Каким было искусство первобытного человека

Одежда

Шерсть предки человека потеряли ещё несколько миллионов лет назад, когда бегали по саваннам в Африке, чтобы не перегреваться. Но после выхода из Африки они попали в регионы с более холодным климатом, и здесь им пришлось защищаться от холода. К сожалению, одежда сохраняется очень плохо, и на счёт того, когда же именно люди изобрели одежду, есть разные мнения. Большинство учёных называют цифры от 80 до 150 тысяч лет назад.

Одежду и обувь можно делать из разных материалов, например, из коры, сухих растительных волокон, но в основном первобытные люди использовали, конечно же, шкуры животных, которые прокалывали острым каменным шилом и сшивали сухожилиями при помощи игл. А саму одежду ещё в каменном веке любили раскрашивать и украшать, например, каменными бусинами.

Реконструкция одежды первобытного человека (Сунгирь, Владимирская область, 34 тыс лет назад)

Около 10 тыс. лет назад люди изобрели ткацкий станок и научились делать одежду из тканей. Вероятно, первые ткани изготовлялись из шерсти и льна.

Где жили?

Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).

Пещера первобытного человека.

Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Венера из Холе-Фельс

Когда нет эротических журналов

Эту фигурку из слоновой кости тоже можно назвать образцом искусства Каменного века. Статуэтка была найдена в немецкой пещере Холе-Фельс (от неё и получила своё название). Также она известна как «Венера Шельклингенская» и «Венера Швабская». Как и у всех артефактов, связанных с культом плодородия, у этой Венеры отсутствует голова, но ярко выражены набухшая грудь и половые органы. Как шутят некоторые учёные, это доисторическое порно-искусство. Как бы то ни было, статуэтке около 40 000 лет и она является самой древней из найденных.

Фигурка размером с ладонь дала новые причины для споров о костях животных, найденных в пещере. Учёные ныне склоняются к тотемической версии или игровому ритуалу, так как останки принадлежат не травоядным, а хищникам. Фигурки зверолюдей, найденные тут же, вполне могли быть олицетворениями шаманских видений или просто частью игры типа шахмат. Забавно то, что автор этих артефактов мог просто баловаться — в том числе и с Венерой. И не изображать богиню плодородия, а вырезать фигуру голой женщины для потехи или удовлетворения своего либидо. Вряд ли мы точно узнаем её назначение когда-либо.

Изобразительное искусство палеолита

В этот период изобразительное искусство было представлено геоглифами (изображениями на поверхности земли), дендроглифами (изображениями на коре деревьев) и изображениями на шкурах животных.

Геоглифы

Гео́глиф – нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, обычно длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Наиболее известные геоглифы находятся в Южной Америке – на плато Наска, в южной части Перу. На плато, протянувшемся более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток, расположено около 30 рисунков (птица, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Обезьяна Рисунки обнаружены в 1939 г., когда над плато пролетел на самолёте американский археолог Пол Косок. Большой вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе, которая начала работу над их изучением в 1941 г. Но сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 г.

Паук Линии Наски до сих пор не разгаданы, остаётся много вопросов: кто их создал, когда, зачем и каким образом. С земли многие геоглифы увидеть невозможно, поэтому предполагают, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Кроме ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

Аналоги Наски

Плато Пальпа на южном побережье Перу

Комплекс Пальпы более разнообразен как по сложности изображений и их количеству, так и по разнообразию памятников. Пальпа покрыта невысокими холмами с изрезанными склонами, которые переходят в горные цепи. Холмы с рисунками имеют практически идеально ровные вершины, как будто их специально выравнивали перед тем как нанести на них изображения. На плато Пальпа расположены уникальнейшие рисунки, аналогов которым в Наске нет. Это геометрические фигуры, явно несущие в себе закодированную в математическом виде информацию.

Гигант из пустыни Атакама

Гига́нт из пусты́ни Атака́ма – большой антропоморфный геоглиф, крупнейший доисторический антропоморфный рисунок в мире, длиной 86 м. Возраст рисунка оценивается в 9000 лет. Это изображение располагается в 1370 км от геоглифов пустыни Наски, на одинокой горе Сьерро Уника в пустыне Атакама (Чили). Изображение трудно поддаётся идентификации. Полностью увидеть этот геоглиф можно лишь с самолёта. Создатели этого изображения неизвестны.

Уффингтонская белая лошадь

Сильно стилизованная меловая фигура длиной 110 м, созданная путём наполнения битым мелом глубоких траншей на склоне 261-метрового известнякового Холма белой лошади близ местечка Уффингтон в английском графстве Оксфордшир. Находится под государственной охраной как единственный английский геоглиф доисторического происхождения. Создание фигуры относят к раннему бронзовому веку (приблизительно X век до н. э.). Крупные рисунки существуют и в России: «Лось» на Урале, а также гигантские изображения на Алтае.

Наскальная живопись

До наших времен сохранилось множество наскальных изображений эпохи палеолита, в основном в пещерах. Большинство их найдено в Европе, а также в других частях света. Старейшим известным наскальным изображением является, по-видимому, сцена сражения носорогов в пещере Шове, её возраст около 32 тыс. лет.

Изображение на стене пещеры Шове На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы). Вся первобытная живопись предположительно создавалась в соответствии с культами. Многие образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возникновение пещерной росписи, живописи и скульптуры

Пещерная роспись впервые появилась около 12 тысячи лет тому назад. А вот миниатюрная скульптура начала радовать первобытных людей гораздо раньше – 25 тысяч лет тому назад. К искусству первобытного человека можно отнести венеры, представляющие собой женские фигурки, высота которых 10-15 см. Такие фигурка были найдены историками в Чехии, Франции, Австрии, Италии, России. Может быть, венеры означали символ плодородия или символ материнства. Стоит отметить, что жизнь кроманьонцев проходила по законам матриархата. Женские скульптурки — первые человекоподобные изображения.

Если говорить о первобытной живописи, то здесь чаще всего изображались животные. Этот стиль в искусстве получил название звериный. Что касается миниатюрных фигурок зверей, то это искусство получило название пластики малых форм. То есть, это условное обозначение изображения животных в искусстве. Подобный стиль появился в бронзовом веке. Позднее изображения священных зверей легли в основу народного орнамента. Живопись первобытного человека заключалась в двухмерном изображении, а вот скульптура – в объемном, то есть в трехмерном.

Иными словами, первобытные люди смогли усвоить главные законы измерений, но не могли владеть техникой изображения на плоскости объема. Стоит отметить, что основным персонажем древнего искусства был бизон. Также ученые находили изображения мамонтов, туров, носорогов. Еще есть одна  особенность искусства древних времен: предки не соблюдали пропорции изображения животных, поэтому первые картины не могли подчиняться известным на сегодня законам перспективы. Пейзажных изображений также учеными не было найдено. Дело в том, что животных первобытные люди боялись, им поклонялись, а природой они просто восхищались. Этот материал может стать основой такого задания как первобытное искусство презентация. Интересные картинки из Интернета прекрасно дополнят такую презентацию о первобытном искусстве.

Историяй

Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.

Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.

Примерно так могли выглядеть австралопитеки.

Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.

Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.

Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.

Похороны первобытного человека.

Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.

И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.

Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.

Кроманьонцы против неандертальцев.

Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.

Окаменелости динозавров


Теперь уже никто не скажет точно, когда люди нашли кости динозавров впервые, но первый задокументированный случай обнаружения останков древних ящеров произошёл в 1677 г., когда оксфордский профессор Роберт Плотт, заполучивший огромную бедренную кость неизвестного животного, сначала решил, что это часть одного из слонов, завезённых в Британию римлянами, а в итоге пришёл к мнению, что это останки грешника, утонувшего в Великом Потопе.

(Кстати, вплоть до XIX в. люди чаще всего считали кости динозавров останками библейских гигантов, а вот китайцы, оказавшиеся ближе всех к истине, называли их костями драконов и даже приписывали им целебные свойства).

Учитывая то, что люди в Европе до самого недавнего времени были весьма религиозными, они и представить не могли, что на земле когда-то существовали такие странные гигантские существа (уж вряд ли созданные Господом).

Ну а уже в 1824 г. британский геолог и палеонтолог Уильям Баклэнд впервые описал и назвал обнаруженный им вид динозавра – мегалозавр (то есть «великий ящер»). Сам же термин «динозавр» появился только в 1842 г.

Рацион первобытного человека

Питание охотников-собирателей было разнообразным по тем временам. С весны и до глубокой осени человек питался кореньями, ягодами, семенами и орехами, — всем тем, что мог найти и собрать. Летом в изобилии можно было найти дикие злаки, бобы, горох, огурцы, тыкву. Не сложно было обнаружить финики, виноград, фигу, клюкву и чернику в отдельных регионах. Осенью природа давала человеку разнообразные орехи – кедровые орешки, миндаль, желуди. Все это добро можно было хранить в земле, а зимой высушенные фрукты и ягоды тоже шли в пищу. Душистая трава и мед диких пчел были чем-то вроде десерта.

В рационе преобладала растительная пища, однако, когда ее становилось мало, человек использовал насекомых, гусениц, жуков, яйца птиц.

По зубам неандертальца, жившего 60 тыс. лет назад, ученые выявили, что в его рационе почти не было сладкого, так как гнилых зубов не обнаружено вовсе, однако некоторые зубы были сточены. Это объясняется тем, что человеку приходилось есть зерно прямо в твердой оболочке.

Костяной гарпун позволял ловить рыбу.

Возле морских побережий процветала рыбная ловля. В ход шли моллюски, ракообразные, крабы, трубачи. Охота велась на морских птиц и тюленей. Рыбу ловили с помощью костяных гарпунов, крючков и сетей.

Суданские изразцы первобытных людей

«Гостевая книга» на протяжении веков

В Судане полтора десятка рельефов привели учёных в замешательство в 2011 году. Все 15 памятников были найдены в засушливой долине Ваби Абу Дом и располагались в логическом построении — от единичных изображений до целых композиций из 30 деталей. На данный момент специалистам удалось выяснить, что рельефы имеют разный возраст и авторов. Выдолбленные в породе рисунки относятся как к Неолиту, так и более близкому к нам времени: так, некоторые «гравюры» изображают кресты, всадников, храмы (эти работы датируются приблизительно 500 годом н.э., когда в Судан пришло христианство). На более древних рельефах можно увидеть хорошо сохранившиеся изображения домашнего скота (археологи относят эти композиции к X веку до н.э.).

А вот изразцы, которым 5 000 лет и более, поставили учёных в тупик. Объяснить их смысл не представляется возможным. Некоторые из рисунков представляют собой спирали, причём настолько точные, что некоторые специалисты склоняются к невероятной теории визуализации древними людьми магнитного поля (можно сказать, что так недалеко и до версии с инопланетянами). Другие же представляют собой геометрические узоры, чьё предназначение неизвестно. Учёные также нашли «каменные барабаны», резонирующие звук от удара каменными предметами. Возможно, эти артефакты служили для сигнальных целей.

Первые люди

Человек не всегда был таким, каким мы его видим сегодня. На протяжении долгого времени строение человеческого тела менялось. Научное название человека и его ближайших предков – гоминид. Первые гоминиды делились на 2 основные группы:

  • Australopithecus;
  • Homo.

Австралопитеки обитали на планете 4 млн. лет назад на территории Африки. Только одна из групп австралопитеков могла ходить прямо — Australopithecus africanus. Миллион лет назад Australopithecus вымерли. С тех пор осталась только одна группа гоминидов – Homo (человек).

Homo habilis – первые Homo, которые появились 2,5 млн. лет назад. Среда обитания – Южная и Восточная Африка. У него были длинные руки и, по мнению ученых, именно habilis первым освоил орудия труда и охоту.

Homo erectus появились 2 млн. лет назад. Первыми из гоминидов покинули Африку, расселившись в Азии, а потом и в Европе. Считается, что именно Homo erectus первыми освоили огонь. Они были хорошими охотниками и могли уже строить хижины. Одной из разновидностей Homo erectus является Брокен-хиллский человек.

Homo sapiens развился из Homo erectus и появился впервые приблизительно 400 тысяч лет назад. Не удивляйтесь, если увидите разные данные о времени появления того или иного вида. Археологи и историки дают ориентировочные рамки, а бесконечные споры в их среде только разгораются от появления новых находок.

Известный подвид Homo sapiens – неандертальцы. Они обитали в Европе и на Западе Азии. Пользовались кремниевыми орудиями труда. Есть доказательства того, что они уже хоронили своих усопших.

Homo sapiens sapiens – наш подвид, появившийся 10 тысяч лет назад и расселившийся по всем континентам Земли.

Древнейшая керамическая скульптура

Вестоницкая Венера имеет сходство со многими статуэтками Венеры, найденными по всей Земле. Это небольшая (всего 11,3 см) фигурка с огромной грудью и большими ягодицами, а на её лице есть две прорези, символично изображающие глаза. Нашли её в Южной Моравии в июле 1925 года. Вестоницкая Венера стала первой керамической скульптурой, полностью сделанной из глины, обожженной при низких температурах.

Возраст Вестоницкой Венеры составляет около 27 тысяч лет, что означает, что она появилась на свет задолго до того, как, по мнению учёных, люди освоили изготовление керамики. Исследования показали, что фигурку Вестоницкой Венеры обжигали при 700 градусах Цельсия. Отнесли её к граветской культуре, существовавшей 22–28 тысяч лет назад. Её представители были знакомы с обжигом глины, но, вероятно, впоследствии их знания были утрачены. Учёные не обнаружили подобных керамических фигурок более позднего периода в том регионе Чехословакии. Зато в 2002 на Вестоницкой Венере нашли кое-что интересное.

Помимо того, что на керамической скульптуре нашли четыре небольших отверстия на голове, в которые ставили цветы или благовония, на ней обнаружили отпечаток пальца. И принадлежал он явно ребёнку 7–15 лет. Точно не известно, создал ли Вестоницкую Венеру ребёнок, но даже если не создал, то он явно помогал творцу. Это означает, что в граветской культуре старшие передавали свои знания младшим.

Ракетно-космическая техника и практическая космонавтика

Имя Сергея Павловича Королёва характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства – эру освоения космического пространства. Первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем академика Королёва – первого Главного конструктора ракетно-космических систем. С 1953 по 1961 год каждый день Королёва был расписан по минутам: одновременно он работал над проектами пилотируемого космического корабля, искусственного спутника и межконтинентальной ракеты. 4 октября 1957 года стало великим днём для мировой космонавтики: после этого спутник еще долгих 30 лет пролетал через советскую поп-культуру и даже прописался в Оксфордском словаре как «sputnik». Ну а о том, что произошло 12 апреля 1961 года, достаточно сказать «человек в космосе», ведь почти каждый наш соотечественник знает, о чем идет речь.

Происхождение

Князь Александр Сергеевич Кудашев — представитель старинного дворянского рода, происходящего от татарских князей Бихана и Саид-Ахмета, поселившихся на южных подступах России после распада Золотой Орды. На рубеже XVII и XVIII веков часть этого рода приняла православие и на протяжении последующих четырех столетий дала России целую плеяду ярких деятелей военного искусства, дипломатии, государственного строительства, культуры и науки. Генерал-майор Николай Данилович Кудашев — герой Отечественной войны 1812 года, участник битвы под Бородино, кавалер многих орденов, в том числе

Св. Георгия IV и III степени. Н.Кудашев был близким другом фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Их впоследствии объединили еще и узы родства, так как великий полководец, высоко ценя достоинства князя, преданность делу Отечества, отдал ему в жены свою дочь Екатерину Михайловну. В 1813 году Николай Данилович Кудашев погиб в сражении под Лейпцигом.

Его брат, князь Сергей Данилович Кудашев был камергером императорского двора, киевским губернатором. Он нашел свой последний покой в Киево-Печерской лавре. Дочь Сергея Даниловича, княжна Александра, в замужестве Бердяева, была матерью знаменитого русского философа Николая Александровича Бердяева. Сын Сергея Даниловича, князь Сергей Сергеевич Кудашев — статский советник православного вероисповедания (1834—?). Именно в семье Сергея Сергеевича в 1872 году родился будущий авиатор Александр Сергеевич Кудашев.

А.Кудашев был женат на графине Екатерине Васильевне Толстой, урожденной графине Стенбок-Фермор (этот род известен с XIII века и имеет шведское происхождение). В 1896 году в семье Александра Сергеевича и Екатерины Васильевны Кудашевых родился сын Сергей Александрович, названный в честь деда. Он стал офицером российской армии и погиб в 1918 году во время гражданской войны. Его супруга — Мария Павловна Кудашева (во втором браке Роллан), была талантливой переводчицей, близким другом М.Цветаевой, Б.Пастернака, М.Волошина, И.Эренбурга, позднее Р.Роллана.

Внук А.Кудашева, сын Сергея Александровича и Марии Павловны — Сергей Сергеевич Кудашев, как и его дед, имел склонность к естествоиспытанию. Он учился на механико-математическом факультете Московского государственного университета имени М.Ломоносова. Впоследствии Сергей Сергеевич Кудашев был усыновлен французским писателем Роменом Ролланом и перед войной со своей матерью и отчимом проживал во Франции. Когда началась война, он вернулся в Москву, окончил артиллерийские курсы и ушел на фронт. Сергей Сергеевич Кудашев погиб в боях под Москвой в ноябре 1941 года.

Описание этой ветви Кудашевых можно было бы продолжить, но даже краткий экскурс говорит о том, что в роду царила атмосфера высокой культуры, изысканной интеллигентности, творчества и патриотизма.

Самый древний пейзаж

В 1963 году археолог Джеймс Меллаарт участвовал в раскопках в Катайхолке, Турция. Именно там на территории большого города каменного века он нашёл фреску, которая с большой долей вероятности является самым древним наскальным рисунком, изображавшем пейзаж. Точнее Меллаарт считал, что на фреске, названной фреской Чатала, неизвестный художник представил вид на город, жилища в котором были похожи на коробки. А на заднем плане на этом наскальном рисунке изображён вулкан Хасан Даг. Но другие учёные с ним не согласны.

Некоторые исследователи предполагают, что Меллаарт нашёл вовсе не старую картину-пейзаж, а просто абстрактную картину. По их мнению, коробки на наскальном рисунке — это просто абстрактные формы, а «вулкан» — рисунок шкуры леопарда. Однако в 2013 году нашлось некоторое подтверждение гипотезе археолога Меллаарта. Исследования показали, что примерно 6–8 тысяч лет назад в этом регионе действительно произошло извержение вулкана Хасан Даг, которое древние могли и изобразить на наскальном рисунке. Только вот в мире есть и другие претенденты на звание самого старого пейзажа. Это карта Павлова, относящаяся к 24–25 тысяче лет до н. э., и карта, обнаруженная в Западной Европе. Но то карты, а Меллаарт, вероятно, и правда обнаружил самую старую пейзажную живопись, являющуюся произведением искусства древнего человека.

Каменные орудия

Первым существенным изобретением наших далёких предков стали каменные орудия. Первые каменные орудия появляются очень давно — более 3 млн. лет назад в Африке. Их изготовили австралопитеки, от которых потом произошли люди. Австралопитеки научились путём ударов камней друг об друга получать камни с острой кромкой — рубила. Каменное рубило является самым первым инструментом в истории.

Древние каменные рубила

Рубило было универсальным орудием и его можно было использовать для разных целей. Рубилом разрезали мясо и шкуры, обрабатывали дерево и кости, выкапывали из земли корни.

В течение миллионов лет каменные орудия менялись очень медленно и оставались крайне примитивными. Лишь менее 100 тысяч лет назад люди изобрели более совершенные и сложные способы обработки камня, а сами каменные орудия стали очень качественными и разнообразными. При помощи ретуши, сверления и шлифования первобытные люди научились придавать каменным орудиям практически произвольную форму. Из камня стали делать топоры, ножи, скребки, шила, наконечники стрел и копий, рыболовные крюки, серпы и многое другое.

Каменные орудия позднего каменного века (5-10 тыс. лет назад)

Древнейшее наскальное искусство в Европе

Ещё не так давно считалось, что способность неандертальцев к созданию произведений искусства стремилась к нулю. Но в 2012 году в пещере Нехра в Испании обнаружили рисунки, которые старше представителей наскальной живописи первобытных людей из пещеры Шове. Обнаруженный рядом с рисунками в Нехре древесный уголь позволил учёным при помощи радиоуглеродного анализа установить примерный возраст рисунков. Оказалось, что им примерно 42 300–43 500 лет. Так что же изобразили на этих рисунках наши древние предки?

На наскальных рисунках в пещере Нехра неандертальцы нарисовали тюленей. В те далёкие времена они составляли основной рацион питания людей, живших в этих местах. Кроме того, руководитель исследования Хосе Луис Санчидриан заметил, что у данной наскальной живописи отсутствуют какие бы то ни было параллели с другим рисунками эпохи палеолита.

Предназначение дольменов Кавказа

По поводу того, для чего людям нужны были дольмены, споры не утихают вот уже несколько веков. Сторонники эзотерических теорий считают, что дольмены, в том числе и кавказские, входят в единую сеть мегалитов. А она в свою очередь является проводником, который соединяет землю с информационной решёткой, отвечающей за развитие цивилизации.

Некоторые исследователи полагают, что дольмены являются своего рода библиотекой. Вероятно в них медитировали местные мудрецы, отдавая свои знания камню и получая взамен новые. Есть и другая теория предназначения мегалитических сооружений. Согласно ей, дольмены — это порталы в другие измерения и миры. Находясь внутри дольмена, человек якобы мог совершать путешествия по разным мирам.

Есть и ещё одна интересная версия предназначения кавказских дольменов, заслуживающая того, чтобы разобрать её подробнее.

Жилища

Строго говоря, наверно, нельзя считать жилище изобретением человека, ведь его для себя строят многие животные, да и те же обезьяны сооружают себе из веток гнёзда на деревьях. Тем не менее нашим далёким предкам нужно было придумать, как и из чего построить себе хорошее жилище.

Остатки древнейших жилищ найдены в Африке и относятся ко времени 1,7 млн. лет назад. При его сооружении использовали ветки и камни. Найдены и многочисленные следы более поздних жилищ, при постройке которых использовали те же ветки и камни, шкуры животных, а также кости и бивни крупных животных, особенно мамонтов.

Типичное жилище каменного века

В регионах с холодным климатом люди также устраивали землянки или полуземлянки. А где-то 10 тыс. лет назад на Ближнем Востоке появляются уже дома, целиком построенные из камня.

Как строили дольмены

Многие видевшие дольмены Кавказа своими глазами говорят, что не понимают, как древние люди их строили. Между двумя камнями-стенами или стеной и потолком часто нельзя просунуть лезвие ножа — настолько плотно они подогнаны. Но и этому исследователи нашли объяснение.

Некоторые исследователи кавказских дольменов считают, что их строители пользовались технологиями, схожими с современным бетонным строительством, когда расплавленный материал заливается в опалубку. В качестве доказательства исследователи приводят в пример потёки на крыше дольмена рядом с селом Волконка. По их словам, они могли образоваться, только если древние люди использовали некую «песчано-цементную массу», залитую в форму. Но есть и более простое объяснение.

Камни для стен и потолка кавказских дольменов добывали в каменоломнях неподалёку от места строительства. Потом их перемещали к месту либо по реке на плотах, либо волоком на брёвнах. Устанавливали стены, предварительно тщательно обтесав камни, во вырытые траншеи. Для установки крыши дольмена насыпали холм, который впоследствии убирался. Это одна из самых правдоподобных теорий строительства дольменов. Однако она не объясняет того, почему стены некоторых мегалитических сооружений так плотно подогнаны друг к другу.

Заключение

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

Список использованной литературы

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. «История первобытного общества». М, 1991.

  2. Тайлор Э.Б. «Первобытная культура». М, 1993.

  3. «Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения». Энциклопедия «Аванта +» (т. 7). М, 2000.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: