Европейский классицизм xix века

Введение

Классици́зм (фр.лат. — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Рене Декарта( французский философ, математик, физик). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Классицизм в интерьере

Требования к интерьеру в стиле классицизм были фактически теми же, что и к архитектурным объектам: монолитность конструкций, выверенность линий, лаконичность и в то же время изящество. Интерьер становится более светлым и сдержанным, а мебель – простой и легкой. Часто используются египетские, греческие или римские мотивы.

Мебель эпохи классицизма изготавливалась из ценных пород дерева, большое значение приобрела фактура, которая стала выполнять декоративную функцию. В качестве отделки часто использовались деревянные резные вставки. В целом декор стал более сдержанным, но более качественным и дорогостоящим.

Формы предметов упрощаются, линии становятся прямыми. В частности, происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.

Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.

Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах, так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки — тогда этот способ декорирования произведет больший эффект.

Для подобного интерьера могут также подойти ткани – как правило, это яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Новые археологические находки, останки, обнаруженные в Пещере Теопетра

Пещера Теопетра в Фессалии, Центральная Греция, была образована в Верхнем меловом периоде, за 137 000 000-65 000 000 лет до настоящего времени. Пещера, созданная в известняке, была заселена со времен среднего палеолита. И новые находки дают новое представление о жизни этих ранних народов.

По мнению археологов, пещера, скорее всего, является местом самого древнего человеческого сооружения на Земле. Поскольку находки указывают на то, что убежище было заселено еще 130 000 лет назад.

Неолитические обитатели пещеры питались пшеницей и выращивали ячмень, оливки, чечевицу и дикую грушу. Они ели немного мяса, в основном от одомашненных овец и коз (которые составляют 60% найденных костей). Они также держали крупный рогатый скот, свиней и по крайней мере одну собаку.

Около 11 процентов костей, найденных в пещере, принадлежат оленям, кабанам, медведям, зайцам, диким кошкам и барсукам, на которых охотились. Кости от медведя, например, поразительно все еще несут следы ножа.

Община также делала свои собственные украшения, сверля отверстия в оленьих зубах и раковинах из близлежащей реки. Остатки пчелиного воска также найдены в общине. Новейшие находки показывают, что примерно 43 человека жили в пещере Теопетра в эпоху неолита.

Художественное направление в европейской культуре

Классицизм – это стиль, художественное направление искусства в Европе 19-го века. Возник в эпоху появления в странах Европы национальных централизованных мощных монархий.

Классицизм, опираясь на традиции эпохи Возрождения, на античное наследие отражал идеи гармонии социального устройства, которое было основано на принципах рационализма. Классицизм родился во Франции. Эта страна превратилась вследствие экономического подъема в могущественнейшую державу континента. На первоначальных этапах развития классицизм — воплощение общих национальных художественных идеалов, которые сложились к 30-м годам 19-го века во Франции. Затем это направление распространилось на все страны Европы, проявляясь по-разному в разных культурных моделях.

Такими идеалами можно назвать идеи рациональной соподчиненности, строгой дисциплины, всеобъемлющего порядка, упорядоченного бытия и ответственности каждой личности за свои поступки. Классицизм стал отражением стремления ко всему гармоничному, к разумному устройству жизни. Основой эстетики художественного направления здесь выступает рационализм, а также идеи разумной закономерности развития мира Р. Декарта.

Искусство в данном философском подходе – это разновидность человеческого познания, творчества. Фундаментальные основы в процессе реализации когнитивных процессов применимы и к сфере искусства

Искусство должно подчиняться строгой регламентации рационального и разума, как такового.

Голова Гермеса, обнаруженная под мостовой улицы Эол в Афинах.

В ходе недавних строительных работ на улице Эол в Афинах были обнаружены поразительные археологические находки Древней Греции. Министерство культуры в настоящее время приступило к их реставрации.

Новость о недавнем открытии головы греческого бога Гермеса, лежащей с древнейших времен на глубине всего 1,3 метра под ногами афинян, когда они занимались своими повседневными делами, разнеслась по всему миру. Это была, пожалуй, самая впечатляющая находка всего этого года из-за своего местоположения. Бесценное сокровище, лежащее прямо под тротуаром оживленной афинской магистрали.

Примечания

  1. 123 Ампир(неопр.) . Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения 25 мая 2012.
  2. В. Г. Власов . Александровский классицизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. I, 2004. С. 165-172
  3. В. Г. Власов . Русский, или петербургский, ампир // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. VIII, 2008. С. 328-339
  4. Арсланов Р. А., Керов В. В. Тема 36. Культура России первой половины XIX в. // История России с древнейших времен до конца XX века. — 2000.
  5. 12Игнатова Анна Михайловна. «Этнический ампир» — новый этап эволюции, стиля, архитектуры, материалов и технологии // Архитектон: известия вузов. — 2011, июнь. — Вып. 34. — ISSN 1990-4126. Архивировано 14 июля 2014 года.
  6. «Они определяли моду» — Студия танцев «Медиваль» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 мая 2020. Архивировано 10 июня 2020 года.

Битва при Саламине

Произошедшая в море в 480 году до нашей эры, битва при Саламине стала поворотным моментом в Персидских войнах, когда Персия попыталась захватить Грецию. Хотя персы значительно превосходили греков по силе, они проиграли. В 2016 году исследователи обнаружили место, где Греция собрала свой флот, разгромивший персов, — это был греческий остров Саламин. Под водой в заливе Ампелакия находились стены, руины зданий, портовые сооружения и укрепления, такие как башни и волноломы.

Возраст руин был приурочен к классическому и эллинистическому периодам, когда бушевали персидские войны. Место также примечательно тем, что знаменитая битва произошла в близлежащих к острову проливах. Повторное открытие одной из самых известных военно-морских баз истории — это серьезное напоминание о том, сколько когда-то было поставлено на карту. Некоторые ученые полагают, что победа персов помешала бы ряду изобретений и культурных достижений, которые современный мир унаследовал от греческой культуры.

КлассицизмИскусство века Просвещения

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве семнадцатого – начала девятнадцатого века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

Классицизм, развивавшийся в полемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классического стиля, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (зодчие: Мансар Франсуа, Перро Клод, Лево Луи, Блондель Франсуа); со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (Ардуэн-Мансар Жюль и Ленотр Андре, работы архитекторов в Версале).

В 17 – начале 18 веков классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством (Айниго Джонс, Кристофер Рен), Швеции (Н. Тессин Младший). В живописи классического стиля основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера 17-го столетия; «идеальные пейзажи» (живописец Лоррен Клод).

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классического стиля – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.

В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классического стиля 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова.

В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классического стиля развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов. К конце первой трети 19 столетия ведущая роль этого стилевого направления в искусстве почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классического стиля в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Греческая гимназия в Египте

Греки приносили свою культуру во все места, где они появлялись. Египет не стал исключением. Когда Александр Македонский завоевал Египет, в этой стране начали появляться греческие традиции и архитектура. В 2017 году археологи обнаружили первую в Египте гимназию в древней деревне Филотерис. В Греции в подобных местах учили молодых спортсменов, которые говорили по-гречески и хотели заниматься спортом и дебатами о философии.

В гимназии возрастом 2300 лет в Филотересе была столовая и еще одно просторное помещение, которое, возможно, было комнатой для собраний. Последняя когда-то была уставлена статуями. Также в гимназии было много садов, двориков и беговая дорожка длиной 200 метров. Вероятно, элита Филотериса, который находится примерно в 145 километрах к юго-западу от Каира, построила гимназию, чтобы сделать их поселение более греческим.

Когда Филотерис был основан, около трети из его 1200 жителей были грекоязычными поселенцами. Древнеегипетские записи также упоминали загородные гимназии во время Птолемеевского периода, которые соответствовали месту и возрасту здания Филотериса.

9. Алтайская царица

С легкой подачи журналистов, обнаруженную в 1993 году в Алтае мумию молодой женщины стали называть принцесса Укока. Находка позволила узнать много нового о древнем населении Алтая, его традициях и быте. Могильник Ак-Алаха, что на Алтае, еще в середине XIX столетия привлекал исследователей, и вот российским археологам улыбнулась удача, и они нашли захоронение, датируемое IV-III веком до н.э. Исследовав мумию, археологи установили, что это была молодая девушка, причиной смерти которой стал рак молочной железы. Местные жители называют девушку Ак-Кадын, что значит честная и добрая, и является хранительницей земного покоя, не пропуская злых духов в мир живых.

8 могил, раскопанных в Илии, близ Олимпии в сентябре

Четыре из этих прямоугольных могил в Илии, выложенные камнями, и три чрезвычайно больших погребальных контейнера, называемых питхой, были найдены на месте, а также отдельный гроб, покрытый керамической плиткой и мраморной могильной стелой.

Внутри одного из питхоев, которые были настолько велики, что их часто использовали как гробы, археологи обнаружили богато украшенную бронзовую урну вместе с ее основанием.

Урна украшена цветочным узором на ручках, а львиные головы заполняют пространство между ручками и ободком. В погребальном сосуде также было найдено бронзовое зеркало с рельефом.

10. Троя

Не будучи профессиональным археологом, Генрих Шлиман доказал всему миру, что вера в мечту и целеустремленность — одни из главных качеств археолога. Еще в детстве Шлиман прочитал «Илиаду» Гомера, и загорелся мечтой найти легендарную Трою. Когда он впервые, опираясь на дневники первого исследователя Трои Фрэнка Калверта, начал раскопочные работы на турецком холме Гиссарлык, ему было уже 47 лет. В 1871 году археолог-самоучка заявил на весь мир, что нашел Трою. После долгих столетий молчания гомеровская Троя заговорила своими удивительными находками, рассказав много интересного из своей истории.

Классицизм в России

Популяризация стиля в Российской Империи происходила в период правления Екатерины II. Её Величество разделяла идеи Просвещения, общалась с представителями движения и вводила на своих землях моду на всё французское. Классицизм проникал в живопись, архитектуру, скульптуру.

Самые выдающиеся художники – Брюллов, Левицкий, Рокотов, Кипренский, Лосенко. Особенно хорошо развился в России классицистический портретный жанр. На полотнах Левицкого, Рокотова запечатлены и простые люди, и первые лица.

Подлинным увековечением русского классицизма стала архитектура Санкт-Петербурга, созданная итальянцами. Стиль доминировал в империи вплоть до 30-х годов XIX века, когда уже правил Николай II.

Гробница Тутанхамона


Имя «Тутанхамон» тоже очень даже на слуху. Обнаруженная в 1922 г. в Долине царей в районе Луксора 4-камерная гробница совсем юного фараона, которая ещё в древности была дважды ограблена, но сохранила массу ценнейших предметов, стала одной из величайших находок не только в области египтологии, но и во всей мировой археологии.

В ней оказалось множество украшений, предметов быта, а также, конечно, ритуальных вещей, сопровождавших фараона в «лучший мир».

Но главным сокровищем стал саркофаг Тутанхамона, в котором отлично сохранилась его мумия. Нашли же эту гробницу археолог и египтолог Говард Картер и Джордж Карнарвон – британский лорд и коллекционер, собиравший древности.

Кстати, из-за споров о том, где должны храниться найденные ценности – в самом Египте или в Британии (на родине первооткрывателей) едва не испортились отношения этих двух стран, а Картера чуть было не выслали из Египта навсегда.

Открытия Делоса

Остров Делос важен для греческой истории и мифологии. Говорят, что это было место рождения бога Аполлона и богини Артемиды, а сегодня это один из самых ценных археологических памятников в Греции. Несмотря на круглогодичные раскопки на Делосе, до недавних пор было неизвестно о его ранней истории, особенно о том, как местные жители относились к внешнему миру. Но новые открытия доказали, что на местный причал в крупной торговой гавани постоянно приходили корабли. Возле побережья, глубоко под морем, были обнаружены древние руины порта.

Одной из самых примечательных структур был главный волнорез. Он был разработан, чтобы защитить гавань от разрушительных ветров, а его размеры составляли 160 метров в длину и 40 метров в ширину. Самым захватывающим открытием стал затонувший флот кораблей разных эпох и стран. Возраст некоторых из них составлял 2000 лет. Благодаря кораблям и их грузам ясно, что в эпоху эллинистического периода Делос торговал по всему Средиземноморью.

6. Люси

Редко археологам улыбается такая удача, но изнурительный труд совместной франко-американской экспедиции на протяжении многих лет под палящим солнцем Африки принес свои заслуженные плоды. 24 ноября 1974 года в долине реки Аваш, что протекает по просторам Эфиопии, были обнаружены более 100 фрагментов скелета австралопитека. В ходе дальнейших исследований удалось воссоздать облик человека, жившего примерно 3,2 млн. лет назад. Это оказалась юная девушка, погибшая в результате падения с высоты, а назвали ее «Люси», так как во время обнаружения из радио звучала одноименная песня «Битлз».

Результат и последствия

Историки не могут однозначно сказать, имела ли миграция таких огромных масс положительный или отрицательный результат.

С одной стороны, ряд племен оказались уничтожены, а местные жители часто выгонялись с обжитых мест.

С другой — происходило освоение новых территорий.

Так народы смешивались и обменивались знаниями.

Великое переселение имело следующие последствия:

  1. Западная Римская империя распалась и была захвачена. В Европе появилисьварварские королевства, многие из которых стали предками современных государств.
  2. Появились новые племена и народы, хотя при этом существующие (например, гунны) уничтожались или растворялись в других.
  3. Был сформирован единый латинский язык, ставший основой для местных. От последних позднее пошло образование современных языков.
  4. Вместо класса рабовладельцев появился феодальный. Сменился общественный уклад.
  5. Распространилось христианство. Оно же становилось государственной религией во многих странах.

Древний акведук и артефакты, обнаруженные в афинском портовом городе Пирей

В июле 2020 греческие археологи раскопали древний акведук и тысячи предметов и артефактов, датируемых эллинистическими и римскими временами. Многие предметы были сделаны из дерева и хранились в воде на дне колодца. Предметы домашнего обихода, в том числе деревянная мебель, являются чрезвычайно необычными находками, учитывая углеродный материал, из которого они были сделаны.

Некоторые из экспонатов будут обрамлять постоянную экспозицию, которая будет установлена на станции метро под названием “муниципальный театр” в Пирее, которая в настоящее время находится в стадии строительства.

Главным из всех найденных сокровищ была изысканная безголовая статуя, найденная на дне древнего колодца. Археологи предполагают, что разрушение объектов могло произойти во время римского вторжения в этот район.

Череп Византийской эпохи с признаками сложной хирургии, остров Тасос

Череп протовизантийской эпохи, который был обнаружен антропологами в районе Палиокастро на острове Тасос, демонстрирует признаки сложной хирургии. Это является одним из наиболее шокирующих примеров того, что было обнаружено в этом году во всей греческой археологии.

Череп, который датируется ранневизантийским периодом несет на себе следы хирургии, которые, по словам исследователя Анагностиса Агеларакиса, доктора философии, преподающего в Университете Адепли, “невероятно сложны”.

Открытие было сделано исследовательской группой университета Адельфи во главе с Агеларакисом. Всего было найдено и изучено десять скелетов четырех женщин и шести мужчин. Скорее всего, это люди с высоким социальным статусом.

«Судя по их скелетно-анатомическим особенностям, и мужчины, и женщины жили физически напряженной жизнью.…Очень серьезные травмы, полученные как мужчинами, так и женщинами, были обработаны хирургически или ортопедически очень опытным врачом/хирургом с большой подготовкой в области травматологии. Мы считаем, что это был военный врач», — говорится в сообщении.

Причины и предпосылки

Великое переселение народов — это, по определению, массовые перемещение европейских племен, начало которому положило вторжение кочевых племен гуннов. Они произошли в Европе в IV—VII вв. еках, когда варварские племена начали постепенно передвигаться на юг, к границам с Римской империей. Начало этому передвижению положило вторжение с Востока гуннов в середине IV столетия.

Причинами переселения стали:

  • Глобальное похолодание: ливни, наводнения и резкое снижение температуры привели к потере урожая, эпидемиям болезней, детской и старческой смертности. Люди голодали и в поисках лучшей жизни отправились в более теплые края. В Норвегии в VI веке около 40% крестьянских хозяйств оказались заброшены. Из-за бурь пришлось оставить часть побережья Северного моря и территории Южной Англии. Италия VI столетия часто страдала от наводнений.
  • Зарождение государственности: племена объединялись в союзы, что привело к увеличению и усилению армий. Народам стола проще захватывать новые территории и добычу.
  • Упадок Римской Империи: на тот момент начались кризисы практически во всех областях жизни Рима. Императорская власть отличалась деспотизмом и борьбой военачальников за престол: последние привели к масштабной смуте. В сельском хозяйстве земли сильно истощились и не могли давать достаточно урожая. Армия сильно ослабла, а нравственность и жизненные приоритеты простых и богатых граждан Империи сместились с торговли, войн и развития государства до застолий, праздников и удовлетворений примитивных желаний.
  • Смещение политической и экономической активности: из крупных городов Испании и Италии жизнь постепенно переходила в Галлию, в которой активно развивалась торговля, а обилие дождей не давали распространиться засухе.
  • Вовлечение германских народов, живших на окраинах Римской империи, в ее экономику и политику: пользуясь ослаблением могущества государства, они требовали юридического признания себя, что приводило к возникновению двоевластия — власти Рима и самих племен.
  • Поражение гуннов в Хунно-китайских войнах в 201 году до н. э. — 181 году н. э. Речь идет о ряде столкновений между Ханьским Китаем и кочевой Хуннской державой. В результате Китай смог вытеснить врагов со своих земель. Те перебрались в Европу и, в свою очередь, начали теснить проживающие там племена. Это привело к «эффекту домино»: приходящие люди вынуждали уходить тех, кто там проживал ранее.
  • Увеличение численности городов, особенно в экономически выгодных регионах и на окраинах: из-за нехватки места люди постоянно мигрировали, были вынуждены теснить коренных жителей.

Помпеи


При упоминании названия «Помпеи» кто-то сразу вспомнит знаменитую картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи», кто-то – недавний фильм «Помпеи» с Китом Харингтоном.

В любом случае, про этот город, уничтоженный Везувием в конце октября 79 г. н.э., слышали практически все (но не все в курсе, что вместе с Помпеями погибли ещё два города – Геркуланум и Стабии).

Обнаружены же они были чисто случайно: в 1689 г. рабочие, копавшие колодец, наткнулись на руины древнего здания, на стене которого была надпись со словом «Помпеи». Но тогда просто посчитали, что это одна из вилл Помпея Великого.

И только в 1748 г. были начаты раскопки на этом месте, причём их руководитель – военный инженер Р.Дж. Алькубьерре, считал, что нашёл Стабии. Его интересовали только вещи, имевшие художественную ценность, остальные он просто уничтожал (пока этим фактом не возмутились археологи).

В 1763 г. окончательно выяснилось, что найденный город – не Стабии, а Помпеи, а в 1870 г. археолог Джузеппе Фиорелли догадался залить гипсом пустоты, оставшиеся на месте погибших и занесённых слоем пепла людей и домашних животных, получив, таким образом, их точные посмертные слепки.

На сегодняшний день Помпеи раскопаны примерно на 75-80%.

2011-06-04

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) – направление, стиль в культуре и искусстве XVII—XIX вв., главным признаком которого было обращение к античным образцам как к эталону.

Как в античной культуре, жанры разных видов искусства строились по определенным канонам, призванным отразить логичность мироздания, выявить идеальное, неизменное и отбросить случайное. Торжество разума, идея рационализма, проповедуемые классицизмом, берут начало в философских трудах Р.Декарта (Картезиуса).

Классицизм как направление начал формироваться во Франции, позже распространился в Европе. Этот стиль, в отличие от сосуществующего с ним барокко, был приемником эпохи Возрождения. Однако ощущение гармонии, столь характерное для Ренессанса, в классицизме утрачивается. Разум находится в противоречии с чувством, а идеальное с реальным.

Стиль классицизма нашел отражение в разных видах искусства, затронул скульптуру, живопись, архитектуру и литературу.

Классической архитектуре свойственны геометрическая правильность и логичность планировки в соответствии с ордером. Стены строений представляют собой гладкие поверхности, а сдержанный архитектурный декор в виде портиков, колонн, рельефов только подчеркивает логичность и симметрию структур. Для раннего классицизма характерна также регулярная система планировки городов, а в позднем – ампире – она охватывает большие городские пространства. Архитектурные ансамбли включают в себя элементы природы, открытые площади. Прекрасным примером подобной планировки города может служить Санкт-Петербург.

В то же время, что и классицизм, существовали роскошный стиль барокко и изящный рококо. Все эти направления не могли не оказывать взаимного влияния. В итоге возникают замечательные памятники архитектуры, примером которых может служить Версальский дворец и парковый ансамбль вокруг него

Зодчие все чаще отказываются от жестких, регламентированных ордером схем и больше внимание уделяют интерьеру с его четкостью пространственного членения и мягкостью цветов

В первую очередь архитектуры касается и русский классицизм, развившийся на почве рассвета светской культуры и подъема государственности в России. Виднейшие русские зодчие – А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, Д.И.Жилярди, О.И. Бове.

Строгая иерархия стилей и жанров классицизма предполагает, что скульптура и живопись занимают подчиненное по отношению к архитектуре положение.

Скульптура в большой степени ориентирована на ваяния Древней Греции. Для нее характерна сдержанность, спокойствие поз. Античные каноны требовали обнажить изображаемую натуру, поэтому деятели политики и культуры первоначально изображались в виде античных богов (например, А.В. Суворов – в виде Марса, бога войны), позже их «одели» в тоги (М.И. Кутузов и Б.де Толли перед Казанским собором). Большое распространение получила надгробная скульптура, которая выполнялась для частных заказчиков. Среди скульпторов особенно известны Э.Фальконе, Ж.Гудон, Антонио Канова (Франция), Федот Шубин, Михаил Козловский (Россия).

В живописи важнейшими принципами являются логичная, уравновешенная композиция, четкость рисунка и светотень. Цвета, как правило, чистые, причем существует предпочтение в изображении переднего плана коричневым, а дальнего – голубым. Художники обращаются к темам античности и героики. Исторический, мифологический и религиозный жанры можно считать «высокими» жанрами, среди малых, «низких» — пейзаж, портрет, натюрморт. Крупными представителями классицизма в живописи считаются Н. Пуссен, Ж.Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, Ф.И. Шубин, Д.Г. Левицкий, В.Л.Боровиковский.
Направление классицизма в большой степени затрагивает литературу. Здесь так же, как в живописи, представлена строгая иерархия жанров. «Высокие» жанры (эпопея, ода, трагедия; тематика – мифы, исторические, героические сюжеты) никогда не смешиваются с «низкими» (комедия, басня, сатира; тематика – повседневная жизнь, как правило, людей среднего сословия). «Высокие» жанры связаны с творчеством П.Корнеля, Ж.Расина (трагедии), М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина (оды); «низкие» — Ж.Лафонтена (басни), Ж.Б.Мольера, А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина (комедии).

К концу XIX в. существовавший два с лишним века классицизм становится схематичным, заменяется так называем академизмом. Именно в этот период на смену классицизму приходят романтизм и реализм.

Развитие классицизма в мире

Классицизм возник и развивался под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Ключевыми идеями стали идеи патриотизма и гражданственности, а также идея ценности человеческой личности. В античности сторонники классицизма нашли пример идеального государственного устройства и гармоничных отношений человека с природой. Античность воспринимается как свободная эпоха, когда личность развивалась духовно и физически. С точки зрения деятелей классицизма, это была идеальная пора истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Культурные памятники также стали образцом для подражания.

Можно выделить три этапа развития классицизма в мире:

  • Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х).
  • Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е).
  • Ампир.

Эти периоды действительны как для Европы, так и для России, однако русский классицизм можно считать отдельным архитектурным течением. Фактически он, как и европейский классицизм, стал противоположностью барокко и быстро вытеснил его. Параллельно с классицизмом существовали и другие архитектурные (и культурные) течения: рококо, псевдоготика, сентиментализм.

Началось всё с воцарения Екатерины Великой. Классицизм гармонично вписывался в рамки укрепления культа государственности, когда провозглашался приоритет общественного долга над личным чувством. Чуть позже в теории классицизма нашли отражение идеи Просвещения, так что «сословный классицизм» XVII века трансформировался в «просветительский классицизм». В результате появились архитектурные ансамбли в центрах городов России, в частности Санкт-Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля.

Олдувайское ущелье


Олдувайское ущелье (40-километровая расщелина, протянувшаяся вдоль равнин Серенгети в Танзании, в 20 км от кратера Нгоронгоро) – это то самое место, где в конце 1950-х – начале 1960-х гг. знаменитые супруги-археологи Луис и Мэри Лики обнаружили кости предшественника современного человека – “человека умелого” (homo habilis), а также останки более раннего вида человекообразной обезьяны (австралопитека) и гораздо более позднего питекантропа.

Возраст самых древних останков превысил 4 млн. лет. Именно поэтому Олдувай принято считать чуть ли не «колыбелью человечества». Кстати, в 1976 г. здесь же – в Олдувае, Мэри Лики и Питер Джоунс обнаружили ставшие знаменитыми следы ног, доказывающие, что наши предки ходили прямо уже 3,8 млн. лет назад.

Многие из тех находок теперь хранятся в Музее антропологии и эволюции человека «Олдувай Годж», который был открыт в 1970 г. на территории заповедника Нгоронгоро самой Мэри Лики.

1. Человек Олдувая

Британцам Луису Лики и его жене Мэри удалось расширить временные рамки истории Человечества, и пролить свет на темные страницы происхождения человека. Во время археологических работ в 60-е годы в Олдувайском ущелье, что раскинулось на севере Танзании, ученые обнаружили палеонтологические останки древнейших людей. Рядом были обнаружены и древнейшие орудия труда. Возраст этих уникальных находок датируется 2,9-2,7 млн. лет, и принадлежали они человеку умелому, нашему древнейшему предку. Олдувайская культура, получившая наименование по месту существования, остается на сегодня древнейшей культурой, созданной человеком.

Как видим, земля не очень торопится открывать нам свои тайны, и великим открытиям в области археологии, предшествовал долгий изнурительный труд. Но трудности экспедиций были щедро вознаграждены, и открытия археологов помогли узнать много нового из истории Человечества.

Нравится +4 Не нравится -1Вы уже голосовали

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: