Где же сокровища?
Загипнотизированные «тайной сокровищ тамплиеров», авторы делятся на две группы: одни пишут, что Филипп IV, захватив казну Ордена, существенно обогатился, а другие — что его эмиссары не нашли в Тампле ни гроша. На самом деле у историков нет ни одного документа, повествующего о том, что находилось в Тампле в злосчастную пятницу. Оздоровления финансовой ситуации во Франции в последующие годы не замечено. Значит, если что-то и было реквизировано из Тампля, то либо очень незначительные суммы, либо все богатства Ордена были спрятаны, что маловероятно — государство в ту пору очень нуждалось в средствах. Теоретически Орден мог обладать и сокровищами, и бесценными реликвиями, и важными документами и, вероятно, имел возможность их укрыть. Беда в том, что кочующие из статьи в статью, из романа в роман рассказы то о 15 галерах, уплывших из Ла-Рошели, то о таинственных повозках с сеном, выехавших из Тампля в ночь перед налетом, не только полностью выдуманы, но и не сходятся с одним соображением. Деньги тамплиеров было некому прятать: вся верхушка Ордена на тот момент сидела под арестом и активно сотрудничала с королевскими прокурорами.
Здесь, однако, мы порадуем любителей загадок — имя магистра Франции Жерара де Вилье, одного из самых влиятельных сановников Ордена, по непонятным причинам не появляется в материалах процесса. Что с ним произошло? Он внезапно умер? Был убит? Или же ему… удалось бежать — вместе с богатствами и реликвиями? Но куда и как? Этой загадке посвящено огромное количество статей и публикаций разной степени серьезности. Иногда пишут о бегстве в Шотландию и даже называют заветную часовню Росслин, но в Шотландии было всего несколько командорств и с десяток тамплиеров, а часовня не имеет к Ордену никакого отношения. Канадец Алан Батлер пишет о «швейцарском векторе»: якобы именно сокровища Ордена через 500 лет заложили финансовую основу этого будущего государства банкиров, но ведь даже спустя век после процесса швейцарцев считали в Европе дикарями, да и не было у Ордена там владений.
Место, куда тамплиеры могли эвакуировать казну Тампля, должно было находиться вне зоны досягаемости французского короля и располагать мощной военизированной структурой Ордена. На ум приходят Португалия и Испания: ведь португальский орден Христа стал наследником местного отделения храмовников. На белых парусах кораблей Колумба был изображен тамплиерский красный крест, а замок Томар — штаб-квартира храмовников в Португалии — до сих пор поражает воображение своими размерами и величием. Этим умозаключениям, впрочем, мешает то, что португальские тамплиеры подчинялись не великому магистру, а португальскому королю. И все же, кто знает — может, какой-нибудь замок на Пиренеях до сих пор хранит в подземельях богатства рыцарей-банкиров?
Второй крестовый поход
Колонизация крестоносцами Ближнего Востока не могла не вызвать ответную реакцию мусульманских государств. В 1128 году они объединились под знаменами Мосула Имад ад-Дин Занги, который в 1144 году одержал несколько побед. Эдесское княжество пало, что вызвало возмущение на Западе.
Во главе нового крестового похода встали французский король Людовик VII и германский правитель Конрад III. Германские крестоносцы вышли из Регенсбурга в мае 1147 года и вдоль Дуная направились к Эдессе, французы начали поход месяцем позже и шли по той же дороге.
Византийский император Мануил I Комнин потребовал от Людовика и Конрада принести оммаж, что показалось германскому и французскому королям неприемлемым. В результате византийцы отказали в помощи крестоносцам и они оказались предоставлены сами себе — без провизии и военной поддержки.
В октябре 1147 года немецкие крестоносцы Конрада III были разбиты сельджуками с сражении при Дорилее, остатки германской армии двинулись в Иерусалим. По пути она соединилась с французами, но вместо Эдессы объединенное войско крестоносцев направилось в Дамаск. После неудачной осады города в июле 1148 года остатки армии Людовика и Конрада вернулись домой.
Неудачный второй крестовый поход нанес сильный урон престижу европейских монархов и папства. Государей и крестоносцев обвиняли в греховности, церковь и папу — в ереси.
Захват Эдессы стал первым успехом в череде побед мусульман. Мосул под знаменами джихада постепенно подчинил Сирию, а его сын Нур ад-Дин продолжил политику отца и превратил мусульманский мир в силу, способную не просто остановить, но победить крестоносцев. Талантливый полководец Салах ад-Дин, сменивший Нур ад-Дина, дипломатическими и военными мерами смог изолировать латинские государства.
К этому времени в Иерусалимском королевстве начались внутренние разногласия. Король Бодуэн IV (1161-1185 гг) болел проказой и медленно умирал. Борьба за власть началась уже в конце его правления. После смерти Бодуэна королевство перешло в руки его сестры Сивиллы и ее мужа Ги де Лузиньяна, с чем был не согласен граф Триполитанский Раймунд — еще один претендент на престол. Он даже просил помощи у Салах ад-Дина, впрочем, неудачно.
Однако Саладин, как его называли на Западе, поставил целью устранить крестоносцев и поводом для этого стала не просьба одного из них, а разбойничье нападение Рено Шатийонского на купеческий караван в Дамаске в 1187 году. В битве при Хитине 4 июля 1187 года мусульманское войско наголову разбило крестоносцев, а многие представители знати, в том числе Ги де Лузиньян, попали в плен.
До конца года в руках Салах ад-Дина оказались большая часть Палестины, Акра и сам Иерусалим, после долгой осады сданный защитниками на условиях почетной капитуляции. Следом пали все крепости Иерусалимского королевства, а рыцарям было разрешено уйти в Тир, чтобы вернуться в Европу. Во власти крестоносцев кроме Тира остались лишь крепость Бофор в Иерусалимском королевстве, крепость Крак-де- Шевалье в Антиохии и замок Маргат на севере.
Второй Крестовый поход
Подробнее — см. в отдельной статье Второй крестовый поход
Мусульмане, конечно, не могли помириться с существованием Иерусалимского королевства и хотели вернуть себе земли, завоеванные крестоносцами. Когда турки отвоевали у христиан Эдессу (1146), папа поручил знаменитому в то время своим аскетизмом и красноречием аббату Бернарду Клервоскому проповедовать новый поход. Проповедь монаха, на которого смотрели, как на святого, имела громадный успех и во Франции, и в Германии. На этот раз во главе крестоносного предприятия по настоянию св. Бернарда стали французский король Людовик VII, желавший замолить свои грехи, и немецкий император Конрад III, побоявшийся ответа на страшном суде за гибель Иерусалима. Первым выступило немецкое ополчение, французы пошли после. Оба войска с великим трудом и с большими потерями дошли до Сирии, где вместе с тамошними христианами осадили Дамаск. Предприятие кончилось, однако, полною неудачею, и оба государя с жалкими остатками своих ополчений возвратились домой (1147 – 1149). Между тем вскоре после этого произошло соединение азиатского и египетского халифатов под властью предприимчивого курда Саладина (прославившегося между прочим и своим великодушием). В 1187 г. он разбил войско иерусалимского короля Гвидо Лузиньяна (недалеко от Тивериадского озера), а затем взял и Иерусалим. Своей победе Саладин придал религиозный характер. Взятые в плен духовные рыцари подверглись избиению; в Иерусалиме были восстановлены все мечети, церкви же христиан разграблены. С рыцарями и народом Саладин поступал, однако, милостиво.
Члены ордена и его устав
Рыцарями Ордена могли стать только французы (позднее и англичане) благородного происхождения.
Только они могли занимать высшие руководящие должности (великий магистр, магистры владений, капитульеры, каштеляны, драпиеры и т.п.).
Впрочем, относительно национальности соблюдалось это не слишком строго. Среди рыцарей встречаются и итальянцы, испанцы, фламандцы. Сержантами Ордена могли стать как богатые горожане ( занимали должности оруженосцев, счетоводов, управителей, кладовщиков, пажей и т.п.), так и простые люди ( охранники, солдаты, прислуга).
Священиками Ордена могли стать священики католической церкви, однако, вступая в Орден, такой священик становился членом Ордена и подчинялся только магистру Ордена и его высшим сановникам.
Епископы католической церкви и даже сам Папа теряли над ними власть. Священики выполняли духовные обязанности в Ордене, хотя и рыцари Ордена были наделены правами духовников.
Любой член Ордена мог отправлять свои религиозные обязанности только перед орденскими священиками (исповедь,причастие и т.п.).
Устав первоначально состоял из 72 статей на латинском языке. В середине XII в. он претерпел некоторые изменения, прежде всего, в тех разделах, которые касались вопросов структуры Ордена.
Тогда же «Устав», или «Свод», перевели на французский язык. На момент составления «Свода» наибольшей суровостью отличались правила ордена цистерианцев, к которому принадлежал и сам св. Бернар: их он взял за основу, создавая устав монахов-воинов.
Вступавший в Орден давал три обета: послушания, бедности и целомудрия. Тамплиер был обязан беспрекословно и в любое время выполнять приказы вышестоящих чинов. Безусловно запрещалось отступление в бою без приказа командира.
Если после смерти у орденского рыцаря находили золото или деньги, то тело полагалось хоронить за оградой кладбища, а умершего — считать отступником.
Всякое прикосновение к женщине, общение с ней объявлялось преступным, «ибо, как известно, враг рода человеческого многих сбил с пути истинного с помощью женщин». Осуждалось даже сыновнее желание поцеловать мать.
Исключение составляла только та, на изображение которой с умилением и неземной любовью мог беспрепятственно взирать каждый тамплиер. Любовь к ней и вера в ее благосклонность должны воодушевлять храмовников в минуты смертельной опасности. Этой женщиной была Дева Мария.
К сожалению, рамки материала не позволяют нам подробно остановиться на вопросе, почему в столь изолированном от женщин сообществе был развит культ Богоматери (женщины, прежде всего).
Это — тема для отдельного исследования. Отметим лишь, что последняя редакция «Устава» содержит трогательную фразу: «…утренние часы Богоматери должны в Доме (ордене) читаться первыми … поскольку Матерь Божья положила начало нашему ордену, и в ней и в Ее чести, если Богу угодно, пребудет конец наших жизней и конец нашего ордена, когда Богу будет угодно, чтобы таковой конец настал».
Символика и устав тамплиеров
Отличительными знаками Ордена тамплиеров были белый плащ-мантия для рыцарей и коричневый для сержантов с алым восьмиконечным крестом (известен еще как “мальтийский крест”), боевым выкриком: “Босеан”, флагом (штандартом) черно-белое полотнище с девизом “Non nobis Domine”( это начальные слова 9 стиха псалома 113 “Non nobis Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam…” – не нам, Господи, не нам, но имени твоему дай славу…);
гербом Ордена стало изображение двух рыцарей, едущих на одном коне (символ бедности тамплиеров).
По некоторым источникам у сержантов изображение креста было неполным и он имел вид буквы “Т”.
Покрой, фасон, размеры и местоположение креста – все это определялось самим рыцарем. Вполне достаточно было иметь плащ белым вообще и иметь на одежде красный восьмиконечный крест.
Вообще, у крестоносцев было принято носить крест на груди, отправляясь в крестовый поход, и на спине при возвращении из похода.
Гости и наемники ордена храма
Говоря о структуре орденской организации, нужно еще раз отметить, что она была крайне сложной и вряд ли столь же стройной, какой видится по документам.
Помимо непосредственно рыцарей-монахов – сержантов – в Ордене со временем появилась категория братьев-ремесленников.
Вокруг Ордена формируется круг так называемых донатов (благотворителей, от лат.”do” – давать). Непостоянной составляющей братства являлись “гости” – рыцари, давшие обет определенный срок сражаться бок о бок с тамплиерами или собиравшиеся вступить в Орден впоследствии.
Источник – Нет сведенийВыложил – Мэлфис К.
Орден госпитальеров (Мальтийский)
Одним из самых известных средневековых духовно-рыцарских орденов является орден госпитальеров. Он был учрежден в начале XII века в Палестине. Сначала большинство его членов были служителями при одном из госпиталей, поэтому получили такое название.
Рыцари ордена играли заметную роль в военных действиях государств крестоносцев. После поражений от мусульман, когда владения европейцев в Палестине и Сирии стали уменьшаться, госпитальеры в 1291 году переехали на Кипр, затем в 1307 году на остров Родос. С 1530 года они обосновались на острове Мальта и получили новое название мальтийского ордена. В XII–XIII веках он имел много земельных владений в Европе, однако постепенно терял их.
Латинская империя — кратко
Овладев таким образом столицею Византийской империи, союзники разделили между собою её владения, образовав из них Латинскую империю с перенесением и сюда форм западного феодализма. Императором новой империи сделался граф фландрский, но и другие участники получили свои доли: граф монферратский овладел Македонией и Грецией, составившими королевство Фессалоникское, историк этого похода Вильгардуэн превратился в герцога Ахайского и т. п. Что касается до венецианцев, то они взяли себе приморские области Балканского полуострова и даже часть самого Константинополя; впоследствии они завладели и Критом. С этого времени и начинается морское могущество Венеции, и» сама Латинская империя оказалась созданием весьма непрочным. Греческое население относилось к своим новым господам с крайнею ненавистью, тем более, что крестоносцы подчинили патриарха папе и ввели латинское богослужение. Притом не все византийские области были захвачены крестоносцами. Большая часть тогдашних малоазиатских владений Византии превратилась в Никейскую империю; кроме того, на южном берегу Черного моря образовалась империя Трапензундская и, наконец, Эпир составил отдельное греческое владение. В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог отнял Константинополь у латинян и восстановил греческую империю. Но для последней завоевание её крестоносцами не прошло даром: оно лишило её некоторых владений и внутренне ослабило.
Долгая дорога домой
Внутренние смуты в Иерусалимском королевстве и военные успехи мусульманских правителей ближневосточных государств подорвали положение духовно-рыцарских орденов. В конце 13-го века, после падения крепости Акры — последнего оплота воинствующих пилигримов, крестоносцы покинули Святую Землю. Резиденцией Иерусалимского короля стал Кипр.
Госпитальеры обосновались и на Кипре, и на островах Греческого архипелага, а также в Малой Армении. Иоанниты вывезли с собой часть важных реликвий и святынь из Палестины. Совершая совместные с тамплиерами рейды на побережье Восточного Средиземноморья, госпитальеры тщетно пытались вернуть утраченные крепости и города.
В 1306—1310 гг. орден святого Иоанна провёл кампанию по захвату острова Родос. Магистр Фульк де Вилларе договорился с генуэзским пиратом Виньоло ди Виньоло, дабы совместными действиями прибрать к рукам беззащитные греческие острова. В итоге после непростой военной операции острова Родос, Кос и Лерос перешли к госпитальерам. К 1374 году в состав земельных владений ордена вошли остров Карпатос и крупный порт Смирна. Закрепившись в Средиземноморье, иоанниты сформировали плацдарм для дальнейшего продвижения паломников в Святую Землю. На Родосе хранилась главная реликвия госпитальеров — частица Гроба Господня.
В 15-м веке орден под натиском османской угрозы начал покидать греческий архипелаг. Госпитальеры в 16-м веке попали на Мальту и оказались под протекцией понтифика. Теперь уже Мальтийский орден с 1530 года получает согласие и Папы Римского, и императора Карла V на свою деятельность. Равновесие было восстановлено, однако аппетиты турецкого султана Сулеймана Великолепного росли. В 1569 году начинается знаменитая и героическая оборона Мальты, которая сделает бессмертным имя главного защитника острова — магистра Жана де Валлетта.
В конце 18-го века орден попал под протекцию российского императора Павла I, дабы противостоять планам Наполеона Бонапарта. В конце концов, братство обрело свой дом в Риме. Сейчас орден святого Иоанна — это сугубо богоугодная организация, которая занимается содержанием пансионов и довольно престижных европейских клиник. Основная миссия рыцарей-госпитальеров спустя века не потеряла актуальности.
Подарок с подвохом
Конечно же, Карл V сделал свой щедрый подарок, руководствуясь далеко не одним только «христианским сочувствием». Для того чтобы осознать все коварство королевского дара, надо понимать, что представляло собой Средиземное море в XVI веке. Это был настоящий змеиный клубок — бурлящий и смертельно опасный.
Все Средиземноморье кишело берберийскими пиратами — так называли выходцев из мусульманских регионов Северной Африки. Гавани Алжира, Туниса, Ливии служили пристанищем для тысяч и тысяч свирепых морских разбойников, которые держали в страхе всю Южную Европу.
Основной целью их рейдов служили прибрежные поселения Италии, Испании, Португалии, Франции. Этим странам приходилось особенно несладко, хотя и более отдаленным государствам тоже доставалось — мусульманские корсары доплывали даже до Англии, Ирландии и Исландии!
Портрет Пьера-Жерара де Мартига по прозвищу Благословенный — основателя ордена
Цели пиратских набегов были просты: золото и рабы! Причем охоту на рабов можно даже поставить на первое место. Берберийцы организовывали специальные рейды, в ходе которых они прочесывали прибрежные европейские земли, стремясь захватить как можно больше христианских пленников. Захваченный «живой товар» продавался на невольничьих рынках Марокко, Алжира, Турции. По подсчетам историков, берберийские пираты захватили и продали в рабство не менее одного миллиона европейцев. И это в те времена, когда население Европы было не очень-то и велико!
Для крупных операций разрозненные пиратские эскадры соединялись в целые флотилии из десятков и сотен кораблей. А если еще учесть, что пиратам-единоверцам активно помогала Османская империя, то можно понять всю величину опасности, которой тогда подвергалась Европа. Подарив госпитальерам остров в самом центре Средиземного моря, на перепутье между Тунисом и Сицилией, император бросил рыцарей в самый эпицентр ожесточенной схватки. Волей-неволей госпитальеры должны были служить щитом Европы против натиска мусульманских корсаров… Это было им вполне по силам. Тем более что противостоять пиратским набегам они научились еще во время обороны Родоса.
Осколки былого величия
Великая осада Мальты прогремела на всю Европу. После нее престиж Мальтийского ордена поднялся как никогда высоко. Однако «с вершины горы возможен лишь спуск вниз». С конца XVI века начался постепенный закат ордена.
Реформация в ряде стран Европы привела к конфискации владений католической церкви и ее подразделений, каковым считался и орден госпитальеров. Это нанесло сильный удар по финансам мальтийцев. В прошлое отошла и слава непобедимых воинов. Относительно малочисленное братство рыцарей терялось на фоне массовых европейских армий. Да и пиратская угроза уже была далеко не так остра, как прежде. Все это вело к упадку.
К концу XVIII века Мальтийский орден являлся лишь бледной тенью прежней могучей организации. Финальную точку в существовании рыцарского государства поставил Наполеон Бонапарт. В 1798 году, по пути в Египет, он без боя захватил Мальту. Руководство ордена объяснило эту удивительную сдачу сильнейших укреплений тем, что «устав ордена запрещает госпитальерам сражаться с христианами, каковыми, без сомнения, являются французы».
Но и здесь госпитальеры сумели оставить след в истории, провернув необычную комбинацию. Помыкавшись по европейским дворам в попытках найти августейших покровителей, верхушка ордена внезапно совершила совершенно неожиданный дипломатический «кульбит». Она предложила звание Великого магистра ордена… российскому императору Павлу I. Деликатность ситуации заключалась в том, что Мальтийский орден был исключительно католическим. Кроме того, члены ордена давали обет безбрачия. Павел же был православным (то есть, с точки зрения католического духовенства, еретиком), да к тому же еще и женат вторым браком. Но чего не сделаешь ради собственного спасения!
Став Великим магистром ордена в 1798 году, Павел I ввел изображение мальтийского креста в российский герб. Однако уже в 1801 году Александр I приказал убрать его.
Павел I, испытывающий тягу ко всему западному, с радостью согласился на это предложение. Под резиденцию ордена был выделен бывший дворец графа Воронцова на Садовой улице, где разместился российский Великий приорат Мальтийского ордена (ныне в этом здании находится Суворовское училище). А мальтийский крест Святого Иоанна вошел в список наград Российской империи.
Однако российский период в истории Мальтийского ордена продолжался совсем недолго. После убийства Павла I в 1801 году его преемник император Александр I прекратил все эти заигрывания с рыцарством. Госпитальеры были выдворены из России.
Мальтийский орден существует и поныне — его филиалы разбросаны по всей Европе. Но теперь это сугубо благотворительная организация, не имеющая никакого влияния на политику. Госпитальеры вернулись к тому, с чего начинали. Медицинская деятельность, уход за больными и ранеными вновь стали главной заботой Странноприимного ордена Святого Иоанна…
Причины
Европа в Х-ХI веке пребывала в глубоком кризисе, «века были так себе, средние». Действительно в разгар средневековья жизнь была далеко не сахар, причем не только у простолюдинов, но и у выходцев из знатных семей. Ведь в каждой семье, что бедной, что богатой и знатной всегда рождалось по много детей (о планировании семьи и контрацепции тогда не знали и в помине). А согласно тогдашним законам во избегание семейных разборок между братьями все имущество своих родителей унаследовал старший сын. У младших сыновей оставалось лишь два пути, или пойти в монастырь и далее продвигаться по религиозно-церковной линии, или взять отцовского коня, доспехи и оружие, и стать странствующим рыцарем.
Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.
Но к концу ХI века в Европе разразился еще и экономический кризис: несколько подряд идущих неурожайных годов, как результат феодалам стало нечем платить благородным рыцарям за их службу. Да и странствующих рыцарей-бандитов становилось все больше и больше. Умным людям стало ясно, что их воинственную энергию надо куда-то направить, и желательно, чтобы это «куда-то» было подальше от их собственного дома. И куда, вскоре нашлось…
…Святой город Иерусалим является священным и для евреев, и для мусульман, и конечно же для христиан. Завоеванный арабами в 687 году, он, тем не менее, оставался открытым для христианских паломников (к слову первые мусульмане уважали христиан и евреев, считая их также людьми Книги, которые верят в одного с ними единого Бога). Все изменилось, когда к власти пришли турки-сельджуки, не отличающиеся веротерпимостью. В 1071 году они прервали паломнические пути, и закрыли «неверным» христианским пилигримам доступ в святой город Иерусалим. Только сама эта новость вызвала большое возмущение и негодование в Европе.
А еще чуть позже, в 1095 году византийский император отправил письмо Папе Римскому с просьбой помочь с турками-сельджуками, которые теснят границы Византии и вообще «христианских людей обижают».
И вот в том же 1095 году Папа Урбан II произносит свою знаменитую пламенную речь о том как «проклятые сарацины» топчут Святую Землю и притесняют христиан, и что пора бы всему благородному христианскому рыцарству собраться и освободить Святую Землю от «ненавистных бусурман» и заодно помочь византийцам, пусть они и православные (то бишь еретики) но все одно христиане.
Что и говорить, речь Папы сорвала бурные овации, а все присутствующие на ней рыцари тут же поклялись отвоевать Святую Землю и в знак этой клятвы нашили на свои одежды красные кресты. Так зародилось движение крестоносцев.
Давайте подведем итог того, что стало причиной, точнее причинами появления такого необычного исторического явления как «крестовые походы». Как видите тут причин несколько:
- Подлинное желание освободить святой город Иерусалим, сделать его доступным для христиан и заодно распространить влияние католической церкви на восток.
- Бедственное положение в самой Европе, необходимость направить энергию воинственных, но бедных рыцарей на какое-то благородное дело. «Освобождение Святой Земли от сарацин», что может быть благороднее?