Детство и юность
Олег Павлович Табаков родился 17-го августа 1935 года в городе Саратове. Это был крупный промышленный центр европейской части Советского Союза.
Несмотря на огромный талант и творческий потенциал, людей искусства в роду молодого человека не было. Однако Олег Павлович происходил из семьи интеллигенции.
Мать, Мария Андреевна Березовская, работала врачом. Отец, Павел Кондратьевич Табаков тоже трудился на поприще медицины. Будущий артист вместе с родителями жил в обычной коммуналке. Как и многие люди непростого советского периода.
Сложности, ограничения и тяготы жизни в то время не повлияли на восприятие молодого человека. Впоследствии Олег Табаков рассказывал, что детство у него было счастливым.
Не последнюю роль в этом сыграла атмосфера всеобщей любви, поддержки и понимания. Молодой человек постоянно контактировал со старшими родственниками, бабушками, тетями, дядями.
Олег Табаков, фото 1938 г.
Все рухнуло одномоментно. В 1941 году грянула Великая Отечественная Война. Началась всеобщая мобилизация. Отец ушел в первые же дни боевых действий. Его опыт и умения очень пригодились. Он быстро стал врачом санитарного поезда.
В 1943, в самые напряженные месяцы военного времени, семью Олега Павловича эвакуировали за Урал. Вместе с матерью он попал в Волгоградскую область. Их разместили недалеко от озера Эльтон.
Здесь мама молодого человека поступила на работу в военный госпиталь и служила тут до самого конца войны. К тому моменту пришло время идти в школу. Олег Павлович Табаков поступил в первый класс.
В 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной с фронта вернулся отец молодого человека. Однако за годы он сильно изменился.
По не до конца известным причинам мужчина подал на развод и ушел из семьи. Это событие стало настоящим потрясением для мальчика. Через многие годы он вспоминал о нем как о личной трагедии и с сожалением говорил, что и сам пошел по стопам отца, хотя совсем этого не хотел.
Олег Табаков в детстве 1940-е
Отсутствие мужского воспитания, трудные послевоенные годы, все это стало фактором, которые чуть было не привел Табакова в тюрьму. Он связался с плохой компанией, был завсегдатаем среди уличной шпаны.
К счастью, вмешалась мать. Желая занять своего сына, женщина буквально силком притащила Олега Табакова в местный драматический кружок при дворце пионеров. В будущем это любительское заведение стало кузницей артистов.
Олег Павлович пришел на прослушивание. Приемом новых участников творческого объединения занималась актриса Наталья Сухостав. Попасть в ее талантливые руки было большой удачей. Однако на тот момент Табаков не был тем дерзким и харизматичным мужчиной, который станет в будущем. В амплуа профессионального артиста театра и кино.
Перед Натальей Иосифовной стоял скромный, робкий человек с неразборчивой речью. Он чувствовал себя очень неуверенно.
О. Табаков в юности 1950-е г.
У актрисы была возможность отказать Табакову в приеме. Но она разглядела в нем талант и не стала этого делать. Вместо того, Наталья Сухостав приняла Олега Павловича в драматический кружок «Молодая Гвардия». Здесь он с удовольствием посещал любительские постановки и работал не покладая рук с 1950 по 1953 годы.
Как рассказывал Олег Павлович, он был очень признателен своим благодетелям за такой поворот судьбы. Матери и самой Наталье Иосифовне, которую он ласково прозвал «крестной мамой» за первые шаги в артистическом направлении.
Талантливый юноша имел все шансы стать великим актером. Но в Саратове добиться этого было трудно. Без сожалений парень принял решение переехать из родного поволжского города в Москву. Этот шаг стал судьбоносным.
В столице молодой человек подает заявление в школу-студию МХАТ и одновременно в ГИТИС. Такое решение было не случайным. Табаков страстно хотел учиться и не желал тратить ни минуты времени.
Таким нехитрым образом, артист решил подстраховаться. Экзамены прошли более чем успешно. Имевшему кое-какой сценический опыт молодому человеку они показались простыми.
На удивление, Олег Павлович поступил и туда, и сюда. Выбор был уже за ним. Табаков решил пойти в МХАТ, поскольку считал это театральное заведение более солидным и известным.
Олег Табаков в молодости
Творческим руководителем и преподавателем молодого человека стал легендарный учитель Василий Топорков. Он славился своим педагогическим талантом и умением раскрыть любого артиста. Попасть к нему было огромным везением.
В течение ближайших лет молодой человек осваивал актерское мастерство. Его однокурсниками были другие легендарные артисты театра и кино: Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Валентин Гафт, а также Евгений Евстигнеев и Леонид Броневой.
Биография Олега Табакова
Табаков Олег Павлович родился 17 августа 1935 года в Саратове. Его прадед по отцовской линии, Иван Иванович Уткин, был крепостным, воспитанным богатым крестьянином Табаковым (он и дал ему свою фамилию). Дворянином был дедушка творческого деятеля по линии матери, Андрей Францевич Пионтковский, крупнейший зернопроизводитель, обеспечивавший зерном императорскую армию в Русско-японской войне.
Родители будущего актёра и театрального режиссёра не были связаны со сферой культуры. Его отец, Павел Табаков, работал в центре по охране территории РФ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней НИИ «Микроб», а мать, Мария Березовская (носившая фамилию первого мужа), была рентгенологом. У обоих до появления Олега были дети от ранних браков: у отца — сын Евгений, у матери — дочь Мирра.
Семья Олега Павловича жила в коммунальной квартире, и его раннее детство прошло в окружении множества родственников. С особой теплотой он вспоминал бабушку Анну, мать отца, которая прививала ему: «Всё, что относится к роду Табаковых, — здорово и здорово». Близкие поддерживали в мальчике интерес к обучению: уже к четырём годам он умел читать и впоследствии наизусть цитировал любимые книги, включая «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.
С приходом войны семейной идиллии пришёл конец: отец артиста в составе военно-санитарного поезда отправился на фронт, а вернувшись, развёлся с его матерью. Она же с детьми военные годы провела в посёлке Эльтон, работая в госпитале. Здесь актёр впервые вышел на сцену в постановке для военных. Он вспоминал, что у него в ней была лишь одна фраза. Но раненые аплодировали ему, радуясь присутствию ребёнка, похожего на их собственных детей.
После войны семья возвратилась в Саратов. Табаков ходил в мужскую школу и часто посещал спектакли ТЮЗа. Но самому попробовать себя в качестве актёра ему удалось благодаря актрисе Саратовского театра драмы Наталье Сухостав, впоследствии удостоенной звания Заслуженного работника РСФСР. Они познакомились во Дворце пионеров (мальчик занимался в нём шахматами), где она открыла детско-юношеский театр «Молодая гвардия».
В труппе Сухостав актёр сделал свои первые твёрдые шаги в мире театра. Одной из самых крупных постановок с его участием стала пьеса «Красный галстук», написанная Сергеем Михалковым: они играли её по 25 раз за сезон. Окончив школу, молодой человек решил поступать в московские театральные вузы, хотя мать боялась отпускать его одного в столицу. Так он описывал сцену прощания у поезда на Москву: «Было ощущение, что еду завоевывать мир».
Актёр нацелился на лучшие театральные вузы СССР — ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Сдав вступительные экзамены, он узнал, что его готовы принять в оба, но выбрал второй. В дальнейшем это решение стало судьбоносным: в Школе-студии он сошёлся с Олегом Ефремовым и другими студентами, которые вместе с ним в 1957 году стали сооснователями театра «Современник», в начале имевшим название «Студия молодых актёров».
Всесоюзная слава
По воспоминаниям актеров «Современника», в те годы они были столь востребованными, что иногда сотрудники Мосфильма поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку. Безумный рабочий график сказался на здоровье Табакова – в 29 лет у него случился инфаркт. Прогноз врачей был неутешительным – ему советовали завязать с выступлениями навсегда. Но прошла пара месяцев, и он уже каждый вечер репетировал спектакль «Обыкновенная история», который в 1967 году получил госпремию Советского Союза, а сам Табаков за совокупные заслуги был награжден Знаком Почета.
Фото со спектакля «Обыкновенная история»В 1966 году зрители увидели Табакова в роли Николая Ростова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, в компании Вячеслава Тихонова и Людмилы Савельевой.
«Война и мир»: Олег Табаков в роли Николая РостоваВ 1968 году Олега Табакова пригласили в пражский театр «Чиногерны клуб» сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор». Всего чешским зрителям было продемонстрировано 30 спектаклей, каждый из которых срывал овации,
В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволили Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости.
Олег Павлович стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях: первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды». На ТВ он записывает и два моноспектакля («Василий Теркин» и «Конек-Горбунок»). После этого с блеском сыграл главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп» и «Печники», принимал участие в создании телеверсии постановки Современника «Двенадцатая ночь».
В СССР открытки с Табаковым продавались в каждом ларькеВ 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в «17 мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, после чего его начали узнавать и за пределами Советского Союза.
