Глостерский собор, Великобритания
Глостерский собор — фото
В Великобритании есть прекрасные готические соборы, территория, в которой какой-либо европейский художественный стиль каким-то образом был изменен британским характером, настолько изолированным и таким особым. Хотя они являются готическими зданиями, у них есть другие названия, чтобы каталогизировать их формы.
Они говорят о Вначале английский язык относится к ранней готике, самым ярким выражением которого будет собор Уэллса, в графстве Сомерсет, на юге Англии и который считается самым поэтическим собором в стране.
А для более продвинутых готических зданий они говорят о перпендикулярном стиле. Собор Глостера принадлежит ему, построенный в середине XIV века. Чтобы понять причину этого имени, достаточно войти в церковь, где каждый посетитель чувствует себя уменьшенным, до его обвинения в вертикальности.
Культура
Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:
- Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
- На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
- Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
- Развивается научная мысль и университетское образование.
Церковь святого Лаврентия
Здание находится в Нюрнберге. Церковь святого Лаврентия считают наиболее старым лютеранским храмом.
Точная дата начала строительства церкви святого Лаврентия неизвестна. Ранее на ее месте стояла часовня Святого Лаврентия – об этом здании упоминается в 1235 году. Примерно в 1275 году она стала самостоятельной.
В ходе Второй мировой войны церковь была сильно повреждена. После окончания боевых действий была начата реконструкция, которая затянулась до 60-х годов ХХ века.
Общие данные:
- длина церкви – 91,7 м;
- ширина – 30 м;
- высота центрального нефа – 24,2 м;
- высота боковых нефов – 11,5 м.
Интересные факты о соборе:
- основными достопримечательностями собора святого Лаврентия, представляющими значительную художественную ценность, являются дарохранительница, золоченый канделябр, скульптурная композиция «Благовещение»;
- долгое время высокие башни собора были источниками пожаров, так как в них часто били молнии;
- западный фронтон собора украшает огромная розетка окна, диаметр которой составляет 10 м.
Франкфуртский собор
Еще одно название собора – Императорский собор святого Варфоломея. Он расположен во Франкфурте-на-Майне и является наиболее крупным в этой области духовным памятником. Здание выстроено из красного кирпича.
Раньше в этом соборе проводились церемонии коронации императоров Священной Римской Империи. На протяжении всей истории это здание было кайзерским, а не кафедральным собором. В 19 веке Франкфуртский собор стал символом единения германской нации.
Шпиль собора имеет высоту 95 м. Общая длина здания – 64 м, высота купола – 23 м.
Интересные факты:
- Известно, что ранее участок, на котором теперь стоит Франкфуртский собор, был островом. Результаты раскопок показали, что на этой территории люди жили еще со времен неолита.
- Собор обрел черты, присущие готическому стилю, в 13 веке. Свой сегодняшний вид он обрел только в 15 веке.
- В марте 1944 года в ходе авианалета собор святого Варфоломея получил сильные внешние повреждения, а интерьер был уничтожен практически полностью. К счастью, все произведения искусства и прочие ценности, которые хранились в нем, были заранее вывезены в безопасные места, а после того как ситуация стабилизировалась, возвращены обратно.
В Германии есть большое количество соборов, выполненных в готическом стиле. Большинство из них были построены в 10-13 веках и претерпели некоторые изменения, поскольку пережили различные катастрофы и войны. Вместе с тем эти здания сохранили характерные черты стиля до сегодняшнего дня. Некоторые из них входят в список Всемирного культурного наследия человечества.
Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.
Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента
Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.
И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля
Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.
Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления
На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.
Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов
архитектура
Ранняя готическая архитектура
Королевское аббатство Сен-Дени, расположенное во Франции, было гостеприимством готической архитектуры, характеризующейся ее венцами часовен и витражами, которые строители хотели подражать на протяжении столетия..
На этом этапе мы хотели продолжить с моделью старых романских церквей, но с некоторыми изменениями, такими как элегантные пристройки, цепочка часовен и популярные светящиеся окна готической архитектуры..
Еще одной ключевой особенностью является так называемое «ребристое хранилище»; в соответствии с пересечением двух остроконечных сводчатых сводов. У всех арок есть свои короны приблизительно на одном уровне, подвиг, которого не могли достигнуть романские архитекторы.
Высокая готическая архитектура
Спустя полвека после образования готической архитектуры, в 1194 году большой пожар уничтожил город Шартр во Франции и его собор..
Единственной частью собора, которая сумела спасти себя, была склеп, западные башни и Королевский портал. Оттуда они подумали о его реконструкции, заметив, что одежда девственницы в склепе осталась нетронутой..
Новый Шартрский собор считается первым сооружением высокой готики. Отличительной чертой высокого готического стиля является использование высоких опор и устранение романских стен.
С другой стороны, на новом фасаде трехстороннего нефа в готическом стиле были аркада, трифориум и большие окна. Благодаря этому результату ему удалось ввести гораздо больше света, чем в ранних готических постройках..
Suger
Сугер был аббатом, государственным деятелем и французским историком, который родился в 1081 году, известен тем, что был первым покровителем готической архитектуры и которому приписывают популяризацию стиля..
Согласно некоторым источникам, Сугер был доверенным лицом французских королей Луиса VI и Луиса VII, поэтому они решили поручить ему около 1137 года реконструкцию великой церкви Сен-Дени; похоронная церковь для французских монархов.
Сугер начал с реконструкции фасада в Каролингах и спроектировал еще один, похожий на римскую арку Константина, разделив ее на три части, в дополнение к большим порталам для уменьшения заторов..
С другой стороны, он спроектировал хор, в котором он поместил витражи с намерением внести свет в интерьер. Кроме того, он разработал остроконечную арку и ребристый свод.
Королевское аббатство Сен-Дени
Королевское аббатство Сен-Дени — средневековая церковь, расположенная в северном пригороде Парижа. Церковь имеет историческое и архитектурное значение; его хор, завершенный в 1144 году, демонстрирует первое использование элементов готической архитектуры.
Он известен как первый храм, построенный в готическом стиле рукой известного Шугера, а также как место захоронения французской монархии..
Благодаря этому храму витражи были введены в готическое искусство, что позволило получить доступ к естественному свету, вызывая визуальные эффекты при прохождении сквозь яркие цвета стекла.
Рассвет готической архитектуры
В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.
Первой готической постройкой принято считать базилику аббатства Сен Дени, построенную во Франции в 1144 году. Можно смело сказать, что её заказчик, аббат Сугерий, совершил революцию в строительстве храмов того времени. Он решился заменить привычные тяжеловесные стены на более легкие, что стало возможным за счет новой системы распределения нагрузки. Так, свод выстроили на каркасе из выступающих «ребер» – нервюр, а по бокам добавили распоры – полуарки аркбутаны и вертикальные опоры – контрфорсы. Новая система позволила сделать постройку не только воздушнее, но и значительно светлее, благодаря появлению огромных окон, украшенных многоцветными витражами.Базилика аббатства Сен-Дени, Wikimedia
Неофициальный символ города
На вершине собора – смотровая площадка, куда ведут 500 ступенек узкой крутой лестницы. В соборе проводятся службы и мессы, религиозные праздники. В стенах храма устраивают концерты органной музыки. Кёльнский собор – открытый для посещения музей, где хранятся уникальные коллекции гравюр, полотен и картин на библейские темы, скульптуры и средневековые фрески. Восхищают витражи с изображением германских королей и библейских сцен.
Вокруг храма – живописный природный парк с ухоженными газонами и цветочными клумбами. По периметру – удобные скамейки, уличные музыканты развлекают незатейливыми мелодиями. Рядом – уютные кафе, где можно перекусить.
В 1996 году Кёльнский собор внесен в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Зданию угрожает загрязнение в городской черте промышленного Кёльна. Кладку размывают кислотные дожди и оставляют уродливые следы на стенах из светлого песчаника.
С тех пор, как в 1880 году построили собор, здание постоянно обновляют и ремонтируют. Об этой вечной стройке горожане передают из поколения в поколение легенду. Замысел кафедрального собора настолько грандиозен, что первый архитектор Герхард фон Риле не мог создать чертежи. Работа тяготила зодчего, он часто ошибался и хотел отказаться от непосильной работы.
В минуту отчаянья Герхард решился на страшную сделку с дьяволом: в обмен на бессмертную душу архитектора дьявол принесет готовые чертежи собора. С первым петушиным криком дьявол обещал выполнить обещание. Любимого мужа спасла жена. Встав пораньше, она пропела песню вместо петуха и направилась к дьяволу, который передал ей чертежи.
Узнав об обмане, дьявол погубил навек душу жены и проклял собор, объявив, что день завершения строительства собора станет последним днем человечества. «Когда мы закончим строить собор, наступит конец света» – так говорят жители Кёльна. Может быть, поэтому строительство никогда не заканчивается?
Архитектура
Первыми, кто представил художественный стиль в начале XVII столетия, были архитекторы. Радикальный представитель итальянского барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini) закладывает основы для последующего развития европейской архитектуры. Благодаря Борромини Италию называют родиной архитектурного барокко.
Франческо Борромини (1599 − 1667)
Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.
Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).
За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.
Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).
Советую почитать про: площадь Барберини (piazza Barberini)
Филиппо Юварра (1678 − 1736).
Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).
Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).
Собор Суперга
Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.
Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин).
Палаццо Бираго ди Боргаро
В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.
Пирро Лигорио
Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).
В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу».
Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).
Собор Реймса, Франция
Собор Реймса — Борис Стройко
Готический стиль родился на севере Франции, и логически есть некоторые из лучших примеров этого искусства, В каждом руководстве по истории искусства названы соборы Амьена, Страсбурга, Руана или знаменитой Нотр-Дам де Пари.
Однако среди всех этих готических соборов есть тот, который считается самым чистым из всех. Речь идет о собор Реймса. Храм, построенный в 13 веке и это, без сомнения, один из великих памятников Франции.
Для его строительства использовалось только 60 лет, Шесть десятилетий, чтобы построить такое большое здание с конструктивными средствами времени, — это факт, который нужно оценить.
А также результатом этой скорости является единство, которое сегодня показывает нам все, включая весь скульптурный репертуар, который появляется в церкви. особенно на его фасадах, где можно практически визуализировать любой библейский отрывок.
Ульмский собор
Это лютеранская церковь в городе Ульм. Сооружение считают наиболее высоким в мире: высота шатра колокольни составляет 161,5 м. На уровне 143 м обустроена смотровая площадка, с которой открывается восхитительный вид на город.
Собор в Ульме был заложен в 1377 году. Работы над основной частью церкви были завершены в 1405 году.
Интересные факты:
- На крыше собора имеется скульптура воробья с веточкой в клюве. Городские легенды гласят, что это знак уважения этим птицам за подсказку о том, как провезти массивные бревна через небольшие городские ворота.
- После того как в 1405 году здание было достроено, его освятили, однако простоял собор недолго: своды были очень тяжелыми, поэтому боковые нефы не выдержали нагрузки. В разрушенном состоянии собор стоял до 1543 года.
Подробнее о 5 ключевых архитектурных элементах готической архитектуры
Арки стрельчатой формы – главная особенность большинства готических церквей и соборов.
Стрельчатые арки
Ребристые своды и внедрение аркбутанов позволило создать высокие пролеты в главных залах соборов (Chartres Cathedral). | Фото: carmelist.livejournal.com.
Ребристые (реберные) своды
Аркбутаны – конструктивная основа культовой архитектуры готики. | Фото: referatwork.ru.
Задекорированные полуарки стали украшением всего архитектурного комплекса. | Фото: referatwork.ru.
Аркбутаны.
Огромные витражи украшали соборы и базилики, построенные в готическом стиле (Капелла Святого Людовика IX). | Фото: ru.wikipedia.org.
Красочные масштабные витражи
Фасады готических соборов изобилуют украшениями в виде башенок, статуй, горгулий, гротескных фигур и т. д.
Обилие декоративных элементов и упор на эстетику.
Неоготика XIX века. Дворцы, замки, жилые интерьеры
В области жилых зданий (дворцов и замков), во всей Европе доминировал стиль историзм, а готика была одним из его направлений. В оформлении фасадов готика так и не стала популярной, таких зданий нет, но с интерьерами всё было иначе. Состоятельные владельцы старых замков, когда реставрировали (или строили) свои поместья оформляли различные помещения в различных стилях. В любом богатом имении обязательно присутствовал готический интерьер в одной или нескольких комнатах.
Галерея — главный гостевой зал в замке Струберри Хилл
Первое здание, которое напомнило о красоте средневекового стиля – поместье Строуберри Хилл в пригороде Лондона. Дом построил, в конце 18 века, богатый аристократ Гораций Уолпол, который любил чудачества. Интерьер он разработал (точнее сказать придумал) сам, взяв за основу внутреннее убранство капеллы Вестминстерского аббатства и некоторых английских храмов.
Главный зал Замка де Хаар, большая гостиная
Чаще всего в неоготическом стиле оформлялось одно или несколько помещений. В замке де Хаар архитектор спроектировал большой готический холл, основой которого стала планировка католического собора. Большое пространство в центре было окружено несколькими уровнями галерей (клуатров), украшенных резными орнаментами и скульптурами.
Крупнейшие постройки:
- Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
- , 1892-1812 гг., Нидерланды
- , 1849, Англия
- , 1846-1858 гг., Чехия
- , 1874-1878 гг., Индия, пример смешения английской неоготики с индийскими архитектурными традициями
- Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., Россия
Общие признаки: 1) только несколько комнат в здании оформлялись в готическом стиле; 2) вместо традиционной каменной резьбы применялось дерево или другие альтернативные дешёвые материалы; 3) традиционные католические элементы отделки были переработаны на светский манер, благодаря чему появилось много новых вариантов декора; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.
Искусство
Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.
Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.
Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.
Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.
Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:
- Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
- Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
- Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.
Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.
Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.
Готические сооружения в европейских странах
Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.
Особенности Английской и Французской готики
Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.
Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления
Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.
Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году
Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.
Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики
Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.
Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны
Готика в Германии и Чехии
Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.
Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году
Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.
Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году
Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.
Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры
Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.
В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры
Испанские и итальянские готические здания
Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.
Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора
Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.
Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах
В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.
Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году
Готика в других европейских странах
Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.
Дворцовый «Зал Капитула»
Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.
Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.
Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.
Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Как появилась готика
Дата рождения готического стиля в архитектуре точно известна. Аббат Сугерия затеял перестройку обветшалой церкви при французском аббатстве Сен-Дени. По завершению реконструкции, в 1144 году, перед миром предстал храм, возведенный в неизвестном до сих пор стиле, позднее названным готическим.
Аббат раскрыл символику необычного облика церкви. По его задумке, храм — это корабль, уносящий паству к горним высям. Аналогия лежала на поверхности — своды напоминали паруса, поймавшие ветер, а высокие колонны — корабельные мачты. Неф (пространство, выделенное колоннами) в переводе с латинского так и называется «корабль».
Первая готическая церковь отвечала духу времени, была одновременно значительной, возвышенной и впечатляющей воображение. Успех послужил причиной распространения и дальнейшего развития готической архитектуры сначала во Франции, а затем и в Германии, Италии, Британии и других странах.
Интерьер собора в ЭксетереИсточник farm2.static.flickr.com
Подходом к строительству готическая архитектура принципиально отличалась от предыдущего, романского стиля. Архитекторы открыли новый способ воздействия нагрузки на постройку, при котором вес и давление каменной кладки распределялись не по всему периметру, как было раньше, а сосредотачивались в определенных точках. При этом нагрузка на другие части строения оказывалась минимальной.
Открытие позволило заменить привычный цилиндрический свод новым, нервюрным, получившим название от характерных выступающих ребер — нервюр, несущих нагрузку в готическом каркасном крестовом своде. Революционная каркасная система открыла впечатляющие возможности для строительства высочайших и одновременно мистически-воздушных храмов, некоторые из которых по высоте превосходили пирамиду Хеопса.
Устройство каркасной системыИсточник cf.ppt-online.org
Либфрауэнкирхе
Также это здание носит название Церковь Пресвятой девы Марии. Располагается в центральной части Трира.
Работы по строительству церкви были начаты в 1230 году. Завершились они в 1260 году. Либфрауэнкирхе – один из первых готических соборов в Германии.
Изначально главная башня церкви была увенчана шпилем, который в 17 веке снес ураган. Башню покрыли четырехскатной крышей, которая была уничтожена во время Второй Мировой войны и заменена на плоскую. Только в 2003 году была восстановлена четырехскатная крыша.
На территории церкви находится 5 колоколов, наиболее старый из которых был отлит в первой половине 18 века.