Ислам в системе мировых и авраамических религий

Понятие государства

Идеальная форма организации государственности в Коране мыслиться как эгалитарная светская теократия. В ней все верующие являются равными перед законом Бога. В религии не было институционального оформления церкви и духовенства, чтобы люди самостоятельно общались с Аллахом. В теократической стране законодательная власть принадлежала Корану, а исполнительная, как и светская, религиозная – Богу. Ее осуществление в государстве идет через халифа, выполняющего роль главы мусульманской общины. Также он был военным, административным и религиозным предводителем группы. Под его началом все члены общины приносили клятву слушаться Бога.

Эра неведения

«Эра неведения», или ал-джахилийа — так в арабском мире принято называть период до появления пророка Мухаммада и создания Корана. Исторически сложилось так, что в конце античности — раннем Средневековье, арабские племена оказались зажаты как в тисках между двумя великими цивилизациями и двумя великими религиями. С запада находилась христианская Византия, с востока — зороастрийская Персия.

Соприкасались арабы и с другими верованиями, распространёнными в регионе — иудаизмом, митраизмом, языческими культами. Несмотря на мощное культурное воздействие таких центров силы, как Восточная римская империя и Иран, арабы не стали адептами ни христианства, ни зороастризма, сохранив традиционные верования.

Однако ситуация менялась. Прежде бедные кочевники, основой жизни которых являлось простое выживание, оказались на пересечении торговых путей. В результате города, «оседлавшие» караванные тропы, в том числе Мекка, начали быстро богатеть. Рост благосостояния не сопровождался столь же быстрым ростом культуры, что создавало определённый вакуум, в том числе и веры. Старые верования также не соответствовали меняющемуся жизненному укладу.

Стоит отметить, что изменения, даже объективно положительные зачастую порождают в современниках этих изменений чувство тревоги, одиночества, неприкаянности. Духовной жажды, веры в чудо, наконец.

Мединское соглашение

Лучшим примером терпимости пророка
Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, может служить Мединское
соглашение – Сахифа, как называли ее ранние историки. Когда посланник Аллаха
переселился в Медину, он перестал быть просто религиозным предводителем. Теперь
ему предстояло стать политическим лидером целого государства, правящим согласно
учению ислама, а значит, требовалось установить четкие законы, способствующие
становлению гармоничных и стабильных отношений в обществе, разрозненном
десятилетиями войн. Итак, посланник Аллаха должен был обеспечить мирное сосуществование
мусульман, христиан, иудеев и многобожников. Так появилось Мединское
соглашение, которое подробно описывало ответственность каждой партии, обитающей
в Медине: их обязательства друг перед другом и определенные ограничения. По
сути, соглашение представляло собой Конституцию возникшего исламского
государства, и было писано для всех. Любое отклонение от его пунктов считалось
вероломством и предательством.

Династия Омейядов

После убийства Али шииты провозгласили новым халифом его старшего сына Хасана (ум. в 669 г.), однако после переговоров с Муавией Хасан отказался от притязаний на верховную власть в обмен на огромную денежную компенсацию и большой пожизненный пенсион. Муавия ибн Абу Суфйан (605-680), принадлежавший к знатному курейшигскому роду Омейядов, быстро распространил свою власть на весь Халифат. Как халиф, Муавийа отличался щедростью и снисходительностью к врагам, он покровительствовал поэтам и ученым. Столица Халифата была перенесена в Дамаск, а сын Муавийи Йазид был объявлен официальным преемником, что означало введение принципа династического наследования верховной власти (вместо принципа выборности халифов, существовавшего со времен Мухаммеда).

После смерти халифа Муавийи в 680 году шииты объявили Хусайна, младшего сына Али, своим третьим халифом, но на пути из Мекки в Куфу малочисленный отряд Хусайна был остановлен омейядским войском, и 10 октября 680 года Хусайн пал в бою, получив десятки колотых и рубленых ран. Халиф Йазид публично выразил огорчение по поводу гибели внука пророка. Хусайн был объявлен «величайшим мучеником», а город Кербел, возникший позднее на месте его гибели, превратился в одну из главных шиитских святынь.

Муавийа и другие омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них исламу покорилась вся Северная Африка, большая часть Пиренейского полуострова, Средняя Азия; они пели длительную, по безуспешную войну против Византии, несколько раз осаждали Константинополь. Завоеванные территории простирались от границ Китая до Атлантического океана. При Омейядах в государственных учреждениях греческий и другие местные языки были заменены на арабский. Возникла мусульманская культура с ее самобытным зодчеством, декоративным искусством, развивалась исламская наука.

Однако халифы из рода Омейядов постоянно сталкивались с враждебностью со стороны мекканских мусульман, которые упрекали их в том, что они нарушали заповеди пророка и занимались преимущественно земными делами. Особенно сильным было возрастающее противостояние со стороны шиитов и хариджитов.

В результате восстания 747-750 годов под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, и к власти пришли Аббасиды — прямые потомки Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Одному из немногих уцелевших представителей рода Омейядов Абдаррахману удалось добраться до Испании и основать там в 756 году Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Общее происхождение христианства и ислама

Христианство и ислам являются авраамическими религиями. Они имеют общего родоначальника Авраама, персонажа Библии. Он стал первым человеком, которого избрал Бог для заключения завета (союза) с людьми. Христиане и мусульмане признают священный характер ветхозаветных текстов — Пятикнижия Моисеева. Ислам и христианство это две «религии откровения» — ядро их наставлений базируется на Божественном Откровении. Откровение понимается как «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» и отображено в Священном Писании.

Также свидетельством общего происхождения обеих религий является наличие общих «персонажей». Так, пророк Моисей в исламе почитается как пророк Муса, Иисус Христом признаётся как пророк Иса, а Дева Мария — Марьям.

Самая старая религия на Земле

Самой старой религией на свете из ныне известных является зороастризм. Точная хронологизация зародившегося в Иране учения затруднена давностью лет. Большинство специалистов сходится во мнении, что корни зороастризма уходят в шестое тысячелетие до нашей эры, а значит, возраст зороастризма превышает 7 тысяч лет. Первые письменные памятники этой религии появились на рубеже новой эры, однако на тот момент зороастризм уже был крайне древним. Первые материальные источники учения были записаны на ныне мертвом языке «Авесты» – так называется священная книга зороастрийцев. Центральное место зороастризма занимает божество Ахура Мазду – безначальный творец всего сущего, отец всех законов мироздания и лидер стороны Добра в борьбе со Злом, которое происходит в мире без его дозволения. Его единственным пророком среди людей был Заратустра, который, согласно учению, донес до людей правду о божьем откровении и открыл глаза на дурные обычаи: кровавые набеги на соседние племена, мародерство, учения жрецов, поощряющие насилие.

Зороастризм оказал огромное влияние на авраамические религии, в том числе на крупнейшие: иудаизм, христианство, ислам.

Коран

Центром религии является Коран, что делает ислам похожим с иудаизмом и христианством. Священное писание устанавливает обряды, моральные и правовые нормы, образ и уклад жизни, правила поведения.

Чтобы понять обычаи и традиции мусульман, необходимо познакомиться с Кораном, понять который достаточно сложно.

Пророк оставил своим последователям такие предписания, как:

  • Отказ от вина и азартных игр.
  • Установления понятия «джихад» – борьба за веру.
  • Расширил права женщин, которые в доисламские часы вообще были бесправными.
  • Религия имеет право вмешиваться в разные стороны жизни людей.
  • Любая сфера жизни определяется религиозными законами.

Таким образом, ислам в обществе арабов был везде – бытовой и религиозной сфере, в политической системе, в праве, литературе, науке, семье.

Алавиты, алевиты

2. Название.

Алавиты является общим названием для нескольких религиозных групп шиитов, проживающих в Сирии и Турции. Крупнейшие из них нусайриты (в Сирии) и кызылбаши (в Турции). При этом термин «алавит» принят среди арабов, а «алевит» — у турков. Оба слова означают «почитающие Али» (халифа Али ибн-Талиба, двоюродного брата пророка).

3. История возникновения.

Возникновение алавизма связывают с пророком Нусайрой, от которого и произошло арабское наименование алавитов. Обособление алавитов от остальных шиитов произошло в 9 веке. К середине второго тысячелетия алавитские шейхи становятся весьма влиятельной политической силой, с которой вынуждены считаться даже Османские султаны. К 17 веку алавиты устанавливают свой контроль над большей частью Леванта. Их политическое доминирование в этом регионе продолжается до сих пор: в Сирии алавитский клан во главе с Асадом удерживает власть над страной, где 80% населения составляют мусульмане-сунниты.

4. Идеология и обычаи.

По мнению многих мусульманских теологов, алавиты настолько далеко ушли от первоначального ислама, что уже вряд ли могут считаться мусульманами. В этом они схожи с друзами. В культе алавитов большое место занимают гностика и эзотерия, философские осмысления и понятия. По своей сути алавизм является смесью ислама, христианства и древних местных религий. Так, халиф Али считается воплощением солнца и луны. Алавиты обожествляют Мухаммеда и его семью, но в то же время почитают и ряд христианских святых. Алавитами могут быть только мужчины, женская же часть не допускается до богослужений и религиозных обрядов.

Шариат

В мусульманских вероучениях заметная роль отведена шариату – своду правил и принципов поведения, которые являются обязательными для мусульман.

Самыми тяжкими грехами для мусульманина являются:

  • пьянство;
  • супружеская измена;
  • участие в азартных играх;
  • изображение в мечети любых рисунков, кроме орнамента.

Ислам придает огромное значение исполнению главных обрядов – столпов мусульманства:

  • должна быть произнесена формула исповедания;
  • должен быть совершен пятикратный намаз;
  • должен соблюдаться пост в рамадан;
  • должна быть сотворена милость бедным;
  • должно совершиться посещение Мекки.

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

— Православие и ислам: диалог в колонии

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Столпы Ислама:

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

Что такое ислам и кто такие мусульмане?

В мире существует множество религий. Почти все они носят названия своих основателей или наций, в которых появились впервые. К примеру, христианство названо в честь Иисуса Христа, а буддизм – по имени Будды.


Эта тенденция не относится к одной из самых распространенных мировых религий – исламу, зародившемуся благодаря пророку Мухаммеду. Откуда произошло слово «ислам»? Что это за мировоззрение и чему оно учит?

Что означает слово «ислам»?

В переводе с арабского слово «ислам» означает «покорность» или «предание Богу». Его происхождение связывают с арабским глаголом, определяемым как «быть благополучным» или «спастись». Часто в качестве синонима «ислама» используется термин «мусульманство». Религия зародилась в VII столетии в арабских странах на учениях пророка и проповедника Мухаммеда, которому, согласно преданиям, Всевышний (Аллах) ниспослал свод законов под названием «Коран».

До появления ислама каждое племя на аравийском полуострове имело своих божеств. В 610 году во время пребывания Мухаммеда в пещере Хира ему явился ангел Джабраил (один из приближенных Аллаха) и продиктовал первые своды Корана.

С той поры пророк стал проводить проповеди среди арабов и учить их единству Бога, в результате чего со временем люди отказались от поклонения многочисленным божкам и уверовали в Божественное единоначалие.

Что такое ислам?

Ислам – одна из самых распространенных религий в мире. Несмотря на то, что она сравнительно молода, ее приверженцами являются около 1,5 миллиарда человек в 120 государствах.


Наибольшее количество мусульман сосредоточено в азиатских странах и Северной Африке, около 20 миллионов проживает в Китае, остальные рассредоточены по всему миру, причем в последние годы их количество в Западной Европе и Северной Америке неуклонно растет.

Кто такие мусульмане?

Мусульмане – это последователи ислама. Они почитают Аллаха и следуют законам, записанным в их священной книге – Коране. В арабском языке слово «муслим» значит «покоряющийся Аллаху», хотя мусульмане следуют не только заветам Корана, но и учениям Мухаммеда.

Чтобы стать приверженцем исламской религии, человек должен произнести шахаду (формулу Единобожия), а также придерживаться религиозных традиций, именуемых «шариатом».

Что такое столпы ислама?

В мусульманстве существует пять так называемых столпов ислама, представляющих собой основные предписания шариата. Они формируют нравственные ценности исламистов, их религиозную совесть и самосознание.

Первый столп – это шахада, то есть догмат, который произносится при посвящении в мусульманство.

Второй столп – намаз, согласно которому каждый мусульманин обязан ежедневно пять раз молиться Аллаху.

Третий столп – закят, или налог, который верующие должны уплачивать в пользу нуждающихся.

Четвертый столп – ураза, то есть пост, соблюдаемый мусульманами в девятый месяц исламского календаря.

И, наконец, пятый столп – хадж, подразумевающий паломничество в Мекку для поклонения исламской святыне Кааба или в Медину к могиле Мухаммеда.

Учение ислама

Согласно учениям Корана, Аллах является единственным, вечным и трансцендентным (превосходящим). По мнению мусульман, ислам выступает окончательным откровением от Всевышнего, появившимся в результате изменения авраамических религий.


К последним относят три религии о единоначалии Бога, куда, помимо ислама, входят христианство и иудаизм. Верования исламистов основываются на шести столпах имана, в числе которых вера в Бога, ангелов, Священное Писание, пророков, Судный день и предопределенность всего сущего. Считается, что непризнание хотя бы одного из этих столпов делает мусульманские верования недействительными.

Сунниты

1. Адепты и распространение.

Суннизм является наиболее распространённым течением в исламе. Общее количество его последователей составляет 1млрд. 550 млн. человек, что составляет порядка 85 — 90% всех мусульман мира. Крупнейшие государства, где преобладают сунниты – Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Египет, Саудовская Аравия, Турция. Большая часть мусульман бывшего СССР, в том числе и России, также исповедуют ислам суннитского толка. К суннитам относятся как вполне миролюбивые религиозные течения, так и многие исламские фундаменталисты («Аль-Кайеда», ИГИЛ, «Талибан»).

2. Название.

На арабском языке полное наименование суннизма звучит как «ахль-ас-сунна валь-джамаа» (أهل السنة والجماعة) – «люди сунны и согласия общины». Сунна – сборник преданий о жизни и деятельности пророка Мухаммеда. Таким образом, первая часть данного арабского названия осмысливается как «следующие по пути пророка». Джамаа по-арабски означает «единство», что традиционно трактуется как признание миссии всех сподвижников Мухаммеда в развитии ислама.

3. История появления.

Истоки суннизма восходят к концу 7 – началу 8 веков, когда в результате борьбы за власть между первыми халифамив мусульманском обществе произошёл раскол. Как следствие политической и религиозной смуты, в исламе появляется большое количество местных течений и сект. В этих условиях ряд наиболее видных исламских богословов, таких как аль-Басри, ан-Нахаи, абу-Хани-аль-Куфи, попытались систематизировать религиозные знания, «очистив их от посторонних примесей». Как итог – в начале 8 века появился суннизм, как воплощение «традиционного ислама», противостоящего еретикам и раскольникам.

4. Идеология и обычаи.

Главными отличительными признаками суннизма являются: Признание шести сборников преданий о высказываниях и деяниях пророка (хадисов), составленных наиболее авторитетными учёными-мухаддисами, в качестве единственно достоверных источников. Признание единственно легитимными четырёх школ шариатского права (масхабов) — малакит, шафиит, ханафит, ханбалит. Признание трёх религиозных школ изучения и преподавания исламских догматов, как символов истинной веры (ахль-уль-асар, ашарит, аль-матуридийа). Признание правления четырёх первых халифов законным и праведным. Все остальные существующие в исламе догмы, учения и трактовки традиционный суннизм считает ересью и вероотступничеством.

Особое значение адепты суннизма придают сунне, которая наряду с Кораном является основным источником религиозных знаний. Высшим религиозным лидером у суннитов является халиф.

Культ

Все мужчины-мусульмане должны приходить в мечеть на молитву в полдень. Женщины сидят в мечети отдельно, в отгороженных занавесом местах. Во время молитвы они должны покрывать голову, для мужчин это не обязательно, но многие из них тоже молятся с покрытой головой.

Перед входом в мечеть мусульмане обязаны совершать ритуальное омовение — вымыть руки, лицо и ноги в знак уважения к Аллаху. Перед молитвой снимают обувь, так как это таинство должно совершаться только в чистом месте. В молельной зале нет сидений, люди сидят прямо на полу. Если они молятся не в мечети, то используют особый молитвенный коврик.

Молящийся мусульманин должен быть обращён лицом к Каабе в Мекке. Направление, в котором находится Мекка, в мечетях указывает михраб. Современные молитвенные коврики снабжены компасом, ориентированным на Мекку.

Военнослужащие армии США совершают праздничную молитву (США, 2009 г.)

Молитву в мечети возглавляет имам, «человек знания». Она сопровождается движениями, называемыми рака, которые, как считается, ввел сам Мухаммед. В каждое движение вовлечено всё тело в знак всецелой преданности Аллаху. Имам показывает рака, а все прихожане повторяют их.

Основные рака:

  • Стоя прямо, поднять руки на уровне плеч и раздвинуть пальцы.
  • Наклониться вперед, держа голову на уровне талии и уперев руки в колени.
  • Встать на колени, положить руки на пол и коснуться пола носом и лбом.

Чтобы сосредоточиться на молитве, некоторые мусульмане используют четки. Они перебирают бусины — одну за другой, произнося все имена Аллаха «самые прекрасные имена»). В четках 99 бусин — по одной на каждое имя Аллаха. Золотая бусина указывает, что все имена названы и можно приступать к произнесению молитвы.

Шииты

1. Адепты и распространение.

Шиизм является вторым по значимости и численности направлением ислама. Число последователей шиизма составляет около 150 миллионов человек (10% от всех мусульман). Данному течению следуют большинство верующих в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне. Исповедуют шиизм треть жителей Ливана и Кувейта, Йемена и 1/5 часть жителей Афганистана и Саудовской Аравии. Среди шиитских организаций наибольшую известность в мире имеет «Хезбалла» — ливанская вооружённая группировка, активно участвующая в конфликтах на Ближнем Востоке (Арабо-Израильские конфликты, гражданская война в Ливане и в Сирии).

2. Название.

В переводе с арабского «ший-а» ( ) означает «последователь, приверженец». Под этим подразумевается убеждённость шиитов в том, что их путь следования веры — единственно правильный. Другая версия гласит, что такое наименование шииты получили за поддержку, оказанную ими двоюродному брату пророка – халифу Али в его войне с халифами Омейядами (сторонниками суннизма).

3. История появления.

Появление шиизма относят к периоду «великого раскола» единой мусульманской уммы (общины) в конце 7 века. Как результат, ислам распался на несколько течений, одним из которых и стал шиизм. В ходе внутренней междоусобицы часть уммы, будущие шииты, выступили на стороне Али, последнего из «праведных халифов».

4. Идеология и обычаи.

В отличие от суннитов, шииты признают единственным праведным халифом Али абу-Талиба, двоюродного брата и сподвижника пророка. Его потомки, имамы, считаются его единственно законными духовными наследниками. В этом состоит ещё одно отличие шиитов от суннитов: сунниты полагают должность халифа выборной из наиболее праведных последователей веры, в то время как в шиизме сан имама может наследовать только мужчина из рода Али.

Имамы в данной традиции считаются посредниками между Аллахом и верующими. Идеология шиизма базируется на пяти основных догматах веры: таухид (монотеизм), адль (вера в божественную справедливость), набувват (вера в исламских пророков), имамат (вера в праведность 12 имамов) и маад (вера в загробный мир).

Особенностью шиизма является вера в двенадцатого имама из рода Али – пророка Махди, который ушёл из нашего мира в пятилетнем возрасте и должен явиться вновь перед концом мира в виде мессии. В остальном же они, как сунниты почитают коран и общемусульманские святыни в Мекке и Медине. Но наряду с этим, в качестве святынь почитаются места, связанные с 12 праведными имамами (Кербела, Наджаф, Мешхед и т.п.). От времён гонений на шиизм сохранился принцип «сокрытия веры», согласно которому верующий для спасения своей жизни может внешне отказаться от своих убеждений, в душе оставаясь шиитом.

Шиизм, в свою очередь распадается на несколько течений, основное из которых – иснаашариты (двунадесятники). Среди других, более мелких общин можно назвать алавитов, друзов, исмаилитов, зейдитов.

Каждому своя религия

Еще один пункт соглашения утверждает: «У
иудеев своя религия, у мусульман – своя»
. Становится ясно, что единственно
приемлемое отношение между представителями разных религий – это терпимость. И
хотя все были членами одного общества, каждый имел право свободно исповедовать
свою веру.

Можно обсудить множество пунктов данного
соглашения, но один из них заслуживает особого внимания: «Если возникнет
спор или конфликт, угрожающий мирному сосуществованию, следует обратиться к
Господу и Его посланнику»
. Этот закон постановил, что все жители исламского
государства должны считаться с высшим органом власти. В вопросах, касающихся
разных племен или религий, решение принимают не отдельные вожди. Такое право 
остается за главой государства и за его  представителями (назначенными главой
государства). Тем не менее, члены отдельных племен (немусульмане) могли
обращаться к своим писаниям и знающим людям среди них для решения внутренних
вопросов. Господь говорит:

«…Если они явятся к тебе, то рассуди их или же
отвернись от них…» (Коран 5:42)

Первые адепты

Когда распадаются старые связи, а новые ещё не созданы, люди теряют себя. Кто-то весело и бездумно прожигает жизнь, кто-то погружается в пучину отчаяния, чувствуя себя ненужным на этом сумасшедшем празднике.

В такое время, время разброда и шатаний, пришёл со своей проповедью Христос. В такое же время, шесть веков спустя, на улицы Мекки вышел Мухаммад. Неграмотному бывшему погонщику удалось сделать невероятное. Строки Корана оказывали потрясающее действие на тех, кто слышал их. Сказывались не только смысл, но и сама магия звучания арабского языка. Именно в священной книге он достиг по-настоящему волшебной выразительности. Чтение Корана вслух оказывает глубокое воздействие даже на тех, кто не знает арабского. Что же говорить о тех, для кого этот язык родной!

Уже в первые годы своей проповеди Мухаммад привлёк множество новообращённых. Это были молодые, ещё не ставшие циниками и прагматиками мужчины, женщины, рабы, малоимущие. Все эти группы находились на социальном дне тогдашнего общества и остро чувствовали всю его несправедливость. Но оказалось, что недовольных существующим положением гораздо больше, чем кажется: они встречались даже среди внешне благополучных людей. Лишь только верхушка — наиболее знатные и богатые люди Мекки были настроены резко против проповедей Пророка — ведь они ставили под сомнение то положение дел, которое устраивало «лучших людей». Однако, пока Мухаммад не переходил определённые границы, у них не было повода объявить на него гонения.

Начало откровений

Пребывая с караваном в торговых походах, Мухаммед активно интересовался духовной культурой разных народов, которые попадались на пути торговца. Он уделял много времени медитации и молитвам. 

По преданию, во время одной из таких медитаций в пещере Мекки в 610 году, к нему явился архангел Джебраил и передал послание от Аллаха. С этого момента начинается его проповедование и призыв к исламу. 

Первые попытки обратить народ Мекки в ислам были встречены с насмешкой и недоверием. В проповедях пророка было много заимствовано из христианства и иудаизма. 

Спустя время, у Мухаммеда появились приверженцы, с которыми он вынужден был бежать в Медину, чьи жители благосклонно отнеслись к новой религии. 

Ваххабиты

1. Адепты и распространение.

Центром ваххабизма в современном мире является Саудовская Аравия, где он принят в качестве государственной религии. Кроме этого, идеи ваххабизма распространены среди многих исламских радикалов во всём мире. Ваххабизм сегодня часто отождествляют с салафией, хотя первоначальные истоки этих двух течений были различны. В Россию ваххабизм проник в конце ХХ века, распространившись по большей части на Северном Кавказе, особенно в Чечне и Дагестане (так называемый «Имарат Кавказ»).

2. Название.

Своё название «аль-Ваххабия» (الوهابية‎ ) течение получило по имени своего основателя, саудовского богослова Абд аль-Ваххаба.

3. История возникновения.

Ваххабизм в исламе является достаточно новым течением, возникшим всего лишь три столетия назад. В основе движения лежит социальный протест низших слоёв населения. Как считается, ваххабизм распространился среди кочевых племён Аравии в виде протеста против обогащения городской знати и купечества. Первым проповедником новых идей отказа от излишков материальных благ и единению всего исламского сообщества выступил проповедник аль-Ваххаб. Позже племена бедуинов под флагом ваххабизма вели удачную национально-освободительную борьбу, позволившую им освободиться от власти Османской империи. Сегодня ваххабизм продолжает оставаться основной религией Саудовской Аравии, которая всячески способствует его распространению во всём мире.

4. Идеология и обычаи.

По своей идеологии ваххабизм близок к другому радикальному течению ислама – салафии. В ходе своего развития данные направления в значительной мере переплелись, став, по сути, синонимами. Борьба за «чистоту веры», возврат к исконному исламу времён Мухаммеда, отмена всех привнесённых позднее изменений в мусульманскую традицию являются главной целью ваххабитского учения.

Чудеса пророка Мухаммеда согласно Корану

Чтобы у пророка была возможность подтвердить свою великую миссию передавать послания Бога, тот наделил его способностью совершать чудеса во имя веры. 

Некоторые из них:

  1. Главным чудом, произведённым на свет, считается Коран – священная книга, путеводная звезда для верующих.

  2. Ночное переселение Мухаммеда из Мекки в Аль-Кудс (Иерусалим) и вознесение на небеса.

  3. Раскалывание луны. Пророк расколол на две части месяц. Тому есть надёжное подтверждение у мусульманских богословов.

  4. Наполняющийся сосуд. Мухаммед наполнил пустой сосуд, водой из которого начали совершать омовение его сподвижники, а их было около 300 человек.

  5. Финиковая гроздь. Это чудо произошло на глазах у бедуина, который увидел, как по приказу пророка финиковая гроздь сошла с ветки и встала перед ним, после чего, поднялась на ветку и заняла там своё прежнее место.

Перечисленные выше чудеса не единственные, о которых упоминается в разных мусульманских источниках.

Влияние ислама на культуру

Средневековый Восток открыл миру целый пласт культуры, прочно вошедшей в повседневную жизнь. Во время крестовых походов европейцы познакомились с обычаями и традициями, какие ранее им были неведомы:

  • Европа, подражая восточным обычаям, переняла нормы гигиены.
  • В язык прочно вошли арабизмы: кофе, магазин, сироп и т.п.
  • Западноевропейские врачи изучали медицину по трудам Авиценны.
  • Мавританский стиль в архитектуре, который возник благодаря арабам, и сегодня восхищает ценителей архитектуры.

Объяснение привлекательности ислама для вновь обращенных, следует искать в его традициях и принципах. Их строгое соблюдение привносит в жизнь порядок и стабильность, делает ее упорядоченной и предсказуемой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: