Рабство в древнем риме: краткий исторический экскурс в положение рабов

Свободное время — это истинный ты

Представь себе некое «общее время», в котором мы все существуем. В нём проходят эволюционные процессы, движутся континенты, возникают и исчезают империи. В этом общем времени есть твоё личное время, ограниченное естественными рамками жизни. Однако кроме естественных рамок есть и множество условных. Все они отнимают часть личного времени, то есть часть самой жизни. На работе человеку платят деньги за его время в первую очередь, а уже потом — за набор навыков. Чем набор умений полезнее или шире, тем дороже можно продать своё время.

Многие продают без остатка, добиваясь в итоге даже тройной порции еды! Покупают себе новые эксклюзивные скины и совершают виртуальные путешествия по странам мира. Из аэропорта в отель, из отеля на пляж — и так несколько дней подряд. Это виртуальное путешествие, ведь страну человек не посмотрел — он видел стены отеля, туристический рынок и обычный пляж. Чтобы реально посмотреть другую страну, понять её культуру, ощутить ритм и понять вкус, нужно время. Эта штука вообще постоянно и везде нужна. Некоторым людям не хватает собственного времени на реализацию своих планов, поэтому они стремятся использовать ещё и чужое.

Любое действие, которым ты не стал бы заниматься по своей воле в своё свободное время, является своего рода кандалами. Они мешают личности познавать мир, развиваться интеллектуально, творчески или физически. У одних эти кандалы размером в целую жизнь, у других — поменьше. И только единицы остаются свободными от посягательств на своё время.

Значение свободного времени человека нуждается в переоценке. В 25 лет человек должен думать не о том, где бы ему работу найти с зарплатой побольше, а о том, куда ему потратить энергию молодости — своё самое ценное время.

Общие сведения

Рабство в древнем Риме было повсеместным и общепринятым, все без исключения знатные римляне – патриции имели своих рабов. У богатых патрициев могло быть и по несколько сотен рабов, у более бедных всего пару. Рабы работали во всех сферах: в зависимости от своей квалификации и знаний, не образованные рабы были заняты на грязных физических работах: на конюшнях, в строительстве, в то время как просвещенные, грамотные рабы могли быть учителями и воспитателями детей богатых римлян, переводчиками, писарями. Был среди рабов и условно привилегированный класс – администраторов и надсмотрщиков за другими рабами.

Юридически у древнеримских рабов не было своего имущества, как и гражданства, но, тем не менее, порой хозяева одаривали своих верных рабов теми или иными привилегиями, например, позволяли заводить семьи и собственное имущество. Но высшей милостью хозяина могло стать освобождение раба. А иногда и самим рабам удавалось накопить нужную суму, чтобы выкупить самого себя из рабства.

Впоследствии в Риме появился целый класс бывших рабов, которых стали звать вольноотпущенниками. Хотя вольноотпущенники уже не были рабами, но они по-прежнему не были полноценными гражданами Римского государства и не имели политических прав. Например, вольноотпущенник не мог баллотироваться в сенат. Но при этом в истории Римской империи были случаи, когда некоторые вольноотпущеники становились очень могущественными и влиятельными политическими фигурами. Таким, например, был Тиберий Клавдий Нарцисс, вольноотпущенник самого императора Клавдия. Клавдий сделал своего бывшего раба главой императорского секретариата. Несмотря на свое «рабское» происхождение Нарцисс был настолько умен и талантлив, что стал верным и ближайшим советником римского императора и заодно одним из влиятельнейших людей в империи.

Власть хозяина над своим рабом все же была не безграничной, так убийство собственного раба считалось практически таким же преступлением, как и убийство свободного человека. А за увечья, нанесенные рабу, хозяева наказывались или большими денежными штрафами или ссылкой на рудники. Имея в своей собственности рабов, хозяин нес за них и полную ответственность, ему необходимо было содержать своих рабов, кормить их, лечить в случае болезни, если же рабы совершали какое-то преступление, то и хозяин раба также нес за это наказание.

Это интересно: просвещенный римский патриций Марк Сидоний Фальк написал замечательный труд: «Как управлять рабами». Возможно, это прозвучит немного кощунственно, но некоторые из советов римского патриция не потеряли своей актуальности и в наше время, правда теперь речь идет не об управлении рабами, а об управлении наемными сотрудниками, но частично суть сохранилась. На основании труда Марка Сидония Фалька специалист по античной истории Кембриджского университета Джерри Тонер написал одноименную книгу «Как управлять рабами», в виде учебника по менеджменту от «римского топ менеджера».

Среди советов Марка Сидония Фалька есть и очень умные и практичные. Например, Фальк говорит о том, что нельзя поручать какое-то дело группе рабов, поскольку тогда ответственность за его исполнение будет коллективной, а значит, рабы, скорее всего, его сделают «кое-как» или «спустя рукава». И спросить с них потом будет непросто. Поэтому каждому рабу надо поручать определенное задание, за которое у того будет персональная ответственность, а значит он будет стараться сделать свое дело максимально эффективно. Если подумать, то этот принцип персональной ответственности наемных сотрудников лежит и в основе современного менеджмента на любом предприятии.

Но вернемся опять к древнему Риму и его рабам: была среди них и одна очень особенная каста – рабы-гладиаторы, задачей которых было сражаться на арене Колизея не на жизнь, а на смерть с другими такими же рабами-гладиаторами на потеху зрителей.

Хотя успешные гладиаторы были чем-то вроде «рок-звезд античности», жизнь их была непростой и к тому же смертельно опасной.

Рабы-воины

Физически сильные рабы, имеющие опыт участия в сражениях становились воинами-актёрами. Нам они известны, как гладиаторы. Многие рабы добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе свободу, символом которой являлся деревянный меч.

Рабы-гладиаторы

Нередко рабы затевали драки между собой, чтобы таким образом показать свою силу перед центурионами. В школе гладиаторов новичков ожидали суровые тренировки, но многие не справлялись с тяжёлой нагрузкой. Гладиаторские бои редко заканчивались смертью, но условия быта гладиаторов оставляли желать лучшего.

Стоит понимать, что куда бы ни попал раб, везде он являлся собственностью хозяина, по сути, являясь вещью. Исходя из документов того времени стоимость овцы или свиньи была значительно выше, чем стоимость раба. К тому же невольник мог стать предметом ставки в азартных играх или подарком.

Восстания рабов

Удивительно почти полное отсутствие рабских восстаний — по крайней мере, крупных и значительных. Только в воспаленном воображении Ленина «Спартак поднял войну для защиты порабощенного класса» и «…Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов около двух тысяч лет тому назад. В течение ряда лет всемогущая, казалось бы, Римская империя, целиком основанная на рабстве, испытывала потрясения и удары от громадного восстания рабов, которые вооружились и собрались под предводительством Спартака, образовав громадную армию».

В реальности известны только два масштабных восстания на острове Сицилия, в 136-132 и 104-101 годах до н. э. Римляне называли их Первой и Второй войнами с рабами, или Сицилийскими войнами.

Причины их в том, что Сицилия после Второй Пунической войны стала краем крупного землевладения, и туда ввозили огромные партии рабов из эллинизированных стран Ближнего Востока, особенно из Сирии. Многие из этих рабов сохраняли знакомство друг с другом со времен, когда были свободными. Сицилию же греки вполне обоснованно считали «своей землей».

Первое восстание началось с того, что примерно 400 рабов некого Дамофила (имя греческое) из города Эна восстали под руководством раба-сирийца Евна (имя тоже греческое).

Повстанцы ворвались в город, где к ним присоединились местные рабы. Восставшие истребили почти все свободное население, оставив в живых только оружейных мастеров и нескольких рабовладельцев, отличавшихся мягким обращением с рабами. На своем собрании рабы провозгласили Евна царем под именем Антиоха, а его жену — царицей.

Тут же в городе Агригенте восстали под руководством бывшего киликийского пирата Клеона. Клеон признал царем Евна и стал его первым полководцем.

Вскоре численность восставших рабов превысила 100 тысяч человек. Они заняли почти все крупные города центральной и восточной частей острова. Новое греческое государство выпускало монеты с именем и царским титулом Антиоха. Восставшие не трогали мелких землевладельцев, сохраняя производственные возможности острова.

Только с большими усилиями консульские армии разбили рабов… А точнее, греков, пытавшихся восстановить свое государство в Сицилии. Характерно, что Клеон пал в бою, и римляне отдали ему воинские почести, а Евн окончил свои дни в тюрьме, но не был казнен. Обращались с ними не как с бунтовщиками, а именно как с военнопленными.

Сообщения некоторых историков о том, что «Известия о крупном восстании на Сицилии широко распространились по Средиземноморью, став косвенной причиной некоторых заговоров и выступлений рабов» ничем не подтверждаются.

«Распятие». Николай Ге, 1892 г.

Восстания рабов

Периодические восстания рабов в Древнем Риме были потрясением для установившегося строя, поскольку угрожали социальному устройству империи. Кратко о самых крупных из них:


136−131 год до н. э. — восстание в Сицилии под руководством Клеона и Евна.
105−101 год до н. э. — восстание под руководством Афиниона и Трифона.
75−72 год до н. э. — восстание Спартака.

Спартак является самой известной личностью среди предводителей бунтующих, восставших за отмену рабовладельческого строя и борющихся за социальную справедливость. Он был образованным, имел сильный характер. Его армии удалось нанести множество тяжелых ударов римским легионам.

Рабство в Древнеримской Империи получило самое большое распространение, в отличие от других стран, но часто это соответствовало интересам общества того времени, являясь немаловажным катализатором развития. Главным источником рабов являлся захват пленных. Именно они составляли большинство невольников в Риме, на это указывают анализы разных письменных трудов, а также надгробных надписей.

Незыблемый постулат

Система рабства казалась вечной

Сегодня люди считают рабство аморальным и негуманным. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что об этом даже задумывались в римском обществе. Все основные экономические, социальные и правовые силы в Древнем Риме действовали сообща, чтобы система рабства сохранялась бесконечно.

Рабы считались необходимым социальным противовесом свободным людям. Гражданская свобода и рабство были двумя сторонами одной медали. Даже когда были введены более гуманные законы, которые улучшили условия жизни рабов, это ничуть не подразумевало то, что количество рабов нужно сокращать.

Характеристика рабовладельческого общества

В эту эпоху существовало два класса: рабы и их владельцы. Новое общество некоторое время сосуществовало с другими видами, но постепенно их вытеснило. Ярким представителем такого строя является Древний Рим. Здесь рабство имело самые жестокие его проявления и дольше всего длилось.

Хозяева не были однородны. У них были разные по площади земли и количество недвижимости также. От этих показателей зависело количество необходимых рабов. Чем больше было земель, тем сильнее была нужда в рабочей силе. Также количество рабов указывало на благосостояние хозяина.

С развитием такого строя имело место образование государства, как аппарата принуждения и составления унизительных законов. По их нормам рабовладельцы имели право продать, наказывать и даже убить своих подчиненных.

Вольная для рабов

Бывшие рабы могли стать римскими гражданами

В римском обществе рабовладелец имел возможность предоставить свободу своему рабу. Данный процесс, который был известен как «вольная», мог быть достигнут различными способами: владелец мог дать вольную в качестве награды за верность и безукоризненную службу, вольная могла быть выкуплена рабом у владельца, а также иногда раба было целесообразнее освободить.

Примером этого последнего случая были купцы, которые нуждались в ком-то, кто мог подписывать контракты и проводить различные операции от их имени и имел законное право делать это. С юридической точки зрения, рабы не имели права представлять своих хозяев. В некоторых случаях рабу давали вольную взамен на то, что он будет предоставлять какие-то услуги своему бывшему хозяину. Бывшие рабы даже имели возможность стать римскими гражданами, а иногда, они (по иронии судьбы) становились рабовладельцами.

Как пили и развлекались богатые

В Древнем Риме не было ночных клубов и шикарных ресторанов. В них попросту не было нужды; вечеринки и застолья устраивались в домах элиты. И римляне умели кутить. Тот же Нерон устраивал в своем саду пьяные гонки на колесницах, а император Домициан не выходя со своей виллы охотился на львов, прямо во время пира. Соправитель Марка Аврелия Луций Вер за один банкет на 12 персон потратил 6 миллионов сестерциев, и это при том, что средний доход римлянина за год не превышал тысячу сестерциев.

Хорошая вечеринка в доме богатого римлянина обещала более пяти экзотических или просто странных блюд (вроде вымени свиньи, вымоченном в винном соусе, или жареной сони). Гостей развлекали поэты и стриптизерши. Лучшим возможным напитком считалось фалернское вино, которое могло зреть долгие годы и даже десятилетия. 

Отдельным видом развлечений, которые себе позволяли богачи было посещение самых грязных и мерзких притонов Рима. Молодые аристократы одевались в простые одежды и шли доказывать свое классовое превосходство на территории плебса: устраивали жестокие драки, играли в азартные игры с шулерами, ворами и убийцами и развлекались с самыми дешевыми проститутками. Эдакая инициация для юных патрициев. Исключением не были даже императоры. Нерон любил менять облик и врываться в магазины, устраивая драки. Отон мог затеять драку в кабаке, завалившись туда со своими приближенными. Луций Вер не гнушался драк и даже, бывало, возвращался во дворец с синяками, полученными в потасовках с плебсом.

Историк Гаррет Райан, автор книги «Обнаженные статуи, толстые гладиаторы и боевые слоны: часто задаваемые вопросы о древних греках и римлянах», рассказывает о самой изощренной из подобных вылазок. Схема следующая: патриций одевается непримечательным горожанином, берет с собой суму с золотыми монетами и пару дюжих охранников из бывших гладиаторов. Телохранители идут за хозяином в стороне и караулят снаружи, когда тот заходит в какое-нибудь злачное место, полное отъявленных разбойников. В каупоне он светит золотом, играет на него с мошенниками и, слегка проигравшись, уходит. Разумеется, за ним увязывается целый ручей воров, желающих поживиться золотом. «Несчастный глупец» заходит в какой-нибудь темный переулок, грабители радостно бегут за ним, а там их поджидают кулаки и дубинки гладиаторов. Патриций же наслаждается зрелищем избиваемого до полусмерти плебса. Воистину, столь извращенные удовольствия рождаются лишь в великой империи.

Число рабов и место их применения

Трудно подсчитать общее число людей, ставших рабами за века расширения Римского государства: для этого просто нет достаточных данных.

Чаще всего источники сообщают об однократных событиях. Известно, что Квинт Фабий Максим Веррукоз Кунктатор в 209 году до н. э. продал в рабство 30 тысяч жителей Тарента — пожалуй, первый в римской истории случай массовой продажи в рабство побежденных.

Луций Павел Эмилий в 167 году до н. э. уничтожил 70 городов в Эпире и вывел оттуда 150 тысяч рабов. Марий обратил в рабство кимвров и тевтонов — целые небольшие народы, переселявшиеся в Италию — не менее 150 тысяч человек. Тит Флавий после взятия Иерусалима захватил 97 тысяч рабов.

По данным Плутарха, Юлий Цезарь обратил в рабство миллион галлов.

Жителей покоренных стран обращали в рабство и потом: при сборах налогов откупщиками-публиканами местные жители обращались в рабство в счет неуплаты налогов. Публиканы сознательно устанавливали неимоверно высокие налоги, которые большинство местных жителей заведомо не могли уплатить. Когда у Никомеда, царя Вифинии потребовали выделить отряд вспомогательных войск для римской армии, он ответил, что у него нет здоровых подданных, они все забраны в рабство римскими откупщиками налогов.

Обращение в рабство провинциалов. Рельеф из Смирны

По мнению знаменитого историка античности Мозеса Финли, в Италии в эпоху «расцвета» рабства было около 2 миллионов рабов.

По оценке историка П. Бранта, в Италии в ту эпоху было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан. В крупных городах — в Риме, в Помпеях, рабов могло быть до 40% или до половины населения.

Если распространить эту картину на ВСЮ Римскую империю, получаются совершенно фантастические цифры. Гиббон исходил из данных переписи императора Клавдия и считал, что в Римской империи жило 120 млн человек, из которых 60 млн были рабами.

Но даже применительно к Риму утверждение, что в «Риме рабов во много раз больше чем свободных», и что «все римляне имели рабов. Даже у самого бедного римского гражданина были слуги» можно отнести только к категории исторических анекдотов. Причем цель этих анекдотов — изобразить римлян «народом господ», угнетателями всех остальных.

Интересно, а у обитателей римских инсул тоже было много рабов?

За пределами Италии, Сицилии и некоторых областей Испании, рабов практически не было или они были в незначительном количестве; они не играли практически никакой роли в экономической и социальной жизни.

Обидно, что это исследования римского рабства первым уже давно провел наш соотечественник, историк античности и археолог Михаил Иванович Ростовцев. Но в СССР ничего не знали о Ростовцеве — эмигранте с 1918 года, участнике написания «Кембриджской истории древнего мира». Вместо блестящих исследований М.И.Ростовцева нас потчевали мочалкой из Карла Маркса и дилетантских бредней Сталина про «революцию рабов». Вывод о почти нулевом значении рабства вне Италии был неоднократно повторен при исследовании отдельных провинций — и самим Ростовцевым, и другими историками. В том числе и по отношению к такой близкой к Италии провинции, как Галлия.

Если принять за основу реальные данные, то получается: за время активного строительства Империи, со II века до н. э. по конец I века н. э. было превращено в рабов примерно 2-5% населения завоеванных Римом областей. И почти все рабы были сконцентрированы в Италии и в Сицилии.

Судьбы этих миллионов можно разделить на три типа.

  1. Попавшие на работы, предполагавшие быстрое истощение и гибель работника: на свинцовые рудники в Испании, каменоломни Северной Африки, золотые прииски в предгорьях Альп.
  2. Домашние рабы, которых изначально предполагалось использовать как личных слуг или как «интеллигентов». Ведь захватывали в плен и людей с очень высоким социальным статусом, и хорошо образованных. Когда такие люди овладевали латинским языком (а часто они уже его знали, пусть недостаточно), образованным рабам поручали выполнять функции секретарей, библиотекарей, а то и воспитателей детей хозяина. Марк Лициний Красс говорил, что образованные рабы — самая важная часть его богатства, и с этим мнением было согласно большинство.
  3. Основная масса рабов, ввезенные в Италию или в Провинции Римского государства для работы в сельском хозяйстве, в ремесленном производстве или на создании инфраструктуры.

Специфика рабства в Риме

В Риме, как мы уже отметили, некоторые рабы получали достаточно щедрые подарки от своих хозяев. Иногда им даже удавалось скопить значительную сумму, чтобы откупить от хозяина и жить свободно. Таким образом, в римском обществе возник новый, особый класс, который состоял из бывших подневольных и так называемых «вольноотпущенников». Этот класс стал прослойкой между рабами и вольными. Их специфика заключалась в том, что у них почти не было прав даже после того, как они освободились от своего господина.

В целом, жизнь раба не отличалась какими-либо выдающимися событиями. Она была довольно скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий и соответствующей мерой ответственности, которая не позволяла до конца осознавать, что от своей работы можно получать удовлетворение. Более одаренные рабы приобщались к ремеслам и искусству. Но все же требовались физически сильные рабы, чтобы исполнять самую тяжелую и сложную работу. Они становились оруженосцами и гладиаторами, которые выступали в боях на потеху публике.

В таких боях всегда присутствовала смерть. Но смерть раба никого не огорчала – на их место всегда можно было взять другого раба, который также рисковал своей жизнью. Вновь прибывших рабов содержали в жестоких условиях, в кандалах и закрытых помещениях, чтобы они не проявляли агрессии и не могли навредить своим хозяевам и их семье. Тем не менее, сам хозяин не имел права убить своего раба: он мог его перепродать, подарить. Если дело доходило до членовредительства, то со стороны правителей назначались штрафы и наказания самих господ. Калеки и немощные рабы развозились на удаленные острова, где они доживали свои последние дни или минуты, а затем «умирали свободными».

В Риме невольников и невольниц было принято подразделять на несколько отдельных каст:

  1. Слуги, которые жили в доме и обслуживали своих хозяев;
  2. Рабы для осуществления различного рода городских работ;
  3. Привилегированные рабы, которые могли откупиться от хозяина. Также это были рабы, которые жили вместе с хозяином, занимались ремеслом, науками и искусством, учили детей хозяева грамоте и языкам;
  4. Рабы, которые становились собственностью частных лиц;
  5. Рабы, которые специально работали в рамках общественной деятельности и выполняли всю городскую работу во благо своего города.

Несмотря на то, что не всех рабов заковывали в кандалы, именно они стали символом рабства, причем не только в Риме, но и далеко за его пределами. Другой признак раба — проколотое правое ухо, куда вставлялась круглая серьга – признак невольника, принадлежащего хозяину на пожизненную службу и не имеющий права откупиться или уйти. Иногда рабами становились добровольно, ради еды и возможности иметь жилье и элементарную работу. Таких случаев было достаточно много: люди жили в бедности, часто болели и не ели по нескольку дней. Стать рабом было для них не унижением, а спасением, а если хозяин благосклонно относился к ним, то они приобретали лучшие условия жизни. К тому же, добровольные рабы имели право уйти от хозяина после 7-10 лет службы, но это было крайне редко: привыкнув к новому месту жительства и работы, невольники редко сами уходили от господ, так как не хотели возвращаться к старому укладу жизни и неизвестности.

Общие сведения

Историки склонны к тому, что подневольные люди были у многих влиятельных и богатых граждан в античном Риме, и основной процент жителей Древнеримской империи составляли именно рабы. Они работали во всех сферах — могли выполнять как самые грязные работы на конюшнях, так и быть надзирателями в темницах, распорядителями в покоях господ, воспитателями их детей. Образованные рабы могли стать переводчиками, преподавателями и писарями.

У невольников не было имущества и гражданства, но иногда хозяева их щедро одаривали, позволяли заводить семьи или иметь наложниц. Они могли дать им деньги или вещи первой необходимости за хорошую службу.

В некоторых случаях у рабов получалось собрать большую сумму и откупиться у своего владельца. Так появился отдельный класс бывших невольников, который назывался «вольноотпущенники», но прав у них также практически не было.

Жизнь раба была однообразной и тяжкой, зависела непосредственно от степени ответственности и рода деятельности. Более одаренные подневольные могли заниматься искусством и ремеслами, а физически выносливые люди делали самую тяжелую работу — были оруженосцами или участвовали в гладиаторских боях.

Гибель раба не огорчала хозяина — на его место покупали другого, часто это было более выгодно. Но только прибывших невольников держали в кандалах и жестких рамках, чтобы те не смогли представлять угрозы для рабовладельца.

Мужчин и женщин разделяли на касты:

  • для работ в городе;
  • слуги в поместье;
  • для общественных работ;
  • частная собственность;
  • управляющие (привилегированные).

Не все невольники ходили в кандалах, но именно это определение стало символом рабства. Отличить можно раба можно было еще по одному признаку — серьга в правом ухе. Часто люди продавали себя в рабство на добровольной основе из-за крова и еды, в этом случае при свидетелях прокалывали ухо и надевали кольцо. Этого раба нужно было отпустить через 8−12 лет, но это случалось не часто.

Постепенное ослабление

Рабы в Риме были недовольны своим существованием. Это выливалось в серьезные бунты. Восстание под руководством Спартака чуть не подорвало устои государства. В итоге это сильно обеспокоило знать, и жизнь невольников получила некоторое послабление. Начиная с I—II нашей эры рабство в Римской империи постепенно начало сдавать позиции еще и по другой причине. Связано это было тем, что количество завоевательных войн уменьшилось. В итоге рабы подорожали.

В эту эпоху основу экономики государства стало составлять сельское хозяйство. Сразу появился недостаток в рабочей силе. Для решения проблемы произошло формирование колон. Это были общества, владеющие земельными наделами. Обработка земель в них велась рабами, которые постепенно превращались в крепостных крестьян. Окончательно процесс введения крепостного права был завершен в IV веке.

Рассказ о рабах Древнего Рима часто является темой для докладов, которую готовят учащиеся 5 классов. В них ведется исторический анализ давних событий. Рассказывается, как на фоне красивой картинки процветания элитного римского общества, использовался рабский труд. Продолжалось это на протяжении многих веков, и, безусловно, это является черным пятном в истории государства.

Рабское население

Рабы представляли опасность для древнеримского общества

Среди населения древнеримского обществе была очень высокая доля рабов. Некоторые историки подсчитали, что у 90 процентов свободного населения, проживающего в Италии к концу первого века до нашей эры, были предки-рабы. Доля рабов была настолько значительной, что некоторые римляне оставили письменные свидетельства об опасности этой ситуации.

В сенате было выдвинуто предложение, что рабов следует отличать от свободных людей по одежде, но оно было отклонено из-за опасности того, что «тогда рабы смогут пересчитать нас» (Сенека, «О Милосердии»: 1,24).

Рабы римлян

У знатных римлян было, как минимум, одно имение – земельное владение. Богатые семьи владели несколькими имениями, расположенными в разных областях Италии. В основном они засаживались виноградниками, рощами олив. Зерновые культуры практически не выращивались. Итальянцы получали дешевое зерно из Сицилии, других провинций.

В каждом имении проживало до 20 рабов. При этом сам землевладелец находился в Риме или другом крупном городе. В свое имение он приезжал время от времени, чтобы проверить, как ведется хозяйство, насладиться окружающей природой.

Имением руководил раб-управляющий. Его назначал господин. Главная обязанность управляющего – контроль над остальными рабами. Он следил, чтобы все трудились с рассвета и до заката в любую погоду. Завершение сельских работ не служило поводом для прекращения эксплуатации невольников. Даже зимними вечерами они что-то делали – вили веревки, плели корзины, обтесывали рукоятки для орудий труда. Римляне любили повторять: «раб должен трудиться или спать».

Несчастные ели простую, грубую пищу. Ходили в ужасных обносках, господин не желал особо тратиться на одежду. Одна рубаха, два коротких плаща и две пары деревянных сандалий на год – это все на что они могли рассчитывать. Из старой изношенной одежды рабов заставляли шить себе лоскутные одеяла.

Господину было проще приобрести нового невольника, нежели лечить заболевшего. Безнадежно больных рабов отвозили на остров на Тибре. Там они оставались не только без ухода, но и без еды. Несчастных избивали за малейшую провинность. Ни за что могли отвесить оплеуху. Строптивых невольников заковывали в оковы или же сразу отправляли в каменоломни. В имениях закованных рабов ночью держали в подвале с узким окошком под потолком.

Источники рабства

Рельеф из Смирны (ныне Измир, Турция) с изображением римского солдата, ведущего прикованных цепями пленников.

Различие ( summa divisio ) между свободным человеком и рабом установлено в Институтах Гая, summa divisio de iure personarum является основателем римского права .

Основным источником рабства являются победы на войне. Побежденные были отданы на откуп победителю, который в крайних случаях буквально разрушал город и город побежденных, снося городские стены или разрушая общественные здания. Отделение от их родного города и, следовательно, от их гражданства, означающее утрату возможности пользоваться гражданскими правами в соответствии с римским правом, затем оправдало их характеристику сначала как военнопленных, а затем и вещей ( res ). В римском праве на военном сделали ничейную вещь на враг и все, что принадлежало им, то есть, без хозяина, и, таким образом, присвоенных любым. Заключенный, приобретенный хозяином, становился его собственностью и был связан с ним неразрывными узами mancipatio, он стал res mancipi .

Второй важный источник рабства — это рождение: раб — это любой, кто рожден от матери-рабыни. В самом деле, даже если римские правоведы в конце концов признали тот факт, что ребенок раба не может быть уподоблен плодам, полученным от плодовых деревьев (фруктового дерева), они никогда не делали вывод, что ребенок рождается свободным.

Наконец, лишение свободы также предусматривалось в качестве меры наказания за определенные тяжкие преступления, такие как дезертирство или невозмещение.

Раб был несвободным человеком; он находился под властью другого человека, обычно pater familias, который не имел права на жизнь и смерть до архаического периода. Роман Summa divisio юридического состояния лиц, на самом деле на основе критерия свободы: « в соответствии с общим делением права лиц, все люди свободны или рабы» (институты, I, 3, пр). Термин «манус» символизировал господство господина над рабом, а также господство мужа над женой . Однако его реальное состояние было различным, в зависимости от близости хозяина: с сельскохозяйственными рабами или рудников обращались очень плохо, в то время как домашние рабы ( ancillae ), которые общались с семьей, пользовались большим уважением и очень часто освобождались. длительный срок

Тем не менее, важно отметить, что если все люди — личности, то все рабы — вещи (лат. Res ) (Institutes, II, 2, §1)

Несправедливое наказание их считалось правонарушением; что не препятствовало жестокому обращению с рабами, если они были ленивыми, как показывает этот отрывок из пьесы Плавта, Псевдол  :

Римская мозаика с изображением рабов, выполняющих сельскохозяйственные работы.

—  Плавт, Псевдолус, I, 2

Социальный статус человека измерялся количеством его рабов. Цена раба сильно варьировалась в зависимости от времени и места, но в среднем составляла около 2000 сестерциев  ; его содержание составляло 300 сестерциев в год. Любой ребенок хотя бы от одного подчиненного родителя тоже был.

Рабы работали каждый день, кроме праздников Сатурналий в декабре и compitalia в январе.

Почтовые расходы

В Древнем Риме освобожденный (лат. Libertus или libertinus) — это раб, который был освобожден, то есть освобожден своим господином. Однако он остается клиентом: он не пользуется всеми правами свободного человека (гражданина). Его дети будут свободными людьми сами по себе. Следовательно, рабство смягчается эмансипацией: это промежуточная стадия между рабством и свободой (libertus).

Раб также мог быть освобожден по судебному решению после слишком жестокого обращения с его хозяином.

Иногда, когда хозяин умирал, он оставлял в завещании акт об освобождении одного из своих рабов.

В Риме такая практика распространена, поскольку в среднем треть поколения рабов оказывается на свободе. Ничто не мешает господину письменно или с его помощью освободиться от особенно полезного раба.

Быть порабощенным

Рабское железо.

Один стал долговым рабом, как военнопленный, в результате пиратства, гражданского лишения, предательства, из-за плохого поведения или даже будучи ребенком раба. Брошенный и принятый ребенок также мог стать рабом. В отличие от рабства в Древней Греции, где статус раба мог рассматриваться, например, у Аристотеля, как статус гражданина вида естественного права (некоторые мужчины считались рабами), рабство в Риме рассматривалось как результат правовой институт и эмпирический факт (завоевание, рождение раба и т. д.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: