Предпосылки
Около 300 лет, судьба Италии была в руках политиков европейских стран, а во многих регионах полуострова было официально закреплено господство Австрии. В конце 1840-х гг., в Италии все более нарастал социально-политический кризис, который был связан с развитием накопления капитала и разложением феодализма.
Фото: xlizziexx / pixabay.com
Пауперизм или массовая бедность превратилась в черту социального облика многих населенных пунктов. Однако социальный вопрос более всего касался крестьян и предполагал масштабные перемены именно во владении и использовании земель.
Индустриализация развивалась крайне медленно и одной из главных причин была раздробленность страны. Италия отчаянно нуждалась в разнообразных реформах в различных сферах жизнедеятельности.
В 1846 г. Папа Пий IX возглавил движение за необходимые реформы и была создана комиссия для изучения проблем государства. Предполагалось, что впоследствии по их рекомендации пройдет политическая амнистия.
Фото: trolvag / Wikimedia Commons
Отменялись запреты на печать и собрания. В планах Папы было сооружение железных дорог, также он призывал создать единый таможенный союз. Но эти предполагаемые реформы обеспокоили Вену. Вскоре австрийская армия вступила в Феррару, расположенную по соседству с Папской областью.
Пий IX отправил к границе отряд швейцарцев, вызвав тем самым одобрение местного населения. Многие правители были все еще привержены абсолютизму, но понемногу начинают сдавать свои позиции.
В 1847 г. герцог Тосканы, Леопольд, объявляет о создании гражданской гвардии, совещательного органа и свободе печати. Эти нововведения оказали заметное влияние на ситуацию в Парме, Модене и Лукке. Правитель Лукки отдал свою область Тоскане, за выплату некоторой компенсации.
Фото: Heidelbergerin / pixabay.com
Начинаются реформы и в Пьемонте, например, судопроизводство становится гласным, ограничивается цензура и создается местное самоуправление. Но вскоре и здесь начинаются революционные волнения.
Процесс объединения
Жители должны были проголосовать за присоединение их области к Пьемонту. В октябре-ноябре прошли плебисциты в Неаполе, Сицилии, Умбрии и Марке. В декабре 1860 г. была объединена почти вся Италия, кроме Рима и Венеции.
В Турине председатель общеитальянского парламента 17 марта 1861 г. торжественно объявил о создании Итальянского королевства во главе с королём Виктором Эммануилом II. Конституция Пьемонта действовала на всей территории нового государства.
Фото: hsvbooth / pixabay.com
Были разработаны общие законы; судебная, денежная и таможенная системы, системы мер и весов, Налоговый кодекс… Все это открывало широкие возможности для экономического сближения всех областей. В достаточно короткие сроки сложился единый национальный рынок.
Пий IX не признал правительство нового государства, и игнорировал предложения о примирении. Он резко высказывался о том, что Рим может быть столицей государства. Тогда правительство Италии провело конфискацию и выставило на аукционы имущество 40 000 церковных организаций и 750 тыс. га земли.
Политическое и экономическое влияние Ватикана, в результате этих действий, было крайне ослаблено. Власть Папы в Риме держалась на присутствии там французских солдат и Италия все еще была зависима от Франции. Решение этого «вопроса» было главной проблемой для дальнейшего развития государства.
Фото: Adbar / Wikimedia Commons
Летом 1862 г. Гарибальди с отрядом добровольцев прибыл в Калабрию и призвал к походу на Рим. В ответ Наполеон III заявил, что удаления Папы из Рима не будет. Правительство Италии выслало против гарибальдийцев армию.
Вблизи Аспромонте отряд Гарибальди был окружен. Полководец был ранен и в таком состоянии его и многих добровольцев арестовали. В 1866 г. правительство Италии откликнулось на предложение Бисмарка выступить в союзе с Пруссией против Австрии. Гарибальди снова возглавил отряд добровольцев.
Гарибальдийцы провели несколько кровопролитных сражений в тирольских горах, принудив австрийцев к отступлению. К сожалению, регулярная армия уступила победу австрийцам в битве у Кустоцы, а флот проиграл сражение у о. Лисса. Австрийские войска были разбиты пруссаками, которые захватили Венецию и отдали ее Франции.
Фото: Juliusz Kossak / Wikimedia Commons
Италия получила Венецию от Наполеона III, что было довольно унизительно. Осенью 1867 г. Гарибальди вновь начал поход на Рим. В битве у Ментаны гарибальдийцы встретились с батальонами французов, которые были оснащены новейшими винтовками. Гарибальди потерпел поражение, его арестовали и отправили на о. Капреру.
В 1870 г. началась франко-прусская война и французы были отозваны из Рима. В результате, военных действий, империя Наполеона III прекратила свое существование. Вооруженные отряды итальянцев 20 сентября, почти без боя, вошли в Рим.
Летом 1871 г. Рим был объявлен столицей Италии. Папа сохранил Ватиканский дворец, назвав себя «вечным пленником». 2 июля 1871 г. в Рим торжественно въехал Виктор Эммануил, которого встретила ликующая толпа.
Он обратился к собравшимся со словами: «Мы пришли в Рим и останемся здесь!». Так завершился невероятно трудный и длительный процесс объединения Италии. В следующем нашем материале мы расскажем вам о территории Италии. Вы узнаете о ее территориальных границах, крупнейших городах и островах.
Иконы
Истоки женского портретного искусства уходят глубоко в века — в иконопись. Ведь каноны живописи, пришедшие на Русь вместе с христианством, неминуемо наполнялись мироощущением русских иконописцев.
В строгие византийские лики с течением времени проникали характерно русские черты. Особенно это касается образа богоматери.
Толгская икона Божией Матери. 13 векФеофан Грек.Донская икона Божией Матери.1390-еКазанская икона Божией Матери. 17 век
Иконопись, парсуна (ранний жанр изображения на Руси), зарождение новой школы портрета. Непросто, болезненно шел процесс становления европейских принципов изображения. Конец 17-го и первая половина 18-го века знаменовали их развитие и упрочение.
Жан-Антуан Ватто (1684-1721).
Жан-Антуан Ватто. Автопортрет. 1721. Музей Конде, Франция.Антуан Ватто — первый и главный сочинитель эпохи рококо. Переехав в Париж, бывший баталист и поклонник Рубенса, сразу «нащупал» свою тему – высшее общество и занятия аристократов.
Герои Ватто танцуют, музицируют, отдыхают, гуляют в парке. Завидные сцены беззаботной жизни.
Однако во всем этом улавливается ироничный взгляд художника. Чувствуется и двусмысленность, и меланхолия, а порой и грусть.
Взгляните на картину «Затруднительное предложение».
Жан-Антуан Ватто. Затруднительное предложение. 1716. Эрмитаж.
На первый взгляд в сюжете нет ничего интригующего. На фоне природы, будто на сцене, отдыхает компания аристократов. Звуки гитары, неспешные разговоры. Но присмотритесь внимательнее: перед нами мнимая идиллия!
Молодой юноша в синем камзоле пытается остановить девушку, порывающуюся уйти. Пунцовые щёки дамы говорят о возмущении, обиде.
Остальные девушки не смотрят на рассорившуюся пару, но человек в красном всё понимает. Его лёгкая усмешка с долей ехидства говорит, что он в курсе всех событий. Но он не собирается вступаться за девушку. Наоборот, ему доставляет удовольствие наблюдать за ее реакцией.
Неловкая ситуация, которая поначалу казалась обыденной пасторалью. Так что картина в стиле рококо тоже может быть многослойной.
В историю живописи Ватто вошёл, как талантливый колорист. Тончайшие оттенки и наслоения коричневых, сиреневых, жёлтых, розовых тонов – всё это фирменное цветовое решение художника.
Рассмотрим «Паломничество на остров Киферу». Эта картина стала переломной в жизни Ватто. Она принесла ему славу и признание.
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717. 129 × 194 см. Лувр, Париж.
На картине изумительно выстроена композиция. Персонажи расставлены просто гениально: они будто танцуют, то устремляясь вглубь картины, то приближаясь к зрителю.
В конце жизни Ватто создаёт ещё одно удивительное полотно – «Вывеска лавки Жерсена».
Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия.
Ватто создал эту картину в качестве вывески для реальной лавки своего друга. Поэтому какое-то время этот шедевр висел на улице, над дверью в эту лавку.
Казалось бы, это просто бытовая сцена. Посетители рассматривают картины. Но у Ватто же всегда что-нибудь ещё заложено.
Вот и тут он показывает закат эпохи Короля-Солнце, Людовика XIV. Аллегорически, конечно — портрет Людовика убирают в ящик.
Вот так Ватто умел передавать смыслы с помощью изящных и малозаметных поз и жестов.
И в этом сквозит все та же меланхолия: ведь именно при этом правителе расцвело искусство. Именно в эту эпоху Ватто состоялся, как художник.
Плодотворный период художника длился всего 12 лет! Но за это время он успел получить признание, вырастить последователей и дать старт новому стилю в искусстве (рококо).
Русские живописцы XVIII века
Большим мастером портрета был А.П. Антропов (1716–1795), сын мастера-оружейника, ученик А. Матвеева, И. Вишнякова, Л. Каравакка. Его портреты известны правдивым, до беспощадности, изображением портретируемых (парадный портрет Петра III, камерные портреты А.И. Измайловой, М.А. Румянцевой, A.B. и Д.И. Бутурлиных).
Выходцем из крепостных, получившим образование в Академии художеств, был Ф.С. Рокотов (1735–1808). В 60-е гг. им были написаны парадные портреты Екатерины II, Павла Петровича, Г. Г. Орлова. Но славу Рокотову принесли небольшие по размерам, интимные портреты (В.И. Майкова, Н. Е. Струйского и его жены, В.Н. Суровцевой), и многих не известных нам лиц («Неизвестная в розовом платье», «Неизвестный в треуголке» и др.). Модели художника объединены неким духовным родством, чувством собственного достоинства и значимости, богатым внутренним миром, легкой иронией и разочарованностью.
Сын украинского священника и иконописца Д. Г. Левицкий (1735–1822) был учеником Антропова. Получив в 1770 г. звание академика, он на протяжении многих лет руководил портретным классом в Академии художеств. Левицкий был мастером как парадного, так и интимного портрета. Он блестяще объединял проникновение во внутренний мир человека с высоким мастерством изображения деталей интерьера и одежды. Портреты юных воспитанниц Смольного института пленяют обаянием молодости и грацией. Яркая индивидуальность подчеркнута в портретах богача и филантропа П.А. Демидова, духовным богатством, благородством, напряженной внутренней жизнью отмечены портреты:
- Д. Дидро,
- H.A. Львова,
- М.А. Дьяковой,
- Н.И. Новикова.
Талантливым учеником Левицкого стал приехавший из Миргорода сын казака В.Л. Боровиковский (1757–1825), чье творчество связано с сентиментализмом. В портретах М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, В.И. Арсеньевой он воплотил поэтические женские образы, связанные внутренней гармонией с окружающей их природой. Частный характер носит известный портрет Екатерины II, на котором изображена пожилая дама а салопе, прогуливающаяся по парку с собачкой.
Во второй половине $XVIII$ в. начинают развиваться новые жанры в живописи. Историческая живопись была представлена полотнами:
- А.П. Лосенко («Владимир перед Рогнедой», «Прощание Гектора с Андромахой»),
- Г.И. Угрюмова («Избрание Михаила Федоровича на царство»).
Пейзажный жанр в русской живописи (виды Павловска и Петергофа, итальянские пейзажи) утвердил С.Ф. Щедрин. Начало бытового жанра было положено картинами из народной жизни М. Шибанова («Крестьянский обед», «Сговор») и И.А. Ерменева.
Революции 1848-1849 гг
Европейские революции 1848-1849 гг дали мощный импульс развитию итальянского оппозиционного движения. Еще в январе 1848 года на Сицилии произошло восстание, в ходе которого администрация Бурбонов была заменена либеральным правительством. В Неаполитанском королевстве, Папской области, Тоскане и Пьемонте на волне народных выступлений монархи согласились на введение конституций и парламентов. В Ломбардии, Венеции и Венето патриотические силы вынудили австрийские гарнизоны покинуть пределы государств.
Король Пьемонта Карл Альберт 24 марта 1848 года объявил Австрии войну — первую войну за независимость Италии. В ней участвовали армии Пьемонта, Тосканы, Папской области, Неаполитанского королевства, а также добровольцы со всех итальянских государств. Во главе волонтеров встал мастер партизанской борьбы Дж. Гарибальди — народный герой и опытный полководец.
Впрочем, повстанцы и итальянская армия не обладали ни слаженностью действий, ни опытом. Летом 1848 года австрийское господство было восстановлено в Ломбардии и Венеции, в Неаполитанском королевстве был разогнан парламент. 23 марта 1849 года при Новаре пьемонтская армия была окончательно разгромлена, по всей стране были восстановлены монархические режимы. Последний очаг сопротивления, Римская республика, пала в июле 1849 года.
Жанры
Именно в эпоху классицизма была выстроена чёткая иерархия жанров. Их отныне разделяли на две категории – высокие и низкие. К первому виду причисляли живопись на темы истории, мифологии, религии, ко второму – портрет, пейзаж и натюрморт.
Высокие жанры наделяли глубоким, значительным смыслом, и прямо противоположное отношение было к низким. Смешение двух этих категорий было строго запрещено.
Портрет
Основные черты жанра задал «отец» классицизма Никола Пуссен. Именно в его «Автопортрете» сосредоточено главное художественное кредо: выразительные, несколько приукрашенные черты лица, чётко выдержанная композиция, строгость формы.
Ещё одним знаковым образцом позже стал запечатлённый на полотне самим собой Жак Луи Давид. Хорошо развился этот жанр классицизма и в Российской Империи. «Портрет Екатерины II» Левицкого, «Дмитрий Голицын» и «Григорий Орлов» Рокотова – показательные примеры.
Пейзаж
Природные ландшафты сделал неотъемлемой частью стиля классицизм Клод Лоррен. На его произведениях пейзаж органично дополняет руины построек и, в то же время, противостоит им. Налицо борьба вечного против тленного.
Прекрасные образцы классицизма Лоррена – «Пейзаж с Аполлоном и Марсием», «Утро в гавани», «Отплытие царицы Савской».
Натюрморт
По-своему развитие стиля проходило в Голландии. Там характерные черты классицизма наиболее чётко проявились в технике натюрморт в XVII-XVIII столетиях. Яркие представители – Виллем ван Алст, Абрахам Миньон.
Цветы и фруктыЯн ван Хёйсум
Наивысшего цвета нидерландский классицистический натюрморт достиг при Яне ван Хёйсуме. Он стал блестящим мастером жанра. «Цветы и плоды» ван Хёйсума – едва ли не эталонный образец позднего натюрморта.
Искусство итальянского Возрождения
Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.
Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок.
Л. да Винчи. Автопортрет
Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это — «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.
С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо — общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело — замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».
Микеланджело. Купол собора Св. Петра
Микеланджело. Оплакивание Христа
Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла
Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.
Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».
Рафаэль. Сикстинская мадонна
Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е — 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.
Тициан. Автопортрет
К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.
15 великих художников-классицистов
Никола Пуссен (1594-1665)
Этот мастер по праву считается одним из основоположников классицизма в живописи. Переехав в Рим, Пуссен постоянно учился, оттачивал навыки, экспериментировал с композицией. Художник одним из первых ставил главные акценты на локальном цвете и точности геометрических линий.
Клод Лоррен (1600-1682)
Великий мастер, который вывел искусство пейзажа на качественно новый уровень. На своих полотнах Лоррен играет с солнечным светом, изображает то утро, то полдень. Одинаково важную роль в его работах играют буйные краски природы и полуразрушенные строения.
Чем старше становился Лоррен, тем больше произведения перерастали рамки традиционного классицизма. Всё холоднее были тона, а общее настроение ставало отстранённым.
Жак Луи Давид (1748-1825)
Ведущий представитель второй волны французского классицизма. Его шедевр «Смерть Марата» не раз видел даже человек, совсем далёкий от живописи.
Став сторонником, а впоследствии придворным художником Наполеона, Давид сосредоточился на изображении батальных сцен и портретов высоких особ. Всё это работало на укрепление культурной мощи империи. После отречения Наполеона от престола Давид был вынужден бежать из Франции, и остаток лет прожил в Бельгии.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
Знаковый художник XIX века, который начинал в неоклассицизме, но постепенно только расширял стилевой диапазон. Из-за непрерывных экспериментов и поисков Энгр конфликтовал с истовыми академистами и романистами, прерывал отношения с модными выставками.
Под конец жизни мастер практиковал портретную живопись. В 82 года Энгр написал знаменитую «Турецкую баню» — шедевр жанра ню.
Антон Рафаэль Менгс (1728-1779)
Главный живописец-классицист в Германии. Его считают одним из наиболее видных портретистов в жанре.
Как верный адепт античных канонов, Менгс одной из главных задач ставил возврат массового интереса от рококо к классике. Помимо портрета, немецкий мастер сполна реализовал себя во фресках.
Генрих Фридрих Фюгер (1751-1818)
Ещё один видный представитель германского классицизма, большую часть творческой жизни провёл в Вене. Из-за этого он вошёл в историю как достояние Австрии. Наибольшее влияние на Фюгера оказал Менгс.
Живописец, как и его «наставник», работал в жанрах портрета и фрески. Фюгер также затрагивал мифологические, библейские сюжеты. Состоял в масонских ложах.
Бенджамин Уэст (1738-1820)
Художник, творивший в США, затем – в Англии. На Альбионе его и вовсе наградили прозвищем «американский Рафаэль».
Александр III Шотландский, спасен от нападения оленя бесстрашным Колином ФицджеральдомБенджамин Уэст
На своих полотнах Уэст изображал исторические события родины. Был близким другом и кумом президента Франклина.
Пьер Поль Прюдон (1758-1823)
Расцвет творчества этого француза – конец XVII – начало XVIII века. Прюдон, в основном, практиковал мифологические сюжеты с глубинной аллегорией. Кроме живописи, реализовал себя в создании классицистических интерьеров.
Антоний Бродовский (1784-1832)
Главный представитель стиля в Польше. Ученик выдающихся французских мастеров – Давида и Жерара.
Эдип и АнтигонаАнтоний Бродовский
Бродовский творил на родине. Основные направления – история, мифология, библейские сюжеты, портретная живопись.
Карл Брюллов (1799-1852)
Глыба русского классицизма. Как художник сформировался в Италии, затем творил на родине.
Брюллов был выдающимся портретистом. Кроме того, склонность к экспериментам и смешению жанров позволило специалистам называть его последователем Энгра.
Фёдор Рокотов (1735-1808)
Выдающийся русский мастер портретного классицизма. Рокотов запечатлевал на своих полотнах простой люд и высокие чины. К примеру, его перу принадлежат семейные портреты графов Воронцовых.
Дмитрий Левицкий (1735-1822)
Ещё один живописец, который реализовал себя в портретном классицизме. Левицкий отводил равнозначные роли работе со светом и расширению палитры оттенков. Одно из лучших его произведений – портрет Екатерины II.
Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807)
Итальянский пейзажЯкоб Филипп Хаккерт
Блестящий мастер пейзажа. Уроженец Германии, Хаккерт творил в Скандинавии, Франции, Италии. Пейзажи его играют богатыми насыщенными красками, нередко на них запечатлены морские сражения.
Николай Абильгор (1743-1809)
ПрощаниеНиколай Абильгор
Видный представитель неоклассицизма в Дании. Помимо живописи, работал со скульптурой, архитектурой. Его вдохновляли болонские, а затем – французские мастера поры Революции. Абильгор, в основном, творил на мифологические мотивы.
Литература
Русскоязычная
- История русского и советского искусства : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Д.В. Сарабьянова. — М.: Высшая школа, 1979. — 383 с.
