Неопластицизм: характеристика, происхождение, авторы и работы

Определение

Мондриан объясняет неопластицизм как эстетический принцип, определяемый тремя законами:

  1. нет ни кривых, ни косых, а только вертикальные или горизонтальные линии.
  2. это только чистые цвета: синий, красный и желтый (Мондриан не говорит об основных цветах: синий отличается от голубого, а красный отличается от пурпурного) и нецветные: серый, черный и белый.
  3. работа не должна представлять симметрию, однако она должна демонстрировать идеальный баланс.

Красно-синий стул .

Дусбург выступает за исключительное использование элементарных форм (квадрат, прямоугольник) и «прямого угла в горизонтальном, вертикальном положении и трех основных цветов, к которым присоединяются нецветные: белый, черный и серый». Черный означает отсутствие цвета, а белый — все цвета вместе. Для Мондриана черный, серый и белый — неизменные, «духовные», а чистые цвета — переменные.

Первая действительно неопластическая работа — « Композиция с желтым, красным, черным, синим и серым» (1920, Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды), подписанная Мондрианом. Неопластицизм находит вариации в других дисциплинах, таких как дизайн с красно-синим стулом, созданным с 1917 по 1918 год Герритом Ритвельдом, архитектура, прикладное искусство, но без скрупулезного соблюдения принципов, определенных Мондрианом.

Гармоничное искусство

Мондриан несколько раз за свою карьеру заявлял, что он искал уравновешенное и гармоничное искусство. Это не только изобразительное искусство, поскольку он считает баланс в своих работах эквивалентом космической гармонии. Мондриан находится под влиянием русского художника Кандинского, а также голландского математика Матье Шонмакерса, который в 1915 году писал: «Две фундаментальные абсолютные противоположности, которые формируют нашу Землю: горизонтальная линия силы, то есть раса Земли. вокруг солнца и вертикальное, глубоко пространственное движение лучей, исходящих из центра солнца » .

Геометрическая структура картины Мондриана сильно отличается от субъективного и жестового мира искусства Кандинского до войны. Если неопластическое искусство — это идеалистическое искусство, которое никогда не стремится быть «вневременным», его утопические формы, тем не менее, остаются продуктом определенной эпохи. Порядок и стабильность очень важны после травм, нанесенных Первой мировой войной, и для Мондриана и Ван Дусбурга искусство играет фундаментальную роль в восстановлении западной цивилизации . Поэтому работы этих двух художников можно рассматривать как примеры, открывающие новый моральный и эстетический путь, поскольку Европа вступает в новую фазу своей истории.

В 1942 году Мондриан живет в Нью-Йорке. Потратив несколько лет на изучение различных комбинаций своих основных живописных элементов — основных цветов, черной сетки и белого фона — он радикально меняет направление, особенно в своей работе под названием Broadway Boogie-Woogie . Название предполагает, что он был напрямую вдохновлен Нью-Йорком и его шахматной доской, а также ритмом джаза . Его визуальный язык и его открытость к материальным ссылкам показывают художника, который отворачивается от ограничений, которые он добровольно наложил на себя с помощью неопластицизма. В самом деле, хотя три закона накладывают горизонтальные и вертикальные линии, последние в таблице в основном наклонные. Если Мондриан решает изображать Бродвей, это не случайно, это единственная крупная улица Нью-Йорка, имеющая наклонную ориентацию, в то время как город был построен в соответствии с идеальной сеткой.

Влияние неопластицизма

Неопластицизм как стиль прекратил существование в 1931 году, когда ван Дусбург создал новое объединение под названием «Абстрактное творчество». В этом же году он умер, и финальный номер «Стиля» от 1932 года был посвящен его памяти. Неопластицизм и «Стиль» оказали влияние на развитие Баухауза и «интернационального стиля» в архитектуре, как и на множество других художественных школ и направлений ХХ и даже XXI века. Мондриан продолжал свои исследования форм и красок, уточняя и детализируя собственные взгляды, а его абстракции считаются высшей точкой авангардного искусства. С 1938 года он жил в Лондоне, затем в 1940-м переехал в Соединенные Штаты. Один из величайших художников ХХ века, он вдохновил целые поколения дизайнеров и живописцев.

«De Stijl»

В 1911 году, приехав в Париж, Мондриан был потрясен работами кубистов. Но вместе с тем кубизм, по его мнению, оказался недостаточно радикален для прогресса искусства. Мондриан был увлечен теософией и стремился объединить собственные художественные представления с духовной доктриной. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, он вернулся в Голландию, где познакомился с архитектором, художником и поэтом Тео ван Дусбургом (1884-1931) и художником Бартом ван дер Леком (1876-1958).

Три года спустя Мондриан и ван Дусбург выпустили журнал «De Stijl» («Стиль»), объясняющий их художественные концепции: они надеялись создать новое искусство, искусство мира и гармонии, противостоящее кошмару войны. Вскоре к ним присоединились другие художники и дизайнеры, разделявшие их взгляды, и с тех пор название «Стиль» ассоциировалось не только с журналом, но и с художественным объединением. Первыми членами группы, помимо Дусбурга, ван дер Лека и Мондриана, стали бельгийский художник и скульптор Георг Вантонгерлоо (1886-1965), венгерский архитектор и дизайнер Вильмос Хушар (1884— 1960), голландские архитекторы Дж. Дж. П. Оуд (1890-1963), Роберт вант Хофф (1887-1979) и Ян Вильс (1891-1972). Все они считали кубизм недостаточно абстрактным, а экспрессионизм «чересчур субъективным». Определенное влияние на них оказали русский конструктивизм и супрематизм. Разъясняя сущность своих взглядов, в первых одиннадцати номерах журнала «Стиль» Мондриан опубликовал развернутое эссе «Неопластицизм в изобразительном искусстве». В 1920 году вышла книга «Неопластицизм».

Тео ван Дусбург

Барт Ван дер Лек

Роберт вант Хофф

Время художественных объединений

1920-е годы – время создания нового мира на развалинах, которые оставила Гражданская война. Для искусства – это период, в который в полную силу развернули свою деятельность различные творческие объединения. Их принципы отчасти сформированы ранними художественными группировками. Ассоциация художников революции  (1922 — АХРР, 1928 –АХР), лично выполняла заказы государства. Под лозунгом «героического реализма» художники, входившие в её состав, документально запечатлевали в своих произведениях жизнь и быт человека — детища революции, в различных жанрах живописи. Главными представителями АХРР были И.И. Бродский, впитавший реалистические влияния И.Е. Репина, работавший в историко-революционном жанре и создавший целую серию работ с изображением В.И. Ленина, Е.М. Чепцов — мастер бытового жанра, М.Б. Греков, писавший батальные сцены в довольно импрессионистической марене. Все эти мастера были основателями жанров, в которых выполняли большинство своих работ. Среди них выделяется полотно «Ленин в Смольном», в котором И.И. Бродский в  наиболее непосредственной и искренней форме передал образ вождя.

Ленин в Смольном. И.И. Бродский. 1930

В картине «Заседание членской ячейки» Е.И. Чепцов очень достоверно, без надуманности изображает события происходившие в жизни народа.

Великолепный радостный, шумный образ, наполненный бурным движением и праздником победы создаёт М.Б. Греков в композиции «Трубачи Первой конной армии».

Трубачи Первой конной армии. М. Греков. 1934

Идею нового человека, нового образа человека выражают тенденции наметившиеся в жанре портрета, яркими мастерами которого были C.В. Малютин и Г.Г. Ряжский.  В портрете писателя-бойца Дмитрия Фурманова С.В. Малютин показывает человека старого мира, сумевшего вписаться в новый мир. Заявляет о себе новая тенденция, зародившаяся в творчестве Н.А. Касаткина и получившая развитие в высшей мере в женских образах Г.Г. Ряжского — «Делегатка», «Председательница», в которых стирается личностное начало и устанавливается тип человека, сотворённого новым миром.
Совершенно точное впечатление складывается о развитии пейзажного жанра при виде работы передового пейзажиста Б.Н. Яковлева — «Транспорт налаживается».

Б.Н. Яковлев Транспорт налаживается. 1923

В этом жанре изображается обновляющаяся страна,  нормализация всех сфер жизни. В эти годы на передний план выходит индустриальный пейзаж, образы которого становятся символами созидания.
Общество художников станковистов (1925) — следующее художественное объединение в этот период. Здесь художник стремился передать дух современности, тип нового человека прибегая к более отстранённой передаче образов за счёт минимального числа выразительных средств. В работах «Остовцев» часто демонстрируется тема спорта. Их живопись наполнена динамикой и экспрессией, что видно в работах А.А. Дейнеки «Оборона Петрограда», Ю.П. Пименова «Футбол» и др.

Оборона Петрограда. А. Дейнека. 1928

За основу своего художественного творчества члены ещё одного известного объединения — «Четыре искусства» — избрали выразительность образа, за счёт лаконичной и конструктивной формы, а также особое отношение к его колористической насыщенности. Самым запоминающимся представителем объединения является К.С. Петров-Водкин и одна из самых выдающихся его работ этого периода — «Смерть комиссара», которая посредством особого живописного языка раскрывает глубокий символический образ, символ борьбы за лучшую жизнь.

Смерть комиссара. К. Петров-Водкин. 1928

Из состава «Четырёх искусств» выделяется и П.В

Кузнецов, работами, посвящёнными Востоку.
Последним крупным художественным объединением этого периода представляется Общество московских художников (1928), отличающееся от остальных манерой энергичной лепки объёмов, вниманием к светотени и пластической выразительности формы. Почти все представители являлись членами «Бубнового вольта» — приверженцами футуризма — что сильно сказалось на их творчестве

Показательными стали работы П.П. Кончаловского, который работал в разных жанрах. Например, портреты его жены О.В. Кончаловской передают специфику не только авторской руки, но и живописи всего объединения.

Принципы и влияния

Де Стейл Ноябрь 1921 г., Дадаизм

De Stijl Manifesto I, ноябрь 1918 г.

Красно-синий стул, разработано Геррит Ритвельд, версия без цветов 1919, версия с цветами 1923

В Дом Ритвельда Шредера в Утрехт, 1924 г. — единственное здание, полностью построенное по принципам «Де Стейл».

Танцевальный зал Обетт в Страсбург, Тео ван Дусбург в сотрудничестве с Софи Тойбер-Арп и Жан Арп, 1929

Мондриан излагает границы неопластицизма в своем эссе «Неопластизм в изобразительном искусстве». Он пишет: «Эта новая пластическая идея будет игнорировать особенности внешнего вида, то есть естественную форму и цвет. Напротив, она должна найти свое выражение в абстракции формы и цвета, то есть в прямой форме. линия и четко определенный основной цвет ». С этими ограничениями его искусство допускает только основные цвета и не цвета, только квадраты и прямоугольники, только прямые и горизонтальные или вертикальные линии. Движение De Stijl положило фундаментальный принцип геометрии прямой линии, квадрата и прямоугольника в сочетании с сильной асимметричностью; преобладающее использование чистых основных цветов с черным и белым; и отношения между положительными и отрицательными элементами в расположении беспредметных форм и линий.

Название De Stijl предположительно происходит от Готфрид Земпер с Der Stil in den technischen und tektonischen Künsten oder Praktische Ästhetik (1861–183), Кёрл ошибочно полагали, что он защищает материализм и функционализм. «Пластическое видение» художников Де Стиджла, также называемое неопластизмом, рассматривало себя как выходящее за рамки изменяющегося внешнего вида естественных вещей, чтобы привести аудиторию в тесный контакт с неизменным ядром реальности, реальностью, которая была не столько видимой факт как лежащее в основе духовное видение. В целом Де Стейл предложил предельную простоту и абстракцию как в архитектуре, так и в живописи, используя только прямые горизонтальные и вертикальные линии и прямоугольные формы. Кроме того, их формальный словарный запас был ограничен основными цветами, красный, желтый, и синий, и три основных значения, чернить, белый, и серый. Работы избегают симметрии и достигают эстетического баланса за счет использования оппозиции. Этот элемент механизма воплощает второе значение Стиджл: «пост, косяк или опора»; это лучше всего иллюстрируется конструкцией пересекающихся стыков, которые чаще всего встречаются в плотницкие работы.

Во многих трехмерных произведениях группы вертикальные и горизонтальные линии расположены в слоях или плоскостях, которые не пересекаются, тем самым позволяя каждому элементу существовать независимо и беспрепятственно для других элементов. Эту функцию можно найти в Дом Ритвельда Шредера и Красно-синий стул.

Де Стейл находился под влиянием Кубист живописи, а также мистицизмом и идеями об «идеальных» геометрических формах (таких как «идеальная прямая линия») в неоплатонический философия математика М. Х. Дж. Шенмакерс. На движение Де Стейл также оказали влияние Неопозитивизм. Работы Де Стейла повлияли на Баухаус стиль и международный стиль архитектуры, а также одежды и дизайна интерьера. Однако он не следовал общим принципам «-изма» (например, Кубизм, Футуризм, Сюрреализм ), а также не придерживался принципов художественных школ, таких как Баухаус; это был коллективный проект, совместное предприятие.

В Музыка, Де Стейл оказал влияние только на творчество композитора. Якоб ван Домселер, близкий друг Мондриана. Между 1913 и 1916 годами он составил Proeven van Stijlkunst («Эксперименты в художественном стиле»), вдохновленные в основном картинами Мондриана. Этот минималистичный — и в то время революционная — музыка определяла «горизонтальные» и «вертикальные» музыкальные элементы и была направлена ​​на уравновешивание этих двух принципов. Ван Домселер был относительно неизвестен при своей жизни и не играл значительной роли в Де Стейле.

Русский авангард

Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева — “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.

Большевик. Кустодиев. 1920

К.Ф. Юон. Новая планета. 1921

Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом – “аналитическим реализмом ” — являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.

П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ

Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.

1918 год в Петрограде (или Петроградская мадонна). К.С. Петров-Водкин. 1920 ГТГ

Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.

Закат. А.А. Рылов. 1917

Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности.
По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору.
Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.

Что такое искусство неопластицизма?

В 1910 году Василий Кандинский создал первую картину, полностью перешедшую в абстрактный стиль. Многие художники того времени, такие как Кандинский, становились все менее заинтересованными в создании изображений повседневных объектов, на которые смотрели их глазами, и стремились выразить что-то более глубокое внутри себя и открыть универсальную сущность произведения через процесс абстракции. У него не было желания создавать что-либо, напоминающее реальный мир, и его работы содержат большое разнообразие абстрактных форм, линий и цветов.

Слева: Василий Кандинский; 未知上傳者, Public domain, via Wikimedia Commons | RIGHT: Пит Мондриан, 1899; Аноним Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Известно, что Питу Мондриану нравились работы Кандинского, и он был согласен с тем, что абстракция является полезным инструментом для выражения более возвышенных и духовных понятий. Он хотел создать искусство, которое не было бы связано необходимостью изображать предметы, как предыдущие виды искусства. Однако, в отличие от Кандинского, он считал, что должны существовать определенные ограничения в отношении количества элементов, используемых в произведении. Он считал, что следует использовать только самые необходимые элементы, и стремился найти единство и гармонию в своих композициях через выявление взаимосвязи между формой, формами, линиями и цветами.

Краткая история искусства неопластицизма

В 1917 году художники-неопластицисты Пит Мондриан, Барт ван дер Лек, Тео ван Досбург и Вилмос Хушар создали периодический художественный журнал De Stijl. Именно в этом журнале Мондриан изложил свои теории о новом художественном стиле, который отвергал изображение реальности, воспринимаемой глазами, и сосредоточился на создании нового визуального языка, ограниченного только самыми необходимыми элементами искусства, такими как основные цвета, прямые линии и нейтральные тона, такие как серый, белый и черный. В течение первых одиннадцати выпусков журнала Мондриан периодически вставлял фрагменты из своего эссе «Неопластицизм в изобразительном искусстве».

Бродвейские буги-вуги (1942-1943) Пит Мондриан; Пит Мондриан, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако позже в нем воплотились идеи, сформулированные действительно самым выдающимся членом движения Тео ван Досбургом. Примерно в 1921 году абсолютизм Модирана стал не нравиться ван Досбургу, который начал добавлять в свои работы острые углы и диагональные линии — разбавленную форму неопластицизма, которая стала называться элементаризмом.

Однако вклад Мондриана был чрезвычайно важен для основополагающего развития движения

Действительно, через публикации он смог распространить свои идеи о форме искусства, которая не ограничена воспринимаемой реальностью, но которая позволяет выразить временную природу одного момента на самом важном языке, позволяя зрителю увидеть бесконечные моменты, существующие в гармоничных универсальных формах

Характеристика искусства неопластицизма

Устанавливая определенные ограничения на процесс абстракции, художники неопластицизма стремились создать чистые и новые формы искусства. Простые вертикальные и горизонтальные линии считались гармоничными по своей сути. Это новое искусство должно было создаваться в рамках ряда фундаментальных принципов:

  • Естественные формы реального мира должны были быть отброшены, и использовались исключительно геометрические формы.
  • Прямоугольные области и прямые линии должны были стать основными элементами композиции.
  • Круги, диагонали и кривые не допускались.
  • Разрешалось использовать только нейтральные цвета, такие как черный, серый и белый, и основные цвета, такие как красный, желтый и синий.
  • Асимметрия поощрялась, а художники неопластицизма сторонились любого изображения симметрии.
  • Уравновешенность композиции достигалась расположением цвета и геометрических мотивов.
  • Смелые цвета дополнительно должны быть уравновешены использованием смелых прямых линий.

Композиция XXI (1923), Тео ван Досбург; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Архитектура

Наиболее показательным объектом для голландской группы «Стиль» является дом Шредера в Утрехте (архитектор – Геррит Ритвельд), построенный в 1924 году. Примечательно, что в проектировании принимала участие заказчица Трус Шредер, которая на тот момент являлась дизайнером интерьеров. Здание расположено на самом краю жилого квартала. Его архитектура сильно напоминает творчество Мондриана, только несколько переработанное, ставшее трехмерным.

Рисунок 2. Неопластицизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В формах здания нет стандартных моделей, поверхности не примыкают под углом друг к другу. Тонких орнаментов во внешнем декоре также нет, только прямые углы. Здесь всё изготовлено специально для данного дома, но сделать это мог бы любой человек. При строительстве не применялись экзотические и труднодоступные материалы, такие как мрамор или обработанный камень. Не использовалась ни кирпичная кладка, ни шлифованная деревянная поверхность. Основные конструкции здания выполнены из железобетона, а поверхности просто окрашены в различные цвета. Все фасады здания решены, как совокупность выступающих и заглубленных плоскостей, которые кажутся зрителю неустойчивыми и нереальными. Такая архитектура выражает ощущение трехмерности и пространства.

Жилой дом Шредера в Утрехте – это живая реализация 16 пунктов «пластической архитектуры» ван Дусбурга. Архитектор реализовал идеи ван Дусбурга с учетом всех функциональных и экономических аспектов. Объем здания не был замкнутым, он был связан с окружающим миром. Ограничивая объем плоскостями, вертикальными конструкциями и консолями, архитектор Ритвельд связал здание с окружающим пространством.

Внутри здания пространство также трактовалось по-новому: при его проектировании отказались от членения на примитивные помещения-коробки

Большое внимание в дизайне уделялось цвету

Это небольшое семейное жилище полностью соответствовало идеям архитекторов и художников, работающих в стиле неопластицизм. С тех пор здание воспринимается как один из известнейших символов эпохи модернизма в архитектуре.

характеристики

Цель неопластицизма — представить сущность вселенной и ее чистую красоту. Такое представление достигается за счет использования ярко выраженного стиля, который имеет следующие особенности:

— Эстетическое обновление, которое стремится универсально представить красоту и мир.

— Рационалистический подход, исключающий наличие фурнитуры в работах. Он ограничен захватом только элементалей, без украшений или дополнительных элементов.

— Уникальное использование геометрических форм, плоскостей и линий. Как правило, геометрические формы, которые преобладают в работах, — это квадраты и прямоугольники.

— Отсутствие кривых и расположение форм и линий перпендикулярно, так что в работе образуются только прямые углы.

— Использование основных цветов (желтый, синий и красный), а также нейтральных цветов (белый, черный и серый). Цвета не изменяются светом или тенью, а фон обычно светлый.

— Наличие асимметрии, но с балансом.

— Отвращение к реализму. Художники-неопластики чувствовали и заявляли, что в представлении и имитации реальности нет необходимости, поскольку искусство уже было частью жизни. Вот почему они стремились представить компоненты реальности через их элементарные формы и цвета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: