Испанские братства

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Один из четырех испанских рыцарских орденов

Братство меча святого Иакова является одним из четырех испанских военных орденов. Другими тремя являются орден Калатравы, орден Алькантары и орден Монтесы. По легенде, орден Сантьяго был основан королем Астурии Рамиро I в девятом веке. Король одержал великую победу над маврами во время битвы при замке Клавихо в 844 году нашей эры. Победа христиан над превосходящими их по численности мусульманами была приписана явлению королю Рамиро во сне и дальнейшему участию в битве Святого Иакова. Эта битва оказала большое влияние на формирование национальной идентичности испанского народа и способствовала принятию святого Иакова (Сантьяго) в качестве покровителя Испании, а местность Сантьяго-де-Компостела превратилась в важный центр паломничества, а паломников нужно оберегать и защищать.Если вашему ребенку задают много уроков и вы хотите помочь сделать ему и уроки и дальше отдыхать ,помощь можете найти на https://resh.me

Битва при Клавихо (Коррадо Джакинто / Общественное достояние)

Бертран Дюгеклен (1320-1380)

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым  ребенком  в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена  при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе — «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом.  Единственная крупная победа Ричарда в этой войне — взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Раннее испанское рыцарство

Рыцарство, или рыцарские кодексы нравов и надлежащего военного дела, как полагают, прибыли в Пиренейский полуостров в 10 веке, в контексте Реконкиста. Это было тогда, когда франкские рыцари, которые были готовы сражаться с мусульманскими захватчиками Иберия до Крестовые походы, казалось, чтобы защитить паломников, стекающихся к тому, что считалось гробницей апостол Джеймс в Галиция.Сент-Джеймс сам был известен и прославился в христианстве как «убийца мавров», и обнаружение его тела христианами считалось зажигательным фактором Реконкисты. В Реконкиста началось под Альфонсо II (791–842) и просуществовал почти 700 лет, пока христиане пытались Мусульмане вне Пиренейский полуостров. Однако заявление рыцарского рыцарские ордена и рыцарских идеалов и кодексов поведения не было на Пиренейский полуостров почти до второго века Реконкиста. В контексте Реконкиста, и близость Христианин и Мусульманин населения, атмосфера для развития Рыцарские ордена созрела, и в последующие века рыцарство процветало в Испания в большей степени, чем в других христианских государствах.

Рыцарство в средневековая испания не может быть понят вне контекста военных приказов рыцарство. Историки расходятся во мнениях относительно того, руководили ли испанские рыцари больше королевской семьей (например, король Кастилии или король Арагона ) или Папство. Но, похоже, существует консенсус в том, что у рыцарей были обязательства перед обоими и всеобъемлющая преданность церкви, поскольку оба находились в прямом контакте с рыцарями (и часто королевской семьей были сами, рыцари и крестоносцы). Некоторые ученые предположили, что более поздние испанские военные ордена, например, в крепости Калатрава, поклялись в своей верности в первую очередь своему Королевству, в данном случае Кастилия, но заказы как Тамплиеры или же Госпитальеры были более независимыми и не обязательно всегда были верны какому-либо королевству.

Орден Дракона

Орден венгерских рыцарей, основанный королем Сигизмундом Первым (Люксембургом) в 1408 г. в целях охраны своего государства от посягательств язычников. Однако, истинным создателем этого ордена считается Милош Обилич. Если верить легендам, ему удалось пробраться в расположение сил османов на Косовом поле в Сербии и убить султана Мурада. Из всего отряда Обилича, насчитывавшего 12 рыцарей, удалось спастись лишь одному – Стефану Лазаревичу. Вернувшись на родину, он рассказал королю Сигизмунду об их героическом деянии. Вдохновившись рассказом Лазаревича, король вновь учредил павший рыцарский орден.

Символом ордена было изображение свернувшегося кольцом золотого дракона с красным крестом – его наносили на щиты и родовые гербы или носили в виде медальонов на шее. Примечательным фактом является то, что среди членов ордена был родитель Влада Третьего Цепеша (Графа Дракулы), Влад Второй («дракон» по-румынски произносится как «дракул»).

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как  рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь  добивался расположения прекрасной дамы.  Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было  Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы.  В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед  последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В  1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Происхождение рыцарства. Социальный облик рыцарей в разных странах

Рыцарство как землевладельческий и военный класс возникло в VII веке у франков в связи с переходом от ополчения к коннице вассалов. Под влиянием поэзии и церкви оно создало эстетический и моральный идеал воина, а в период Крестовых походов под влиянием духовно-рыцарских орденов трансформировалось в наследственную аристократию. Первыми рыцарскими орденами были госпитальеры и тамплиеры, охраняющие паломников в Святой Земле.

Во франкском войске пехота доминировала ещё в VII веке, а конницу составляли королевские дружинники— антрустионы, которые позже наделялись землей и послужили основой для сословия рыцарей. Потребность в коннице при Карле Мартелле и его наследниках вызвала раздачу земель в аренду на условиях оброка и барщины. Мартелл раздавал земли церкви дружинникам и требовал взамен конной службы. Созданная тяжеловооруженная конница хорошо проявила себя во время агрессий арабов, проникших в Галлию с Пиренейского полуострова. На тех же условиях позже начали раздавать королевские земли. С VIII века такие люди стали называться «вассалами».

В Империи франков созданной Карлом Великим в 800 году тяжеловооруженные отряды конницы в первую очередь проявили себя в конфликтах централизованной власти с федератами Италии, Африки, Испании, Галлии, саксами и славянами. Становившийся вассалом свободный человек приносил сеньору присягу на верность. С конца VIII века присяга требуется от всех, кто, получая поместья и бенефиции, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал пехоту, но уже Людовик I и Карл II в походы собирали только конницу.

К 807 году появляется термин caballarius, который обозначал профессионального конного воина, способного полностью вооружиться за собственный счет. В 865 году от вассала, помимо копья и меча, для принадлежности тяжелой коннице требовалась панцирь или кольчуга. Легкая конница могла прибыть с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были ниже по положению. Из оброчного слоя можно было стать министериалом, получив должность при сеньорском дворе, служить в легкой коннице, а заслужив соответствующий бенефиций, стать рыцарем и перейти в тяжелую конницу. Так создавался класс дворовых слуг у богатых феодалов.

Замечание 1

Историки «Школы Анналов» возникновение рыцарства относят к более позднему времени.

Жорж Дюби полагал, что milites оформились в рыцарское сословие лишь в X веке. В IX веке milites —военные профессионалы, несшие вассальную военную службу сеньору.

В различных странах условия, необходимые для посвящения в рыцари, различались.

В Германии с XI века министериалы составили особое сословие динстманнов, стоявшее выше горожан и крестьян, но ниже рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность оставить службу по желанию. Первое место принадлежало динстманнам короля и духовных князей; ниже находились динстманны светских князей. Во второй половине XIII века в Штирии и Австрии динстманны сумели сравняться со знатью. В северной Германии князья раздавали лены динстманнам, и с середины XII века в это сословие переходила даже знать.

При Гогенштауфенах в середине XII века был прекращен переход в рыцари лично несвободных, и с этого времени рыцарство Германии замыкается в наследственное сословие. Фридрих I Барбаросса в 1156 году особым постановление запретил крестьянам носить меч и копьё; даже купец должен был привязывать меч к седлу. Появилось понятие о «рыцарском происхождении». Согласно «Саксонскому зерцалу», «истинный рыцарь» должен быть сыном и внуком рыцарей.

Во Франции в первую очередь уважением пользовались владельцы крупных наделов, и признаком знатности было допущение к посвящению. Хотя иногда простые люди становились рыцарями, основным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари стало королевской привилегией. Генрих III и Эдуард I требовали посвящения в рыцари всех, владеющим годовым доходом с надели не ниже 20 фунтов. Таким образом, факт владения землей доминировал над происхождением.

Хотя роль рыцарского сословия в средневековых государствах была значительна, его относительная доля была невелика, и составляла не более 3% населения. В Польше и Испании, в силу особенностей развития стран, количество рыцарей было выше, но не превышало 10%.

Со временем рыцарство «одичало» и возникло много рыцарей-грабителей, которые из замков атаковали проезжих купцов и соседей.

С появлением огнестрельного оружия и ростом роли пехоты рыцарство как военная сила перестает существовать.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Более поздние воплощения испанского рыцарства

После Реконкиста и потеряв известность, испанские ордена обретут новую роль в качестве элитного корпуса знати, сохраняя свои замки и поместья в качестве орденов для обеспечения доходов тем, кто отличился на службе у монарха. В последующие столетия наблюдался подъем Испанская Империя, и рыцарские идеалы превзошли все и снова появились в обличье конкистадоры в Новый мир. «Награды для конкистадора были похожи на награды его средневекового предшественника, реконкистадора: земля, которую нужно завоевать, люди, которых нужно принять в христианство, и слава или известность. Единственное существенное отличие заключалось в том, что конкистадоры и реконкистадоры были реальными людьми, которые также стремились к богатству, тогда как странствующий рыцарь из романов был вымышленным существом, безразличным к материальной выгоде. Берналь Диас де Кастильо солдат, участвовавший в завоевании Мексики, кратко сформулировал цель конкистадора: «Мы пришли сюда, чтобы служить Богу и королю, а также разбогатеть».

Уникальность испанского рыцарства

В Пиренейский полуостров Имело множество факторов, способствующих сильному рыцарскому духу, примером которого являются испанские рыцари. Один из определяющих факторов в принятии рыцарских орденов в Испания это Реконкиста, в котором христианские королевства пытались изгнать Мусульмане с полуострова. Величайшими врагами испанских рыцарей были мусульмане, которые были не воображаемым врагом, а глубоко укоренившимся в реальности и не таким далеким, как неверный или враг для рыцарей Франция или же Германия. В других христианских королевствах борьба первоначально велась между христианами из разных королевств, и поэтому больше обсуждалась и оспаривалась в христианских кругах. Однако в Испания, христианские рыцари и королевства сражались с тем, что было почти признано врагом христианство, и этот общий враг сыграл определенную роль в объединении христианских королевств в деле Крестовые походы и Реконкиста. В XII и XIII веках сформировалось большинство известных испанских рыцарских орденов. Раннее формирование орденов было опасным и нестабильным. В Калатрава, в середине XII века кастильские рыцари основали крепость, которая позже была заброшена из-за угрозы нападения мусульман. В течение пятидесяти лет форт Орден Калатравы был перестроен и стал укрепленным монашеский сообщество.

Кастильо-де-Калатрава-ла-Нуэва

Известность рыцарских орденов в политической и военной сферах христианских королевств полуострова колебалась в зависимости от рвения крестоносцев правителей королевств; однако их власть не была связана исключительно с Короли крестоносцев. Например, Фердинанд III периода правления Кастилии способствовали появлению большего количества испанских орденов из-за стремления королевства, возглавляемого королем, к крестовому походу против Мавры.

После смерти Фердинанд III Кастилия была относительно мирной, и моральный дух орденов был подорван. В этот период мира между орденами и мусульманами были наняты наемники, чтобы заменить рыцарей и помочь им в их битвах, магистры орденов больше не назначались по религиозному принципу, и между христианскими рыцарями с противоречивой лояльностью велась гражданская война.

Упадок рыцарских орденов в Испании спорен. Некоторые историки связывают падение рыцарства и рыцарских орденов с Мигель де Сервантес, потому что он своим сатирическим романом «улыбнулся рыцарству Испании» Дон Кихот (опубликовано в двух частях, 1605 и 1615 гг.). Другие предполагали, что упадок рыцарства был вызван изгнанием мусульман в 1492 году или централизацией политической власти во время правления Фердинанд и Изабелла. После изгнания мавров четыре ордена стали восприниматься как могущественные подданные, и получение контроля над ними стало приоритетом для короны — особенно в то время, когда корона изо всех сил пыталась установить свою центральную власть. Если кто-то присоединяется к этой последней точке зрения (более раннее падение рыцарства и рыцарских орденов в конце 15 века), то очевидно, что Сервантес не столько способствовал этому событию, сколько документально (в начале 17 века) его предыдущее происшествие, центральное для Дон Кихота, что это падение уже произошло во время приключений Кихота.

Испанские короли часто добивались избрания близких родственников своих семей магистрами орденов и в Калатраве в 1489 г. Сантьяго в 1494 г. и Алькантара в 1495 г. управление тремя магистриями в конечном итоге было передано королю Фердинанду Арагонскому как государю. Арагон и король-консорт Кастилия. Наконец, Bull Dum intra of Папа Адриан VI от 4 мая 1523 года бессрочное управление тремя орденами было передано «Карл I (император Священной Римской империи Карл V), король Испании, а также его наследники и преемники… »

Орден тамплиеров (Храмовники, Орден Храма)

Братство учреждено в 1119 г. по окончании Первого Крестового похода. Члены ордена сражались в белых одеждах с нашитым на них красным крестом, что отличало их от братьев других орденов.

Тамплиеры были влиятельнейшим орденом средневековой Европы и Англии, их магистр занимал место в английском парламенте. Они находились под покровительством папы и пользовались многими преимуществами, к примеру, не платили налоги и наделялись землями. Храмовники получали отпущение всех грехов и прощение проступков.

Тамплиеры были богатейшим орденом средневековья, изобрели чеки и занимались ростовщичеством, давая в долг даже королям!

Конечно, такая обеспеченность и сила не могли не вызвать недовольства и зависти со стороны монархов и понтифика. В 1307 г. монарх Филипп IV (Красивый) подписал распоряжение об аресте всех рыцарей ордена в пределах Франции с конфискации имущества братьев в пользу государственной казны. Братство обвинялось в ереси, богохульстве и мужеложстве, а, кроме того, во всех смертных грехах. Орден Храма был законодательно воспрещен и распущен.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В  битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Конфликт Генри Перси с Генрихом IV из-за отказа последнего оплачивать издержки армии, привел к тому, что Хотспур отпустил Дугласа без выкупа.

Английский король объявил Перси предателем. В итоге Генри Перси вместе с отцом и дядей в июле 1403 года присоединились к восстанию Оуайна Глиндура. 21 июля в битве при Шрусбери против королевской армии Генри был убит.

Его тело похоронили в Уинчестере, однако через 2 дня его выкопали и выставили в Шрусбери на всеобщее обозрение, а отрубленную голову Генри вывесили на воротах Йорка.

Интересный факт: лондонский футбольный клуб «Тоттенхэм»  в честь Генри Перси называют также «горячей шпорой».

Воспитание настоящего рыцаря

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Иберийские крестоносцы

Локомотивом национальных военно-монашеских орденов стали цистерианцы из французского аббатства Сито. Имея деньги и влияние в христианском мире, французы стали поддерживать создание духовно-рыцарских братств в испанских королевствах в 12-м веке. Король Леона и Кастилии Альфонсо VII в 1147 году штурмом взял крепость мавров Калаат-Рава и оставил её на попечение тамплиерам. Храмовники не справлялись с обороной столь значимой твердыни и попросили наследника престола Санчо III оказать им помощь. Цистерианцы взялись за дело в 1157 году. С подачи кастильского короля появился орден Калатравы. Народ потянулся в приграничную твердыню, и в 1164 году рыцари созвали капитул. Впервые в источниках появилось наименование «братья Калатравы». Римский понтифик одобрил создание нового военно-монашеского ордена. История братства началась с лишений: после поражения под Аларкосой был потерян Кампо-де-Калатрава. Кастильские крестоносцы отреагировали очень быстро и с 1199 до 1221 года вернули свои владения и приумножили их.

Орден Калатравы. (redcdn.net)

В Леоне, близ церкви Сан-Хулиан-дель-Перейро, рыцарь из Саламанки Суэро основал братство рыцарей. Цистерианцы датировали появление нового ордена 1156 годом, но только в 1176 году грамотой леонского короля Фернандо II было учреждено братство Алькантары. Папа Луций III даровал рыцарям независимость от местных епископств и велел защищать христианские земли. Орден получил монашеский устав Бенедикта Нурсийского и имел несколько названий: сначала Сан-Хулиан-дель-Перейро, позднее — Трухильо, а ещё позже — Алькантара. Подобной организацией были и «братья рыцарства Эворы», или Ависский орден. Португальский король захватил в 1211 году с помощью этих рыцарей крепость Авис. В 1213 году братство обосновалось там и приняло бенедиктинский устав. Главной задачей будущего Ависского ордена была защита взятой цитадели и близлежащих территорий.

Связи между 3 орденскими братиями укреплялись, так как они имели один корень и одну важную миссию — оборона и расширение границ христианских королевств в Испании.


Рыцари Сантьяго. (magerit-historica.com)

Единственной организацией рыцарей-монахов, не имеющей связей с цистерианцами, был «Великий военный орден Меча Святого Иакова Компостельского», или орден Сантьяго. Король Фернандо II в 1169 году передал монашескому братству замок Касерес и вверил его охрану главе будущего ордена Педро Фернандесу. Первоначально рыцари защищали владения архиепископа Кампостелы и взамен получили право носить символ святого Иакова (он же matamoros, убийца мавров). В 1173 году папа Александр III взял рыцарей Сантьяго под свою опеку. Любопытно, что римский понтифик признал право вхождение в состав ордена женатых дворян. Касерес был вновь занят мусульманами в 1172 году, и воинам святого Иакова пришлось обосноваться в городе Уклес и оборонять восточные рубежи.


Меч святого Иакова. (magerit-historica.com)

Постепенно силы исламских правителей в Испании сходили на нет. К концу 13-го века стало ясно, что завершение Реконкисты остаётся лишь делом времени. Ордены, основанные леоно-кастильскими и арагонскими государями, приносили немалую выгоду и смогли привлечь немало борцов за отвоевание иберийских земель. К 16-му веку многие духовно-рыцарские братства Испании перешли в статус светских и элитарных организаций.

Когда был основан Орден Сантьяго?

Битву при Клавихо многие историки ставят под сомнение из-за отсутствия достаточного количества археологических находок в этом районе, поэтому весьма сомнительно и основание ордена Сантьяго в девятом веке. Большинство историков сходятся во мнении, что орден был создан примерно в середине двенадцатого века. Однако точных данных недостаточно.

По одной из версий, орден меча святого Иакова был основан в 1171 году королем Леона Фердинандом II. На обратном пути из Бадахоса в Леон король взял под свой контроль город Касерес. Именно там он, епископ Саламанки и 13 рыцарей основали орден братьев Касереса, он же орден меча святого Иакова. В том же году орден получил свой первый устав от кардинала Хасинто, легата папы Александра III в Испании. Первым Великим магистром ордена Сантьяго был Педро Фернандес де Кастро. Де Кастро был воином, бывшим в паломничестве в Святую Землю, где он пересекался с тампиерами и возжелал основать подобный орден у себя на родине.

Портрет Фердинанда II. Исидоро Лозано. (museodelprado.es / общественное достояние)

Основы образования ордена

В начале 13 века в Риге существовал Орден меченосцев – немецкое католическое объединение, в которое входили представители духовенства и рыцари. Форменной одеждой членов ордена был белый плащ с принтом в виде красного креста и меча. Первого магистра, который возглавлял орден, звали Винно фон Рорбах, его сменил Фольквин фон Наумбург, на котором и закончилась история ордена. Основной задачей ордена были крестовые походы на земли современной Прибалтики. Особенно трудно удавалось покорение Литвы, неоднократно предпринимались попытки завоевания Новгородских земель. Совместно с датскими войсками в 1219 году основана крепость Ревель (современный Таллин).

Закат ордена пришелся на время Северного крестового похода 1233 – 1236 годов, который приостановил новгородский князь Ярослав Всеволодович. Полное поражение меченосцы потерпели во время Крестового похода на Литву в 1236 году, который организовал римский папа Григорий IX. В мае следующего года руководитель Тевтонского ордена и папа Григорий договорились о вхождении оставшихся меченосцев в состав ордена. Поскольку меченосцы дислоцировались на современных латышских и эстонских землях, новое объединение стало носить название Ливонского ордена – филиала Тевтонского ордена. Рыцари Ливонского ордена оставили то же форменное одеяние, что и у их предшественников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: