Сооружения – где проходили бои?
Первые сражения проходили на городских рынках, где существовали открытые площадки. Чтобы знатные люди могли со всеми удобствами наслаждаться зрелищем, для них возводили временные места на возвышенностях. Бои завоевывали все большую популярность, и потребовались специальные сооружения.
Сначала амфитеатры были деревянными. Каменная постройка была возведена в Риме в 29 году до н.э. Плиний упоминает, что она вмещала около 80 тыс. зрителей, в ней было три этажа, украшенных статуями и отделанных мрамором. Спустя 35 лет пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был создан на деревянном каркасе.
Амфитеатр
В 80 году н.э. римский народ получил поистине императорский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, останки которого мы можем видеть и сейчас — Колизей (Colosseo).
Великолепное сооружение было поистине чудом инженерной мысли.
Здесь все поражало воображение. Под полом арены была устроена хитрая система коридоров, в которых находились удивительные механические устройства для смены декораций.
Особое внимание уделялось удобству зрителей – при входе они имели возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помогал найти свои места. Знать наблюдала за боями, комфортно устроившись на сидячих трибунах в тени навесов
Плебс располагался выше и все время действия проводил на ногах.
В коридорах, которые вели к трибунам, кипела жизнь. Расхваливали свой товар многочисленные торговцы, предлагавшие различные лакомства и списки гладиаторов, толпились люди, возбужденные предстоящими боями.
Отдельно стоит упомянуть форму амфитеатра. Арена хорошо просматривалась даже с самых неудачных мест, а каждый звук был отчетливо слышен.
Гладиаторы Рима: интересные факты
1) Жизнь гладиатора ценилась очень высоко. На то, чтобы воспитать отличного бойца, уходило много времени, сил и денег, и такой боец приносил огромный доход его владельцу.
2) Гладиаторы считались самой низшей «кастой» даже в среде рабов, и стать гладиатором — огромный позор для римского гражданина. Но не редки были случаи, когда простой гражданин Рима шел в гладиаторы — иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи.
3) Во всех фильмах гладиатор выглядит как культурист, но это было не так. За два-три месяца до боев, гладиаторов кормили обильно и жирной пищей, поскольку толстый слой жира защищал внутренние органы.
4) Существует миф, что гладиаторы — лучшие бойцы Рима. Бойцы — да, но не солдаты. Они не умели сражаться организованно в строю, как легионеры, не знали тактики построений и т. д. В этом была беда Спартака. Гладиаторы могли быть хорошими телохранителями, что часто и имело место быть, но солдатами — нет.
История гладиатора Коммода
Древнеримская мораль требовала, чтобы выходившие на арену гладиаторы Рима были из низших социальных классов общества. Однако несмотря на это, по свидетельствам летописцев некоторые императоры также выступали на публике.
Наиболее известным из них был Коммод (161-192гг.н.э) – восемнадцатый римский император, питавший фанатичную страсть к гладиаторскому бою. Подражая подвигам легендарного Геракла, он появлялся на арене в львиной шкуре, чтобы сразиться с дикими животными и однажды за один день даже убил сотню львов. Тем не менее, знаменитый древнеримский летописец Дион Кассий (155-235гг.н.э.) отмечал, что император был опытным лучником, умеющим поразить из этого оружия бегущего страуса прямо в голову. Обезглавив птицу, Коммод подносил ее голову к первым рядам амфитеатра, где восседали именитые особы и сенаторы. Однако те находили его действия более смешными, чем пугающими и часто жевали лавровые листья, чтобы не выдать себя смехом.
Коммод, будучи левшой, чрезвычайно гордился этим фактом и, выступая в схватках с гладиаторами, всегда побеждал. Однако римляне считали его бои позорными, так как в качестве предполагаемой жертвы на арену попадали больные или люди с физическими недостатками, а также плененные раненые солдаты, что вызывало гнев у военных чиновников Рима. Возможно, в дальнейшем это и послужило причиной убийства Коммода.
Гладиаторы не всегда сражались до смерти
В кино и сериалах гладиаторские бои часто изображают как бескомпромиссную схватку с реками крови, отрубленными конечностями и горой трупов. Такое, разумеется, тоже было. Но многие бои велись по правилам: соперники подбирались равными по силе, а иногда даже присутствовал судья, который мог прекратить драку, если один из участников был сильно ранен. А порой оба воина и вовсе покидали арену живыми и с честью, если им удавалось показать толпе зрелищный и захватывающий бой.
К тому же гладиаторы недешево обходились своим хозяевам, чтобы от них можно было с такой легкостью избавляться. Поэтому тренеры часто учили бойцов наносить удары таким образом, чтобы не убивать соперника, а лишь ранить. Некоторые бои и вовсе были похожи на спортивные состязания, в которых смерть не предполагалась изначально. Тем не менее жизнь гладиатора все равно не была долгой. Большинство из них доживало максимум до 25 лет, а по подсчетам историков примерно в каждом пятом поединке погибал как минимум один гладиатор.
Презентация на тему: » Гладиаторы Онлайн игры. Гладиатор (от лат. gladius «меч», «гладиус») наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными.» — Транскрипт:
1
Гладиаторы Онлайн игры
3
Гладиатор (от лат. gladius «меч», «гладиус») наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.
4
История
10
Retiarius (от лат. rete — «сеть») Вооружен сетью и трезубцем, но слабо защищен. Это самый легкий тип гладиаторов, однако при этом коварен и опасен. Даже более сильный противник не может быть уверен, что ему удастся избежать его сети. Если противник попадется, то защита ретиарию может и не пригодится.
11
Secutor (от лат. sequi — «преследовать») Основной противник ретиария. Вооружен мечом и небольшим щитом. Гладкий округлый шлем не цепляется за сеть и дает сектору возможность выскользнуть, даже если сеть накрыла его.
12
Murmillo (от греч. mormylos — «морская рыба») Происходит от одного из трех самых первых типов гладиаторов, который назывался галлом (как представитель пленных из Галлии) и в давние времена дрался с самнитом и фракийцем. Он сражается босиком, вооружен большим галльским щитом и мечом, а его шлем украшен фигурой рыбы.
13
Dimachaerus (от греч. di — «два» и machaer — «меч») Сражается без шлема и доспехов, но вооружен двумя мечами, что делает его опасным и уязвимым одновременно. Он способен удерживать инициативу, но не имея щита, ему сложно защититься от стрел и дротиков.
14
Thraex (лат. thraex — представитель народа Фракии) Происходит от одного из трех самых первых типов гладиаторов, который и тогда назывался фракийцем и в давние времена дрался с галлом и самнитом. Основная тактика фракийца — атака. Он вооружен небольшим щитом и саблей, а ноги его защищены высокими поножами.
15
Veles (мн. velites, от лат. velum — «полотно», т.к. одет в полотняную тунику) Происходит от одноименного рода войск в римской армии. Вооружен тремя метательными дротиками, маленьким щитом и мечом. Он опасен на расстоянии, но слабо защищен вблизи, поэтому обычно старается держать дистанцию, если в запасе еще есть дротики.
16
Hoplomachus (от греч. hopla — «вооружение», machein — «сражаться») Происходит от одного из трех самых первых типов гладиаторов, который назывался самнитом и в давние времена дрался с галлом и фракийцем. Это самый тяжелый и сильный из всех гладиаторов и обладает самым тяжелым снаряжением. Он вооружен большим щитом и мечом, а его основная тактика — защита.
17
Sagittarius (от лат. sagitta — «стрела») Экстра-тип вооружен луком и мечом. Это один из самых полезных бойцов в коллективных сражениях. Если у него есть время целиться, то он может выводить противников из строя одного за другим с большой дистанции, но при этом сам нуждается в защите, так как в ближнем бою уязвим. Для его обучения необходимо стрельбище.
18
Eques (мн. equites, от лат. equus — «конь») Экстра-тип, разрешенный только в сражениях. Конный боец, экипирован как одноименный род легкой кавалерии в римской армии. В бою он превосходит любого пешего гладиатора. Может атаковать копьем на полном ходу и сбивать с ног тех, кто попался на его пути. Однако, если его удастся сбросить с коня, то в ближнем бою он уступает остальным типам.
19
Essedarius (от лат. esseda — «колесница») Экстра-тип разрешенный только в сражениях. Самый дорогой и самый страшный участник сражений на арене. Он стреляет из лука, стоя в кельтской колеснице, которой правит возница. Связка из двух лошадей несет колесницу со скоростью, исключающей ближний бой, пока у эсседария не кончатся стрелы. Спешившись, он дерется на арене мечом.
Жест пальцем[править]
В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись. Хотя распространено мнение, что «поднятый палец» означал «Жизнь», а опущенный — «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. Так же многие исследователи приходят к выводу, что император, указывая на смерть, не опускал палец вниз, а выставлял в бок и согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал куда нужно наносить удар.
использованная литература
- Огюэ, Роланд (1994). Жестокость и цивилизация: Римские игры. Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-10452-1.
- Бейкер, Алан (2002). Гладиатор: Тайная история воинов-рабов Рима. Da Capo Press. ISBN 0-306-81185-5.
- Браунд, Сюзанна Мортон, изд. (1996). Сатиры: Книга I. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-35667-9.
- Черутти, Стивен М. и Л. Ричардсон младший (зима 1989 г.). «The Retiarius Tunicatus Светония, Ювенала и Петрония », Американский филологический журнал, Vol. 110, №4.
- Коннолли, Питер и Хейзел Додж (1997). Древняя жизнь: жизнь в классических Афинах и Риме. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-521582-6.
- Дункан, Энн (2006). Производительность и идентичность в древнем мире. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-85282-X.
- Эдвардс, Кэтрин (1997). «Невероятные профессии: публичное выступление и проституция в Древнем Риме», Римская сексуальность. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01178-8.
- Футрелл, Элисон (2006). Римские игры. Молден, Массачусетс: издательство Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-1568-8.
- Грант, Майкл (1995). Гладиаторы. Barnes & Noble Books. ISBN 1-56619-958-1.
- Якобелли, Лучиана (2003). Гладиаторы в Помпеях. Рим: «Эрма» ди Бретшнайдер. ISBN 88-8265-249-1.
- Юнкельманн, Маркус (2000). «Familia Gladiatoris: Герои Амфитеатра », Гладиаторы и цезари: сила зрелища в Древнем Риме. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-22798-0.
- Ювенальный; Льюис Эванс, пер. (1861). «Сатира VIII», Сатиры Ювенала, Персия, Сульпиции и Луцилия. Нью-Йорк: Harper & Brothers, Publishers.
- Шадрейк, Сюзанна (2005). Мир гладиатора. Темпус. ISBN 0-7524-3442-X.
- Видеманн, Томас (1995). Императоры и гладиаторы. Абингдон, Волы: Рутледж. ISBN 0-415-12164-7.
- Уорд, Аллен М. (2004). «Гладиатор в исторической перспективе », Гладиатор: кино и история. Молден, Массачусетс: издательство Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-1042-2.
- Мудрость, Стивен (2001). Гладиаторы: 100 г. до н.э. – 200 г. н.э.. Оксфорд: Osprey Publishing Ltd. ISBN 1-84176-299-7.
- Золл, Эми (2002). Гладиатриса: Истинная история неизвестной женщины-воина. Лондон: Беркли Бульвар Букс. ISBN 0-425-18610-5.
День гладиатора в Колизее
Гладиаторские игры проводились всего несколько раз в год, и спонсоры (часто Император, но это также мог быть богатый патриций или высокопоставленный магистрат в провинции) обязательно использовали их по максимуму. События гладиаторов в Колизее проходили по установленной схеме. Утро началось с тщательно продуманного шествия на арену, чтобы продемонстрировать участников этого дня. Естественно, спонсор выступал бы в роли маршала парада, идя впереди.OКак только толпа собралась, началась игра (и)! Эти повседневные дела обычно начинались с развлечений для животных. Сначала были охоты на животных (venationes). Особые подмножества гладиаторов, называемые Венаторес и Бестиарии будут сражаться со зверями, часто добываемыми из дальних уголков империи. Эти специализированные бойцы были обучены борьбе со всеми типами существ, включая страусов, медведей, крокодилов, слонов и тигров.Позднее утро было зарезервировано для популярных Damnatio Ad Bestias, когда преступники и дезертиры будут раздавлены слонами, растерзаны волками или иным образом истреблены дикими животными творческими и ужасающими способами.Эти занятия, какими бы приятными они ни были, на самом деле были лишь разминкой перед главными событиями дня: гладиаторскими боями. Наблюдение за мужчинами, идущими лицом к лицу (а в некоторых случаях в матчах в стиле королевской битвы, где победитель получает все), было самым популярным событием, и в нем использовались различные гладиаторские стили.
Рабы-гладиаторы: как готовили воинов
Гладиаторы — римские бойцы-рабы, участвовавшие в поединках на радость публике в Римской империи на протяжении почти 700 лет.
Гладиаторами были рабы, военнопленные, либо преступники, а иногда и простые граждане. Эти товарищи, нестарые и хорошо развитые, попадали в школы гладиаторов, где они под руководством управляющего проходили военную подготовку. Гладиаторы занимались каждый день с тренерами и учителями, которые обучали их владению разнообразным оружием. Также к услугам гладиаторов были повара, врачи и гетеры.
Гладиаторы жили гораздо лучше обыкновенных рабов, однако это преимущество были ничем иным, как обычными инвестициями. Чем лучше жил гладиатор, тем лучше сражался, побеждал, следовательно, приносил большую прибыль.
Некоторые гладиаторы могли добиться освобождения от рабства, однако таких было мало. Эти бойцы получали рудис — деревянный меч, знак освобождения от рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах (школах гладиаторов).
Бои. (wikipedia.org)
Гладиаторские бои обычно заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой поединок. Если же кто-то из проигравших оставался жив, то их участь решали зрители. Известный жест — большой палец вниз или вверх — решал судьбу поверженных. Однако считается, что жесты были иные: пальцы, сжатые в кулак, — жизнь, большой палец, отставленный в сторону, — смерть.
Римские гладиаторы делились на типы, и каждый из них был по-своему вооружен и использовался в разных боях. Часто гладиаторы были вооружены как представители одного из завоеванных Римом народов или, как некие выдуманные персонажи. Однако не смотря на все это, вооружение гладиаторов не отличалось разнообразием.
Гладиатричи – отважные женщины-гладиаторы Рима
О женщинах-гладиаторах (gladiatrice) известно немного – в мире существует всего лишь около десятка литературных фрагментов и найденный в Галикарнасе барельеф с эпиграммой, датируемый II веком н. э. и хранящийся сегодня в Британском музее.
Впервые о них упоминает в своих трудах древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Согласно его описанию считается, что первые схватки на аренах между женщинами восходят к 63г. до н.э. Во времена правления Нерона вольноотпущенник Патробиус устроил для императора необычные бои гладиаторов, в которых участвовали женщины. Роскошное действо было приурочено к визиту царя Армении Тиридата I.
Одним из доказательств существования женщин-гладиаторов Рима может служить античная бронзовая статуэтка, найденная в запасниках Гамбургского музея искусств археологом университета Гранады Альфонсо Маньясом. Согласно его заключению, в руках изваяния находится сика (sica) – короткий изогнутый кинжал, являвшийся распространенным оружием у фракийцев и даков. Как отмечает сам историк, «появление на арене обнаженных женщин-гладиаторов производило на толпу возбуждающий эффект. Наблюдение за женщинами в нетипичной для них роли стимулировало мужское воображение и либидо».
Согласно некоторым легендам, женский список гладиаторов могла бы возглавить Герардеска Манутиус – двадцативосьмилетняя беглая рабыня, примкнувшая к восстанию Спартака. Обольстительная черноволосая красавица и бывшая куртизанка, она быстро овладела приемами ведения боя и сражалась наравне с мужчинами. После разгрома армии Спартака, плененную Герардеску, как и остальных беглых рабов, ожидала казнь. Однако сам Лициний Красс помиловал женщину, предоставив ей возможность сражаться на арене как римские гладиаторы. По разным свидетельствам, она одержала победу в двух сотнях поединков. Смерть настигла Герардеску на арене в схватке против двух карликов, один из которых подкрался к гладиатриче сзади и заколол ее, вонзив трезубец в спину.