Ар нуво(art nouveau)

В искусстве и литературе — ориентализм

В XVIII и XIX веках европейцы завоевали и раскопал части Северной Африки и Леванта. Эти регионы сейчас составляют то, что называется Ближним Востоком, но в прошлом были известны как Восток. Европейцы резко разделили народы на две широкие группы — европейский Запад и Восток или Восток; мы и другие. Европейцы часто видели в Востоке противоположность западной цивилизации; народы могли представлять угрозу — они были «деспотическими, статичными и иррациональными, тогда как Европа рассматривалась как демократическая, динамичная и рациональная». В то же время Восток считался экзотическим, загадочным, сказочным и красивым местом. Это увлечение другим породило жанр живописи, известный как ориентализм. Распространение восточной художественной литературы и путевых заметок произошло в ранний современный период.

Тема

Многие из этих работ были щедро иллюстрированы гравюрами повседневных сцен восточного образа жизни, включая сцены рыночных площадей и рыночной торговли. Художники сосредоточились на экзотической красоте земли — рынках, караванах и заклинателях змей. Исламская архитектура также стала любимым предметом изучения. Некоторые из этих работ были пропагандистскими, призванными оправдать европейский империализм на Востоке, однако многие художники в значительной степени полагались на свой повседневный опыт для вдохновения в своих произведениях. Например, Чарльз Д’Ойли, родившийся в Индии, опубликовал «Древности Дакки» с серией из 15 гравированных табличек Дакки (ныне Дакка, Бангладеш) с изображением рынков, торговли, зданий и городских пейзажей.. Европейское общество в целом одобряло обнаженную живопись — но гаремы, наложницы и ведомые рынки, представленные как квази-документальные произведения, удовлетворяют европейским желание для порнографического искусства. Восточная женщина в чадре была особенно соблазнительной темой, потому что она была скрыта от глаз, что усиливало ее таинственное очарование.

Известные художники-востоковеды

Известные художники ориенталистского жанра включают: Жан-Леон Жером Делакруа (1824–1904), Александр-Габриэль Декамп (1803–1860), Фредерик Лейтон (1830-1896), Эжен Алексис Жирарде 1853-1907 и Уильям Холман Хант (1827–1910), которые все находили вдохновение в уличных сценах Востока, торговле и коммерции. Французский художник Жан-Этьен Лиотар посетил Стамбул в 17 веке и писал пастелью турецкие бытовые сцены. Британский художник Джон Фредерик Льюис, проживший несколько лет в традиционном особняке в Каире, писал детально проработанные работы, показывающие реалистичные жанровые сцены из жизни Ближнего Востока. Эдвин Лорд Уикс был выдающимся американским образцом художника XIX века и писателя в жанре ориентализма. Его родители были богатыми торговцами чаем и специями, которые могли финансировать его путешествия и интерес к живописи. В 1895 году Уикс написал и проиллюстрировал книгу о путешествиях под названием «От Черного моря через Персию и Индию». Другие известные художники востоковедного жанра, включавшие в свои работы сцены уличной жизни и рыночной торговли, — это Жан-Леон Жером Делакруа (1824–1904), Александр-Габриэль Декамп (1803–1860), Фредерик Лейтон (1830–1896), Эжен Алексис Жирарде 1853–1907 и Уильям Холман Хант (1827–1910), которые все нашли вдохновение в восточных уличных сценах. торговля и коммерция.

Востоковедная литература

В ранний современный период произошло распространение восточной художественной литературы и путешествий.

Многие англичане, приезжавшие на Восток, писали рассказы о своем путешествия. Британская романтическая литература в традиции ориентализма берет свое начало в начале восемнадцатого века, с первыми переводами «Арабских ночей» (переведенных на английский с французского в 1705–08). Популярность этого произведения вдохновила авторов на создание нового жанра — восточной сказки. «История Расселаса, принца Абиссинии» Сэмюэля Джонсона (1759 г.) является образцом этого жанра середины века. Восточные сказки Байрона — еще один пример жанра романтического ориентализма.

Хотя эти произведения якобы были научно-популярными, они были заведомо ненадежными. Многие из этих учетных записей содержали подробные описания рынков, торговли и коммерции. Примеры путевых заметок включают: Les Mysteres de L’Egypte Devoiles Olympe Audouard, опубликованные в 1865 г. и Жак Мажорель Дневник путешествия художника в Атласе и Антиатласе опубликовано в 1922 г.

Гофман

Йозеф Гофман (1870-1956) проделал долгий путь в архитектуре и дизайне. Первые шаги в искусстве он сделал пос­ле основания Сецессиона, на более позд­нем этапе творчества он придерживался идей модернизма. Наиболее значитель­ные проекты Гофман создает сразу после вступления в Сецессион. В 1903 г. он ста­новится одним из создателей «Венских мастерских», где создавались произве­дения декоративно-прикладного искус­ства. Гофман придерживался прямо­угольных форм (свои проекты он обычно создавал на клетчатой бумаге); в орна­ментах, используемых в архитектуре, а также в дизайнерских проектах тексти­ля и обоев часто встречаются квадраты. В рисунках Гофмана модернист­ская простота сочетается с декоративно­стью Ар Нуво. Санаторий в Пукерсдорфе недалеко от Вены (1903-1906) — это строгое симметричное здание с белыми стенами и минимальным декором. Внут­ренние помещения отличаются простотой, черные и белые квадраты кафель­ного пола и специально разработанная мебель тяготеют к модернизму. Гофман также является автором проектов выста­вочных павильонов, жилых домов, мага­зинов, баров, ресторанов, мебели (на­пример, оригинального кресла с регули­рующейся спинкой), фарфора, столового серебра, изделий из стекла, кожи и ювелирных украшений.

Однако самое знаменитое свое творение Гофман создает не в Вене, а в Брюсселе. Рос­кошный большой особняк, построенный по заказу бельгийского банкира Адольфа Стокле, больше известный как Дворец Стокле (1905-1911),—это ассиметричное здание с большой башней, которую венчает скульпту­ра. Стены облицованы тонкими пласти­нами мрамора, края которых отделаны уз­кими полосками позолоченного металла. Столовую украшают мозаики рабо­ты Густава Климта. В особняке есть боль­шая ванная комната, в которой всё — ванна, стенные панели и пол — сделано из мрамо­ра. Гофман даже спроектировал серебря­ные туалетные принадлежности, расстав­ленные на туалетном столике.

Церковь Нотр-Дам-дю-Ренси

Огюст и Пьер Перре построили церковь в память о погибших в Первой мировой войне. Средства были ограниченные, поэтому архитекторы использовали экономичный железобетон. Применив его для церковной архитектуры, Огюст и Пьер показали — с помощью этого материала можно возводить духовные пространства и проектировать изысканные архитектурные формы.

32 бетонных столба поддерживают цилиндрические своды, а вместо несущих стен — лёгкие перегородки, заполненные витражами. Получился интерьер, напоминающий готические постройки. Из-за сходства со средневековой капеллой в Париже церковь даже называли «Сен-Шапель в бетоне».

Бозар в Европе

В Париже существует несколько зданий, построенных в этом стиле. Например: Вокзал д’Орсе, Дворец Трокадеро и мост Александра III.

Строительство последнего сооружения было связано с политическими событиями конца XIX века, когда произошло дипломатическое сближение России и Франции. Мост должен был символизировать союз двух великих держав на фоне назревающей первой мировой войны.

Известно, что первый камень в строительстве моста заложил император Николай II. Возведение продолжалось в течение 5 лет и было завершено в 1900 году. В 1997 году была организована реставрация объекта, он функционирует и по сегодняшний день.

Неоготика или Псевдоготика (Gothic Revival)

После наполеоновских войн классицизм теряет свои позиции. На волне интереса к средневековью возникает пора архитектурной Неоготики (другое название — Псевдоготика), которая  повторяет черты оригинального готического стиля.

Данное направление появилось в 40-е годы 19 века в Англии. Он отличалось тонкостью, но в то же время было несколько сухим и бездушным. Башенки и бойницы, которые встречались в архитектуре средневековья, утратили свой смысл. Отлитые из бетона готические украшения уступали средневековым оригиналам, вырезанным из камня.

Во времена королевы Виктории начиная с 1837 и по 1901 годы Великобритания активно строила здания в неоготическом стиле. Иллюстрацией этого являются Тауэрский мост и «Биг Бэн».

Параллельно с ростом поклонников неоготического стиля росло число сторонников неоклассицизма.

Неоготика. Биг Бен и здание парламента в Вестминстере

Америка

Французский креольский архитектура — это Американский колониальный стиль которые возникли в начале 18 века в Долина Миссисипи, особенно в Луизиана. Французские креольские постройки заимствуют традиции из Франции, Карибы, и многие другие части мира, такие как испанские, африканские, индейские и другие наследия. Французские креольские дома колониального периода были специально разработаны для жаркого и влажного климата этого региона. Традиционные французские креольские дома имели некоторые или все из этих особенностей:

  • Деревянный каркас из кирпича или «Bousillage» (грязь в сочетании с мхом и шерстью животных)
  • Широкая шатровая крыша над подъездами
  • Тонкие деревянные колонны
  • Жилые помещения, приподнятые над уровнем земли
  • Широкие подъезды, называемые «галереями».
  • Нет внутренних коридоров
  • Подъезды, используемые как проход между комнатами
  • Французские двери (двери с множеством небольших оконных стекол)

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

  • Древнего Египта,
  • Египетских пирамидах,
  • храмах.

Боз-ар за пределами Европы

Стиль получил гораздо более широкое распространение и особенно полюбился в США, где, например, архитектор Ричард Моррис Хант и бюро Маккима, Мида и Уайта стали активными его поборниками. Громадный Пенсильванский вокзал в Нью-Йорке, построенный по проекту Маккима, Мида и Уайта (снесен в 1960-х), — лишь один из ярких примеров; Бостонская публичная библиотека — доживший до наших дней образчик.

Пенсильванский вокзал в Нью-Йорке

Бостонская публичная библиотека

Стиль боз-ар восприняли всюду, он стал синонимом изящества и вдумчивого проектирования, где бы ни оседали и куда бы ни несли свою культуру европейцы — от Аргентины до Египта и от Канады до Японии. Он продолжил жить и в ХХ в., поскольку созданный им образ пришелся по вкусу всем типам заказчиков, от чиновников до банкиров. Однако боз-ар нередко коверкали: архитекторы копировали отдельные черты и декор, но не обращали внимания на сущностное учение стиля об организации пространств. Такое обращение со стилем, а также упор на обилие декоративных деталей сделали боз-ар мишенью претензий модернистов, заменивших его новым стилем, в котором они видели более осмысленное отношение к структуре и функциональности; к тому же они отказались от избыточного украшательства. Так долгая жизнь боз-ар подошла к концу

Основные работы (1913-1939)

Его самым известным зданием был Театр Елисейских Полей, проект которого он перенял от архитектора, работавшего в стиле модерн Анри ван де Вельде. Фасад простой и украшен только скульптурным барельефом Антуана Бурделя. Угол здания был гладким и округлым, предвосхищая стиль стримлайн модерн три десятилетия спустя. Благодаря использованию бетонных столбов интерьер вестибюля и сам театр был просторным и открытым, незагороженный колонами. Оформление интерьера отличалось произведениями художников-модернистов того времени: купол Мориса Дени, картины Эдуарда Вюйара и Жаклин Марваль и занавес Кер-Ксавье Русселя.

В более поздних работах, Перре использовал бетон художественными способами для достижения функциональности зданий, сохраняя при этом классическую гармонию, симметрию и пропорции. Его основные работы включали в себя здание Экономического, социального и экологического совета Франции, первоначально построенного для Музея гражданского строительства Парижской выставки 1937 года; и «Государственное имущество Сакле» (Mobilier Nationale de Saclay), национальное хранилище мебели в Париже. Он также создал современные индустриальные здания, включая склад в Касабланке, накрытый тонким бетоном (1915) и необычную бетонную церковь Нотр-Дам-дю-Ренси (1922-1923), где внутренние колонны оставили неукрашенными, а бетонные своды потолка стали наиболее характерной декоративной особенностью. Он экспериментировал с бетонными формами для достижения лучшей акустики концертного зала Нормальной школы музыки в Париже (1929).

Ранняя готика

Готика зародилась во Франции в XII веке в районе Иль-де-Франц (Париж и окрестности). Долгое время стиль назывался французским. Это один из немногих стилей у которого есть имя конкретного основателя – это аббат Сугерий, который перестроил церковь монастыря Сен-Дени (годы постройки: 1137-1144), изначально она была построена в романском стиле. После завершения строительства Сугерий написал трактат «Об освящении церкви Сен-Дени», в котором дал определения основных элементов собора и раскрыл их символичность. Книга стала своеобразной «библией готики», с неё началась новая архитектурная эпоха.

Главный фасад церкви Сен-Дени, одна из главных башен разрушилась в 19 в.

Тем не менее, большая часть архитектурных и декоративных элементов церкви Сен-Дени не были придуманы аббатом, они использовались в церковных постройках романского периода. Сугерий сумел собрать самый передовые архитектурные достижения и декор в рамках реконструированной церкви и описал правила их использования. Никакого одномоментного перехода к новому стилю не было. В XII-XIII веках происходил плавный переход от романских построек к готическим и это можно увидеть на примере облика большого количества соборов и храмов того периода. В них зачастую присутствуют признаки двух стилей одновременно. Подобное смешение и является главным признаком ранней готики.

Сен-Дени. Античная колонна используется совместно с готическим декором

Признаки: 1) стрельчатые формы, как основа стиля (арки, окна, двери, орнаменты); 2) большие внутренние пространства (следствие применения каркасной системы возведения здания); 3) витражи; 4) круглое окно «роза» над главным входом.

Самые крупные постройки периода ранней готики:

  1. , 1137-1144 гг., пригород Парижа, Аббатство Сен-Дени;
  2. Ланский собор, 1155-1236 гг., город Лан;
  3. Нотр-дам де Пари, Собор парижской богоматери, 1163-1365 гг.;

В ранний период было начато строительство большого количества церквей и соборов, но их проекты со временем были скорректированы в соответствии с меняющейся модой. Поэтому большинство крупных построек имеют отдельные признаки раннего стиля. В то же время стоит подчеркнуть и то, что именно в этот период сформировались базовые архитектурные элементы, которые использовались ещё много столетий.

Для этого периода характерны только религиозные постройки (храмы, церкви), в области светской архитектуры преобладал романский стиль почти до XV века.

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.

Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия

  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Читайте коротко о периодах развития византийской архитектуры с примерами и фотографиями.

Организация

ФесМарокко

Гарипур указал, что, несмотря на центральную роль базаров и базаров в истории Ближнего Востока, относительно мало известно из-за отсутствия археологических свидетельств. Традиционно базары делятся на специализированные секции, посвященные определенным типам товаров. В случае постоянных базаров, каждый из которых обычно располагается на нескольких узких улочках и назван в честь продукта, на котором специализируется, например, золотой базар, ткань базар, базар специй, базар кожи, базар копий (для книг) и т. д. Это способствует конкуренции между продавцами и помогает покупателям легко сравнивать цены.

В то же время все собрание коллективно называется базаром. Некоторые из ярких примеров — это рынок Сук аль-Мелх в Сане, Манама Сук в Бахрейн, рынок Бизурийя в Дамаске, Сарай Сук в Багдаде, Хан Аль-Зейт в Иерусалиме и Занкат аль-Нисваан в Александрии.

Хотя в каждом районе города будет местный рынок, где продаются продукты и Помимо прочего, главный базар был одной из центральных структур большого города, где продавались товары длительного пользования, предметы роскоши и предоставлялись такие услуги, как обмен денег. Мастерские, где производятся товары для продажи (в случае, если торговец продает продукцию местного производства), обычно расположены вдали от самого базара. Базар был уровнем муниципальной администрации. Мухтасиб отвечал за надзор за деловой практикой и сбор налогов для данного базара, в то время как арифы были надзирателями в конкретной торговле.

Покупки на базаре или рынке — часть повседневной жизни на большей части Ближнего Востока. Цены обычно устанавливаются торгом, также известным как торг, между покупателями и продавцами.

Что купить на Гранд Базаре

Стамбульский Гранд базар с момента своего основания был мировым центром торговли. Естественно, он предлагает бесконечное множество товаров — от ювелирных изделий и текстиля до ковров и мыла для хаммама.

  • Продуктом, который Вы можете найти только здесь являются турецкие керамические изделия. Например, плитка, кружки, вазы, пепельницы и украшения.
  • Красочные декоративные турецкие лампы входят в число бестселлеров на Гранд Базаре, эти замысловатые, стеклянные предметы могут стать элементом декора Вашего дома.

  • Популярные турецкие гобелены, ковры килим, которые известны во всем мире тем, что они изготавливаются вручную, а также долговечностью и качеством. Здесь можно найти килимы всех цветов и размеров, изготовленные в технике плоского плетения.
  • Различные золотые и серебреные украшения, инкрустированные цветными и драгоценными камнями, также тепло встречают посетителей во многих павильона на Гранд Базаре.
  • Традиционное турецкое мыло, разных ароматов, помогающие отшелушить кожу, популярно среди туристов. Здесь также продаются кальяны.
  • Помните, что традиционные турецкие сладости и специи являются обязательными пунктами в Вашем списке покупок.

Итальянское барокко

Италия — родина стиля. В полной мере этот стиль проявил себя в Ватикане. Чтобы подчеркнуть авторитет папы римского и развеять небезосновательные слухи об экономическом кризисе, Ватикан застраивался причудливыми соборами.

Одним из первых барочных строений стала церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола. На главном фасаде сочетаются несколько ордеров, два фасадных яруса соединяются волнистыми волютами. Это архитектурное решение стало очень популярным для церквей того времени.

Еще один яркий пример итальянского барокко — грандиозная площадь Святого Петра в Ватикане, спроектированная Л.Бернини. Два симметричных полукружия площади обрамляют колоннады тосканского ордера, в центре возвышается собор. Весь ансамбль образует по форме символический ключ от рая.

Что ещё почитать?

Введение в учебное пространство изобразительного искусства

В.А. Серов «Девочка с персиками». Анализ картины

Иван Шишкин: жизнь и творческий путь

Пять причин использовать электронные образовательные ресурсы на уроках музыки

Античность

Однако одним только грекам суждено было сыграть решающую роль в развитии архитектурных стилей последующих эпох. Только их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до наших дней. Иногда о нем забывали, порой от него решительно отказывались, но оно снова и снова восставало из небытия. Чем же привлекало, чем так притягивало к себе искусство Греции? Изяществом и благородством форм, продуманностью и отточенностью всех деталей, уравновешенностью и спокойным величием. И вместе с тем – конструктивной простотой.

Греки, давшие миру начало многих наук, первыми разработали и стройную теорию архитектуры. Они ввели в практику никогда не нарушаемый ими закон симметрии. Впоследствии в Европе он станет незыблемым основанием классицизма

фото: mosarchinform.ru

Притягательная сила греческой культуры была такова, что Рим, покоривший Афины, сам оказался в положении завоеванного. Но в архитектуре римляне не копируют греков, хотя и подражают им. И насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне стали практичными строителями. Они создают архитектуру, которая своим размахом и колоссальным масштабом явилась проявлением мощи своей империи, ее символом.

Рим насаждает свою культуру среди покоренных им народов, не взирая на их национальные особенности. Но империи рушатся, а построенное ими становится памятником и примером для подражания. Рим пал под ударами варваров, его наследницей стала Византия… Закончилась целая эпоха – эпоха античности. Но античному искусству много веков спустя еще предстоит воскреснуть в эпоху Возрождения – для того, чтобы навечно остаться в истории и практике человечества. Дорический, ионический и коринфский стиль вы можете и сегодня увидеть на многих зданиях, и не только в Европе. Если вас привлекает античность, классицизм, перенесите их на ваш собственный дом.

( см. картины раздел Древний Рим, Греция, Египет )

см. подробнее: Архитектура Древней Греции

История Гранд Базара

Имея богатое историческое значение не только как центр торговли и коммерции, Гранд Базар также является старейшим и первым торговым центром в мире. Его существование, архитектура и нынешнее положение в мире — это последствия событий в древнем прошлом страны.

На протяжении веков крытый рынок и самые известные в мире торговые центры развивались в различных аспектах и теперь являются тем, во что они превратились к нашим дням. Это грандиозное торговое сооружение, которое каждый день привлекает посетителей со всего мира, появилось на свет в 15 веке.

Само его первоначальное строение было возведено под командованием султана Мехмеда II, который приказал отстроить каменный Бедестен, то есть купольное здание, крытый базар. Этот рынок создавался для торговли тканями и драгоценностями, а также для сбора средств для мечети Святой Софии.

Базар, названный Джевахир, был завершен к 1460 году, а вторая его часть, Сандал, была создана несколько лет спустя. Этот рынок стал центром торговли в Стамбуле и начал признаваться во всем мире.

Вскоре Джевахир и Сандал стали сопровождаться другими магазинами и киосками, которые начали расти вокруг них. Позже все эти сооружения стали такими же куполообразными, затем базар превратился в шумный бизнес-центр того времени со школой, мечетью, гробницей, 20 гостиницами и 16 фонтанами, увеличивающими его ценность.

Однако большая часть этих зданий была разрушена в результате землетрясений и пожаров, в том числе землетрясения в 1894 году. Этот период был временем упадка для всего рынка. Однако вскоре он был восстановлен до своего нынешнего состояния с помощью османского султана Абдулхамида II.

Предисловие автора

В настоящем издании мы имели в виду дать возможно полное собрание лучших образцов художественно-архитектурного творчества второй половины XIX века: несомненно, что именно за этот период ясно обнаружилось в искусстве стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени.
Сравнительно несложная задача обязывала нас лишь к строгому выбору материала, но не ставила нам никаких определенных рамок; однако скоро возникли сомнения, которые и привели к неожиданным последствиям.

Во-первых, в самом начале дела пришлось убедиться, что, руководясь личным вкусом, мы рисковали придать нашему труду слишком субъективный характер и тем сузить его значение. Во-вторых, полная свобода выбора и отсутствие определенных границ естественным образом увлекали нас все дальше и дальше, побуждали захватить круг предметов, возможно широкий и – в конец концов – привели к мысли дать, вместо простого сборника лучших произведений, труд не менее практический, но более идейный: явилось неотразимое желание осуществить опыт – не то, что истории, но хотя бы прагматической характеристики новейшего зодчества в его последовательном развитии и подготовить материал для всесторонней оценки совершающейся на наших глазах эволюции данной отрасли искусства.

Такая постановка вопроса налагала обязанности чрезвычайно трудные и во многих случаях почти невыполнимые. Однако захватывающих интерес задачи решили дело бесповоротно.

Наше увлечение легко поймет тот, кто хоть на минуту отдавался исследованию какой-либо области искусства или знания. Там, в мире пережитого, продуманного, прочувствованного, — каждая мысль, каждое новое движение, каждый своеобразных штрих так или иначе повлияли на общих ход дела, отразились положительным участием в работе поколений и кое что прибавили к богатству данного века.

С этой точки зрения и всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу, должна быть добросовестно причислена к итогу, которым измеряются приобретения человеческого духа.

Руководясь этим принципом, мы так определили свои намерения: собрать по возможности все то, что могло бы служить к характеристике современного зодчества во всех его применениях и направлениях; систематизировать весь материал по содержанию композиций; установить точнейшим образом авторство и провести – насколько возможно – хронологический порядок, полагая, что этот последний до некоторой степени обнаружит преемственность идей и объяснит то или иное явление…
Насколько удачно решим мы задачу, покажет будущее. Теперь же считаем не лишним заметить одно: все подготовленное до настоящего времени, а в особенности опыт первой части нашего труда, приводит к заключению, что до полного осуществления цели очень далеко и – что оно не под силу одному человеку.

Это обстоятельство заранее оправдывает все те недочеты, которые в изобилии будут указаны критикой и которые мы сами вполне сознаем и могли бы перечислить, если бы представилась надобность. Тем не менее мы все таки успели набросать довольно широкую программу и дадим по крайней мере общую картину архитектуры конца XIX века; обрисуем, что возможно, полнее; многое наметим в общих чертах; а очень многое предоставим закончить другим. (…)

(…) Наконец, еще одно замечание. Мы имеем в виду, главным образом, художественную сторону предмета; если же сторона утилитарная также не оставлена без внимания, то лишь настолько, насколько это требовалось для выяснения архитектурной физиономии данного произведения. Поэтому не следует в нашей книге искать того, что не входит в ее программу.

Г.В. Барановский

Рококо

На первый взгляд, рококо несильно отличается от барокко. Даже названия этих двух стилей архитектуры звучат похоже. Возможно, поэтому их иногда и путают. Давайте разбираться.

Если быть точными, то рококо, скорее, не стиль архитектуры, а декоративное направление. Любопытно, что он синхронизировался с барокко в конце популярности последнего: они сосуществовали в XVIII веке. Если попытаться грубо обрисовать различия, то можно сказать, что рококо — это приглушенное барокко, решившее освободиться от громоздких украшательств.

Сами формы не упростились, но они стали подчиняться практичности. Именно с этим связано то, что рококо применяли не только при строительстве зданий, но и при создании повседневной мебели, которая до сих пор отличается прекрасными потребительскими характеристиками, как сказали бы сегодня.


Рококо

Итак, рококо в какой-то мере становится «лайт» версией барокко, противопоставляясь чрезмерности декора последнего. Но при этом новый стиль провозглашает еще большую свободу фантазии авторов, некую легкомысленность и даже фривольность.

Словно не заботясь о конструктивной надежности и целесообразности, авторы сооружений всячески экспериментировали с оформлением фасадов. Про прямые линии, параллели и перпендикуляры временно забыли, с головой ушли в отделку фасадов лепниной, пилястрами и картушами.

Миниатюрные (по сравнению с барочными дворцами) здания в стиле рококо определяем по следующим декоративным элементам: рокайль и его производные (украшения по мотивам свитков, ракушек и т. д.), пилястры, картуши и отдельные вкрапления китайского стиля. Тона приглушенные, главным образом пастельные.


Рококо

В отличие от всех более ранних архитектурных стилей, рококо оказался широко применим именно в оформлении жилых домов, в частности, при отделке фасадов и украшении интерьеров. Тем не менее, зданий, полностью выдержанных в этом легко узнаваемом стиле, тоже сохранилось немало. Самые выдающиеся их авторы это Георг Венцеслаус фон Кнобельс дорф, Жермен Бофран и Маттеус Даниэль Пёппельман.

Историзм в архитектуре Викторианской эпохи

Включает в себя многоликость архитектурных стилей, появившихся в Британии с 1837 по 1901 годы во времена королевы Виктории. Архитекторы приняли идеи готики и добавили французские, итальянские, тюдоровские и даже египетские детали по своему усмотрению, смешивая неоклассические условности с восточными темами для создания оригинальных структур.

Викторианский стиль. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Индустриальная революция в стране усилила эту тенденцию через увеличение и разнообразие производства строительных материалов. В эту эпоху были разработаны новые методы строительства, т.к. архитекторы стали включать сталь и чугун как строительный материал для коммерческих зданий. В результате поздние викторианские дома становились все более богато украшенными.

Викторианская эпоха породила несколько известных стилей, включая

  • неоготику,
  • неоренессанс,
  • неоампир и другие стили.

Викторианский стиль. Сент-Панкрас Мидленд Гранд Отель, Лондон

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: