Классификация парусников по парусному вооружению

Элементы парусов

Детали парусов

Прямые паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ шарусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом (рис. 11 ). Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные.


Рис. 11 — Детали прямых парусов:
а — нижний парус; б — верхний парус;

1 — ликтрос; 2 — верхняя шкаторина; 3 — подшивка; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняя шкаторина; 6 — ванты;
7 — боуты;
8 — риф-сезни; 9 — риф-кренгельсы; 10 — кренгельсы риф-талей; 11 — кренгельсы шпрюйта булеяей;
12 — 13 — угловые кренгельсы; 14 — кренгельсы из троса; 15 — кренгельсы с коушем

Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Край паруса называется шкаторина. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной, боковые края и нижний край паруса называют боковыми и нижней шкаторинами.

Рис. 12 — Ликтрос

Вдоль нижней или верхней шкаторины нашиваются ленты. Эти ленты называются риф-бант. В них проделываются круглые отверстия – люверсы. В них протягиваются длинные тесемки: плоские плетеные – риф-сезни или круглые, крученые риф-штерты. Когда надо уменьшить площадь косого паруса, его приспускают так, что риф-бант касается гика. Потом риф-штерты завязывают под гиком. Если «рифы берутся» на прямом парусе, матросы подтягивают его к рею и риф-штерты завязывают сверху.

Для укрепления самого паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно верхней шкаторине, то их называют бантами, а если наискосок, то боутами. На парусе делают риф-сезни (риф-штерты), продетые сквозь пapyc, которые позволяют при свежем ветре зарифлять — уменьшать рабочую площадь паруса. Чтобы укрепить парус в районе крепления риф-сезней, на него параллельно верхней шкаторине (у триселей и бизани — нижней шкаторине) нашивают также полосы парусины — риф-банты с отверстиями (риф-гатами). Чтобы риф-мезень не выскочил из риф-гата, на него с обеих сторон паруса делают по узлу. Риф-бантов на парусе может быть несколько рядов, поэтому у паруса можно брать несколько рифов. При уборке скатанный парус, положенный на рей, крепят небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, в свою очередь, привязанными к лееру рея. На боковых шкаторинах паруса, напротив риф-бантов, ставят риф-кренгельсы (петли), через которые проводят концы (гордени), с помощью которых парус подтягивают к рею при взятии рифов.


Рис. 13 — Крепление прямого паруса к рею:
а — в XIX в., б — в XVII в., в — наложение шлагов вокруг рея.

1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — реванты; 6 — ноковый кренгельс;
7 — бензель нокового кренгельса; 8 — ликтрос

При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают и получившийся рулон паруса подвязывают к рею риф-сезнями.

На парусах делают еще ряд кренгельсов — кренгельс риф-талей и кренгельс для шпрюйта булиней, а также угловые кренгельсы в ноковом и шкотовом углах. Кренгельсы представляют собой кольца или петли на шкаторинах или заделанные в ликтрос. Кренгельсы могут быть простыми (из троса) или с коушем. Шпрюйтами булиней называют группу тросов, заделанных в нижней части паруса и соединенных в один трос-булинь. Сам булинь предназначается для оттягивания передней боковой шкаторины прямого паруса, чтобы судно могло идти более круто к ветру.

Рис. 14 — Варианты кренгельсов

Шкот ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое и название у шкота (например: стаксель-шкот). Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса (гика-шкот). Шкот служит для управления парусами или для притягивания нижних углов паруса к рангоуту (у прямых парусов).

Рис. 15 — Шкотовый угол

Чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используются брасы. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз. Брасопить реи – повернуть рей в нужное положение с помощью брасов. У брасов в названиях есть приставки из названий реев, к которым они прикреплены.

Фал – снасть для подъема парусов, частей рангоута, а так же флагов, сигналов и разных корабельных предметов.

Топенант – снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.

Рис. 16 — Крепление прямого паруса к мачте

Флот Испании 17 века

Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.

Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.

В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.

Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления. При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.

Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.

Устройство парусного судна

Классическая схема парусного судна включает четыре части: корпус, рангоут, такелаж и паруса.

Рангоут

Рангоут — система мачт, реев, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т. п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).

Такелаж

Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали или нержавеющей стали.

Бегучий такелаж предназначен для управления парусами — их подъёма, уборки и т. п.

Паруса

Парус — движитель парусного судна — кусок материи, на современных судах — синтетической, крепящейся к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые.

Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет судну двигаться круто к ветру.

Это интересно: Паруса для гребной лодки Пелла

Древний Египет

Древний Египет был развитым центром судостроения, чему можно найти массу подтверждений в виде рисунков того времени с изображениями кораблей. Современные исследователи имеют массу доказательств того, что в те времена в Египте совершались торговые, военные и другие путешествия по воде.

Исторические данные указывают на такие основные типы судов в Древнем Египте:

  1. Торговые суда. Имели паруса и возможность управления веслами. Для весел не предусматривались упоры и ими гребли просто с борта, как на каноэ.
  2. Мореходные судна. Более крупная конструкция, способна была выдерживать сильный шторм, вмещала в себя около 80 тонн багажа.
  3. Военный. Имел вытянутый корпус, высокую прочность, впереди его размещалось рулевое весло. Здесь были оборудованы специальные площадки для лучников и воинов.

В целом, в этот период кораблестроение было уже достаточно развито, так как присутствовали не только боевые, но и торговые и даже морские судна.

Советская классификация[3][править]

  • Линейные корабли
  • Авианосцы
  • Крейсера Тяжелые крейсера Тяжелые авианесущие крейсера
  • Тяжелые атомные ракетные крейсера

Легкие крейсера
Крейсера-вертолетоносцы
Ракетные крейсера
Противолодочные крейсера
Эсминцы

  • Лидеры

Большие эсминцы
Противолодочные корабли

  • Большие противолодочные корабли

Малые противолодочные корабли
Охотники Большие охотники
Малые охотники
Морские охотники
Ракетные корабли

  • Большие ракетные корабли

Малые ракетные корабли Малые ракетные корабли на подводных крыльях
Ракетные корабли на воздушной подушке
Артиллерийские корабли
Сторожевые корабли
Мониторы

  • Морские мониторы

Речные мониторы Большие мониторы
Средние мониторы
Малые мониторы
Озёрные мониторы
Шхерные мониторы
Канонерские лодки

  • Мореходные канонерские лодки

Речные канонерские лодки Бронированные башенные корабли
Речные канонерские лодки ПВО
Малые канонерские лодки
Плавучие батареи
Минно-тральные корабли

  • Минные заградители

Тральщики Эскадренные тральщики
Базовые тральщики
Рейдовые тральщики
Десантные корабли

  • Большие десантные корабли

Средние десантные корабли
Малые десантные корабли Малые десантные корабли на воздушной подушке
Корабли огневой поддержки десанта
Десантные катера Десантные катера на воздушной подушке
Десантные боты
Боевые катера

  • Торпедные катера Торпедные катера на подводных крыльях
  • Ракетные катера Ракетные катера на подводных крыльях

Сторожевые катера

Патрульные катера
Катера-дымозавесчики
Катера ПВО
Бронекатера Большие бронекатера
Малые бронекатера
Морские бронекатера
Речные бронекатера
Озёрные бронекатера
Шхерные бронекатера
Бронекатера ПВО
Вспомогательные суда

  • Гидрографические суда

Океанографические суда
Опытовые суда
Суда снабжения Танкеры снабжения
Ледокольные суда снабжения
Суда атомного технологического обслуживания
Ледоколы

  • Линейные ледоколы

Портовые ледоколы
Спасательные суда

  • Буксиры-спасатели

Судоподъемные суда
Суда-носители глубоководных спасательных аппаратов
Суда-мишени
Торпедоловы
Водоумягчительные суда
Килекторные суда
Суда контроля физических полей
Суда измерительного комплекса
Суда размагничивания
Суда энергетического обеспечения
Водолазные боты
Плавбазы
Плавмастерские
Плавказармы
Плавучие электростанции
Плавучие отопительные станции
Плавучие покрасочные станции
Блокшивы
Дноуглубительные суда
Плавкраны
Плавучие доки

  • Большие плавучие доки

Средние плавучие доки
Малые плавучие доки
Транспортные плавучие доки
Баржи

  • Морские баржи Морские артиллерийские баржи

Морские ракетные баржи
Морские минно-торпедные баржи
Морские сухогрузные баржи
Морские рефрижераторные баржи
Морские водоналивные баржи
Морские нефтеналивные баржи
Морские судоподъемные баржи
Рейдовые баржи

  • Рейдовые артиллерийско-минно-торпедные баржи

Рейдовые сухогрузные баржи
Рейдовые нефтеналивные баржи
Рейдовые мусороотвозные баржи
Рейдовые грунтоотвозные баржи
Катера

  • Cанитарные катера

Водолазные катера
Противопожарные катера
Разъездные катера
Экологические катера
Гидрографические катера
Катера-заправщики
Подводные лодки

  • Дизельные подводные лодки Дизельные подводные лодки с баллистическими ракетами

Дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами
Атомные подводные лодки

  • Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами

Атомные ракетные подводные крейсера Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами
Опытные атомные подводные лодки

Самый сильный флот 18 века

Определившие расстановку военно-морских сил столетия, войны англичан за испанское престолонаследие относятся к 1704 году, где основной целью являлось утвердить британское господство вдоль побережья Франции — Испании, взять под контроль ключ Средиземноморья Гибралтар и обозначить превосходство Королевской флотилии на Средиземном море до африканских берегов.

К концу столетия Британия приобрела статус мощнейшей военно-морской державы. Если на суше наполеоновской армии не мог противостоять никто, то британская армада из 146 только линейных кораблей надёжно контролировала европейское побережье, образуя неприступный щит для островной империи, и угрожая любому противнику на море.

Англия стала безусловной морской державой, занимая первое место. Флот стал силой, обеспечивавшей победу при появлении эскадры под британским флагом. Давление флота и риск молниеносной высадки морского десанта при огневой поддержки линейной артиллерии позволяли решать военные задачи за счет неоспоримого могущества на море.

Касаясь различий испанских, французских и кораблей британского флота, очевидна разница в  проектировании корабельного пространства. Испанские навио и французские лин.корабли не были приспособлены к крейсированию на протяжении длительного периода времени, ввиду отсутствия требуемого под хранение провианта места, и исключали долгое нахождение в открытом море. Предполагалось для этих целей использовать корабли сопровождения.

Британские военные корабли имели возможность к длительным экспедициям и нахождению в открытых морях достаточно долго. Что давало предпосылки для затяжной осады и блокады портов силами нескольких кораблей. Что было продемонстрировано при осаде Тулона (1793), когда лишь артиллерийский талант Бонапарта и отвага превзошли тактику англичан.

Художественные произведения[править]

Литератураправить

  • «Фрегат „Паллада“» — книга очерков Ивана Александровича Гончарова.
  • «Синко Льягас»/«Арабелла» из «Одиссеи капитана Блада» — формально скорее небольшой галеон, чем фрегат. Но на дворе вторая половина XVII века, определения ещё не установились окончательно. В романах и фильмах есть и классические фрегаты той эпохи.
  • «Лидия», корабль из первой (хронологически) книги про Горацио Хорнблауэра — типичный английский тяжёлый фрегат эпохи Наполеоновских войн.
  • Множество в «Хозяине морей», но в первую очередь любимый корабль главных героев «Сюрприз». В фильме хорошо показано, каково это — жить и умирать на борту парусного фрегата.
  • Владислав Крапивин, повесть-учебник «Фрегат „Звенящий“» — герои изучают устройство парусного судна на примере воображаемого фрегата. Здесь под этим словом подразумевается не боевой корабль, а просто трёхмачтовый парусник с прямыми парусами на всех мачтах.

Киноправить

  • «Пираты Карибского моря» на типаж богаты.
    • В первую очередь, разумеется, сама «Чёрная Жемчужина». Одна закрытая батарейная палуба, одна открытая — фрегат XVII века классический, по ГОСТу.
    • «Разящий», караулящий рейд Порт-Рояла — тоже оно. На линкор его королевское величество, похоже, пожабился.
    • «Провидение» (каперский корабль Барбоссы в «Берегах»). Кстати, «сыграло» его то же самое судно, на котором в «Хозяине морей» ходили главные герои.
    • «Месть королевы Анны» — сложный случай. Перестроена из той же баржи, что изображала «Жемчужину», так что по орудиям — да, фрегат, но при этом добавлена высоченная, чуть не в три палубы, кормовая надстройка, как у галеона или голландского флейта.
  • Экранизация «Хозяина морей» — все два попадающих в кадр корабля, «Сюрприз» Обри и французский приватир «Ашерон».
    • «Сюрприз» — 28-пушечный фрегат, типичный представитель этого класса третьей четверти XVIII века. Для съемок использовалась реплика британского пост-шипа «Роуз», который был поменьше реального «Сюрприза» (в девичестве — французского корвета «Юните»).
    • «Ашерон» — 44-пушечный тяжелый фрегат, основанный на чертежах «Конститьюшен». По сюжету построен в США по заказу французского судовладельца.

Телесериалыправить

  • «Морж» в «Чёрных парусах» выглядит как довольно типичный небольшой фрегат.
  • «Военный корабль» — британский телесериал, снимавшийся в 1970-е на борту реальных ракетных фрегатов типа «Линдер».

Музыкаправить

  • Владимир Высоцкий — «Четыре года рыскал в море наш корсар…»: «Вот развернулся боком флагманский

    Песня Попугая из аудиоспектакля «Алиса в стране чудес» — шутки ради: «Английский фрегат под названием „Бриг“ взял на абордаж наше судно».

    фрегат, и левый борт окрасился дымами…».

  • Михаил Боярский — «Баллада об одной дуэли» — татуировка в виде фрегата сыграла свой роль в трагической истории.
  • Михаил Щербаков — «Пустые бочки вином наполню…»: «Покуда плыть хорошо фрегату — пирату жить хорошо весьма!».
  • Юлий Ким — «Хорошо идти фрегату по проливу Каттегату…»
  • Анатолий Полотно, «Фрегат»: «Фрегат заблудился, команда спала, несла наугад озорная волна. От первой удачи — деньжата в карман! Гуляет братва, в стельку пьян капитан…»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: