Империализм и усиление реакции в области идеологии
Империализм, по словам В. И. Ленина, это реакция по всей линии. После поражения Парижской коммуны реакция усилилась не только во идеологии, внутренней и внешней политике правящих классов, но и в области идеологии и культуры. Предчувствуя решающие схватки с пролетариатом, монополистическая буржуазия стремилась укрепить свое господство, полнее подчинив своему идеологическому влиянию широчайшие народные массы. Она всячески культивировала и распространяла реакционные идеи. Все делалось для отвлечения масс от революционной борьбы против капиталистического гнета.
Поскольку успехи науки ведут к распространению материалистического мировоззрения и марксизма, буржуазия стремится оживить религию, усилить религиозную пропаганду. В этих целях используется реакционная идеалистическая философия, В начале XX в. в буржуазных кругах широко пропагандировались идеи французского философа-идеалиста Анри Бергсона, утверждавшего, будто лишь с помощью интуиции человек способен познать материю, время и движение. Интуиция, учил он, инстинкт стоят выше разума и научного познания. Философия Бергсона, по существу, возвеличивала религию, мистику. Он оправдывал классовое господство и подчинение, считая его «естественным» состоянием, а захватнические войны неизбежным «законом природы». Взгляды Бергсона являются типичными для настроений значительной части империалистической буржуазии.
Наиболее реакционную и агрессивную позицию занимал другой философ-идеалист немец Фридрих Ницше. Он рассматривал мир как бессмысленную игру особых мистических сил. Мир, по его мнению, непознаваем.
Ницше был переполнен ненавистью к социализму и демократии. Его общественный идеал — строй, где «класс господ» обладает непререкаемой властью над классом рабов. «Класс господ», писал Ницше, это «сверхчеловеки», они могут попирать всякие нормы права и нравственности, им дозволено любое преступление, для них «война -высший смысл жизни». Впоследствии немецкие фашисты заимствовали у Ницше его реакционные идеи, в особенности «культ белокурого зверя».
В империалистических странах велась разнузданная шовинистическая пропаганда.
- Немцам твердили о праве «германской расы» господствовать над всем миром.
- Англичанам и североамериканцам внушали, что им присущи какие-то особые свойства «англосаксонской расы», дающие якобы основание смотреть свысока на другие народы и в особенности безжалостно эксплуатировать и попирать человеческое достоинство «цветных» — негров, индейцев, китайцев и других народов.
- В расистском духе старались воспитывать и французов, толкуя им об избранной «латинской расе», якобы обладающей особо утонченной культурой.
- Японская военщина, вынашивавшая в своих штабах бредовые планы завоевания всей Азии, убеждала подданных микадо в их «божественной миссии» руководить азиатскими народами.
Империализм и колониальную политику возвеличивал английский писатель и поэт Редьярд Киплинг. В своих повестях и стихах он рассказал о далеких странах и захватнических походах, в привлекательных и романтических тонах рисовал колониальные войны и деятельность колонизаторов. Киплинг пытался убедить читателя в мнимом превосходстве «белого человека», в якобы присущем ему призвании нести цивилизацию «цветным» народам. Литературное творчество Киплинга содействовало внедрению в сознание масс шовинистической идеи о «праве сильного». Киплинг вдохновлял, как справедливо заметил А. И. Куприн, «английских наемных солдат на грабеж, кровопролитие и насилие своими патриотическими песнями». Но наряду с произведениями, прославляющими колониальную политику, Киплинг, прекрасно знавший и чувствовавший тропическую природу, написал замечательную книгу «Джунгли», содержащую изумительное, поэтичное описание животного мира.
Зачатки пролетарской литературы
В период 1871-1918 гг. появляются представители прогрессивного искусства, тесно связанные с рабочим движением. Парижская коммуна выдвинула Эжена Потье, автора «Интернационала». Для лирики Потье и близких ему поэтов характерны ненависть к врагам рабочего класса, вера в силу пролетариата и его победу, неиссякаемый оптимизм.
Одним из зачинателей социалистической литературы на Западе был датский писатель Мартин Андерсен-Нексе. В своих произведениях, как например «Пелле-Завоеватель», писатель ставил большие социальные проблемы, пытаясь понять историческую миссию пролетариата.
Постепенное нарастание сил пролетариата и распространение социалистических идей способствовали созданию и развитию литературы нового типа.
