Римские праздники — roman festivals

Осень

Осенью широкие празднества возобновлялись. Многие осенние торжества были связаны со спортивными соревнованиями.

В середине сентября начинались игры в честь Юпитера, Юноны и Минервы, которые длились около недели, а в середине октября римляне устраивали эквирии — фестиваль на Марсовом поле, посвященный богу войны Марсу.

На эквириях проводились скачки, соревнования колесниц и другие военные игры, призванные продемонстрировать мощь и силу римской армии. И, если первые эквирии (в марте) часто открывали военные кампании, то осенние празднества обычно их завершали.

В конце ноября начинались 30-дневные брумалии, чествования Крона, Деметры и Вакха, которые проходили в ночное время и сопровождались пиршествами и весельем.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить самое интересное!

Боги — вершители судьбы человека. Именно так считали в древности.

Считалось, что боги руководят действиями людей, насылают на них беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и так далее. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу виноделия Дионису-Бахусу, положили начало трагедии, из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия.

Зачем строили многоэтажные дома в Древнем Риме?

Как не удивительно, но и несколько тысяч лет назад уже был свой рынок аренды недвижимости, который во многом схож с современным. По этому, считалось целесообразным строить дома в несколько этажей, что бы уместить в них как можно больше людей.

Интересным фактом же является то, что в одном таком доме более бедный слой населения соседствовал с богатым. Просто жили они на разных этажах.

Богатые люди в Древнем Риме предпочитали располагаться на первых этажах – они были более комфортабельными и просторными. Очень часто такие помещения арендовали под торговые лавки.

На верхних этажах, которых могло быть не менее трех, расселялись бедные люди, которые не могли себе позволить платить много. Обычно такие квартирки и комнаты имели маленькую жилую площадь с низкими потолками.

Сколько стоила аренда дома в Древнем Риме?

Цены были заоблачными по меркам тех времен. Надпись на надгробной мраморной плите найденной археологами, гласит о том, что смерть — освободила человека от заботы оплачивать жилье. При среднем заработке в одну тысячу сестерциев в год для бедного слоя населения, цена скромной комнатушки составляла около двух тысяч сестерциев. Что касается Сенаторов, то они могли позволить себе снимать дом в пределах шести тысяч сестерциев. В пригороде же, по данным ученых, скромное жилье стоило в среднем пятьсот сестерциев.

Жрецы в Древнем Риме

В Италии и других странах, входивших в Римскую империю, в честь богов строились великолепные храмы. Из мрамора и драгоценных камней сооружались алтари — столики или возвышения для жертвоприношения. Сложные обряды требовали особых знаний. Такими знаниями владели жрецы — люди, которые занимались только служением богам.

Жрецы узнавали волю богов и сообщали о ней людям. Они составляли даже письменные руководства, в которых указывалось, кому, как и когда следует молиться и простому человеку, и высшим руководителям государства.

Жрецы и жрицы при храмах следили за правильностью обращения к богам, совершали необходимые церемонии, приносили жертвы, ухаживали за храмом и изображением божества. Они же устраивали праздники своим богам. А этих праздников было великое множество. При некоторых императорах число праздничных дней в году доходило до двухсот.

Коллегии римских жрецов

Большинство жреческих должностей было введено легендарным Нумой Помпилием. Он стал вторым после Ромула царем Рима и научил римлян поклонению богам. Жрецов и жриц было великое множество. Иногда они объединялись в коллегии, чтобы служить одному богу. Известны жрецы:

  • понтифики
  • фламины
  • фециалы
  • луперки
  • арвальские братья
  • салии
  • авгуры
  • гаруспики
  • весталки

Верховными жрецами были понтифики. Они следили, чтобы всем богам Рима приносились правильные жертвы и не было нарушений в обрядах и молитвах. Они же по поручению царей, консулов, императоров и сената истолковывали волю богов в важные моменты жизни города.

Фламины обычно были жрецами одного божества, приносившими ему жертвы. Это происходило так. Жрец омывал руки и торжественно призывал народ к полной тишине. После молитвы богу жрец посыпал голову животного, предназначенного для жертвы, солью и мукой или же поливал вином. Затем помощники жреца закалывали животное и часть его сжигали на алтаре.

Марк Аврелий совершает жертвоприношение. Барельеф на арке Марка Аврелия (римский император (161—180) из династии Антонинов)

Жертвоприношения

Римские боги, по мнению римлян, нуждались в жертвоприношениях. Домашним божествам жертвовали:

  • вино
  • хлеб
  • плоды

В храмах приносили в жертву животных:

  • быков
  • овец
  • свиней
  • коз
  • голубей

Гадания

Римляне верили, что боги на небесах любят запах жареного мяса. Чтобы узнать, что именно хотят римские боги, надо было обратиться к гаданиям. Особенно распространены были гадания по грому и молниям, по полету птиц и по внутренностям жертвенных животных. Этим занимались специальные жрецы — авгуры и гаруспики. Ни одно дело (ни на войне, ни в мирное время) не велось без того, чтобы не вопросить птиц или изучить внутренности жертвенного животного.

Если результат гадания был неблагоприятным — народные собрания, сбор войска и другие важнейшие дела могли быть отменены.

Авгур

Гаруспики тщательно исследовали внутренние органы животных, приносимых в жертву, — сердце, легкие и особенно печень. Если находили какие-то отклонения от нормы, гадание считалось неблагоприятным.

А вот как происходило гадание по полету птиц (такие гадания называли ауспициями). Рано утром авгур в парадном белом плаще с пурпурными полосами приходил после необходимых жертвоприношений на возвышенное место. Специальным жезлом он как бы расчерчивал все окружающее пространство на несколько частей. Обращенную к востоку часть он называл «передней», к западу — «задней», к югу — «правой», к северу «левой». Затем в полном молчании ждал появления птиц и, дождавшись, истолковывал их полет.

Важно было все — какие это птицы (орлы и коршуны считались, конечно, наиболее важными, затем следовали вороны, совы и вороны), в какой части небосклона они появились, в какую часть перелетели, на какой высоте летели, как при этом себя вели, какие звуки издавали и так далее. По полету птиц братья Ромул и Рем гадали, кому из них надлежит править Римом

Гадали также и по тому, как цыплята клевали зерно. Если они это делали неохотно, это было дурным предзнаменованием, если же клевали с большим аппетитом — добрым знаком

По полету птиц братья Ромул и Рем гадали, кому из них надлежит править Римом. Гадали также и по тому, как цыплята клевали зерно. Если они это делали неохотно, это было дурным предзнаменованием, если же клевали с большим аппетитом — добрым знаком.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

6 мая православные верующие чтят память великого мученика Георгия Победоносца

Подробнее

В Петербурге прошел крестный ход, посвященный Дню перенесения мощей святого князя Александра Невского

Подробнее

Самара 13 октября встретит чудотворную «Казанскую-Витебскую» икону Божьей Матери

Подробнее

Мифы Древней Греции

Подробнее

День Всех Святых 1 ноября: традиции праздника

Подробнее

12 ноября церковь чтит память мученика Зиновия и сестры его Зиновии

Подробнее

Торжественное шествие

Одним из самых главных дней на панафинеях был шестой. Считалось, что в этот день была рождена Афина. Когда восходило солнце, от Дипилонских ворот по Панафинейской дороге к Акрополю шла торжественная процессия. Считалось, что стартом для шествия было здание Помпейона. Именно туда накануне фестиваля приносили всяческую утварь и священные сосуды.

Шествие продвигалось под стройное пение хоров (пели юноши и мужчины) и под аккомпанемент аулосов и кифар. Празднующие рождение Афины шли через Керамик. Самым главным было пересечь агору и торжественно подняться на Акрополь. В целом празднующие преодолевали расстояние примерно в 1 км.

На парфенонской фризе изображена такая панафинейская процессия. Упоминания о ней имеются и в античных источниках. Участвовать в торжественном шествии могли только свободные граждане Афин. Никаких ограничений по возрасту, социальному статусу и полу не было. Участие рабов не допускалось, но вольноотпущенные также могли присоединиться к торжественному шествию.

В основном шли пешком. Идущих оберегали от различных неприятностей всадники. Богатые и знатные часто ехали на собственных колесницах. Все шествие направлялось опытными распорядителями, которые также пристально следили за порядком: ссоры и склоки тут же пресекались.

Наиболее эффектной частью праздничного шествия был огромный деревянный корабль. Его катили на колесах. В качестве украшения мачты этого суда использовалось полотно, на котором изображались древние боги. Главным сюжетом была борьба богов-олимпийцев с титанами.

В самый первый раз такое судно провозили в торжественной процессии, посвященной панафинеям, в честь победы афинян над персами в Саламинском сражении (около 480 г до н.э).

Гимерий, позднеантичный автор, писал в одном из своих произведений, что корабль был наполнен жрецами и жрицами. Эвпатрид венчали золотые венки. На всех остальных участниках торжественной процессии были надеты цветочные венки. Корабль был строгим, но одновременно — величественным. Он как будто и на самом деле плыл по волнам. На холме Паллады, по словам автора, невидимо находилась сама богиня, и любовалась посвященным ей шествием.

Когда афинские граждане начинали петь священные песни, причальный канат отвязывали, и все вместе участники шествия призывали ветер помочь кораблю благополучно дойти до цели.

Одной из самых важных церемоний этого дня было поднесение Афине нового пеплоса. Это была красивая одежда шафранового оттенка. На ней были вытканы разные мифологические сцены. В основном на пеплосе изображались сцены сражения богини с гигантами.

Пеплос готовили особым образом. За 9 месяцев до торжества, во времена проведения халкейи, девочки-аррефоры, руководимые старшей жрицей божества, устанавливали станок. На этом станке пеплос ткали самые искусные ткачихи Аттики. На парфенонской фризе как раз запечатлен момент передачи в храм Афины роскошного пеплоса.

В пеплос облачалась огромная деревянная статуя божества. Одежда хранилась в храме божества до наступления фестиваля Плинтерий. Во время этого праздника представители знатных родов собирали новое шествие, которое шло к храму. Затем из храма выносили деревянную статую Афины и мыли ее в море, после чего облачали ее в новый пеплос.

На алтаре Афины осуществлялось грандиозное жертвоприношение. Афинский лампадодром, победитель факельного забега, зажигал огонь. Затем следовало всенощное бдение, на котором пелись гимны, исполнялись ритуальные танцы.

Feriae imperativae

Фестивали также проводились в Древнем Риме в ответ на определенные события или с определенной целью, например, чтобы умилостивить или выразить благодарность богам. Например, Ливи сообщает, что после разрушения римлянами Альба-Лонги в 7 веке до н.э. и переселения албанского населения в Рим, по сообщениям, на Монс Альбанус. Для расследования этого сообщения была отправлена ​​римская делегация, и был засвидетельствован новый дождь камней. Римляне восприняли это как знак недовольства албанских богов, поклонение которым было прекращено с эвакуацией Альба Лонги. Ливий продолжает говорить, что римляне учредили публичный праздник на девять дней по наущению либо «небесного голоса», услышанного на Mons Albanus, либо гаруспиков. Ливи также говорит, что в Риме давно сложилась практика, согласно которой всякий раз, когда сообщается о каменном ливне, в ответ назначается девятидневный праздник.

Еще один нерегулярный праздник, заслуживающий внимания, — это Светские игры. В течение нескольких дней государство устраивало жертвоприношения, развлечения и игры, пытаясь стать величайшим зрелищем, которое когда-либо видел кто-либо из живущих. Эти игры должны были проводиться каждые 100 лет с целью проведения только один раз в жизни каждого человека. В какой-то момент одновременно проводились два цикла Светских игр, что привело к появлению людей, которые фактически стали свидетелями этого дважды в своей жизни.

Сельские Дионисии

Время его возникновения очень древнее.

Время проведения мероприятия-конец ноября — начало декабря. Ежегодно. Обряды, включенные в праздник: шествие ряженых, намазанных дрожжами первого урожая вина, обмен шутками с актером, играющим роль Диониса.

Великие дионисийцы. 
Время его возникновения-период тирании Писистрата, скорее всего 534 г. до н. э., когда Писистрат оставляет трагика Феспида в Афинах.

Время проведения — конец марта — начало апреля в течение пяти дней (два дня жертвоприношений и дифирамбических хоров, три дня-драматических состязаний, подведения итогов и раздачи наград), начиная с 488 г. до н. э. — 6 дней (введение комедий с выделением для них отдельного дня).

Награды: для поэта-венок из плюща, бронзовый треножник, а также бык за трагедию и корзина инжира и амфора вина — за комедию; для первого актера и хорега — венки из плюща.

Новый год — 1 января

В Риме нет каких-то особых традиций для празднования Нового Года. Ночь 31 декабря
кто-то проводит в кругу друзей, кто-то — в ресторане, а другие собираются на центральных площадях Рима. Обычно в центре проводятся концерты и бывает красивый салют. Пожалуй, самый главный новогодний обычай — это петарды и фейерверки после наступления полуночи. А некоторые даже любят пострелять из настоящего оружия. Без жертв, к сожалению, не обходится… Но давайте о приятном

Китайский календарь в Италии не принято принимать во внимание. Так что никому нет никакого дела до того, будет ли наступающий год годом Змеи, Свиньи или Обезьяны

Но все-таки привлечь удачу в новом году стараются все! Считается, что если встречать Новый Год в нижнем белье красного цвета, то это обязательно принесет удачу в наступающем году. Поэтому магазины буквально завалены красным нижним бельем! А еще под бой часов нужно обязательно успеть съесть 12 виноградин. В конце новогоднего ужина принято подавать блюдо из чечевицы и жирной свиной колбасы (есть два вида такого лакомства: zampone в виде свиной ноги и cotecchino в виде толстой колбаски). Форма и цвет чечевицы символизируют монеты, а это — к изобилию и богатству в новом году. На праздничный обед 1 января
принято ходить в гости к друзьям и родственникам.

Еда

Основной рацион римлян того времени составляли каши, хлеб, маслины, оливковое масло, сыр, вареные овощи и фрукты. Мясо считалось роскошью для бедных, его покупали только на очень важные праздники. Жители Рима садились за стол три раза в день. Рано утром — первый завтрак, около полудня — второй, ближе к вечеру — обед.

Обед богатых людей состоял из закуски, собственно обеда и десерта. Закуска состояла из яиц, пикантно приготовленных овощей. Обед включал несколько блюд и десерт — печенье, сыр, фрукты (обязательно яблоки). Поэтому о полном обеде римляне говорили: «от яйца до яблока».

Сцена застолья — фреска из Помпеи, I век.

СРЕДА / WEDNESDAY

Wednesday (англ.)/ ‘Woden’s day’ (германо-скандинавская мифология)- “день Одина”- верховного бога скандинавской мифологии.

Один — отец и предводитель асов, мудрец и шаман, знаток рун и саг, царь-жрец, конунг-волхв, колдун-воин, бог войны и победы, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Имя Одина-Вотана восходит к древнегерманскому корню -wut- (букв. «неистовство», «буйство», «бушевать», «воинственный»).

Вотан отдал один свой глаз великану Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Подобное самопожертвование во имя мудрости — не редкость для Одина. В частности, чтобы постичь силу рун, он, принеся самого себя в жертву, 9 суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём.

Древние германцы переняли от римлян семидневную неделю и заменили названия дней именами своих божеств. Одину досталась среда, у римлян — «день Меркурия», «dies Mercuri». Так что правильнее говорить не о том, что древние римляне отождествляли Одина с Меркурием, а о том, что древние германцы восприняли римского бога Меркурия в отождествлении с понятным им образом грозного божества войны — Одином.

Традиции Панафиней

Но как же проходили сами Панафинеи? Давайте перенесёмся в IV-V века до нашей эры, что считаются расцветом этого торжества. Как правило, они длились около недели. Начинались празднества ночными танцами, факельными шествиями, театрализованными представлениями. Актёры открывали зрителям истории героев преданий, которым суждено было встретиться с Афиной. Богиня являлась не просто символом, а главной покровительницей Панафиней.

Второй день празднеств начинался с торжественного шествия с Агоры на Акрополь. Участники марша несли прекрасные одежды, предназначенные для статуи богини. Возглавляли шествие самые авторитетные афиняне и благочестивые женщины, в руках которых были корзины с дарами для Афины Паллады.

Центральная часть шествия привлекала зрителей не меньше, чем его начало. За девушками-рукодельницами шли всадники на конях, за ними – колесницы, которые к тому моменту уже утратили своё военное предназначение. Отважные бойцы умело вскакивали на колесницу и снова спускались на землю, демонстрируя ловкость и невероятное мастерство публике.

Панафинеи в Афинском акрополе в V веке до н. э.

За воинами шли музыканты, играющие праздничные гимны, а звуки их мелодий разносились по всей округе. Замыкали марш жертвенные животные, что предназначались богине. На Панафинеях могло пройти более двух сотен таких быков, коз, коров. Более того, афиняне с радостью подносили в жертву Афине разнообразные дары – хлеб, мёд, вино, деньги.

Кульминацией праздника становилась общая демонстрация, в которой мог принять участие любой житель Аттики, независимо от пола и возраста. Более того, к шествию допускались даже метэки, иностранцы, что оставались на аттических землях временно или с целью постоянного проживания. Их дети также шли в процессии, держа в руках подносы с пчелиными сотами, что предназначались богине-покровительнице.

Греческая ваза на которой изображены бегуны с Панафинеи 530 год до н.э / Wikimedia Commons

Панафинеи нельзя представить без спортивных состязаний, что проводились в честь праздника. Панафинейские игры были неотъемлемой составляющей торжеств, одной из самых любимых его частей. Храбрецы и знаменитые спортсмены могли проявить своё мастерство, получив ценные трофеи и став национальными героями.

Что это за фестиваль

Панафинеи — древний праздник, который проводился в честь Афины Полиады. Согласно легенде, он был основан Эрехтеем (Эрихтонием) за 729 лет до первой Олимпиады. Легенда гласит о том, что царь Эрихтоний был рожден из семени Гефеста. Он был воспитанником богини Афины, и, повзрослев, учредил в честь нее панафинейские празднества.

Сначала праздник назывался афинеями, но после синкойизма Тесея (после объединения Аттики) был переименован в панафинеи.

Особой пышности празднество достигло во времена Писистрата. Именно при нем особое значение было отведено поклонение Афине, богине-покровительнице города.

Первые упоминания о празднике встречаются уже в гомеровских поэмах. В одной из них встречается описание торжественного шествия и принесения жертв в честь Афины Полиады. В “Одиссее” и “Илиаде” встречаются данные о культе Эрехтея и Афины. Там же впервые упоминается пеплос.

Отрывочные сведения об организации праздника встречаются в сочинениях Геродота, Ксенофонта и Фукидида. Там же рассказывается о состязаниях, которые проводились во время праздника, и об основных жертвоприношениях. Панафинейские призовые амфоры впервые упоминаются у Пиндара.

Римские боги сельской природы

Жители древней Италии почти все были земледельцами. Поэтому и римские боги были земледельцами. Они помогали людям пахать и сеять, растить и собирать урожай, боги заботились о приросте и здоровье домашнего скота. Собираясь сеять, римские земледельцы жертвовали чашу вина и немного жареного мяса богу Юпитеру. Перед сбором урожая они приносили богине хлебных злаков Церере в жертву свинью, а также совершали жертвоприношения Юпитеру и Юноне.

Юпитер и Теллус были «великими родителями, без помощи которых ничто не растет». Бахус помогал созреть винограду. Робиг и Флора отводили болезни от деревьев и позволяли им принести плоды. Минерва защищала оливковые деревья. Венера считалась богиней сада, а Лимфа — богиней источников, обеспечивавших орошение. Наконец, Бонус Эвентус, бог благоприятной судьбы, приносил удачу, без которой самый тяжелый труд не приводил ни к каким результатам.

Флора почиталась как богиня цветов и весны. По утверждению поэта Овидия (около 43 г. до н. э.), сначала она была нимфой Хлорие. Ее полюбил западный ветер Зефир, и от его нежного поцелуя она превратилась во Флору. Ее дыхание распространяет цветы по всей земле.

Публий Овидий Назон. Автор знаменитой книги «Метаморфозы». В книгу входят сюжеты о превращениях из греческой и римской мифологии, фольклора и исторических легенд; они излагаются в «исторической» последовательности: от времен «сотворения мира» . 

Если Флора была богиней цветения, то Помона — богиней плодов. Она стала женой Вертумна — этрусского божества смены времен года, его почитали в Риме как бога фруктовых садов.

Церера глубоко почиталась наравне с Теллус, она же Теллура, которую также называли «Теrrа Маter» — «мать-земля». Существовало поверье, что она нашла зерна пшеницы и дала их Триптолему для раздачи людям – у греков известен такой же миф о Деметре. Во время голода в 496 г. до н. э. к Церере взывали, как к греческой богине Деметре.

Фавн и Сильван были богами леса, охоты и земледелия. Сильван, обычно изображавшийся с тремя нимфами — их звали сильванами, — считался богом расчищенных и засеянных полей. Бог леса дикий и неистовый Фавн был также богом пророчеств и плодородия.

Меркатус [ править ]

Существительное mercatus (множественное число mercatūs ) означает «торговлю» или «рынок» в целом, но оно также относится к ярмаркам или рынкам, проводимым сразу после определенных ludi . Цицерон сказал , что Нума Помпилий , полулегендарный второй царь Рима , учредил Меркат в связи с религиозными праздниками, чтобы облегчить торговлю, поскольку люди уже собрались в большом количестве. В ранние времена эти меркаты, возможно, играли роль в оптовой торговле, но по мере того, как торговля в Риме стала более сложной, к поздней республике они, кажется, превратились в розничные ярмарки, специализирующиеся на праздничном рынке. ВСигиллярии прилагаются к Сатурналиям , возможно, были Mercatus в этом смысле. Выжившие анналы запись Mercatus Apollinares, июль 14-19; Mercatus Romani, 20–23 сентября; и Mercatus Plebeii, 18–20 ноября. Другие могли существовать. Английское слово «ярмарка» происходит от латинского feria .

Осень

Осенью широкие празднества возобновлялись. Многие осенние торжества были связаны со спортивными соревнованиями.

В середине сентября начинались игры в честь Юпитера, Юноны и Минервы, которые длились около недели, а в середине октября римляне устраивали эквирии — фестиваль на Марсовом поле, посвященный богу войны Марсу.

На эквириях проводились скачки, соревнования колесниц и другие военные игры, призванные продемонстрировать мощь и силу римской армии. И, если первые эквирии (в марте) часто открывали военные кампании, то осенние празднества обычно их завершали.

В конце ноября начинались 30-дневные брумалии, чествования Крона, Деметры и Вакха, которые проходили в ночное время и сопровождались пиршествами и весельем.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на , чтобы не пропустить самое интересное!

Тайна по наследству

Плутарх (46 — 127 до н.э.), известный как автор «Сравнительных жизнеописаний», одного из самых значительных источников по истории Древней Греции, упоминает про одну примечательую попойку Алкивиада (450 — 404 до н.э.), видного афинского полководца и государственного деятеля.

Речь о «других статуях богов» неспроста — в ту ночь в 415 году до н. э. в Афинах кто-то изуродовал священные изображения Гермеса, а тут подоспел и донос на Алкивиада. Его имущество было конфисковано, элевсинские жрецы из семьи Евмолпидов предали его проклятию, и Алкивиад бежал из Афин — впрочем, не навсегда. Впоследствии, будучи главнокомандующим афинской армии, он устроит огромное чествование элевсинских святынь, чтобы загладить прошлую вину.

За разглашение тайн Элевсина в Афинах полагалась смертная казнь. Живший в XIX веке историк Николай Новосадский приводит рассказ из Тита Ливия о том, как два юноши «вошли однажды в храм Деметры во время совершения мистерий, не будучи предварительно посвящены; там своими неуместными вопросами они скоро выдали себя; их отвели к иерофанту и тотчас казнили по его приговору». Даже знаменитый драматург Эсхил, пишет Новосадский, «был обвинен в том, что в некоторых из его трагедий встречались намеки на учение иерофантов Деметры; он подвергался большой опасности и только доказав, что, не приняв посвящения в мистерии, он не знает их учения, великий трагик спасся от смерти».

Тем не менее, по античной литературе складывается впечатление, что об Элевсинских мистериях знали все. У Аристофана в комедии «Лягушки» Геракл говорит спустившемуся в Аид Дионису, что тот вскоре увидит «свет див­ный, как над­зем­ный день», услышит «флейт дуно­ве­ния» и в миртовых рощах (мирт в греческом понимании символизировал смерть и загробный мир) встретит «радост­ные сон­ми­ща мужей и жен, и рук неис­чис­ли­мых плеск». На вопрос, кто это такие, Геракл отвечает — «посвященные». У Цицерона (106 — 43 до н.э.) — «О законах», кн. II — читаем: «самое луч­шее — те мисте­рии, бла­го­да­ря кото­рым мы, дикие и жесто­кие люди, были пере­вос­пи­та­ны в духе чело­веч­но­сти и мяг­ко­сти, были допу­ще­ны, как гово­рит­ся, к таин­ствам и поис­ти­не позна­ли осно­вы жиз­ни и научи­лись не толь­ко жить с радо­стью, но и уми­рать с надеж­дой на луч­шее». На эпиграф к этой главе, широко известный среди греков стих, делает отсылку сам Платон (427 — 347 до н.э.) в знаменитом диалоге «Пир»: «Что же каса­ет­ся слуг и всех про­чих непо­свя­щен­ных невежд, то пусть они свои уши замкнут боль­ши­ми вра­та­ми».

Новосадский не зря упоминает «учение». Именно его запрещалось разглашать — сам факт мистерий, а также определенные их части, проходившие публично, секретом не были. Тайным оставалось только то, что происходило в Телестерионе — храме мистерий. Именно там в завершение таинства происходило принятие посвященными кикеона — волшебного напитка, вызывавшего видения, позволявшего, по мнению греков, испытать смерть при жизни и общаться с богами. Собственно, в тот злополучный вечер Алкивиад провинился не только в том, что уродовал статуи богов и кого-то там изображал. Его слуги подавали гостям настоящий кикеон, очевидно, выкраденный или полученный обманным способом у жрецов. Рецепт напитка удавалось сохранять в тайне все две тысячи лет, что существовали мистерии — хотя бы относительно реконструировать его удалось только в наше время.

Заимствованные боги

Римляне в то время, сознавая, что их собственная цивилизация совсем молода, сложили множество мифов, связывавших Рим с великими культурами прошлого. Родоначальником римлян, по их поверьям, был троянский царевич Эней, бежавший из захваченной Трои. Римляне старались не замечать влияния на их культуру опыта своих предшественников — древних этрусков. Гораздо почетнее для «сынов Рима» было вести свой род от Греции и Трои. Эней, сын богини Венеры — а в древнегреческих мифах сын богини Афродиты — бежал из Трои и обосновался около реки Тибр в Италии. Посетив однажды царство мертвых, он увидел бесконечное шествие душ будущих великих римских героев.

Бегство Энея из Трои. Художник Федерико Бароччи

В более поздние времена в Риме были широко распространены культы египетских богов Изиды и Сераписа, персидского бога Митры, фригийской богини Кибелы — Великой матери.

Иудаизм и христианство также завоевали симпатии многих жителей Римской империи. Римляне даже пытались переманивать чужих богов к себе, чтобы легче было расправиться с врагами.

Зима

Зимние месяцы в Древнем Риме были богаты на празднования. Торжества устраивались если ни каждый день, то не менее двух-трех раз в неделю.

Декабрь начинался со второго празднования дня Благой богини (первый был в мае). В середине месяца наступала неделя празднования сатурналий — торжеств в честь бога земли Сатурна. В это время оканчивалась жатва, и все римляне предавались отдыху и веселью. Во время фестиваля было запрещено наказывать преступников, дети освобождались от учёбы, а рабы на время получали равные со свободными гражданами права (носили одежду господ и ели с ними за одним столом).

В конце января начинались паганалии — плебейские торжества в честь богов-охранителей посёлков. В этот день римляне пекли медовые лепёшки, украшали дом глиняными фигурками и устраивали театральные представления.

Февраль был также богат на праздничные дни, но главными празднествами месяца были паренталии — торжества, посвященные богине семейного очага Весте. В дни паренталий римляне вспоминали умерших родственников, живущих в подземном мире.

Римские боги: количество

Одни римские боги несли ответственность за благополучные роды, другие – за первый крик ребёнка, третьи охраняли его сон в колыбели, четвёртые учили говорить. Даже кости у маленьких детей укрепляет и делает твердыми особая богиня Оссипаго. Чтобы удалась первичная вспашка земли, следовало умилостивить божество Вервактора, повторная вспашка зависела от Редаратора. Внося навоз в землю, вспоминали Стеркуция, а прививкой деревьев «заведовал» Инситор.

Чтобы взошло посеянное на поле семя, надо было принести жертву Сатурну, чтобы оно набрало рост и зацвело — Флоре. Бог Конс покровительствовал его созреванию, бог Робиг спасал злаки от опасных болезней. Наконец, сбором урожая «заведовала» сама богиня Церера, а ей помогал бог жатвы Мессор. Быков опекала Бубона, лошадей — Эпона, овец — Палес.

Чтобы не пропустить или не нарушить установленного ритуала поклонения, римские жрецы составили даже специальные списки божеств, к которым следовало обращаться с молитвой в том или ином случае. Считалось опасным перепутать молитвы: боги жестоко наказывали нечестивцев.

Количество римских богов было очень велико. Кроме своих собственных, римляне охотно принимали в свой пантеон (собрание богов) божества других народов, особенно тех, которые они завоевывали. Римляне верили, что перевезенный в их город идол покоренного народа не будет вредить победителям.

Праздники

Любовь к праздникам была у римлян в крови. Веселью и развлечениям в античную эпоху граждане Рима предавались самозабвенно. Нужно сказать, что поводов для этого у них было достаточно. Большинство праздников имели свое общественное или религиозное значение, но часто развлечения и игры устраивались в честь славных побед или по желанию императора. В правление Августа у римлян было 115 праздничных и выходных дней в году. При некоторых последующих императорах число таких дней превышало 200 в год.

Некоторые древние традиции мы сохраняем и сегодня. Так, например, мы продолжаем отмечать 1 января как начало Нового года. Но, в отличие от нас, римляне не ждали подарков, а сами приносили богу Юпитеру в жертву быков в благодарность за помощь в прошедшем году. Знаменитые Сатурналии, дни, когда рабы становились господами, а хозяева прислуживали им за столом, послужили прообразом карнавалов во всей Европе.

Именно в Риме была создана самая мощная индустрия производства воды для питьевых и бытовых целей. Любопытно, что на одного римского жителя эпохи императора Августа приходилось до тонны воды в сутки, что втрое превышает водопотребление в современном Риме.

Риме

Эта легенда послужила для римлян основанием отмечать апрель как время, когда человек показал себя умнее бога, веселыми розыгрышами, подвохами и обманами. Апрельский обычай давно перешагнул границы Италии и вместе с другими римскими традициями распространился на многие страны.

Приведенные примеры лишь в малой степени раскрывают то влияние, которое оказала Римская цивилизация на последующие эпохи. Сделанные римлянами открытия и нововведения в области архитектуры и методов строительства находят применение и в современном зодчестве. Принципы управления огромной империей в наши дни сохранены в Европейском сообществе, как идеал государственного устройства. ЕС стремится объединить входящие в него страны общей денежной системой, едиными нормами налогообложения, централизованным правительством и международным арбитражным судом. Античные идеология и литература, почти забытые в эпоху средневековья, послужили основой эпохи Возрождения.

Западная Римская империя официально прекратила свое существование в 476 г., после свержения варварами императора Ромула Августула. Но римский образ жизни получил столь широкое распространение, что не мог просто исчезнуть, не оставив следа на пыльных дорогах истории.

Ирина Нехорошкина. Italica №2 2000 года.

СУББОТА / SATURDAY

Saturday (англ.)/ ‘Saturn’s day’ — «День Сатурна», древнеримского бога земли и посевов.

В Древнем Риме этот день был посвящён Сатурну. В Европе ассоциация дней семидневной недели с семью классическими планетами, восходит, возможно, к эллинистическому периоду. В Римской империи эта традиция заменила восьмидневную традиционную неделю на семидневную восточную. Связь дней недели с соответствующим божеством является косвенной. Дни названы по имени планет, которые были, в свою очередь, названы по имени божеств.

Таким образом, латинским именем для субботы было dies Saturni («День Сатурна»), которое вошло и трансформировалось в древнеанглийском языке в Saturday.

В Индии суббота Шанивар, по имени Шани, ведийского бога, чьим проявлением является планета Сатурн.

Программа Дня Города Рима в 2019 году

Свои 2769-е именины Вечный город будет праздновать законные 3 дня:

Четверг, 21 апреля

  • В 10:00 состоится церемония открытия празднования Дня Рима в Большом цирке, ознаменованная зажжением торжественного огня.
  • В 11:00 от стен Большого цирка стартует грандиозное историческое шествие, которое к полудню завершится у Римского форума.
  • С 15:00 до 18:00 выступление групп исторической реконструкции в Большом цирке.

Пятница, 22 апреля

В течение дня будут происходить культурные мероприятия в залах Капитолийского дворца (Palazzo del Campidoglio), расположенного на

Италия очень многообразная страна, в каждой ее области свои культурные особенности и этнические традиции. И в этом разделе мне прежде всего хотелось бы рассказать вам о праздниках в Риме и области Лацио, а также, по по мере возможности, о торжествах и обычаях других итальянских регионов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: