ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЖАНРА
Ян Вермеер Делфтский СЛУЖАНКА С КУВШИНОМ МОЛОКА Ок. 1658 г. Амстердам (Нидерланды), Рейксмузеум
Предшественниками произведений бытового жанра можно считать наскальные рисунки, выполненные первобытными людьми, на которых представлены сцены охоты, обрядовые танцы и шествия. Жанровый характер имели и некоторые росписи египетских и этрусских гробниц: обработка земли, сбор фруктов и овощей, охота, рыбная ловля и пиршества. Считалось, что эти изображения обеспечивали умершему богатую и сытую жизнь в загробном мире. Бытовые сюжеты украшали и древнегреческие вазы.
В эпоху Возрождения многие исторические произведения приобретали ярко выраженный жанровый характер: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей. А на Руси жанр впервые появился в книжной миниатюре и получил название «бытейские письма».
Темы бытового жанра в XVIII веке
В Италии жанровая живопись расцвела в XVIII веке. Особенностью художников этой страны становятся известные на весь мир сценки из персонажей комедии масок, итальянского театра, венецианского карнавала. Даже в простых описаниях жизни бедноты художники подчеркивают необычность и причудливость происходящего вокруг. При этом, рассказывая о комедийных сюжетах, мастера бытового жанра пишут смешные сценки в мрачной атмосфере, свойственной для того времени.
А. Маньяско. Обучение сороки
Когда речь заходит о понятии бытовой жанр, особенности его развития можно проследить по французской линии. Практически не замечающие ранее этот жанр художники начинают писать свои работы в данном направлении. А. Ватто, Ф. Буше, К. Верне, Ф. Мерсье – это совсем не полный список известных жанровиков того времени. У некоторых жанровая живопись играет роль наставления и морали, у других – развивается по принципу идеализации, свойственной голландским художникам. В ней встречаются и признаки барокко, рококо, они или очень реалистичны или наоборот, искусственно-ложные.
Ф. Мерсье. Юный дегустатор.
Художники обращаются к новым техникам, видам красок, рисуют миниатюры и крупные полотна, гравюры, пробуют пастель и масло. Появляются и первые коллекционеры. Но это не дань искусству, а скорее новая мода, признак престижа.
Среди мастеров других стран следует обратить свой взгляд на бытовой жанр известных художников: У. Хоггарта и Т. Гейнсборо из Великобритании, Ф. Гойя из Испании, известного немецкого гравера Д. Н. Ходовецкого.
У. Хоггарт. Предвыборный банкет.
БЫТОВОЙ ЖАНР В РОССИИ
П.А. Федотов СВАТОВСТВО МАЙОРА 1848 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея
В России одними из первых к бытовому жанру обратились К. П. Брюллов (его «итальянская серия») и А. Г. Венецианов, посвятивший всё свое творчество жизни русских крестьян.
Сатирическую ноту в жанровую живопись внес П. А. Федотов. Его картина «Сватовство майора» — это смешная история про разорившегося офицера, который, желая поправить своё благосостояние, собирается жениться на дочери купца.
В русском искусстве в 60-е годы XIX в. главным жанристом был Василий Перов. В своих произведениях он критикует нравы современного ему общества, например в картине «Трапеза» каждый из монахов олицетворяет тот или иной порок: лицемерие, жадность, обжорство, пьянство.
Это направление получило впоследствии в России название «критический реализм».
И.Е. Репин БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ 1870—1873 гг. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Поделиться ссылкой
История жанра
История этого жанра уходит в глубь веков.
Древность
Уже в древних цивилизациях Африки и Египта существовал обычай изображать жизнь во всех её проявлениях.
В Древней Греции была развита вазопись, и бытовые сцены чаще всего были темой росписи. Древнегреческая вазопись осуществлялась при помощи специальных красок на керамических сосудах. Затем изделие подвергалось обжигу.
В Китае бытовые изображения известны с IV в. н. э.
В Средние века рукописи в странах Востока и Европы часто украшали миниатюрами. Таким образом, бытовой жанр был одним из самых распространённых.
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения некоторые художники, работавшие в основном с религиозными сюжетами, стали включать в свои картины бытовые детали (Джотто, Лоренцетти, XIV в.). В XV в. братья Лимбург во Франции изображали в своих миниатюрах картины труда, народного быта. Франческо дель Косса (Италия) в XV в. делал росписи не только на религиозные сюжеты, но и светские, изображая бытовые сцены. В Нидерландах жанровая живопись в XV в. привлекала Луку Лейденского, а в XVI в. – Питера Брейгеля Старшего.
Голландская живопись
В Голландии в XVII в. бытовой жанр был особенно развит. Вся окружающая жизнь у голландцев буквально «переселялась» на полотна: окрестности городов и деревень, домашние животные, лодки рыбаков, крестьяне в работе и на отдыхе, заросшие травой дворы, пустынные тихие улочки… В бытовом жанре работали многие голландские художники: Ян Βермер, Φранс Χалс, Μаттиас Стом, Ян Стен и др.
Но не везде в Европе жанровая живопись процветала и была востребована. В некоторых странах она считалась живописью «низшего сорта» – например, в Италии, Испании, Франции. И даже Веласкес, этот испанский гений барокко, не смог переломить отношение художников и общества к этому жанру. Сам он работал в разных жанрах, но всегда хотел рисовать Испанию настоящей, живой. Его интерес к простым людям не угасал на протяжении всей жизни.
История открытия
Часто это открытие приписывают испанскому археологу-любителю Марселино де Саутуоле, нашедшему в конце XIX века великолепные рисунки в пещере Альтамира на его родине. Там наскальная живопись, нанесеная углем и охрой, имеющихся у первобытных людей, была так хороша,что долго считалась подделкой и мистификацией.
На самом деле подобные рисунки к тому времени были давно известны по всему миру, за исключением разве что Антарктиды. Так, наскальные писаницы по берегам рек Сибири, Дальнего Востока известны начиная с XVII века и описаны известными путешественниками: учеными Спафарием, Сталленбергом, Миллером. Поэтому находка в пещере Альтамира и последовавшая за этим шумиха – это лишь пример удачной, пусть и непреднамеренной, пропаганды в научном мире.
Объекты искусства или примитивное отражение действительности?
Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.
Фото с сайта 5.firepic.org
Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций
Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности
А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.
От эпохи Возрождения до эпохи расцвета
Постепенно рисунок становится частью рассказа, который художники пытаются донести до потомков. Они описывают реальные события как жизни обычных людей, так и знаменитостей, целых городов и стран.
Картины бытового жанра начали писать мастера эпохи Возрождения. Жанровые сценки постепенно отделяются от религиозной живописи. В Италии творили Джотто, Лоренцетти, позже Джоржоне и Бассано, в Нидерландах П. Брейгель, Ян ван Эйк. Все они часто соединяли в картинах повседневную жизнь с известными событиями своего времени, рассказывали о мирном труде и жизни современников.
П. Брейгель старший. Охотники на снегу.
История развития бытового жанра XVI века дошла до нас и во французской миниатюре братьев Лимбургов, в немецкой гравюре Шонгауэра.
ПЕРВЫЕ ЖАНРИСТЫ В ЕВРОПЕ
Ян Вермеер Делфтский
ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ У ОТКРЫТОГО ОКНА
1650-е гг. Дрезден, Галерея старых
мастеров
Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх — великий нидерландский живописец, живший на рубеже XV—XVI вв., и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо). Но в самостоятельный жанр бытовая живопись сформировалась только в XVII в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику. После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни и стали воспевать самые простые занятия — заботу о детях, уборку помещения, чтение писем.
Один из самых известных мастеров — Ян Вермеер. Любимый персонаж мастера — женщина, погружённая в домашние дела, как, например, героиня на знаменитом полотне «Служанка с кувшином молока».
Русский бытовой жанр
Быт крестьян, его сложность и тяжесть, выходят на первое место. Появляется понятие русского реализма, превратившего направление живописи в глубокое, социально направленное средство критики царской России, прославляя простого человека и обличая чиновников. Показатель значимости жанра в стране можно увидеть в любом музее – достаточно сравнить картины любого художника того времени. Небольшие портреты знаменитостей и огромные масштабные полотна, изображающие обычных людей («Бурлаки на Волге», «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого и пр.).
Основоположник бытового жанра в русском реализме, А. Венецианов, прежде всего, изображал в своих картинах очаровательную повседневность крестьянской жизни. Тяготы и страдания отходили на второй план.
А. Г. Венецианов. Гумно.
В России направление получило признание благодаря передвижникам. Бытовой жанр передвижников просто кричал с картин о том, что крепостное право устарело, переросло себя, что необходимы перемены в жизни простого человека.
Самой масштабной фигурой среди этих жанровиков следует назвать И. Е. Репина. Это имя – ключевое, когда речь заходит о русском реализме того времени. Он охватил своим творчеством все возможные направления – от пейзажа до истории. Но бытовой жанр стал наиболее востребованным как в его время, так и в настоящее. Именно он писал картины «на злобу дня», соединяя многие жанры в единое. И именно его картины – источник изучения и вдохновения на уроках искусства, литературы, русского языка.
И. Репин. Бурлаки на Волге.
Не отставал в показе тягот жизни народа и В.И. Суриков.
В. Суриков. Утро стрелецкой казни.
Социально-бытовые проблемы доносили до людей художники П. Федотов, К. Брюллов, С. Коровин, И. Крамской, К. Савицкий и др. Причем многие рассказывали о разных сословиях, часто смешивая в одной картине сразу несколько историй. Часть их них просто повествовали, часть высмеивали, где-то добро шутили, а где-то показывали весь ужас сложившейся ситуации.
П. Федотов. Сватовство майора.
Не отставали художники и в изображениях купеческой повседневной жизни. Например, этим прославился Б. Кустодиев.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.
Бытовой жанр – это не только возможность полюбоваться творениями мастеров. Прежде всего, это история человечества. Причем, в отличие от исторического жанра, с которым тесно переплетается в некоторых моментах, бытовая живопись дает нам сведения о самых простых идеях, желаниях и воплощениях людей. Фрагменты реальности с разных картин складываются в единое целое, что позволяет узнать нам больше правды о жизни наших предков.
Источники
- Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г. – стр. 336-340.
- Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.
- Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.
- Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 610 с.
Особенности бытового жанра в России
В России бытовой жанр живописи получил свое развитие довольно поздно, только к концу XIX века. Бытовой жанр пришел на смену классического и романтического направления. Тогда художники пытались изучить частную и общественную жизнь человека, такой, какая она есть.
Но как считают искусствоведы, бытовой жанр начал зарождаться в России еще в XVIII веке, именно тогда художники впервые начали обращать внимание на сюжеты из жизни простого народа. В процессе развития и становления бытового жанра в России он получил возможность раскрытия достоверности во взаимоотношениях и поведении людей в быту и глубокое развитие внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни
В процессе развития и становления бытового жанра в России он получил возможность раскрытия достоверности во взаимоотношениях и поведении людей в быту и глубокое развитие внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.
Широкое распространение и развитие бытового жанра пришлось на переломный период в истории России. Ни один художник не смог остаться в стороне видя все трудности русского народа в такой непростой период.
Живопись конца XIX века представляет попытку через картины и изображенные на них сюжеты понять то, что происходило в жизни. Русские художники имели цель рассказать не только о бытовой жизни народа, но и показать отношение народа к самому себе, его стремления.
Расцвет в XIX веке
Бытовой жанр в живописи 19 века получил широкое распространение во всем мире. Он становится выражением народного мнения, демократическим посылом для простых граждан, выраженным через картины мастеров. Художники бытового жанра появились во всех национальных школах по всему миру. В Германии – Лейбл, Менцель. Во Франции – Милле, Курбэ.
Главными героями становятся те лица, которые показывают всю сущность человеческого сообщества
Те, кто никогда не был замечен, те, на кого старались не обращать внимание. Это отвергнутые обществом люди – рабы и обездоленные, больные и калеки, нищие и пьяные, заключенные и военнопленные
Жан Батист Дебре. Наказание раба-африканца.
Нерешенные социальные проблемы проходятся волнами не только по всему миру, но и искусству. Даже без намеков и символизма в живописи прослеживается истинное настроение эпохи. Изнурительный труд низших слоев, тяжелая сельская жизнь, сложные человеческие отношения. Среди известных жанровиков того времени следует отметить В. ван Гога, П. Гогена, Ф. Милле, П. О. Ренуара.
Э. Мане. Баррикада в Париже.
Техника выполнения и материалы
Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.
Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира
Фото с сайта 5.firepic.org
Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.
Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.
Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.
Доклад №2
Бытовой жанр отображает настоящую, повседневную для времен художника жизнь. В основе сюжетов этого жанра лежит сложившийся в определенное время повседневный жизненный уклад: работа и отдых, праздничные и будние дни, обычаи и традиции, повседневные отношения людей.
Зачатки этого жанра видны еще с времён Древнего мира, когда первобытные люди изображали сцены из своей жизни, охоты, различных ритуалов.
Бытовой жанр изначально возник в средневековом Китае, Японии, Индии, а так же Персии. Во времена Ренессанса черты бытового жанра начинают проявляться и в Европейском искусстве, в основном в аллегорических сюжетах и притчах религиозной тематики, связанных с реальной жизненной ситуацией.
Роль бытового жанра возрастает в 16 веке в Нидерландах ,когда свои шедевры создают П. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар. Подъем бытового жанра наблюдается в 17-ом веке, и связан с именами Я. Йорданса и П. П. Рубенса, Я. Вермера, Г. Терборха, А. ван Остаде. Художники изображали сцены городского и сельского быта, народных гуляний и праздников.
Во время Просвещения в бытовом жанре преобладают нравоучительные сюжеты, в эпоху романтизма в нем появляются экзотические мотивы , привнесенные Э. Делакруа и О. Верне
Художники Франции обращаются к тяжелой жизни жителей провинции, представители импрессионизма концентрируют внимание на трудовых буднях горожан. Во второй половине 19 века живописцы изображаю труд и отдых заводских рабочих, эта тема находит место в работах Ф
Брэнгвина, В. Ван Гога, Х. фон Маре, Дж. Сегантини, Ф. Ходлера. Жизнь крупных городов становится ключевой для художников 20 века.
В России бытовой жанр начинает проявляться только в 18 веке, в это время И. И. Фирсовым, И. И. Бельским создаются произведения в данном жанре, некоторые живописцы посвящают целые циклы теме жизни крестьянства. Уже спустя век бытовой жанр играет ведущую роль во всем искусстве в целом. Г. Перовым, И. Е. Репиным, В. Е. Маковским развивается критический реализм , Ф. А. Бронников, К. Е. Маковский развивают так называемый «салонный жанр». Жизнь российской провинции 20 века изображена Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым.
Советские художники изображают деревенский (А. А. Пластов), городской (Ю.И. Пименов), семейный (П. П. Кончаловский) быт. Молодёжно-спортивная тема раскрыта в творчестве А. А. Дейнеки. Трагедия Великой Отечественной войны, оптимистичные надежды послевоенного времени отразились в работах Т. Г. Гапоненко и Н. И. Дормидонтоа, А. И. Лактионова и В. Н. Яковлева.
Развитие в ХХ веке
Эпоха социальных противоречий, воин и революций, урбанизации и промышленности внесла значительный вклад в развитие бытового жанра. Исчезает религиозность и на ее смену часто приходит бездуховность. Люди растеряны перед революциями и нападками друг на друга. Миллионы людей находятся в состоянии нестабильности и непонимания, что же ждет их в будущем. В бытовой живописи уделяется особое место недостаткам как людей, так и их жизни в целом, страданиям и одиночеству одного человека в большой толпе, тоненькой ниточке надежды. При этом много картин рассказывает о сопротивлении, желании бороться.
В этом направлении начинают творить Д. Беллоуз, П. Пикассо, Д. Ривера, Э. Уайет и др.
Джорж Беллоуз. Поединок Демпси и Фирпо (15)
Истоки развития жанра
Бытовой жанр появился еще во времена глубокой древности. Когда люди осознали, что могут начертать рисунки на других предметах, прежде всего они изображали то, что их окружало. А это не столько природа и животные, сколько сам человек и то, что он делает. Картины охоты, рыбалки, собирательства, разведение огня, собраний племени – именно это изображали пещерные люди в первую очередь.
Древневосточные, греческие, римские художники изображали в основном сценки из жизни богатых и знаменитых людей. И не только на росписях и фресках. Посуда, вазы, скульптурные композиции, мозаика – на предметах быта также встречаются жанровые сценки. Но изображая фараона невозможно не написать рядом его слуг. Ссамостоятельного значения эти картины еще не имели, не считались предметом искусства. Скорее они несли религиозную, мифологическую и обыденную направленность.
Классические композиции бытового жанра того времени – рисунки в египетских гробницах, рассказывающие о жизни и похоронах фараона, древнегреческая вазопись.
Жертвоприношение вином. 480 г. до Н.Э.
Пять самых известных пещер с наскальной живописью
1. Пещера Альтамира
Про эту пещеру вы уже хорошо знаете. Альтамира — та самая пещера, благодаря которой мир узнал о наскальной живописи древности. Случайная находка дочери археолога открыла историкам глаза на новый, удивляющий мир первобытного искусства.
Некоторые художественные приемы, которые использовались людьми палеолита, современные художники начали применять в своих картинах лишь в 19 веке.
Пещера Альтамира
Изображения бизонов в этой пещере довольно реалистичные: есть эффект объема, тени и штрихи. Художники использовали и сам рельеф стен, чтобы животные “оживали” и приобретали форму.
Раньше пещеру Альтамиру мог посетить любой желающий, однако из-за наплыва туристов температура в пещере начала меняться, и на ее стенах образовалась плесень. Поэтому сейчас сама пещера закрыта для посетителей. Но недалеко от нее находится музей древней истории и археологии, где можно познакомиться с разнообразными находками археологов и посмотреть на копии наскальных рисунков.
2. Пещера Ласко
Пещера Ласко была найдена в 1940 году, когда компания подростков случайно набрела на нее после разрушительной грозы. Размер пещеры невелик, однако на стенах изображено тысячи элементов.
Уникальная пещера Ласко находится во Франции, но о ней знают во всем мире. Шедевры были созданы еще в 18 веке до нашей эры.
Археолог в пещере Ласко
В этой пещере множество действующих лиц: все они в движении, даже разделены по разным “тематикам”. Именно в этой пещере находится самый крупный наскальный рисунок в мире – это бык, размер которого составляет 5 метров.
3. Пещера Шове
Пещера Шове тоже расположена во Франции. В отличие от пещеры Ласко с самыми крупными наскальными рисунками, пещера Шове может похвастаться самыми древними из найденных.
Живопись в пещере Шове
Стены украшают более 300 картин, на которых изображены даже животные ледникового периода. Ученые считают, что этой первобытной картинной галерее около 30 тысяч лет.
4. Пещера Нио
Пещера Нио располагается на юго-востоке Франции. Наскальные рисунки в ней обнаружили еще в 17 веке, но никто не придал этому значения.
Некоторые люди начали наносить свои записи рядом с древней живописью, не подозревая, что оставляют след на уникальном памятнике искусства, которому десятки тысяч лет.
Живопись в пещере Нио
5. Пещера Коске
В эту пещеру могут попасть лишь отличные пловцы. Чтобы добраться до древних шедевров, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, который находится глубоко под водой.
Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения животных, обнаруженные внутри, были сделаны около 30 тысяч лет назад.
Живопись в пещере Коске
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}