2 вариант
1. Характерная черта развития стран Восточной Европы в послевоенный период — это
1) падение влияния коммунистов
2) проведение приватизации и либерализации цен
3) строительство социализма по советскому образцу
4) расширение сотрудничества с Западной Европой
2. «Доктриной Брежнева» называют
1) идею сближения Запада и Востока
2) доктрину «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма
3) идею ограниченного суверенитета социалистических стран
4) план восстановления хозяйства Восточной Европы
3. В ходе проведения демократических реформ в 1990-е гг. страны Восточной Европы столкнулись с проблемой
1) отсутствия руководящих кадров
2) усиления социального расслоения
3) противодействия Организации Варшавского договора
4) активного противодействия коммунистов реформам
4. Государство, прекратившее существование в 1990-е гг., — это
1) ГДР
2) Румыния
3) Венгрия
4) Болгария
5. Ввод войск ОВД в Венгрию произошел в
1) 1956 г.
2) 1968 г.
3) 1959 г.
4) 1989 г.
6. Распад Чехословакии на Чехию и Словакию произошел в
1) 1990 г.
2) 1991 г.
3) 1993 г.
4) 1994 г.
7. Межэтническая и межрелигиозная война в Боснии происходила в
1) 1989-1992 гг.
2) 1992-1995 гг.
3) 1999-2002 гг.
4) 2003-2005 гг.
8. Установите соответствие между страной и событием.
Страна
А) Венгрия
Б) Германия
В) Югославия
Событие
1) объединение страны
2) ввод войск ОВД в 1956 г.
3) начало Гражданской войны
4) создание профсоюза «Солидарность»
Ответы на тест по истории Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы, 1945-2007 года1 вариант
1-2
2-4
3-1
4-4
5-2
6-3
7-4
8-4322 вариант
1-3
2-3
3-2
4-1
5-1
6-3
7-2
8-213
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
- Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
- Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
- Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
- Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
- Графство Триполи;
- Княжество Антиохия;
- Графство Эдесское.
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Основные идеи Жана Кальвина
Основой взглядов Кальвина является учение об абсолютном (Божественном) предопределении, по которому судьба каждого человека предопределена Богом.
Кальвинизм прижился во многих странах Западной Европы (Швейцария, Франция, Нидерланды), потому что провозглашал главными ценностями христианства: неустанный труд, осторожность в делах, сведение к минимуму расходов. Если следовать положениям теории кальвинизма, то каждый верующий служит своим трудом Богу, и своими стараниями он должен раскрыть в полной мере предначертания Бога
Если следовать положениям теории кальвинизма, то каждый верующий служит своим трудом Богу, и своими стараниями он должен раскрыть в полной мере предначертания Бога.
В своих религиозных идеях Кальвин убрал из церкви всё, что не определено Библией. Он призывал соблюдать морально-этические принципы мирского аскетизма, что требовало от человека посвящать свою земную жизнь труду.
Основные идеи
Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:
Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати
Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.
Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.
Последователи кальвинизма признаю́т богодухновенность только одного Священного Писания, поэтому один из главнейших документов является тезис Sola scriptura (эти слова переводятся с латинского как «только Писание»). Управление паствой происходит посредством создания специальных общин или органов, называемых пресвитериями, в состав которых входят наиболее достойные граждане из числа посещающих церковь. При этом все священники равны перед собой и прихожанами; их роль — не спасение людей, а поддержание атмосферы, способствующей общению с Богом.
Солдаты Христа
На идеологический вызов со стороны ереси Церковь обычно отвечала формированием новых духовных орденов. Так было в XII в., когда для борьбы с еретическими движениями создали орден доминиканцев, а позднее и орден францисканцев. Постепенно уже существующие ордены коррумпировались, что приводило к необходимости создания новых.
Ударной силой католической реформации стал орден иезуитов. Он был основан испанским дворянином Игнатием Лойолой (1491 — 1556). В молодости Лойола сражался против французов, был тяжело ранен и искалечен. Оправляясь после ранения в родном замке, он читал религиозную литературу и обратился к вере. Затем последовали паломничества по святым местам, в том числе в Иерусалим, и долгие годы учёбы в Барселоне, Саламанке и Париже. В 1534 г. Игнатий Лойола стал доктором богословия Парижского университета.
В XVI и XVII вв. орден иезуитов процветал. Он активно боролся с протестантизмом, занимался образовательной и миссионерской деятельностью. Иезуитские богословы Петер Канизий (1521 — 1597) и Роберто Беллармино (1542 —1621) прославились как ловкие антипротестантские полемисты. Иезуитские проповедники отправлялись в земли, где победила Реформация, для поддержки оказавшихся в условиях подполья католиков. Во многих странах — Чехии, Польше, Италии иезуитам удалось добиться выдающихся успехов в борьбе за умы.
Очень успешна была и миссионерская деятельность иезуитов. Этот орден эффективно использовал возможности, возникшие в эпоху Великих географических открытий. Святой Франциск Ксаверий (1506— 1552), сподвижник Лойолы и блестящий оратор, в 1541 г. отправился проповедовать в Индию, откуда проследовал на Цейлон (Шри-Ланку) и в Японию. Католическая церковь считает его самым успешным проповедником после святого Павла, т. к. в результате деятельности святого Франциска в Азии возникли христианские общины, насчитывавшие около миллиона человек. Посланники ордена смогли проникнуть даже в такие недоступные для европейцев районы, как Китай и Тибет. В Канаду иезуиты прибыли вместе с французскими колонистами и сумели завоевать авторитет среди индейских племён.
Гораздо более обоснованными выглядят обвинения в том, что иезуиты стали вдохновителями репрессивной политики в католических странах.
С учением Жана Кальвина школьники знакомятся в 7 классе на уроках истории. Французский правовед и богослов Жан Кальвин (1509 — 1564 гг.) окончил университеты в Париже и Орлеане.
Помимо реформистской деятельности, в биографии Жана Кальвина присутствует научная и преподавательская деятельность, посредством которой он распространял свои главные идеи.
Орден иезуитов а наши дни
Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным.
Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих сво й подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.
Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).
Источник – А.А. Быков “И. Лойола, его жизнь и общественная деятельность” (1890 г.), Д.Е. Михневич “Очерки из истории католической церкви (Иезуиты)”,(1953 г.), С.Г. Лозинский “История папства”, (1986 г.)
Особенности проведения крестьянской реформы в национальных окраинах
13 октября 1864 года было издано «Положение» об отмене крепостного права в Тифлисской губернии. 13 октября 1865 года это «Положение» было распространено на Западную Грузию, а 1 декабря 1866 года – Мингрелию.
Удельные крестьяне в России получили своё название в 1797 г., когда был образован Департамент уделов для управления землями и крестьянами, принадлежавшими императорскому дому. Ранее они назывались дворцовыми. На основании указов 20 июня 1858 года и 26 августа 1859 года они получали личную свободу и право «перехода в городские и другие свободные сельские состояния». В течение 2-х лет (1863 – 1865) удельные крестьяне был переведены на выкуп. Наиболее значительными были выступления удельных крестьян в Поволжье и на Урале, где условия реформы оказались особенно неблагоприятными.
Идеи Реформации и восстание в Нидерландах
Идеи Реформации получили широкое распространение в находившихся под испанским господством Нидерландах, имевших высокие доходы от торговли. Испанские монархи рассматривали страну как неиссякаемый источник обогащения, поэтому налоги, которые постоянно росли, стали настоящим бичом для населения. Не удивительно, что и буржуазия, и дворянство, и крестьянство ненавидели испанцев и католическую церковь. В 1550–1560-х гг. в стране усилилось влияние кальвинистов. Повсеместно стали возникать протестантские общины, возглавляемые богатыми горожанами. Дворяне, оппозиционно настроенные к испанским Габсбургам, согласилась защищать кальвинистскую церковь, которая располагала деньгами и имела влияние на народ.
В 1566 г.стихийно началось и быстро охватило всю страну иконоборческое восстание. Восставшие громили католические храмы, монастыри, уничтожали иконы истатуи святых (отсюда название восстания). Напуганная размахом народных волнений, дворянская оппозиция стала помогать испанцам. Витоге иконоборческое восстание было подавлено. Однако оно положило начало длительному периоду вооруженной борьбы Нидерландов против испанского владычества. Наряду собедневшим дворянством значимую роль вней сыграла разделявшая взгляды Кальвина буржуазия. Это была настоящая буржуазная революция.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.
Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.
Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.
Реформация и крестьянская война в Германии
В XVIв. движение за реформу католической церкви началось вГермании сдеятельности выходца из бюргерской среды монаха Мартина Лютера. Именно он положил начало массовому движению за Реформацию, вывесив в октябре 1517 г. на дверях церкви в городе Виттенберге обращение кученым идуховенству, вкотором осуждалась продажа индульгенций иутверждалось, что они не могут ни освободить душу из чистилища, ни отменить совершённый грех. Втечение нескольких недель послание Лютера было напечатано и распространено по Европе.
Когда весть о выступлениях Лютера дошла до Рима, папа ЛевX обвинил вереси «дерзкого виттенбергского монаха» и предал его проклятию. Вответ Лютер объявил самого папу еретиком ипублично сжег папскую буллу (грамоту), тем самым окончательно порвав сримской католической церковью. В1521г. союзник папы, император КарлV, вызвал Лютера на Имперский сейм (собрание представителей сословий Священной Римской империи) вгороде Вормсе ипотребовал отречься от своих взглядов.
Сущность учения Лютера о спасении души человека составляли три положения: «Только верой, только благодатью, только Писанием». Великий реформатор считал, что люди могут достичь спасения исключительно верой в Божью милость. Истинно преданным Бог дарует свою благодать. При этом ни общение со священниками, ни таинства не являются обязательными для спасения. Лютер также отвергал авторитет Святого Престола как посредника между Богом иверующими: «Папа не является судьей вделах, относящихся кслову Божьему и вере». Единственным руководством для христианина, по Лютеру, является Священное писание — Библия. Лютер перевел Библию на немецкий язык и проводил службы по-немецки, чтобы прихожане могли понимать, о чем говорит проповедник.
Лютер также упростил религиозные службы и ритуалы. Он выступал за то, чтобы священникам было разрешено жениться, ведь Библия этого не запрещает. Введенные им изменения были приняты лютеранскими церквами, основанными последователями Лютера.
Идеи Лютера получили широкое распространение в Германии. Многие священники поддержали его критику церковных злоупотреблений. Горожане приветствовали реформы Лютера, поскольку были недовольны большими церковными налогами в пользу Рима. Городские власти, вставшие на сторону Лютера, захватывали церковную собственность и основывали независимые церкви.
Германские князья поддержали Лютера и его последователей, так как стремились к независимости от императора Священной Римской империи. Как и горожане, они присваивали церковные земли и прекращали отправлять налоги в Рим.
Реформы Лютера привлекали и крестьян, и городских бедняков. Низшие слои населения стремились освободиться не только от власти католической церкви и тяжелого бремени церковных налогов, но и от всех угнетателей вообще.
В 1524 г. в Германии началась Крестьянская война. Крестьяне в Южной Германии подняли вооруженное восстание против знати и церкви. Они требовали права выбирать собственного священника, собирать дрова и охотиться в хозяйских лесах, прекращения увеличения феодальных повинностей.
Однако Лютер не поддержал крестьянское восстание. Он подчеркивал, что его реформа базируется на покорности существующим порядкам и властям. Лютер встал на сторону знати — князей и дворян, безжалостно подавивших восстание.
Иезуиты и реформация-схватка насмерть
Чтобы отстаивать первенство папского престола Павел III прислал множество своих приверженцев под видом легатов а, кроме того, просил Лойолу командировать на собор лучших богословов. Иезуиты явились в Тридент и стали вмешиваться во все учено-богословские споры. Временами разногласия доводили чуть ли не до рукопашной. Заседания прерывались на годы. Закрылся собор только в 1563 году. И разумеется победой папской группировки.
Он помог папам сплотить и двинуть в наступление силы католической реакции. Он облегчил распространение иезуитов по странам Западной Европы, но это не значит, что орден иезуитов совершал там триумфальное шествие.
Напротив, “Общество Иисуса” постоянно сталкивалось с серьезными препятствиями – следствие крайней сложности классовых, национальных, международных и религиозных отношений того времени. Например, исключительные трудности испытывали иезуиты, пытаясь обосноваться в Испании. К первым иезуитам, прибывшим в страну в 1543 году, Карл V отнесся с крайней неприязнью. Он отказался взять к себе в духовники члена “Общества Иисуса”. Ободренные этим, старые ордена резко выступили против новоявленных конкурентов.
В Португалии иезуитам повезло с самого начала. Король этой страны Иоанн III, искавший верных средств к истреблению ереси, обратился к папе с просьбою прислать иезуитов. Лойола избрал для этой миссии двоих иезуитов. После 1543 года у большинства аристократов Португалии духовниками были иезуиты. Вскоре они проникли в Бразилию, в 1549 году утвердились там.
Проникнуть во Францию иезуитам стоило больших трудов. Когда еще зарождался их орден в этой стране два десятилетия распространялось лютеранство. Позже туда проник кальвинизм. Политика сторонников укрепления королевской власти и территориального единства Франции породила галликанизм – движение за создание французской национальной церкви, независимой от Рима. Попытки легализоваться, первоначально предпринятые иезуитами во Франции, окончились неудачей. Парижский парламент и Сорбонна осудили последователей Лойолы.
Генерал иезуитов предложил притаиться. В 1547 году на престол вступил Генрих II, муж знаменитой Катарины Медичи; благодаря итальянской принцессе, иезуиты нахлынули во Францию и пользовались политическим влиянием.
В Нидерландах иезуитам противостояло мощное национально-освободительное движение народа, религией которого были, главным образом, кальвинизм и лютеранство. Первые шаги иезуитов в стране были осторожны. Но постепенно число их возросло, были основаны коллегии в Антверпене, Мастрихе, Брюсселе, Генте и в других больших городах.
Особое внимание иезуитов привлекла Германия – родина реформации. Первые этапы религиозной и политической борьбы прошли без участия иезуитов
Настоящее наступление на Германию началось в 1542 году
Орден Лойолы с большой ловкостью использовал сложнейшую обстановку в этой стране, где религиозный вопрос имел первостепенную политическую важность. В землях католических князей иезуиты основывали свои коллегии, захватывали университеты.
Вскоре к ним стали прибывать подкрепления из “Германской коллегии”, которую папа и Лойола учредили в Риме
Нарушения прав протестантов все учащались. Затем начались форменные гонения: закрытие протестантских церквей, изгнание и убийства пасторов, насильное “обращение” населения в католицизм. В Баварии, Австрии, Тироле, Чехии, Швабии и других землях католический лагерь, в котором видную роль играли иезуиты, перешел в наступление. Хотя католики во всей Германии составляли не больше трети населения, их лагерь обнаружил больше сплоченности, чем протестантский.
Таковы были первые годы жизни ордена иезуитов, созданного Лойолою. В 1549 году умер Павел III и на престол вступил Юлий III. Этот папа также покровительствовал ордену и дал ему еще несколько привилегий. Юлия III сменил Марцелл в 1555 году, проживший на престоле всего 23 дня, и затем папою был избран недруг Лойолы, кардинал Караффа под именем Павла IV. Новый первосвященник относился к ордену сдержанно. Больной генерал скончался 31 июля 1556 года, не назначив себе преемника. Претендентами на главенство в ордене явились Паланка, Бобадилья и Лайнец. Последний одержал верх на выборах 2 июля 1558 года, и Павел IV признал его вторым генералом иезуитов.
Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.
Восточная европа
Почти сразу после возникновения кальвинизм распространился в Венгрии и Речи Посполитой. Властители венгерского княжества Трансильвании приняли Гельветское исповедание (1567 г.). Они образовали Венгерскую реформатскую церковь, прихожане которой составляют пятую часть современных религиозных венгров.
В Речи Посполитой доктрина привлекла внимание дворян (шляхты), но ее авторитет упал из-за проповедей антитринитариев (польских братьев и социан). В 1570 г
кальвинисты и другие протестанты подписали Сандомирский договор для борьбы против католиков, но в процессе Контрреформации попытки распространить кальвинизм были уничтожены в Речи Посполитой. Польша и Литва продолжили исповедовать католицизм.
Поиски новых путей. 1968 год в Чехословакии
В 1960-е годы в ряде восточноевропейских стран были начаты экономические реформы. В ГДР вводилась новая система планирования, создавались отраслевые объединения народных предприятий, действовавшие на хозрасчётной основе. В Чехословакии реформа предусматривала техническую реконструкцию промышленности, увеличение самостоятельности предприятий, применение хозрасчёта. В Болгарии также внедрялся хозрасчёт, осуществлялась концентрация производства в государственных хозяйственных объединениях (ГХО) и аграрно-промышленных комплексах (АПК). В Румынии вводилась следующая хозяйственная структура: предприятие, действующее на основе хозрасчёта, — промышленное объединение с функциями текущего планирования — отраслевое министерство с функциями перспективного планирования.
Стремление к совершенствованию существовавшего строя не ограничивалось экономикой. Возник также вопрос о переменах в политической сфере. Это наглядно показали события в Чехословакии. В апреле 1968 г. на пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Чехословакии была принята «Программа действий», направленная на реформирование партии, всех сторон жизни общества. Её предложила группа партийных руководителей — А. Дубчек, Й. Смрковский, 3. Млынарж, О. Черник и другие (некоторые из них учились после войны в СССР), — выступавших за обновление системы, за «социализм с человеческим лицом».
В «Программе действий» говорилось:
Прага. Август 1968 г.
Идеологи «пражской весны» (так назвали современники новый курс чехословацких руководителей) критиковали прежнее партийное руководство, предлагали устранить монополию (но не руководящую роль) партии в управлении обществом, изменить экономическую политику, преодолеть изоляцию от мирового рынка. Руководители СССР и других восточноевропейских государств увидели в этом угрозу основам социалистической системы. 21 августа 1968 г. войска СССР и ещё четырёх государств — участников Организации Варшавского договора вошли в Чехословакию. Пражских реформаторов привезли в Москву, где им заявили, что считают ситуацию критической, и принудили их подписать просьбу об оказании Чехословакии «интернациональной помощи». Советские танки спустя двадцать с лишним лет снова оказались на улицах Праги. Но теперь их встречали не так, как в 1945 г.
Последовала смена партийного и государственного руководства Чехословакии. Власть возглавили умеренные деятели, в том числе люди, известные своим участием в антифашистской борьбе в годы войны, — Г. Гусак (он встал во главе КПЧ) и Л. Свобода (президент страны с марта 1968 г.). Реформаторы оказались в отставке или в эмиграции. Так закончилась «пражская весна».
Использованная литература: Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX — начало XXI века.
Орден иезуитов — начало
С самого начала своей деятельности орден иезуитов смог создать себе громкое имя. Ведь они не стали запираться в монастырях, а наоборот предпочитали путешествия и постоянные проповеди простому народу на улицах городов. Всего за 50 лет иезуиты стали одними из самых влиятельных обществ Европы XVI века. Заметив их успехи, множество монархов Европы стали поддерживать их начинания.
Орден иезуитов
В чем причина их успеха? Орден иезуитов проповедовал аскезу и доброту, они брали на обучение сирот, лечили людей больных чумой и сифилисом. Также орден организовывал массовые католические карнавалы и основал множество университетов по всей Европе. К примеру, во Франции в иезуитских коллегиумах училось более 40 тысяч учеников, в число которых входили Декарт, Монтескье и Мольер. При этому, следует отметить, бедные дети учились бесплатно. Такие учебные заведения были не только очагами распространения идей иезуитов, но и в целом светочем европейского образования. Считается, что современная педагогика до сих пор не смогла превзойти систему обучения и воспитания иезуитов.
Орден иезуитов участвовал в экспедициях в Латинскую Америку. Там они занимались запугиванием местных жителей картинами ада. Поговаривают, что львиную долю доходов орден получил именно там. Ведь многие иезуиты с радостью занимались грабежом языческих храмов.
Как не сложно догадаться, такая деятельность привлекала к себе много внимания, и не всегда оно было положительным. Главным лозунгом оредена еще при жизни основателя стал «труп в руках хозяина», то есть Папы. Многие члены ордена были настоящими фанатиками, которые были готовы практически на все.
Раскол Европы на католиков и протестантов
С помощью конкретных фактов докажи, что христианская Европа в XVI веке делилась на три части. Попробуй оценить действия Филиппа II и Григория XIII с двух разных позиций: испанского инквизитора-иезуита и нидерландского купца-кальвиниста. Сделай вывод по проблеме.
Опорой Контрреформации стал испанский Габсбург Филипп II. Тщедушный и с рождения слабый здоровьем, он унаследовал от отца веру в то, что на его долю выпала особая миссия — сохранить величие Испании и не дать протестантизму распространиться по Европе. Он всячески поддерживал орден иезуитов и инквизицию, которая в Испании действовала особенно жестоко.
Филипп II не пощадил даже Нидерланды — наиболее ценное из своих владений. Они давали казне в 4 раза больше доходов, чем американские колонии. Жители вольнолюбивых нидерландских городов привыкли свободно общаться с верующими разных религий. Филипп II, мечтавший восстановить господство Католической церкви, ввёл в Нидерландах инквизицию. Он заявлял: «Если бы мой сын был еретиком, я сам сложил бы костёр, чтобы сжечь его».
Итоги «шоковой терапии»
Либерализация, приватизация, освобождение цен и другие экономические реформы в первое время имели негативные последствия, которые назвали «шоковой терапией». Власти стремились провести реформы быстро, пользуясь революционными настроениями граждан. Наиболее радикальными были реформы в Польше. В других странах они проходили мягче, но быстро и последовательно.
Изменения экономической системы привели к спаду производства, росту цен, инфляции, безработицы. Увеличился разрыв между богатыми и бедными. Во всех странах упал уровень жизни, уменьшилась ее продолжительность. Упала рождаемость, выросла преступность. Все эти проблемы усугубились к середине 1990-х гг. Но к концу 1990-х гг. почти во всех странах начались перемены к лучшему.
Первыми побороли инфляцию и остановили рост безработицы Польша, Чехия, Венгрия, Словения. Они быстрее других вышли на высокий уровень развития экономики. После массовой приватизации 80% предприятий перешло в частную собственность. По ВВП на душу населения эти страны приблизились к развитым капиталистическим державам.
Одной из самых бедных стран Европы стала Албания. Коррупция правящей верхушки, отсутствие демократических традиций привели к глубокому кризису. В 1997 году в Албании произошло восстание. «Власть толпы» ликвидировала государственные институты. Государство поверглось в хаос.