Кадр из фильма «17 мгновений весны»В 1976 году он вновь проявил свой комедийный талант в «12 стульях» Марка Захарова. В эпопее о похождениях героев Андрея Миронова и Анатолия Папанова он сыграл застенчивого завхоза-воришку Альхена.«12 стульев»: Табаков в роли воришкиВ 1978 году Табаков начал работу над озвучиванием кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Шарика озвучил Лев Дуров, а дядю Федора – Мария Виноградова. Сегодня сложно представить, что будет если любимые с детства герои заговорят другими голосами. Это одна из самых известных работ Табакова как актера дубляжа, но далеко не единственная. Видимо, ему лучше всего удаются голоса героев-котов – он дублировал голос главного героя в фильме «Гарфилд» и его продолжении.
Олег Табаков подарил голос коту МатроскинуЧерез год зрители по достоинству оценили его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором собрался воистину звездный состав: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Ирина Алферова, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Вокальные партии Табакова исполнял Владимир Чуйкин.Песни Людовика XIII, не вошедшие в «Трех мушкетеров»Четыре года спустя Никита Михалков представил результат их сотрудничества – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам чеховских рассказов. В том же году ему присудили звание Заслуженного артиста РСФСР. В 1980 свет увидела другая картина Михалкова с Табаковым в главной роли – «Несколько дней из жизни Обломова», которая получила зрительский успех за пределами страны, собрала премии международных фестивалей и 10 дней демонстрировалась в нью-йоркском кинотеатре «Эмбасси» с непременным аншлагом.
Илья Ильич Обломов в исполнении ТабаковаВ 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ. Первой ролью Олега Павловича, сыгранной на этой сцене, стал Сальери из «Амадея».
В 1983 Табаков вошел в труппу МХАТ (на фото: в образе Сальери)В 1988 году Табакову было присвоено звание Народного артиста. К началу 90-х он был одним из самых богатых актеров Союза (хотя денежная реформа 1992 года плачевно сказалась на его состоянии). После развала СССР Олег Павлович продолжал сниматься в кино («Ширли-Мырли» с Верой Алентовой, «Внучка президента» с Надеждой Михалковой, «Сирота Казанская» с Еленой Шевченко и др.), регулярно выходил на сцену, но большую часть времени у него отнимало преподавание актерского искусства молодому поколению.
Детство и юность
Табаков Олег Павлович родился в Саратове в семье медиков. Первые годы жизни будущий актёр провел в коммунальной квартире. Детские воспоминания Олега Табакова очень светлые. Его окружало множество любящих людей: мама, отец, две бабушки, дядя с тётей, сводные брат и сестра.
Однако эта счастливая, безмятежная жизнь закончилась в июне 1941-го. В первые дни войны отец ушёл добровольцем на фронт. В конце 1942 года мама Олега Табакова заболела брюшным тифом и даже после выздоровления долго не могла встать на ноги.
Весной 1943 года Мария Андреевна, взяв с собой детей, отправилась в городок Эльтон, расположенный на севере Прикаспия. Здесь, вступив в действующую армию, она проработала в госпитале врачом-терапевтом два года. В Эльтоне Олег пошёл в школу. Но потом семья вернулась в Саратов, где Табаков продолжил обучение в мужской средней школе.
Олег Табаков в детстве / @people
Восьмиклассником Олег Табаков попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крёстной матерью в актёрской профессии. Занятия в детском театре сыграли решающую роль в выборе будущей профессии.
Поступать в театральный институт Олег Табаков решил в столице. Он подал заявления в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко и в ГИТИС. Его приняли сразу в оба института, но Табаков отдал предпочтение МХАТу, который считал «вершиной театральной педагогики».
Руководителем курса, на котором учился Олег Табаков, был один из крупнейших театральных педагогов своего времени, народный артист СССР, заведующий кафедрой актёрского мастерства Школы-студии Василий Топорков. Одновременно с Табаковым в Школе-студии МХАТ учились будущие мастера сцены Валентин Гафт, Галина Волчек, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Казаков и другие.
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
1956 | Тугой узел (Саша вступает в жизнь) | Саша Комелев |
1957 | Весенний дождь | Костя |
1958 | Дело «пёстрых» |
Игорь Пересветов |
1958 | Я не могла сказать | Олег |
1959 | Люди на мосту | Виктор Булыгин |
1959 | Накануне | Шубин |
1960 | Испытательный срок | Саша Егоров |
1960 | Шумный день | Олег Савин |
1961 | Чистое небо | Серёжка |
1962 | Молодо-зелено |
Николай Бабушкин |
1963 | Живые и мёртвые | Крутиков |
1965 | Дорога к морю | Лев Чемезов |
1966 | Выстрел | Белкин |
1966 | Строится мост | Сергей Зайцев |
1967 | Война и мир | Николай Ростов |
1969 | Гори, гори, моя звезда |
Владимир Искремас |
1969 | Король-олень | Чиголотти |
1969 | Штрихи к портрету В. И. Ленина |
Николай Иванович Бухарин |
1969 | Король манежа | рассказчик |
1970 | Тайна железной двери | папа Толика |
1970 | Сердце России | Усиевич |
1970 | Пёс, сметана и труба | Калиткин |
1970 | Случай с Полыниным |
Виктор Балакирев |
1971 | Достояние республики | Макар |
1972 | Ехали в трамвае Ильф и Петров | рассказчик |
1973 | Семнадцать мгновений весны |
Вальтер Шелленберг |
1973 | Дача | Юрий |
1974 | Лев Гурыч Синичкин |
драматург Борзиков |
1975 | Меняю собаку на паровоз | режиссёр |
1975 | Каштанка | Клоун |
1975 | Волны Чёрного моря |
доктор Бачей, отец Пети и Павлика |
1976 | Марк Твен против… | Марк Твен |
1976 | Сказ про то, как царь Пётр арапа женил | Ягужинский |
1976 | Двенадцать стульев | Альхен |
1976 | Розыгрыш |
отец Комаровского |
1977 | Неоконченная пьеса для механического пианино | Щербук |
1977 | Транссибирский экспресс | Федотов |
1977 | Бирюк | Берсенёв |
1978 | Накануне премьеры | Патов |
1978 | Хористка | Колпиков |
1978 | Д’Артаньян и три мушкетёра | король Людовик XIII |
1978 | Василий Шукшин. По страницам прозы | рассказчик |
1978 | Красавец-мужчина | Окоёмов |
1979 | Москва слезам не верит | Володя |
1979 | Несколько дней из жизни И. И. Обломова | Илья Ильич Обломов |
1979 | Ах, водевиль, водевиль… | Акакий Ушица |
1979 | Открытая книга | Крамов |
1980 | Незваный друг | Греков |
1981 | Всё наоборот | Ермаков-папа |
1981 | Вакансия | Юсов |
1982 | Полёты во сне и наяву |
Николай Павлович |
1982 | Прозрачное солнце осени | Толя |
1982 | Печники | Военком |
1983 | Мэри Поппинс, до свидания! |
мисс Юфимия Эндрю (2 серия) |
1983 | Оглянись! |
Юрий Николаевич |
1983 | Кое-что из губернской жизни |
пожилой господин |
1983 | Петля | Меншутин |
1983 | Поцелуй | генерал |
1984 | Чужая жена и муж под кроватью | Иван Андреевич |
1984 | Время и семья Конвей | Робин-взрослый |
1984 | Если можешь, прости | Степан Кузьмич |
1984 | Корабль пришельцев |
главный конструктор |
1984 | Аплодисменты, аплодисменты… | Шевцов |
1984 | Пеппи Длинныйчулок |
Полицейский (озвучивание, роль Баадура Цуладзе) |
1985 | Город невест | Реутов |
1985 | После дождичка в четверг |
Кащей Бессмертный |
1985 | Кукушка в тёмном лесу | Отто фон Кукунка |
1986 | Путь к себе | Хромов |
1986 | Путешествие мсье Перришона | Перришон |
1986 | Конец света с последующим симпозиумом | Пол Коуэн |
1987 | Человек с бульвара Капуцинов |
владелец салуна и бармен Гарри Мак-Кью |
1987 | Очи чёрные |
Пётр Васильевич, министр |
1988 | Раз, два — горе не беда! | царь Иван |
1988 | Шаг | Тутунов |
1988 | Дорогое удовольствие | Сёма |
1989 | Искусство жить в Одессе | Цудечкис |
1989 | Любовь с привилегиями |
Николай Петрович, генерал КГБ |
1989 | Оно | Брудастый |
1989 | Сердце не камень | Халымов |
1990 | Царская охота | Голицын |
1990 | Шапка | Шупов |
1991 | Ближний круг | генерал Власик |
1992 | Сталин |
академик Виноградов |
1993 | Хочу в Америку | Иван Иваныч |
1995 | Московские каникулы | Кастеллани |
1995 | Ширли-мырли | Суходрищев |
1997 | Три истории | старик |
1997 | Сирота казанская | повар |
1999 | Что сказал покойник |
следователь Йенсен |
1999 | Кадриль | Саня Арефьев |
2000 | Президент и его внучка |
Президент России |
2001 | Мнения сторон |
полковник Дымшиц |
2002 | Леди на день | мэр Нью-Йорка |
