Рыцари — сообщение доклад про рыцарей средневековья

Доспехи и оружие

Средневековье еще называют веком кольчуги. Но металла для их производства было мало, поэтому они стоили очень дорого. Да и сам процесс изготовления требовал много усилий и времени. Все обмундирование и вооружение рыцаря Средневековья вместе с конем оценивалось в 15 кобылиц или 45 дойных коров, а это хозяйство одной деревни.

Всадники надевали качественные одежду и оружие:

  • стеганая рубаха;
  • чешуйчатые и пластинчатые доспехи, позже — кольчуга;
  • кольчужные чулки;
  • куполовидные шлемы;
  • щиты;
  • длинное копье;
  • железный меч.

На обнаженное тело юноши надевали длинные стеганые рубахи. Менее богатые рыцари носили броню, пошитую из двух слоев кожи. Надевали этот кафтан через голову или завязывали его на спине. Позже на кожаные детали начали нашивать металлическую чешую.

Затем появилась кольчуга — особое обмундирование, состоящее из одного или нескольких рядов стальных колец. Она свисала до колен, а для удобства имела разрезы сзади и спереди. Кольчуга быстро вытеснила кожаные доспехи.

На ноги юноши надевали металлические чулки, а кольчуги дополнились капюшонами и длинными рукавами. Голову защищал шлем. Его надевали поверх мягкого капюшона. Сначала он напоминал купол с нащечниками и наносником. А в конце XII века появились горшковидные шлемы. Они закрывали не только голову, но и плечи. Верхушку можно было загнуть вперед. При этом внутренний объем расширялся, что снижало риск получения ранения лица.

Основное оружие рыцарей — копье, его использовали для наступления на врага. Снаряжение изготавливали из ясеневого древка и наконечника из железа. Но использовать копье всадники могли только после изобретения стремян. До этого у них не было опоры, чтобы приподняться в седле. Хотя оружие можно было назвать крепким, оно редко переживало один турнир.

Копья не хватало для ведения полноценного боя. Рыцари использовали также мечи, изготовленные из железа. Оружие было длинным и массивным, ему давали прозвища. У короля Артура — Экскалибур, у Ролланда — Дюрандаль. Рукояти украшали драгоценными камнями, а сами мечи передавали от отца к сыну, как семейную реликвию.

Рыцарский культ «прекрасной дамы»

Каждый рыцарь обязан был выбрать себе даму сердца, об этом было написано в рыцарском кодексе любви. Да-да, существовал и такой

Причём неважно, была ли дама из аристократок или простолюдинок, имела она мужа или нет. Всё, что нужно было делать «прекрасной даме», — принимать ухаживания выбравшего её рыцаря

Для средневекового рыцаря выбранная им дама являлась недостижимым идеалом и воплощением богини. В честь неё он складывал сонеты и пел ей серенады под окном. И ради «прекрасной дамы» рыцари бились на турнирах. Рыцарь выезжал на ристалище, прикрепив полученные от дамы сердца перчатки к своему шлему. Также на щит прикреплялась табличка, где восхвалялась красота «прекрасной дамы».

Только после нескольких месяцев, а то и лет ухаживаний и победы в турнире рыцарь получал право облобызать ручку своей леди. Впрочем, до постели дело тоже доходило, но это не приветствовалось. Рыцарь должен был испытывать к своей леди лишь платонические чувства. Это тоже прописывалось в рыцарском кодексе. Там же указывалось, что рыцарь обязан защищать слабых, быть верующим христианином, охранять Евангелие и церковь. Должен был рыцарь и держать данное слово, блюсти чистоту нравов, бороться против зла, быть щедрым и защищать добро. Но была у средневекового рыцарства и другая, тёмная сторона.

«Бог в помощь». Э. Лейтон

Где встречаются

  • «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — один из первых великих романов Нового времени, сатирически высмеивающий всю рыцарскую тематику.
  • Очень развита рыцарская тема в ПЛиО. Рыцари тут встречаются всякие — благородные и не очень, разбойники и верные стражи короля. Обращение к вестеросскому рыцарю звучит как «сир» — явная параллель с английским «сэр».
  • Монти Пайтон и святой Грааль — весёлый английский стёб над легендами о рыцарях Круглого Стола.
  • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — ещё один стёб на ту же тему, но уже американский, от Марка Твена. Неоднократно экранизировался.
  • Knightfall (дословно «падение рыцарей», в переводе «падение ордена») — сериал про конец Ордена Бедных Воинов Христа и Храма Соломона известных под краткими именем «Тамплиеры». Сериал начинается с падения Акры и эвакуации Ордена в Европу.
  • «Железный рыцарь» и его сиквел — главный герой рыцарь-тамплиер, участвующий в обороне замка.
  • Battle Brothers — рыцари присутствуют и не против сходить в крестовый поход. Можно даже начать играть за сильного, но бедного рыцаря, подавшегося в наемники.
  • Dark Souls — японцы сделали темное фэнтези о рыцарях.
  • Elden Ring — каждому из полубогов служат свои рыцари, со своими цветами и спецификой, есть еще рыцари-бродяги, ударившиеся в наемники. Впрочем все это меркнет перед троллем-рыцарем, да еще и владеющим магией.
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — здесь можно стать рыцарем. Совершив нехитрый квест-другой, можно получить посвящение в Рыцари Колючки или Рыцари Белого Жеребца — придворные военные ордены в графствах Чейдинхол и Лейавин соответственно. Ещё здесь есть Рыцари Девяти, но они уже скорее по соседнему тропу.

История появления рыцарства

Высшие военные сословия были сформированы во многих регионах. Например, клан самураев в Японии или сипахи в Османской Империи. Однако такое понятие как рыцарство связывают только с Европой периода VIII-XV веков. Зародившись в Испании и Франции, оно быстро распространилось на остальные европейские государства, и достигло своего расцвета в XII-XIII веках, во времена крестовых походов.

Рис. 1. Средневековый рыцарь.

Рыцарство возникло в результате развития системы феодального землевладения. Передавая собственные земли во временное или постоянное пользование, их владелец становился сеньором, а их получатель – вассалом. В обязанности вассала входила не только защита земельных угодий своего сеньора, но также активное участие в его совете, суде, спасение его из плена и прочее. Рыцарь мог быть предан только одному сеньору, и не мог одновременно состоять на службе даже у выше стоящего феодала.

Посвящение в рыцари

Рыцарское ремесло требовало весьма серьезной физической подготовки. Снаряжение, полностью изготовленное из металла, было очень тяжелым, и весило до 50 кг. Чтобы не только выдержать этот вес, но и сражаться вместе с ним, нужно было иметь большую силу и выносливость.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Рис. 2. Рыцарское снаряжение.

Подготовка будущих рыцарей начиналась очень рано. Поначалу у мальчиков развивали их физические данные и воинский дух в домашних условиях. Затем подростков отправляли во дворец сеньора, где они получали звание пажей и приступали к новому этапу обучения.

По сути, пажи были слугами рыцаря: повсюду сопровождали его, выполняли все поручения, прислуживали за столом. Но вместе с тем они обучались военному ремеслу, религии, литературе, в них воспитывали идеал благородного рыцарства, обучали кодексу поведения и чести.

В 14 лет юношей посвящали в оруженосцы. В этом статусе они должны были следить за оружием и доспехами своего рыцаря, сопровождать его в поездках и боевых походах.

Достигнув 21-летнего возраста, юноши, достойно прошедшие все испытания, становились рыцарями. Посвящение было важнейшим событием, ведь будущий рыцарь давал торжественную клятву, согласно которой он должен был стоять на защите веры, помогать слабым и нуждающимся, верно служить своему сеньору, избегать гордыни, тщеславия, жадности.

Рис. 3. Посвящение в рыцари.

В праздничные дни в средневековье устраивали рыцарские турниры, на которых отважные воины состязались в своем мастерстве. В схватках использовалось тупое оружие, и победителем считался тот, кто первым смог сбить противника с седла. В награду еду доставалось оружие, лошадь или доспехи.

Что мы узнали?

При изучении темы «Рыцарство» мы узнали, где и когда зародилось это понятие и что оно означает. Мы выяснили, какую роль играло рыцарство в средневековом обществе, какова была его основная функция, и как происходила подготовка и посвящение в рыцари.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

№13

Во многих средневековых замках между этажами были хитроумно спроектированы винтовые лестницы. Обычно их строили у стен замка. Эти лестницы были разработаны специально для рыцарей (вернее против них). Если вражеская армия вторгалась в замок, ее рыцарям было очень сложно подниматься по узкой изогнутой лестнице во время боя. К тому же, винтовые лестницы проектировали так, что они вились по вверх по часовой стрелке. Это означало, что вторгшимся воинам нужно было двигаться вперед левой стороной, что было серьезной проблемой, так как почти все воины держали свои мечи в правой руке.

На этом все, уважаемые читатели

Благодарим вас за то, что уделили внимание нашему интернет ресурсу.  

Бертран Дюгеклен (1320-1380)

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым  ребенком  в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена  при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Битва при Куртрэ 1302 года

Начнем с середины нашего повествования – битвы при Куртрэ 1302 года. Сражение довольно примечательное – часто его рассматривают в качестве вехи, знаменующей окончание главенства конницы и начала пехотной революции. И, в общем-то, в таком ключе сражение не устраивает ни фанатов сметающей все и вся рыцарской кавалерии, ни сторонников пехоты-царицы полей. Апологет конницы, разбуженный ночью, на тихий шепот «Куртрэ» вскинется, не просыпаясь, выпалит «коннице помешали рвы, ручей, а так бы растоптали как при Розебеке, Монс-а-Певеле и Касселе» и рухнет на подушку, не открывая глаз. Ну, а сторонников пехоты в принципе не устраивает XIV век как рубеж, ведь атаки конницы отбивались и раньше. Как по мне, эти споры малопродуктивны, и нужно на примере сражений выяснять механику и принципы поведения воинов, а не защищать свою команду.

Фламандский пехотинец, правда его противник пришел из прошлого, судя по доспехам, ну что ж поделать

Вернемся к Куртрэ – это достаточно знаменитая битва между фламандцами и французами, примечательная тем, что первые представляли собой пешее воинство, в то время как их противники делали ставку на конницу. Численность сторон была примерно равной – 8000-10500 человек со стороны фламандцев (по Вербрюггену) и около 7000 французов (2500-3000 всадников, остальные пехотинцы).

Иллюстрация по Всадники войны. Кавалерия Европы. . Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С, С-П.: Полигон, 2005

Сам ход битвы описан во множестве статей и исследований, я ограничусь общими замечаниями. Фламандцы выстроились в фалангу, заняв позицию за ручьями и рвами, французская пехота накрыла их арбалетным огнем, после чего вероятно (?) произошел уже ближний бой между фландрийцами и их противниками. Причем пехота французов так успешно наступала, что чуть не выиграла бой. Далее после успешной атаки, по сообщению «Старой хроники Фландрии», французы говорят командующему: «Сир, чего вы еще ждете? Наши пехотинцы наступают так, что они одержат победу и мы не стяжаем здесь чести», после чего рыцари атакуют (успешно форсировав рвы), попутно потоптав некоторое количество своих же пехотинцев, и начинается катастрофа. Всадники отступают с большими потерями, попутно сваливаясь во рвы на обратном пути. Французы оставили на поле битвы половину всадников, потери фламандцев несколько сотен по источникам, по факту – вопрос. Здесь нас будет интересовать несколько важных нюансов, и первое – это моральное состояние самих фламандцев. Людовик ван Вельтем («Historiael Spieghel» ~ 1316 г.) описывает сильный страх, который испытывали пехотинцы :

И здесь достаточно показательное отражение психологии двух участников битвы, с одной стороны первобытный ужас фламандцев перед главной военной силой средневековья, с другой презрение французского рыцарства – они бросаются в атаку, дабы всю славу не получили собственные же пехотинцы.

Далее Жиль ле Мюизи описывает ужас, который поразил уже отступающих рыцарей:

План битвы при Куртрэ. Иллюстрация J.F Verbruggen «The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eighth Century to 1340» // The Boydell Press, 1998

Полагаю, Вы часто могли слышать в той или иной форме выражение, что один конный стоил десяти пеших. Это распространенный лейтмотив лояльных к рыцарям хроник, собственно вышеупомянутый Жиль ле Мюизи об этом также писал. И здесь, чтобы понять, повлияла ли на что-либо эта битва, стоит посмотреть на то как изменились взгляды фламандцев. Согласно «Хронике Виллани»

На самом деле подобные реляции буквально воспринимать не стоит – собственно поражения рыцарских армий в XIV веке явно свидетельствуют о том, что соотношение 1 конных на 10 пеших, если и выполняется, то в «сферическом вакууме», ну а фламандские бахвальские речи разбились о тяжелые разгромы при Розебеке, Касселе и Бремюле

Важно их рассматривать с позиции общественного настроя – Куртрэ, при всей спорности самой битвы, во-первых прокатилось эхом по всей Европе, во-вторых определенно вызвало заметные сдвиги в психологии воинов

Крестьяне больше не терпели опорных пунктов дворян в своих деревнях и уничтожали их. Сатирические средневековые песни (Kerelslied) представляют фламандцев начала XIV века как людей с замашками графов .

Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище  l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Миф IV:Легенда о рыцаре-одиночке

Этот стереотип довольно прочно засел в головах людей через современные романы и фильмы, где благородный воин путешествует по миру либо один, либо, как Дон Кихот, в сопровождении одного только оруженосца.

Но, это также не соответствует действительности, так как рыцарь — это всегда командир рыцарского «копья», то есть небольшого подразделения всадников, состоявшего из самого рыцаря, оруженосца и нескольких легко вооруженных боевых слуг. Количество этих слуг зависело от богатства самого рыцаря, ведь кормил и одевал он их из своего кармана.

Это было настолько распространено, что даже хронисты считали количество участвовавших в битве воинов не по головам, а по «копьям», что вносит сильную путаницу сейчас, при попытках посчитать, сколько же бойцов реально рубились на поле, ведь каждое «копье» могло содержать разное количество воинов.

История рыцарства


Доспехи в разные века.

Европейское рыцарство возникло в раннее Средневековье. Первоначально в варварских королевствах, сложившихся после распада Западной Римской империи, не было определенного воинского сословия, да и вообще в этих королевствах зарождающийся феодализм был ещё смешан с родоплеменной клановой системой. Когда нужно было идти на войну — призывали, отрывая от сохи, крестьянское ополчение. Но в восьмом веке нашей эры всё начало меняться. Карл Мартелл, майордом меровингской Франкии, ввел систему так называемых бенефициев, от которых впоследствии произошли феоды. Бенефиций — это условное владение землёй, которым в эпоху Карла Мартелла наделялся самый сильный воин на деревне. Если ты крутой боец — граф жалует тебя пожизненным владением твоей деревней и землями вокруг неё, в твои обязанности будет входить командование деревенским ополчением, ты наделяешься непререкаемым авторитетом среди односельчан, и они будут обязаны снабжать тебя оружием, доспехом, лошадьми. Так появились первые рыцари — бенефициарии, и в битве франков с арабами при Пуатье (732) они впервые показали себя как элитная кавалерия франкского войска. Арабы были разгромлены и никогда больше не облизывались на Европу, а в самой Европе появилась новая интересная и романтическая профессия.

Поначалу вход в рыцарство был очень простым: для этого надо было быть всего лишь первым бойцом на деревне. Умеешь воевать — иди и воюй. Звание бенефициария было пожизненным, но не наследственным, и если где-то в каких-то диких полях убили предыдущего бенефициария, ничто не помешает следующему молодому орясине попытать счастья. Земли для создания новых бенефициев сначала отчуждались от церковных, затем от владений короля. Но затем, как это водится, сформировавшееся сообщество профессиональных воинов захотело передавать все, чего добилось, своим детям. Тогда сыновей рыцарей стали обязательно (при условии физического здоровья) обучать как рыцарей, и уважение к потомственным рыцарям стало намного больше, чем к посвященным из неведомо кого. К XII веку вход в рыцарство для посторонних практически закрылся, и посвящение простолюдина в рыцари стало событием редким и исключительным.

Неотъемлемая часть образа рыцаря в современном сознании — тяжелые доспехи — появилась далеко не сразу. В эпоху Карла Мартелла тяжелых доспехов как таковых не существовало, и бенефициарии обряжались кто во что горазд — в стеганину, кожу, чешую, кольчуги. Веку к X стандартное вооружение рыцаря стало примерно соответствовать тому, что возникает у нас в голове при слове… «богатырь»: кольчуга, конический шлем, каплевидный щит, меч-каролинг. Этот комплект вооружения был общеевропейским и использовался от Атлантики до границ Дикого Поля. В XIII веке кольчуга начала сдавать позиции появлявшимся более тяжелым пластинчатым доспехам, в первую очередь, бригантному — доспеху из наклепанных на толстую тканевую основу изнутри стальных пластин. Наконец, в XIV веке появляются первые латные нагрудники, наручи и поножи, пока что не объединенные в единый доспех, а носящиеся поверх кольчуги. В XV—XVI веках уже правят бал полноценные латные доспехи. В XVI веке когда получили распространение пистолеты, рыцарь в дополнение к своему вооружению мог таскать один-два пистолета, а гарда рыцарского меча могла иметь модную форму «как у шпаги».

Варварские традиции

Но мы никоим образом не должны замыкаться только на древних германцах. Был ещё и другой пласт культуры: в рыцарском эпосе прослеживаются также и кельтские традиции.

Гай Юлий Цезарь в своём сочинении «Записки о Галльской войне» отмечал особую храбрость галлов, которая превосходила лучшие боевые качества германцев. Страбон также писал об отваге и боевом задоре кельтов. Но, к 52 году до н. э. пальму первенства перенимают германцы как самые неистовые и смелые враги Рима и армии Юлия Цезаря.

Античные авторы зафиксировали характерную черту воинственных варваров: да, им безусловно свойственна отвага, но также в их действиях было много чванства и безрассудства. И, конечно же, тяга к роскоши и украшениям.

Знаменитый полководец выделял у галлов две уважаемые прослойки населения: друидов и всадников. Последние занимались только войной и выступали в походы со своими клиентами и подданными. Главным критерием их статуса была воинская доблесть и отвага.

Образ германцев в римских исторических сочинениях был более брутальным. Их жизнь состоит только из охоты или войны. Истинным показателем доблести и храбрости германцев является то, насколько далеко их соседи живут от германских поселений. Чем больше страха — тем дальше соседи. Хотя они гостеприимны и целомудренны, живут в гордом одиночестве. Их основной доход — набеги и войны. Ведение домашнего хозяйства и обработка земли — удел рабов, женщин и детей. Конечно, и Тацит, и Цезарь идеализируют германцев. Война не могла длиться вечно: охота сменялась широкими застольями с яствами, хмельными напитками и весельем. Постоянные попойки и чревоугодие — удел скорее верхушки племенной организации. Свободные члены общины жили в умеренности и вместе с зависимыми категориями населения германских деревень, пока не получали право носить оружие или же пока их авторитет в общине не возрастёт.

Возвращение из похода. (renegadetribune.com)

Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться

Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.

Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.

Турнирные доспехи

В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.

Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.

Именно для них иногда даже делали специальные лестницы, навроде трапа для самолета, по которым они взбирались на коня и летели в бой на турнире. Вот такие доспехи могли весить до сорока килограммов. Естественно, при падении с лошади встать было не так просто. Но, чаще всего причиной был скорее сам удар о землю, чем тяжесть и неудобство доспеха.

Мобильность рыцаря в доспехах

Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.

Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: