Восстания илотов
Заговор Павсания
Исторически сообщается, что первая попытка восстания илотов была спровоцирована генералом Павсанием в V веке до нашей эры. Фукидид сообщает:
Кроме того, им сообщили, что он даже интригует илотов; и так оно и было, поскольку он пообещал им свободу и гражданство, если они присоединятся к нему в восстании и помогут ему осуществить его планы до конца.
Однако эти интриги не привели к восстанию илотов; Фукидид действительно подразумевает, что Павсания предали илоты (I, 132, 5 -… свидетельства даже самих илотов). Возможно, обещания, данные Павсанием, были слишком щедрыми, чтобы илоты им поверили; даже Брасид, когда он освободил своих илотов-добровольцев, не предложил полное гражданство.
Резня в Таэнаре
Резня на мысе Таэнар, мысе, образованном самой южной оконечностью Тайгет, также передается Фукидидом:
Лакедемоняне однажды подняли нескольких илотов-просителей из храма Посейдона в Тэнаре, увели их и убили; за что они считают великое землетрясение в Спарте возмездием.
Это дело, вспоминаемое афинянами в ответ на просьбу спартанцев об изгнании Перикла, который был Алкмеонидом по материнской линии — не датирован. Историкам известно только то, что это произошло до разрушительного землетрясения 464 г. до н.э. Здесь Фукидид — единственный, кто причастен к илотов: Павсаний говорит скорее о лакедемонян, приговоренных к смерти. Текст также не позволяет нам сделать вывод, что это было неудавшееся восстание илотов, только то, что была попытка побега. Кроме того, восстание илотов в Лаконии маловероятно, и мессенцы вряд ли укрылись бы на мысе Тэнарус.
Третья мессенская война
Восстание совпало с землетрясением 464 г. до н.э. убедительно засвидетельствовано, хотя греческие историки не согласны с интерпретацией этого события.
Согласно Фукидиду, илоты и периэки Фурии и Айфайи воспользовались землетрясением, чтобы восстать и закрепиться на горе. Ithome
Он добавляет, что большинство повстанцев были мессианскими корнями, что подтверждает привлекательность Итхома как исторического места мессенского сопротивления, и акцентирует внимание на периэках Турии, города на мессианском побережье. И наоборот, историки могли сделать вывод, что меньшинство илотов были лаконцами, что сделало это единственное восстание в их истории
Комментаторы, такие как Стефан Византийский, предполагают, что эта Айфейя находилась в Лаконии, что указывает на крупномасштабное восстание в регионе. Версия событий Павсания аналогична.
Диодор Сицилийский (XI, 63,4–64,1), вероятно, находившийся под влиянием Эфора Каймского, приписывал восстание в равной степени мессенцам и илотам. Эту версию событий поддерживает Плутарх.
Наконец, некоторые авторы берут на себя ответственность за восстание на илотов Лаконии. Это случай Плутарха в его «Жизни Кимона»: илоты долины реки Еврот хотят использовать землетрясение для нападения на спартанцев, которые, по их мнению, безоружны. Вмешательство Архидама II, призывающего лакедемонян к оружию, одновременно спасает их от землетрясения и нападения илотов. Илоты сбрасываются, но возвращаются к открытой войне, к которой присоединяются мессенцы.
Эти версии трудно согласовать. Тем не менее ясно, что в любом случае восстание 464 г. до н. Э. Стало для спартанцев серьезным травматическим событием. Плутарх указывает, что Crypteia и другие плохие методы лечения илотов были установлены после этого восстания. Если есть какие-либо сомнения в этих утверждениях, они, по крайней мере, подчеркивают немедленную реакцию спартанцев: собираются союзники, и начинается война с теми же Афинами, с которыми позже столкнется Пелопоннесская война.
Афинские аванпосты
Во время той же войны и после капитуляции спартанцев, осажденных в Сфактерии, афиняне установили в Пилосе гарнизон, состоящий из мессенцев из Наупактуса. Фукидид подчеркивает, что они надеялись использовать патриотизм последнего для умиротворения региона. Хотя мессенцы, возможно, и не спровоцировали полномасштабную партизанскую войну, они, тем не менее, разграбили эту территорию и поощряли дезертирство илотов. Спарта была вынуждена выделить гарнизон для управления этой деятельностью; это был первый из ἐπιτειχισμοί / epiteikhismoí («валов»), форпостов, установленных афинянами на вражеской территории.
Второй такой форпост находился на Китере. На этот раз афиняне нацелились на илотов Лаконии. Опять же, грабежи и дезертирство имели место, но не в тех масштабах, на которые надеялись афиняне или которых опасались спартанцы: не было восстания, подобного тому, что сопровождало землетрясение.
Значение слова Илоты по словарю Брокгауза и Ефрона:
Илоты (гелоты, είλοτες и είλοται.). — Название И. древние производили, одни от имени г. Гелоса, завоеванного дорянами, жители которого были обращены в это состояние, другие от έλος — низкое сырое место, следовательно, И. — жители долины р. Эврота. в настоящее же время наиболее принята этимология от корня ελ. (брать), следовательно, И. будет значить «взятые» (сравни латин. mancipium). Так назывались покоренные дорийскими завоевателями первоначальные жители долины р. Эврота, а потом и Мессении (за исключением некоторых прибрежных городов), обращенные в крепостных Спартанского государства. Хозяева земельных участков, на которых сидели обрабатывавшие их И., были ограничены в правах на них, чем И. и отличались от рабов, составлявших полную частную собственность отдельных лиц. И. обрабатывали участки, на которых были поселены, на свой счет, но были обязаны в пользу хозяина участка определенным взносом (82 медимна ячменя и соответствующее количество жидких продуктов). И. могли иметь собственность, и хозяин не мог ни убить И., ни отпустить его на волю, ни увеличить количество оброка, но как он, так и все другие спартиаты, могли требовать себе услуг И. Число их было очень значительно. Так как обращение с И. было очень суровое, даже жестокое, то И. ненавидели спартиатов, и известно несколько открытых восстаний их, грозивших иногда Спарте серьезной опасностью (напр. большое восстание после землетрясения в Спарте в 466 г. до Р. Х.). С целью устройства строгого надзора за И. и подавления среди них попыток освобождения, а также, чтобы развить в спартанской молодежи необходимые на войне качества, была организована криптия (см.), т. е. охота на И. Для военных целей государство пользовалось И., как легковооруженными и матросами во флоте, иногда же, напр., во время Пелопонесской войны, они служили даже гоплитами. За военные или другие заслуги государство иногда давало свободу И., которые тогда назывались неодамодами (νεωδαμώδεις). И. же, с малолетства воспитывавшиеся по-спартански вместе с детьми своего хозяина и получавшие потом свободу (далеко не всегда сопровождавшуюся дарованием полных прав гражданства), назывались μόδακες или μόδωνες. Большинство их было, вероятно, незаконнорожденными детьми спартиатов и илоток. В конце III в. тиран Набис сделал И. гражданами.
Спартанское воспитание
По словам Платона, Ликург изобрел четыре способа превращения юношей в воинов-граждан: совместные трапезы, физические упражнения, охоту и криптии.
Спартанские мальчики начинали свое обучение в возрасте семи лет. Все дети, достигшие этого возраста, объединялись в агелы (стада). Их обучению предстояло продлиться более 10 лет. После его завершения молодые спартиаты получали право носить длинные волосы, а когда достигали тридцати — усы.
Само слово агела упоминается Платоном, но не Ксенофонтом, жившим в Спарте. Каждая группа детей была под присмотром взрослого спартанца или подростка, достигшего 12 лет.
Как пишет Ксенофонт, важной частью жизни молодых спартиатов было воровство. В дополнение к рациону совместных трапез они должны были красть продукты
Попавшихся наказывали плетьми. Отдельной задачей было воровство сыров с жертвенника Артемиды. Так, по мнению Ликурга и Ксенофонта, спартанские юноши учились ловкости.
Юноши, готовящиеся к взрослой жизни, познавали и однополую любовь. Они оказывались вовлечены в эти отношения в возрасте 12−14 лет. Их старший любовник из числа молодых неженатых спартиатов должен был также привить им ценности, которым дорожила спартанская община.
Для сплочения гражданского коллектива общины равных были придуманы совместные обеды, сисситии. Они существовали и в Спарте, и в дорийских критских полисах. Но подход к организации в них отличался. На Крите сисситии организовывали за счет дохода с государственной земли и податей от периэков. В Спарте — за счет взноса каждого гражданина. Формально, это должно было упрочивать равенство спартиатов. На деле же приводило к расслоению, потому что не все спартанцы были в состоянии уплатить взнос. Они теряли право участвовать в общей трапезе и в политической жизни. Предположительно, эту социальную группу называли гипомейонами.
Сведения о взносе в сисситии сохранили два автора — Дикеарх и Плутарх. Они расходятся в точных цифрах, но дают общий состав продуктов для трапез: медимн или полтора муки ячменя, 12 хоев вина, фиги, сыр, а также 10 эгинских оболов для покупки мяса. Доли в совместные обеды, предоставляемые государством от имени царей, передавали в храм Артемиды дважды в месяц — в новолуние и седьмой день. Царские взносы включали зерно, жертвенное животное, четверть вина. С учетом того, что взнос делался дважды в месяц, взнос царей был вдвое выше взноса обычного гражданина. Но и порции пищи во время обедов цари получали вдвое большие.
В Классическую эпоху на совместных обедах подавали хлеб, вино, вареную свинину, похлебку из нее же, маслины, фиги, сыр. Иногда могли подать зайчатину или мясо птицы, добытые на охоте. Состоятельные граждане посылали к общему столу охотничью добычу и пшеничный хлеб. Они могли прислать на трапезу готовое рагу. Жертвователей более дорогих блюд сажали на почетное место. Для участников обедов были фиксированные нормы хлеба и вина. По данным Фукидида, примерно такой же паек спартанские воины получали во время походов. Спартанцы не пускали сосуд с вином по кругу, но пили каждый из своего.
Когда цари обедали со всеми, они получали двойную порцию. Это делалось, чтобы цари могли угостить обедом кого-то из уважаемых ими граждан. Сотрапезниками царей были пифии, должностные лица, отвечавшие за контакты царей с Дельфами. В походе царской сисситией были полемархи и три спартанца, отвечавшие за снабжение. Причиной этого древние называли необходимость того, чтобы царь и военачальники проводили вместе больше времени и совмещали обед с военным советом.
На протяжении истории Спарты усиливалось расслоение «общины равных». К эпохе Клеомена III в сисситиях могло участвовать меньшинство граждан. И Плутарх описывает роскошь этих обедов эпохи заката Спарты.
Место сбора членов сисситии называлось фидитий. Все эти места для совместных трапез располагались около могилы древнего героя Тисамена. В Классическую эпоху Спарта продолжала быть союзом 4 деревень, поэтому общее место для трапез символизировало их единство, как граждан одного полиса. На позднюю трапезу в фидитий следовало идти без факелов. Так спартанцы приучали себя к скрытным ночным маршам.
***
Несмотря на закрытость и сосредоточенность на военной подготовке спартанцам не была чужда культурная жизнь. В Классическую эпоху продолжались состязания хоров. Кроме того, искусства лаконизма заключалось в умении изречь не просто короткую, но остроумную реплику. Живший в эпоху Римской империи Плутарх собрал коллекцию вошедших в историю изречений спартанцев.
Кто такие илоты
Греческие племена дорийцев, которые пришли с Балканского полуострова, сделали рабами проживавшее в этой области население греков, а земли, которые давали хороший урожай, забрали себе. Как ни странно, но завоевателей было меньше, чем коренного населения, которое было покорено. Они обосновались все вместе на реке Эврот, где и образовался город Спарта. Завоеватель начал именовать себя спартанцем, а илот – это местный житель, которого он захватил.
В Афинах после реформ Солона все рабы были чужеземцами, то есть не греческого происхождения. А илот – это тот же грек. И говорил он на одном языке со спартанцем. Поэтому такое положение вещей вызывало недовольство демоса по всей Греции, так как тогда считалось, что в качестве рабов могут быть только чужеземцы, но ни в коем случае не греки.
Три части Греции.
Сама природа разделила Грецию на три части: Южную, Среднюю и Северную Грецию.
Глубокие морские заливы отделяют Южную Грецию, или Пелопоннес, от остальной Греции. Только узкий перешеек связывает Пелопоннес со Средней Грецией.
Высокие и труднопроходимые горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье, между горами и морем, есть узкий Фермопильский проход. По нему шла единственная в древности проезжая дорога из Средней Греции на север.
Каждая часть Греции делится горными хребтами на мелкие области. Из одной области в другую можно было или проехать по морю, или пройти по узким горным дорогам и тропинкам.
Значение слова «илоты» в словарях русского языка
Илоты
Ило́ты (, у спартанцев тж. ) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.
Википедия
Илоты
( гр. heilos (heilotes), ед. ч.) 1) земледельцы древней спарты; и. считались собственностью государства и по своему положению почти не отличались от рабов; 2) перен. бесправные.
Новый словарь иностранных слов
Илоты
1. земледельцы древней спарты; и. считались собственностью государства и по своему положению почти не отличались от рабов;
2. * бесправные.
Словарь иностранных выражений
Илоты
ил`оты, -ов, ед. ил`от, -а
Словарь русского языка Лопатина
Илоты
(греч. heilotai), в Спарте земледельческая часть населения, собственность государства; были прикреплены к земельным участкам спартиатов. Эта категория сложилась, по-видимому, в результате покорения дорийцами предшествовавшего населения Пелопоннеса.
Современный толковый словарь, БСЭ
Илоты
— в древней спарте представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. работали на участке, предоставленном спартиату государством, однако имели свое хозяйство и свои орудия производства. около 50% урожая, полученного с земли, платили господину в виде оброка. несли также военную службу.
Однотомный большой юридический словарь
Илоты
(греч. Heilotai), покорённое дорийцами земледельческое население Древней Спарты. Подобно фессалийским пенестам и критским кларотам, И. считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам-клерам, которыми владели отдельные спартиаты — члены спартанской общины. От рабов И. отличались тем, что владели средствами производства, необходимыми для обработки земли, имели своё хозяйство; владельцы участков не могли ни продавать, ни убивать И. Устанавливаемый государством натуральный оброк — апофора, который И. выплачивали своим господам, составлял примерно половину урожая, остальная часть принадлежала И. число И. в несколько раз превышало число завоевателей-спартиатов. И. не входили в состав спартанской общины, не пользовались никакими правами. Непомерная эксплуатация и постоянный террор со стороны спартиатов вызывали восстания И., наиболее крупным из которых была так называемая 2-я Мессенская война (в 7 в. до н. э.). С целью предупреждения восстаний И. спартиаты ввели систему криптий — периодических карательных экспедиций против И.Лит.: Lotze D., Metaxy eleutherovkai dulon, Studien fur Rechtsstellung unfreier Landbevolkerungen bis zum 4 . Jh. v. Chr., B.,
1949. Н. И. Голубцова.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Начало вторжения дорийцев в Пелопоннес
На заре своей истории одно из четырёх главных греческих племён – дорийцы – после долгих странствований, завоевало небольшую и бедную область по истокам Кефисса, в горах между хребтами Пинда и Эты, и основало там четыре маленьких общины, главной из которых был «обуреваемый ветрами» Эриней. Но уже вскоре после этого дорийцы, теснимые фессалийцами и беотийцами, покинули Эриней, двинулись на юг и с примкнувшими к ним этолянами и несколькими небольшими группами людей других племен, тоже вытесненных из родных земель, вторглись в Пелопоннес. Дорийские цари считали свой род происходящим от Геракла. По древнегреческим мифам о героях, он имел права на владычество в Аргосе, Микенах и в большей части других пелопоннесских государства Дорийцы выставляли свои завоевания в Пелопоннесе восстановлением наследственных прав потомков Геракла, и дорийское вторжение называлось «возвращением Гераклидов». Древнегреческую легенду об этом возвращении читайте в конце материала.
Достоверных известий о вторжении дорийцев – одном из величайших событий греческой истории – очень мало. У дорийцев вообще было мало преданий о давних временах. Они сосредоточивали свои мысли на вопросах настоящего, на делах практической жизни. Своими победами над ахейцами они были обязаны тому, что постоянно занимались военными упражнениями, и в особенности тому, что умели наступать на неприятеля сомкнутыми рядами с крепко направленными вперед копьями.
Первоначальная родина и последующее распространение главных греческих племён по Элладе. Красными стрелками показано направление движения эолийцев, синими — дорийцев, розовыми — ионийцев. Фиолетовые стрелки обозначают отступление прежнего негреческого населения перед греками-завоевателями
Автор карты — Robert Markot
Мессенские войны: появление илотов
Мессения была завоевана дорийцами в Темные века. Сведений о ходе завоевания и укладе дорийской Мессении почти не сохранилось. Древние авторы писали, что ахейцы этой области не были порабощены завоевателями-дорийцами, но признали их власть.
Мессения была страной небольших городков и деревень, жители которых осознавали свое культурное единство. Даже победители Олимпийских игр из этого региона обозначались, как выходцы из Мессении, а не какого-то конкретного полиса. Продолжительные войны со Спартой должны были только укрепить единство мессенцев.
Первая война Спарты и Мессении прошла во второй половине VIII века до н. э. Согласно «Описанию Эллады» Павсания она шла 19 лет. Это был просто конфликт между двумя государствами, которых поддерживали другие государства Пелопоннеса. Коринф был на стороне Спарты. Аргос, Аркадия и Сикион — Мессении.
Мессенцы проиграли войну. По условиям мира они должны были поставлять победителям часть своего урожая, а также признавали зависимость от Спарты. Независимость сохранили западные города Мефона и Пилос. Проявлением зависимости от Спарты, например, то, что жители Мессении отправляли своих плакальщиков на похороны царей. После первой войны началась эмиграция мессенцев, преимущественно, аристократии. Они приняли участия в основании полиса Регий. Потомки изгнанников сохраняли свою идентичность, как мессенцев, и после освобождения их родины в IV веке до н. э вернулись туда. Жрецы, служившие в мессенских храмах, бежали в Элевсин.
В первой половине VII века до н. э. жители Мессении восстали. Во главе новой войны был полководец Аристомен. Его деятельность была прославлена потомками, особенно, когда Мессения вновь получила свободу. Поздние авторы подробно описали его деяния и подвиги, в которых уже невозможно отличить правду от вымысла.
Восставших поддержали другие общины Пелопоннеса — Элида, Аркадия и Аргос. У Спарты тоже нашлись союзников среди других полисов региона. К восстанию присоединились и потомки эмигрантов.
Война поначалу была трудной для спартанцев. Но потом они перешли в наступление, а союзники мессенцев их оставили. В решающей битве у Большого Рва ополчение мессенцев было разгромлено. После этого самые стойкие продолжали вести партизанскую войну — они нападали на владения новых хозяев в Мессении и в самой Лаконике. Войну завершила осада укреплений мессенцев на горе Ире. Последним защитникам Мессении разрешили покинуть страну и уйти в союзную Аркадию.
После Второй Мессенской войны государственность этой области была ликвидирована. Мессения была разделена на земельные владения спартиатов, а основную масса населения ждало обращение в илоты или, в редких случаях, периэки. Жители городов западного побережья переселились в Италию и на Сицилию. В свою очередь, на их месте осели жители дружественных Спарте и разрушенных Аргосом городов Асины и Навплий.
Мессенцы сохранили свое самосознание, как единого народа. Их участь вызывала сочувствие у других эллинов. Изгнанники также помнили о связи с этой областью своих предков. В 464 году до н. э. Спарту разрушило мощное землетрясение. Оно стало сигналом к мощному восстанию илотов Мессении, которое вошло в историю как Третья Мессенская война.
Мятежные настроения мессенцев использовали враги Спарты. Например, в ходе Пелопоннесской войны афиняне создали на побережье Мессении форпост, где могли укрыться беглые илоты, желающие продолжить борьбу со Спартой.
В 370 году до н. э. фиванский полководец Эпаминонд освободил Мессению от спартанской власти. Спарта долго не признавала Мессению свободной и безуспешно пыталась вернуть ее под свою власть. Потомки изгнанников вернулись на историческую родину.
Спаивание илотов. (Wikimedia.Commons)
Заметки
- Моисей Финли, «Спарта» в Вернане (изд. Ред.), Проблемы войны в Древней Греции, 1999 г. ( 1- е издание 1968 г.), с. 208.
- Hellanicos, фраг. 188 Дж.
- Описание Греции , III, 20, 16.
- Пьер Шантрен, Этимологический словарь греческого языка, Париж, Клинксик, 1999 (обновленное издание), 1447 стр. ( ISBN 978-2-25203-277-0 ), sv Εἵλωτες, стр. 321 б .
- Frag. 13, сохранено Страбоном, География , VI, 3, 2.
- Frag. 122, хранится Athénée, Deipnosophistes , VI, 265 б — с.
- Пьер Шантрен, там же. , одобрено Дукатом , с. 10.
- Политика, II, 5, 1263 a 35-37.
- Аристотель, Политика, II, 9.
- Параллельные жизни , Vie d’Agesilaus, III, 1.
- Павсаний, Описание Греции IV, 14, 4–5.
- Histoires , IX, 28–29.
- Xenophon, Hellenics , III, 3, 5.
- (in) П. Картледж, Агесилаос и кризис Спарты, Университет Джона Хопкинса, Лондон, 1994, с. 174 .
- Дж. Трегаро, «Спартанские ублюдки», в Mélanges Pierre Lévêque, 1993.
- Цитируется Athénée, Deipnosophistes , VI, 271 ф.
- Пелопоннесская война, IV, 26, 5.
- Греки, VI, 5, 28.
- Цитируется Athénée, VI, 271 e.
- Разные истории , 12, 43.
- Цитируется Athénée, Deipnosophistes , XIV, 657 д.
- Жизнь Ликурга, 28, 8-10.
- Аристотель, цитируемый Плутархом, Жизнь Ликурга 28, 7.
- Пелопоннесская война, IV, 80.
- Гомер, Одиссея , XXIV, 231.
- Пелопоннесская война, IV, 6, 1.
- (в) Л. Foxhall и Г. А. Forbes, « Sitometria : Роль зерна имеют основные продукты питания в античности», в Chiron п о 12, 1982 р. 41-90 .
- Дукат , стр. 120 .
- Леви, op. соч. , стр. 122 .
- Critias, фраг. B37.
- Пелопоннесская война, IV, 80, 3. Перевод Жана Дуката.
- Пелопоннесская война, I, 132, 4. Перевод Жана Вуалкена .
- Пелопоннесская война, I, 128, 1.
- Описание Греции, IV, 24, 5.
- Пелопоннесская война, I, 101, 2.
- Историческая библиотека , XI, 63.4 — 64.1.
- Жизнь Ликурга, 28, 12.
- Жизнь Кимона, 17, 8.
- Пелопоннесская война, IV, 41, 2-3.
Спартанцы-олимпионики
Несмотря на изменения в полисе спартанцы были постоянными участниками Олимпийских игр. До середины VI века до н. э. спартанские атлеты часто оказывались в числе победителей (олимпиоников). Из 85 известных именам победителей в Олимпийских состязаниях за период 776−580 гг. до н. э. 43 — выходцы из Спарты. После этого количество спартанцев-победителей снижается. Вероятно, из-за милитаризации общества Спарты, где занятия атлетикой были излишними. Другой причиной стало развитие атлетики во всем греческом мире и расширение круга участников Олимпийских игр. За следующие три столетия, вплоть до разрушения традиционного спартанского уклада, известно 13 спартанцев-победителей из 293 олимпиоников.
Больший процент победителей-спартанцев в колесничных бегах, где победителем записывали владельца упряжки. Спартанцы были победителями в гонках квадриг в Олимпии с 448 по 388 годы до н. э. С этим соотносится упоминание у писателя Павсания, что после войн с Персией спартиаты активнее других эллинов занимались коневодством. Статуи спартанцев, чьи кони побеждали в гонках на квадригах, несколько веков стояли в Олимпии. Автор статуи спартанца Ликина был великий скульптор Мирон.