2004 | Богатство | Губницкий |
2004 | Маршал Лёлик Табаков |
Имя персонажа не указано |
2004 | Гарфилд | Гарфилд |
2005 | Есенин |
генерал КГБ Симагин |
2005 | Статский советник |
Долгорукий Владимир Андреевич |
2005 | Дополнительное время | Терасов |
2006 | Родственники | бургомистр |
2006 | Андерсен. Жизнь без любви |
Симон Мейслинг |
2006 | Гарфилд 2 | Гарфилд |
2007 | Диверсант. Конец войны | Артёменко |
2007 | Иго любви | Муратов |
2009 | Мелодия для шарманки | Котик |
2010 | Горбунок |
Имя персонажа не указано |
2010 | Олег Табаков. Зажигающий звёзды |
Имя персонажа не указано |
2012 | Поклонница | Николай Лейкин |
2012 | Тот ещё Карлосон |
старейшина, дед Карлосона |
2012 | Репортаж из прошлого | Гиляровский |
2012 | Глаз Божий | Иван Цветаев |
2012 | Вечное возвращение | Он |
2014 | Кухня в Париже |
Пётр Аркадьевич Баринов |
2017 | Кухня. Последняя битва |
Пётр Аркадьевич Баринов |
Управленческая и общественная деятельность
- В 1970 году вместо ушедшего руководить МХАТом Ефремова, директором «Современника» назначили Табакова, который руководил театром на протяжении шести лет.
- В 2000 году, несмотря на загруженность, Табаков согласился возглавить Художественный театр им. Чехова (МХТ), и сразу начал обновлять его работу по всем направлениям: начиная от репертуара и заканчивая привлечением в труппу новых актёров и режиссеров. В результате принятых им мер заполняемость театра возросла с 40 почти до 100%.
- Начало 2000-ых годов для Олега Павловича стало испытанием на прочность, так как помимо управления двумя театрами, он вёл актёрскую, преподавательскую и продюсерскую деятельность, как в России, так и за рубежом.
- В период с 2006 по 2007 годы по решению Олега Павловича была произведена реконструкция МХТ, и он вошел по технической оснащённости в число самых современных мировых театров.
- В 2012 году Табаков входил в команду В. В. Путина на выборах президента России. В том же году он был назначен в Совет общественного телевидения.
- Весной 2014 года поставил подпись в коллективном обращении работников культуры РФ к общественности, одобряющим политику президента в отношении Украины и Крыма.
- Строительство филиала МХТ в Москве по инициативе Табакова началось в 2015 году, но в настоящее время ещё не закончено.
Биография Олега Табакова
Биография Олега Табакова дала свой старт в Саратове. В 1935 году, 17го числа летнего месяца августа, у семьи врачей на свет появился мальчик, которого назвали Олег. Детство будущего актера было, мягко говоря, не сладким. Это была классическая советская семья – трудящиеся родители, коммунальная квартира и никаких излишеств. Однако, как отмечал сам актер, у него в памяти сохранились только теплые воспоминания об этом времени, ведь его окружали любящие люди.
В школьные годы, юный Табаков увлекался чтением художественной литературы и театральным мастерством. После того, как Олег несколько раз посетил театральный кружок, он сразу определился, что свяжет свою жизнь со сценой. После окончания школьного образования, Табаков без раздумий уехал в столицу и подал документы в МХАТ, хоть и имел несколько альтернативных вариантов.
После получения заветного диплома, Табаков попадает в студию молодых актеров. Свои первые роли, уже профессиональный актер исполнял на отлично. Разумеется, что после такого успеха, Табакова стали назначать на главные роли, а он, в свою очередь, не давал усомниться в своем таланте. Параллельно со своей деятельностью в театре, актер начал сниматься в кинематографических картинах. На протяжении сети лет, актер стоял во главе «Современника». Успех шел рядом с Табаковым, однако его подвело здоровье и в возрасте 29 лет, у актера случился инфаркт. После того, как Олег восстановился, понял, что не представляет своей жизни без театра и вернулся на сцену.
Когда шестидесятые подходили к концу, к Табакову поступило предложение выступать за границей. Ему была предложена роль в «Ревизоре», а после грандиозного успеха, эта постановка прошлась по трем десяткам театров.
Работа Олега Табакова в кинематографе – это отдельный мир, и почти вся его аудитория впервые увидела его в кино. Дебютная роль, которую сыграл актер пришлась на годы обучения в университете. Когда Табаков проходил третий курс обучения, к нему поступило предложение сыграть главную роль в картине «Саша вступает в жизнь».
Театр
После Школы-студии молодой актёр был распределен в Московский драматический театр имени К.С. Станиславского. Но судьба привела Табакова в новый, созданный Олегом Ефремовым, театр, который позже получил название «Современник».
После ухода Ефремова во МХАТ «Современник» почти на семь лет возглавил Табаков. В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трёх новых театров. Среди них был и Театр-студия под руководством Олега Павловича. Так сбылась его заветная мечта о собственном театре, который вскоре окрестили «Табакеркой».
Начало пути «Табакерки» не было безоблачным. Некоторые критики не восприняли всерьёз появление новой студии. Зато в зрительном зале театра на улице Чаплыгина всегда был аншлаг. Первой работой Театра-студии под руководством Олега Табакова стал спектакль «Кресло» поставленный по повести Юрия Полякова 1 марта 1987 года.
Олег Табаков в молодости / @Historicanaru
За период его правления театром происходило обновление актёрского состава. В труппу принимался целый ряд молодых и талантливых актёров: Марина Неёлова, Константин Райкин, Юрий Богатырёв и другие. Изменился и репертуар. Руководитель привлекал в театр для новых работ известных режиссёров и писателей, приносивших свежие идеи и новый импульс для творческого развития.
Театральная биография Олега Павловича очень богата и разнообразна. Он много работал за рубежом в качестве преподавателя и режиссёра-постановщика. Российский мэтр поставил более четырёх десятков спектаклей советской, русской и зарубежной классики в театрах Чехии, Финляндии, Германии, Дании, США и Австрии. А на базе Гарвардского университета открыл Летнюю школу имени Станиславского, которую сам и возглавил. С 1986 по 2000 год он был ректором Школы-студии МХАТ, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).
Помимо кино и работы в театре уроженец Саратова появлялся и на телевидении. Именно Табаков стал одним из первых актеров, который участвовал в телевизионных спектаклях, которые транслировались в прямом эфире. На его счету два моноспектакля – «Конек-Горбунок» и «Василий Теркин».
Самыми известными постановками на телевидении с его участием стали «Эзоп», «Шагреневая кожа», «Печники». Также актер и режиссер приложил руку к созданию телевизионный версии спектакля «Современника» под названием «Двенадцатая ночь».
Театр вместо плохой компании
Прославленный артист появился на свет 17 августа 1935 года в городе Саратов. Его родители были медиками. Детство мальчика прошло в коммуналке, в окружении любимых родственников. В последствии он вспоминал эти годы с большой теплотой.
Олег Табаков в Молодости
Когда началась война, отцу пришлось уйти на фронт, а Олега и его маму эвакуировали далеко на Урал. Отец вернулся с войны живым. Однако через некоторое время родители решили развестись, и для будущего актера это стало страшным ударом. Выражая свой юношеский протест против распада семьи, он связался с плохой компанией, и финал мог быть печальным, если бы не его любящая мама. Она отвела сына в театральную студию «Молодая гвардия». И хотя прослушивании Табаков не блистал, его приняли, и через несколько месяцев талант раскрылся. Три года он играл главные роли во всех спектаклях.
Окончив школу, Олег Табаков решил, что обязательно будет играть в театре, и отправился в Москву – покорять театральные вузы. Его отговаривали, но юноша был упрям, и его упрямство сыграло на руку. Табаков поступил, причем сразу в два учебных заведения – МХАТ и ГИТИС. Но выбрал первое, потому что считал, что там актерская школа сильнее.
Фильмы с участием актера:
- «Дело пестрых»
- «Накануне»
- «Люди на мосту» (1959)
- «Испытательный срок» (1960)
- «Чистое небо»
- «Шумный день» (1961)
- «Молодо-зелено» (1962)
- «Живые и мертвые» (1963)
- «Строится мост» (1965)
- «Война и мир» (1965–1967)
- «Выстрел» (1966)
- «Гори, гори, моя звезда» (1969)
- «Король-олень»
- «Случай с Полыниным»
- «Сердце России» (1970)
- «Достояние республики» (1971)
- «Семнадцать мгновений весны» (1972)
- «Лев Гурыч Синичкин» (1974)
- «Каштанка» (1975)
- «Неоконченная пьеса для механического пианино»
- «Двенадцать стульев» (1976)
- «Д’Артаньян и три мушкетера»
- «Красавец-мужчина» (1978)
- «Несколько дней из жизни Обломова»
- «Открытая книга»
- «Москва слезам не верит»
- «Ах, водевиль, водевиль» (1979)
- «Незваный друг» (1980)
- «Полеты во сне и наяву»
- «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983)
- «Чужая жена и муж под кроватью»
- «Аплодисменты, аплодисменты» (1984)
- «После дождичка в четверг»
- «Город невест» (1985)
- «Путешествие месье Перришона» (1986)
- «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
- «Любовь с привилегиями» (1989)
- «Царская охота» (1990)
- «Хочу в Америку»
- «Ближний круг» (1992)
- «Сталин» (1993)
- «Московские каникулы»
- «Ширли-мырли» (1995)
- «Три истории» (1996)
- «Сирота казанская» (1997)
- «Кадриль» (1998)
- «Президент и его внучка»
- «Что сказал покойник» (1999)
- «Мнения сторон» (2001)
- «Леди на день» (2002)
- «Статский советник» (2004)
- «Богатство» (2004)
- «Одни без ангелов» (2005)
- «Есенин» (2005)
Поделиться ссылкой
Табаков и «Современник»
Олег Табаков с супругой Мариной Зудиной. Фотография: utro.ru
Олег Табаков с супругой Мариной Зудиной. Фотография: goodhouse.ru
Олег Табаков с супругой Мариной Зудиной и детьми от второго брака: сыном Павлом и дочерью Марией. Фотография: vistanews.ru
Еще во время учебы в Школе-студии МХАТ Табаков подружился с Олегом Ефремовым. Педагогу принадлежала идея создать Студию молодых актеров — будущий театр «Современник». В этом его поддержали молодые выпускники: Галина Волчек, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев и другие актеры. В их числе был и Олег Табаков, который взял на себя организационно-общественную работу. «Современник» сначала находился в помещении МХАТа, а в собственное здание на улице Маяковского театр перешел лишь в 1961 году.
Театр открылся 15 апреля 1956 года, на новой сцене показали спектакль по пьесе драматурга Виктора Розова «Вечно живые». Репетировали четыре месяца: Табаков сыграл студента Мишу. В следующем году актер снова исполнил роль студента и снова по пьесе Розова — «В поисках радости». После этого героев Олега Табакова часто называли «розовскими мальчиками» — синоним романтичных, открытых и наивных молодых людей. Такие роли доставались актеру и в кино. В ленте Анатолия Эфроса «Шумный день» по мотивам одноименной комедии Розова Табаков играл 15-летнего максималиста Олега Савина, в роли которого больше 60 раз выступал в «Современнике».
Об артистах «Современника» говорила вся Москва. Зрители любили их, кинематографисты наперебой звали сниматься в кино. В 1963 году Табакову наконец-то удалось уйти от амплуа «розовского мальчика»: он сыграл бригадира Бабушкина в фильме «Молодо-зелено». Потом была и первая отрицательная роль — лейтенант Крутиков в ленте «Живые и мертвые».
Из-за тяжелого графика и нагрузки в 29 лет у Олега Табакова случился инфаркт. Врачи советовали покинуть сцену, но через пару месяцев актер уже репетировал постановку «Обыкновенная история». В 1967 году этот спектакль получил Государственную премию СССР, а самого Табакова наградили орденом «Знак Почета» за заслуги в развитии советского искусства — это был первый орден в истории «Современника».
В 1968 году Табаков вернулся к роли Хлестакова — он сыграл его в постановке пражского театра «Чиногерны клуб». Как позднее признавался артист, гоголевский персонаж был любимой ролью. После гастролей в Чехии за ним закрепился статус международной звезды.
Через два года Олега Ефремова назначили художественным руководителем МХАТа. Вместо него директором «Современника» стал Олег Табаков, а Галина Волчек — главным режиссером. В театр приняли много новых талантливых артистов: Валерия Фокина, Константина Райкина, Марину Неёлову, Юрия Богатырева. Сразу же молодые люди заявили о себе: Фокин, например, поставил спектакли «Валентин и Валентина», «Провинциальные анекдоты», «Сон смешного человека».
Табаков-руководитель был строгим: наказывал прогульщиков и лодырей, увольнял нарушителей; Табаков-актер продолжал играть в более чем в 30 постановках театра. В это же время он участвовал в теле- и моноспектаклях, продолжал сниматься в кино. В 1973 году Табаков сыграл одну из ярких ролей в полнометражных фильмах — шефа немецкой политической разведки Шелленберга в сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Личная жизнь
Личная жизнь Олега Табакова была яркой и насыщенной — он дважды женился. Первой супругой стала Людмила Крылова. История их отношений была похожа на сюжет романа.
Будущего мужа молодая женщина увидела на подмостках театра «Современник». Она влюбилась в него заочно. Крылова твердо решила, что обязательно поступит в театральный институт и станет актрисой, чтобы познакомиться с Олегом Табаковым.
Людмила Крылова, первая жена О. Табакова
Так и получилось. Какое-то время женщина действительно училась на актерском отделении. По окончании она поступила на работу в Малый Театр, регулярно посещала постановки «Современника», чтобы познакомиться с предметом своего обожания.
Как-то раз в Людмиле Крыловой позвонили из студии. Ее просили прислать фото, потому как одному актеру никак не могли найти партнершу. По счастливой случайности, этим привередливым артистом был именно Олег Табаков.
Отношения мужчины и Людмилы Крыловой начались с самого первого дня знакомства. В браке у Табакова и его супруги родились сын Антон и дочь Александра.
Александра Табакова с родителями Олегом Табаковым и Людмилой Крыловой
Олег Табаков и его первая жена Людмила Крылова 1980 г.
Несмотря на благополучие, в 1981 году все пошло прахом. Олег Табаков познакомился с Мариной Зудиной. В течение 10 лет артист и его молодая пассия тайно встречались. Об их отношениях было известно очень многим. Догадывалась о связи и сама официальная супруга актера.
Марина Зудина, Олег Табаков и их дети: сын Павел и дочь Мария
В 1995 году артист ушел из семьи, подал на развод. Олег Табаков и Марина Зудина сочетались браком после многих лет романа. Ни сын, ни дочь не смогли принять такого решения отца и разорвали с ним отношения. Бросили они и актерскую профессию.
Александра какое-то время работала на радио. Антон стал ресторатором. Через годы сын сумел простить Табакова старшего. А вот дочь так и не восстановила отношения с отцом. Не пришла она и на похороны именитого родителя.
От Зудиной появилось еще двое детей Олега Табакова: старший — Павел, младшая дочь — Мария.
Приписывают актеру и еще один роман. На сей раз — с Еленой Прокловой. На момент начала отношений ей было всего 16 лет. Юный возраст и разница в годах сыграли свою роль, пары так и не получилось.
Елена Проклова и Олег Табаков
Олег Табаков – личная жизнь
Биография Олега Табакова насыщенная разными событиями. Пик активного обсуждения личной жизни актера, пришелся на девяностые годы. Именно тогда для всех было громом среди ясного неба его уход из семьи. Прожив с Людмилой Крыловой 35 лет, он уходит к Марине Зудиной, которая младше его на 30 лет. Дети Табакова были шокированы поступком отца и в знак протеста ушли из профессии. Спустя какое-то время, сыну Антону удалось помириться с отцом, а дочь Александра, осталась непреклонной. Так и не сумев простить знаменитому отцу предательства по отношению к матери.
Роман Табакова и Зудиной длился 10 лет, после чего пара решила узаконить свои отношения. Это произошло в 1995 году. Актеру неоднократно приходилось комментировать свой уход из семьи. Если дословно, то Олег Павлович сказал следующее: «Как ни банально это звучит, пришла любофф». «Моя настоящая жизнь» — так называется книга, написанная Табаковым, почитатели его таланта смогут узнать интересные факты касаемо карьеры и личной жизни. В ней же описана и история любви с Мариной Зудиной.
Олег Табаков натура влюбчивая и поговаривают, что роман с молодой актрисой не был единственным. По некоторым данным, между ним и Еленой Прокловой, которой на тот момент было 16 лет, тоже были романтические отношения.
По словам самой актрисы, если бы не сплетни и пересуды (что не удивительно, учитывая несовершеннолетний возраст юной актрисы), возможно, у них сложились серьезные отношения. Ведь Проклова была по-настоящему влюблена в Табакова.
Молодая супруга Марина Зудина, подарила артисту двоих детей. В 1995 году сына Павла, а в 2006 дочку. Счастливые родители решили назвать ее Марией.
Павел пошел по стопам отца, причем поступить в МХАТ ему удалось без протекции знаменитого родителя. Он снялся в нескольких картинах, «Звезда», «Дуэлянт», и «Орлеан». Олег Павлович Табаков уже трижды дедушка. У него две внучки и внук.