Скульптура. Архитектура
Скульптура была связана с импрессионизмом. Широкую известность получили скульптурные портреты П. П. Трубецкого (Л. Н. Толстой, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпин и др.)
Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал его памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. и вызвавший оживлённые споры публики
Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной, стремившейся не к отображению конкретного события или жизненного факта, а к созданию обобщённого образа явления. Таковы скульптуры «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие» и др.
Значительный след в искусстве Серебряного века оставил С. Т. Конёнков. Он прошёл через увлечение Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А. П. Чехов»), сохраняя яркую творческую индивидуальность.
Во второй половине XIX в. перед архитектурой открылись новые возможности. Быстрый рост городов, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Продолжали возводить и дворцы, особняки, усадьбы. Поиски нового стиля привели к рождению архитектуры модерна.
Облик русского, особенно московского, модерна определило творчество Ф. О. Шехтеля. В его ранних постройках ощущаются готические традиции (особняк 3. Г. Морозовой, дом А. Н. Рябушинского). Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902 —1904). В дальнейшем архитектор всё ближе подходил к так называемому рационалистическому модерну, стремясь к упрощению архитектурных форм и конструкций (банк Рябушинских, типография газеты «Утро России» в Москве, дом Московского купеческого общества).
Модерн соседствовал с неоклассицизмом (И. В. Жолтовский), эклектикой, умышленно смешивавшей различные архитектурные стили. Показательным в этом плане было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве, сооружённого по проекту В. Ф. Валькотта.
Кубизм в архитектуре
Рассматриваемое нами направление заняло нишу не только в живописи, но и ярко проявило себя в архитектуре. Всё началось с того, что на Осенней выставке в Париже 1912 г. некая группа людей презентовала больших размеров (10 на 3 метра) макет «кубистского дома». Фасады были спроектированы французским художником и скульптором по имени Раймон Дюшан-Вийон (1876-1918 гг.). Над оформлением комнат работали несколько человек, среди которых был Андре Маре. Апартаменты были необыкновенно обставлены, а стены были украшены произведениями художников-кубистов. В дальнейшем появляются первые объекты, построенные по проектам архитекторов-кубистов, но не в Париже, а в Праге.
Специалисты называли столицу Чехии самым главным центром кубистского искусства. Архитектура в этом стиле и авангардна, то есть самая прогрессивная и передовая для своего времени, и в то же время традиционна. В ней можно увидеть те же элементы, что мы привыкли видеть в традиционном зодчестве и градостроительстве: фронтоны, люкарны, симметричные фасады, порталы.
По окончании Первой мировой войны, архитекторы Чехословацкой республики вернулись к своему делу, но строения стали уже другими. Треугольники, популярные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. Зарождается новое течение, под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме 20-го столетия были возведены строения и здания, создатели которых смогли по-своему воплотить одно из самых интересных и креативных решений в кубизме архитектуры.
Самыми прославленными и талантливыми мастерами кубизма в архитектуре были:
- Йозеф Гочар;
- Павел Янак;
- Властислав Гофман;
- Йосеф Хохол;
- Эмиль Краличек.
Они работали как в Праге, так и в других городах. Самым знаменитым во всём мире зданием, построенном в рассматриваемом нами стиле, считается дом «У черной Матери Божьей». Это известное здание было построено в 1911-1912 годах в Праге архитектором Йозефом Гочаром для купца Франтишка Хербста. Строение получило своё название в честь статуи, стоявшей на этом месте раньше у барочного дома. Современному человеку облик этого строения может показаться обыденным и обычным, но для начала 20-го столетия это строение было примером дизайнерской креативности и результатом смелых архитектурных решений. В. Гофман создал проекты для входных павильонов Дяблицкого кладбища, Й. Хохол построил пару жилых домов под Вышеградом. Кроме всего этого, неподалёку от Вацлавской площади, можно найти кубистические фонари, которые спроектировал Эмиль Краличек. Нужно упомянуть, что Краличек также стал создателем Diamond House в Праге.
Первые работы связаны с творчеством Пабло Пикассо.
Пабло Пикассо (Пабло Руис-и-Пикассо) — знаменитый испанский художник, вместе с Ж.Браком является основателем течения «кубизм» в живописи. Пикассо — один из тех художников, которые наиболее ярко выразили общую эволюцию искусства XX века. Художник огромного дарования и неустанного творческого труда, проживший долгую жизнь, Пабло Пикассо, как всякий новатор, вызывал различное к себе отношение и разные оценки, от признания его гением до полного отрицания его творчества.
Он родился в маленьком испанском городке Малага в семье художника и учителя рисования, ставшего и его первым учителем. Учился Пикассо сначала немного в Испании, а затем уже во Франции. И уже с 1901 года, с первой персональной выставки, становится центральной фигурой в западном художественном мире.
Изначально Пикассо под влиянием отчасти иберийского и африканского искусства, отчасти идей Сезанна стал огрублять и упрощать очертания фигур и предметов (это период раннего кубизма, 1906/07-1909 гг.). Примером могут послужить произведения 1908 г. Фигуры в «Фермерше», «Дриаде», «Трех женщинах» и «Дружбе» легко вычленяются в контексте полотна, но при этом сведены к определенной комбинации переданных цветом объемов. Сезанн говорил: «Все природные формы можно свести к сферам, конусам и цилиндрам. Начиная с этих простых основных элементов, можно сделать, что угодно». Вполне «сезанновской» в этом смысле является работа «Две обнаженные фигуры», где человеческие тела уподоблены формам окружающего мира, практически слились с ним. Сезанн говорил: «Следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами? Посредством формирующих цветовых эквивалентов». Пикассо ему вторит: «Кубизм никогда не был чем-то иным, кроме живописи ради самой живописи, в которой исключаются все понятия несущественной действительности. Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы».
Во многих натюрмортах 1909 года видны игры с точкой зрения на предметы: например, в полотне «Хлеб и ваза с фруктами на столе» на вазу и фрукты взгляд направлен сверху, а на перевернутую чашку — сбоку и чуть снизу, ведь мы не видим ее дна. Все более свободно мастер манипулирует средствами изобразительности, теперь он действительно волен делать с ними
Временем возникновения направления Кубизм считают 1907 год. Одна из первых ярких и репрезентативных работ – картина «Авиньонские девицы». Творение Пикассо отличалось рубленными, грубыми линиями, острыми углами, отсутствием игры теней и перспективы. Нереалистичное изображение обнаженных женщин характерно для кубизма.
«Авиньонские девицы» Пабло Пикассо
Художник использовал нейтральные, природные цвета. Африканские маски, по мнению искусствоведов, являются символом зарождения нового течения живописи.
Со времен эпохи Возрождения художники стремились к максимальной реалистичности передаваемого изображения. Кубизм полностью оторвался от реалистичности, натуральности, гармонии передачи света и тени. Стремление к созданию плоского изображения в натюрморте, портрете, вместо объемного – главная черта творчества первых кубистов. Они использовали геометрические фигуры для абстрактной передачи изображений людей, природы, предметов. Формы, переданные на картинах – осязаемые, незамысловатые, простые. Натюрморт и портреты отображают суть, эмоции, но не истинное, реалистичное изображение. Термин «кубизм» появился в 1908 году, благодаря критику Луи Вокселю. Излагая мнение о картинах Брака, он назвал их «кубическими причудами».
Родиной кубизма считается Франция, но направление живописи активно развивалось и за ее пределами – в России (в форме кубофутуризма), Чехословакии. Современный стиль кубизм тяготеет к абстракции, футуризму.
Акмеизм
Представители: С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и другие. Основоположниками считаются первые двое поэтов.
В первое десятилетие XX века в литературе оформилось новое направление — акмеизм. Оно было создано в качестве ответа символизму. Название восходит к греческому слову “akme”, что значит «расцвет, зрелось, высшая степень» чего-либо. «Высшая точка достижения правды» — так акмеисты называли своё творчество. Акмеизм поддерживал искусство ради искусства и традиционные, первоначальные смыслы разных символов. Акмеисты хотели вернуть в литературу ясность — в то время, как символисты наполняли её чем-то неопознанным и таинственным. Акмеисты орудовали конкретными образами, обращались к предметам, к человеческими чувствам. Один из отличительным приёмов акмеизма — преобладания количества существительных над количеством глаголов.
Однако акмеисты вовсе не спорили с символистами. Они лишь не ставили во главу угла потусторонний, мистический мир фантазии. Но иногда всё же обращались к нему. Акмеисты принимали реальный мир таким, какой он есть. Они также стремились избегать туманности, неопределённости. «Прекрасная ясность» — вот что их привлекало. У акмеистов слово — вещь, предмет.
Рацио-эмоцио: оси реакции на предмет искусства
Современное искусство работает либо с эмоциональной, либо с интеллектуальной сферами зрителя, или одновременно с обеими. Оно нацелено на то, чтобы вызвать у человека эмоции и, как следствие, размышления об увиденном. Или только эмоции — и это уже шаг к пониманию.
Ярким примером тому служит акционизм: перформанс «Бешеный пес» Олега Кулика, который 23 ноября 1994 года впервые появился перед ошеломленной публикой обнаженным в образе человека-собаки. У названия было поэтическое продолжение: «Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером». Созданный им образ настолько впечатлил зрителей, что фамилию автора знают даже те, кто никогда не интересовался современным искусством. А сам он стал символом времени и медийной персоной. Это еще раз подтверждает: задача современного искусства — вызывать эмоции.
Олег Кулик
То же касается живописи, где на эмоциональное восприятие рассчитаны работы таких художников, как Джексон Поллок, Фрэнсис Бэкон, Марк Ротко. А также Маурицио Каттелана, чьи произведения, хотя и оказываются в центре грандиозных скандалов, высоко ценятся на аукционных торгах. Так, его «Девятый час» — скульптурная композиция, на которой изображена фигура папы римского, пораженного метеоритом, 13 лет назад была продана за 3 млн долларов. Другая не менее известная работа Каттелана — восковая статуя «Молящийся Гитлер» выставлялась в музее в экспозиции классического искусства. Этой работой он стремился показать Германии ее самый большой позор, проведя таким образом шокотерапию с целью изжить комплекс исторической вины.
Такие работы, затрагивая эмоции, заставляют задуматься об этических, религиозных, философских, политических вопросах. Либо просто оказывают сильнейшее воздействие на эмоциональный мир.
Но есть произведения, которые рассчитаны в первую очередь на интеллектуальное воздействие. Понять их непосвященному зрителю сложнее. Чтобы постичь замысел автора, стоит узнать о художнике и его концепции. Иногда эту информацию несут название и аннотация, сопровождающие работу. Например, знаменитая акула Дэмиена Херста была названа «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Работа, проданная за 12 млн долларов, представляет собой настоящую тушу акулы в формалине, заключенную в прозрачный куб. С одной стороны, она неподвижна, с другой — ее широко разинутая пасть как будто устремлена на зрителя и пытается его поглотить. Ее название, глубокое и парадоксальное, отсылает к теме смерти — вечной теме в искусстве. Ее корни уходят в средние века: начиная с «Мертвого Христа» Андреа Мантеньи, все художники Возрождения и более позднего периода писали в разных вариациях снятие с креста, распятие, оплакивание — пьету. К теме смерти обращался в своем творчестве и Рембрандт, создавая картину «Туша быка». Она стала зацепкой для современного художника Фрэнсиса Бэкона, который ее продолжил.
Дэмиен Херст
Другим примером интеллектуальных работ могут служить знаменитые разрезы Лучо Фонтана. Сегодня его цветные полотна можно встретить в любом музее современного искусства, а также на серьезных художественных ярмарках. На отдельных работах сделан всего один надрез, на других — несколько. Его «Пространственная концепция. Ожидание» ушла за 1,5 млн долларов. С одной стороны, кажется странным: в чем смысл и почему они ценятся так высоко? Чтобы понять это, надо познакомиться с концепцией художника. Сам Фонтана называл разрезы concetto spaziale — «пространственный концепт». К слову, такое название имеет большинство его работ. Так он дает понять, что при рассечении плоской поверхности и, следовательно, при переходе на ее обратную сторону возникает новое пространство. Погружение в эту концепцию позволяет открыть новые грани реальности: они понятны благодаря их явному изображению — смысл соответствует контексту. И этим пример Лучо Фонтаны весьма показателен.
Таким образом, погружение в интеллектуальный подтекст работ помогает понять посыл, который хотел донести автор.
Как правило, подтекст, концепция есть практически у всех работ, но большинством произведений современного искусства можно наслаждаться и без глубокого проникновения в смысл. Ведь разрезы Лучо Фонтана выполнены безупречно, а значит, воздействуют на эстетическое восприятие.
Запоминаем новые слова
Биосфера — область распространения жизни на Земле.
Импрессионизм — направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Нобелевская премия — премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук за счёт средств, оставленных промышленником А. Нобелем.
Ноосфера —новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором развития.
Проверяем свои знания 1. Почему начало XX в. называют Серебряным веком? 2. Какие изменения произошли в области образования и просвещения? Чем они были обусловлены? 3. Каковы достижения русской науки начала XX в.? 4. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены? 5. Какие особенности отличали русскую живопись? 6. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры? 7. Какие новые явления были характерны для русского балетного и театрального искусства? |
Учимся быть историками 1. Выскажите своё мнение по вопросу: «Почему именно на первые полтора десятилетия XX в. пришёлся расцвет русской культуры?» 2. Серебряный век русской культуры отмечен невиданным многообразием художественных стилей, направлений, методов. Иногда это обстоятельство ставят культуре начала XX в. в упрёк. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этой оценкой? 3. Кто из художников, писателей, поэтов Серебряного века отразил жизнь вашего города/региона в своих произведениях? Составьте список этих произведений. |
Кубизм сегодня
Современный кубизм далек от традиционного. У него мало общего с сезанновским, аналитическим и синтетическим течениями. Направление активно используется в рекламе спортивных и модных брендов, музыкальных событий и техники с 2000 годов, как можно увидеть на фото
В стиле кубизм создаются иллюстрации и логотипы, привлекающие внимание молодых жителей мегаполисов
Современный кубизм
Один из самых ярких примеров – в рекламе Adidas. Логотип компании собран из маленьких ледяных деталей. Зимние виды спорта – первая ассоциация, которая приходит на ум при виде его.
Кубизм в рекламе
Рисунок с геометрическими деталями использовала Coca-Cola в рекламной компании, посвященной 50-летию независимости Кении. Работы, выполненные в стиле кубизма, популярны в афишах концертов альтернативной музыки. Такой выбор сделан неспроста – изображения, собранные из геометрических деталей, показывают, что участники коллективов далеки от попсы и стандартных подходов в творчестве.
Читайте далее:
Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов
Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?
Что такое сюрреализм?
Художник Владимир Любаров и его «Деревенский астрал»
Chintamani Alchemistry. Интервью с автором бренда
Шарнирные куклы БЖД
10 известных художников-кубизмов
Новшество в восприятии, особая передача действительности, возможность реализации своей точки зрения и индивидуальная эмоциональность привлекли к кардинальному движению аудиторию знаменитых художников – иррационалистов.
Пабло Пикассо
Основатель кубизма – революционного направления эпохи Возрождения. Его стиль отвергал натурализм, практикуясь на сознательной деформации и деструкции объекта. В период «синтетики» автор стремится к колоритной гармонии, временами рисуя композиции уравновешенными овалами. Существенное кубическое влияние на творчество испанца закончилось в 1915 году.
Хуан Грис
Яркий поклонник модерна, в 1908 году был восхищен новым стилем кубического восприятия натуры. Вместе с П. Пикассо акварелист работал над созданием авторских моделей новаторского жанра. С 1913 года впервые на картинах в стиле кубизма использовал технику коллажа.
Жорж Брак
Основатель кубизма. Вместе с П. Пикассо стоял у истоков новаторского искусства объективной геометризации
В работах французского живописца акцентируется внимание на зрительной иллюзии и художественном представлении
Фернан Леже
Под влиянием кубизма с 1909 года его работы становятся более абстрактными, с 1910 по 1914 года французский декоратор успешно экспонируется в выставках Брака и Пикассо.
Марсель Дюшан
В 1910-1920 годах стал пропагандировать радикальный авангардизм, близкий сюрреализму («Спускающаяся по лестнице обнаженная» 1912 года, «Двуликая невеста, раздетая холостяками» 1915-1923гг.). Сторонясь роли художника, он постоянно шокировал аудиторию реди-мейдом – провокационными объектами «готовых вещей», сопровождающиеся абсурдными комментариями автора.
Сальвадор Дали
В живописи испанец черпал вдохновение из творчества Пикассо. Сюрреалистические работы метра с элементами аналитического кубизма постепенно уступали место формированию более реалистичного собственного стиля. Полотна эпатажного Дали воплощали экстравагантную личность, обладающую сумасбродным индивидуальным сознанием.
Поль Сезанн
Великий французский постимпрессионист, сам того не осознавая, стал источником возникновения революционного стиля авангардизма. Он первый из художников использовал геометрическую пропорцию объекта в картине «Пьеро и Арлекин» 1888-1890 гг. Техника вдохновила других новаторов-живописцев, что привело к возникновению кубизма.
Пит Мондриан
Как истинный поклонник «денатурализационного» искусства, нидерландский художник пропагандировал отказ от естественной формы и переход к абстракции. С 1913 года картины Мондриана являлись композициями горизонтальных и вертикальных линий, в единении которых подразумевалось равновесие гармонии мироздания. Предельная ограниченность визуализации в творчестве кубиста впечатлила современников, что повлияло на графическую живопись будущего.
Казимир Малевич
Картины русского авангардиста демонстрировали поглощение западного влияния, сочетая в себе стиль аналитического кубизма и футуризма. Направление творчества Малевича отличалось от классической живописи Пикассо и Брака геометрической округлостью и правдоподобной визуализацией изображений.
Ромеро Бритто
Бразильский живописец в своих работах экспериментировал с элементами кубизма, граффити и поп-арта. Работы художника представляли собой яркие композиции геометрических узоров и округлостей в ярком колорите. Свое творчество Бритто называл «визуальным языком счастья, передающее оптимизм художника в окружающий мир».
Негативные особенности французского стиля оказали фундаментальное влияние на культурное наследие человечества. Сливаясь с другими направлениями, кубизм стал основоположником зарождения необычных и смелых художественных жанров.
Французская форма кардинального течения кубизма завершила свой период развития после первой мировой войны. Остатки авангардного стиля живописи еще прослеживаются в творчестве американских художников 30-х годов – М. Руселя, Дж. Марина, Л. Фенингейля.
Новые направления в искусстве
Первая мировая война, революции, последовавший за этим технический прогресс – все это повлияло на художественное переосмысление мира. В начале ХХ века модернизм захватил живопись, литературу, музыку. Художники окончательно отошли от традиций реалистического отображения действительности.
Стремление к свободе творчества
В модернизме выделилось такое направление как примитивизм. Художники смотрели на мир «детскими глазами», пытаясь выразить на полотне его общедоступные черты. Основателем примитивизма считается А. Руссо. Еще одним направлением стал кубизм. Ж. Брак, П. Пикассо, Г. Аполлинер и другие французские художники делали акцент не на облике, а на конструкции предмета. Они изображали мир в виде взаимосвязанных геометрических фигур.
В Италии зародился футуристический стиль. Футуризм идеализировал индустриализацию. Его представители считали, что в таком стиле будет представлена культура будущего. В 1909 году писатель Ф.Т. Маринетти представил манифест футуризма, призывающий к разрушению «старого мира». Он прославлял революцию, войну, технические достижения. Футуристы надеялись в будущем увидеть не только новые города, но и новую расу людей. Среди художников яркими представителями течения были К. Карр, Л. Руссоло, У. Боччони.
Параллельно с футуризмом развивался абстракционизм. Его основателями стали К. Малевич, В. Кандинский, П. Мондриан. Они считали, что необходимость отражения реальности ограничивает свободу творчества. Поэтому в своих работах причудливым образом сочетали игру красок и форм. «Черный квадрат» Малевича стал вершиной абстракционизма.
Гротескная живопись
В период Первой мировой войны широкую известность приобрело творчество дадаистов. К этому направлению относятся художники М. Дюшан, К. Швиттерс, поэт Т. Тцара. Дадаизм описывал омерзительность современной цивилизации. Все ценности человечества подвергались жесткой критике. Дадаисты стремились шокировать публику, прибегали к гротеску, изображали отталкивающие стороны жизни.
В Германии пустил корни экспрессионизм, который также негативно относился к достижениям европейской цивилизации, тяготел к гротеску. Направлению присуща повышенная эмоциональность, акцент на иррациональных явлениях. Главная особенность – буйство красок и звуков. Яркими представителями экспрессионизма считаются Э. Мунк, О. Кокошка. В их работах присутствует тревога, боль, которые неизбежны в периоды конфликтов, социальных потрясений.
В 1920-1930-е гг. развивался сюрреализм, который стал продолжением дадаизма и экспрессионизма. Представители течения считали себя богами-творцами, создающими собственный мир. Их сверхреальность не подчинялась законам обычного мира. Она основывалась на символах, иррационализме, фантазиях, чудесах. Время и пространство в ней текучи. Главными сюрреалистами считаются С. Дали, П. Пикассо.
Объединение искусства и инженерии
В 1920-е гг. появился конструктивизм, ставший воплощением технократических, новаторских идей. Представители направления соединяли культуру с инженерным делом, рационально подходили к творчеству. Постепенно конструктивизм перерос в дизайн. В 1919 году в Германии открылась школа Баухауз, ставшая первой лабораторией дизайна.
Конструктивизм прижился и в архитектуре. Этот стиль был присущ И. Леонидову, Ле Корбюзье. Архитекторы считали, что лишь человек способен создать настоящую красоту. Если сравнивать с природой, то люди организовывают пространство более эстетично и рационально. В 1922 году Корбузье представил проект «Города будущего», в котором не было деления на богатый центр и нищие окраины.
Кубизм в истории искусства
К абстракции …
Кубизм, как подчеркивает Аполлинер в Les Peintres cubistes. «Эстетические медитации» (1913) проложили путь к абстракции ( орфизм , супрематизм , футуризм , лучизм , Баухаус ) и концептуальному искусству ( дадаизм ), хотя кубизм не создавал работ, полностью лишенных связи с реальностью. В более общем плане, почти все известные художники, которым удастся найти собственный стиль перед Первой мировой войной , в то или иное время прошли этап кубизма ( Марсель Дюшан , Фрэнсис Пикабиа , Франтишек Купка , Роберт Делоне , Пит Мондриан , Леопольд Сюрваж , Курт Швиттерс , Альфред Рет ).
Течения близкие к кубизму
Кубизм, разрушающий предметы, близок к четырем движениям:
- футуризм , который разлагается движение;
- Орфизм , который расщепляет свет и «неподвижная задачу создания движения по цвету динамичности» ;
- супрематизм , который утверждает «примат творческого акта, переведенный что и в чистом виде» : квадрат, круг и крест; и русский конструктивизм ;
- лучизм : «сохраняет формальные принципы футуризма, но исключает социальные и идейный» .
В чехословакии
Одна из стран, где кубизм особенно распространен, — Чехословакия . Чехословацкие художники из националистических соображений пытаются избежать венского сесессионштиля и немецкого модерна и упорно смотрят в сторону Парижа. Если Альфонс Муха по-прежнему является частью «старой гвардии» модерна , другие, такие как Йозеф Чапек , Антонин Прохазка , Эмиль Филла , Тойен , Винченц Бенеш или Богумил Кубишта с предопределенным именем, без промедления и с энтузиазмом принимают концепции кубизма.
Затем они пронизывают все аспекты повседневной жизни:
- меблировка с Властиславом Хоффманом или Йозефом Гочаром ;
- декоративное искусство со скульптором Отто Гутфройнд или художественным объединением Artěl, которое продвигает кубистическое художественное творчество (посуда, фарфор, переплет и т. д.);
- архитектура, особенно с Йозефом Гочаром , Павлом Янаком , Йозефом Хохолом .
Художник лирического кубизма Р. Фальк и его картины
Художник Роберт Рафаилович Фальк, как и Аристарх Лентулов отказался от монохромности французских кубистов и делал свои картины в стиле кубизма яркими и в то же время мягкими. Фальк был от природы очень чувствителен к цветам и воспринимал их малейшие оттенки. В то же время он проявлял большой интерес к психологизму в живописи, что нашло свое отражение в том числе и в его работах в стиле кубизма.
Р. Фальк (1886–1958).
Лиричность проявлялась где-то в смягчении форм, где-то в мягких цветовых переходах или акценте на психологическую составляющую героев. Например, интересна картина «Мулатка Амра». Когда смуглая стройная девушка Амра позировала художнику, он никак не мог придумать, как на бумаге передать ее удивительную пластику. На помощь ему пришел лирический кубизм, в котором ему удалось передать одновременно грациозность, сильный дух и пластичность девушки.
Р. Фальк. «Мулатка Амра». 1913 г.
Смягчение форм и тонов сделало многие его кубистические полотна более гармоничными, лиричными. Например, в картине «Сиена» привычное для кубистов нагромождение домов принимает более плавные очертания, а тона плавно перетекают один в другой. Картина «Солнце. Крым. Козы», напротив содержит контрастные оттенки, но очертания сохраняют мягкость, а в паре с необычным колоритом солнца холст может вызывать у зрителя чувство радости, пробуждения, любви.
Р. Фальк. «Солнце. Крым. Козы». 1916 г.
Также в этом стиле написаны некоторые его автопортреты и натюрморты, «Турецкие бани», «Дама в красном», «Красная мебель» и другие произведения. Так как Фальк пробовал себя в разных стилях, во многих картинах кубизм использовался лишь как один из них для достижения поставленных автором художественных задач.
Р. Фальк. «Дама в красном». 1918 г.
Что такое кубизм?
Попытаемся ответить на данный вопрос. Кубизм — это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.
Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. Представители кубизма порвали с «оптическим реализмом», отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности.
Направления модернизма в литературе
Символизм. Возник во Франции в 70-80-х годах 19 века и достиг пика своего развития в начале ХХ века, был наиболее распространен во Франции. Бельгии и России. Авторы-символисты воплощали основные идеи произведений, используя многоликую и многозначную ассоциативную эстетику символов и образов, зачастую они были полны таинственности, загадочности и недосказанности.
Яркие представители данного направления: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон (Франция), Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн (Бельгия), Валерий Брюсов, Александр Блок, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт
Акмеизм. Возник как отдельное течение модернизма в начале ХХ века в России, авторы-акмеисты в противопоставление символистам настаивали на четкой материальности и предметности описываемых тем и образов, отстаивали использование точных и ясных слов, выступали за отчетливые и определенные образы. Центральные фигуры российского акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Городецкий
Имажинизм. Возник как литературное направлении русской поэзии в 1918 году, его основоположниками были Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. Целью творчества имажинистов было создание образов, а главным средством выражения было объявлена метафора и метафорические цепочки, с помощью которых сопоставлялись прямые и переносные образы
Экспрессионизм. Течение модернизма, получившее развитие в Германии и Австрии в первом десятилетии ХХ века, как болезненная реакция общества на ужасы происходящих событий (революции, Первая мировая война). Данное направление стремилось не столько воспроизводить действительность, сколько передать эмоциональное состояние автора, в произведениях очень распространены изображения болевых ощущений и криков. В стиле экспрессионизма работали: Альфред Деблин, Готфрид Бенн, Иван Голль, Альберт Эренштейн (Германия), Франц Кафка, Пауль Адлер (Чехия), Т. Мичинский (Польша), Л.Андреев (Россия)
Сюрреализм. Возник как направление в литературе и искусстве в 20-х годах ХХ века. Сюрреалистические произведения отличает применение аллюзий (стилистических фигур, дающих намек или указание на конкретные исторические или мифологические культовые события) и парадоксальное сочетание различных форм. Основоположник сюрреализма — французский писатель и поэт Андре Бретон, известные литераторы данного направления — Поль Элюар и Луи Арагон