История древней греции

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве сосуществование противоречивых тенденций проявилось как в различиях художественных школ, так и в разработке черт, наметившихся в греческой скульптуре— экспрессивности пластики Скопаса, лиричности произведений Праксителя, динамичности форм в работах Лисиппа.

Alexander fighting the Persian king Darius III. From the Alexander Mosaic, Naples National Archaeological Museum.

Наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, мрамор, II в. до н. э.) существовала тенденция механического подражания классике, порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, нач. III в. до н. э.).

Perseus of Macedon surrenders to Paullus. Painting by Jean-François Pierre Peyron from 1802. Museum of Fine Arts, Budapest.

В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода.

Поздняя классика (IV век до н.э.)

Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы — широкое распространение получил мрамор.

Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.

Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

Характерные черты эллинистических государств

Александр Македонский мечтал создать мировую империю, но после его смерти в 323 году до н. э. диадохи разделили завоеванные им территории и образовали независимые государства.

Определение 2

Диадохи – это полководцы, ставшие преемниками власти после смерти Александра Македонского. Среди них особую известность приобрели Птолемей, Селевк, Антигон Одноглазый.

Образованные диадохами государства формируются по принципу эллинистических монархий.

Определение 3

Эллинистическая монархия – это сочетание восточных деспотических традиций и ценностей греческих полисов.

Самостоятельность полисной организации общества сохранялась и в условиях монархической формы правления. Управлял эллинистическим государством обычно царь, которому принадлежала вся власть в стране. Он опирался на бюрократический аппарат, выполняющий функции исполнительной власти. Крупные города, такие как Александрия, обладали автономией. Граждане независимых городов были наделены особыми правами.

Если предыдущий период греческого мира характеризуется постоянными войнами между полисами, то эпоха эллинизма принесла стабильность. Несколько крупных эллинистических государств смогли создать прочную систему. Она определялась общими чертами в экономическом, политическом и культурном развитии. Доказательством этого служит единая денежная единица, беспрепятственность миграции между государствами.

Греческая культура и язык начали широко распространяться среди населения государств диадохов. На этих территориях возникает и развивается классическое рабство.

Ранняя классика (начало V века до н.э.)

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.

Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

Искусство Эллинистического периода

Искусство этого периода характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора.

Это объясняется и обширными военными походами, торговыми контактами, и научными путешествиями того времени.

Лаокоон с сыновьями

Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках.

Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура.

Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.

Римская империя и период до конца древности

Независимая политическая история Древней Греции закончилась, но греческая культура продолжала процветать в Римской империи и все чаще формировала римскую цивилизацию со 2-го века до нашей эры. Император Нерон был по сути филэллином и предоставил Греции многочисленные привилегии, которые его преемники впоследствии отозвали. До поздней древности для элиты Рима было почти естественным владеть как греческим, так и латинским языками, а классическое греческое образование оставалось востребованным в течение длительного времени, по крайней мере в восточной половине империи, даже после установления христианства.

Кризис империи 3-го века н.э

тогда также затронул Грецию, которая пострадала от варварских нашествий, но она смогла немного восстановиться, тогда и зародился Неоплатонизм, последнее важное философское течение древности. Афины оставались основным центром древнего образования до 6-го века нашей эры

Начиная с 580 года, славянские народы вторглись в восточно-балканские провинции; около 600 г. н.э. Греция была населена в основном славянами до Пелопоннеса и была восстановлена ​​только в средние века для грекоязычной Византийской империи.

Завоевание исламскими арабами областей римского Востока (с 636 г. н.э.) – начало падения древнегреческой культуры и конец античности: в 698 г. н.э. греческий официальный язык был заменен арабским языком в империи халифов. Однако завоеватели были открыты для многих достижений греческой цивилизации; поэтому некоторые из них сохранились для потомков только арабами.

Начало эпохи эллинизма

В XIX—XX вв. антиковеды много спорили о смысле и содержании понятия «эллинизм». Одни полагали, что эпоха эллинизма представляет собой следующую за Великой греческой колонизацией стадию экспансии греческого мира. Другие видели движущую силу, сформировавшую эллинистическое общество, в македонском «империализме», т. е. в агрессивной политике, направленной на территориальные захваты и создание крупных государств на Востоке, Третьи указывали на то, что явления, характерные для эллинизма, наблюдались в некоторых районах ойкумены уже в V—IV вв. до н. э.

Согласно современному антиковедению, азиатские народы не воспринимали пассивно элементы эллинской цивилизации. Скорее наблюдались взаимодействие и синтез греческих и варварских (главным образом восточных) начал в политике, экономике, культуре. Именно это и породило в итоге уникальный историко-культурный облик государств, которые возникли на необозримых просторах от Сицилии и Южной Италии до Афганистана и Северной Индии, от Крыма до долины Нила.

Началом периода эллинизма обычно считают 323 г. до н. э., время смерти Александра Великого, а его окончанием — 30 г. до н. э. Именно тогда утратило независимость последнее из крупных эллинистических государств — птолемеевский Египет.

Библиография

  • Бордман, Джон. Греческая скульптура: архаический период: Справочник. Нью-Йорк: Oxford University Press, 1978.
  • -. Греческая скульптура: классический период: Справочник. Лондон: Темза и Гудзон, 1985.
  • -. Греческая скульптура: поздний классический период и скульптура в колониях и за рубежом. Нью-Йорк: Thames and Hudson, 1995.
  • Dafas, KA, 2019. Греческая крупномасштабная бронзовая скульптура: поздняя архаика и классический период, Институт классических исследований, Школа перспективных исследований, Лондонский университет, Бюллетень Института классических исследований, монография, приложение BICS 138 (Лондон).
  • Диллон, Шейла. Древнегреческая портретная скульптура: контексты, сюжеты, стили. Кембридж: Cambridge University Press, 2006.
  • Фуртвенглер, Адольф. Шедевры греческой скульптуры: серия очерков по истории искусства. Лондон: W. Heinemann, 1895.
  • Jenkins, Ian. Греческая архитектура и ее скульптура. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2006.
  • Куссер, Рэйчел Мередит. Загробная жизнь греческой скульптуры: взаимодействие, трансформация и разрушение. Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2017.
  • Марвин, Миранда. Язык муз: диалог между римской и греческой скульптурой. Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2008.
  • Маттуш, Кэрол К. Классические бронзы: искусство и ремесла греческих и римских скульптур. Итака: Издательство Корнельского университета, 1996.
  • Маскетт, Г. М. Греческая скульптура. Лондон: Bristol Classical Press, 2012.
  • Нир, Ричард. Возникновение классического стиля в греческой скульптуре. Чикаго: University of Chicago Press, 2010.
  • Нилс, Дженифер. Фриз Парфенона. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001.
  • Паладжиа, Ольга. Греческая скульптура: функции, материалы и методы в архаический и классический периоды. Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2006.
  • Паладжиа, Ольга, и Дж. Дж. Поллитт. Личные стили в греческой скульптуре. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996.
  • Поллитт, Дж. Дж. Древний взгляд на греческое искусство: критика, история и терминология. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1974.
  • -. Искусство в эпоху эллинизма. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1986.
  • Риджуэй, Брунилда Сисмондо. Архаический стиль в греческой скульптуре. 2-е изд. Чикаго: Арес, 1993.
  • -. Стили IV века в греческой скульптуре. Мэдисон: University of Wisconsin Press, 1997.
  • Смит Р. Р. Эллинистические королевские портреты. Oxford: Clarendon Press, 1988.
  • -. Эллинистическая скульптура: Справочник. Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1991.
  • Спайви, Найджел Джонатан. Понимание греческой скульптуры: древние значения, современные чтения. Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1996.
  • -. Греческая скульптура. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2013.
  • Стэнвик, Пол Эдмунд. Портреты Птолемеев: греческие цари как египетские фараоны. Остин: University of Texas Press, 2002.
  • Стюарт, Эндрю Ф. Греческая скульптура: исследование. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1990.
  • -. Лица власти: образ Александра и эллинистическая политика. Беркли: University of California Press, 1993.
  • фон Мах, Эдмунд. Греческая скульптура: ее дух и ее принципы. Нью-Йорк: Parkstone Press International, 2006.
  • -. Греческая скульптура. Нью-Йорк: Parkstone International, 2012.
  • Винкельманн, Иоганн Иоахим и Алекс Поттс. История античного искусства. Los Angeles: Getty Research Institute, 2006.

Архитектура классического периода

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский.

В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений.

Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике.

Храм Посейдона в Пестуме

Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса.

Портик Кариатид. Эрехфейон. Афинский Акрополь

Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах.

К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Скульптуры из Сперлонги

Огромный и сложный ансамбль из многочисленных скульптур был найден во время раскопок виллы Тиберия в Сперлонге. Вилла находилась на побережье и там был организован огромный бассейн возле грота. Именно в том месте и были найдены скульптуры, которые окружали грот, обращенный к морю. Скульптурные группы показывают сюжеты из Гомеровской Одиссеи. В 26 году грот рухнул, похоронив скульптуры и разбив их на части.

Грот и бассейн сегодня

Скульптуры обнаружили в 1957 году, когда начали строить прибрежную дорогу.

При реконструкции групп стало понятно, что их выполняли разные мастера и в разное время, уж очень сильно они отличаются по качеству друг от друга. Предполагают, что 2 большие группы греческие оригиналы, а 2 маленькие очень хорошие копии с бронзовых скульптур.

В целом выделяют 4 группы скульптур и наверху Ганимед

А. Первая группа «Паскуино», где отображен сюжет Троянской войны, когда в скульптуре изображали Менелая, поддерживающего тело Патрокла. Но исследователи предполагают, что в данной группе, возможно, изображен Одиссей, несущий тело Ахилла. К сожалению, сохранились только фрагменты.

В. Вторая группа «Сцила» показывает сюжет, где на корабль напало чудовище Сцилла с щупальцами. Здесь, к сожалению, нет общей реконструкции, а найдены были лишь фрагменты.

Группа Сцилла

Рука Сциллы держит голову

С. Третья группа «Полифеомов» показывает сюжет, когда Одиссея и его команду поймал циклоп Полифем. Связал их, напился и уснул. Герои не могли выбраться, но Одиссей нагревает кончик кола оливкового дерева и ослепляет им единственный глаз гиганта.

Центральная группа в Сперлонге , с Ослеплением Полифема

D. Четвертая группа «Палладий», которая изображает Палладия, защищающего Трою. Здесь ведутся споры, т.к. у Гомера нет детального описания этого сюжета.

Голова Диомеда и палладий, который он держит

Ганимед над гротом

Точная датировка остается под вопросом, споры идут до сих пор, но вся группа датируется I в. до н.э. На некоторых скульптурах сохранились имена скульпторов, но здесь исследователи не знают точно, о каком именно скульпторе идет речь, потому что имена немного расходятся с теми, которые указал Плиний. Но в целом их считают работами скульпторов Пергама, которые выполнили Лаокоон, и скульпторов с Родоса.

Деталь головы Одиссея

Следующая скульптура была выполнена в I веке нашей эры.

Греция в эллинистические времена (336 г. до н.э. – 30 г. до н.э.)

Греция оставалась полем битвы эллинистических великих держав. Прежде всего, династия Антигонидов пыталась возобновить старую македонскую гегемонию. Попытка Адана восстановить власть после смерти Александра потерпела неудачу. Вместо полисов образовались, в виде фактора силы, Греческие государства. Двумя наиболее важными из них были Этолийский Союз и Ачаийский Союз. В культурном плане акцент переместился больше на Восток, особенно важную роль сыграл Александр в Египте, а затем и в Пергаме в Малой Азии.

Вследствие борьбы между греческой новой и старой властью, а также и против Македонии, дошло до вмешательства Римской Империи против Филиппа V в Македонии и Второй Римско-Македонской войны (в 200-197 гг. до н. э.). Македония билась решительно. В 196 до г. до н. э. римский генерал Тит Квинкций Фламинин объявил свободу Греции, однако, Рим оставался у власти. Так как положение было нестабильно, Рим был вынужден вмешиваться впоследствии снова и снова. После битвы при Пидне, в 168 до н. э., в которой Македония, еще раз пыталась при короле Персее добиться преобладания в Греции против Рима, но была полностью исключена как фактор власти. Рим принимал активное участие в управлении Грецией. Это привело после разрушения Коринфа к преобразованию Греции в римскую провинцию.

В 133 г. до н. э. империя Пергама была присоединена Римом, 64-63 гг. до н.э. империя Селевкидов в Сирии (которая имела только региональное значение со 2-го века и потеряла свои богатейшие провинции), так же присоединена в 30 году до нашей эры последняя эллинистическая сила, Египет Птолемеев.

↑пЮЯОЮД ДЕПФЮБШ юКЕЙЯЮМДПЮ лЮЙЕДНМЯЙНЦН

нЦПНЛМЮЪ ДЕПФЮБЮ юКЕЙЯЮМДПЮ лЮЙЕДНМЯЙНЦН НЙЮГЮКЮЯЭ МЕОПНВМНИ. оНЯКЕ ЯЛЕПРХ ЕЕ ЯНГДЮРЕКЪ МЮ ЕЕ ПЮГБЮКХМЮУ ЯХКЮЛХ МЮЯКЕДМХЙНБ ЖЮПЪ АШКХ ЯНГДЮМШ ДНЯРЮРНВМН ЯХКЭМШЕ МЮ ОЕПБШУ ОНПЮУ ЩККХМХЯРХВЕЯЙХЕ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, СФЕ ДЮКЕЙХЕ НР РПЮДХЖХНММНЦН ОНКХЯМНЦН РХОЮ. оНКХЯ УНПНЬН ОНДУНДХК Й ЦПЕВЕЯЙНЛС НАЫЕЯРБС СГЙНЦН щЦЕИЯЙНЦН АЮЯЯЕИМЮ Б V – IV ББ., БШПЮФЮК НАЫЕЕ ЛМЕМХЕ ЛЕКЙХУ ЙНККЕЙРХБНБ ЦПЕЙНБ. мН ЩРЮ ТНПЛЮ ЯНБЕПЬЕММН МЕ ЦНДХКЮЯЭ ДКЪ НЦПНЛМШУ РЕППХРНПХЮКЭМШУ ЦНЯСДЮПЯРБ ЩККХМХЯРХВЕЯЙНИ ЩОНУХ, БШПНЯЬХУ МЮ АЮГЕ ДПЕБМЕБНЯРНВМШУ ЛНМЮПУХИ. рНКЭЙН ЯХКЭМЮЪ ЖЕМРПЮКХГНБЮММЮЪ ЛНМЮПУХЪ ЛНЦКЮ НЦПЮДХРЭ ХМРЕПЕЯШ МЕГМЮВХРЕКЭМНЦН ОПЮБЪЫЕЦН ЛЕМЭЬХМЯРБЮ (ЯМЮВЮКЮ ЦПЕЙН-ЛЮЙЕДНМЯЙНЦН, Ю БОНЯКЕДЯРБХХ РСГЕЛМНЦН) МЮ МЕНАЗЪРМШУ РЕППХРНПХЪУ бНЯРНЙЮ. б СЯКНБХЪУ ХППХЦЮЖХНММНЦН ГЕЛКЕДЕКХЪ РНКЭЙН РЮЙЮЪ ЛНМЮПУХЪ ЛНЦКЮ ДЕПФЮРЭ Б ОНЙНПМНЯРХ ЛЮЯЯШ ГЮБНЕБЮММНЦН МЮЯЕКЕМХЪ, Х РН КХЬЭ ОПХ СЯКНБХХ ЯНЧГЮ ЛНМЮПУНБ Я ЦПЕЙЮЛХ Х ЛЮЙЕДНМЖЮЛХ, ОПХЬЕДЬХУ ЯЧДЮ Б ПЪДЮУ ЮПЛХИ юКЕЙЯЮМДПЮ Х ДХЮДНУНБ. гЮБНЕБЮРЕКХ АШКХ НПЦЮМХГНБЮМШ Б ОНКХЯМШЕ ЯРПСЙРСПШ МНБНЦН, ЛНДХТХЖХПНБЮММНЦН РХОЮ, ОНКСВХБЬХЕ Б ХЯЯКЕДНБЮМХЪУ ПЪДЮ СВЕМШУ НОПЕДЕКЕМХЕ «БНЯРНВМНЩККХМХЯРХВЕЯЙХИ ОНКХЯ». хЛЕММН РЮЙЮЪ ЖЕМРПЮКХГНБЮММЮЪ ЛНМЮПУХЪ (ОПХЛЕП – ДЕПФЮБЮ яЕКЕБЙХДНБ) ЛНЦКЮ НПЦЮМХГНБЮРЭ ЯХКЭМСЧ ЮПЛХЧ Х ТКНР, НЯСЫЕЯРБКЪРЭ ЙНМРПНКЭ МЮД ЛЕЯРМШЛ МЮЯЕКЕМХЕЛ, ЯНГДЮРЭ МНБШЕ РНПЦНБШЕ ОСРХ Х СЯРЮМНБХРЭ ДНЯРЮРНВМН ОПНВМШЕ ЯБЪГХ Я НРДЮКЕММШЛХ СЦНКЙЮЛХ ГЮБНЕБЮММШУ РЕППХРНПХИ. оПХ ЩРНЛ АШКЮ ЯНГДЮМЮ Х МНБЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ – ЙЮЙ БМСРПЕММХУ, РЮЙ Х БМЕЬМХУ, ЯХЯРЕЛЮ, НРПЮФЮБЬЮЪ ПЕЮКХХ РНЦДЮЬМЕЦН БПЕЛЕМХ.

бН БЯЕИ ЩРНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ, ЙЮЙ АШКН ЯЙЮГЮМН, ЖЮПЯЙЮЪ БКЮЯРЭ ОПХБКЕЙКЮ МЮДЕФМШУ ЯНЧГМХЙНБ – ЦПЮФДЮМЯЙХЕ ЙНККЕЙРХБШ БНЯРНВМНЩККХМХЯРХВЕЯЙХУ ОНКХЯНБ, ОНКСВХБЬХЕ НР ЛНМЮПУЮ ГЕЛКЧ Б НАЛЕМ МЮ ОНЯРЮБЙС Б ЯКСВЮЕ МЕНАУНДХЛНЯРХ ЙНМРХМЦЕМРНБ ЯБНХУ ЦПЮФДЮМ-БНХМНБ Б ОНЯРНЪММСЧ МЮЕЛМСЧ ЮПЛХЧ ЖЮПЪ, Ю РЮЙФЕ ОПЮБН ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ Х ЙНМРПНКЪ ЛЕЯРМНЦН ГЮБНЕБЮММНЦН МЮЯЕКЕМХЪ.

б ЯРЮМНБКЕМХХ Х ТСМЙЖХНМХПНБЮМХХ ЯХЯРЕЛШ БМЕЬМХУ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ КЧАНИ ЩККХМХЯРХВЕЯЙХИ ЛНМЮПУ ХЯУНДХК ХГ ОПЮБЮ ПЕЬЕМХЪ МЮЯСЫМШУ БНОПНЯНБ ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ Я ОНГХЖХХ ЯХКШ. б ЩРС ЯХЯРЕЛС ОЕПХНДХВЕЯЙХ БНБКЕЙЮКХЯЭ ПЮГКХВМШЕ ЯНЧГМХЙХ, ЖХМХВМН ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕЛШЕ ЩККХМХЯРХВЕЯЙХЛХ ЛНМЮПУЮЛХ ЙЮЙ БПЕЛЕММШЕ. оН ДНЯРХФЕМХЧ ЦЕМЕПЮКЭМШУ ЖЕКЕИ, НР ХУ СЯКСЦ ЛНФМН АШКН НРЙЮГЮРЭЯЪ, ОПЕДНЯРЮБХБ ХЛ ОПЮБН ПЕЬЮРЭ ЯБНХ ОПНАКЕЛШ СФЕ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМН.

рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, ГЮ ОНВРХ РПХ ЯРНКЕРХЪ ЛХПНБНИ ХЯРНПХХ АШКХ ЯНГДЮМШ НЦПНЛМШЕ ОН РЕППХРНПХХ Х МЮЯЕКЕМХЧ ЩККХМХЯРХВЕЯЙХЕ ЦНЯСДЮПЯРБЮ Я ПЮГБЕРБКЕММНИ ЩЙНМНЛХЙНИ ПЮГБХРНЦН РХОЮ Х ОПНДБХМСРШЛХ ЯНЖХЮКЭМШЛХ НРМНЬЕМХЪЛХ, Ю РЮЙФЕ ЯХМЙПЕРХВЕЯЙНИ ЙСКЭРСПНИ, БЙКЧВЮБЬЕИ Б ЯЕАЪ Х ЩККХМЯЙХЕ, Х БНЯРНВМШЕ ЩКЕЛЕМРШ. б МНБСЧ ЯХЯРЕЛС ЛЕФЦНЯСДЮПЯРБЕММШУ Х ЛЕФДСМЮПНДМШУ НРМНЬЕМХИ ЩОНУХ ЩККХМХГЛЮ БНЬКХ РЮЙФЕ Х АНКЕЕ ЛЕКЙХЕ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, ПЮГКХВМШЕ ЯНЧГШ МЮПНДНБ Х ЦНПНДНБ, ЛМНЦХЕ ОНКХЯМШЕ ЯРПСЙРСПШ аЮКЙЮМЯЙНЦН ОНКСНЯРПНБЮ Х лЮКНИ юГХХ.

Военные поселения периода Эллинизма

Наряду с полисами в эллинистических государствах очень велика была роль военных поселений — катекий, создаваемых царями в стратегически важных (как правило, пограничных) районах. Такие поселения существовали в великих эллинистических монархиях, а также в Пергаме и Вифинии. Колонисты подбирались нередко из представителей одного этноса: фракийцев, мизинцев, евреев, арабов, идумеев (родственный евреям семитский народ). Они могли быть переселены монархами на значительное расстояние от их родины. Чаще всего в роли военных колонистов выступали всё-таки македоняне. Получая от царя земельный надел, который давал им и их семьям пропитание и средства к существованию, они обязаны были расплачиваться с монархом военной службой. Широкое распространение катекий позволяло монархам комбинированно решать как военные, так и экономические задачи.

Архаический период истории Древней Греции (VIII–VI вв. до н.э)

История Древней Греции отводит особое место Архаическому периоду. В эту эпоху были заложены основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики — это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа.

В архаический период обновилась культура Греции. Центром новой системы ценностей стала человеческая личность, появились новые литературные жанры. На смену эпосу пришла лирическая поэзия, которая описывала радость, горе и чувства. Также философия зародилась как наука в результате попыток греческих мыслителей понять, какое место в этом мире отведено человеку. Кроме того, в Греции тех времён развивалась живопись, и лучший пример — керамика, сохранившая удивительную по красоте роспись. В эпоху архаики получили широкое развитие главные виды древнегреческих ваз: гидрии для ношения воды, объёмные кратеры для смешивания вина с водой, овальные амфоры с двумя ручками и узкой шейкой, в которых хранили зерно, масло, вино и мёд. Форма сосудов полностью соответствовала их назначению, а роспись приобрела гибкие линии. Постепенно усложняется техника исполнения — она требует от художника большего мастерства.

Больше внимания стали уделять декорированию храмов и общественных зданий. Храмы строили на самых видных местах, поскольку они являлись центром не только духовной, но и политической деятельности. Именно в это время создали ордерную систему, которая предопределила развитие греческой архитектуры. В период архаики выделились два ордера: ионический и дорический. Последний характерен для греческих колоний в Южной Италии и на Пелопоннесе, а его происхождение связывают с городами Ионии.

Перемены во всех сферах обусловливались экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат — появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях — города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее. Например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» — приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода — Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном — берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия — города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Ранняя классика

В V веке до н. э греческая скульптура претерпевает значительные изменения

Скульпторы уделяют большее внимание к правдивой передаче движения человеческого тела, стремлению прямолинейно передать натуру, которое порождает угловатость форм, разрушающую гармонию статуй конца архаики. 

Тема скульптуры остается прежней, как и в архаике, она изображает богов и героев, доблестных граждан, прекрасных атлетов, а также надгробные изваяния покойных. Боги изображались в виде простых обнажённых юношей и милых девушек с нежными чертами лица.

Примером произведения ранней классики может служить бронзовая статуя «Возничий», образ которого достаточно монументален не смотря на передачу мелких деталей (вен, пушка на висках и ног).

Культура и религия Древней Греции

Древнегреческая культура стала отправной точкой для развития множества цивилизаций Европы, которые возникли позднее. Именно развитие культуры Древней Греции предопределило путь, по которому в дальнейшем пошла европейская цивилизация. Греки строили свою цивилизацию в условиях достаточно мягкого климата, но Пелопоннесский полуостров небогат ресурсами, что вынуждало их активно путешествовать по морю и налаживать торговлю с соседями, что, в свою очередь, формировало новые способы мышления и образцы поведения.

Культура и религия в Древней Греции были тесно взаимосвязаны

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги – это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос – в данном случае является абсолютом (то есть нет ничего и никого, кто или что создало бы этот самый космос). Для древних греков мир был театром, люди в нём – актёрами, а все вместе они – порождением космоса.

Этапы развития древнегреческой культуры

Периодизация развития древнегреческого искусства

  • Крито-микенский период – 3 тысячелетие до н. э. — 12 век до н. э. Наивысшим культурным достижением Древней Греции в это время являются дворцы в Микенах и Кноссе. Именно на Крите зародился миф о Тесее и Минотавре. Впрочем, о крито-микенской цивилизации известно не так уж и много.
  • Гомеровский период – 11-8 века до н. э. Произошёл откат развития человечества на юге Балкан до общинного строя. Причиной этого послужило падение крито-микенской цивилизации (возможно, из-за извержения вулкана). При этом на фоне морального упадка культура и ее ценности были сохранены и продолжили свое развитие. Подтверждение этого факта можно найти на страницах «Иллиады» и «Одиссеи», написанной Гомером.
  • Архаический период – 7-6 века до н. э. Наблюдается рост греческих полисов, начинается чеканка денег, формируется греческий алфавит и письменность. Именно в эту эпоху были проведены первые Олимпийские игры, а также был сформирован культ красоты тела.
  • Классический период – V век до н. э. – первая треть IV века до н. э. Настоящий бум научной мысли и культурного развития! Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эзоп, Геродот, Перикл. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и комедии. В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.
  • Эллинистический период – со второй трети IV века до н. э. до I века до н. э. Последний период в истории Древней Греции. Во время этого периода происходило объединение эллинских и восточных традиций, которые происходили благодаря завоеваниям Александра Македонского. В этот же период Рим покоряет Грецию и она теряет свой суверенитет, превращаясь в рядовую провинцию империи.
Русско-турецкая война 1877 – 1878. Причины, итоги, суть, ход событий, значение.
Реформы Петра I: причины, суть, итоги
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: