Крестовые походы: своеобразный «диалог» запада и востока — рыцари

Первый крестовый поход

Крестовые походы начались в 1095 году по призыву Папы Римского Урбана II об освобождении Святой Земли от мусульман. За Первым успешным Крестовым походом последовала серия других. Результаты военных кампаний колебались от больших триумфов до печальных поражений, а власть переходила то к мусульманам, то к христианам.

Христиане столкнулись со многими трудностями во время сражений и независимо от результата каждой кампании, жизнь крестоносца была одинаковой. Дни были долгими и изнурительными. Воины хорошо знали, что такое голод, страх и боль. Но вера делала их сильными перед лицом несчастий.

После того, как начались Крестовые походы проповедники также начали проводить кампанию среди людей, чтобы поднять их против мусульман, которые представлялись им дикими людьми, чуждыми Богу. Они подталкивали народ присоединиться к Крестовым походам, взять в руки оружие ради Бога и стать одним из “Христова Воинства”. Целью было освобождение Святой Земли из грабительских рук мусульман.

Духовно‑рыцарские ордена — кратко

Весьма большую поддержку находило христианское владычество в Сирии и Палестине – в так называемых духовно‑рыцарских орденах, образовавшихся здесь в эпоху первого крестового похода. Это были братства рыцарей, состоявших в то же время монахами, – настоящее порождение феодально‑католического общества тогдашней Западной Европы. С обетами монашества (безбрачие, нестяжание и послушание) они соединяли обет борьбы с неверными и защиты паломников. Эти общества рыцарей‑монахов имели правильную организацию с особыми уставами, владели землями и замками и на Востоке, и в Европе, содержали на свой счет войска и устраивали странноприимные дома и больницы. Ранее других образовался – преимущественно из итальянцев и отчасти французов – орден госпитальеров (т. е. больничников) или иоаннитов, названный так по имени своего патрона св. Иоанна Иерусалимского. Отличительным их знаком был черный плащ с белым крестом, надевавшийся на рыцарские доспехи. Вторым был чисто французский орден тамплиеров, т. е. храмовников, получивший свое название от Соломонова храма, место которого было им подарено Балдуином. Их плащ был белый с красным крестом. Уже гораздо позднее (в эпоху третьего похода) возник немецкий орден тевтонов, члены которого носили белый плащ с черным крестом. Все эти ордена пережили Иерусалимское королевство. После потери христианами Св. Земли иоанниты получили остров Родос, а по завоевании его в XVI в. османскими турками переселились на остров Мальту (мальтийские рыцари), которым владели до конца XVIII в. Тамплиеры переселились во Францию и просуществовали там до начала XIV в. В XIII столетии часть тевтонских рыцарей утвердилась на нижнем течении Вислы и занялась покорением и обращением в христианство литовского племени пруссов

Здесь они основали весьма важное орденское владение. – У магометан тоже образовался своего рода орден ассасинов, отличавшийся религиозным изуверством

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона

О рыцарях это ордена не знает, наверное, только ленивый – о тамплиерах написано неимоверное множество книг и снято такое же количество фильмов, как и об их связях с масонами и иллюминатами. На самом деле история храмовников куда более прозаична. Созданная в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном на территории Святой земли, эта организация быстро стала самым богатым и влиятельным орденом. В период с XII по XIII век храмовники обзавелись обширными владениями на территории Палестины, Сирии и государств Европы. Папский престол холил и лелеял тамплиеров, предоставляя этому ордену всевозможные льготы и привилегии. Храмовники, в свою очередь, честно выполняли свою работу по защите паломников и государств, созданных крестоносцами. После изгнания «воинов Христа» из Палестины рыцарям Храма Соломона пришлось перебраться в Европу и заняться там финансовой деятельностью, с чем они справились не хуже, чем с войной – к концу XIII века у них в должниках ходили монархи и крупные деятели католической церкви. К сожалению, эта категория людей не любила возвращать долги, поэтому должникам было проще организовать заговор и обвинить тамплиеров в ереси. Рыцарей ордена вместе с магистром Жаком де Молье пытали, а затем казнили. Карманный папа французского короля Филиппа IV Климент V упразднил орден, все его имущество было разграблено монархами, служителями церкви и частными лицами. Часть выживших тамплиеров смогла скрыться в регионах, на которые не распространялась папская булла. Современные конспирологи считают, что выжившие рыцари возродили орден в виде тайного общества по управлению миром, но доказательная база подобных утверждений довольно сомнительна.

«Non Nobis Domine Non Nobis Sed Nomini Tuo Da Gloriam» — «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу»

Тамплиеры

Возникновение военно-монашеских орденов Реконкисты

Военно-монашеские ордены Реконкисты

Опыт создания орденов в Испании достаточно любопытен и самобытен. Местные духовно-рыцарские ордена вобрали в себя в себя и христианские, и мусульманские традиции. Ибо как оказалось у мавров на тот моменты были свои ордена — рибаты, которые по сути дела являлись общинами, в которые вступали благочестивые и верующие добровольцы. Чаще всего они подчинялись эмирами, на территории которых они квартировали. Первый же христианский орден был основан в 1122 году после взятия Сарагосы. Принимали туда всех желающих, главное условие было — верить в Христа. Обет послушания принимался либо на год, либо на всю жизнь. В остальном по условиям пребывания или же вступления они не отличались от других орденов. Но это продлилось недолго, вскоре на Пиренейском полуострове появляются Госпитальеры и Тамплиеры, последние получают множество замков и земельных наделов в Испании. Храмовники и Госпитальеры принимали участие практически во всех боях, но все таки сказывалось разорванность коммуникаций. Орденам было тяжело одновременно проводить военные кампании в Святой Земле и на другом конце Европы.

В этот момент национальные духовно-военные ордена получают второй шанс. Монихи-цистерианцы из французского аббатства Сито начинают поддерживать формирование местях орденов, помогая им как и финансово, так и оказывая влияние на европейских монархов. После того как, Король Леона и Кастилии Альфонсо VII в 1147 году смог завоевать крепость арабов Калаат-Рава, он отдал крепость тамплиерам. Но ордену храмовников банально не хватало сил на оборону еще одной крепости и они попросили юного короля Санчо III помочь им. Увидев возможность для создания нового ордена, цистерианцы подключили все ресурсы. С их подачи возник орден Калатравы. Получив финансирование и первых людей они начали экспансию. Увидев их успехи Папа Римский своей буллой узаконил их деятельность. Официальная история ордена началась с крупного поражения. Они потеряли свою штаб-квартиру — крепость Кампо-де-Калатрава. Но Кастильские крестоносцы смогли быстро восстановить свои силы и с 1199 до 1221 года вернули свои земли и даже приумножили их.

Испанские крестоносцы

В свою очередь, в городе Леон, близ церкви Сан-Хулиан-дель-Перейро, рыцарь из Саламанки некий Суэро основал братство рыцарей. Цистерианцы в своих летописях оставляли первое упоминание об ордене в 1156 году, но только через 20 лет грамотой леонского короля Фернандо II было учреждено братство Алькантары. Папа Римский Луций III дал рыцарям независимость от местных властителей и служителей церкви и поставил только одну задачу — охранять христиан и очищать от мавров Иберийский полуостров. Орден поменял массу названий: сначала он назывался Сан-Хулиан-дель-Перейро, позднее — Трухильо, а ещё позже — Алькантара. Похожим орденом были и «братья рыцарства Эворы», или Ависский орден. Португальский король смог в 1211 году с помощью этих рыцарей взять штурмом крепость Авис. В 1213 году братство обосновалось там и приняло бенедиктинский устав. Главной задачей будущего Ависского ордена была защита взятой цитадели и близлежащих территорий.

Все три ордена состояли в хороших отношениях друг с другом, и неоднократно проводили совместные боевые действия.

Испанские ордена ведут уличные бои

Но был орден, который возник без помощи цистерианцев. Это так называемый Великий военный орден Меча Святого Иакова Компостельского, или орден Сантьяго. Король Фернандо II в 1169 году передал ордену замок Касерес. Сначала они всего лишь охраняли владения местного архиепископа Кампостелы, но уже в 1173 году папа Александр III принял их в Святой Престол. Они получили носить на своих доспехах символ святого Иакова. Что интересно, в орден было разрешено входить и женатым рыцарям.

Томарский замок

Так же не следует забывать про Орден Христа — военно-монашеский орден, который по сути стал приемником тамплиеров на территории современно Португалии, после того как орден храмовников был упразднен. Орден был основан в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения Реконкисты. Папа Римский Иоанн XXII разрешил отдать новому ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена — Томарский.

Постепенно ордена Реконкисты смогли помочь освободить Иберийский полуостров от мавров. Уже к концу XIII века было понятно, что завершение Реконкисты это лишь дело времени. К XVI веку многие Военно-монашеские ордены Реконкисты перешли в статус светских и элитарных организаций.

Поделиться

Крестовые походы

  • Первый крестовый поход (1096 – 1099)
  • Второй крестовый поход (1147 – 1149)
  • Третий крестовый поход (1189 – 1192)
  • Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
  • Детский крестовый поход (1212)
  • Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
  • Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
  • Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
  • Восьмой крестовый поход (1270)

Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали— Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима— Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского

Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты

— В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса— Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции— Возврат Эдессы, но затем полная неудача

Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим— Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари— Возвращение Иерусалима— Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим

Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне— Война против Египта, владеющего Иерусалимом— Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.

Детский крестовый поход

«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.

Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»

Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат

— Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари— Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом— После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта

Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат

— Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.— Иерусалим— Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами

Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне— Египет— 6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.

Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги— Тунис— В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад

Третий Крестовый поход

Подробнее — см. в отдельной статье Третий крестовый поход – кратко

Завоевание Иерусалима Саладином вызвало третий крестовый поход (1189 – 1192). В нем участвовали три государя: немецкий император Фридрих Барбаросса и короли Франции и Англии Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце. Фридрих II достиг Азии сухим путем через Константинополь, но по дороге в Сирию утонул в одной реке, которую вздумал переплыть, и тогда значительная часть его войска возвратилась в Германию. Другая часть немецких крестоносцев пошла на помощь к Гвидону, осаждавшему Акру (Аккон), которая также было захвачена Саладином. Сюда же морем явились с своими рыцарями и оба западные короля – Филипп‑Август и Ричард.

Французы и англичане не ладили между собою еще по дороге. (Между прочим, в Сицилии они разграбили Мессину, а англичане завоевали Кипр, где устроилось потом особое королевство под властью бывшего иерусалимского короля. Осада Акры затянулась на два года, но наконец город был взят. Во время этой войны Ричард прославился своей необузданностью и жестокостью. После сдачи Акры он сорвал с её стен знамя немецкого отряда и затоптал его в грязь; в другой раз он велел перебить более двух тысяч пленных сарацинов лишь за то, что вовремя не был доставлен обещанный за них выкуп. Недовольный своим союзником, Филипп‑Август возвратился в Европу, куда вскоре за ним уехал и Ричард, узнавший, что против него в Англии стал действовать родной его брат (Иоанн Безземельный). Немцы, мстя ему за оскорбление их знамени, задержали его, когда он через Германию ехал домой, и он долгое время оставался у них в плену. Отпустили его на свободу лишь за большой выкуп. Так печально окончился третий поход, хотя, несмотря на это, за христианами по договору Ричарда с Саладином осталась узкая береговая полоса между Яффой и Тиром,и было утверждено право свободного посещения святых мест.

Крестовое движение: предпосылки и причины

Процесс, начатый в конце XI столетия и переломивший ход европейской истории, отнюдь не ограничивался только ближневосточным регионом. Крестовая экспансия шла по всем направлениям, выходя за рамки христианского мира. На севере и северо-востоке Европы крестоносцы осваивали Прибалтику, Карелию и прусские земли.

На юге борьба шла за освобождение Пиренейского полуострова от мавров (она же Реконкиста). И, конечно же, Ближний Восток, завоевание которого стало отправной точкой истории крестового движения. Считается, что оно утратило свою силу уже в XIII-XIV веках, но, это, мягко говоря, не совсем верно.

Христианский мир закономерно расширял свои границы. Но и внутри Европы приходилось бороться с еретическими движениями и отступниками от истинной веры.

Духовной основой европейской экспансии на Восток стала знаменитая Клюнийская реформа X-XI веков: «обновленный» клир считал, что общество должно объединяться вокруг идеи всеобщего спасения и создания достойных условий проживания в границах христианского мира. Истоки движения и в паломничестве. Люди Средневековья всегда хотели воочию увидеть свои духовные ориентиры: побывать в святых местах и дотронуться до реликвий христианского мира.

Среди прочих Иерусалим был святыней № 1: это не только место, где разворачивалась новозаветная история и прошла земная жизнь Христа, но и модель идеального мира — Царства небесного. Средневековый человек всегда противопоставлял греховному Вавилону святой Иерусалим, подобно тьме ночи свет дня. Царство небесное в понимании людей той эпохи должно было иметь абсолютно земную структуру и доступные для простого человека порядки. Всё это олицетворял «земной» Иерусалим. Даже на картографических материалах Средневековья этот город является центром христианского мира.

По логике вещей, на рубеже X-XI столетий была неминуема священная война, ведь главная святыня христианского мира находилась в руках иноверцев. А кто будет воевать во имя мира? Конечно же, знать, чьи германские воинские доблести постоянно пытались вместить в границы христианской конфессии. Рыцарь — защитник веры и церкви. Меч — подобие латинского креста. Крест как символ на одежде появляется ещё в середине XI века, когда европейские вооружённые пилигримы идут на помощь к своим братьям по вере в Испании и Португалии.

Популярное

«Марш людоедов по Европе»-5 или проблемы усвоения «законов» боевой антропологии политической элитой Российской Федерации

1734

Что за зверь спецоперация.

1723

Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты

1398

БеZумие или иZмена?

1264

Ефимов В.А. Конференция РАШ в Доме Союза писателей России

1157

Второстепенные образы в рассказах о Маугли Р. Киплинга. Часть 2.

1085

Великоросс и жажда Славы

1006

РФ, Россия и Проект Творца

997

Числовая символика в управлении

991

Патриотизм

947

Исторический флаг России

947

«Кащеева игла» англосаксов

894

Образование (часть 2) — Требования к системе образования

872

Альтера Парс вам в ухо, волонтёры!

817

Всю власть народу

810

Как спёрли 300 ярдов. Техника вопроса.

782

О процессном мышлении, познаваемости объективных закономерностей

778

Государственный флаг

778

От энергорубля к энергобрикс

766

Дуэли и болельщики

766

Образование (часть 1) — Мировоззрение и миропонимание

763

Уголовное дело Солженицына. Вербовка. #4

758

Долгая дорога домой

Внутренние смуты в Иерусалимском королевстве и военные успехи мусульманских правителей ближневосточных государств подорвали положение духовно-рыцарских орденов. В конце XIII века, после падения в 1291 году последнего оплота воинствующих пилигримов — крепости Акры, — крестоносцы покинули Святую Землю. Резиденцией Иерусалимского короля стал Кипр.

Госпитальеры обосновались и на Кипре, и на островах Греческого архипелага, а также в Малой Армении. Иоанниты вывезли с собой часть важных реликвий и святынь из Палестины. Совершая совместные с тамплиерами рейды на побережье Восточного Средиземноморья, госпитальеры тщетно пытались вернуть утраченные крепости и города.

В 1306—1310 гг. орден св. Иоанна провел кампанию по захвату острова Родос. Магистр Фульк де Вилларе договорился с генуэзским пиратом Виньоло ди Виньоло, дабы совместными действиями прибрать к рукам беззащитные греческие острова. В итоге после непростой военной операции острова Родос, Кос и Лерос перешли к госпитальерам. К 1374 году в состав земельных владений ордена вошли остров Карпатос и крупный порт Смирна. Закрепившись в Средиземноморье, иоанниты сформировали плацдарм для дальнейшего продвижения паломников в Святую Землю. На Родосе хранилась главная реликвия госпитальеров — частица Гроба Господня.

В XV века орден под натиском османской угрозы начинает покидать греческий архипелаг. Госпитальеры в XVI веке попадают на Мальту и находятся под протекцией понтифика. Теперь уже Мальтийский орден с 1530 года получает согласие и Папы Римского, и императора Карла V на свою деятельность. Равновесие было восстановлено, однако аппетиты турецкого султана Сулеймана Великолепного росли. В 1569 году начинается знаменитая и героическая оборона Мальты, которая сделает бессмертным имя главного защитника острова — магистра Жана де Валлетта.

 Алексей Медведь  23.02.2019

Источники

  • Заборов, М. А. Крестоносцы на Востоке. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980
  • История крестовых походов: Сб. / Сост Дж. Райли-Смит. — М.: Крон-Пресс, Oxford University Press, 1998
  • Демурже, Ален. Рыцари Христа. Евразия, 2008
  • Николь, Дэвид. Крестоносцы. История ордена Госпитальеров. 1100—1565 гг. / Пер. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2010

Время между Четвёртым и Пятым Крестовыми походами

Образование Латинской империи отвлекло силы западного рыцарства от Св. Земли, и хлопоты папы Иннокентия III поднять новый поход не привели к желанному результату. К этому времени относится, между прочим, и знаменитый поход детей. Правда, в 1217 г. принял крест король венгерский Андрей в союзе с некоторыми князьями Германии, но этот поход не имел никакого значения; новым в нем было лишь то, что крестоносцы не ограничились одной Палестиной, но направились и в Египет. (Большею частью и не ставят этот поход в общий счет главных крестоносных предприятий). Кроме того, папа Иннокентий III успел взять перед своею смертью у императора Фридриха II Гогенштауфена обещание идти в Св. Землю, но последний не торопился с исполнением этого обещания, выжидая более благоприятных обстоятельств.

Ордена Испании

Вначале Пиренейский полуостров привлекал к себе внимание орденов как источник доходов и потенциальная возможность пополнить свои ряды, но в 1143 году граф барселонский уговорил тамплиеров принять участие в Реконкисте, а к середине XII века к ним присоединились и госпитальеры.
А уже в третьей четверти XII столетия в Испании возникло несколько собственных военно-монашеских орденов. В Кастилии в 1158 году был основан орден Калатравы, а в Леонском королевстве в 1170 году – орден Сантьяго-де-Компостела

В Кастилии в 1158 году был основан орден Калатравы, а в Леонском королевстве в 1170 году – орден Сантьяго-де-Компостела.

Около 1173 года возник орден Монтегаудио, владения которого находились главным образом в Арагонском королевстве, а к 1176 в Португалии появилась организация, впоследствии ставшая орденом Авиш, а в Леонском королевстве был создан орден Сан-Хулиан-де-Перейро, предшественник ордена Алькантары.

В 1170-1300 годах появились ордена Сан-Хорге-де-Альфама и Санта-Мария-де-Эспанья.
Эти испанские ордена с самого начала были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров

Но при попытке объяснить появление этих организаций необходимо принимать во внимание как надежды и планы их основателей и первых членов (основателем ордена Монтегаудио, к примеру, был разочаровавшийся член ордена Сантьяго), так и настроения испанских королей, покровительствовавших этим орденам

Христианские правители Испании, безусловно, надеялись таким образом заручиться основательной военной поддержкой как на суше, так и на море (Альфонс X Кастильский всячески поддерживал орден Санта-Мария-де-Эспанья, надеясь на помощь мореходов в борьбе с мусульманами за контроль над Гибралтарским проливом).
Следует также отметить, что орден Калатравы появился после того, как тамплиеры, которым ранее пожаловали замок Калатраву, оказались неспособными его защищать.
К тому же местные ордена не должны были посылать средства в Святую Землю, а правители, покровительствуя сразу нескольким военно-монашеским организациям, могли контролировать ситуацию таким образом, чтобы ни один отдельный орден не стал слишком могущественным.

На первых порах испанские правители даже надеялись использовать эти местные организации в борьбе со своими христианскими же соперниками, но ордена быстро распространились по всей территории полуострова и по отношению к конфликтам между христианскими королями заняли нейтральную позицию.

Однако, несмотря на поддержку королей, не все испанские военно-монашеские ордена процветали. Орден Монтегаудио в 1188 году был вынужден объединиться с орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле, а в 1196 году они влились в орден тамплиеров.
Некоторые из братьев не смирились с этим союзом и обосновались в Монфрагуэ на реке Тахо в Кастилии; позднее эта группа вошла в орден Калатравы.

Эти перемены были обусловлены внутренними трудностями ордена Монтегаудио и группы в Монфрагуэ. Объединение же ордена Санта-Мария-де-Эспанья с орденом Сантьяго-де-Компостела произошло после того, как последний понес огромные потери в сражении при Моклине в 1280 году.
Другие же испанские ордена сохранились, но остались сугубо местными, испанскими организациями. Время от времени выдвигались предложения о распространении их действий на территории Северной Африки, Святой Земли и даже прибалтийских стран, но ни один из этих планов не был осуществлен.

Начало крестовых походов

Папа Римский пообещал всем участникам крестового похода освобождение от всех грехов, прошлых и будущих, «гарантированное место в Раю». Поэтому не удивительно, что вскоре широкие массы людей, причем как благородных рыцарей, так и просто бедных крестьян вступили в ряды крестоносцев. Ведь влияние религии в сознании людей в то время было очень сильным и все эти люди действительно верили, что после смерти непременно попадут в Рай.

Но индульгенция на освобождение от всех грехов имела и обратную сторону, так по пути в Святую Землю «воинство Христово» не гнушалось грабежами и разбоем, попутно грабя местные деревни (чего стеснятся, ведь итак все грехи простятся, значит можно и хорошенько погрешить). Особенно досталось евреям, которые как «нехристи» стали первыми жертвами воинственных крестоносцев. Так, еще не начав, по сути, воевать с мусульманами крестоносцы осуществили целый ряд еврейских погромов во многих европейских городах лежащих на пути их маршрутов.

По пути в Константинополь крестоносцы вступали в конфликт с местными жителями, кое-где, эти конфликты оборачивались маленькими локальными войнами. Например, в Чехии и Венгрии местные жители оказали крестоносцам решительный отпор, так что, наконец, дойдя до Константинополя «воинство Христово» оказалось уже весьма поредевшим в стычках с такими же христианами, просто не желавшими быть ограбленными этими «воинственными пилигримами».

Стоит отметить, что первая стихийная волна крестоносцев, откликнувшаяся на призыв Папы, была представлена в основном бедными крестьянами, ставшими крестоносцами от безысходности и такими же бедными рыцарями. Когда вся эта ватага прибыла к Константинополю, византийский император был не особо в восторге. После того, как предводители крестоносцев присягнули на верность императору, первых крестоносцев переправили через Босфор, и вскоре большинство из них погибло в стычках с турками-сельджуками. Так бесславно закончился «нулевой крестовый поход», первое стихийное выступление людей, назвавшихся крестоносцами.

Участники крестовых походов

Участники менялись на протяжении всех восьми походов. Если коротко указать историю, то в крестовых походах участвовали шесть групп населения, и каждая из них преследовала свои цели.

Итак, участвовали католическая церковь, короли, герцоги с графами, рыцари, итальянские города с купцами и крестьяне.

Крестьяне хотели свободу и собственность, купцы наладить торговое сообщение с востоком, рыцари с королями, графами и герцогами отыскать новые территории и установить свое влияние на них, а католическая церковь распространить влияние католицизма в мире, расширив свои владения.

Первый крестовый поход был создан в августе. Дата его начала 1096 год. Именно тогда было положено начало многовековых войн и всех крестовых походов. В первом походе выступали обычные крестьяне с предводителем Петром Пустынником и французским рыцарем Вальтером Голяком.

Это был крестовый поход бедноты, поскольку он был собран без денег и запасов. По дороге к Босфору крестоносцы грабили и убивали, сражаясь с немцами и венграми. К октябрю они добрались до Босфора, где их окончательно сразили турки.

В том же году был собран еще один поход под предводительством священника Готшалька, состоявший из 15 тысяч немцев с лотарингцами. Они обрели поражение с венгерской стороны.

Осенью состоялся настоящий поход с 300 тысячами крестоносцами: рыцарями и хорошо дисциплинированными воинами во главе с французским королем, графами, герцогами, папскими наместниками и князьями. Им удалось достичь Константинополя и взять впоследствии Антиохию, Эдессу и Иерусалим.

Взятие Иерусалима

В 1101 году собралось новое 260-тысячное войско и двинулось к Малой Азии. В ходе него представители крестоносцев потерпели неудачу и в 1144 году потеряли Эдессу. Она перешла к туркам.

В 1147 был создан второй крестовый поход. Собралось два войска французское и ливонское, которые в общности составляли порядка ста сорока тысяч всадников и одного миллиона пехотинцев. Они направились в Царьград, к Малой Азии и Дамаску, и были поражены. План завоевания Эдессы оставили.

Третий военный поход был создан в 1189 году. Причиной его организации стало завоевание Иерусалима султаном Египта. В этом шествии принимало участие стотысячное войско императора священной римской империи, король Франции и Англии. Византийский император с войском отправился к Дунаю, где отразил две турецкие атаки, а затем его сын отправился к Акке. Как и отец, он умер.

На смену войску греческих императоров пришли войска французского и английского короля. Город Акка был повержен ими в 1191 году. Позднее между представителями высшей власти начались ссоры, и король Франции покинул поле боя. Остался английский предводитель, который и продолжил военное шествие.

В 1192 году ему удалось заключить мирный договор на 3 года с султаном, по которому представители христианского движения получали Тирско-Яффскую полосу земли, а также право посещать храм, где был похоронен Иисус Христос.

В 1202 году был опять создан четвертый крестовый поход, целью которого был Константинополь. В нем участвовали представители Латинской империи. Он прошел неудачно.

В 1217 году развернулся австро-венгерский пятый поход, целью которого был Египет, города Мансура и Дамиетта. Как и предыдущий, он закончился старыми условиями.

Шестой поход в 1228 году организовал германский император вместе с рыцарями Тевтонского ордена. Им удалось установить с египетским султаном 10-летнее перемирие и право христианам посещать Иерусалим. В 1244 году перемирие было расторгнуто из-за нападения турецких хорезмийцев. Иерусалим пал.

Положением святой земли воспользовался французский король Людовик 9 и организовал седьмой, восьмой и девятый походы в 1248-70 году. Его походы были неуспешными.

Орден Святого Беннета Ависского

Португалия с момента своего появления всегда нуждалась в профессиональных воинах, чья верность, как и пожизненная обязанность по борьбе с неверными, была бы подкреплена определенными обетами. Благодаря этому, сразу же после образования Португалии как королевства (1128 год) на ее территории были радушно приняты тамплиеры. Однако храмовники, хотя и были связаны определенными клятвами, все же имели иностранное происхождение, поэтому в 1146 году, после того как испанские крестоносцы выбили мавров из города Эвора, для его защиты был создан духовно-рыцарский орден Святого Беннета Ависского. Орден принял активное участие в Португальской части реконкисты, а после ее завершения в 1385 году, великий магистр ордена Жуан I стал королем Португалии. Теперь ему ничего не стоило организовать успешную колонизацию побережья Африки под эгидой нового «крестового похода». Рост Португальской империи постепенно превратил ависских рыцарей в крупных землевладельцев и колонизаторов, а с наступлением Ренессанса так и вовсе произошло обмирщение ордена. Папа Александр VI в скором времени и вовсе освободил рыцарей ордена от обета безбрачия. Затем было принято решение, что великим магистром ависсинцев должен быть монарх Португалии. В таком виде орден просуществовал до 1910 года, пока не был распущен. В 1917 году орден был вновь восстановлен, но уже как гражданская организация.

Символ ордена Святого Беннета Ависского

Ависский военный орден

Заключение

Крестовые походы средневековья на территорию Ближнего Востока закончились в конце тринадцатого века. После них изменились обе цивилизации: Исламская приостановилась в своём развитии, так как после эпохи крестовых походов на Востоке не происходило каких-то эпохальных открытий, а Западная цивилизация вступила на путь реализации следующего этапа глобализации в рамках библейского проекта — эпохи раннего Возрождения. Несмотря на закат эпохи крестовых походов противостояние двух противоположных по смыслу жизни концепций — библейской и коранической — продолжается и по сей день.

Но это уже другая история.

Заключение

Роль монахов в
развитии европейской культуры Раннего Средневековья сегодня уже
практически никем не оспаривается и не подвергается сомнению. Более
того — это стало своего рода тривиальностью, общим местом. Любопытно,
что, по всей вероятности такой же неоспоримой «тривиальностью»
это было и для средневековых хронистов. «В делах божественных и
человеческих они были прекрасно образованы и передавали другим
сокровища духа, которыми владели».

В настоящее
время (конец XX века) в Римско-Католической Церкви
насчитывается 213.917 монахов (из них 149.176
монахов-священников и 908.158 монахинь), входящих в различные
монашеские объединения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: