Состав священных книг
Основные положения христианского вероучения сформулированы в Библии («Священное Писание»), в постановлениях Вселенских Соборов, сочинениях отцов церкви и т.д.
Полный состав священных книг называется различно: «Слово Божие», «Священное Писание», просто «Писание», «Закон». Эти наименования встречаются в самом Священном Писании. У отцов Церкви употреблялось название «Библия», что на греческом языке означает «Книги». Другое наименование у отцов Церкви — «Ветхий и Новый Завет». Слово «завет» означает: а) союз, договор, б) завещание, духовная запись. Этим словом означается союз Бога с людьми, осуществляемый в истинной религии.
Евреи свои священные книги обозначали названиями: «Писания», «Священные Писания», «Завет», «книги Завета», «Закон и Пророки». Христиане новозаветные писания обозначали названиями «Евангелие» и «Апостол».
Это интересно: 468,БЕХАЙМ (Betaaim) Мартин (6.10.1459-29.7.1507)
Кастовое разделение общества
- Индуизм отличается от буддизма отношением к кастовому разделению общества.
Согласно древним ведическим традициям которые лежат в основе индуизма, общество разделяется на четыре сословия (касты). Это брахманы (священники), кшатрии (воины, административный класс); вайшьи (торговцы, земледельцы) и шудры – наёмные работники. Это разделение на касты происходит по образованию которое получил человек и роду деятельности. Все члены сословий (каст) выполняли свои определённые обязанности перед обществом. Со временем, общество стало постепенно деградировать, и представители разных сословий (каст) перестали выполнять должным образом обязанности своей варны (касты) перед обществом. Таким образом, разделение на сословия (касты) стало происходить исключительно по рождению, а не по качествам самого человека.
Буддизм от индуизма отличается тем, что в буддизме существует понятие того, что достигнуть духовного совершенства может любой человек, если будет следовать основам учения буддизма. В индуизме, закончить перерождение а материальной вселенной может только представитель сословия брахманов (высшая каста). Хотя, в соответствии с тем, что разделение общества в современном мире происходит по рождению (благосостоянию), и это не имеет ничего общего с кастовым разделением, в писаниях индуизма говорится, что в этот век (эпоху Кали-юга, которая началась около 5 тыс. лет назад), практически все люди стали – «шудрами», т. е. – наёмными работниками. И поэтому, никакой зависимости успеха в духовной практике самоосознания, от от сословия (касты), к которому принадлежит человек сейчас не существует.
Таким образом, появление буддизма с его отличиями от индуизма, было необходимо для того, чтобы:
— Устранить неограниченное жертвоприношение животных, и получившее широкое распространение «мясоедения».
— Устранить кастовое разделение общества на классы (касты), которое потеряло свою суть, и превратилась в злоупотребление своим происхождением (классовое положение стало определяться по рождению, а не по качествам личности человека).
Существует ещё одна причина и цель появления буддизма, об этом чуть ниже.
Семейные традиции в буддизме
Отношение к семье и браку у последователей буддизма особое. Прежде всего, оно основано на внутреннем осознании значимости и ответственности. С одной стороны, никто никого не осуждает, не принуждает к чему-либо и не ограничивает. С другой стороны, это крепкие браки, в которых практически не бывает измен и прочего разгула страстей. Традиции семейной культуры буддизма основываются не на запретах и предписаниях, а на рекомендациях основателя течения. Эти рекомендации описывают, что и как нужно делать мужу и жене отношении друг друга и детей, чтобы созданная семья стала счастливой и достойной. В рекомендациях сказано, что не стоит не только изменять супругу или супруге, но и флиртовать с другими мужчинами и женщинами во избежание разжигания своих собственных чувств и нарушения душевного покоя супруги (супруга) и заинтересованных особ.
Даная религия ничего не имеет против брака как такового, считая это личным делом и решением каждого. Точно также нет принуждения к сохранению созданного союза до конца жизни, если супругам по какой-то причине семейные узы становятся в тягость. Но расторжение брака должно также происходить по взаимному согласию. Кроме того, считается, что при строгом соблюдении предписанных правил и заповедей Учителя такой необходимости возникнуть просто не может, за исключением редких индивидуальных случаев. Разводы в буддизме, несмотря на разрешение, очень редки
Также принимается во внимание совет Буды не вступать в брак при значительной разнице в возрасте по вполне понятным причинам. Считается, что семья все же создается не для сексуального удовлетворения, а для совместного духовного роста, развития и взаимной поддержки
Это помогает избежать одиночества для тех, кому оно в тягость, и прочих жизненных трудностей и лишений.
Палийский канон — священная книга буддистов
История создания Трипитаки началась в седьмом веке до н.э., после достижения паринирваны Буддой Шакьямуни. Изначально сакральные знания буддистов передавались только в устном варианте, однако на Четвертом Буддийском Соборе было решено увековечить заветы Будды, и Трипитака была записана на папирусах, изготовленных из пальмовых листьев. Так как эта священная книга записывалась на языке пали, во всем мире она также известна под названием «Палийский канон».
Данная священная книга состоит из трех основных частей — «трех корзин»:
1. Виная-питака — корзина правил поведения; в этой части Палийского канона обозначены правила и нормы поведения для монахинь и монахов, которые отреклись от мирской жизни и живут в буддийских монастырях
2. Суттанта-питака — корзина наставлений; в данной части Трипитаки записаны наставления Будды, которым должны следовать и молодые монахи, и миряне. Именно в Суттанта-питаке описаны ключевые догмы буддийской религии
3. Абхидхамма-питака — корзина доктрин; в нее входят не изречения самого Будды, а труды его учеников и последователей, посвященные искусству медитации. В этой части Палийского канона преобладают тексты, посвященные психологии, теориям мышления и познания, этике, философии.
Решение проблемы и применение полученных знаний
Многим из вас эта книга знакома (показываю Библию).
– Из каких частей состоит Библия, нам расскажет Настя.
Слайд 2-4.
По ходу рассказа на доску вывешиваются карточки с понятиями: Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие.
– Что мы узнали из рассказа Насти? (Что Библия состоит из трёх частей: Ветхого Завета, Нового Завета и Евангелия).
Слово «завет» в их названии означает союз: ветхий – заключённый Богом с избранным (еврейским) народом: новый со всем человечеством, принявшим веру во Христа.
К Ветхому Завету относятся книги, написанные в дохристианское время на древнееврейском языке и описывающие время ожидания прихода Христа.(записываем это понятие в тетрадь).
В Новом Завете повествуется о жизни, учениях, делах Иисуса Христа. Книги Нового Завета принято разделять на законоположительные, в которых изложена основа всей христианской веры; исторические – Деяния апостолов и историческое изображение жизни Иисуса Христа, (запишем это понятие в тетрадь).
Евангелие – книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангелие – что четыре книги, названные по именам авторов-составителей: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Слайд 5.
В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными. Этим наименованием показывается, что Евангелия имеют для христиан такое же значение, какое имел для евреев Закон Моисеев – Пятикнижие.
Слово «Евангелие» в современном языке имеет два значения: христианское благовестие о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти и книга, излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, спасительных страданиях, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа.
Первоначально, в греческом языке классического периода, слово «евангелие» имело значение «воздаяния (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть».
Позднее так стала называться сама радостная весть. Далее слово «евангелие» приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах «евангелие» обозначает проповедь самого Иисуса Христа(Мф.4:23: Мк.1,14-15), но чаще всего «евангелие» – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести, (запишем это понятие в тетрадь).
Обратимся к статье учебника. Ангелина, прочитай нам два первых предложения из этой статьи стр.97.
– Что ещё мы узнали о Библии? ( Она состоит из 77 книг. Они были написаны разными авторами).
– А как вы думаете могло ли большое количество авторов написать одну книгу?
Это интересно: 470,Биграфия Малалы Юсуфзай: разъясняем суть
Буддизм. Основные направления
После смерти Будды между его последователями возникли разногласия, которые привели к образованию двух основных направлений буддизма — махаяны и хинаяны.
Процент буддийского населения в странах мира по данным Pew Research Center (2010 год)
Хинаяна
Последователи хинаяны, учения «малой колесницы», верят, что они следуют заповедям Будды точнее, чем сторонники других направлений. Они считают Будду выдающейся личностью и образцом для подражания, но не обожествляют его.
По их мнению, после смерти он утратил способность оказывать помощь живым людям. Поэтому сторонники хинаяны не молятся Будде. Они верят, что человек может сам достигнуть нирваны, следуя наставлениям Трипитаки.
Махаяна
Последователи Махаяны, учения «большой колесницы», не сосредоточивают внимание на одном Будде – Сиддхарте Гаутаме, а рассматривают его как одного из множеств будд прошлого, настоящего и будущего. Они верят в существование ботхисатв (почти будд) – людей, достигших нирваны, но оставшихся в цепи перерождений, чтобы оказывать помощь другим
Помимо Трипитаки, приверженцы махаяны изучают сутры — более поздние тексты, содержащие рассказы и притчи. В них объясняются некоторые положения учения Будды, трудные для понимания. Наиболее известны Алмазная сутра и Сутра лотоса. Махаянисты верят, что достигнуть нирваны может не только монах, но и простой мирянин.
Распространяясь в Азии, махаяна впитывала в себя местные культурные традиции, что привело к возникновению ее многочисленных разновидностей (ваджраяна, амидаизм, дзэн и другие).
Ваджраяна
Ваджраяна — одно из направлений буддизма. Наивысшего расцвета оно достигло в Тибете, поэтому называется иногда тибетским буддизмом. Учителя-наставника последователей ваджраяны называют далай-ламой. В 50-е годы 20 в. в Тибете буддисты подвергались гонениям, и большинство из них были вынуждены бежать. Нынешний далай-лама живет в изгнании на территории Индии.
Вид на дворец Потала из подножия Чагпори (Лхаса, Тибетский автономный район, Китайская Народная Республика)
Дворец-монастырь Потала близ города Ахаса в Тибете — бывшая резиденция далай-памы. Это место паломничества последователей ваджраяны: тибетского буддизма.
Амидаизм
Амидаизм — направление буддизма, широко распространившееся в Японии в 13 в. Центральная фигура амидаизма — будда Амида. По преданиям, он, исполнившись сострадания к людям, обещал, что всякий, кто произнесет его имя, возродится в Земле обетованной — раю, где царит нирвана.
Дзэн-буддизм
Дзэн — направление буддизма, возникшее в Китае и распространившееся в Японии в 13 в. Слово «дзэн» означает «созерцание». Последователи дзэн-буддизма стараются большую часть времени проводить в медитации. Помимо медитации, в дзэн-буддизме есть и другие методы, помогающие концентрироваться: сады камней, занятия живописью, боевыми искусствами (например, каратэ).
В эти методы входит и решение коан — парадоксальных задач такого типа: «Как звучит хлопок одной ладонью?». Цель коан — освободить ум от привычного логического мышления, что способствует Просветлению.
Детство и юность
Считается, что отцом Будды был раджа Шуддходана, тогда как его матерью являлась царица Махамайя – принцесса из царства колиев. В ряде источников говорится, что мать будущего учителя скончалась спустя неделю после родов.
В результате, воспитанием Гаутамы занялась его родная тетя по материнской линии Маха Праджапати. Любопытно, что Маха также являлась женой Шуддходаны.
Будда не имел родных братьев и сестер. Однако у него был сводный брат Нанда, сын Праджапати и Шуддходаны. Существует версия, что у него также была сводная сестра по имени Сундара-Нанда.
Отец Будды хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Для этого, он решил оградить мальчика от всяких религиозных учений и знаний о страданиях, которые постигают людей. Мужчина построил для сына 3 дворца, где тот мог пользоваться любыми благами.
Еще в детстве у Гаутамы начали проявляться разные способности, вследствие чего он значительно опережал своих ровесников в изучении наук и спорте. Одновременно с этим он уделял много времени для размышлений.
Когда юноше было 16 лет, отец дал ему в жены принцессу Яшодхару, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Позже у супругов родился мальчик Рахул. Первые 29 лет свой биографии Будда прожил в статусе принца Капилавасту.
Несмотря на то, что Сиддхартха жил в полном достатке он понимал, что материальные блага не являются главным смыслом в жизни. Как-то раз, парню удалось покинуть пределы дворца и воочию увидеть жизнь простых людей.
Будда увидел «4 зрелища», которые навсегда изменили его жизнь и отношение к ней:
- нищего старика;
- больного человека;
- разлагающийся труп;
- отшельника.
Именно тогда Сиддхартха Гаутама осознал суровую реальность жизни. Для него стало ясно, что богатство не в силах избавить человека от болезней, старения и смерти. Тогда же он понял, что путь самопознания является единственным способом для постижения причин страданий.
После этого Будда оставил дворец, семью и все нажитое имущество, отправившись на поиски пути для освобождения от страданий.
Буддизм и Индуизм
Это две религиозные и философские традиции, возникшие в Индии. У них много общего в убеждениях, таких как понятия дхармы, кармы и сансары (или самса́ра).
Однако основные различия заключаются в практической сфере, что в случае индуизма, заключается в стремлении к осознанию Бога и последовательном поклонении божествам, как способ спасения, и это сильно отличается от поиска духовного просвещения Будды.
Среди практик индуизма есть разделение индуистского общества на кастовую систему, что расходится с концепцией буддистов, о равенстве между существами.
Индуизм существовал ещё до буддизма, индуизму уже больше четырёх тысяч лет.
Учение широко распространено в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии
Есть несколько стран, в которых очень большая доля последователей буддизма. Страна с самой высокой долей населения – Камбоджа. Из более чем 15 миллионов человек более 13 миллионов – или 96,9% всего населения – являются буддистами. Другие страны с высоким процентом жителей буддистов: Таиланд, Мьянма, Бутан, Шри-Ланка, Лаос, Монголия.
У каждой из перечисленных выше стран есть буддийское население, которое составляет по меньшей мере 55% от общей численности населения. Тем не менее, это не единственные страны, в которых проживают миллионы буддистов.
Страны с буддийским населением, составляющим не менее 10% от общей численности населения: Япония, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Китай, Макао, Вьетнам, Гонконг, Северные Марианские острова, Непал.
Буддизм в России
Буддизм появился в Российской империи в начале XVII века, через калмыцкие племена, с главным центром в Бурятии. Важной особенностью в России было то, что буддизм столкнулся с другой крупной мировой религией — христианством. Но в 1853 году был принят «Закон о духовенстве ламы» — законодательный акт, регулирующий деятельность буддистов в Российской империи. Буддизм стал частью русской культуры и оказал большое влияние на многих российских деятелей: В
Соловьева, Н. Бердяева, Л. Толстого, И. Бунина, Н. Гумилева и других. История буддизма в России пережила разные процессы: от первого строительства буддийского храма в Петербурге в 1915 году, до возрождения в 90-е прошлого столетия
Буддизм стал частью русской культуры и оказал большое влияние на многих российских деятелей: В. Соловьева, Н. Бердяева, Л. Толстого, И. Бунина, Н. Гумилева и других. История буддизма в России пережила разные процессы: от первого строительства буддийского храма в Петербурге в 1915 году, до возрождения в 90-е прошлого столетия.
В результате, буддизм провозглашается традиционной религий в России, наряду с православием и исламом, несмотря на то что буддизм — не самая большая религия в России.
«Корень страданий — привязанность»
Весак
Один из главных буддийских праздников имеет несколько названий, которыми обозначается этот день в разных школах буддизма – день рождения, день ухода в Паранирвану и день достижения Просветления. Практически все школы этого учения уверены, что эти три важнейших события в жизни Будды произошли в один и тот же день, только в разные годы. Весак, Дончод-Хурал, Сага Дэва, Вишакха Пуджа — эти все названия означают одно и то же. Целую неделю последователи Будды отмечают Весак, рассказывая миру о жизни их гуру, зажигают в его честь фонарики, сделанные из бумаги, которые являются символом просветления, к которому ведет Учитель.
В монастырях и храмах устраиваются торжественные молебны, шествия и всенощно читаются молитвы, поются мантры и зажигаются тысячи свечей вокруг священных ступ. Монахи рассказывают всем желающим интересные истории из жизни Будды Шакьямуни и его верных учеников, а гости могут принять участие в общей медитации или сделать подношение монастырю, показывающее их приверженность Дхамме.
Катхина-Дана
Бун Катхин – еще один праздник в буддизме, который мотивирует мирских людей делать добрые дела и таким образом «накопить» хорошую карму. «Катхина» — этим словом называют специальное лекало, по которому выкраивают одежду для монахов. Праздник подразумевает дарение бхикху (монахам) новой одежды, для этого даритель или его семья приглашают монаха в дом на праздничный обед, перед которым читают особую молитву. После трапезы они отправляются к храму для вручения подарков. Их сопровождают миряне песнями, танцами и игрой на местных музыкальных инструментах. Перед тем как войти в храм, вся процессия обходит его трижды, обязательно против часовой стрелки, и только потом все входят внутрь и рассаживаются для церемонии: старшие впереди, а юные – позади.
Важный момент: одеяние для монаха должно быть изготовлено за 24 часа, предшествующие празднику, то есть человек должен успеть сделать нити из хлопка, выткать ткань на станке, выкроить одеяние и после покрасить его в традиционный оранжевый цвет, а значит, не спать и не есть в течение этих суток, отдавая таким поступком дань уважения членам Сангхи (монашеской общины). Интересно то, что в момент дарения настоятель святого места спрашивает у всех собравшихся: достоин ли (называется имя монаха) подарка, и если все присутствующие подтверждают троекратно словом «садху», только тогда бхикху получает свой подарок, благословляя изготовителя. Это благословение считается очень ценным, поэтому сотни людей стараются успеть в канун буддийского праздника Катхины изготовить подарок для бхикху.
Буддизм и Индуизм
Это две религиозные и философские традиции, возникшие в Индии. У них много общего в убеждениях, таких как понятия дхармы, кармы и сансары (или самса́ра).
Однако основные различия заключаются в практической сфере, что в случае индуизма, заключается в стремлении к осознанию Бога и последовательном поклонении божествам, как способ спасения, и это сильно отличается от поиска духовного просвещения Будды.
Среди практик индуизма есть разделение индуистского общества на кастовую систему, что расходится с концепцией буддистов, о равенстве между существами.
Индуизм существовал ещё до буддизма, индуизму уже больше четырёх тысяч лет.
Кратко о Древнейшей религии Индии – Индуизм
Индуизм не только религия, но целая философия, которая определяет правила поведения, нормы морали и нравственности и т.д. Но в основу этой религии легли понятия, пришедшие из Ведизма и Брахманизма, при этом кастовая система также является основой для индуизма.
Верховными Богами являются – Брахма, Шива и Вишну. Брахма – верховный творец мира, Шива – охраняет мир и все созданное Брахмой, Вишну- Бог – разрушитель, он уничтожает мир после того, как поставленные перед ним задачи выполнены.
Конечно, ни одна религия не обходится без женского идеала. В индуизме – это богиня Лакшми, она дарует удачу, следит за семейным счастьем, хранит домашний очаг и покровительствует земледельцам и скотоводам.
Одно из широко распространенных по всему миру направлений индуизма – поклонение богу Кришне. В этой религии мы наблюдаем многое от брахманизма, но здесь уже нет таких строгих требований к аскезе, отказа от земных удовольствий и авторитарного кастового деления. Наверное, поэтому данная религия получила огромное количество приверженцев во всем мире.
Асола Перахара
Так называется у буддистов «Праздник зуба Будды», который особо почитаем на Шри-Ланке, хотя и не носит религиозный характер. В истоках этого празднования лежит предание о том, что после кремации Будды Гаутамы один из его учеников заметил в пепле зуб Будды, чудом сохранившийся. Эту реликвию поместили в буддийский храм в Индии, но в 4 веке перевезли на остров Шри-Ланка, дабы сберечь ценный артефакт для последующих поколений. Был выстроен специальный храм, в котором зуб Будды хранится до настоящего времени.
Празднование длится две недели. По улицам идут красочные шествия: разряженные слоны и танцующие люди в лучших нарядах, на одном из слонов установлен ларец с реликвией, которую проносят по всем улицам. Буддисты поют песни, запускают фейерверки, прославляя своего великого гуру.
Что такое Триратна
Три Драгоценности, также известные как Три Прибежища, или Триратна, являются основой буддийских традиций и обычаев. Это Будда (Просветлённый), это Дхарма (высший закон или доктрина, проповедуемая Буддой) и Сангха (группа, образованная учениками буддизма).
Эта основа даёт необходимые силы для того, чтобы принять то, что не может быть изменено, найти энергию, чтобы действовать на то, что можно откорректировать, а самое главное, осознание и понимание: первое это или второе.
Существуют различные аспекты буддизма. Например, школа Нитирэн-сю (Буддизм Нитирэн — Nichiren Buddhism), основана на учении Нитирэна, японского монаха, жившего в 13 веке.
Кадампа (также Кадам), ещё одна линия буддийской мысли, школа, созданная индийским буддийским мастером Атишей.
Анатма: вы сами постоянно меняетесь
Когда психиатр спрашивает у пациентов, что люди хотят получить по окончании терапии, то самый популярный ответ: «Я хочу найти себя». Наша культура привела нас к тому, что мы все уверены, будто в нас есть какое-то постоянное, истинное «я». Это где-то между нашим сердцем и печенью или где-то в мозгу? Кто знает!
Буддизм, однако, исходит из того, что нет никакого фиксированного, стабильного «я». Раз, согласно предыдущему принципу, все вокруг меняется, то меняемся и мы. Наша личность обновляется очень быстро. У нас есть тела, постоянные рабочие места, имена, наши профессии, — все, с помощью чего мы себя идентифицируем, то есть как бы «фиксируем».
Но главное — в том, что мы не останемся прежними, если не будем прилагать прежние усилия. С другой стороны, наша жизнь не изменится, если мы не будем каждый день делать то, что должны для того, чтобы изменить ее.
Как это использовать: вместо того, чтобы сосредотачиваться на «поисках себя», мы должны сосредоточиться на том, чтобы создавать себя в каждый момент времени. Нет никакого нашего «постоянного» я, есть только мы в настоящий момент времени. И мы можем в любой момент измениться. Сегодня всегда отличается от вчера. Если сегодня у вас депрессия, это не значит, что она будет с вами всегда. Если вы не можете простить друзей или родственников за какой-то их проступок, это не значит, что вы не сможете простить их позже.
После того, как мы отпускаем идею нашей привязанности к некоему стабильному «я», мы можем расслабиться и насладиться текущим моментом. А завтра ведь все равно все будет по-другому. В каждый новый момент жизни вы уже новый.
- Старые и новые мошенничества на доверии. iPhone, iOS, чаты, SMS, электропочта
- Самые простые способы эффективно учиться
- 25 гениальных изобретений, в которых нуждается человечество
- Как научиться максимально концентрироваться на деле, игнорируя всех вокруг
- 4 болезненных факта о новейших опасных эпидемиях, появившихся в 21 веке