Популярные темы сообщений
-
Клопы
Клопы́ — относятся к типу членистоногие, представители класса насекомые, из отряда полужесткокрылых, одни из самых многочисленных насекомых, около 40000 тысяч видов, более 50 семейств.
-
Македонский Александр
Александр Македонский родился в 356 году до н.э. в городе Пелла – столице Древней Македонии. Отец Александра – царь Филипп II – был доблестным и храбрым воином. У него Александр учился военному ремеслу и искусству править.
-
Питание спортсменов
Спортсмен – это человек, который профессионально занимается спортом. Для спортсменов важны не только регулярные занятия и участие в соревнованиях, но и правильное питание. Оно дает спортсмену больше энергии и позволяет быстрее
-
Грибы паразиты
Грибы паразиты появляются преимущественно на растениях, для того чтоб получать с них полезные вещества, при этом само растение заметно слабеет, становится угнетенным. Паразиты являются большой проблемой для сельского хозяйства.
-
Кровеносная система
Сложная система органов, функцией которой является постоянная циркуляция крови по организму, называется кровеносной. Она входит в состав более крупной, сосудистой, системы. Наряду с кровеносной в сосудистой входит ещё лимфатическая система.
Архитектура
В конце XIX века здания сооружались в стиле архитектурной эклектики. Это означало, что в одном проекте могли использоваться разные элементы стилей прошлого. Например, во дворце великого князя Владимира Александровича, построенном по проекту Рязанова, который находится в Петербурге, сочетались элементы русского и британского стиля, а также барокко.
В начале XX века для архитектуры характерны три новых направления:
- Неорусский стиль. В нём использовалось древнерусское зодчество, смешанное с современным стилем (Казанский вокзал по проекту А.В, Щусева).
- Стиль модерн (Ярославский вокзал по проекту Ф.И. Шехтеля).
- Стиль неоклассицизм, в котором также смешивались принципы архитектурной классики и нового стиля (Киевский вокзал по проекту И.И. Рерберга).
Смешивание старых стилей в новыми приобрело широкое распространение в архитектуре.
Достижения в конце XIX – начале XX века сыграли важную роль в развитии мирового общества. Российские путешественники совершили множество открытий. Искусство и литература повлияли на мировую культуру. В целом, культурные достижения России получили мировое признание.
Смотрите также:
- Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов
- Русско-японская война
- Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения
- Реформы П.А. Столыпина
Скульптура. Архитектура
Скульптура была связана с импрессионизмом. Широкую известность получили скульптурные портреты П. П. Трубецкого (Л. Н. Толстой, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпин и др.)
Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал его памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. и вызвавший оживлённые споры публики
Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной, стремившейся не к отображению конкретного события или жизненного факта, а к созданию обобщённого образа явления. Таковы скульптуры «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие» и др.
Значительный след в искусстве Серебряного века оставил С. Т. Конёнков. Он прошёл через увлечение Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А. П. Чехов»), сохраняя яркую творческую индивидуальность.
Во второй половине XIX в. перед архитектурой открылись новые возможности. Быстрый рост городов, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Продолжали возводить и дворцы, особняки, усадьбы. Поиски нового стиля привели к рождению архитектуры модерна.
Облик русского, особенно московского, модерна определило творчество Ф. О. Шехтеля. В его ранних постройках ощущаются готические традиции (особняк 3. Г. Морозовой, дом А. Н. Рябушинского). Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. В этом отношении весьма показательно здание Ярославского вокзала в Москве (1902 —1904). В дальнейшем архитектор всё ближе подходил к так называемому рационалистическому модерну, стремясь к упрощению архитектурных форм и конструкций (банк Рябушинских, типография газеты «Утро России» в Москве, дом Московского купеческого общества).
Модерн соседствовал с неоклассицизмом (И. В. Жолтовский), эклектикой, умышленно смешивавшей различные архитектурные стили. Показательным в этом плане было архитектурное решение здания гостиницы «Метрополь» в Москве, сооружённого по проекту В. Ф. Валькотта.
Кино
На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров. Отечественные кинофирмы А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова возникли в 1907-1908 гг. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». К 1911-1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И. И. Мозжухин. В 1911-1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.
Серебряный век русской поэзии
Чаще всего используется в сочетании «поэзия Серебряного века», — в понятии, охватывающем не только видных поэтов, но также десятки и сотни любителей, которые создали среду, необходимую для их появления. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя просвещённых любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.
Широкое бытование выражение «Серебряный век» получило в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой (первая сокращённая публикация в сборнике «Бег времени», 1965):
Это интересно: Семнадцатый век в истории России: разбираемся досконально
ОБЭРИУ
Наконец, ещё одним заслуживающим внимания литературным направлением Серебряного века стало ОБЭРИУ — «Объединение реального искусства». Аббревиатура ассоциируется у литературоведов в первую очередь с иманами Д. И. Хармса и А. И. Введенского. Эти поэты создавали абсурдистские, порой смешные, а порой и очень печальные стихотворные тексты. Вы наверняка слышали вот это стихотворение Хармса:
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.
Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам. (1937)
Помимо стихов, Хармс писал в высшей степени остроумную прозу и небольшие пьесы.
Основные черты
Культура серебряного века затронула большое количество сфер жизни общества, наука, образование, живопись, литература, театр, скульптура, музыка – вобрали в себя все черты искусства серебряного века.
Основными чертами серебряного века можно назвать…
- духовные и творческие поиски людей;
- разрушение прежних духовных устоев, быстрое, динамичное развитие многих культурных составляющих.
- Также серебряный век характеризуется попытками внедрить в культуру несколько новшеств (в музыке, театре, живописи и литературе).
- Происходит интеграция российской культуры в мировую, культура становится более массовой.
Подробнее о признаках и особенностях серебряного века написано в данной статье.
Поиск новых направлений
Скульптура этого времени отличалась разнообразием. Лучший представитель школы реализма — С. Волнухин, автор памятника Ивану Федорову, первому печатнику. П. Трубецкой представлял импрессионизм. Известны были работы П. Трубецкого, который выполнил скульптурные портреты Л. Толстого, С. Витте, Ф. Шаляпина и др.
Интересное сочетание модерна с импрессионизмом представляет собой творчество А. Голубкиной. Особенность ее работ в том, что они отражают не черты конкретного человека, а воплощают некий образ: «Солдат» (1907), «Старость» (1898), «Идущий человек» (1903).
Выдающимися для своего времени были произведения С. Коненкова. Его скульптуры отразили поиски стиля реализма в новых направлениях. Он увлекался как Микеланджело, так и русским деревянным скульптурным творчеством, портретами. Все его работы несут отпечаток неповторимого стиля.
Вариант 1
1. Направление в литературе и искусстве, отличавшееся настроениями тоски и безнадежности, крайним индивидуализмом
1) супрематизм
2) декаданс
3) футуризм
4) акмеизм
2. Писатель, которого назвали «Пролетарским», автор романа «Мать»
1) Л. Толстой
2) Максим Горький
3) А. Чехов
4) А. Блок
3. Кто из перечисленных художников был создателем серии картин о «Демоне»?
1) М. Нестеров
2) В. Суриков
3) И. Репин
4) М. Врубель
4. Имена А. Павловой, Т. Карсавиной, М. Кшесинской связаны с
1) балетом
2) кинематографом
3) художественным театром
4) изобразительным искусством
5. Поэтами-символистами были
1) 3. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый
2) Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова
3) П. Кончаловский, В. Кандинский, К. Малевич
4) А. Блок, Д. Бедный, С. Есенин
6. Установите соответствие между автором и его произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Автор
А) Л. Толстой
Б) А. Чехов
В) М. Горький
Произведение
1) «Враги», «На дне»
2) «Воскресение», «Живой труп»
3) «Три сестры», «Вишневый сад»
4) «Бесы», «Преступление и наказание»
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Организатор «Русских сезонов» в Париже
1) К. Станиславский
2) П. Третьяков
3) А. Бенуа
4) С. Дягилев
8. Какой из перечисленных стилей получил распространение в архитектуре рубежа XIX-XX вв.?
1) ампир
2) классицизм
3) модерн
4) «нарышкинское барокко»
9. Выдающийся «бас» русской оперы
1) Л. Собинов
2) А. Скрябин
3) Ф. Шаляпин
4) Л. Бакст
10. Что из названного было характерно для культуры Серебряного века?
1) ряд научных открытий, изменивших научную картину мира
2) возросший интерес историков к норманнской теории
3) усиление влияния церкви на живопись, поэзию и музыку
4) внимание к культурному наследию Античности
Театр и музыка
Открытие Художественного театра в Москве (1898 г.), основанного К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, стало важнейшим событием общественной и культурной жизни России конца XIX в. Поначалу новому театру было нелегко. Доходы от спектаклей не покрывали расходы. На помощь пришел Савва Морозов, за пять лет вложивший в театр полмиллиона рублей.
В краткосрочной перспективе Художественный театр сформировал ансамбль из замечательных актеров (В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехов и др.). При постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы игры, режиссуры и оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, с энтузиазмом воспринятый демократической общественностью, не был принят консервативными критиками.
В 1904 году Комиссаржевский театр появился в Петербурге, его репертуар отражал устремления демократической интеллигенции. Направление ученика Станиславского Е.Б. Вахтангова было отмечено поиском новых форм, его постановки 1911-1912 гг. носили веселый, зрелищный характер. В 1915 году Вахтангов основал 3-ю студию МХАТ. Один из реформаторов Русского театра А.Я. Таиров попытался создать «синтетический театр», включающий в себя в основном романтический и трагический репертуар. Русский театр XIX века был преимущественно актерским театром. Только очень хорошо подготовленная труппа сформировала единый ансамбль.
Влияние Московского театра артистов в те годы вышло за пределы драматической сцены. На оперных сценах появилась целая серия замечательных «певчих актеров» — Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, А.В.Неждановой. Одаренные блестящими вокальными способностями, они играли не только свои оперные партии, но и первоклассных актеров.
Особое значение для популяризации русского театра и музыки имело творчество Сергея Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1913), ставшие триумфом русской культуры. На страницах газеты мелькали имена русских танцоров — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Васлава Нижинского.
Представители «Могучей кучки» (Мусоргский, Римский-Корсаков и др.) и других русских композиторов (Чайковский, Рахманинов и др.) создали многочисленные оперы, балеты, камерные и симфонические произведения. В начале ХХ века наша музыка получила мировое признание и занимает свое место в семье европейских культур. Первые годы ХХ века — это расцвет русского театра.
Серебряный век поэзии
Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, спросите вы? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым.
Правда, в те времена поэты и писатели в большинстве своём не становились основоположниками литературных направлений, не составляли манифесты. Да, раннюю поэзию Пушкина и Лермонтова можно отнести к романтизму, но он появился на Западе ещё до того, как будущие гении взялись за перо; затем восторжествовал реализм, а некоторые критики, такие как Ф. В. Булгарин, презрительно называли созданные в русле этого направления работы «натуралистическими», указывая, что писатели, по их мнению, слишком увлеклись бытописанием «грязных» сцен из бытовой жизни. А вот поэты Серебряного века формировали направления более чем осознанно — и у каждого из них была своя идеология и художественные принципы.
Литература
Русская литература продолжала играть чрезвычайно важную роль в культурной жизни страны.
Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX века продолжили Л.Н.Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»), А.П.Чехов («Вокзал № 6», «Ионич», «Дом с мезонином»), И.А.Бунин («Деревня», «Джентльмен из Сан-Франциско») и А.И.Куприн («Олеся», «Яма»). В то же время в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения «Макар Чудра», «Челкаш» и др. принесли известность А.М. Горькому.
В литературе появились модернистские тенденции: символизм, акмеизм и футуризм.
Русский символизм как литературное направление возник на рубеже XIX и XX веков. Творчество, в понимании символистов, представляет собой бессознательное интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных только художнику-творцу.
Теоретические, философские и эстетические корни и источники авторов-символистов были весьма разнообразны. Так, В. Брюсов считал символизм чисто художественным движением, Мережковский руководствовался христианством, В. Иванов искал теоретическую поддержку в философии и эстетике древнего мира, преломленную философией Ницше, А. Белый был взят вместе с В. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом и Ницше.
Художественным и журналистским органом символистов был журнал «Весы» (1904 — 1909).
Обычно различают «старших» и «младших» символистов. «Старший» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский), пришедший в литературу в 90-е годы, проповедовал культ красоты и свободное самовыражение поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) выдвинули на первый план философские и теософские устремления. Символисты предложили читателю красочный миф о мире, созданный по законам вечной красоты.
В 1910 году символизм был заменен акмеизмом (от греческого «acme» — высшая степень чего-то). Основателями акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886-1921) и С. М. Городецкий (1884-1967). Акмейсты, вопреки символической безвестности, провозгласили культ реального земного бытия, «смело твердый и ясный взгляд на жизнь». При этом, однако, они стремились прежде всего утвердить эстетическую и гедонистическую функцию искусства и уклонились в своей поэзии от социальных проблем.
Философский идеализм оставался теоретической основой. Однако среди акмейстов были и поэты, сумевшие в своем творчестве выйти из этой «платформы» и обрести новые идеологические и художественные качества (А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, М.А. Ценкевич). Произведение А.А. Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Первые коллекции Ахматовой «Вечер» и «Четки» принесли ей славу.
(Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Хилия», члены которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. называли себя кубофутуристами, будеталистами, то есть людьми из будущего. Футуризм провозгласил революцию формы, не зависящую от содержания, и абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отвергли литературные традиции.
В поэзии этого периода были живые индивидуальности, которые нельзя было отнести к какому-либо конкретному течению — М. Волошин (1877-1932), М. Цветаева (1892-1941).
Вывод: в литературе «серебряного века» появились модернистские тенденции: символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм
Самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм — тоже, строго говоря, не было изобретено отечественными авторами: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов.
К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А. Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии». Добравшись до самого высокого из Небес, Данте встречает Беатриче — женщину, в которой слилось земное и божественное начала:
О, что за трепет душу мне объял,
Когда я обернулся к Беатриче
И ничего не видел, хоть стоял
Вблизи нее и в мире всех величий!
Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке». Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений этого автора: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов». Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви:
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
<…>
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука. (1906)
Как и следует из названия направления, его авторы использовали множество символов. Символ отличается от образа тем, что он обладает сразу множеством значений. Например, роза может быть как символом любви, так и знаком раздора и даже вражды (вспомним Войну Алой и Белой розы), а также скорби. Впрочем, некоторые критики считали, что символисты порой слишком уж «воспаряли» над земным миром — настолько, что это становилось смешным. Так, В. С. Соловьёв даже написал стихотворный цикл «Пародии на русских символистов», где есть следующие строки:
На небесах горят паникадила,
А снизу — тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!
<…>
И не зови сову благоразумья
Ты в эту ночь!
Ослы терпенья и слоны раздумья
Бежали прочь. (1895)
Заключение
В заключение я хотел бы сказать, что проделанная мною работа полностью отвечает целям, поставленным во введении. В первой главе я рассмотрел и проанализировал «Серебряный век» в русской культуре, а именно в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и в живописи. Во второй главе мы рассмотрели культурный «Ренессанс»,
Период с конца 19 века до начала Великой Отечественной войны вошел в историю как «Серебряный век русской культуры». Мы узнали, что «Серебряный век» имеет большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Ее деятели впервые выразили серьезную озабоченность тем, что зарождающиеся отношения между цивилизацией и культурой становятся опасными, что сохранение и возрождение духовности является насущной необходимостью.
На рубеже веков в искусстве развивались процессы, которые привели к формированию типа массовой культуры с ее своеобразным примитивизмом изображения человеческих взаимоотношений. Возникли художественные стили, в которых было вытеснено обычное значение понятий и идеалов. Ушли в прошлое дни живой оперы, жанровой живописи. Родились символистская и футуристическая поэзия, музыка, живопись, новый балет, театр и архитектурный модерн.
Начало ХХ века оставило на полках библиотеки множество резонансных образцов книжного искусства. В живописи большое значение имело объединение «мир искусства», ставшее художественным символом границы двух веков. Это связано с целым этапом развития русской живописи. Особое место в объединении занимали М.А.Врубель, М.В.Нестеров и Н.К.Рерих
Важной особенностью культурного развития «Серебряного века» был сильный подъем гуманитарных наук
В России в начале ХХ века был настоящий культурный «ренессанс». Россия пережила расцвет поэзии и философии, интенсивные религиозные поиски, мистические и оккультные настроения. Религиозные устремления сейчас не только не отрицаются наукой, но даже подтверждаются, религия приближается к искусству: религия рассматривается в своей творческой и эстетической природе, а искусство предстает как символический язык религиозных и мистических откровений.
Русский религиозно-философский ренессанс, отмеченный целым созвездием гениальных мыслителей — Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Д.С.Мережковского, С.Н.Трубецкого, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и др. — во многом определяет направление развития культуры, философии и этики не только в России, но и на Западе. В художественной культуре русского «Возрождения» сложилось уникальное сочетание реалистических традиций конца XIX века и новых художественных веяний. Серебряный век» завершился массовым исходом его создателей из России. Однако это не уничтожило великую русскую культуру, развитие которой продолжало отражать противоречивые тенденции в истории ХХ века.
Самое главное, что Россия обогатила мировые культурные достижения в самых разных областях. Русская культура все больше и больше открывается миру, открывая мир для себя.