- Бородина С.Б., Власова О.В. и др. Русские живописцы XVIII—XIX века : Биографический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 768 с.
- Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. — М.: Искусство, 1984. — 338 с.: ил.
- Даниэль С. М. От иконы до авангарда: Шедевры русской живописи. — СПб.: Азбука, 2000. — 363, с.: цв. ил. — ISBN 5-267-00328-X
- Даниэль С. М. Русская живопись: между Востоком и Западом: . — СПб.: Аврора, 2003 (Серия: Национальные школы живописи). — 335, с. — ISBN 5-7300-0767-1
Иностранная
↑ Пенсионеры Петра
Приглашенные иностранные мастера – живописцы могли обучать профессиональным навыкам письма, но определить внутренних дух русского искусства, выстроить его перспективу, они не могли. Это сделали русские мастера и в первую очередь воспитанники Петра – его пенсионеры Никитин Иван Никитич (около 1690 г. — приблизительно 1742 г.) и Матвеев Андрей Матвеевич (1701г.- 1739г.).
Иван Никитин. Портрет Петра1 1721 год фото
Никитин был сыном священника, пел в хоре, учил рисованию и арифметике курсантов в артиллерийской школе. Петр заметил его склонность к рисованию и отправил его на учебу в Италию.
Через четыре года он возвращается в Россию не просто скромным учеником, а зрелым мастером, со своим собственным взглядом на мир.
Подтверждением этого выглядит портрет императора Петра I, написанный в 1721 году. На портрете мы видим не венценосный лик монарха, а усталое, озабоченное лицо обычного человека с умными, проницательными глазами.
Подлинный талант художника проявлялся не только в мастерстве, с которым были написаны все портреты Никитина, но то, как он умел передавать нравственную позицию изображаемого человека.
Андрей Матвеев автопортрет с женой фото
В его портретах нет лести и идолопоклонства – только одна реальность.
Судьба Никитина трагична, как и судьбы многих незаурядных русских людей. После смерти Петра и начавшейся чехарды правителей, он примкнул к старорусской оппозиции. Был арестован, подвергся пыткам и сослан в Сибирь. По возвращении из ссылки умер в дороге.
Немногим счастливее была судьба и другого пенсионера Петра Андрея Матвеева. Пробыл в Голландии более 10 лет и вернулся на родину состоявшимся художником. Но полностью не смог раскрыть свое дарование и мастерство живописца. Все его время было занято декорированием царских и вельможных дворцов.
Но по тем немногим дошедшим до нас портретам понятно, что у Матвеева был верный глаз, точная рука и собственный стиль письма. Замечательное полотно «Автопортрет с женой” написано очень выразительно, живо и удивительно современно.
Антон Рафаэль Менгс (1728-1779).
Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773. Галерея Уффици, Флоренция.
Антон Рафаэль Менгс (1728-1779) также подустал от излишней пышности рококо, но не стал идти неведомыми тропами.
Он призывал объединить выверенность классических канонов античного искусства с лучшими находками мастеров Возрождения. Нужно взять всё лучшее у лучших. Что может быть проще?
Что ж, публика была только «ЗА». Самые знатные люди эпохи позировали Менгсу. Например, Курфюстр Фридрих Кристиан.
Антон Рафаэль Менгс. Курфюстр Фридрих Кристиан. 1751. Дворец Вайсенштайн.
Работа явно выполнена в классическом стиле. Никакой излишней драматизации барокко, скрупулёзной фотографической точности реализма и экспериментов со световыми эффектами импрессионизма.
Герой портрета выглядит, как идеальный представитель своего сословия. Дорогое одеяние, уверенный взгляд, гордая осанка, правильные черты лица. Немного полноват, но тогда это было признаком достатка.
Современники называли портреты Менгса слишком холодными. Но он всего лишь следовал точным правилам композиции, светотени и перспективы.
«Вкус к совершенству» Менгс демонстрирует и в своих религиозных картинах. Посмотрите на работу мастера «Рождество».
Антон Рафаэль Менгс. Рождество. 1772. Прадо, Мадрид.
Кажется, что перед нами картина эпохи Ренессанса. Нет, это Менгс. Живописец считал, что художники Возрождения обладали безупречным вкусом. И нет ничего плохого, чтобы им подражать.
Композиция «Рождества» выполнена в ренессансном стиле – чёткое разделение на мир земной и мир небесный. Позы, конечно, несколько наиграны. Но зато фигуры очень удачно расположены в пространстве. Также цвета идеально подобраны под стать сюжету.
Если бы Менгс жил в XVI веке, то однозначно был бы записан в список величайших художников Ренессанса. Наравне с Рафаэлем и Тицианом. Но этого не случилось, так как он просто шел по их стопам. Пусть и очень мастерски.
Но однажды Менгс перестарался. И чуть ли не был записан в мошенники. Не то, что в великие мастера. И связана эта история с его знаменитой работой «Юпитер целует Ганимеда».
Антон Рафаэль Менгс. Юпитер целует Ганимеда. 1758.Национальная галерея, Рим.
Именно эта картина навсегда рассорила Менгса с его учителем Иоганном Винкельманом. Последний принял картину за античный подлинник: настолько точно скопировал Менгс стиль древних мастеров.
Более того, он даже внёс полотно в свою искусствоведческую книгу, чем сильно навредил своей репутации, когда обман раскрылся.
Что за авантюрные мысли обуревали Менгса так поступить, неизвестно. Но правду об авторстве он открыл только перед смертью.
Как бы не ругали Менгса за «холодность и неискренность», но всё же невозможно не признать его достижения. Менгс сначала консервировал классические традиции в живописи, а затем перерождал их в обновлённый стиль — неоклассицизм.
Искусство Западной Европы в XVIII веке
К концу жизни Людовика (1715) Франция была уже далеко не столь могущественна, как во второй половине XVII столетия. Век пышных празднеств и искусства «большого стиля» ушел в прошлое. Ему на смену приходит камерное искусство аристократических салонов — рококо, искусство абсолютно светское (хотя оно и обращается нередко к образам Священного Писания) — одно из выражений процесса секуляризации всей культуры XVIII столетия.
XVIII век принято называть веком Просвещения, хотя в действительности его идеалы формировали культуру и искусство только со второй половины столетия. Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789—1794 гг., однако, она стала их крушением.
Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI—XVII вв., достаточно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Стерна, «Кандида» Вольтера и «Страдания молодого Бергера» Гёте, музыку Баха, Моцарта, Глюка или Гайдна.
Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) —характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти особенности художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.
Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В лишенной национального единства Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции, уже прочно ставшей законодательницей новых художественных веяний, прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством, по сути, подготавливал романтизм нового столетия. Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины.
Итальянский кинематограф
Стабильное развитие кинематографа в Италии началось после окончания Второй мировой войны. Именно в это время итальянское кино получило всемирное признание и возникло национальное направление под названием неореализм.
Первыми известными кинокартинами итальянских режиссеров стали «Рим – открытый город», снятый в 1945 году Роберто Росселини, «Дорога», показанный зрителям в 1954 году и снятый режиссером Федерико Феллини. В 50-х-60-х годах прошлого века итальянское кино ощутило на себе серьезное влияние обновленного кинематографа Франции. К новым фильмам итальянских режиссеров относятся «Приключение» (1961) -режиссер Микеланджело Антониони, «Сладкая жизнь» (1960 год) режиссера Феллини и «Генерал делла Ровере», снятый в 1959 году Роберто Росселини.
Позже в кинематографе Италии появляются жанры сатиристичекая комедия, фантастика, историческое кино. На всем протяжении XX века итальянские режиссеры, сценаристы и актеры не переставали радовать шедеврами киноискусства зрителей не только своей страны, но и всего мира.
Помимо перечисленных выше составляющих культура Италии также включает в себя национальные традиции, религию, футбол, моду и др. Итальянцы свято чтут и оберегают свои исторические памятники, произведения искусства, культурные и семейные ценности, уважительно относятся к церкви. Побывав в Италии, вы заметите, что жители этой страны образованные и культурные люди, которым хорошо известна не только история их государства, но и самые заковыристые правила этикета.