Брак в древнем риме

Пенаты – персональные боги

Не секрет, что мифология римлян была построена на заимствованиях из греческих легенд, которыми был впечатлён народ Древнего Рима. Тем не менее, домашние духи и божества являлись самобытными персонажами в мифах. 

Наряду с богами, охранявшими семейный очаг и брачные узы, свои функции исполняли и пенаты. Я бы назвала их римскими “домовыми”. Пенаты охраняли дом и имущество, следили за порядком, оберегали скот от болезней, а членов семьи – от дурного глаза. Каждый хозяин мог выбрать себе пенатов. 

Чтобы задобрить божеств, семьи изготавливали статую своих покровителей. Для этого использовали самый разный материал – глину, дерево, даже золото (в зависимости от материального состояния семейства).

Старинное изображение пенатов

О пенатах важно было позаботиться и при переезде. Римляне никогда не оставляли статуи своих домашних покровителей на старом месте

В новом доме важно было найти место для этих скульптур, после чего люди приступали к обустройству жилища. Считалось, что за такую заботу пенаты отплатят добром, одарят семью благополучием и достатком.

К пенатам часто причисляли знаменитых богов, ведь человек был вправе выбрать того покровителя, что был близок ему по духу. Например, у Нигидия Фигула пенатами были Аполлон и Нептун, нередко главными покровителями становились Юнона, Веста, Юпитер. 

Чтобы доказать богам свою преданность, римляне регулярно совершали подношения к их изваяниям. Не только во время пиршеств, но и при самой обыденной трапезе следовало оставить часть пищи для пенатов, что оберегали дом и семью.

Пенаты и лары – древнеримские хранители семьи и дома

Развод по-древнеримски

Во времена царей, а также в период ранней республики, в Риме понятие развода отсутствовало. Первый случай расторжения брака был засвидетельствован в 306 году до нашей эры, произошедший по инициативе мужа, который тут же поплатился за свое решение исключением из сената и, соответственно, потерей занимаемой должности.

Позже, случаи развода появлялись все чаще, однако поводом для его получения должна была стать серьезная причина. Например:

  • неподобающее поведение одного из супругов;
  • неспособность иметь детей;
  • желание жить с другим человеком.

В II веке до нашей эры развод стал популярным способом избавления от надоевшей или состарившейся жены. Мужья находили все более изощренные способы выставить свою супругу из дома. В некоторых исторических источниках упоминаются случаи, когда одна женщина была обвинена в том, что пошла в театр без ведома мужа, другая — в том, что была замечена в разговоре с вольноотпущенницей, имевшей дурную славу.

В первые века нашей эры, во времена Римской империи, расторжению брака уже никто не удивлялся.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (31)
  • Сады и парки (7)
  • Археологические памятники (30)
  • Районы и кварталы (12)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Общий строй римской семьи

Правовые установления постепенно менялись на протяжении античной истории. Они отражали изменения, которые происходили в разных сферах общества. Строй римской семьи тоже не оставался неизменным, что прослеживается по регулировавшим его нормам.

Агнатическое родство

Право дает сведения о раннем устройстве, которое было основано на так называемом агнатическом родстве. Оно представляло собой отношения, устанавливавшиеся законом, а не кровной связью. В такой семье вся власть была сосредоточена у домохозяина. Он обладал полным объемом прав. Ему были подчинены все агнатические родственники. К ним относилась его жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Его власть над ними не прекращалась по достижении определенного возраста или занятии какой-либо должности. Он имел право по своему желанию прекратить это подчинение.

По закону агнатическое родство устанавливалось через представителей мужского пола. Поэтому вступавшая в брак девушка входила семейный союз своего мужа и уже не считалась входящей в семью своего отца. При этом выделялись близкие и дальние агнатические родственники. К первым относились люди, находящиеся под властью домохозяина, ко вторым – кто был когда-то у него в подчинении.

Первым видом семьи считается консорциум. Он возник в результате постепенного выделения из рода тесных родственных союзов. В каждом из них был старший, все дела обсуждались домохозяевами на совместном совещании. В консорциуме еще было достаточно много пар мужей и жен со своими детьми, мужчины были примерно равноправны. Дальше со временем оформляется патриархальная семья, где был один домохозяин. Эти виды семей были основаны на агнатическом родстве.

Когнатические родственники

Постепенно шел процесс ограничения власти домохозяина над его женой, детьми и их потомством. Одновременно другие члены семьи получали все больше прав, которые законодательно защищались. Таким путем разрушалась агнатическая основа, и ее место заступало получавшее все больше признания со временем когнатическое родство.

Оно определялось по наличию общих предков и было основано на кровных связях. Выделялось родство по прямой (восходящей и нисходящей) и по боковым линиям

Обращалось внимание на брачные и внебрачные связи, происхождение детей от общего отца и матери или только от одного общего отца или только матери. Также определялось понятие свойства

Им обозначалось родство мужа или жены с когнатическими членами семьи соответственно своей жены или своего мужа. В результате главное место заняли кровные узы.

В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Власть домохозяина была умеренной и определялась законом, который устанавливал и защищал права других членов семьи.

Домовладыка (Pater Familias)

Глава и кормилец семьи звался «домовладыкой». Он был бесспорным авторитетом римского патриархата, его воле должны были подчиняться все члены семьи — от детей и жены до других родственников. Власть хозяина дома была безграничной: он мог по своему расчету и желанию отдать дочерей замуж (а в Древнем Риме браки заключались, по большей степени, лишь из политических или финансовых интересов), а потом также по желанию развести их, ему позволялось продавать детей в рабство, кроме прочего он имел возможность решать, признавать или не признать своих детей.

Сыновья в римских семьях были настолько же дискриминированы, как их сестры, ведь власть домовладыки — Patria potestas — распространялась на взрослых сыновей и их семьи, лишь когда умирал их отец сыновья становились полноправными главами своих семейств.

Домовладыка единолично владел всем недвижимым и движимым имуществом семьи, при этом, даже женившись, его сыновья оставались бесправными в своей основной семье. При жизни отца никто, даже сыновья, не имели права владеть и распоряжаться какой-либо собственностью.

Именно домовладыка в патрицианских семьях передавал членство в роду.

Что касается браков, то до периода поздней Республики в Риме практиковали тип брака «cum manu»: он заключался в том, что девушка, вступая в брак, попадала под власть главы семьи мужа. Позже этот форма брака изменили на «sine manu»: здесь жена не принадлежала семье мужа, а оставалась во власти отца.

Новости

13-10-2021, 20:32

Просмотров: 2 343

«Народная газета» сообщила, что курские ученые воссоздали внешний вид курян, которые жили в этой местности в пятом веке нашей эры.

Подробнее…

12-10-2021, 21:00

Просмотров: 732

Американскими учеными установлено, что курению табака насчитывается 12 тысяч лет. Обугленные семена табака были обнаружены в древнем очаге охотников в штате Юта. Люди начали употреблять табак еще до того, как распространилось сельское хозяйство.

Подробнее…

12-10-2021, 16:48

Просмотров: 1 121

Ученые из Массачусетского технологического университета произвели исследование древней гробницы римлянки Цецилии Метеллы. Благодаря этому была раскрыта тайна стойкости древнего бетона.

Подробнее…

Общественная земля в Риме

Но у римского государства оставались большие пространства земли, не розданной в частную собственность («общественной земли» ager publicus); она была распахиваема, но больше оставалась пастбищем.

У побежденных городов и селений римляне всегда брали часть земли (обыкновенно третью часть), потому с расширением границ государства увеличивалось и количество общественной земли. Увеличивалось и число граждан, имевших свое поземельное хозяйство: на завоеванных землях селились римляне; прежние жители были принимаемы в число граждан; приходили поселенцы из других земель. Многие народы были завоевателями подобно римлянам; но ни один не успел приобретать себе в прочное владение завоеванную землю своим труд он, как римляне завоевывать вторично плугом завоеванное в первый раз копьем. Кроме хлебопашества римляне занимались возделыванием винограда; очень рано стали возделывать оливковые плантации; смоковничное дерево упоминается уже в легенде об основании Рима. Религиозные обряды и праздники освящали сельские занятия. Наследственные участки можно было делить; но по обычаю участок оставался во владении того, кто был хозяином дома. Продавать свою наследственную землю считалось стыдом даже и в поздние времена. Когда наследственный участок становился недостаточен для прокормления всех детей, младшие сыновья переселялись в другие местности. Крупные землевладельцы отдавали часть своей земли арендаторам под условием платы известной доли продукта; из этого возникло клиентство; права клиентов были ограждены священным обычаем. Жены домохозяев, даже и богатых людей, сами пряли с своими служанками шерсть и ткали одежду.

дальнейшее чтение

  • Брэдли, Кит. 1991. «Римская семья». В Открытие римской семьи: исследования в римской социальной истории. Отредактировал Кейт Брэдли, 111–203. Нью-Йорк: Oxford Univ. Нажмите.
  • Д’Анджело, Мэри Р. 2015. «Роман« Семейные ценности »и апологетические опасения Филона и Павла: чтение шестой заповеди». Исследования Нового Завета 61.4:525-546
  • Дасен, Вероник и Томас Шпет ред. 2010 г. Дети, память и семейная идентичность в римской культуре. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Диксон, Сюзанна. 1992 г. Римская семья. Балтимор и Лондон: Johns Hopkins Univ. Нажмите.
  • Харлоу, Мэри и Рэй Лоуренс. 2002 г. Растем и стареем в Риме: подход на протяжении всей жизни. Лондон: Рутледж.
  • Херш, Карен. 2010 г. Римская свадьба: ритуал и значение в древности. Кембридж, Великобритания: Cambridge Univ. Нажмите.
  • Кампен, Натали Боймель. 2009 г. Семейные фикции в римском искусстве: очерки изображения влиятельных людей. Кембридж / Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Радица, Л. 1980. «Закон Августа о браке, деторождении, любовных отношениях и супружеской измене». Aufsteig und Niedergang der Römischen Welt 2.13: 278–339.
  • Роусон, Берил. 2003 г. Дети и детство в Римской Италии. Оксфорд: Oxford Univ. Нажмите.
  • Саллер, Ричард П. 1984. «Семья, Домус и римская концепция семьи». Феникс 38:336–355.

Семейное право в Древнем Риме

О семейном праве Древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Семьей в Древнем Риме признавалось обьединение браком или кровным родством лиц, связанных общим бытом, моральной ответственностью и взаимной помощью.

Конечно же, в такой семье остались традиции со времен родового строя.

Беспрекословным было подчинение главе семейства его жены, детей и их потомства, родсвенников, проживающих в его доме, а так же кабальных и рабов.

Глава семьи был лицом своего права , а остальные признавались лицами чужого права, то есть подвластными ему. Он был единственным обладателем частной правоспособности.

Даже сыновья независимо от их возраста, гражданского и семейного сосотояния всегда были в подчинении с ограниченными частными правами, то есть с ограниченной дееспособностью.

Они не имели прав на приобретенное ими имущество, которое сразу переходило в собственность к отцу.

Подвластные члены семьи при заключении правовых сделок были исключительно представителями домовладельца, который являлся единственным и полноправным обладателем имущественных прав в семье.

Существовала так называемая «агнатская семья», которая не признавала кровного родства. Например, если дочка выходила замуж и жила у своего мужа, то она теряла все родственные связи со своими родителями. Таким образом теряла все права наследника. Такой вид родства сохранялся и после смерти домовладельца.

Но постепенно такой вид родства в семейном праве Древнего Рима теряет свою актуальность:

Родители стремятся оставить нажитое имущество своим кровным детям. И тогда римляне отдают все большее предпочтение кровному родству. Так возникает понятие «когнатская семья», которое определяется по линиям и степенью родства.

Типичные особенности римской семьи отобразились и в римском семейном праве, отличившиеся своей последовательностью и завершенностью. Правовые нормы и предмет семейного права Древнего Рима нашли свое отображение и в современном праве.

Особенности семьи и права Древнего Рима?

Брак в семейном праве древнего рима характеризуется:

  • Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,
  • безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  • Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
  • Согласием партнера;
  • Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
  • Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  • Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.

В классический период правовой режим dos регулируется следующим образом.1. Dos возвращалась жене или ей и ее отцу, если:— брак прекращался смертью мужа;— брак прекращался разводом по инициативе мужа или по его вине.2. Dos оставалась мужу, если:— брак прекращался смертью жены, или возвращалась ее отцу, установившему dos;— брак прекращался разводом по инициативе жены или по ее вине.

Во времена республики Древнего Рима для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н. э. у Валерия Максима (когда Луций Анний развелся с женой, за что цензорами был исключен из сената) либо 231 (или 227) годом до н. э. у Сервия Сульпиция (когда консул Спурий Карвилий с согласия цензоров развелся с женой из-за её бесплодия).

Основные принципы семейного права Источники семейного права

Расторжение брака

В так называемую классическую эпоху римского права расторжение брака происходило по нескольким основаниям: смерь мужа или жены, обращение одного из них в рабство или попадание в плен, лишение гражданства, агнатическое родство (например, вследствие усыновления или удочерения отцом одного из супругов другого), воля домохозяина (в случаях, когда он сохранял агнатическую власть над одним из супругов), развод (сначала только мужчина имел право развестись, позже его получила и женщина), получение мужем вольноотпущенницы должности сенатора.

Брак растрогался в форме объявления об этом при свидетелях, в письменном виде, фактическим прекращением совместного проживания.

Клиенты в Риме

Кроме этих свободных граждан, пользовавшихся совершенной равноправностью, имевших право и обязанность быть воинами, носивших, как одежду свободного сословия, тогу, белый шерстяной плащ очень простого покроя – большой кусок ткани без всяких швов, – были в Риме с древнейших времен полусвободные люди, называвшиеся клиентами; они жили на землях, принадлежавших полноправным гражданам, были подчинены собственникам этих земель, не имели политических прав, но с тем вместе были освобождены от всяких государственных налогов или повинностей; на войну они ходили только, как воины, служащие своим господам; они могли приобретать собственность, но не земельную. Они возделывали поля граждан, как наследственные арендаторы, или занимались ремеслами и мелкою торговлей; они допускались к участию в религиозных обрядах родов. Некоторые из них были потомки прежних жителей страны, у которых земля была отнята завоевавшим их племенем, и которые были поставлены в зависимость, но с тем вместе и под покровительство новых земле владельцев; другие были дети, родившиеся от неравных браков, или отпущенные на волю рабы, или переселенцы из других стран, бедняки, ушедшие с родины искать себе средств к жизни в римском государстве.

Отношения клиентов к тем римским гражданам, под покровительством которых они жили и которые назывались их патронами, были освящены религиею, основывались на обычае, имели характер родственной связи; патрон имел не только права, но и обязанности, клиент не только обязанности, но и права. Патрон был представителем и защитником своих клиентов на суде, обязан был охранять их имущество и их труд, помогать им советами и делом; за это клиенты были обязаны давать патрону денежное пособие на выкуп его из плена, на уплату штрафа, если он подвергался таковому по суду, на расходы по отправлению правительственной должности, давать приданое его дочерям, выходившим замуж; должны были сопровождать его на войну и, когда было нужно, то и в других случаях составлять его свиту. Патрон и клиент не могли вести тяжбы между собою, не могли быть свидетелями друг против друга. Нарушение обязанностей относительно клиента навлекало на патрона проклятие богов. Клиентами были и все дети клиентов; патроном был только глава семейства.

Приданое и предбрачный дар

С распространением формы союза, при котором жена была в целом равноправна с мужем, стал применяться обычай дарения супругу разного движимого и недвижимого имущества в виде приданого. Оно предназначалось для облегчения мужчине ведения расходов на нужды семьи. Размер приданого определяла сама женщина, либо ее отец (или другой домохозяин). Оно устанавливалось в форме обещания (которое было двух видов) или непосредственной передачи, когда муж вступал во владение. Существовал закон, по которому можно было потребовать от отца невесты дать приданое, если он хотел воспрепятствовать браку.

Сначала это имущество было в полном распоряжении мужа. Со временем закон установил правило, по которому он только пользовался им, но не становился его владельцем. В случае расторжения брака в зависимости от причин этого приданое в разных размерах возвращалось женщине. Оно полностью передавалось ей, когда развод происходил из-за мужчины.

Со временем стал применяться обычай получения невестой предбрачного дара от жениха. Это происходило до заключения брака. В римской правовой семье существовал запрет на дарение между мужем и женой. Это имущество шло на нужды семьи, им продолжал управлять мужчина. Женщина получала предбрачный дар в собственность в определенных случаях.

Римское сельское хозяйство

У всех италийских народов сельское хозяйство было главным занятием, земледелие – основой государства. И в Риме главную силу государства составляли поселяне собственники. По законам Сервия Туллия, только землевладельцы имели права и обязанности. Первоначально земля принадлежала, быть может, всему роду, возделывалась общею работою, и только уже продукт делился между семействами; так можно полагать потому, что понятие о частной собственности первоначально относилось не к землевладению, а к «скоту» pecunia, или к «рабам и скоту» familia pecuniaque. Но во время царей пахотная земля была уже разделена по участкам между семьями; распределение граждан на классы по законам Сервия Туллия основано на размере личной поземельной собственности, средний доход от которой был впоследствии оценен на деньги.

Мы не можем в точности сказать, какую величину имел участок пахотной земли, считавшийся достаточным для обеспеченности семейства. Моммзен полагает, что эта величина была никак не меньше 20 югеров; в законах о раздаче участков общественной земли в частную собственность говорится иногда о двух югерах, но Моммзен полагает, что в этих случаях речь идет об огородах, потому что такой незначительный участок не мог быть достаточен для содержания семейства даже в те времена, когда люди питались кашицею и лепешками.

Маны – души предков

Не менее могущественными были и маны. В отличие от пенатов, они являлись не непосредственно божествами, а духами предков. Каждый род чтил своих прародителей, с которыми каждого члена семьи связывали прочные незримые узы. 

Манам были посвящены два масштабных праздника года – паренталии и лемурии. Первый из них проводился в феврале. Римляне считали, что в дни паренталий следует вести себя скромно и благочестиво, ведь именно так можно задобрить умерших предков. Народ верил, что в дни празднования души возвращаются в мир живых, чтобы отведать подношения своих потомков на могилах. 

Идея о единстве воскрешения и смерти, возвращения манов и ухода их обратно в свой мир прочно связана с римским календарём. В нём февраль был последним месяцем года, он отождествлялся с неопределённостью и хаосом, процессами отмирания и ожидания нового цикла жизни.

В дни лемурий, что проходили в мае, всё было несколько иначе. Тогда, согласно поверьям, маны приходили в дома своих потомков. Далеко не всегда души являлись с добрыми намерениями, а заблудший злой дух, лемур, мог принести горе всей семье. 

Чтобы обезопасить себя и всех домочадцев от происков умерших, глава семейства набирал в рот чёрных бобов. Выплёвывая их девять раз, он произносил особую молитву-заклинание, где заявлял, что откупается от недобрых сил. Чтобы выпроводить манов, хозяин дома громко стучал по бронзовому сосуду. “маны отцов моих, подите прочь из моего жилища!” – приказывал он.

У Тита Ливия встречается описание одного из жутких ритуалов, что напрямую был связан с почитанием манов. Понимая, что его армия едва ли сможет устоять под натиском вражеских отрядов, консул Деций принимает страшное решение – принести себя в жертву. 

Перед обрядом он взывает к богам, упоминая и манов, которым отдаёт свою жизнь и жизни своих врагов. В данном случае очень ярко заметен символизм смерти как “творения”. Благодаря жертве Деция его войска смогли одержать победу, что ниспослали великие маны. 

Брак и семья

Римское право предусматривало две формы заключения брака: cum manu, «под рукой», когда дочь переходила из-под власти отца под власть мужа и тут же попадала во власть главы семьи мужа.

А были браки sine manu, «без руки», при которой жена не находилась под властью мужа и после замужества оставалась членом старой фамилии, могла претендовать на наследство вместе с братьями. С точки зрения христиан, это вообще не было браком, а скорее сожительством: жена практически в любой момент могла уйти от мужа и вернуться в родительский дом. В старину, при браке «под рукой», отцы семейств могли заключать браки между детьми, выдавая замуж девочек с 12, женя мальчиков с 14 лет.

В императорское время императоры так же легко сводили и разводили людей: как ни парадоксально, но именно брак «без руки» давал возможность императорам и всем власть имеющим играть роль «отцов фамилии» для подданных. Ведь при браке «без руки» развестись (или развести) супругов было очень просто. Тем интереснее, что всегда было много прочных пар.

Брачный обряд был очень простым и очень знакомым: обручение, во время которого произносились обеты перед жрецом и на вопрос, обещают ли жених и невеста вступить в брак, отвечали положительно… даже если брак был по сговору родителей. После обручения невеста носила на безымянном пальце левой руки железное кольцо.

Был и свадебный ритуал «умыкания» невесты, и «сопротивление» новобрачной, которую «силой» брали из объятий матери и торжественно передавали мужу. Как и во многих других случаях, на римской свадьбе наш современник обнаружил бы очень много знакомого, понятного без обсуждения.

Руины храма Сатурна, Рим

Римское семейство

Мы видели, что у народов Средней Италия, латинов и сабинян, основанием государства была семья. Семьи соединялись в родовой союз, из соединения родов происходили государства. Римское государство при царях и в первое время республики тоже состояло из соединения племен (tribus), которые состояли в свою очередь из соединения родов, а роды из соединения семейств. Семейство составляли свободный мужчина и его полноправная жена, соединенная с ним торжественным обрядом, совершавшимся при посредстве жрецов и установлявшим между мужем и женою общение воды и огня; принадлежностью этого обряда была священная мука, посыпанная солью, и название брака означало сочетание посредством муки (Confarreatio); все члены семейства – жена, сыновья, дочери, дети сыновей и все имущество принадлежали главе семейства домохозяину, власть которого над всеми, живущими в его деле, не только над детьми, но и над женою была неограниченна. Он был верховным судьею членов своей домашней общины и мог по произволу наказывать их смертью.

Права детей основывались не на рождении их, а на том, что отец принимал решение воспитывать их. Власть мужа и отца не была ограничена никаким законом; пределы её злоупотреблению полагали только религия, которая могла подвергать злодея проклятию, и семейный совет, который впрочем мог только смягчать домохозяина своими просьбами. По смерти домохозяина «опека» (tutela) над его вдовою переходила к сыну, который становился опекуном и над незамужними сестрами. Женщина не только была лишена прав собственности, но не имела и личной свободы; она не была членом общины, была только подданною домохозяина. Не иметь наследника считалось великим несчастьем, потому с древнейших времен народная община давала домохозяину возможность отклонить это бедствие усыновлением (adoptio) чужого ребенка, которому предоставлялись все права родного сына, но с тем вместе возлагались на него и все сыновние обязанности. Из соединения семейств возникали роды.

Семейство заключало в себе только тех людей, которые могли доказать свою связь с общим предком чрез все степени своего происхождения от него; род (gens) состоял и из таких лиц, который знали только, что они происходят от одного предка, но не знали имен того ряда людей, по которому произошли от него, и не могли определить степеней своего родства ни с ним, ни между собою.

Правовые отношения родителей и детей

В римском праве были проработаны юридически отношения родителей и детей.

Отношения матери и детей

В семье, основанной на агнатическом родстве, женщина вместе со своими детьми находилась в подчинении у домохозяина. Ее отношения с ними считались очень тесными. Она наследовала своему мужу наравне с детьми, которые брали опеку над ней в качестве ее агнатов. При заключении брака, когда женщина в целом была равноправна с мужем, она не считалась членом семьи своих детей и не была связана с ними юридически. Агнатически она оставалась в семье своего отца. Однако со временем, когда главное место стали занимать кровные связи, при этой форме брака женщина получила ряд прав: например, проживать со своими несовершеннолетними детьми в случае, если она не жила вместе с мужем, наследовать ему вместе с ними, получать алименты и другие.

Отношения отца и детей

Подчинение детей отцу сначала было почти полным. В процессе разрушения агнатических отношений и заступления на их место когнатических происходило расширение прав детей в семье.

Прекращение власти главы семейства

Домохозяин по своему решению имел право предоставить всю полноту прав своим детям. Для этого существовала определенная юридическая процедура. Также выход из подчинения ему происходил при получении детьми установленных видов общественного положения (например, звания консула).

Законные и побочные дети

Сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном согласно правовым нормам, женой мужа не ранее чем через сто восемьдесят дней после его оформления или не позже чем через триста дней после его расторжения признавались законными. Эти дети являлись членами семьи отца и попадали ему в подчинение.

Побочными в римском праве считались сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном не по римским правовым нормам (а, например, по праву других народов), рожденные в конкубинате и внебрачные (в союзе, который не признавался законным ни по какому праву). Они юридически не были связаны с отцом и признавались когнатическими родственниками своей матери. Домохозяин ее семьи решал вопрос, принимать их или нет в качестве ее членов. Со временем юридическое положение побочных детей улучшилось. Например, им было предоставлено право получать алименты от родственников.

Узаконение ребенка

Существовало несколько способов узаконить побочного ребенка, рожденного в сожительстве: получение им должности декуриона (ответственный сборщик налогов), заключение родителями законного брака, специальный указ императора.

Жилье

Древний Рим был городом контрастов. Столица, центр аристократии был городом, переполненным бедняками. Из-за этого в городе можно было встретить как богатейшие виллы патрициев, так и дома городской бедноты.

Дома патрициев (богатых горожан) — это большие, просторные жилища, с садом, водоемом и бассейнами, иногда с фонтаном или водопадом, а также внутренним двориком. Такой дом состоял из двух секций: гостевой и частной. В первой принимали и селили гостей, иногда проживала прислуга, во второй – жил владелец и его семья.

Украшением центральной части дома был атрий. В центре атрия располагался бассейн, вокруг которого располагались колонны, часто оформленные специальной резьбой. Над бассейном была крыша, с одним или несколькими специальными отверстиями для солнечных лучей. На полу богатых горожан укладывали мозаики, а на стенах – рисовали картины. В таких домах было отопление, а еще они были подключены к системе городской канализации.

Бедняки жили либо в деревянных избах, либо в специальных инсулах – многоэтажных домах, разделенных на отдельные комнаты. Такой себе панельный многоквартирный дом, римская «хрущевка». Чуть богаче были ремесленники, которые могли себе позволить небольшой дом, в котором и располагалось производство.

Лоуренс Альма-Тадема «Интерьер дома Гая Марция»

Инсула / proromanis.store

Лоуренс Альма-Тадема «Интерьер дома Гая Марция»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: