться друг с другом или с хищными зверями. Называли таких рабов гладиаторами. Их обучали владеть оружием и содержали в тюрьмах.
Для гладиаторских боёв строили амфитеатры, похожие на наши современные цирки. Сначала они были деревянными, а позднее их стали строить из камня. В центре амфитеатра была усыпанная песком площадка — арена. Вокруг неё поднимались ступенями места для зрителей.
В праздники на арене происходили поединки между гладиаторами, а иногда устраивались сражения целых отрядов. Гладиаторов, сражавшихся недостаточно смело, подгоняли в бой кнутами и острыми копьями.
Судьбу побеждённого, но ещё живого гладиатбра решали зрители. Если они поднимали руки, побеждённому оставляли жизнь, если опускали большие пальцы рук вниз, победитель закалывал побеждённого. Слуги крючьями утаскивали трупы.
Устраивались также поединки гладиаторов со львами, тиграми и другими крупными хищниками.
«Раб — говорящее орудие».
Рабовладельцы в Риме не считали рабов людьми. Они говорили, что есть орудия «немые, мычащие и говорящие». Немыми орудиями они называли телеги,
плуги, мычащими — волов, говорящими орудиями называли рабов. Становясь рабом, человек терял своё имя. Ему давали какую-нибудь кличку, нередко презрительную, или называли просто: Перс, Египтянин. На шее раба был ошейник со спаянными концами и с надписью: «Держи меня, чтобы я не убежал»; на лице часто выжигали клеймо владельца.
Ни в одной стране древнего мира не было такого жестокого обращения с рабами, как в Риме, и нигде не было такого огромного числа рабов, как здесь. Рабовладельческий строй достиг в Риме наибольшего развития.
Цветная иллюстрация XII. В имении римского рабовладельца. Рабы носят корзины с виноградом и давят его ручным прессом. В центре — владелец имения решает судьбу состарившегося раба; о рабе докладывает управляющий. Управляющие и надсмотрщики в имениях также были обычно рабами. Слева — рабы смолят сосуды для оливкового масла. За ними —жилище рабов с крошечными окошечками.
- < РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ ВО II ВЕКЕ ДО Н. Э. РАЗРУШЕНИЕ КАРФАГЕНА
- -> РАЗОРЕНИЕ КРЕСТЬЯН В ИТАЛИИ И ИХ БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ >
Вариант 2
A1. В Римском государстве было много рабов, потому что:
1) римляне много торговали
2) в рабство обращали за долги
3) в Риме была высокая преступность
4) римляне вели завоевательные войны
А2. Причина восстания Спартака:
1) убийство Ромулом Рема
2) жестокое обращение с рабами
3) принятие закона о призыве рабов в войско
4) существование долгового рабства в Риме
А3. Прочитайте отрывок из документа и укажите имя человека, о котором идет речь.
Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы получит много хороших коней от врагов, а в случае поражения не будет нуждаться и в своем. С этими словами он устремился на самого Красса; ни вражеское оружие, ни раны не могли его остановить… Наконец, окруженный врагами, он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца.
1) Ромул
2) Ганнибал
3) Гай Гракх
4) Спартак
В1. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Понятие
А) провинции
Б) патриции
В) амфитеатры
Определение
1) завоеванные Римом области
2) сооружения для гладиаторских игр
3) потомки древнейших жителей Рима
4) боевая единица римского войска
Ответы на тест по истории Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака 5 классВариант 1
А1-2
А2-2
А3-4
В1. А4 Б1 В2Вариант 2
А1-4
А2-2
А3-4
В1. А1 Б3 В2
Рабы-гладиаторы
Одним из любимых развлечений римской публики были гладиаторские бои. Гладиаторы сражались не на жизнь, а насмерть — один на один или отряд на отряд.
Бои проходили в особых сооружениях — амфитеатрах. Они представляли собой овальную арену с рядами сидений для зрителей.
Колизей в Риме — один из самых известных амфитеатров, сохранившийся до наших дней
Римляне ожидали кровавой бойни как праздника, и в дни гладиаторских представлений амфитеатр был полон людей. Гладиаторские игры смотрели как богачи, так и бедняки.
Гладиаторами обычно становились рабы. Хозяин выбирал самых сильных и ловких и отдавал их в специальные школы. Там рабов обучали владению оружием.
Случалось, что раб, который не подчинялся хозяину, также попадал на арену амфитеатра. Только его не обучали искусству боя, а выпускали сражаться сразу.
Гладиаторами также могли быть преступники. В таком случае бой на арене становился заменой казни.
Если гладиатор на поле боя робел, зрители кричали ему «Нападай и бейся насмерть!» и швыряли в него огрызки яблок и оливки.
Римский гладиатор. Древняя мозаика
Раненый боец мог попросить зрителей о пощаде. Он бросал оружие и поднимал левую руку. Публика могла сжалиться над гладиатором: зрители поднимали вверх большой палец, что значило — бойцу сохранят жизнь.
Его лечили, а затем опять выпускали на арену. Обычно зрители щадили храбрых бойцов, которые не трусили и сражались до последнего.
А если боец не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного.
Почему рабы становились гладиаторами? У них не было выбора. К тому же часто им обещали свободу, если они будут успешными бойцами и победят всех противников.
Была ли у раба возможность получить свободу другим путем? Была. Хозяин мог отпустить своего раба на свободу. Таких людей называли вольноотпущенниками.
Еще разбогатевший раб мог заплатить хозяину выкуп и получить таким образом свободу. Независимо от способа освобождения, бывший раб становился вольноотпущенником и был органичен в гражданских правах.
На волю отпускали преданно служивших рабов. Вольноотпущенник получал фамилию бывшего господина и обязан был помогать ему и оказывать почтение.
{"questions":[{"content":"Прочтите текст и вставьте пропущенные слова.<br /><br />Рабов, обученных в специальных школах, выпускали на арену перед зрителями. Они должны были сражаться друг против друга. Таких рабов называли `input-1`.<br /> Римляне строили специальные сооружения для проведения боев — `input-13`.","widgets":{"input-1":{"type":"input","inline":1,"answer":},"input-13":{"type":"input","inline":1,"answer":}}},{"content":"Прочтите текст и вставьте пропущенные слова.<br /><br />Поверженный гладиатор молил зрителей о пощаде, протянув к ним `fill_choice-37` руку. Если зрители обращали большой палец книзу, то гладиатора `fill_choice-64`.","widgets":{"fill_choice-37":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0},"fill_choice-64":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0}}}]}
Рабство в эпоху Римской Респулики
Описывая кратко изменившуюся жизнь рабов в пору Ранней Римской Республики, можно сказать, что именно в этот период рабство в Древнем Риме достигло небывалого размаха.
- С ростом войн Римской Республики с соседними странами увеличивается и поток военнопленных, которых сразу продавали в рабство.
- Самые сильные, смелые и беспощадные к врагу военнопленные отдавались в гладиаторские школы, где из них делали бойцов на потеху публике.
- Особым спросом пользовались пленные, обладающие какой-либо профессией или талантом. Из них в дальнейшем получались кожевники, ремесленники и т. д.
- В результате военных побед Рима в ряде войн происходит небывалый приток рабов из стран Средиземноморья, Африки, Сирии и Галлии. Всё это не могло не сказаться на отношении хозяев к своим рабам в Древнем Риме. Теперь хозяин мог забить своего раба по своей прихоти или, если раб заболевал, выбросить его на улицу, как бесполезную вещь.
Рис. 3. Хозяин бьёт своего раба плетью в Древнем Риме.
Постепенному разложению рабовладельческого строя способствовали во многом восстания рабов, самым крупным из которых было восстание Спартака в 74 году до н. э., а также начавшееся превращение Римской Республики в Империю.
Законы в отношении рабов
Существовал в Риме специальный закон, который предписывал казнить всех рабов, которые находились в доме, если в этом доме был убит рабом их господин. В I веке н. э. было казнено однажды 400 рабов. Сенат долго сомневался, ни бесчеловечно ли это, но потом постановил, зато впредь неповадно будет. В следующий раз рабы обязательно остановят своего собрата, который задумал недоброе. Существовала и пассивная форма протеста. Рабы старались не очень хорошо работать, ломали орудия труда, одним словом, всячески проявляли свою строптивость.
Так как рабы работали плохо, то Рим постоянно нуждался в притоке свежей рабочей силы. Орудия труда все время ломались, приходилось компенсировать не качеством, а количеством работающих. Таким образом, уже в III веке н. э. можно говорить о том, что Рим постепенно приходит в упадок. Но невзирая на то, что Рим пал в V веке н. э. под ударами варваров, конец его был предрешен задолго до этого срока.
Проверьте себя
1. Какими способами римляне принуждали невольников к тяжёлому труду?
К тяжелому труду рабов принуждали жестокими методами: рукоприкладством, порками. За особые провинности раба могли заковать в кандалы или даже отправить на рудники.
2. Какие обязанности были у рабов в богатом доме?
Рабы в богатом доме вели хозяйство и обслуживали потребности господина: убирались в помещениях, помогали господину одеться, брили его, укладывали прическу, были носильщиками паланкина, готовили пищу и прислуживали за столом. Рабы певцы и музыканты услаждали слух хозяина дома. Рабами также были и образованные рабы, которые выполняли обязанности лекарей, библиотекарей, секретаря и т.д.
3. После каких событий в домах римских богачей появились образованные рабы?
Возможно, данный вопрос был сформулирован авторами недостаточно корректно. Очевидно, что основным источником рабов были завоевания римлян. Образованных людей больше всего было, конечно, в Греции, но это не означает, что образованных людей, ставших рабами, не было, допустим, на Сицилии, в Карфагене или в Македонии. Вспомним, ведь именно на Сицилии при захвате римлянами города Сиракузы был убит великолепный математик Архимед. Кроме того, исторические источники приводят достаточно примеров специального обучения римлянами своих рабов какому-нибудь мастерству, чтобы потом их сдавать в аренду. После какого события это начало происходить, неизвестно. Также мы знаем, что до 326 года до н.э. в Риме было узаконено «долговое рабство» по отношению к самим римлянам. Такие рабы тоже могли быть образованными, ведь это же римляне. А после 326 года до н.э. принципы «долгового рабства» применялись по отношению к людям в провинциях. Поэтому я считаю, что любой однозначный ответ на данный вопрос будет не достаточно верным.
Правовое положение колонов
Колонами в классическую эпоху называли арендаторов земли, формально свободных, хотя экономически зависимых от землевладельцев. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономическим кризисом в империи. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, приток рабской силы сократился, а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы просто не хватало для обработки земли. Процветавшие в последние годы республики плантаторские хозяйства (латифундии) с рабским трудом перестали быть выгодными; римские землевладельцы стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за известную долю урожая (арендаторы-дольщики, coloni partiarii) и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника (“барщина”). Мелкие арендаторы из-за слабости своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев и оказывались в долговой зависимости от них. В период домината положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам.
Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, землевладелец зорко следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор не уходил с участка, а с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, арендующих их. В результате колоны из свободных (хотя бы формально юридически) людей превращаются в крепостных, в “рабов земли”. Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.
На положение крепостных переводились иногда покоренные народы. В некоторых провинциях (например, в Египте) подобного рода отношения были известны еще до завоевания их Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земельным участкам. Последнее обстоятельство стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становится лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Он связан с землей, которую сам по своей воле не может оставить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имел право вступить в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, притом не только лично: дети его также становятся колонами. Подобно рабам, колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и “освобождение” от земельного участка, с которого они кормились.
Использование труда
Больше всего рабов занимала сфера сельского хозяйства. Владения знати, порой обрабатывали сотни, а то и тысячи рабочих. Это была сложная и беспощадная для здоровья работа. Срок жизни рабов, в зависимости от подготовки и физической силы, составлял от 3 до 7 лет. Как ни странно, причиной стали не жестокие хозяева, а их прагматичные решения максимально использовать живой ресурс, после чего «выбросить» отработанный материал и приобрести новый.
Считалось большой удачей попасть на работу по домашнему хозяйству, так как условия труда были гораздо легче
Это не так сильно подрывало здоровье рабочего, что было весьма важно, ведь иногда рабы не проживали даже пары лет. Лучше всех жилось тем, кто попал в городскую фамилию хозяина: пекарям, нянькам, поварам, слугам и интеллигенции, которая работала секретарями, писцами и учителями
Страшнейшим наказанием для рабочих была ссылка в сельское имение.
Для рабов существовала огромная разница между хозяйствами обычных крестьян и знати. В одном случае рабы жили в том же доме, что и хозяин, ели ту же еду и работали наравне на полях. Владелец берег своих работников, ведь денег на новых не было. В особняках и крупных поместьях жило до сотни рабов, их жизнь и здоровье полностью зависели от желаний хозяев. Они работали ежедневно не покладая рук, закованные в цепи, измученные и истощенные. Кормили таких рабов только для того, чтобы они успели окупить затраты на покупку себя, прежде чем умереть. Для предотвращения провалов работников распределяли по бригадам, и за провинность одного наказание несли все.
https://youtube.com/watch?v=T0Mjhi1lzv8
Познакомьтесь с документом
Аристотель говорил, что рабы — это одушевленные и наиболее совершенные орудия труда. Варрон имел такую же оценку, не воспринимая рабов за людей, не признавая за ними права быть личностью и иметь какие-либо права. И в Древнем Риме, и в Древней Греции рабы были бесправны. Хозяева могли сделать с ними все, что хотели. Рабы не имели прав человека: они не распоряжались своим трудом, не могли иметь семью, менять место жительства, даже имя раба зачастую менялось по воле хозяина.
Для римлян понятие раб тесно ассоциировалось с понятием иностранец. Многие знатные римляне считали жителей других земель варварами, низшей расой, а значит они были предназначены самой природой для того, чтобы быть рабами. В рабе видели существо грубое и нечувствительное и поэтому наказания для него придумывали возможно более ужасные и мучительные. Его мололи в мельничных жерновах, облепляли голову смолой и сдирали кожу с черепа, обрубали нос, губы, уши, руки, ноги или подвешивали голого на железных цепях, оставляя на съедение хищных птиц; его распинали, наконец, на кресте.
С юридической точки зрения раб как личность не существовал; во всех отношениях он был приравнен к вещи, поставлен наравне с землей, лошадьми, быками. Законы не делали разницы между нанесением раны домашнему животному и рабу. Союз раба и рабыни не имел легального характера брака. Обвиненный раб не мог обратиться за защитой к трибунам. Лишь с течением времени, уже в нашей эре, из-за большого количества восстаний рабов, в римские законы стали вводиться поправки, запрещающие безнаказанное убийство раба, зверства или нанесение увечий. Рабы также получили право сочетаться браком и в этом случае мужа и жену уже нельзя было разделять (т.е. продавать только вместе). В случае жестокого обращения со стороны хозяина раба могли передать другому хозяину и т.д.
Какой была жизнь в рабских кандалах?
Историки склоняются к тому, что рабами владели многие состоятельные и влиятельные граждане Древнего Рима, что большой процент населения Древнеримской империи – рабы и их потомки. Подневольные люди имели должности и обязанности во всех сферах общества того времени – от самой грязной работы на конюшнях и бойнях до надзирателей в тюрьмах, распорядителей в покоях вельмож и воспитателей их детей. Образованные невольники были писарями, учителями и переводчиками.
Рабы не имел гражданства и имущества, но периодически рабовладельцы щедро одаривали своих подневольных и позволяли домашним рабам иметь наложниц (сексуальных рабынь) или семьи. Они могли давать им деньги и предметы личного обихода за верную службу или случаи защиты, связанные с риском для жизни.
Иногда рабам удавалось скопить значительную сумму денег, чтобы откупиться и жить свободно. Так возник особый класс бывших подневольных или «вольноотпущенников» – прослойка между вольными и рабами, но прав у них по-прежнему почти не было.
Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов.Смерть раба никого не огорчала – на их место брали других, зачастую это было более прибыльно. Но вновь прибывших приходилось держать в жестких рамках и тяжелых кандалах, чтобы они не представляли угрозы для хозяев.
Невольников и невольниц делили на касты:
- Familia rustica (слуги в доме);
- Familia urbana (для городских работ);
- Управляющие (привилегированные);
- Servi privati (собственность частных лиц);
- Servi publici (для общественных и городских работ).
Не все рабы носили кандалы, но они стали символом рабства на все времена. Другой признак – проколотое правое ухо с круглой серьгой. Иногда в рабство продавали себя добровольно, ради еды, тогда при свидетелях невольнику или невольнице прокалывали шилом ухо к двери, вдевая кольцо. Такого раба полагалось отпускать через 7-10 лет по его желанию, но это было крайне редко.
Некоторые современные названия и профессии произошли в те времена. Например, calculator (калькулятор) – учитель математики, а grammaticus (грамматикус) – учитель языков и грамотного письма. Созвучно с нашим и bibliothecarius – библиотекарь, cocus – повар, кок.
Появление крепостного права
В конце I века до н. э. в империи произошел упадок рабства. Объяснялось это меньшими масштабами завоеваний, потерями территорий и повышением оплаты на свободный труд вместо рабского. Свою лепту внесли и восстания.
Во II веке начали появляться работники, которые назывались casati. От обычных рабов они отличались возможностью наличия у них имущества и прав, дома и земли, где они работали и жили, кроме того, им разрешалось заключать браки. Это были, по факту, свободные люди, разве что они не могли выполнять работу в других местах без команды хозяина.
https://youtube.com/watch?v=LxyRaPHi4qY
Во все времена существования человечества невольничество оставалось одной из худших его черт. Время от времени оно появлялось, но быстро исчезало, так как имело очаговый характер. Отличительной чертой рабства всегда был факт, что для рабочего не было никаких послаблений. В Древнем Риме невольничество получило огромное распространение, даже по сравнению с другими государствами. Однако это имело обоснование, ведь рабство отвечало интересам общества того времени, что и послужило толчком для его развития.
Правовое положение рабов
Согласно правовому положению рабы могли быть как частными, так и «муниципальными». «Муниципальные» рабы фактически принадлежали не каком-то конкретному лицу, а государству и, как правило, были задействованы на общественных работах: строительствах дорог, акведуков, поддержании городской инфраструктуры и т. д.
Освобождение рабов хозяином могло осуществляться по завещанию или с помощью процесса об освобождении, когда в присутствии свидетелей хозяин заявлял о свободе своего раба. Но были и свои ограничения для освобождения:
- запрещалось освобождать рабов младше 30 лет,
- можно было освободить не более 100 рабов за раз,
- хозяин, освобождающий раба должен быть старше 20 лет.
Также освобождение раба могло происходить и без воли хозяина, например в тех случай, когда хозяин не проявлял должную заботу о своих рабах. Например, декрет императора Клавдия от 47 года давал свободу тем рабам, чьи хозяева не ухаживали за ними во время болезней.
От жестокости своих хозяев рабы могли искать спасения в храмах и у статуй императоров. Если удавалось доказать плохое обращение хозяина со своими рабами, то его лишали рабов, а самим им либо даровали свободу, либо продавали другому хозяину. Клеймение и нанесение увечий рабам также сурово наказывалось вплоть до ссылки на рудники нерадивого хозяина.
Также в редких случаях рабы освобождались:
- за особенные заслуги перед империей,
- если донесли о предстоящем бунте,
- если спасли жизнь своих хозяев.
Хозяину тоже приходилось нести за своих рабов полную ответственность и если рабы совершали преступления, хозяин также наказывался, в зависимости от тяжести их правонарушений наказание могло быть от денежного штрафа вплоть до казни. Наказание самого виновника-раба было разумеется в разы тяжелее чем хозяина.
Но самое ужасное преступление, которое мог совершить раб, и за которое следовало самое жестокое наказание – было убийство собственного хозяина. В этом случае к смерти приговаривался не только раб-убийца, но и все другие рабы убитого хозяина – за то, что не предотвратили убийство.
Какие были рабы в Древнем Риме
У богачей имелись совсем уж редкие невольники — учителя, врачи, танцовщицы. Они считались необыкновенно дорогими и, как бы мы сейчас сказали, престижными. Однако, где бы ни жил раб, какое бы положение он не занимал, чем бы он не занимался, все равно он оставался вещью, бесправной вещью и говорящим орудием.
Римский рабовладелец был хозяином жизни и смерти своего раба. Провинившихся сажали в тюрьмы Эргастулы. Если раб пытался бежать, его могли сечь, казнить. Как правило использовалась казнь распятие на кресте. Мучительная и позорная, которую, как правило, использовали именно в отношении рабов.